Казахстан независимое государство

Казахстан — суверенное, независимое государство

1 Декабря 1991 года состоялись всенародные выборы Президента Казахстана, им стал Н. А. Назарбаев, который 10 декабря вступил в должность.10 декабря было принято решение о переименовании Казахской ССР в Республику Казахстан.16 декабря 1991 года был принят Конституционный закон "О государственной независимости Республики Казахстан", этот день был объявлен Днем независимости.

2 марта 1992 года Казахстан стал полноправным членом ООН, был признан мировым сообществом.

В становлении суверенитета Казахстана можно выделить несколько этапов.

Это 1989 — 1990 годы, когда происходило углубление социально — экономического кризиса, с одной стороны, и политических противоречии, половинчатости действий, нерешительности союзного руководства, с другой. В это время был принят Закон "О языках в Казахский ССР", учрежден пост Президента в Казахстане.

Следующий этап — это время со дня провозглашения Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР 25 октября 1990 года до распада Советского Союза в декабре 1991 года в этот период происходят активные выступления руководства страны за экономическую самостоятельность; нарастает радикализация деятельности различных политических организаций, партий и движений; создаются национально — культурные центры.

Затем идет этап, ознаменованный Законом "О государственной независимости Республики Казахстан" от 16 декабря 1991 года, он длился до конца 1992 года. В этот период произошло провозглашение государственной независимости Казахстана, установление единого Казахстанского гражданства, введение самостоятельной экономической системы, финансово — кредитной, налоговой и таможенной служб, утверждение государственных символов Республики Казахстан. В мае 1992 года была опубликована "Стратегия становления развития Казахстана как суверенного государства", в которой Президент Казахстана Н. Назарбаев писал: "Мы отказались от строительства "светлого будущего" по туманным… проектам марксизма — ленинизма". Но это не означает, что отсутствует перспектива. "Без четкой цели не могут существовать ни человек, ни властные структуры, ни общество". Концептуальная модель развития Казахстана предусматривает создание общества открытого типа, демократического, миролюбивого государства.

4 июня 1992 года были утверждены государственный флаг, герб, гимн Республики Казахстан. Государственные символы являются отражением истории, культуры, они демонстрируют неповторимую самобытность страны и служат выражением самосознания ее граждан. Государственный флаг Республики Казахстан, автор Ниязбеков Ш., согласно Указу Президента "О государственных символах Республики Казахстан" представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета с изображением в центре его солнца с лучами, под которым — парящий орел. У древка — вертикальная полоса с национальным орнаментом. Изображение солнца, лучей, орла и орнамента — цвета золота. Небесно — голубой цвет флага отражает менталитет кочевников, он символизирует мир, спокойствие, благополучие. Образ солнца — это олицетворение жизни, богатства, изобилия.

Орел ассоциируется со свободой, достоинством, мужеством, высокими идеалами. Орнамент на флаге изображен в форме бараньего рога. Этот древний орнамент известен с эпохи ранних кочевников на территории Казахстана.

Государственный герб авторы Малибеков Ж., Валиханов Ш. Он, согласно вышеназванному Указу, представляет собой изображение шанырака на голубом фоне, от которого во все стороны в виде солнечных лучей расходятся уыки в обрамлении крыльев мифических коней. В верхней части герба помещена пятиконечная звезда, а в нижней надпись-"Казахстан". В цветном изображении — два цвета: золото и сине-голубой. Шанырак — верхняя сводчатая куполообразная часть юрты напоминает небесный свод, символизирует собой отчий дом, мир, вселенную. Конь — это спутник жизни кочевников, с ним тесно связана вся их хозяйственная и духовная деятельность. А конь с крыльями и рогами означает устремления к сильному, процветающему государству. Пятиконечная звезда выражает стремление казахстанцев присоединиться к сообществу государств и народов всех пяти континентов Земли.

Государственный гимн, авторы музыки М.

