Кайлы племя туркменов

ародышем будущей великой Османской империи послужила небольшая тюркская племенная группа, главной составной частью которой были кочевники огузского племени кайы. Согласно турецкой исторической традиции, часть племени кайы откочевала в Анатолию из Средней Азии, где предводители кайы некоторое время находились на службе у правителей Хорезма. Вначале они избрали местом кочевья земли в районе Караджадага к западу от нынешней Анкары. Затем часть их перебралась в район Хлата, Эрзерума и Эрзинджана, доходя до Амасии и Халеба. Некоторые кочевники племени кайы нашли себе пристанище на плодородных землях в районе Чукурова. Именно из этих мест небольшое подразделение кайы (400-500 шатров) во главе со своим вождем Эртогрулом, спасаясь от набегов монголов, направилось во владения сельджукского султана Ала ад-Дина Кай-Кубада II (1249-1257). Там, после долгих скитаний, им было суждено обрести вторую родину.

Турецкие легенды рассказывают, что однажды, въехав на вершину какой-то горы, Эртогрул увидел на равнине две сражающиеся армии. Он решил прийти на помощь той из них, которая показалась ему слабее. Во главе 444 всадников (цифра 4 считалась у турок священной) он устремился на тех, кто уже начал брать верх, и доставил победу их противникам. Этот успех, как оказалось, был одержан над ордой монголов, а своей победой Эртогрулу был обязан сам султан Кай-Кубад II и его сельджуки. В награду султан дал пришельцам горы Туманидж и Эрмени для их летней кочевки, а равнину Сёгюта — для зимней. Эти земли совсем недавно были захвачены сельджуками у византийцев, и Кай-Кубад образовал из них пограничный удж. Владение было невелико, но правитель его оказался человеком энергичным, да и воины его охотно участвовали в набегах на соседние византийские земли. В результате путем непрерывных завоеваний Эртогрулу удалось несколько увеличить свой удж за счет пограничных областей Византии. Трудно, правда, точно определить масштабы этих захватнических операций, как, впрочем, и первоначальные размеры самого уджа Эртогрула, о жизни и деятельности которого нет сколько-нибудь достоверных данных. Турецкие легенды гласят, что жил родоначальник Османов долго: он умер в возрасте 90 лет в 1281 г. (или, по другим данным, 1288-м).

ОГУЗЫ

Народы, Российский исторический словникБольшая Российская энциклопедия", Большая советская энциклопедия, Википедия, Советская историческая энциклопедия, Энциклопедия "История отечества" (1997), Энциклопедия "Святая Русь"

ОГУЗЫ — тюркоязычные племена в Центральной и Средней Азии в 7-11 вв. В середине 11 в. часть О. заселила южнорусские степи; другая, возглавленная сельджуками, завоевала страны Передней Азии. Сыграли важную роль в этногенезе туркмен, азербайджанцев, турок, каракалпаков и др.

Этнический состав

Огузы участвовали в этногенезе современных тюркоязычных народов, таких как турки, азербайджанцы, туркмены и гагаузы. Проникновение огузов (сельджуков) в ХI—ХIII вв. в Восточное Закавказье и Северо-Западный Иран постепенно привело к тюркизации значительной части местного населения, что положило начало формированию тюркоязычной азербайджанской народности.

Тюркский мир — Огузы

Потомки огузов вошли, в той или иной степени, в состав практически всех современных тюркских народов.

огузы

Советский и российский историк-востоковед А. П. Новосельцев писал: «нынешние азербайджанцы — также отюреченные потомки части древних племён кавказской Албании и иранцев южного Азербайджана. Другие же предки азербайджанцев, принесшие тюркский язык, — огузские племена, в свою очередь представляют собой продукт сложного тюркско-иранского синтеза»

Этимология

Этимология этнонима «огузы» весьма спорна.

Некоторые исследователи вывoдят «Огузы» от «ок» — что означает «стрела» (а также «племя») и «уз» — суффикса множественности. То есть — «стрелы, множество стрел».

