Становление самодержавия в россии

Становление самодержавия в Московском государстве

Великорусское государство в середине XVI века

XVI век в истории России ознаменовался созданием могущественного централизованного государства, с которым стали считаться крупнейшие европейские и ближневосточные страны. При вступлении на престол Ивана IV территория Руси достигала 2800 тыс. кв.км с населением 7-8 млн. человек. Большая часть великороссов жила в деревнях, разбросанных по бескрайней Восточно-Европейской равнине. Численность горожан не превышала 2% всего населения страны. Тем не менее города переживали период расцвета ремесленного производства и торговли. Страна начинала преодолевать экономическую раздробленность, доставшуюся ей в наследство от периода феодальной раздробленности. Наиболее крупными центрами русских земель были Москва и Новгород. По приблизительным оценкам, в столице проживало около 100 тыс. человек. На втором месте стоял Новгород с населением в 30 тыс. человек. Население таких городов, как Можайск, Серпухов, Коломна, составляло от 3 тыс. до 8 тыс. человек.

Для жизни городов были характерны глубокие социальные контрасты. Богатая купеческая верхушка постоянно находилась в раздоре с неимущими. Государственная казна пополнялась в основном за счет побора с городов, причем власти облагали горожан не только денежными податями, но и натуральными повинностями. В военное время города снаряжали отряды воинов, вооруженных огнестрельным оружием. Всякий раз вставал вопрос: кому из горожан нести воинскую повинность? Спор, возникавший между богатыми и простолюдинами, нередко заканчивался возмущением и бунтом черного люда. Города, являясь центрами ремесленного производства и торговли, играли важную роль в социально-экономическом развитии России, отражали общую тенденцию укрепления феодально-крепостнических порядков. Эта тенденция еще более отчетливо просматривается в сельской местности, где феодальная собственность на землю являлась основой крепостничества.

Собственниками земли были преимущественно светские и церковные феодалы. Их вотчины имели податные льготы, закрепленные великокняжескими грамотами. Это давало феодалам возможность держать сельское население в своей зависимости. В XVI в. в структуре феодальной собственности на землю происходят существенные изменения — заметно возрастает доля поместного землевладения в центральных районах страны и общинного крестьянского землевладения на окраинах. Перемещение населения на периферию способствовало освоению новых земель, развитию сельского хозяйства и промыслов. Первоначально жизнь на новых землях протекала без административного вмешательства властей, но постепенно и эти районы подпадали под контроль феодального государства. Таким образом, увеличивалась численность зависимого населения России.

По своему положению крестьянство делилось на три категории: черносошные -государственные; дворцовые -московских великих князей; владельческие -принадлежавшие феодалам. Существовали и три основных вида феодальной собственности на землю: поместная, вотчинная и государственная. Взаимоотношения землевладельца и крестьянина были узаконены Судебником 1550 г., который уточнил нормы крестьянского перехода от одного хозяина к другому, несколько увеличил "пожилье", которое уплачивал крестьянин при переходе. В конце XVI в. крестьяне лишились последней возможности сменить хозяина после завершения полевых работ — был отменен Юрьев день. В начале 1597 г. был объявлен указ о кабальных холопах, согласно которому они лишались права вернуть себе личную свободу до смерти их господина. После отмены Юрьева дня основной формой крестьянского протеста против феодального произвола стало бегство от феодалов. Для пресечения этого явления в ноябре 1597 г. был издан специальный Указ о сыске беглых крестьян. В этом отчетливо просматривается тенденция последовательного закабаления основной массы населения страны — крестьян. Экономическое и общественно-политическое развитие сформировало объективные предпосылки усиления центральной власти, усовершенствование ее институтов. Эти процессы связаны с именем Ивана IV Грозного.

Иван IV — первый русский царь

Трёхлетний Иван IV Васильевич формально вступил на великокняжеский престол после смерти отца в декабре 1533 г. Созданный Василием III опекунский совет (во главе с Михаилом Львовичем Глинским) должен был не допустить ослабления власти и управлять страной до достижения Иваном совершеннолетия (15 лет). В 1533 г. начался непродолжительный период регентства матери Ивана великой княгини Елены Глинской. После смерти великой княгини фактически власть перешла в руки семибоярщины. По сути, произошел своеобразный государственный переворот, в результате которого устанавливается боярское правление, которое сопровождалось многочисленными опалами, конфискациями, казнями. Старшим среди опекунов стал Василий Шуйский. Между боярскими кланами Вольских и Шуйских началась борьба за усиление своего влияния на малолетнего князя. Положение Ивана было сложным. Ни те, ни другие не считались с осиротевшим восьмилетним великим князем. Бояре не посвящали Ивана в дела, но зорко следили за его привязанностями и спешили удалить из дворца возможных фаворитов. Его, вместе с братом Юрием (1532-1563 гг.), иногда забывали покормить. Иван видел, как бояре расхищали казну, накопленную его предками. Иван на всю жизнь сохранил недобрые чувства к опекунам. Когда Ивану IV было 13 лет к власти пришли Глинские — родственники князя со стороны матери. Противоречивая внутренняя политика в годы боярского правления привела к ослаблению государства.

Становление самодержавия в России

Резко осложнилось положение на южных и восточных границах (набеги крымских и казанских войск). Литве пришлось отдать Гомель и Любечь. Произвол вотчинников вызвал широкое недовольство и открытые выступления в ряде русских городов.

