Стадии развития психики по леонтьеву

9. Стадии и уровни развития психики животных (А.Н. Леонтьев, К.Э. Фабри)

А.Н.Леонтьев, рассматривая эволюционное развитие психики, выделяет три стадии: стадию элементарной сенсорной психики, стадию перцептивной психики, стадию интеллекта. Примитивные формы психики можно обнаружить даже у мельчайших одноклеточных животных. Первичная, наиболее примитивная стадия психики – элементарная сенсорная психика. Она характеризуется тем, что животное реагирует на отдельные изолированные абиотические свойства объектов. На данной стадии активность животного носит целостные нерасчлененный характер, его поведение представляет собой однофазный акт, протекающий от возникновения ощущения к результату. Способность к обучению минимальна и в основном выражается в привыкании. Более высокая стадия – перцептивная психика. Она характеризуется способностью реагировать не на изолированные свойства объектов, а на целостные предметы. Действительность воспринимается в форме образов вещей. Эта стадия характеризуется бурным развитием головного мозга. Важной особенностью этой стадии является тот факт, что основу всех форм поведения составляют инстинктивные действия, то есть генетически наследуемые элементы поведения. Большую роль в реализации инстинктов играет научение. Появляются многообразные виды активности животных (навыки, игра). Наиболее высокоорганизованные млекопитающие (человекообразные приматы) достигают самой высокой стадии развития психики в животном мире – интеллектуальной. Эта стадия предполагает отражение мира в форме целостных ситуаций, состоящих из нескольких компонентов. Животное способно не просто воспринимать предметы, но и установить значимые связи между ними. Интеллектуальная стадия характеризуется: — активным использованием «орудий», — явлением инсайта (мгновенное нахождение решения задачи без видимой наблюдателю фазы проб и ошибок), — закреплением эффективного способа решения после единственной успешной попытки, — возможностью переноса способа решения на широкий класс схожих задач, — способностью решать «двухфазные» задачи, то есть к объединению в рамках одной задачи двух уже сформированных операций. Но все же интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологических потребностей. (примеры: МГУ, стр.85-89)

Позднее на основе новейших зоопсихологических данных К.Э. Фабри развил взгляды Леонтьева и разработал концепцию развития психики Леонтьева-Фабри. Фабри сохраняет лишь первую и вторую стадии, растворяя стадию интеллекта в стадии перцептивной психики по причине трудности разделения "интеллектуальных" и "неинтеллектуальных" форм поведения высших млекопитающих (он отрицал существование интеллектуальной стадии развитии психики у животных). В данной концепции выделяются 2 стадии: 1 – стадия элементарной сенсорной психики (2 уровня: низший и высший), 2 — стадия перцептивной психики (3 уровня: низший, высший, наивысший). В основе выделения этих двух стадий развития психики лежат основные характеристики способов получения информации об окружающем мире, Для первой стадии характерен сенсорный способ или уровень ощущений; для второй – перцептивный способ или уровень восприятия. Каждая из стадий развития психики и поведения животных и соответствующие ей уровни характеризуются определенным сочетанием двигательной активности и форм психического отражения, причем в процессе эволюционного развития то и другое взаимодействуют друг с другом. Совершенствование движений ведет к улучшению приспособительной деятельности организма. Эта деятельность, в свою очередь, способствует улучшению нервной системы, расширению ее возможностей, создает условия для развития новых видов деятельности и форм отражения. То и другое опосредуется совершенствованием психики.

Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри)

Стадии и уровни психического отражения, его характеристика Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем Виды живых существ, достигших этого уровня развития.
I. Стадия элементарной сенсорной психики
  1. Низший уровень.

Примитивные элементы чувствительно­сти. Развитая раздражимость.

Четкие реакции на биологи­чески значимые свойства среды через изменение скорости и на­правления движения. Элемен­тарные формы движений. Сла­бая пластичность поведения. Несформированная способ­ность реагирования на биологи­чески нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая, нецеленаправ­ленная двигательная активность. Простейшие. Многие низшие многоклеточные организ­мы, живущие в водной среде
  1. Высший уровень.

Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипулирова­ния — челюстей. Способность к формированию элементарных условных рефлексов

Четкие реакции на биологи­чески нейтральные раздражите­ли. Развитая двигательная ак­тивность (ползание, рытье в грунте, плавание с выходом из воды на сушу). Способность из­бегать условий среды, уходить от них, вести активный поиск положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и науче­ние играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные про­граммы Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улит­ки), некоторые другие беспо­звоночные
II. Стадия перцептивной психики
  1. Низший уровень.

Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Ин­теграция, объединение воздей­ствующих свойств в целостный образ вещи. Главный орган манипулирования — челюсти

Формирование двигательных навыков. Преобладают ригидные, генетически запрограммированные компоненты. Двигательные способности весьма ­сложны и разнообразны (ныряние, ползание, ходьба, бег, прыжки, лазанье, полет и др.). Активный поиск положитель­ных раздражителей, избегание отрицательных (вредных), раз­витое защитное поведение. Рыбы и другие низшие позвоночные, а также отчасти некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие и головоногие моллюски). Насекомые
  1. Высший уровень

Элемен­тарные формы мышления (ре­шение задач). Складывание определенной «картины мира»

Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Способность к научению Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие)

  1. Наивысший уровень

Выде­ление в практической деятель­ности особой, ориентировочно-исследовательской, подго­товительной фазы. Способ­ность решать одну и ту же за­дачу разными методами. Перенос однажды найденного прин­ципа решения задачи в новые условия. Создание и использо­вание в деятельности примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действи­тельности независимо от на­личных биологических потребностей. Непосредственное усмотрение и учет причинно-следственных связей между явлениями в практических действиях (инсайт)

Выделение специализирован­ных органов манипулирования: лап и рук. Развитие исследова­тельских форм поведения с ши­роким использованием ранее приобретенных знаний, умений и навыков

Обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины)

Каталог:files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ

Поделитесь с Вашими друзьями:

І СЕМЕСТР МОДУЛЬ 3

Лекция № 3 (9) Тема: «Развитие форм психического отражения у животных»

План

1. Стадии и уровни развития психики и поведения животных.

2. Низший уровень стадии элементарной сенсорной психики.

3. Высший уровень стадии элементарной сенсорной психики.

4. Стадия перцептивной психики (Индивидуально изменчивое поведение).

5. Интеллектуальное поведение животных.

Стадии и уровни развития психики и поведения животных.

Вся история развития психики и поведения животных, согласно концепции А.Н.Леонтьева и К.Эфабри, делится на ряд стадий и уровней (табл. 1.1). Выделяется две стадии: элементарной сенсорной психики и перцептивной психики. Первая включает в себя два уровня: низший и высший, вторая – три уровня: низший, высший и наивысший.

Таблица 1.1

Стадии и уровни развития психики и поведения животных
(по А.Н.Леонтьеву и К.Э.Фабри)

Стадии и уровень психического отражения, его характеристика Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем Виды живых существ, достигших этого уровня развития
1. Стадия элементарной сенсорной психики А. Низший уровень. Примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражимость. А. Четкие реакции на биологически значимые свойства среды через изменение скорости и направления движения. Элементарные формы движений. Слабая пластичность поведения. Несформированная способность реагирования на биологически нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая, нецеленаправленная двигательная активность. А. Простейшие. Многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде.
Б. Высший уровень. Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования — челюстей. Способность к формированию элементарных условных рефлексов. Б. Четкие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность (ползание, рытье в грунте, плавание с выходом из воды на сушу). Способность избегать неблагоприятных условий среды, уходить от них, вести активный поиск положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы. Б. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные.
Стадии и уровень психического отражения, его характеристика Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем Виды живых существ, достигших этого уровня развития
II. Стадия перцептивной психики.

Стадии и уровни развития психики животных (А.Н. Леонтьев, К.Э. Фабри)

А. Низкий уровень. Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Интеграция, объединение воз-действующих свойств в целостный образ вещи. Главный орган манипулирования — челюсти.

