Казахстан после распада ссср

Содержание

КАЗАХСТАН »

//  

Комментарии

Казахстан: "черное золото" досталось не всем

В Казахстане спустя 20 лет после распада СССР уже ничто напоминает о Советском Союзе. Страна изменилась до неузнаваемости. Но о тех временах здесь хорошо помнят, и эта память зачастую приобретает мифологический оттенок.

На улицах и проспектах городов Казахстана преобладают отнюдь не "Волги", "Жигули" или "Москвичи". Уже давно демонтированы и выброшены на свалку ранее повсеместно украшавшие фасады зданий громадные транспаранты о единстве партии и народа и о том, что "Ленин живее всех живых". Сегодня если и можно встретить лозунг "Слава КПСС", то исключительно где-нибудь на окраине, на заборе заброшенного промышленного предприятия.

Чем дальше от городов, тем сильнее ностальгия по Союзу

Тем не менее, значительная часть населения ныне независимой Республики Казахстан о Советском Союзе помнит очень хорошо. И далеко не всегда в негативном свете. Чем дальше от сверкающих роскошью и благополучием столиц Казахстана Астаны и Алма-Аты живет гражданин страны, тем большую ностальгию он испытывает по "благополучным советским временам". Причина тому вполне объективна. За 20 лет независимости экономика страны претерпела серьезные изменения. Если перед распадом СССР Казахстан считали аграрно-индустриальной республикой с хорошо развитым сельским хозяйством и промышленным производством, то сегодня в стране явно доминирует сырьевой сектор экономики.

Экономика — наглядная иллюстрация преимуществ и негатива

Это подтверждает и официальная статистика. Например, в 1987 году в различных животноводческих хозяйствах страны содержалось 9,5 миллиона голов крупного скота и 36,4 миллиона овец и коз. А в 2010 году в Казахстане крупного рогатого скота насчитывалось 6,5 миллиона голов, овец и коз — 19 миллионов. Не лучше обстоят дела и с производственными мощностями. Под напором импорта текстиля и готовой одежды из Китая и Турции перестала существовать легкая промышленность Казахстана, а доля металлургии в ВВП страны снизилась с 20 до 12,5 процента. Зато почти в два с половиной раза выросла добыча углеводородов. Согласно все той же официальной статистике, если в начале 1990-х годов Казахстан ежегодно извлекал из своих недр чуть более 25 миллионов тонн нефти и газового конденсата, то сегодня — 60 миллионов тонн и выше.

Изменения в экономике привели к появлению большого количества городов-призраков и росту безработицы. Пустующие дома Аркалыка, Каратау, Приозерска или Жанатаса печально взирают на разруху сквозь разбитые темные окна. Жители этих городов либо выехали за пределы республики, либо переселились поближе к благополучным столицам независимого Казахстана. Такой же путь из-за отсутствия работы прошли и многие жители сельской местности. По неофициальным данным, количество внутренних мигрантов за годы, прошедшие после распада СССР, составило 5 миллионов человек — треть населения Казахстана. Далеко не все граждане, попавшие в тяжелое положение, позитивно воспринимают распад СССР и приобретение Казахстаном независимости.

При Союзе всяких благ было больше…

Владелица небольшого компьютерного бутика Малика Жусупова переехала в южную столицу Казахстана — Алма-Ату вместе с родителями в конце 90-х годов из городка Сарань Карагандинской области. И хотя ее бизнес идет вполне успешно, она считает, что развал СССР нанес непоправимый ущерб социальному благополучию рядовых казахстанцев.

Стоит заметить, что сама Малика в ее 22 года ничего не помнит об основных проблемах советских времен, а потому строит свое мнение исключительно на воспоминаниях родителей: "Все-таки проще было жить нашим родителям, нашим дедушкам. Не то, что сейчас — слишком все сложно. В Советском Союзе, например, всем молодым людям предоставляли работу. А сейчас найти работу очень сложно. Тогда образование бесплатное было. Больше всяких благ было". По рассказам родителей Малика знает, что и медицинские услуги тоже были бесплатными, а рабочих отправляли поправлять здоровье в санатории, да и люди раньше были добрее и отзывчивее. А потому, мол, можно было спокойно отпускать маленьких детей на улицу, не беспокоясь, что ребенок потеряется или его обидят. Сегодня, по ее словам, все обстоит совсем иначе: нет денег и знакомств, а значит, и человек никому не нужен.

…но независимость для молодежи Казахстана важнее

Впрочем, не все казахстанцы в возрасте до 30 лет придерживаются той же точки зрения, что и Малика. Немало молодежи считает независимость Казахстана великим благом, давшим импульс позитивному развитию страны. Среди таких — и менеджер по продажам Молдир Айдарханова.

С точки зрения 23-летней Молдир, сегодня жизнь наглядно показала преимущество принятой в Казахстане экономической модели развития, которая ни в какое сравнение не идет с той, что была при СССР: "У нас люди явно стали жить лучше. Почти у всех есть собственные автомобили. Многие выезжают отдыхать в другие страны. Раньше об этом приходилось только мечтать".

Для Молдир и многих ее казахстанских сверстников очень важно, что в стране, по крайней мере до настоящего времени, не было ни социальных взрывов, ни беспорядков, возникших на национальной почве. Политика сдержек и противовесов так или иначе работала и давала свои результаты. "Будь моя воля, я взяла бы лучшее из рыночной экономики современного Казахстана и добавила в нее социальные гарантии, присущие Советскому Союзу. Думаю, тогда все казахстанцы стали бы жить намного лучше", — считает Молдир Айдарханова.