Тулебаев, Е. Брусиловский, Л. Хамиди; слова М. Алимбаева, Ж. Дарибаевой. Он состоит из трех куплетов и припева. В первом куплете отражено историческое прошлое Казахстана, во втором — его современность и в третьем — перспектива. В припеве звучит идея единения народов Казахстана.

29 сентября в Алматы открылся первый всемирный курултай казахов. А в декабре 1992 года состоялся Форум народов Казахстана. Главной целью внутриполитического развития страны стал курс на сохранение межнационального согласия и политической стабильности.

С принятием первой Конституции независимого Казахстана в январе 1993 года начался очередной этап, который завершился в марте 1995 года. Среди значительных событий в жизни суверенного государства того времени следует назвать Указ Президента Н. А. Назарбаева от 12 ноября 1993 года "О введении национальной валюты", в соответствии с которым на территории страны "единственным законным платежным средством" становится тенге. В целом же в течение указанного периода значительно возрос международный авторитет Казахстана, предпринимались активные меры по обеспечению республикой своей внешнеполитической безопасности.

В марте 1995 года начался новый этап. Он связан с тем, что Конституционный суд Республики Казахстан признал нелигитимность полномочий депутатов Верховного Совета Республики Казахстан, и он был распущен, а также созданием Ассамблеи народов Казахстана, первая сессия которой открылась 24 марта в Алматы.29 апреля состоялся референдум по продлению полномочий Президента Казахстана до 2000 года.30 августа на всенародном референдуме была принята новая Конституция Республики Казахстан. В декабре состоялись выборы в двухпалатный Парламент Казахстана.

В 1997 году было опубликовано Послание Президента страны народу Казахстана "Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев". В нем дается подробный анализ нынешнего положения республики, раскрывается "миссия Казахстана", изложены такие "долгосрочные приоритетные цели", как национальная безопасность; внутриполитическая стабильность и консолидация общества; экономический рост, базирующийся на развитой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций; здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана; энергетические ресурсы; инфраструктура, в особенности транспорт и связь; профессиональное государство, ограниченное до основных функций.

На данном этапе произошел перенос столицы из Алматы в Акмолу.6мая 1998 года город Акмола был переименован в Астану.

На пути к подлинному суверенитету Казахстан столкнулся с рядом трудностей: экономический кризис, социальная напряженность, снижение жизненного уровня населения, безработица, экологические проблемы, криминогенность, коррупция, внешний долг. Чтобы преодолеть их и занять достойное место в человеческом сообществе, необходимо было решать задачи реструктуризации экономики, ее переориентации на современные наукоемкие технологические отрасли; создание социально ориентированного рынка на основе обеспечения принципа равенства возможностей; формирования правового государства и институтов гражданского общества; развития культуры, образования, науки.

Экономическая реформа, осуществляемая в Казахстане, предусматривала кардинальное изменение структуры управления экономикой, место, функции и роли органов государства.

В новых условиях изменились функции министерств. Основной их задачей стало не управление предприятиями, а координация развития отраслей, обоснование выбора основных направлений технического прогресса и развития производств.

В целях взаимовыгодного сотрудничества, создание гибких производственных структур, в условиях углубления экономической реформы были созданы 35 стационарных обществ, 75 межотраслевых и внешнеэкономических ассоциации, около 30 концернов и консорциумов, свыше 30 коммерческих банков.

Одной из приоритетных задач внешней политики Казахстана стало налаживание сотрудничества со странами СНГ.

В мае 1992 года был подписан Договор о коллективной безопасности стран СНГ, в декабре 1993 года Меморандум о сотрудничестве по охране внешних границ.

Важной внешнеполитической инициативой Казахстана стало предложение о создании Евразийского союза, обнародованное весной 1994 года. Сам проект "О формировании Евразийского союза государств" был опубликован в июне 1994 года. Суть проекта заключалась в предложении углубить интеграционные процессы на постсоветском пространстве: сблизить национальные законодательства основ хозяйственной деятельности, совместно охранять внешние границы СНГ, усилить координацию развития национальных экономических систем стран СНГ вплоть до создания наднациональных органов руководства ими.