Политическая ситуация в государстве стала меняться в 1547 г. Глава Русского государства принял титул царя.16 января 1547 г. великий князь Иван IV Васильевич венчался на царство в Успенском соборе Московского Кремля. Вряд ли 16-летний Иван IV был инициатором принятия титула. В его окружении важную роль играл — один из самых образованных людей России того времени, внес большой вклад в разработку идеологии самодержавия. С помощью нового титула, митрополит Макарий вместе с Глинскими поднял авторитет государя.

Это был акт большого политического значения. На Западе и Востоке это событие было воспринято как естественное юридическое оформление фактически существовавшего положения. Московские князья давно именовали себя князьями всея Руси, но только Ивану III удалось окончательно сбросить татарское иго и стать сувереном-самодержцем. Уже дед Ивана Грозного именовал себя царем всея Руси. Иван IV решился на поступок, который не позволили себе совершить ни его дед, ни его отец. Формальным показателем нового положения московского монарха было введение еще при Иване III герба и титула.

Став царем (первым русским царем!), Иван IV оказался приравненным к величайшим государям прошлого и настоящего, стал вровень с императором Священной Римской империи и выше европейских королей. Российское царство теперь стало полновластным наследником и Рима "ветхого", и Рима "нового". Но венчание на царство наполнено глубочайшим религиозным смыслом. Над каждым верующим таинство миропомазания совершается только один раз — сразу после крещения. Начиная с Грозного, русский царь был единственным человеком на земле, над кем Церковь совершала это таинство дважды, чтобы даровать ему способности, необходимые для нелегкого царского служения. Сам юноша-царь скорее всего поначалу не понимал этого в полной мере. И только страшные события, последовавшие сразу же за венчанием на царство, убедили Ивана Васильевича в том, что он обязан покаяться в грехах и начать исполнять свое предназначение неуклонно и ревностно. Какие события повлияли на царя? В 1547 г. в Москве произошло три пожара — два в апреле, а один — самый страшный — в июне. В июньском пожаре выгорела практически вся столица (25 тыс. дворов) и погибли тысячи москвичей. После пожара вспыхнуло восстание, всю вину за случившееся молва возложила на царских родственников. Пожар и восстание были восприняты Иваном Васильевичем как "казни Божии" за нерадение в выполнении царского долга, поэтому он пошел на резкое изменение и собственного поведения, и общей политической линии.

К середине XVI в. политический строй России переживал процесс обновления. Период правления Ивана IV с 1547 по 1564 гг. характеризуется крупными внутри — и внешнеполитическими успехами. За первые десять лет его правления было осуществлено столько реформ, сколько не знало ни одно десятилетие прежней истории государства. В ходе объединения страны власть Московского государства усилилась, но не превратилась в неограниченную. После образования единого государства феодальная иерархическая структура претерпела большие изменения. Некогда однородная масса боярства распалась. Крупные землевладельцы, верхний слой феодального класса сохранил название "бояре". Низшую и более многочисленную прослойку составляли измельчавшие вотчинники и слуги великокняжеского двора. Их стали именовать дворянами. Причем значение дворянской прослойки настолько возросло, что с ее требованиями должна была считаться любая группировка, хотя дворяне не имели постоянных представителей в Боярской думе. Дворянство требовало привести систему управления страной в соответствие с новыми реалиями. Поток преобразовательных идей увлек молодого царя. В 1549 г., выступая на Соборе примирения, первом Земском соборе в российской истории, 18-летний царь публично заявил о необходимости перемен. Движение реформ возглавила партия реформ А. Адашева, именуемая Избранной радой. После Собора примирения Иван IV выступил на Стоглавом соборе 1551 г. с обширной программой преобразований. Реформаторская деятельность Избранной рады может быть условно поделена на два этапа. Первоначальные, незначительные изменения постепенно подготовили глубокие и всесторонние преобразования России. Сильное влияние на царя оказывали его духовник Сильвестр, А. Курбский, князь Воротынский, князь Серебряный и др.

В историографии реформы Ивана IV трактуются неоднозначно. Тем не менее, почти все исследователи признают, что реформы носили продворянский характер, имели резко выраженную антибоярскую направленность. Прежде всего, эта идея нравилась царю в проектах реформ. Избранная рада понимала эти мотивы. Не случайно резкая критика злоупотреблений бояр стала исходным пунктом всей программы преобразований. Кроме того, в проектах реформ перед Иваном IV вырисовывалась заманчивая перспектива укрепления единодержавия и могущества царской власти. В своих политических оценках царь постоянно следовал несложному правилу — поддерживать те начинания, которые укрепляли единодержавную власть. В целом преобразования 50-х годов отвечали потребностям развития государства. Они способствовали централизации системы управления и привели ее в соответствие с новыми историческими условиями. В то же время реформы на всех этапах несли на себе печать половинчатости и компромисса. Проекты радикального перераспределения земельных богатств в пользу дворянства также в значительной мере остались на бумаге. Вплоть до XVII в. Россия оставалась самодержавной монархией с Боярской думой и боярской аристократией. Это вовсе не умаляет огромной реформаторской деятельности Избранной рады, которая в течение 13 лет разрабатывала реформы и проводила их в жизнь.