Автор: Мадия Торебаева, Алма-Ата
Редактор: Вадим Шаталин

Deutsche Welle
[24.08.2011] /

СССР после распада // Таджикистан в поисках себя // Страна бедных

Николай Добронравин*

В экономическом отношении послевоенный Таджикистан в значительной мере превратился в страну-клиента, зависящую от доноров. Помощь Таджикистану с середины 90-х гг. оказывают Канада, Евросоюз, Франция, Германия, Япония, Испания, Швейцария, Великобритания и США.

Экономические реформы с протянутой рукой

Восстановление экономики шло довольно быстро, хотя до достижения советского уровня стране еще очень далеко. По оценке ЕБРР, экономический рост составлял в среднем 9,2% в год в течение трех лет благодаря росту цен — прежде всего на хлопок и алюминий (около 60% экспортной выручки приходится на алюминий, то есть на продукцию государственного предприятия ТАДАЗ). Развитие страны также осуществлялось благодаря переводам от работающих за рубежом (в 2002 г. эти переводы составляли около $ 80 млн.). Развивалась добыча золота и сурьмы, добывались также серебро и вольфрам.

Безработица, по официальным данным, ни разу не превысила 70 тыс. человек. Реальные же ее масштабы, несомненно, были выше; например, по оценкам 2004 г., она составляла от 430 до 800 тыс. человек при 1,9 млн. человек трудоспособного населения. По этой причине ежегодно из страны на заработки выезжают от 400 тысяч до 1 млн. человек. Вторая цифра кажется завышенной, но она вполне может стать реальностью, если учесть избыток трудовых ресурсов и продолжающийся рост населения Таджикистана, превысившего 6,7 млн. человек в 2004 г.

Несмотря на экономический рост, доход на душу населения в 2002 г. составлял всего лишь $ 186. Таджикистан, таким образом, является беднейшей из стран, в которых работал ЕБРР. Согласно данным Всемирного банка, в 2003 г. бедными считались 64% населения, но по регионам существовал колоссальный разрыв в показателях. Благополучнее всего выглядели данные по районам республиканского подчинения (45%) и Душанбе (49%), тогда как в Согдийской области показатели бедности совпадали со средними по стране, в Хатлонской области составляли 78%, а в Горном Бадахшане — 84% населения.

Только с 1997 г. начались либерализация цен и приватизация малых предприятий. К концу 2002 г. разгосударствление в этом секторе было почти завершено (доля частного сектора в ВВП выросла с 30% в 1997 г. до 50% в 2002 г.). Однако приватизация средних и крупных предприятий шла намного медленнее. В сельском хозяйстве колхозы преобразовывались в дехканские хозяйства (к 2003 г. их было уже около половины), что, по-видимому, не изменило сути экономических отношений.

В денежном обороте до 1994 г. использовались российские рубли, до октября 2000 г. — таджикский рубль, а затем была введена национальная валюта, получившая "историческое" название "сомони". Чтобы уменьшить масштабы нелегальной хозяйственной деятельности, в апреле 2003 г. была объявлена амнистия. Легализованы оказались около $ 170 млн., но почти все средства затем были изъяты из банков.

Законодательство Таджикистана далеко от мировых стандартов и не часто соблюдается. Процветает коррупция. В 1997 г. был принят закон о концессиях, дающий право на деятельность зарубежных инвесторов в таких секторах, как горная промышленность, гидроэнергетика, хлопководство, строительство, водное хозяйство, воздушное сообщение и использование природных ресурсов.

Водяное перемирие?

Особую роль в экономике Таджикистана играет проблема водопользования. Вопросы водных и энергетических ресурсов как источник напряженности уступают по значимости лишь исламскому экстремизму. Ежегодно возникают споры между двумя группами стран: тремя государствами низовья рек — Казахстаном, Туркменистаном и Узбекистаном, которые потребляют огромное количество воды для выращивания хлопка, и государствами, расположенными в верховье, — Кыргызстаном и Таджикистаном. Странам низовья требуется больше воды для их расширяющегося сельскохозяйственного сектора и растущего населения, в то время как экономически более слабые страны верховья пытаются получить больший контроль над своими ресурсами и хотят использовать больше воды для выработки электроэнергии и возделывания земли.

В 1992 г. была создана Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия, определявшая квоты на потребление воды; в комиссии преобладали представители Узбекистана. В 2001 г. киргизский парламент принял закон, согласно которому соседние страны, получающие воду, должны платить за содержание водохранилищ и каналов Кыргызстана. Это решение затрагивает интересы Таджикистана, по территории которого протекает Сырдарья, берущая начало в Кыргызстане. Что касается стока Амударьи, то, по соглашению 1992 г., квота для Таджикистана составляет всего лишь 12%. Фактически эта квота, унаследованная с советских времен, в последние годы превышается.

С вопросами водопользования тесно связаны проблемы энергетики. Согдийская область, а в зимнее время и другие районы Таджикистана зависят от поставок энергоносителей и электроэнергии из Узбекистана. Основная часть потребляемой электроэнергии производится на юге Таджикистана (Нурекская ГЭС). Север же снабжается из Узбекистана по бартеру — в обмен на электроэнергию, поставляемую в южные районы соседнего государства. Для развития экспортных возможностей Таджикистан планирует построить Сангтудинскую и Рогунскую ГЭС. Строительство Рогунской ГЭС началось еще в 1980-х гг. и возобновилось в 2001 г.

По некоторым оценкам, Таджикистан уже контролирует около 40% стока Амударьи благодаря Нурекскому водохранилищу, а после сооружения Рогунской ГЭС на Амударье Таджикистан сможет полностью контролировать реку, против чего выступает Узбекистан.

Казахстан после распада СССР

Предполагаемые затраты на возведение ГЭС — от $ 700 млн. до 1 млрд., что составляет примерно 7-10% ВВП Таджикистана, а потому строительство не вызывает энтузиазма у стран-доноров.