К концу 1997 года в Казахстане было зарегистрировано 178 казахстанско-американских совместных предприятий и 82 американские компании, функционируют 49 американских НПО.

На европейском направлении приоритетное значение уделяется отношениям с ФРГ, дипломатические отношения с которой были установлены в феврале 1992 года.

В отношении с остальными странами Европы приоритетное значение имеют договоры, заключенные в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Европейским Союзом и Казахстаном. В 1995 году был подписан Временный договор о торговле и связанных с ней вопросах между Казахстаном и Европейским Союзом.

Таким образом, с принятием Декларации о государственном суверенитете в Казахстане фактически завершилась перестройка, понимаемая как процесс реформ, направляемый из центра и на условиях центра. После провозглашения независимости в республике произошли кардинальные изменения во всех сферах жизнедеятельности общества.



Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 2 марта 1992 года N 175 Об открытии представительства Министерства внешнеэкономических связей Республики Казахстан в Урумчи (СУАР КНР) и Синьцзянской компании по международному экономическому сотрудничеству в г.

Алма-Ате

Постановления

Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 2 марта 1992 года N 175 Об открытии представительства Министерства внешнеэкономических связей Республики Казахстан в Урумчи (СУАР КНР) и Синьцзянской компании по международному экономическому сотрудничеству в г. Алма-Ате

№ N 175

от 02 марта 1992

Статус: действует

Раздел: Международные соглашения

Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 2 марта 1992
года N 175 Об открытии представительства Министерства внешнеэкономических
связей Республики Казахстан в Урумчи (СУАР КНР) и Синьцзянской компании
по международному экономическому сотрудничеству в г. Алма-Ате

В соответствии с Соглашением о принципах и основных направлениях развития сотрудничества между Республикой Казахстан и Синьцзян-Уйгурским автономным районом Китайской Народной Республики от 16 июля 1991 г. и в целях дальнейшего развития взаимовыгодного сотрудничества между Республикой Казахстан и СУАР КНР Кабинет Министров Республики Казахстан постановляет:
 1.

Согласиться с предложением Министерства внешнеэкономических связей Республики Казахстан об открытии его представительства в г.Урумчи (СУАР КНР) и представительства Синьцзянской компании по международному экономическому сотрудничеству (СКМЭС) в г.Алма-Ате.
 2. Выделять ежегодно из Республиканского валютного фонда 24 тыс. долларов США для покрытия расходов представительства МВЭС Республики Казахстан в СУАР КНР (смета расходов прилагается).
 3. Алма-Атинской городской администрации выделить необходимые помещения для представительства СКМЭС (СУАР КНР) в г.Алма-Ате.
 4. Министерству материальных ресурсов Республики Казахстан в соответствии с Соглашением между Казахстаном и СУАР КНР о взаимном учреждении представительств по экономическому сотрудничеству от 3 августа 1990 г. выделить Министерству внешнеэкономических связей Республики Казахстан в счет республиканского лимита одну автомашину "Жигули" для закрепления за представителями СУАР КНР.

Премьер-министр Республики Казахстан

Вы можете посмотреть:

Вопросы и ответы

Таможенные услуги

полезная информация

информационное бюро

партнеры

о нас

о Казахстане

НЕЗАВИСИМОСТЬ КАЗАХСТАНА: история и признание миром

Марал АМАНЖОЛОВА
Скоро мы отметим национальный праздник — День независимости Республики Казахстан. Истинный смысл понятия «независимость» означает полную автономность и способность к самостоятельному развитию с помощью своих национальных факторов цивилизации.