Собор примирения в 1549 г. принял решение об исправлении Судебника "по старине". Исходя из этого реформаторы сосредоточились на проблеме совершенствования системы центрального и местного управления. Новый Судебник ускорил формирование приказов, расширил функции служебной бюрократии, ограничил власть наместников на местах. По мере усиления дворянского влияния назревала проблема перераспределения земельных богатств в пользу дворян. Этой теме были посвящены 5 из 12 вопросов, представленных царем Стоглавому собору. Земельный передел должен был подорвать экономическое и политическое могущество боярской аристократии и духовенства. В мае 1551 г. был издан Указ о конфискации всех земель и угодий, переданных епископам и монастырям после смерти Василия III. Закон запрещал церкви приобретать новые земли без доклада правительству. Это позволило пополнить фонд поместных земель за счет церковных и отчасти княжеских вотчин. Власти довершили эту реформу податным обложением и введением дифференцированного налогообложения. Светские феодалы получили существенные налоговые льготы по сравнению с духовенством и крестьянством.

Особая роль отводилась реформированию вооруженных сил. От состояния армии зависела судьба Отечества. Впервые было составлено "Уложение о службе". Были определены две формы прохождения воинской службы. Первая — "по отечеству", т.е. по наследству: дети служилых людей с 15-летнего возраста поступали на службу. Эта категория воинов составляла основную часть регулярной армии. Вторая — "по прибору" (по набору): службу проходили стрельцы. Сначала стрелецкое войско состояло из 3 тыс. человек. К концу XVI в. в стрелецких войсках насчитывалось около 25 тыс. человек. Служба по прибору не передавалась по наследству. Состоявшийся в 1551 г. Стоглавый собор одобрил новый Судебник и положительно отнесся к реформам. Таким образом, курс реформ был поддержан и узаконен.

Основные принципы самодержавной власти

Как уже отмечалось, царствование Ивана IV Грозного венчает эпоху становления Российского централизованного государства. В период его правления получают развитие идейные основы самодержавной власти. Иван IV указывал на тяжесть государевых обязанностей:". Одно дело — спасать свою душу, а другое — заботиться о телах и душах многих людей". Иван Васильевич обосновывал право судить и наказывать не только за действия, но и за помыслы, поскольку они "еще опаснее", от них "все царства распадутся от беспорядка и междоусобных браней". При этом царь отрицал какую-либо ответственность государя перед своими подданными, ибо она возможна только перед Богом. Программа действий Ивана Грозного — страхом Божиим обратить людей к истине и свету, а значит спасти их души. И в этом смысле русский царь вполне серьезно считал, что он должен исполнять и мирские, и духовные обязанности, ибо царская власть объединяет их в одно целое и неразрывное. При этом Иван Грозный не претендовал на исполнение обязанностей церковного первоиерарха. А ведь в XVI в. в Европе уже были такие прецеденты. Например, английский король Генрих VIII, разорвав отношения с Ватиканом, объявил главой церкви в Англии самого себя, и до сих пор английские монархи возглавляют англиканскую церковь. Однако Иван Грозный понимал суть царской власти иначе.

Блестящее знание Священного Писания, Свято-Отеческой литературы, знакомство с историческими сочинениями позволили Ивану IV сформулировать совершенно устойчивую религиозную концепцию царя — Помазанника Божиего. Характеризуя взгляды Ивана Грозного, можно привести слова В. О. Ключевского, который совершенно справедливо писал, что "Иван IV был первый из московских государей, который живо почувствовал в себе царя в настоящем библейском смысле". С этой точки зрения Послания Ивана Грозного Курбскому являются уникальным религиозно-философским памятником.

В них впервые в русской истории сам государь полностью, в законченном виде сформулировал и обосновал основные принципы самодержавной власти русских монархов:

1. Полнота самодержавной власти. Не случайно в Первом послании Курбскому государь Иван Васильевич приводит немало исторических доказательств того, что полная самодержавная власть намного более эффективна в достижении стоящей перед Россией великой мистической цели.

Анализируя события давнего и недавнего прошлого, государь стремится показать, что "многоначалие" во все времена приводили к кризису и распаду великих держав. Основываясь на этом историческом опыте, Иван Грозный утверждает необходимость и возможность только неограниченно самодержавного, единовластного правления в России, если Российское царство хочет исполнить возложенную на него вселенскую миссию по утверждению истинного православия. "Мы же, — пишет Иван Грозный, — уповаем на Божию милость, не нуждаемся ни в каких наставлениях от людей, ибо не годится, властвуя над многими людьми, спрашивать у них совета". "Русские же самодержцы изначала сами владеют своим государством, а не их бояре и вельможи!" — однозначно заявляет он.

2. Божественное происхождение самодержавной власти. Утверждая принцип Божественного происхождения государевой власти на Руси, царь в начале Первого послания Андрею Курбскому пишет о себе:". По Божию изволению и по благословению прародителей и родителей своих как родились на царстве, так и воспитали и возмужали, и Божиим повелением воцарились". "Кто противится такой власти — противится Богу!" — восклицает он.

3. Главный смысл власти русского самодержавного государя состоит в том, чтобы нести свет истины по всему миру, устроить и свою страну, а то и весь мир по Божественным заповедям. Иван Васильевич писал: "Я же усердно стараюсь обратить людей к истине и свету, чтобы познали единого истинного Бога, в Троице славимого, и данного Богом государя…"

Становление самодержавия в России оказало огромное воздействие на все последующее развитие и российской государственности и русской культуры.