Опасные связи

В мае 1997 г., когда Россия, Таджикистан и другие страны СНГ, подписавшие договор о коллективной безопасности, обсуждали возможную угрозу, исходившую из Афганистана, лидер талибов мулла Омар отправил участникам совещания послание, в котором заверил, что наступление на севере Афганистана не угрожает безопасности стран Центральной Азии. Несмотря на дружественные заверения со стороны кабульского режима, Россия и Таджикистан все же оказали поддержку антиталибскому "Северному альянсу", некоторые участники которого ранее помогали таджикской оппозиции.

Основой связей Таджикистана и Афганистана в последнее десятилетие была транзитная поставка наркотиков для стран СНГ и Европы. Борьбой с наркотрафиком по мере сил (и желания) занимались российские пограничники. В 2004-2005 гг. охрана границы была передана Таджикистану, в результате появились возможности для еще более широкомасштабного экспорта афганских наркотиков за рубеж.
В отношениях с Россией долгое время главным было военное сотрудничество. Во время гражданской войны российская 201-я дивизия охраняла Нурекскую ГЭС, а также некоторые другие экономические и военные объекты. Российские военные, хотя и не всегда успешно, пытались все же прекратить кровопролитие. После окончания гражданской войны Россия и Таджикистан договорились о сохранении российского военного присутствия.

Благодаря зависимости Таджикистана от стран-доноров (в основном, от США) и его участию в антитеррористической коалиции, с конца 2001 г. выросло политическое влияние Запада. Однако в 2005 г. после наметившегося ухудшения отношений между Узбекистаном и США ориентация на Запад стала в Таджикистане менее заметной. Из-за слабости режима таджикские власти могут лавировать только между Узбекистаном и Россией или между Россией и США, но не между объединившимися "старшими братьями по СНГ", с одной стороны, и США — с другой.
Стабильность и само существование Таджикистана мало связаны с его экономическими возможностями. Узбекистан в состоянии в любое время "перекрыть кислород" независимому таджикскому государству, закрыв границу и прекратив подачу газа и электроэнергии. Россия в последние годы приобрела особое значение как территория, способная принять таджикских трудовых мигрантов, и, следовательно, как неисчерпаемый источник финансовых поступлений.

Постоянной головной болью для руководства Таджикистана еще на многие годы останется вопрос о сохранении баланса интересов между регионами. Развитию политической системы и экономики страны препятствует специфика управления на местах. Лидеры районов и областей, включая бывших "горных командиров" оппозиции, будут и в дальнейшем отстаивать собственные экономические интересы, заключая временные межрегиональные союзы или добиваясь свободы действий в обмен на внешнюю лояльность по отношению к правящему режиму.
В этих условиях кажется весьма символичным и не особенно удачным выбор "таджикской" империи Саманидов в качестве основы для национального мифотворчества. Саманидское государство не отличалось особой прочностью, опиралось на ненадежную тюркскую гвардию, фактически не контролировало некоторые области на территории нынешнего Южного Таджикистана и, в конце концов, стало жертвой "тюркской агрессии".

——

* — Цикл статей под рубрикой "СССР после распада" публикуется на основе книги, готовящейся к изданию авторским коллективом в составе канд. полит. наук Гельмана В.Я., докт. филол. наук Добронравина Н.А., канд. экон. наук Заостровцева А.П., докт. ист. наук Колоницкого Б.И., канд. полит. наук Ланко Д.А., канд. экон. наук Травина Д.Я. (научные редакторы — канд. экон. наук Маргания О.Л. и канд. экон. наук Травин Д.Я.).

Киргизия

Страница 1

Историческая летопись » Развитие стран средней Азии после распада СССР » Киргизия

5 декабря 1990 г. Верховный Совет принял декларацию о суверенитете республики, 31 августа 1991 г. правительство провозгласило независимость Киргизской Республики. 5 мая 1993 г. Республика Кыргызстан переименована в Киргизскую Республику.

Республика Киргизия, государство в Центральной Азии. Граничит с Казахстаном на севере, Китаем – на востоке и юго-востоке, Таджикистаном – на юго-западе и Узбекистаном – на западе. Столица – Бишкек. Население – 4,665 тыс. человек. (1998). Официальный язык: киргизский. Основная религия: ислам. Административно-территориальное деление: 6 областей. Денежная единица – сом. Ядро населения Киргизии составляют киргизы – народ, принадлежащий к тюркской группе. [15,с.184]

Этнический состав населения. Длительная история и произвольное национально-государственное размежевание в советское время сформировали сложный этнический состав населения республики. По данным переписи 1989 г., общее население Киргизии составляло 4 2,91 тыс. чел., в том числе киргизов — 2 248 тыс. чел., или 52,4 % всего населения, русских — 923 тыс. (21,5 %), узбеков — 554 тыс.

История Республики Казахстан (с 1991 года)

(12,9 %). Значительным было число немцев и украинцев — по 100 тыс., татар — около 80 тыс., уйгуров, дунган, таджиков, казахов насчитывалось по 3-4 десятка тысяч, от 10 до 20 тыс. — евреев, белорусов, курдов, корейцев, азербайджанцев. Русские, татары, украинцы появились здесь в результате переселений, немцы и корейцы — в результате ссылки в 40-е гг. XX в., дунгане и уйгуры бежали от репрессий китайских властей в XIX в.

В период независимости вследствие выезда значительной части европейского населения увеличилась доля киргизов и узбеков. В 1998 г. из 4,665 тыс. чел. населения страны киргизов было 60,6 %, узбеков -14,3 %. Доля русских сократилась до 15,3 %, немцев — до 2 %, татар — до 1,2%.