Именно 16 декабря 1991 года был принят Конституционный закон РК «О государственной независимости Республики Казахстан», оформивший юридический статус республики как суверенного государства. Конституционный закон объявил Казахстан независимым, демократическим и правовым государством, обладающим всей полнотой власти на своей территории.
Конституционный закон закрепил курс государства на создание самостоятельной экономической системы со своей финансово-кредитной, налоговой и таможенной политикой, основанной на многообразии форм собственности. Экономическая система, утвержденная в Конституционном законе, укрепилась созданием финансово-кредитных, налоговых и таможенных институтов, введением в экономический оборот в 1993 году собственной национальной валюты – тенге.
Сразу же после принятия Конституционного закона Казахстан был признан многими государствами мира как полноценный член мирового сообщества, были созданы все необходимые международно-правовые механизмы сотрудничества, республика приобрела право голоса при участии в решении вопросов регионального и глобального характера.
Президент страны инициировал кардинальные реформы во всех областях постсоветского социума, которые оказали глубочайшее влияние на обновление стран СНГ и, в конечном счете, на глобальные процессы. Став политическим лидером, он проявил себя как уникальный личностный феномен политической и общественной жизни, сумевший в сложнейших условиях построить независимое светское и демократическое государство.
Один из важнейших шагов в годы суверенитета – перенос столицы. Сегодняшняя Астана – символ исторических побед Казахстана.  
Первым шагом к признанию Казахстана мировым сообществом был отказ в 1991 году страны от ядерного вооружения. Первой страной, признавшей Казахстан независимым государством, стала Турция.
Во многих странах мира Казахстан открыл свои дипломатические представительства, стал полноправным членом ООН, ОБСЕ и многих других международных организаций, участником важнейших международных конвенций, договоров.
Приоритетами нашей дипломатии остаются углубление и расширение дружественных и взаимовыгодных отношений с ближайшими соседями –
государствами Центральной Азии.
В целом Казахстан установил дипломатические отношения со многими государствами мирового сообщества и располагает одной из наиболее разветвленных сетей дипломатических представительств среди стран СНГ. За годы независимости Казахстан открыл загранпредставительства во многих  странах, в том числе посольства, дипломатические миссии, генеральные консульства…
Казахстану за короткий по историческим меркам срок удалось создать надежный пояс безопасности, юридически оформив процесс делимитации и демаркации государственных границ. На протяжении долгих лет была проделана огромная и кропотливая работа казахстанских дипломатов и юристов, картографов, геодезистов и пограничников.
В Казахстане сформирован благоприятный инвестиционный климат. Осуществляется подъем отечественного производства и развиваются современные информационные технологии.
В социальной сфере был осуществлен переход от идеологии государственного патернализма к взвешенной адресной социальной политике. Формируется и развивается национальная модель образования. Обретение государственной независимости дало толчок развитию культурно-исторического наследия всех народов Казахстана.
В обществе сохранена политическая стабильность и межнациональное согласие. Для решения вопросов национальной политики создан уникальный на постсоветском пространстве орган – Ассамблея народа Казахстана, где представлены интересы всех этносов, проживающих в стране. Благодаря выверенной политике руководства страны, присущей нашему народу, толерантности и высокой степени гуманизма, республика избежала социально-политических потрясений и экономических коллапсов, сохранила добрые отношения с соседями. Этими национальными достояниями мы вправе гордиться.
За это время в нашей стране радикально реформирована экономика, что обеспечило становление и развитие рыночных отношений, последовательную интеграцию в систему мирохозяйственных связей. Казахстан стал одним из лидеров в СНГ и Восточной Европе по привлечению иностранных инвестиций.
Все сегодняшние достижения нашей республики в области укрепления политической стабильности, эффективных экономических реформ, признания на международной арене и роста благосостояния граждан – это свидетельство сплоченного и созидательного труда всего общества, а значит, и воплощения в жизнь стратегических приоритетов нации.
Сегодня успехи и вклад Казахстана в укрепление международного мира и безопасности ни у кого не вызывают сомнений. Реализация многовекторной внешней политики Первого Президента Нурсултана Назарбаева позволила Казахстану стать полноправным, уважаемым и значимым игроком в мире. Прогресс молодого государства в собственном обустройстве и всевозможные миротворческие усилия высоко оцениваются международным сообществом. Это, в свою очередь, находит выражение в стабильном и высоком уровне притока прямых иностранных инвестиций в экономику Казахстана, а также реализации многих внешнеполитических инициатив Астаны.
Однако если достижения Казахстана в промышленности, сельском хозяйстве, науке и образовании были известны и в советский период, то внешнеполитические страницы нашей независимой истории пришлось писать фактически с чистого листа.
В настоящее время в республике происходит интенсивный рост числа совместных предприятий, открываются представительства крупнейших компаний мира, разрабатываются и осуществляются проекты совместной разработки природных ресурсов и переработки сырья и материалов, внедрение прогрессивных технологий в аграрной сфере и т.д.
Богатые природные ресурсы Казахстана, социальная и политическая стабильность в республике делают нашу страну одной из наиболее привлекательных для вложения иностранного капитала.