А. Формирование двигательных навыков. Преобладают ригидные, генетически запрограммированные компоненты. Двигательные способности весьма сложны и разнообразны (ныряние, ползание, ходьба, бег, прыжки, лазанье, полет и др.). Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных (вредных), развитое защитное поведение. А. Рыбы и другие низшие позвоночные, а также (отчасти) некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие и головоногие моллюски). Насекомые.
Б. Высший уровень. Элементарные формы мышления (решение задач). Складывание определенной "картины мира". В. Наивысший уровень. Выделение в практической деятельности особой, ориентировочно-исследовательской, подготовительной фазы. Способность решать одну и ту же задачу разными методами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование в деятельности примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей. Непосредственное усмотрение и учет причинно-следственных связей между явлениями в практических действиях (инсайт). Б. Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Способность к научению. В. Выделение специализированных органов манипулирования: лап и рук. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенных знаний, умений и навыков. Б. Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие). В. Обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины).

Каждая из стадий и соответствующие ей уровни характеризуются определенным сочетанием двигательной активности и форм психического отражения, причем в процессе эволюционного развития то и другое взаимодействуют друг с другом. Совершенствование движений ведет к улучшению приспособительной деятельности организма. Эта деятельность, в свою очередь, способствует улучшению нервной системы, расширению ее возможностей, создает условия для развития новых видов деятельности и форм отражения. То и другое опосредствуется совершенствованием психики.

Стадия элементарной сенсорной психики характеризуется примитивными элементами чувствительности, не выходящими за пределы простейших ощущений. Эта стадия связана с выделением у животных специализированного органа, осуществляющего сложные манипулятивные движения организма с предметами внешнего мира. Таким органом у низших животных являются челюсти. Они заменяют им руки, которые есть только у человека и некоторых высших животных. Челюсти сохраняют свою роль как орган манипуляций и исследования окружающего мира в течение длительного периода времени, вплоть до освобождения передних конечностей животного для этой цели.

Низший уровень стадии элементарной сенсорной психики, на котором находятся простейшие и низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде, характеризуется тем, что здесь в достаточно развитом виде представлена раздражимость — способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия среды повышением уровня своей активности, изменением направления и скорости движений. Чувствительность как способность реагировать на биологически нейтральные свойства среды и готовность к научению методом условных рефлексов еще отсутствует. Двигательная активность животных еще не имеет поискового, целенаправленного характера.

Следующий, высший уровень стадии элементарной сенсорной психики, которого достигают живые существа типа кольчатых червей и брюхоногих моллюсков, характеризуется появлением первых элементарных ощущений и челюстей как органа манипулирования. Изменчивость поведения здесь дополняется появлением способности к приобретению и закреплению жизненного опыта через условнорефлекторные связи. На этом уровне уже существует чувствительность. Двигательная активность совершенствуется и приобретает характер целенаправленного поиска биологически полезных и избегания биологически вредных воздействий.

Виды приспособительного поведения, приобретаемые в результате мутаций и передаваемые из поколения в поколение благодаря естественному отбору, оформляются в качестве инстинктов — наследственно закрепленных, структурно и функционально довольно жестких систем целесообразно устроенных органических и поведенческих реакций.

Качественный скачок в развитии психики и поведения животных происходит на следующей, перцептивной стадии. Ощущения здесь объединяются в образы, а внешняя среда начинает восприниматься в виде вещно оформленных, образно целостных предметов, а не отдельных ощущений. В поведении животных с очевидностью выступает тенденция ориентироваться на предметы окружающего мира и отношения между ними. Наряду с инстинктами возникают и более гибкие формы приспособительного поведения в виде сложных, изменчивых двигательных навыков.

Весьма развитой оказывается двигательная активность, включающая движения, связанные с изменением направления и скорости. Деятельность животных приобретает более гибкий, целенаправленный характер. Все это происходит уже на низшем уровне перцептивной психики, на котором, по предположению, находятся рыбы, другие низшие позвоночные, некоторые виды беспозвоночных и насекомые.