Яркой особенностью Московской Руси было самодержавие, которое прошло длительный период формирования, но уже в XVI в. Русь поражала иностранцев всевластием монарха и холопством его подданных. С.Герберштейн (посол империи Габсбургов, бывавший в Руси в 1517 и 1526 гг.) писал о Василии III: “Властью, которую он имеет над своими поданными, он далеко превосходит всех монархов целого мира… Всех одинаково гнетет он жестоким рабством… Все они называют себя холопами, то есть рабами государя…”.

Проблемы отношения общества и государства, абсолютизм, причины формирования и этапы его развития издавна стали предметом исследований в отечественной (К.Д. Кавелин, В.О. Ключевский, П.Н. Милюков, В.И. Сергеевич, С.М.Соловьев, Б.Н. Чичерин, Д.Н.Альшиц, Е.В.Анисимов, В.Б.Кобрин, А.Н.Медушевский, Н.И.Павленко, Р.Г.Скрынников, Л.В.Черепнин) и зарубежной историографии.

Все исследователи подчеркивают своеобразие российского политического строя, главным образом выражавшееся в самодержавном, абсолютистком характере государства. Для государственно-политического строя абсолютизма характерны:

  • глава государства с формально-юридической точки зрения воплощает законодательную и исполнительную власть, которая осуществляется с помощью зависимых от него чиновников;
  • наличие постоянной армии, развитого бюрократического и полицейского аппарата, всеобъемлющей системы государственного обложения, единого для всего государства законодательства;
  • единая общегосударственная экономическая политика, выражающаяся в различных формах экономического протекционизма и регламентации деятельности промышленников.

^ Русское самодержавие и европейский абсолютизм имели сходные черты – наличие элементов сословного представительства, хотя достаточно слабых в России; влияние христианской религии; более сильное, чем на Востоке, влияние буржуазных отношений; европейская ориентированность русского государства. При идентичности самих понятий “абсолютизм” и “самодержавие”, они все же существенно отличались по формированию, времени существования, социальным функциям. В Западной Европе абсолютизм утверждается на последнем, наиболее централизованном этапе развития феодального государства, в условиях зарождения буржуазных отношений. В России самодержавие формируется еще до появления буржуазных отношений, в условиях утверждения феодально-крепостнического строя, что привело к большей самостоятельности и силе государства.

Наособенности русского исторического процесса, формирование самодержавия оказывали влияние самые разнообразные факторы, в том числе ивнешнеполитические.

Среди последних особо выделяется историческое влияние Византийской империи, которое проявлялось со времен Древней Руси: и экономическое, и политическое, и культурное. Политическая система Византии отличалась сосредоточением в руках императора и высшей светской, и высшей духовной власти, мощным симбиозом церкви и государства. В 1453 г. Византия была уничтожена турками-османами и больше никогда не возродилась; в это же историческое время завершается территориальное формирование суверенного русского государства, ставшего крупнейшим в Европе.

Иван III (1462 -1505 гг.) первым принимает титул “государя всея Руси”, после падения Константинополя и женитьбы на Софье Палеолог переносит в Россию герб Византии – двуглавого орла, первым вводит обычай целовать руки государю и именовать всех подданных “холопами”.

В Византии существовал принцип: “что угодно императору, то и имеет силу закона”; и Иван III провозглашает: "а жаловати есмя своих холопей вольны, а и казнити вольны же". В 1547 г. его внук Иван IV венчался на царство, приняв официальный титул римских и византийских императоров (кесарь – царь), тем самым подчеркнув свое равенство с Византией и превосходство над европейскими королями. Позже Иван IV доказывал исконность самодержавия на Руси, происхождение русских царей от римских кесарей.

В западноевропейских странах функции своего рода социального контроля над монархом осуществляла в значительной степени католическая церковь. Она составляла существенную оппозицию светской власти, временами даже подчиняя ее своим интересам. В России же ситуация была совершенно иная. Православная церковь, воспринявшая в этом отношении византийские традиции, рассматривала самодержавие как проявление божественного начала, а самого кесаря как “помазанника божьего”, посредника между царством небесным и царством земным, высшего судию.

Падение Орды и крушение Византии, создание своего независимого государства положили начало новым представлениям русских о роли страны, выразившимся в новых политических доктринах. Именно в церковных кругах в конце XV – начале XVI вв. была сформирована (окончательно — в письмах инока псковского Елеазарова монастыря Филофея к Василию III)доктрина “Москва — третий Рим”. Эта геополитическая концепция обосновывала претензии Москвы на преемственность всемирно-исторической роли Византии как великой державы, центра мирового православия, а также власти ее кесарей. Русская церковь никогда не выступала в качестве серьезного конкурента светской власти. Уже в период объединения и, особенно, в XVI – XVII вв. намечается тенденция к ограничению влияния духовенства в вопросах управления, церковного и монастырского землевладения. Церковная реформа Петра Великого, ликвидировавшая патриаршество и учредившая в 1721 г. Синод окончательно подчинила духовенство государственному контролю.

Существенную роль в образовании русской системы власти сыграл и фактор монголо-татарского влияния. Так Н.И.Костомаров считал, что "единодержавие зародилось во время татарского завоевания как неизбежное последствие покорения страны и обращения в собственность завоевателя" – "оно перешло от ханов к московским великим князьям". Монголо-татары искореняли вечевые, демократические традиции древнерусского государства; в условиях постоянной военной опасности возвышалась роль княжеской власти. Превращение русского великого князя в вассала татарского хана, система выдачи ярлыков на великое княжение (воспитание "генерации покорных князей" по словам В.Б.Кобрина) способствовали распространению на Северо-Востоке татарской системы власти – восточной деспотии. Одна из ее ярчайших черт – абсолютная, ничем и никем не контролируемая власть монарха, превращение всех подданных в рабов.