Другие образуют слово от «ак» — «белый» в значении благородный и «уз» — древнее понятие, возможно, в переводе значившее «человек» или «люди» и часто дублировавшее понятие «ир» или «эр», то есть «человек», «мужчина», употреблявшееся у различных тюркских племен самостоятельно либо в сочетании с другими словами, в качестве самоназвания.

Общественное устройство

  • Ябгу́ — титул правителя. Власть передавалась по наследству. Выборы ябгу проводились на советах, которые были продолжением народных собраний эпохи военной демократии.
  • Ина́лы — наследники престола, их воспитывали атабе́ки.
  • Сюбаши́ — главный представитель войска.
  • Основа имущественного неравенства в огузском обществе — частная собственность на скот.
  • Основная религия — ислам.

История

По мнению исследователей, огузы сформировались в Приаральских степях в результате смешения тюркютов с местными угорскими и сарматскими племенами.

В первой половине Х века огузы проживали в степях Сырдарьи и в городах Караджук (ныне с.Карачик г.Туркестан), Фараб) и Сайрам. Согласно географам Истахри, Ибн-Хавкалу и источнику «Худуд-ал-алем», огузская территория распространялась от Каспийского моря на западе и города Ургенч на юге до Бухары в Мавераннахре и города Сабран на востоке.

На историческую арену огузы вышли как восточные вассалы Хазарского каганата. Первым их «историческим деянием» стало вытеснение печенегов из Западного Казахстана в Донские степи в конце VIII века. Эта часть огузов стала известной на Руси под названием торки. В XI веке их потревожили половцы и заставили мигрировать вслед за печенегами. Согласно «Повести временных лет», объединённые силы русских князей в 1060 году нанесли торкам сокрушительный удар. Судьба этих огузов оказалось недолговечной, поскольку им пришлось частично слиться с печенегами в составе гагаузского народа, частично перейти под власть Руси и слиться с русичами в Поросье.

В X веке другая часть огузов мигрирует на юго-восток, где они принимают ислам и нанимаются на военную службу к местным правителям Саманидам и Караханидам, однако, воспользовавшись ослаблением этих государств, поднимают мятежи и образовывают государстваГазневидов (с центром в Афганистане) и сельджуков (с центром в Туркмении). Сельджукиды, захватив практически весь Ближний Восток, оказываются самыми жизнеспособными, заложив основы государственности современной Турции (через Конийский султанат),Азербайджана (через Кара-Коюнлу) и Туркмении.

ТУРЦИЯ | Турки, Тюрки, Огузы, Сельджуки

ТУРКИ

ТУРКИ (самоназв.- тюрк ), нация, осн. население Турции. Численность в Турции св. 67 млн. чел. (2000 г. оценка). Живут также в Болгарии (св. 900 тыс. чел.), Югославии (ок. 300 тыс. чел.), Греции (ок. 200 тыс. чел.), на Кипре (ок. 200 тыс. чел.), Румынии, Ираке, России и др. Говорят на турецком языке. По религии основная масса Турок- мусульмане-сунниты. Антропологически большинство Турок относится к средиземноморской расе. Этнически Турки сложились из двух осн. компонентов: тюркских кочевых скотоводческих племён (гл. обр. огузов и туркмен), переселившихся в Малую Азию из Средней Азии и Ирана в 11-13 вв. во время монгольских и сельджукских завоеваний, и местного малоазийского населения. Часть тюркских племён проникла в Малую Азию с Балкан (узы и печенеги). Смешиваясь с местным населением (греками, армянами, грузинами и др.), тюрки ассимилировали часть его, но сами перенимали у него навыки х-озяйства и многие черты культуры. В этногенезе Турок участвовали в разное время также арабские, курдские, южно-славянские, румынские, албанские и др.