Киргизы (самоназвание — кыргыз) — тюркский народ, сформировавшийся из различных тюркских племен с некоторой примесью монгольских и иранских этносов в XVI в. Кроме Киргизии, они проживают в Синьцзяне (около 300 тыс.), Казахстане, Таджикистане, Узбекистане, Афганистане и России. Киргизы делятся на северных и южных, группы ичкилик и сарт-калмыков. Северные киргизы в значительной степени европеизированы й русифицированы, южные киргизы более религиозны и консервативны. [6,с.213]

Киргизский язык, как и казахский, принадлежит к киргизско-кыпчакской группе тюркских языков. Существуют северные и южные группы диалектов. Графическую основу киргизской письменности первоначально составлял арабский алфавит; в 1926 г. был осуществлен перевод на латинский алфавит, а в 1940 г. на кириллицу5. В 1992 г. был провозглашен возврат к латинскому алфавиту

Узбеки сосредоточены в южных Джелалабадской, Ошской и Бат-кенской областях, славяне — на севере Киргизии, в основном в городах.

Когда киргизские племена приняли ислам, они стали использовать письменность на основе арабской графики. Как и другие тюркские народы Средней Азии, они читали и писали на чагатайском языке, который служил в то время языком международного общения.

Верующие киргизы, как и казахское, узбекское, дунганское и уйгурское национальные меньшинства в Киргизии, исповедуют ислам суннитского толка. В 1944 в СССР была создана система региональных духовных управлений мусульман. Официально все религиозные вопросы мусульман Киргизии находились в ведении Среднеазиатского духовного управления мусульман, которое размещалось в столице Узбекистана – Ташкенте.

Страницы: 1234

Страны бывшего СССР

СССР — союзное государство, существовавшее с 1922 по 1991 г. и включавшее в разное время от 4 до 16 суверенных республик.

Распад СССР и становление независимого Казахстана

Имевший в своей основе Российскую Империю, Советский Союз после своего распада породил ряд независимых государств.

Где находился Советский Союз

СССР занимал значительную часть континента Евразия, это было крупнейшее государство мира, простиравшееся от Центральной Европы на Западе до морских границ с Северной Америкой на востоке и от полярных арктических широт на севере до центральноазиатских границ в субтропическо-пустынных зонах.

Состав стран бывшего СССР

15 союзных республик, составлявших Советский союз к моменту его распада, появились на карте мира, как самостоятельные государства.

На территории бывшего СССР находятся:

СтранаПримечания
Абхазия  частично признанное государство
 Азербайджан  суверенитет с 1989, независимость с 1991 г.
 Армения  суверенитет с 1990, независимость с 1991 г.
 Белоруссия  суверенитет с 1990, независимость с 1991 г.
 Грузия  суверенитет с 1990, независимость с 1991 г.
 Казахстан  суверенитет с 1990, независимость с 1991 г.
 Киргизия  суверенитет с 1990, независимость с 1991 г.
 Китай  о. Даманский, часть о. Большой (верховья р. Аргунь в Читинской обл.), о. Тарабаров (Иньлундао) и около половины Большого Уссурийского острова (Хэйсяцзыдао) у Хабаровска, Порт-Артур (Люйшунькоу), Дальний (Далянь)
 Латвия  суверенитет с 1989, независимость с 1991 г.
 Литва  суверенитет с 1989, независимость с 1991 г.
 Молдавия  суверенитет с 1990, независимость с 1991 г.
 Нагорно-Карабахская Республика  непризнанное государство
 Польша  части Западной Украины и Западной Белоруссии
 Приднестровье  непризнанное государство
 Россия  суверенитет с 1990, независимость с 1991 г.
 Таджикистан  суверенитет с 1990, независимость с 1991 г.
 Туркмения  суверенитет с 1990, независимость с 1991 г.
 Узбекистан  суверенитет с 1990, независимость с 1991 г.
 Украина  суверенитет с 1990, независимость с 1991 г.
 Финляндия  полуостров Ханко (Гангут), полуостров Порккала-Удд
 Эстония  суверенитет с 1988, независимость с 1991 г.
 Южная Осетия  частично признанное государство

Некоторые государства, входившие ранее в СССР, связаны различными политическими, экономическими и военными объединениями, одно из которых — СНГ (Содружество Независимых Государств).

Туры и цены

СССР после распада // Туркменистан // Великое создание Туркменбаши

Николай ДОБРОНРАВИН*

Независимый Туркменистан сильно отличается от других государств, возникших на руинах СССР. Только в этой стране государственный аппарат получил в свое распоряжение национальную идеологию, основанную на "священной книге" ("Рухнама" президента Сапармурата Ниязова).

Создатели семидесяти государств

Согласно исправленной после 1991 г. истории Туркменистана, туркмены были создателями 70 государств. Правда, основатели новых государств и династий обычно покидали территорию современного Туркменистана. Остававшиеся в родных краях не желали подчиняться никому. Только более слабые племена время от времени признавали себя подданными Персии, Хивы или Бухары.

В XIX в. туркмены — в первую очередь, текинцы — дольше других народов Центральной Азии отказывались признать власть "белого царя". Символом сопротивления стал Геоктепе в области Ахал, при взятии которого российские войска понесли значительные потери.

В советский период, в 1924 г., туркмены формально обрели собственную государственность. Реальная власть в новой союзной республике принадлежала городским коммунистам — в основном, русским и другим "европейцам". До 1947 г. "европейцем" был и партийный руководитель республики.

До середины 1930-х годов продолжалась борьба с так называемым басмачеством; многие туркмены откочевали в Иран и Афганистан. Контакты с соседними странами не прекращались даже в самые суровые сталинские времена, однако основные экономические связи Туркменистана были переориентированы на внутренние районы СССР.

За годы коммунистического режима расширилась территория, пригодная для земледелия, — благодаря, в частности, строительству Каракумского канала. Основой экономики к концу советского периода стал нефтегазовый комплекс. Через территорию Узбекистана и Казахстана были проложены железная дорога и газопровод, связавшие Туркменистан с другими регионами СССР.