Не меньшее значение имело формирование сильной центральной власти в ходе форсированной централизации русских земель, которая объяснялась и внешними факторами (главный – необходимость противостояния Орде), и целым комплексом причин социально-экономического развития. Уже в этот период прослеживается одна из ярких особенностей российской истории ­– опережающее развитие политического фактора. Объединение "сверху", проводившееся с постоянным использованием военной силы, уничтожение городских вольностей и демократических традиций древнерусского периода также усиливала центральную, в будущем самодержавную власть.

В России большую специфику по сравнению со странами Западной Европыимелмеханизм функционирования сословного строя. На Западе отсутствие свободных пространств, высокая плотность населения сильно обостряли социальные противоречия, что приводило к большей консолидации сословий и ускоряло законодательное закрепление сословных и личных прав. В России же социальная напряженность до известной степени снижалась за счет колонизации новых территорий, оттока населения на окраины, где традиционно группировались оппозиционные элементы. Это длительное время смягчало формы социального протеста и замедлило консолидацию сословий. Необходимость скорейшей мобилизации экономических и людских ресурсов в экстремальных условиях постоянной борьбы с внешней опасностью, ускоренной централизации, хозяйственной разобщенности регионов, низкого уровня развития товарно-денежных связей, рассредоточенности населения способствовала законодательному закреплению распределения обязанностей сословий по отношению к друг другу и, особенно, к государству. Государство активно вмешивалось в формирование и законодательное регулирование деятельности сословий; создается особая служилая система, при которой каждое сословие имело право на существование лишь постольку, поскольку несло определенный круг государственных и общественных повинностей (“тягло”, “служба”).

Сердцевиной системы стало условное поместное землевладение (складывается к концу XV в.): предоставление земли и крестьян служилым людям­­­­­­­­­­–помещикам при условии несения ими военной и гражданской службы. Это позволяло государству всегда располагать значительными военными и административными силами без значительных затрат на их содержание. Не имея еще развитого бюрократического аппарата, правительство опиралось на помещиков при составлении учетно-фискальных документов, сборах налогов, мобилизации в армию (каждый помещик — "конно, людно и оружно"), в полицейских целях. Таким образом в отличие от западноевропейских государств, в России утверждается не система вассалитета, а система государственного подданства, при которой в службе отсутствует договорная основа, всякий вассал подчинен верховному сюзерену напрямую и находится в прямой и безусловной зависимости от господина и его милостей. Уже к концу XV в. обязательной этикетной нормой становится именование великого князя “государем”, а всех остальных “холопами” независимо от знатности и богатства (этимология слов: "государь"– хозяин рабов, "холоп"– раб). При такой системе отношений даже высшие сословия России не сумели сохранить в полной мере политические права и привилегии, противостоять произволу монарха.

Становление и развитие российского самодержавия в конце 15-17 веков

Говоря словами А.А.Зимина, "холопье происхождение, собачья преданность самодержавию значительной части служилого люда сыграли большую роль в том, что власть московского государя, опиравшегося на них, приобрела явные черты деспотизма".

Одновременно с утверждением поместной системы идет процесс закрепощения крестьян. Отправной точкой его юридического оформления было ограничение права крестьянского перехода неделей до и после Юрьева дня в Судебнике 1497 г. Ивана III. Затем – отмена права крестьянского перехода и введение "урочных" лет Борисом Годуновым в 1598 г., и, наконец, – введение бессрочного сыска беглых в Уложении1649 г. Алексея Михайловича. Закрепощение крестьян особенно тесно связало служилое сословие с самодержавием, которое обеспечивало и организацию в государственных масштабах сыска беглых, борьбу с крестьянскими восстаниями.

Крепостничество, особенно полное исчезновение "черных" волостей в центре, значительно сузили свободную часть населения, которая могла быть представлена в местных и центральных учреждениях. Отметим, что в Западной Европе различные формы личной и экономической зависимости крестьян примерно к этому же времени были уничтожены. В Восточной и Центральной Европе крепостничество в XV – XVI вв. утверждается повсеместно, законсервировав феодализм. Социальное происхождение самодержавия неразрывно связано с крепостничеством; там, где буржуазные элементы были слабее, абсолютизм приобретал более полное и длительное развитие.

Вся логика развития служилого государства и поместной системы вела к постепенному закреплению за каждым сословием определенных функций, а также связанных с ними обязанностей и прав. Завершенное правовое оформление эта система получила в Уложении 1649 г.,важнейшем законодательном кодексе допетровской Руси: крестьяне прикреплялись к земле, посадские люди – к городским повинностям, служилые люди – к несению военной и других государственных служб. По сути дела,все общество было закабалено сверху донизу, что и было важнейшей наряду с другими названными факторами основой формирования в России самодержавия.

В исторической литературе традиционно выделяют два этапа формирования и становления русского самодержавия:

  • XVI – XVII вв. – в политическом строе Московской Руси еще сохраняются сословно-представительные органы, традиции земского самоуправления, права и привилегии сословий;
  • ^ XVIII — XX вв. – утверждение самодержавия в России (ключевым событием является провозглашение России империей, а царя – “отцом народа и императором всероссийским” в 1721 г.), завершение формирования его идеологических, юридических, политических, бюрократических основ, которые не изменялись кардинально вплоть до 1917 года.

Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 5913 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

1 2   3   4   5   6   7   8   9   …   24

14. Оформление самодержавия и крепостного права при первых Романовы первой половине 17 века.

Установление династии Романовых, утверждение самодержавия и крепостного права. Воссоединение с Украиной и стремительное продвижение на восток до Тихого океана

Гражданская война и интервенция принесли тяжелые потери и разорение русской земле, отбросив российское общество назад в своем развитии. Последствия этого Россия переживала почти весь XVII в. События «Смутного времени» во многом определили ход развития российского феодального общества.

Россия после смуты. Утверждение самодержавия и крепостного права

Преодоление «великого московского разорения», восстановление порядка в стране и хозяйства заняло примерно три десятилетия, завершившись к середине XVII в. (за время смуты в 14 уездах центра страны пришло в запустение свыше 60 % распаханных земель.) При молодом царе ведущую роль сначала играли его мать и ее родственники — бояре Салтыковы, а затем вернувшийся в 1619 г. из польского плена его отец Филарет, которого провозгласили патриархом и великим государем. Умный и властный политик до 1633 г. правил вместе с сыном в этот сложный период.

Восстановление страны осуществлялось царем с опорой на Боярскую думу и Земские соборы, которые заседали почти непрерывно в течение первых десяти лет правления. Таким образом, политическим итогом смуты стало утверждение сословно-представительной монархии, свойственной развитому феодализму. Земский собор, включавший представителей поместного дворянства, духовенства, тяглового (несущего налоги) городского населения, а в некоторых случаях и государственных («черносошных») крестьян, был более привержен к усилению центральной власти — самодержавию — в противовес аристократической Думе. В. О. Ключевский отмечал: «Народное представительство (Земский выборный собор) возникло у нас не для ограничения власти, а чтобы найти и укрепить власть: в этом его отличие от западноевропейс­кого представительства».

С избранием Михаила Романова (1613 — 1645) борьба за власть не закончилась. В первую очередь потребовалось ликвидировать отряды казаков, не признавших нового царя. Наиболее опасным оказался отряд Ивана Заруцкого. К нему перебралась Марина Мнишек со своим сыном от Лжедмитрия II (получившим прозвище «воренок»). Яицкие казаки выдали Заруцкого, его и «воренка» повесили, Мнишек заточили в Коломне.

Со Швецией заключен мир в 1617 г. Она вернула Новгородс­кую землю, но удерживала Балтийское побережье и получила денежную компенсацию. Польша же не оставила надежды на русский престол. Владислав организовал поход на Москву в 1617 — 1618 гг., дошел до Арбатских ворот, но был отбит. После этого заключено в 1618 г. перемирие с Речью Посполитой, за ней оставались Смоленск и черниговские земли, а Владислав отказался от претензий на русский престол. Внешняя опасность стране была снята.

К концу второго десятилетия XVII в. правительство завершило и внутреннюю вооруженную борьбу с наследием «Смутного времени», очистив страну от оставшихся отрядов интервентов, подавив бунты крестьян и разбойные набеги «воровских шаек». Повсеместно отстраивались города, заселялись опустевшие деревни, распахивались заброшенные пашни.

Решение задачи восстановления разрушенной экономики и внутреннего порядка в стране осуществлялось самодержавием одновременно с усилением крепостного права. Чтобы пресечь уход крестьян на свободные земли, Михаил Федорович в 1619 г. объявляет снова пятилетний, а в 1637 г. — девятилетний срок сыска беглых. В 1642 г. издается указ о десятилетнем сроке сыска беглых и пятнадцатилетнем — вывезенных насильственно крестьян. Так постепенно готовится окончательное закрепощение крестьян. Новая династия Романовых, укрепляя свое поло­жение, широко использовала передачу земель дворянам. В центральных районах практически исчезло земледелие черносошных крестьян, дворянское землевладение широко проникло в Поволжье, а затем в южные степи. С развитием мануфактур государство стало приписывать крестьян к заводам. Приписные крестьяне свои подати государству должны были отрабатывать на предприятии по определенным расценкам.

Укрепившееся правительство Михаила Федоровича пыталось решить и внешнеполитические проблемы. Попытка отвоевать у Польши Смоленск закончилась неудачно, подписанный в 1634 г. мирный договор закреплял за Польшей Смоленск, Черниговскую и Новогород-Северскую земли. В 1637 г. донские казаки захватили Азов у Турции и обратились к царю с просьбой принять его под власть России. До 1642 г. они удерживали город, пока Земский собор не отказался от Азова, считая, что Россия еще не может вести войну с Турцией и Крымом.

В правление Алексея Михайловича (1645 — 1676) Россия набирает темпы развития, расширяет свои границы; устанавливаются и широкие дипломатические связи. Вместе с тем вырос налоговый гнет, что вызывало бунты в городах и крестьянские восстания. Период XVII в. получил в истории название «бунташного века». За 20 лет, с 1630 по 1650 г., восстания прошли в тридцати русских городах, самым крупным был «соляной бунт» в Москве в 1648 г. В 1662 г. произошел «медный бунт»; а с 1670 по 1671 г. вспыхнуло восстание под руководством Степана Тимофеевича Разина, которое охватило обширную территорию Дона и Поволжья. Для подавления его брошена 30-тысячная армия дворянского ополчения. Зажиточные казаки обманом захватили Разина и выдали правительству. Летом 1671 г. Разина казнили на Красной площади в Москве.