Османская империя. Образование государства

элементы. В ходе турецких завоеваний 14-16 вв. Турки проникли на Балканы и Кипр. Формирование турецкой народности завершилось примерно в 15 в. турецкая нация сложилась в первые десятилетия 20 в. В составе Турок есть этнографические группы полукочевников: юрюки, тюркмены, тахтаджи, абдалы и др. Полукочевники, переходя на оседлость, быстро ассимилируются Турками

ОГУЗЫ (араб, и перс. — гуз, гузз; др.-тюрк. — огуз), тюркоязычные племена в Центр, и Ср. Азии. В нач. 7 в. в составе Тюркского каганата возник племенной союз токуз-О. (букв. — девять О.); преобладающее положение в союзе, вероятно, занимали уйгуры. В 9 в. ОГУЗЫ, теснимые киргизами, переселяются на терр. совр. Синьцзяна и совр. пров. КНР Ганьсу. Здесь назв. "токуз-О." постепенно вытесняется этнонимом уйгур. В кон. 9 — сер. 10 вв. сложился союз ОГУЗов и в Приаралье и Прикаспии. В 10 в. в низовьях Сырдарьи создаётся гос-во ОГУЗов (с центром в Янгикенте). В сер. 11 в. это гос-во было разгромлено пришедшими с востока кипчаками. Часть огузских племён ушла на запад и заселила южнорусские степи; другая часть, возглавленная сельджуками, завоевала страны Передней Азии. Позднее возникли многочисленные гос-ва (гос-во сельджуков, гос-ва Селъджукидов, крупнейшее-Конийский султанат). ОГУЗЫ сыграли важную роль в этногенезе туркмен, азербайджанцев, турок, а также гагаузов и каракалпаков.

"Огуз-наме" ("Сказание об Огузе"), эпические памятники о легендарной родословной тюрков-огузов и их мифическом прародителе Огуз-кагане. Сохранились рукописи отддельных произведений, написанных в ср. века, а также фрагменты в ср.-век. историч. сочинениях. Старейшей является карлукско-уйгурская версия 13-14 вв. (рукопись 15 в. хранится в Париже). Хивинский хан Абулгази создал в 17 в. т. н. мусульм. версию эпоса. Словом "Огуз-наме" названо также каждое из 12 сказаний древнейшего эпического памятника "Китаби Деде Коркуд".

СЕЛЬДЖУКИ. ветвь тюрок — огузов (туркмен; первоначально жили на Сырдарье), названная так по имени их предводителя Сельджука (10 — нач. 11 вв.), а также одно из названий созданной ими мусульманской династии Сельджукидов. В 30-х гг. 11 в. Сельджуки получили на вассальных условиях от государства Газневидов земли в Хорасане, а затем восстали против Газневидов и одержали над ними победу при Данденакане (1040). Сельджуки во главе с Тогрул-беком (1038-63), принявшим титул султана, между 1040 и 1050 захватили Хорезм, почти весь Иран, в 50-х гг. 11 в. Азербайджан, Курдистан и Ирак (в 1055 заняли Багдад). При Алп-Арс-лане (1063-72) была завоёвана Армения (1064), одержана победа над византийцами при Манцикерте (1071). Между 1071 и 1081 Сельджуки завоевали М. Азию и некоторые др. территории. При султане Мелик-шахе (1072-92) гос-во Сельджуков достигло наибольшего политич. могущества, подчинив себе также Грузию и гос-во Караханидов в Ср. Азии. Феодализировавшаяся военно-кочевая знать огузов и др. тюркских племён, завладев на правах икта (военного лена) обширными землями, проявляла центробежные стремления. Иранская гражданская бюрократия, на к-рую стали опираться султаны, была заинтересована в существовании сильной центр, султанской власти. Выразителем интересов этой группы класса феодалов был Низам алъ-Мулък. Однако в гос-ве Сельджуков продолжался процесс феодальной раздробленности: при Мелик-шахе образовались султанаты, в к-рых правили ветви династии Сельджукидов, лишь номинально зависимые от центр, власти ("Великого Сельджука"): Керманский султанат (1041-1187), Румский (в М. Азии, 1077- 1307; Конийский султанат), Сирийский (1094-1117). После первого крестового похода (1096-99) Сельджуки потеряли Палестину, а затем Сирию, прибрежные области Малой Азии, Грузию. После смерти Ме-лик-шаха феодальные междоусобия осложнились движением исмаилитов. В 1118 гос-во С. было разделено между сыновьями Мелик-шаха: Санджару достались вост. области со столицей в Мерве, Махмуду-зап. Иран и Ирак (т. н. Иракский сельджукский султанат, 1118-94). Санд-жар (1118-57) вёл борьбу с крупными окраинными феодалами, добивавшимися самостоятельности. Потерпев поражение от каракитаев, Санджар утратил верховную власть над Ср. Азией (1141); в 1153 после поражения, нанесённого ему т. н. балхскими огузами, огузы разграбили Мерв, Нишапур, Туе и др. города Хорасана. Со смертью Санджара (1157) прекратилась власть "Великих Сельджукидов" в Хорасане. После тридцатилетних феод, междоусобий Хорасаном, Керманом и западным Ираном овладели хорезмшахи. У Сельджуков сохранился лишь Конийский султанат.