В советскую эпоху туркмены сохранили осознание родоплеменной принадлежности. До 1940-х гг. в государственном аппарате были заметнее представлены текинцы Ахала, для которых Ашхабад был "своим" городом. Затем на первые позиции выдвинулись другие племена и землячества. При Брежневе к власти пришел Мухамедназар Гапуров, уроженец Чарджоуской области, тесно связанной с соседним Узбекистаном.
"Чарждоуский клан" потерял власть в 1985 г., когда партийным лидером стал Сапармурат Ниязов. Его тоже считали представителем текинцев Ахала, однако к такой оценке стоит относиться осторожно. Отношения Ниязова, рано потерявшего родителей, с родственниками долгое время были достаточно прохладными, о чем говорится и в "Рухнама".

Ковровые пикировки

Накануне распада СССР в Туркменистане не было такого подъема национального самосознания, как в соседних республиках. В 1989 г. было создано туркменское национальное движение "Агзыбирлик" ("Единство"); в 1990 г. был провозглашен государственный суверенитет республики. Президентом избрали Ниязова.

27 октября 1991 г. Туркменистан обрел независимость. Коммунистическая партия самораспустилась, была образована Демократическая партия Туркменистана. В 1994 г. возникло Общенациональное движение "Галкыныш" ("Возрождение"), в которое вошли все общественные организации страны, поддерживавшие, разумеется, политику президента.
Политическая система Туркменистана развивалась весьма своеобразно. Законодательная власть страны включает Халк Маслахаты (народный совет) и Меджлис (парламент) с примерно одинаковым статусом. В Халк Маслахаты входят парламентарии, избираемые народные депутаты и вся высшая номенклатура, в том числе генпрокурор, министры и сам президент. Халк Маслахаты заседает ежегодно в разных городах и поселках.

По Конституции, "деятельность Халк Маслахаты может быть приостановлена только самим Халк Маслахаты". Этот орган может распустить Меджлис и изменить Конституцию. Он назначает выборы президента и депутатов Меджлиса.
Развитие новой туркменской государственности сопровождалось осуждением советского и российского прошлого. Например, как говорил Туркменбаши, "после того, как в 1881 году русские завоевали Туркменистан, туркменские ковры делались всё хуже… После прихода русских туркменские ковры стали подразделяться на текинские, ёмудские, салырские, човдурские, гызылаякские, халачские. Конечно, орнамент может отличаться, но речь все равно идет о туркменских коврах! А придумали это, чтобы породить разногласия между племенами…"

Русскоязычное население покидало страну. Быстрыми темпами шла туркменизация административного аппарата, изменялись названия улиц и городов. Отъезд квалифицированных специалистов заставил власти умерить критику в адрес русских и даже предоставить всем желающим двойное гражданство, но туркменизация продолжалась. В 2003 г. двойное гражданство было отменено; все, кто не успел в течение двух месяцев заявить о выборе российского или туркменского гражданства, автоматически становились туркменистанцами.
Дискриминации подвергались и "коренные" меньшинства. Особенно пострадали узбеки. Некоторые из них пытались сменить национальность или записывать детей туркменами.

После покушения на Туркменбаши в 2002 г. фактически прекратилась приграничная торговля. В начале 2004 г. узбеков начали переселять из приграничных районов внутрь страны. Но репрессивные меры оказались недолговечными. Торговля через границу была снова разрешена в ноябре того же года.

Манат, знай свое место!

Нефтегазовый комплекс стал источником доходов, позволивших проводить экономические реформы под девизом "10 лет стабильности". С 1993 г. население Туркменистана получило право бесплатного пользования водой, солью, газом и электроэнергией. Стоит заметить, что почти вся "туркменская" вода — это вода Амударьи; чем больше потребляет Туркменистан, тем меньше достается низовьям, которые принадлежат Узбекистану.
Еще одна проблема в отношениях с другими странами — обеспечение бесперебойного экспорта туркменского газа. Основной его потребитель — Украина, куда газ попадает через Узбекистан, Казахстан и Россию. В 1997 г. был построен первый экспортный газопровод, соединивший Туркменистан с Ираном. В 1999 г. Туркменистан вместе с Азербайджаном, Грузией и Турцией подписал соглашение о строительстве Транскаспийского газопровода. Однако потом Ашхабад отказался участвовать в строительстве — из-за осложнения отношений с Азербайджаном.

В суверенном Туркменистане очень быстро развивался транспорт. Был построен международный аэропорт, длина железных дорог увеличилась более чем вдвое; были проложены ветки — в обход Узбекистана — в Иран, а также дорога через Каракумы из Ашхабада в Дашогуз (Ташауз).
Водное хозяйство осталось в собственности государства. Колхозы были преобразованы в дайханские хозяйства, однако система управления не изменилась. Власти поощряли увеличение производства зерновых, но добиться самообеспечения в этой сфере не удалось.

В ноябре 1993 г. Туркменистан ввел национальную валюту — манат, которая тут же начала стремительно обесцениваться. В 1995 г. был введен свободный обменный курс, расцвел черный рынок. По официальному курсу можно продать валюту государству; свободная конвертация валюты разрешена лишь тем, кто едет на учебу, лечение или в командировку за границу (по согласованию с президентом). Интересно, что сам Туркменбаши в знак поощрения вручал музыкантам и танцорам не манаты, а доллары.
Государство пытается регулировать даже теневой курс маната. В 2004 г. президент возмутился, когда курс снизился до 24 500 за доллар, и велел минфину с Центробанком вернуть манат на "прежнее место". На следующий день теневой курс маната "исправился" и упал ниже 23 000 за доллар.