Следующий, высший уровень перцептивной психики включает высших позвоночных: птиц и некоторых млекопитающих. У них уже можно обнаружить элементарные формы мышления, проявляемого в способности к решению задач в практическом, наглядно-действенном плане. Здесь мы обнаруживаем готовность к научению, к усвоению способов решения таких задач, их запоминанию и переносу в новые условия (в ограниченных, правда, пределах).

Наивысшего уровня развития перцептивной психики достигают обезьяны. Их восприятие внешнего мира носит, по-видимому, уже образный характер, а научение происходит через механизмы подражания и переноса. В такой психике особо выделяется способность к практическому решению широкого класса задач, требующих исследования и манипулирования с предметами. В деятельности животных выделяется особая, ориентировочно-исследовательская, или подготовительная, фаза. Она заключается в изучении ситуации прежде, чем приступить в ней к практическим действиям.

Наблюдается определенная гибкость в способах решения, широкий перенос однажды найденных решений в новые условия и ситуации. Животные оказываются способными к исследованию и познанию действительности независимо от наличных потребностей и к изготовлению элементарных орудий. Вместо челюстей органами манипулирования становятся передние конечности, которые еще не полностью освобождены от функции передвижения в пространстве (локомоция). Весьма развитой становится система общения животных друг с другом, у них появляется свой язык.

Описав эти стадии и уровни, К.Э.Фабри пришел к выводу, что интеллект свойственен не только антропоидам, но и всём приматам, а также некоторым другим животным.

1234Следующая ⇒

Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 7288 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

І СЕМЕСТР МОДУЛЬ 3

Лекция № 3 (9) Тема: «Развитие форм психического отражения у животных»

План

Вопрос 3. Возникновение и развитие психики в процессе эволюции. Стадии развития психики.

Стадии и уровни развития психики и поведения животных.

2. Низший уровень стадии элементарной сенсорной психики.

3. Высший уровень стадии элементарной сенсорной психики.

4. Стадия перцептивной психики (Индивидуально изменчивое поведение).

5. Интеллектуальное поведение животных.

Стадии и уровни развития психики и поведения животных.

Вся история развития психики и поведения животных, согласно концепции А.Н.Леонтьева и К.Эфабри, делится на ряд стадий и уровней (табл. 1.1). Выделяется две стадии: элементарной сенсорной психики и перцептивной психики. Первая включает в себя два уровня: низший и высший, вторая – три уровня: низший, высший и наивысший.

Таблица 1.1

Стадии и уровни развития психики и поведения животных
(по А.Н.Леонтьеву и К.Э.Фабри)

Стадии и уровень психического отражения, его характеристика Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем Виды живых существ, достигших этого уровня развития
1. Стадия элементарной сенсорной психики А. Низший уровень. Примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражимость. А. Четкие реакции на биологически значимые свойства среды через изменение скорости и направления движения. Элементарные формы движений. Слабая пластичность поведения. Несформированная способность реагирования на биологически нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая, нецеленаправленная двигательная активность. А. Простейшие. Многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде.
Б. Высший уровень. Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования — челюстей. Способность к формированию элементарных условных рефлексов. Б. Четкие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность (ползание, рытье в грунте, плавание с выходом из воды на сушу). Способность избегать неблагоприятных условий среды, уходить от них, вести активный поиск положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы. Б. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные.
Стадии и уровень психического отражения, его характеристика Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем Виды живых существ, достигших этого уровня развития
II. Стадия перцептивной психики. А. Низкий уровень. Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Интеграция, объединение воз-действующих свойств в целостный образ вещи. Главный орган манипулирования — челюсти. А. Формирование двигательных навыков. Преобладают ригидные, генетически запрограммированные компоненты. Двигательные способности весьма сложны и разнообразны (ныряние, ползание, ходьба, бег, прыжки, лазанье, полет и др.). Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных (вредных), развитое защитное поведение. А. Рыбы и другие низшие позвоночные, а также (отчасти) некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие и головоногие моллюски). Насекомые.
Б. Высший уровень. Элементарные формы мышления (решение задач). Складывание определенной "картины мира". В. Наивысший уровень. Выделение в практической деятельности особой, ориентировочно-исследовательской, подготовительной фазы. Способность решать одну и ту же задачу разными методами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование в деятельности примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей. Непосредственное усмотрение и учет причинно-следственных связей между явлениями в практических действиях (инсайт). Б. Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Способность к научению. В. Выделение специализированных органов манипулирования: лап и рук. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенных знаний, умений и навыков. Б. Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие). В. Обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины).