Примечание:

АЭИ "Восток" оказывает следующие услуги:
• предоставляет тексты межгосударственных соглашений, протоколов, договоров;
• проводит индивидуальный мониторинг по конкретной теме;
• консалтинговые и переводческие услуги;
• оказывает содействие в поиске турецкого партнера.
Рассмотрим любые встречные предложения о сотрудничестве.

Рекомендуем ознакомится: http://allturkey.narod.ru

В. М. Запорожец

Сельджуки

§ 4. Тюркские племена и народы в X в.

После уничтожения киргизами уйгурского каганата огузы ушли из Центральной Азии. Часть огузов (от нескольких сотен тысяч до миллиона человек)171 мигрировала на северо-запад на территорию современной России и обитала между Волгой и Яиком (Уралом)172. Ранее здесь жили печенеги, но огузы, вступив в союз с хазарами, вытеснили печенегов и оккупировали их земли. Затем огузы переместились на запад и обосновались на правом берегу реки Дон. Поддержкой их конницы воспользовался в 985 г. князь Владимир, когда шел на болгар. Этот факт зафиксирован в русских летописях (летописи Нестора). Н.М. Карамзин, в частности, пишет: «Владимир, желая завладеть Камскою Болгариею, отправился на судах вниз по Волге вместе с новгородцами и знаменитым Добрынею; берегом шли конные торки, союзники или наемники россиян»173. Н.М. Карамзин, далее подчеркивает: «Здесь (т. е. в летописи. — В.З.) в первый раз упоминается о сем народе…, он кочевал в степях на юго-восточных границах России»174. Несомненный интерес в свете всего, изложенного выше, представляет тот факт, что древние русские именно огузов называли торками (это очень созвучно с тюрками, турками), хотя им были известны и другие тюркские (в широком смысле слова) племена. В конце X — начале XI вв. огузы (торки), двигаясь дальше на запад, переместились в приднестровские степи, которые в тот период были населены печенегами. В непрерывных столкновениях с печенегами погибло много огузов. Но наибольшие потери они несли от холода в морозные зимы, болезней и голода175. Тем не менее, через Дунай переправилось до 600 тысяч огузов176. Попав на Балканы, огузы были вынуждены сражаться с обитавшими в придунайских степях болгарами.

Неся большие потери, огузы двигались на юг и вступили на территорию Византийской империи, где смогли, наконец, найти убежище. Император Византии выделил огузам для проживания земли в Македонии. Часть из них была взята на военную службу в византийскую армию. Известно, что в войске Романа Диогена во время сражения с огузами-сельджуками при Малазгирте в 1071 г. находился значительный контингент огузов.