15. Народные бунты 1648-1671 годов. Внешняя политика, присоединение Украины к России.

Основной причиной восстаний было утверждение крепостного права и усиление феодального гнета. В 1648 — 1649 гг. «боязни ради и междоусобий от всех черных людей», как писал патриарх Никон, созван Земский собор, самый крупный в истории России. В нем участвовали 340 человек, большинство которых принадлежали к дворянству и верхушке посадских людей. Он принял «Соборное уложение» — первый русский законодательный памятник, изданный типографским способом. В «Уложении» окончательно зак­реплялось крепостное право, запрещались переходы к другим землевладельцам, вводился бессрочный сыск беглых. Крепостничес­кие порядки распространялись на черносошных и дворцовых крестьян, которым запрещалось покидать общины. Все городское население должно было нести тягло на государя, запрещался переход из одного посада в другой, т. е. население закреплялось за определенным городом. Горожане получали монопольное право торговли в черте города, крестьяне могли торговать только с возов и в торговых рядах. После принятия «Уложения» возникли, как свидетельствуют источники, сделки по дарению и купле крепостных крестьян.

Воссоединение Украины с Россией, расширение границ до Тихого океана

При объединении Польши и Литвы в 1569 г. в единое госу­дарство — Речь Посполитую — в нее включены земли Белоруссии и большая часть Украины. Население в этих районах испытывало тройной гнет: крепостнический, национальный и религиозный. Крепостное право в Польше было самым тяжелым в Европе. Католическая церковь стремилась установить свое господство над православием. Украинский и белорусский народы поднялись на борьбу. Центром ее на Украине стала Запорожская Сечь — своеобразная казацкая республика во главе с выборными атаманами. В 1648 г. гетманом Запорожской Сечи из­бран Богдан Хмельницкий, талантливый руководитель и военачальник. Под его руководством казацкое войско выступило против Польши, заключив союз с крымским ханом, но борьба шла с переменным успехом. Весной 1652 г. Хмельницкий разбил польскую армию под Батогом, но для окончательного освобождения Украины собственных сил при ненадежном союзнике, крымском хане, было недостаточно. Хмельницкий обратился к московскому царю с просьбой принять запорожское войско и Украину Малороссийскую «под свою руку».

Земский собор в Москве в 1653 г. принял решение оказать помощь гетману, на Украину выехало посольство во главе с боярином Бутурлиным. 8 января 1654 г. знаменитая Переяславская Рада (совет) по предложению гетмана постановила принять подданство «царя восточного православия». Украина получила в составе России автономию. Она имела выборного гетмана, местный суд, сохраняла сословные права украинского дворянства, реестровые войска (на содержании государства) до 60 тысяч и право устанавливать дипломатические отношения (кроме Польши и Турции). Налоги должны были поступать уже в царскую казну.

Воссоединение Украины с Россией имело огромное историческое значение. Оно спасло народ Украины от порабощения и способствовало развитию украинской нации. Присоединение Украины к России явилось важным фактором укрепления и российской государственности. Речь Посполитая не признала воссоединения. Развернулась русско-польская война 1654 — 1667 гг. В ходе этой длительной войны проявились сепаратистские движения в верхушке украинской знати, в которой остались приверженцы как Польши, так и Турции, а также сторонники независимого государства. После смерти Хмельницкого в 1657 г. новый гетман И. Выговский пошел на секретный союз с Польшей. Вместе с Польшей и Крымом он выступил против России, но население не поддержало изменника. Новый гетман Юрий Хмельницкий заключил мир с Москвой, но вскоре также перешел на сторону короля. Не получив поддержки населения, он сам отказался от гетманства. На Украине появилось два гетмана: на Правобережье — П. Дорошенко, готовый к подданству турецкому султану; на Лево­бережье — запорожский кошевой атаман И.

4. Становление русского самодержавия

Брюховецкий, стоящий за отделение от России. Конечный результат определило Андрусовское перемирие с Польшей в 1667 г. на тридцать с половиной лет. Россия отказывалась от Белоруссии, но оставляла за собой Смоленск и Левобережную Украину. Киев передавался России, а Запорожье переходило под совместный контроль Украины и Польши.

Попытка России выйти к Балтийскому морю и в этот период не имела успеха. Русско-шведская война 1656 — 1658 гг. не принесла России территориальных приобретений, по Кардисскому миру 1661 г. Прибалтика осталась за Швецией.

Одновременно Россия активно продвигается в Сибирь и на Дальний Восток. В конце XVI — начале XVII в. русские прочно утвердились на берегах Оби и Иртыша. От Енисея они идут к р. Лене (в 1632 г. построен Якутский острог). В 30 — 40-х гт. русские доходят до Байкала, вокруг которого возникает ряд острогов и городов. Далее движение пошло к побережью Охотского моря (1648 г., основан г. Охотск); к устью Колымы и в область р. Анадырь (Семен Дежнев, 1648 — 1649 гг.); к Тихому океану по р. Амур (Поярков, 1643 г., Хабаров, 1650 г.). В течение первой половины XVII в. русские землепроходцы преодолели огромное расстояние от Урала до Тихого океана, установив здесь свои поселения и опорные пун­кты. Сближение пределов владений и России, и Китая в районе Амура побудило их правительства заключить Нерчинский договор (1689).