Каждая из стадий и соответствующие ей уровни характеризуются определенным сочетанием двигательной активности и форм психического отражения, причем в процессе эволюционного развития то и другое взаимодействуют друг с другом. Совершенствование движений ведет к улучшению приспособительной деятельности организма. Эта деятельность, в свою очередь, способствует улучшению нервной системы, расширению ее возможностей, создает условия для развития новых видов деятельности и форм отражения. То и другое опосредствуется совершенствованием психики.

Стадия элементарной сенсорной психики характеризуется примитивными элементами чувствительности, не выходящими за пределы простейших ощущений. Эта стадия связана с выделением у животных специализированного органа, осуществляющего сложные манипулятивные движения организма с предметами внешнего мира. Таким органом у низших животных являются челюсти. Они заменяют им руки, которые есть только у человека и некоторых высших животных. Челюсти сохраняют свою роль как орган манипуляций и исследования окружающего мира в течение длительного периода времени, вплоть до освобождения передних конечностей животного для этой цели.

Низший уровень стадии элементарной сенсорной психики, на котором находятся простейшие и низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде, характеризуется тем, что здесь в достаточно развитом виде представлена раздражимость — способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия среды повышением уровня своей активности, изменением направления и скорости движений. Чувствительность как способность реагировать на биологически нейтральные свойства среды и готовность к научению методом условных рефлексов еще отсутствует. Двигательная активность животных еще не имеет поискового, целенаправленного характера.

Следующий, высший уровень стадии элементарной сенсорной психики, которого достигают живые существа типа кольчатых червей и брюхоногих моллюсков, характеризуется появлением первых элементарных ощущений и челюстей как органа манипулирования. Изменчивость поведения здесь дополняется появлением способности к приобретению и закреплению жизненного опыта через условнорефлекторные связи. На этом уровне уже существует чувствительность. Двигательная активность совершенствуется и приобретает характер целенаправленного поиска биологически полезных и избегания биологически вредных воздействий.

Виды приспособительного поведения, приобретаемые в результате мутаций и передаваемые из поколения в поколение благодаря естественному отбору, оформляются в качестве инстинктов — наследственно закрепленных, структурно и функционально довольно жестких систем целесообразно устроенных органических и поведенческих реакций.

Качественный скачок в развитии психики и поведения животных происходит на следующей, перцептивной стадии. Ощущения здесь объединяются в образы, а внешняя среда начинает восприниматься в виде вещно оформленных, образно целостных предметов, а не отдельных ощущений. В поведении животных с очевидностью выступает тенденция ориентироваться на предметы окружающего мира и отношения между ними. Наряду с инстинктами возникают и более гибкие формы приспособительного поведения в виде сложных, изменчивых двигательных навыков.

Весьма развитой оказывается двигательная активность, включающая движения, связанные с изменением направления и скорости. Деятельность животных приобретает более гибкий, целенаправленный характер. Все это происходит уже на низшем уровне перцептивной психики, на котором, по предположению, находятся рыбы, другие низшие позвоночные, некоторые виды беспозвоночных и насекомые.

Следующий, высший уровень перцептивной психики включает высших позвоночных: птиц и некоторых млекопитающих. У них уже можно обнаружить элементарные формы мышления, проявляемого в способности к решению задач в практическом, наглядно-действенном плане. Здесь мы обнаруживаем готовность к научению, к усвоению способов решения таких задач, их запоминанию и переносу в новые условия (в ограниченных, правда, пределах).

Наивысшего уровня развития перцептивной психики достигают обезьяны. Их восприятие внешнего мира носит, по-видимому, уже образный характер, а научение происходит через механизмы подражания и переноса. В такой психике особо выделяется способность к практическому решению широкого класса задач, требующих исследования и манипулирования с предметами. В деятельности животных выделяется особая, ориентировочно-исследовательская, или подготовительная, фаза. Она заключается в изучении ситуации прежде, чем приступить в ней к практическим действиям.