Другая, в численном отношении большая, часть огузов мигрировала в Среднюю Азию. (Небольшие группы огузов начали проникать сюда значительно раньше). В X в. основная масса огузов проживала на землях, простиравшихся от северо-восточного побережья Каспийского моря до реки Сырдарья в ее среднем течении. Огузами были заселены полуостров Мангышлак, плато Устюрт, побережье Аральского моря. Большое число огузов было сосредоточено в окрестностях гор Карачук (от Исфиджаба до Сырдарьи). Соседями огузов на западе были хазары, на севере — кимеки, на востоке — карлуки. Все названные соседи огузов были тюрками. Кимеки и карлуки, так же как огузы, входили в Восточный тюркский каганат. Южнее мест обитания огузов начинался исламский мир, представленный, в основном, персами. В «Hudût al-‘Âlam» говорится, что граница между шаманистами огузами и мусульманами проходила по линии Гурган — Фараб — Исфиджаб177.

В X в. в очерченном выше (весьма приблизительно) районе существовало государство огузов — т. н. огузский ябгулук. Неизвестно, когда и как оно образовалось. Мы полагаем, что вскоре после уничтожения киргизами уйгурского каганата, т. е. в середине или второй половине IX в. По мнению З.В. Тогана, огузы были вассалами хазарского кагана.178 Если согласиться с этой версией, то становится понятным, почему правитель огузов носил титул ябгу (как мы увидим ниже), а не каган. Вассальная зависимость от хазар могла существовать примерно до середины X в., т. к. Хазарский каганат (VI—X вв.) прекратил свое существование в 965 г. Ф. Сюмер считает, что в X в. огузский ябгулук был независимым и сильным государством179. Огузы были воинственным народом. Сюмер пишет, что «огузы были всегда вооружены, очень храбры и всегда готовы сражаться ,..»180. Площадь территории огузского ябгулука составляла около 9 млн квадратных километров, однако большую часть этой территории составляли пустыни Кызылкум и Каракум181.

Правитель огузов имел титул ябгу. Вторым лицом в государстве был субаши — командующий армией. Вероятно, именно ему принадлежала реальная власть в государстве. Известно, что в случае необходимости послания из Багдада адресовались субаши, и именно он давал на них ответ182. В 922 г. огузский ябгулук посетило посольство багдадского халифа, которое следовало к волжским болгарам. Секретарем посольства был некто ибн Фадлан, который оставил свои воспоминания (весьма скудные) об огузском государстве. Ибн Фадлан не приводит имени огузского ябгу, но пишет, что субаши звали Этрэк сын Катагана183. (З.В. Тоган восстанавливает это имя, как сын Тогана Этрек184.)

Население ябгулука составляли 24 огузских племени. Из них 12 племен имели общее название Бозоки. Они, в случае войны, должны были составлять правое крыло войска. Другие 12 племен были Учоками. Они образовывали левое крыло войска. Символохм (гербом) Бозоков был лук, а Учоков — три стрелы185. Согласно легенде, которую пересказывает Рашид-Эддин, у Огуз-хана (мифологическая личность — предок всех тюрок) было 6 сыновей (Гюн, Ай, Йылдыз, Гёк, Даг, Дениз). У каждого из них было по 4 сына. Каждое огузское племя названо по имени одного из внуков Огуз-хана. В состав Бозоков входили племена: Кайи, Байат, Алкаэвли, Караэвли, Языр, Додурга, Дёгер, Япарлы, Авшар, Кырык, Бегдили, Каркын. В состав Учоков — племена: Байындыр, Бичина, Чавулдур, Чепни, Салгур, Эймюр, Алаюнтлу, Юрегир, Игдир, Бюгдюз, Йива, Кынык186. Каждое племя имело свое клеймо, печать (damga). Это клейхмо ставилось на оружии, домашнем скоте, имуществе. В Османской империи вплоть до султана Сулеймана I на пушках ставилось клеймо племени Кайи, к которому принадлежал род Османа187.

Численность племен была разной. Некоторые насчитывали сотни тысяч человек188. Общая численность населения ябгулука в X в. предположительно составляла 1 млн чел189. Известно, что в сегодняшней Турции несколько тысяч населенных пунктов носят имена огузских племен и, в первую очередь, тех, которые принимали участие взявоевании Малой Азии: Кынык, Авшар, Байат, Кырык, Чепни, Бегдили, Салгур, Каркын, Языр, Эймюр, Байиндыр, Додурга, Чавулдур и Кайи190.