Правящий режим быстро приобрел такие черты, которые можно объяснить лишь особенностями биографии президента. Его отец погиб в плену, мать — во время ашхабадского землетрясения 1948 г. Детство Сапармурата прошло в приюте для сирот, а затем у дальних родственников. Будущий Туркменбаши, вероятно, испытал сильнейшее влияние индоктринации сталинской эпохи. К особым личным качествам президента можно отнести интерес к поэзии, философии, истории и музыке; после 1991 г. были опубликованы несколько сборников его стихов.
В 1993 г. президент был провозглашен "главой туркмен" (Туркменбаши). В 1994 г. по итогам референдума срок его президентства был продлен еще на 5 лет (с отсчетом от 1997 г.). В 1999 г. Халк Маслахаты объявил Туркменбаши пожизненным президентом. В его честь переименовывались города и районы, сооружались памятники вождю.

Государственный гимн теперь начинается словами: "Великое создание Туркменбаши, держава родная…" О том, что ждет врагов президента, напоминают слова обязательной для всех "Клятвы Туркменистана": "В час измены Родине, Сапармурату Туркменбаши Великому, священному стягу твоему да прервется дыхание мое".

—-

*- Цикл статей под рубрикой "СССР после распада" публикуется на основе книги, готовящейся к изданию авторским коллективом в составе канд. полит. наук Гельмана В.Я., докт. филол. наук Добронравина Н.А., канд. экон.

Казахстан в период кризиса и распада СССР.

наук Заостровцева А.П., докт. ист. наук Колоницкого Б.И., канд. полит. наук Ланко Д.А., канд. экон. наук Травина Д.Я. (научные редакторы — канд. экон. наук Маргания О.Л. и канд. экон. наук Травин Д.Я.).

Казахстан в период кризиса и распада СССР

Политические процессы в Казахстане

Социально-политическая ситуация в Казахстане в 1985-86гг. отличалась относительной стабильностью, т.к. экономическая ситуация в республике была несколько лучше, чем в целом по СССР.

Развитие стран средней Азии после распада СССР

Это было вызвано наличием большого количества предприятий центрального подчинения с централизованным, т.е. более лучшим обеспечением продуктами и товарами народного потребления. Поэтому народный протест против методов руководства республикой со стороны Москвы был для властей полной неожиданностью.

Декабрьские события 1986 г. Уже в конце 1985 — начале 1986гг. в Казахстане и Москве начала звучать критика в адрес руководства республики и лично против первого секретаря ЦК Д. Кунаева, которому в то время было около 75 лет. Все понимали необходимость смены правящей верхушки, тем более, что об этом говорили и московские правители. Однако ожидалось, что это произойдет демократическим путем, поэтому дальнейшие события справедливо были расценены народом как нарушение властью самой же провозглашенных принципов.

15 декабря в Алма-Ату прибыл член ЦК КПСС Г. Разумовский и первый секретарь Ульяновского обкома партии Г. Колбин. 16 декабря на Пленуме ЦК Компартии Казахстана было объявлено о рекомендовании высшими партийными органами Колбина на пост республиканского первого секретаря. Партийная верхушка Казахстана без обсуждения проголосовала "за" и таким образом, в нарушение всех партийных норм и устава, главой республики был избран человек, не только не связанный с Казахстаном и не знавший местных условий, но даже не стоящий на учете нив одной из местных партийных организаций и не имеющий казахстанской прописки. Это было воспринято как оскорбление казахского народа и вызвало стихийный протест.

Утром 17 декабря на площади перед зданием ЦК стала собираться молодежь, требующая объяснить причины избрания Г. Колбина и протестующая против игнорирования Москвой интересов республики.

По улицам Алматы прошло мирное шествие, демонстрация стала принимать массовый характер. Однако вместо откровенного диалога и попытки разобраться в причинах происшедшего новые власти Казахстана с благословения М. Горбачева вновь прибегли к террору и репрессиям. 17 и 18 декабря против мирных демонстрантов были брошены силы милиции и внутренних войск. При разгоне демонстрации войска использовали саперные лопатки, служебных собак, людей на морозе обливали водой, избивали задержанных, многих полураздетыми вывезли и оставили за городом, несколько сотен человек были без санкций прокурора помещены в следственные изоляторы. Власти намеренно разжигали межнациональную рознь, вооружив железными прутьями и обрезками кабеля дружины, составленные из русскоязычных рабочих промышленных предприятий и натравливая их на демонстрантов-казахов. В ходе трагических событий 17-18 декабря несколько человек погибло, было множество раненых и травмированных. Весть о разгоне демонстрации всколыхнула весь Казахстан, во многих городах республики прошли аналогичные выступления, также силой подавленные властями.

За кровавым подавлением народного выступления последовали жестокие репрессии. В уголовном порядке было осуждено 99 человек, среди них 18-летний К. Рыскулбеков, погибший в тюремных застенках. Только в столице 264 человека были исключены из вузов, 758 человек — из комсомола и 52 человека — из партии. Комсомольские и партийные взыскания получили около 1400 человек. Из органов внутренних дел было уволено 1200 человек, из транспортных и медицинских учреждений — более 300 человек. Своих постов лишились 12 ректоров вузов. В начале 1987 г. было принято постановление ЦК КПСС, в котором происшедшее объявлялось проявлением "казахского национализма".

Политическая ситуация в 1987-1989 гг. После декабрьский период был ознаменован в Казахстане усилением тоталитарных и репрессивных функций государства. Одновременно с демагогическими заявлениями Г. Колбина об интернационализме и необходимости изучения казахского языка началось новое избиение национальной интеллигенции, обвиненной в организации декабрьских выступлений. Усилилась "охота за ведьмами", поиск "националистов" и "коррупционеров", преследованиям подверглись академики У. Джолдасбеков и Н. Надиров, ученый-антрополог О. Исмагулов. Прием в вузы и на работу стал осуществляться по процентным квотам по национальному признаку, что наделе закрывало доступ к образованию и престижной работе представителям коренной национальности, составлявшим в городах абсолютное меньшинство.