Наблюдается определенная гибкость в способах решения, широкий перенос однажды найденных решений в новые условия и ситуации. Животные оказываются способными к исследованию и познанию действительности независимо от наличных потребностей и к изготовлению элементарных орудий. Вместо челюстей органами манипулирования становятся передние конечности, которые еще не полностью освобождены от функции передвижения в пространстве (локомоция). Весьма развитой становится система общения животных друг с другом, у них появляется свой язык.

Описав эти стадии и уровни, К.Э.Фабри пришел к выводу, что интеллект свойственен не только антропоидам, но и всём приматам, а также некоторым другим животным.

1234Следующая ⇒

Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 7286 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Развитие психики в процессе эволюции. Для понимания психики как высшей формы отражения следует иметь в виду, что отражение — всеобщее свойство материи. Объекты даже неживой природы отражают результаты воздействия друг на друга, сохраняют следы этого воздействия. Так, скала, омываемая морем или дождем, овеваемая ветрами, сохраняет следы этих воздействий, изменяется ее форма. Это — физическая форма отражения, присущая всей материи.

Таким образом, отражение в широком смысле слова — взаимодействие между объектами, в результате которого особенности одного объекта воспроизводятся в особенностях другого. Но чем Сложнее организована материя, тем более совершенны формы отражения. В неживой природе существует лишь физическая форма отражения. При этом отражение воздействия одних вещей на другие не является условием их существования. (Скала может существовать и без воздействия на нее ветра или воды.)

Возникновение живой материи представляет собой новый способ ее существования. Для живых организмов необходим постоянный обмен веществ — взаимодействие со средой. Любая форма существования жизни связана с усвоением веществ из внешней среды (ассимиляция) и выделением продуктов распада во внешнюю среду (диссимиляция).

Возникновение живого связано с появлением особого типа отражения — раздражимости — свойства живых организмов (растений и животных) реагировать изменениями своего состояния на биологически полезные или вредные воздействия. Раздражимость — биологическая (физиологическая) форма отражения живыми организмами окружающей среды. Избирательно выделяя из окружающей среды биологически значимые воздействия, «узнавая» полезное и вредное, организм реагирует на них своим поведением. Адекватный ответ организма на внешний раздражитель необходим для его самосохранения. Ко всем иным воздействиям, не имеющим жизненного значения, эти организмы остаются безразличными (индифферентными).

Раздражительностью обладают и животные, и растительные организмы. Но растения реагируют лишь на те вещества, которые на них непосредственно воздействуют, они не производят активного поиска этих веществ. Однако уже для растений характерны элементарные движения в сторону жизненно важных для них воздействий. Эти движения называются тропизмами. Растения обладают фототропизмом (движением к свету), термотропизмом (движением к теплу), хемотропизмом (движением к определенным химическим раздражителям), геотропизмом (движением корня растения в сторону центра земли), отрицательными тропизмами (движениями от вредного воздействия).

Возникновение животных организмов связано с появлением принципиально новой формы отражения — чувствительности.

По мере эволюционного развития животные организмы стали реагировать не только на биологически значимые раздражители, но и на те, которые сами по себе индифферентны, биологически не значимы (внешние признаки объектов), но приобрели сигнальное значение. В отличие от растений животный организм активно ищет пищу или уходит от вредных воздействий, ориентируясь по их косвенным, сопутствующим сигнальным признакам. Ранее индифферентные раздражители, постоянно сочетаясь с жизненно важными, приобретают для животного сигнальное значение.

Так, если даже простейшие организмы (одноклеточные) поместить и изогнутую пробирку и и месте изгиба давать разложение электрическим током, то впоследствии, когда раздражение током прекращается, одноклеточные, дойдя до места изгиба пробирки, останавливаются. Таким образом, сам но себе индифферентный, биологически безразличный признак (изгиб) приобрел отрицательное сигнальное значение. (Тот же изгиб может в других условиях, при наличии в этом месте питательных веществ, приобрести положительное сигнальное значение.)