В огузском ябгулуке вожди, или беи, племен были богатыми людьми. Ибн Фадлан пишет, что видел среди огузов людей, владевших сотней тысяч баранов, десятью тысячами лошадей191.

Огузский ябгулук вел оживленную торговлю с соседними исламскими государствами. Торговля осуществлялась, главным образом, в пограничном городе Сабран. Основным товаром огузов были овцы. Потребности в мясе населения Мавераннахра и Хорасана удовлетворяли огузы, а также карлуки. Они разводили особую породу овец, которой не знали в Хорасане и Мавераннахре. Поэтому мясо этой породы пользовалось особым спросом в этих краях. Кроме того, огузы продавали знаменитый в исламском мире войлок192. Мавераннахр торговал не только с огузами и карлуками, но и со многими другими народами, в том числе, и тюркскими. Поэтому через огузский ябгулук шли оживленные караванные пути. Самым важным из них был путь из Хорезма в район Волги. Ибн Фадлан пересек страну огузов в составе огромного каравана: число погонщиков и купцов достигало 5 тысяч человек. Свои караваны отправляли и огузские купцы. Они вели торговлю с исламским миром, а также с Индией и Китаем193.

Достоверных сведений о том, когда и при каких обстоятельствах прекратил свое существование огузский ябгулук нет. Скорее всего, это произошло в начале XI в. Вероятно, к этому времени огузское государство было ослаблено внутренними распрями и могло быть уничтожено кыпчаками194.

171 öztuna, T.Y. Türkiye tarihi. 2. cilt. İstanbul, 1964. S. 6.
172 Голубовский П. Печенеги, торки и половцы до нашествия татар. История южно-русских степей. IX—XIII вв. Киев, 1884.

Основатели Османской Империи — монгольского происхождения?

С. 45.
173 Карамзин Н.М. История Государства российского. Книга I. Тома I, II, III, IV. СПб., 1998. С. 139—140.
174 Там же.
175 Голубовский П. Печенеги, торки и половцы до нашествия татар. История южно-русских степей. IX—XIII вв… С. 47.
176 Öztuna, T.Y. Türkiye tarihi. 2. cilt. İstanbul, 1964. S. 5.
177 Hudûd al-‘Âlam. The Regions of the World. A Persian geography 372 A.H. — 982 A.D… P. 312.
178 Togan, Z. V. Umumi Türk tarihine giriş. Cilt I. İstanbul. 1946. S. 175.
179 Sümer, F. Oğuzlar (Türkmenler). Tarihleri — boy teşkilatı… S. 54.
180 Ibid.
181 Öztuna, T.Y. Türkiye tarihi. 2. cilt… S. 10.
182 Togan, Z. V. Umumi Türk tarihine giriş. Cilt 1… S. 174.-175.
183 Ковалевский А.П. Книга Ахмеда ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921—922 гг. Харьков. 1956. С. 129.
184 Togan, Z, V. Umumi Türk tarihine giriş. Cilt I… S. 175.
185 Рашид-Эддин, Собрание летописей… С. 22.
186 Рашид-Эддин. Собрание летописей… С. 22—25.
187 Öztuna, T.Y. Türkiye tarihi. 2. cilt… S. 15.
188 Ibid.
189 Ibid. S. 11.
190 Ibid. S. 15.
191 Ковалевский А.П. Книга Ахмеда ибн Фадлана о его путешествии на Волгу’ в 921—922 гг. Харьков. 1956. С. 130.
192 Sümer, F. Oğuzlar (Türkmenler). Tarihleri — boy teşkilatı… S. 43.
193 Sümer, F. Oğuzlar (Türkmenler). Tarihleri — boy teşkilatı… S. 44.
194 Ibid. S. 58.