Однако политические процессы, проходившие в Москве (XIX партконференция, учреждение поста Президента СССР, гласность), не могли не влиять на рост политической активности в Казахстане. Несмотря на преследования властей, в республике в 1987-88 гг. начали формироваться неформальные организации, принявшие первоначально форму экологических движений. Во-первых, в условиях колбинского террора политические организации были под запретом, во-вторых, экологические проблемы республики народ справедливо связывал со всевластием центральных ведомств и министерств и игнорированием интересов республики.

В конце 1988 — начале 1989 года началось объединение и политизация экологических движений. В феврале 1989 г. по инициативе О. Сулейменова возникло антиядерное движение "Невада — Семипалатинск", выступающее за прекращение испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне. Начали консолидироваться другие движения и организации — "Адилет", "Мемориал", "Некст-Стоп". Попытки властей в конце 1988 — начале 1989гг. организовать травлю неформальных общественных организаций в Казахстане прекратились только с приходом к власти Н. Назарбаева. Летом 1989 г. окончательно скомпрометировавший себя Г. Колбин был отозван в Москву, а первым секретарем республиканского ЦК был избран Н. Назарбаев.

Политическая ситуация в период распада СССР. События 1990-1991 гг. показали нежелание руководства СССР идти на серьезное реформирование отношений между Центром и республиками и реальное изменение политической системы. По-прежнему отрицалась многопартийность, подтверждался курс на строительство социализма. Все это входило в противоречие с растущей либерализацией общества, ростом политической активности масс и осознанием ими необходимости коренных реформ. Эта активность выразилась в создании целого ряда политических партий и организаций, тем более, что некоторые из них поддерживались новыми властями Казахстана. Так, "Невада — Семипалатинск" переходит к массовым формам протеста, в Алматы и регионах организуются общества "Казак тип", ставшие в короткий срок одними из наиболее крупных в республике. Весной 1990 года ряд социал-демократических организаций объединились в Социал-демократическую партию Казахстана. В конце мая был создан оргкомитет национально-демократического движения "Азат", учредительный съезд которого состоялся в июне.

Летом-осенью 1990 г. движение "Азат" стало крупной политической силой, выступающей за полную государственную независимость Казахстана. В то же время возникают и радикальные политические организации — "Желтоксан" и "Алаш", казачьи объединения. В противовес национально-демократическим организациям в Алматы создается движение "Единство". Озабоченный растущим напряжением в обществе Н. Назарбаев в конце сентября 1991 г. провел встречу с представителями наиболее влиятельных партий и движений, на которой было достигнуто соглашение о годичном моратории на проведение массовых акций протеста в столице. Одновременно с ростом политической активности масс набирал темпы процесс развала СССР. Переход к рыночной экономике требовал децентрализации политической системы, но московские власти этому противились. Многочисленные проекты нового союзного договора не устраивали республики. Фактический кризис центральных властей привел к самостоятельным шагам местных лидеров. 24 апреля 1990 г. в Казахстане был учрежден пост Президента. На сессии Верховного Совета президентом был избран Н. Назарбаев. 25 октября того же года была принята Декларация о государственном суверенитете Казахстана, провозглашавшая главенство республиканских законов над союзными и стремление республики к фактической самостоятельности в рамках СССР.

Н. Назарбаев и лидеры ряда других республик выступили за превращение СССР в конфедерацию и установление вместо вертикальных связей центра и окраин прямых горизонтальных связей между республиками без участия центра. Однако работа над выработкой приемлемого проекта была прервана попыткой государственного переворота в Москве летом 1991 г.

После августовского путча и его провала в Казахстане была распущена Коммунистическая партия, а республика стала фактически самостоятельной. Президент СССР М. Горбачев не мог воспрепятствовать центробежным тенденциям, и с каждым днем его власть все более слабела. Чтобы сделать свою власть более легитимной Н. Назарбаев пошел на большую демократизацию политической системы и объявил о проведении всенародных выборов президента. 1 декабря 1991 г. в результате выборов Президентом вновь стал Н. Назарбаев, а 16 декабря был принят Закон о государственной независимости Казахстана. 21 декабря 1991 г. в Алматы на совещании глав 11 бывших республик СССР был подписан протокол о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 3 марта 1992 г. Казахстан был принят в Организацию Объединенных Наций.

Кризис экономической системы

Застойные явления в экономике, снижение темпов развития хозяйства в условиях нерешительных реформ 1986-1991 гг. привели к разделу единой экономической системы СССР и полному кризису, выход из которого наметился только сейчас.

Экономические реформы 1986-1989 гг. В 1985 г. экономика Казахстана находилась в предкризисном состоянии. За 1971-1985 гг. темпы прироста промышленной продукции сократились с 9,3% до 3,5%, национального дохода — с 10,3% до 1%. Произведенньй в 1985 г. национальный доход уже на 5,7 млрд. рублей был меньше средств, затраченных на его производство и накопление. В экономике утвердилась система поддержки убыточных предприятий за счет рентабельных, зависимость оценки работы не от количества и качества произведенной продукции, а от валового продукта, т.е. средств затраченных на ее производство, что приводило к процветанию ресурсо-затратных технологий.

В сельском хозяйстве ситуация была еще более удручающей. За 1971-1985 гг. основные производственные фонды утроились, а производство продуктов увеличилось в полтора раза. Половина совхозов и колхозов была убыточной, себестоимость продукции превысила плановую на 7 млрд. рублей, а задолженность государству достигла 12 млрд. рублей. Эта ситуация сложилась в результате неоправданного занижения цен на сельскохозяйственную продукцию. Так, Казахстан ежегодно в 1971-1985 гг. сдавал государству до 300 тыс. тонн мяса по цене около 2 руб. за кг, что дало около 9 млрд. рублей, тогда как затраты составили 18-27 млрд. рублей.