Мы видим, что уже у простейших организмов появляется принципиально новая форма отражения действительности, когда биологически индифферентные раздражители начинают отражаться, если они сигнализируют о жизненно важных явлениях. Это и есть чувствительность — психическое, то есть сигнально-приспособительное отражение действительности. Чувствительность «…генетически не что иное, как раздражимость по отношению к такого рода воздействиям среды, которые ориентируют организм в среде, выполняя сигнальную функцию»[1].

Появление чувствительности означает зарождение элементарных форм анализа (выявление отдельных признаков) и синтеза (объединение, связывание явлений по отдельным их свойствам).

Итак, поведение животного в окружающей среде строится на основе психического отражения среды, которое и обеспечивает пластичное, адекватное его поведение на основе анализа и синтеза жизненно важных признаков среды. В процессе эволюции совершенствуется приспособленность организма к меняющимся условиям, вырабатываются новые, наиболее целесообразные формы поведения, совершенствуется психическое отражение действительности.

Первичным механизмом регуляции поведения животных, находящихся на низших ступенях эволюционного развития, являются инстинкты (от лат.

Стадии развития психики по Леонтьеву

instinctus — побуждение) — наследственно закрепленные формы поведения. Стимулом для них являются отдельные элементарные, биологически значимые свойства окружающей среды. Поэтому этот этап развития психики называется этапом элементарного анализа. (Так, паук вычленяет вибрацию паутины и реагирует на нее.)

Особенно ярко инстинкты проявляются в поведении насекомых, рыб, птиц (построение сот, разделение «трудовых функций», миграция по определенному маршруту и т. п.). Но самые сложные инстинкты представляют в конечном счете комплекс врожденных реакций.

Например, комар в соответствующее время откладывает яйца па поверхность воды. На сухом месте они погибают. Но комар, конечно, не осознает существенной значимости воды для формирования личинок. Опыты, показали, что комар откладывает яйца на любую блестящую поверхность (стекло, зеркало). Паук, сидящий н паутине, набрасывается на запутавшуюся в ней муху. Но сигналом, вызывающим реализацию этой программы поведения, является вибрация. Достаточно приложить к паутине вибрирующий камертон, чтобы паук бросился и на него. Лягушка, подстерегая свою жертву, набрасывается лишь на летящую мошку; сигналом к ее действию служит мелькание. Она умрет от голода в окружении неподвижно сидящих насекомых.

Таким образом, мы видим, что у комара инстинктивные действия вызываются блеском, у паука — вибрацией, у лягушки — мельканием, то есть отдельными элементарными свойствами окружающего мира, имеющими видовую биологическую значимость.

Инстинктивные формы поведения вызываются не в результате сложного анализа окружающей обстановки, а относительно простыми, но ключевыми сигналами, которые служат толчком к реализации сложной системы врожденных реакций. Физиологической основой инстинктов являются врожденные, безусловные рефлексы, выполняющие различные приспособительные функции.

Инстинктивное поведение целесообразно только в стабильных условиях, типичных для способа жизни данного вида животных. Оно становится нецелесообразным, если условия жизни животных изменяются. Достаточно несколько изменить стандартные условия, чтобы инстинктивное поведение потеряло целесообразный смысл.

Так, пчела будет продолжать откладывать мед в соты, даже если их дно срезано. Детеныши бобров, искусственно вскормленные и выросшие в помещении, начинают воздвигать плотину, если им дать строительный материал, хотя никакой надобности в этом уже нет.

Для приспособления к меняющимся, усложняющимся условиям внешней среды необходима более гибкая индивидуально-изменчивая форма поведения.

На высших этапах эволюции у позвоночных, особенно у млекопитающих, на основе инстинктов вырабатывается новая форма приспособления к окружающей среде. На этой стадии развития высокоорганизованные животные отражают не только отдельные свойства окружающего мира, но и целостные ситуации: анализируют конкретные условия среды, вырабатывают индивидуальные формы поведения. Эти животные уже способны различать результаты своих действий в различных условиях, обнаруживать ошибочные действия и своевременно исправлять их.