Просмотров: 5950

В сочинении Абу-л-Гази «Родословная туркмен» рассказывается, что все тюрки происходят от Яфета, сына пророка Нуха, который отправился к берегам Итиля (Волги) и Яика (Урала) и «превратил эти земли в свой юрт». Один из сыновей Яфета по имени Тюрк, благонравный и мудрый правитель, долго странствовал по свету и выбрал наиболее удобную для жизни территорию — область у озера Иссык-Куль. Далее легенда сообщает, что далекий потомок Тюрка по имени Огуз явился своей матери во сне и призвал ее стать мусульманкой, а в дальнейшем обратил в ислам всех соплеменников. Именно под именем огузов мы впервые встречаем в источниках мусульманского периода тюркские племена, проживающие в районах реки Иртыш, Аральского моря и в долине Сырдарьи.

Туркменки в Иране /mehrnews.com

Скитание по земле

Летом 922 года посланник аббасидского халифа Ибн Фадлан в ходе своего путешествия в Волжскую Булгарию проезжал плато Усть-Юрт, располагающееся между Каспийским и Аральским морями, на территории которого проживали тогда племена огузов. Мусульманский эмиссар не слишком высоко отзывается о тюркских кочевниках, сообщая, что они «скитаются по земле, подобно диким ослам». Некоторые из них, тем не менее, переходили к оседлому образу жизни — в другом историческом сочинении говорится о городе Янгикент («Новый город») в низовьях Сырдарьи. Этот город называется «столицей неверных огузов». Позднее они сформировали конфедерацию из 22 племен и переместились южнее, к северным границам государства Саманидов. Непосредственное соседство с мусульманским населением, по всей видимости, привело к исламизации огузов — детали этого процесса остаются в тени из-за отсутствия источников, однако мы точно можем сказать, что семейство Сельджуков уже приняло ислам к 992 году.

Арабский путешественник и писатель Ахмад ибн Фадлан / islamstory.info

Новое имя

Уже позже, когда огузы оседают в районе Бухары, они все чаще упоминаются в источниках под именем «туркмены». В 1020-е годы они пересекают пустыню Каракумы и нападают на города Ниса, Фарава и Абиверд, находившиеся под контролем династии Газневидов. Несмотря на сопротивление карательных отрядов газневидского султана, туркмены перемещаются на запад в район города Рея, а потом заселяют Азербайджан. Операции войск султана заставили часть туркменских племен вернуться на плато Усть-Юрт, однако большая часть из них осталась на территории Персии. Там они продолжили свой кочевой образ жизни, а ряд племен принял участие в битве при Данданкане в 1030 году, которая ознаменовала конец власти Газневидов и появление на сцене новых завоевателей — Сельджуков.

 Битва при Данданакане / instaview.xyz, غزنویان

Слуги царям

Сельджуки со временем завоевали огромные территории бывшего Аббасидского халифата, перешли к оседлому образу жизни и быстро переняли придворный этикет предыдущих династий. Туркмены при этом сохранили и племенную структуру, и привычный для кочевников уклад жизни. Время от времени они оказывали военную помощь разным претендентам на сельджукский престол, а также кочевали на соседние территории — в Закавказье, Сирию и Анатолию. Часто им приходилось вмешиваться в большую политику — именно с их помощью Сулейман ибн Кутулмыш основал Конийский султанат, а во времена правления Санджара великий султан был захвачен ими в плен.

Сельджуки / azerbijan.arzublog.com

Красноголовые

Несмотря на монгольское завоевание, многие туркменские племена сохранили уже обжитые ими территории, а в период ослабления центральной власти смогли закрепить свой суверенитет над этими землями. С угасанием Конийского султаната и расцветом государства Османов некоторые из туркменских племен инкорпорировались в растущую империю. Другим по воле судеб пришлось стать их соперниками и сражаться на стороне Сефевидов. Именно туркмены, известные под названием кызылбашей («красноголовые», названы так по цвету головных уборов), стали основной силой армии основателя династии Исмаила и принесли ему головокружительные успехи. Главы племен играли важнейшую роль при дворе, выступая в качестве наставников для наследников сефевидского престола, вплоть до времени правления Аббаса I (1587–1629). А представители племен Афшаров и Каджаров позже установили свой контроль над Персией и стали основателями собственных династий.