Казахстан расположен в центральной части Евразии. Протяженность его границ составляет 12, 2 тысяч километров, 600 км из которых пролегают по Каспийскому морю. Природные и климатические условия Казахстана в значительной мере определяются его глубоким материковым расположением.

Практически половину территории страны занимают пустыни и полупустыни, а четверть территории – степи. Высокогорные области занимают около 10 % территории. В Тянь-Шанских горах, которые находятся на юго-востоке Казахстана, расположена самая большая вершина страны – пик Хан-Тегри. Его высота достигает почти семи тысяч метров (6995м над уровнем моря).

Наличие таких вершин говорит о том, что эта горная система образовалась относительно недавно. И действительно, процесс образования Тянь-Шанских гор, который начался в неогене, продолжается и сейчас. Об этом свидетельствуют тектонические колебания земной коры (землетрясения). На юго-востоке, на границе Казахстана и Китая, расположен большой горный массив – Джунгарский Алатау, вершины которого покрыты ледниками.

На востоке расположена более древняя горная система – Алтайская. Средняя высота горных вершин здесь от 2500 до 3500 метров, а наивысшая точка достигает высоты 4506 м.

Казахстан занимает огромную площадь и поэтому граничит с регионами, которые сильно отличаются по своим климатическим условиям: с Западно-Сибирской низменностью на севере страны и с Центральной Азией – на юге. Под воздействием холодных и теплых воздушных масс сформировался резко континентальный климат Казахстана, который характеризуется жарким летом, холодными зимами, большими сезонными и суточными перепадами температур, а также неравномерным распределением осадков.

Гидрография Казахстана представлена множеством рек и озер. В число озер Казахстана входит и Аральское море, которое еще недавно было на третьем месте среди самых больших озер мира. Но в результате изменений климата и хозяйственной деятельности человека, количество водных артерий, которые питали Аральское море, резко сократилось. Реки Чу, Сары-Су, Талас больше не питают Аральское море, а поступление воды из Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи сильно уменьшилось. Сыр-Дарья и Чу относятся к крупнейшим рекам Казахстана, наряду с Иртышем, Тоболом, Уралом и Ишимом.

Флора Казахстана представлена шестью тысячами видов. Но их распределение по природным зонам неравномерно. На пустынную зону, которая занимает значительную часть территории Казахстана, приходится всего лишь 250 видов, которые приспособились к жизни в суровых пустынных условиях. В основном это травы, среди которых несколько видов полыней. Деревья представлены одним видом – черным саксаулом.

Степная растительность особенно разнообразна в весенний период, когда выпадает много дождей. В это время в степях расцветает множество эфемерных растений. Среди растительности лесных зон большие площади занимают хвойные (кедр, сосна, пихта).

Почвы Казахстана достаточно разнообразны, но большая часть площадей приходится на бедные песчаные и засоленные почвы. Для почвенных ресурсов Казахстана характерно ярко выраженное широтное зонирование. Черноземы локализованы на севере страны, а по мере продвижения на юг, переходят в каштановые грунты, затем в бурые почвы полупустынь, солончаки и песчаные пустынные почвы. К сожалению, варварское использование природных ресурсов Казахстана во времена Советского Союза, привело к разрушению почв. Примитивные методы земледелия, распахивание степей под посевы зерновых, послужили причиной эрозии грунтов и разрушения экосистем, которые существовали сотни лет.

Оставьте комментарий