Такое индивидуально-изменчивое поведение осуществляется сложными нервными механизмами — головным мозгом. Физиологическим механизмом индивидуально-изменчивого поведения являются условные рефлексы, формирующиеся в коре мозга.

Кора головного мозга, осуществляя сложные функции анализа и синтеза, представляет собой многослойный экран, на котором в известной мере отображается структура раздражений, поступающих из внешней среды. Чем выше на эволюционной лестнице стоит животное, тем более развита у них кора головного
мозга. Разные отделы коры головного мозга связаны с различными органами чувств (зрительными, слуховыми, тактильными и др.). Чем большую роль играет тог или иной орган чувств в жизни животного, тем больше он представлен в коре головного мозга. (У ежа 2/3 полушарий головного мозга занимает обонятельный отдел, у обезьяны значительное место занимают зрительные отделы коры.)

Итак, индивидуально-изменчивые формы поведения основаны на образно-ситуативном отражении окружающего мира, связаны с деятельностью коры головного мозга.

Если перед собакой па расстоянии нескольких метров поставить два ящика и в один из них на глазах животного положить кусок мяса, герметически закрыть ящик и затем через 2-3 минуты отпустить животное, оно побежит к тому ящику, куда была положена приманка. Значит, у собаки возник психический образ предмета. Если на глазах животного в ящик кладется одна приманка, а затем незаметно подменяется другой, то животное, подбежав к ящику и обнаружив новую приманку, отворачивается от нее и ищет первоначальную. Следовательно, у собаки не только сохранился образ приманки, у нее вырабатывается установка на образ ожидаемого предмета, избирательное отношение к нему.

Программа поведения высокоорганизованного животного регулируется психическим образом объективной действительности, а результат поведения контролируется сличением его с ожидаемым образом.

Психическое отражение действительности у высокоорганизованных животных состоит в установлении связей между предметами и явлениями. На основе этих связей и вырабатывается соответствующая программа целесообразных действий.

Курица, которая видит зерно через стекло, начинает биться о нет. Ее поведение определяется инстинктивной программой (признак зерна — клевательная реакция). Собака или обезьяна, безуспешно попытавшись непосредственно достать приманку, обходят проезду. Их действия программируются анализом ситуации и синтезом, сопоставлением ее с жизненным опытом.

Индивидуально-изменчивое поведение высших животных иногда приобретает сложные формы, приближаясь к интеллектуальным формам поведения. Основу такого поведения составляет отражение устойчивых взаимосвязей между предметами внешнего мира.

Исследователи провели ряд опытов но изучению интеллектуальных действий обезьяны. Обезьяна помещалась в клетку. Вне клетки располагалась приманка, а между приманкой и клеткой — палка на доступном, для обезьяны расстоянии. Сначала обезьяна всячески старается достать приманку рукой, но когда эти попытки оказываются тщетными, обезьяна, взяв палку, подтягивает ею приманку. В других опытах, когда приманка была на значительно большем расстоянии, обезьяна «догадывалась» использовать две трубки, вставляя одну в другую (это уже создание элементарного орудия действия). Но если палки находятся в разных местах, если, глядя на одну палку, обезьяна не видит другую, то задача для нее становится трудноразрешимой. Для обезьяны нужно, чтобы обе палки и приманка были в одном ноле зрения, а их отношение могло быть наглядно воспринято. Животное остается, по выражению Келера, рабом своего зрительного поля. Оно неспособно к абстрагированию — к действию в уме, вычленению существенных свойств явлений.

Итак, развитие психики в процессе эволюции животного мира свидетельствует о том, что психика возникает на определенной стадии развития живой материи. Первичной формой психики являются инстинкты — ответ организма на отдельные биологически значимые элементы внешней среды системой врожденных приспособительных реакций (элементарный анализ действительности). У более высокоорганизованных животных наряду с инстинктами возникает способность научения, способность отражения устойчивых связей между элементами привычной ситуации; на основе этого вырабатывается индивидуализированная форма поведения — навыки, формируется система условных рефлексов. Но даже высшие животные, обладающие элементарными интеллектуальными возможностями, не отражают внутренних, существенных связей явлений.

Оставьте комментарий