Кызылбаш / wikipedia.org

На востоке

Об истории туркменских племен в Средней Азии нам известно гораздо меньше, ввиду малого числа письменных источников.

Туркменские племена

В XVI веке они частично переселяются с плато Усть-Юрт и полуострова Мангышлак в земледельческие оазисы в Хорезме и долине реки Мургаб. Считается, что это перемещение связано с высыханием степей и конкуренцией со стороны калмыцких и казахских племен. В XVII–XVIII веках туркмены кочуют на территориях Персии и Хивинского ханства, активно вмешиваясь в политику последнего. Во второй половине XIX века ханство попадает под протекторат Российской империи.

Хивинское ханство / wikipedia.org

Пути разошлись

В настоящее время значительные общины туркменов проживают на территории различных государств региона и зачастую довольно сильно отличаются друг от друга. В Туркменистане они прошли советизацию, получили отдельную республику в составе Союза, а впоследствии и независимое государство, что привело к росту самосознания и самоидентификации. Туркменская община в Афганистане, напротив, сильно увеличилась именно за счет переселенцев с территории СССР, которые пытались избежать советизации и коллективизации. В Иране они проживают на границе с Туркменистаном и являются одними из ярких представителей кочевых народов. В Турции представители этих племен поделены на два лагеря — суннитов и алавитов. Общины туркменов проживают на территории Сирии, Ливана и Ирака: там им удалось сохранить кочевой уклад, во многом схожий с образом жизни их предков, пришедших в эти земли столетия назад.

Район Аккела, провинция Голестан / mehrnews.com

Последние новости

Линия защиты сборной Ирана по футболу признана самой сильной

Пекин: санкции США не помешают Китаю сотрудничать с Ираном

Иранки впервые за 40 лет смотрели футбольный матч на стадионе [ФОТО]

Президент ФИФА получил персидский ковёр с изображением кубка ЧМ-2018

Чикагский университет вернул Ирану 300 «кредитных карточек» эпохи Ахеменидов

Огузы
Огузы (гузы), одни из предков гагаузов, турок, гаджалов, тюркоязычные племена, первоначально объединившиеся в конфедерацию во главе с хаганом, или ханом.
В VI в. огузы создали империю, простиравшуюся от Китая до Черного моря.
В VIII в. тюркоязычные уйгуры заставили их двинуться из Монголии на запад.
В IX в. одна из групп огузов перешла Волгу и стала теснить печенегов.
В X в. другая их группа осела в Бухаре.
В XI в. часть огузов продвинулась на юг, в Персию, часть – на запад, в Средиземноморье, а остальные, пройдя через юг Руси, расселились на Балканах. Западная часть огузов находилась в вассальной зависимости от хазар, последние иногда использовали гузов против печенегов, иногда сами с ними воевали. В 968—969г.

Откуда в Азии появились туркмены?

гузы или как их называли торки действуя в союзе c киевским князем Святославом разгромили Хазарские города Итиль и Семендер. Этот момент считается концом независимого хазарского государства.
В середине XI века огузское объединение было разгромлено кипчаками. После этого часть огузов ушла на запад, заселив южно-русские степи, где они стали известны под именем торков (также берендеев и, возможно разрозненные групы присоединились к бродникам) и поддерживали союзные отношения с Русью. Другая часть во главе с Тогрулом продвинулась в Хорасан, где позже возникло несколько сельджукских государств и сформировлась Османская Турция.
В XII веке огузы упоминаются как основное население и хозяева города и области Саксин ( в прошлом хазарский Итиль. ) в дельте Волги.

Огузами были сельджуки, основавшие династию султанов Сельджукидов в Аббасидском халифате в Багдаде, а также предки современных туркмен, азербайджанцев и анатолийских турок.

Потомки огузов вошли как один из компонентов в состав современных западных казахов, каракалпаков, узбеков, башкир Южного Урала и татар Поволжья. Этимологию этнонима производят от "ок" — "стрела", "уыз" — "молозиво".

Оставьте комментарий