С 1985 г. начинают предприниматься попытки оздоровления экономики, однако они не затрагивали основ экономической политики, поэтому были обречены на провал. Планировалось реорганизовать систему управления хозяйством, развивать машиностроение, за счет которого модернизировать другие отрасли и увеличить темпы производства. Был увеличен импорт новейшей западной техники, однако это не дало ожидаемых результатов. Борьба за укрепление дисциплины на производстве переросла в антиалкогольную кампанию, приведшую к росту наркомании, самогоноварения, токсикомании, сокращению поступлений в государственную казну. С начала 1987 г. начался спад производства.

В июле 1988 г. государство было вынуждено легализовать деятельность предприятий с негосударственной собственностью -кооперативов. Однако кооперативный сектор развивался только в сфере услуг и не затрагивал основ экономики. В Казахстане к 1991 г. количество кооперативов достигло 15 тыс., а работало в них 220 тыс. человек, т.е. это были мелкие предприятия по 10-15 работников.

Начиная с 1987 г. государство начало строить "планово-рыночную" экономику без кардинального изменения отношений собственности, это привело к увеличению неуправляемости экономики, к разрыву межотраслевых и межреспубликанских связей. Уже в 1988-1989 году началось ускоряющееся падение уровня жизни казахстанцев. Провозглашенная Г. Колбиным программа по широкомасштабному жилищному строительству, несмотря на огромные вложенные средства, завершилась провалом, уже в 1989 г. начались массовые выступления рабочих. В июле забастовки охватили шахты Карагандинского бассейна, волнения были и на других предприятиях. Ошибкой руководства стало введение выборности директората, приведшее к дестабилизации производственных отношений.

Экономические реформы 1990-1991 г. В 1990 г. впервые было заявлено о стремлении властей к переходу к регулируемой рыночной экономике. В мае правительство СССР объявило о повышении цен на хлеб и хлебопродукты в 3 раза, а с января 1991 г. — оптовые rfрозничные цены выросли в 1,5-2 раза. Ажиотажный спрос на товары привел к дефициту и нормированному распределению продуктов первой необходимости. Ударила по благосостоянию народа и частная денежная реформа, осуществленная в начале 1991 г. и приведшая к обнищанию части населения. Неудача экономических реформ была вызвана отказом правительства СССР от приватизации средств производства и попытками примирить рынок и социализм. Обретение Казахстаном в 1990 г. суверенитета привело к появлению республиканской концепции перехода к рынку.

При Президенте республики был образован Высший экономический совет; в который входила экспертная группа в составе известных зарубежных и отечественных экономистов. Комитет по государственной собственности. Антимонопольный комитет и др. Основными положениями этой программы была приватизация социальной сферы и передача всех предприятий под юрисдикцию республики, более справедливое распределение доходов предприятий, увеличение доли перерабатывающих технологий, иностранные инвестиции.

Однако распад СССР при сохранении экономических связей и переход России в одностороннем порядке в начале 1992 г. к либерализации цен привели к дестабилизации финансово-денежной системы и безудержной инфляции. Казахстан стал независимым государством в условиях экономической катастрофы.

Национально-демографическая ситуация в Казахстане

К концу 80-х гг. число уезжающих из Казахстана начало превышать число прибывающих. Так, в 1989 г. отрицательное сальдо миграции составило 46,8 тыс. человек. Это сразу же сказалось на изменении национального состава — вследствие высокой рождаемости у казахов. По переписи 1989 г., казахи впервые после 1926 г. заняли первое место по численности у себя на родине, превысив 6,5 млн. человек, т.е. 39,7% населения республики. Доля русских сократилась в том же году до 37,8%, хотя в 7 областях из 19 их удельный вес был больше, чем казахов. Началась миграция за рубеж, в основном, немцев и греков.

В то же время острой оставалась проблема развития казахского языка. К 1989 г. в республике закрылось около 600 школ с казахским языком обучения, господствовало пренебрежение к национальной культуре, языку и традициям. Растущий дискомфорт в межнациональной сфере привел к вспышкам насилия. Трагические события произошли летом 1989 г. в городе Новый Узень — одном из центров по добыче нефти. Обострение социальной ситуации и напряженность отношений между представителями коренной национальности и рабочими-вахтовиками привели в июне к массовым беспорядкам и кровопролитию, остановленному только в результате вмешательства милиции и войск.

Обострение межнациональных отношений требовало срочного пересмотра национальной политики. Одним из первых шагов по нормализации национальной политики стало принятие в сентябре 1989 г. "Закона о языках", объявляющего казахский язык государственным, а русский — языком межнационального общения. Этот шаг стабилизировал общественно-политическую ситуацию в республике и способствовал сглаживанию межэтнических противоречий. Началось культурное возрождение казахского, татарского, немецкого, корейского и др. народов Казахстана. Только за 1990-1991 гг. было открыто 482 казахских детских сада, 155 общеобразовательных школ. В республике было образовано 49 национально-культурных центров.

В то же время в Казахстане начали проявляться и шовинистские настроения части населения, остро переживающего крушение СССР. Это выразилось в образовании в августе 1990 г. движения "Единство" и активизации казачьих организаций. В сентябре 1991 г. уральское казачество пыталось организовать празднование 400-летия служения "царю и отечеству", что вызвало справедливый протест казахов. В Уральск стали прибывать как представители кубанского, донского, оренбургского казачества, так и активисты "Азата", "Желтоксана" и других национально-демократических организаций. Только благодаря лидерам движения "Азат" были предотвращены массовые беспорядки и столкновения между казахами и казачеством. Провокационные действия казачества, нацеленные на искусственное привнесение межнациональной розни, были осуждены общественным мнением. Тем не менее, нерешенных проблем в сфере национальной политики было еще много.

← предыдущая…404143следующая →

Смотреть полностью

Похожие документы:

Оставьте комментарий