Оксфордский профессор истории Д. Бейкер отмечал: «Продвижение русских через Сибирь в течение XVII в. шло с ошеломляющей быстротой. На долю этого безвестного воинства достался такой подвиг, который навсегда останется памятником его мужеству и пред­приимчивости, равного которому не совершил никакой другой ев­ропейский народ». Освоение обширных территорий проходило мирно, местное население и русские поселенцы совместно осваивали богатства природы. Быстрое освоение Сибири осуществлялось соединенными усилиями народа и правительства. В первое время правительство снабжало служилых людей Сибири привозным хлебом, который собирался в виде особого натурального налога в восточных областях европейской России. К концу XVII в. сибирское население уже полностью обеспечивало себя хлебом.

Важным событием в общественной жизни России этого периода стад церковный раскол. Расширение связей с Украиной и греческой православной церковью вызвало необходимость унификации церковных обрядов и церковных книг. Бурные социальные процессы потребовали укрепления дисциплины в церковной иерархии и нравственных устоев духовенства. Стремясь превратить русскую церковь в центр мирового православия, властный патриарх Никон, пользующийся поддержкой царя Алексея Михайловича, начал церковную реформу по унификации обрядов и единообра­зию церковной службы, взяв за образец греческие правила и книги. Приверженцы старых порядков — старообрядцы — отказались признать реформу Никона. Во главе старообрядцев стал «неистовый» протопоп Аввакум. В русской церкви произошел раскол. Он стал одной из форм социального протеста против феодального гнета, с которым связывалась в народном сознании церковная реформа.

Тысячи крестьян и жителей посада, увлеченные страстными проповедями «расколоучителей» бежали на Поморский Север, в Заволжье, на Урал, в Сибирь, где основывали старообрядческие поселения-общины (в некоторых местах они сохранились до XX в.). Наиболее мощный протест выразился в Соловецком восстании (1668 — 1676). В 1676 г. восстание было подавлено, из 600 монахов — защитников крепости в живых осталось только 50. Предводители — протопоп Аввакум и его единомышленники — сосланы в низовья Печоры, где провели четырнадцать лет в земляной тюрьме, после чего были сожжены заживо. С тех пор старообрядцы часто подвергали себя самосожжению («огненному крещению») в знак протеста против прихода в мир «Никона-Антихриста».

Впоследствии Никон вошел в конфликт с царем. Переоценив свои силы, он в 1658 г. демонстративно покинул столицу и отказался быть патриархом в Москве, оставаясь лишь патриархом Руси. В 1666 г. церковный собор сместил Никона с поста патриарха, после чего он был сослан в Ферапонтов монастырь под Вологдой, но его реформы не отменены. Похоронен Никон в Ново-Иерусалимском монастыре (г. Истра), который он построил как копию храма Гроба Господня в Иерусалиме.

В конце XVII в. в российском обществе назревает культурный перелом. Военные столкновения с Западом показали военно-техническую отсталость и необходимость модернизации военной организации. Усиление внешних связей позволило приглашать все большее число специалистов и предпринимателей из Западной Европы, которые основывают оружейный завод близ Тулы, железоделательные заводы на р. Варге, Шексне и в г. Костроме. Приезжие поселенцы из Западной Европы (офицеры, купцы, техники, ремесленники, доктора, аптекари и т. д.) обустраиваются в специальных районах (слободах), принося с собой европейские элементы культуры. Приближенные к царю бояре проявляют интерес к Западу и говорят о необходимости сближения с ним.

16. Предпосылки преобразования в конце 17 века. Начало Петровских реформ.

XVIII в. вошел в историю как эпоха Нового времени. Она означала цивилизационный сдвиг: разрушение устоев традиционной европейской цивилизации и утверждение новой. Этот сдвиг получил название модернизации. Россия тоже встала на путь модернизации. Начало этому процессу положили реформы Петра I, охватившие многие сферы жизни общества. Предпосылки проведения петровских реформ:

— активизация внешней политики и дипломатической деятельности российского государства;

— интенсивное развитие внутренней и внешней торговли, связанное с дальнейшим осуществлением реформы "посадского строения", принятием "Уставной таможенной грамоты" (1653), "Новоторгового устава" (1667);

— реформирование и совершенствование финансовой и налоговой систем;

— переход от ремесленно-цехового производства к мануфактурному с использованием элементов наемного труда и простейших механизмов;

— тенденция к абсолютизации верховной власти (ликвидация деятельности Земских соборов как сословно-представительных органов), включение в царский титул слова "самодержец";

— оформление общегосударственного законодательства (Соборное Уложение 1649) с учетом европейских законодательств, в частности Литовского статута. Дальнейшее совершенствование свода законов, связанное с принятием "новоуказанных" статей (с 1649 по 1690 гг. быдо принято 1535 указов, дополняющих Уложение);

— реорганизация и совершенствование вооруженных сил (создание полков мноземного строя, изменения в порядке комплектования полков, распределение полков по округам),

— размежевание общества под влиянием западноевропейской культуры и церковной реформы Никона, появление национально-консервативного и западнического течений.

Несмотря на обозначившуюся тенденцию европеизации России в XVII в., в целом она значительно отставала от уровня развития западноевропейских государств. Стране нужна была сильная личность, которая обладала бы не только верховной властью, но и пониманием необходимости перемен, смелостью и решительностью, умом, энергией и талантом преобразователя. Такой деятель появился на исторической арене в лице Петра I.

Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: с 1695 по 1715, и с 1715 по 1725 гг.

Важной особенностью преобразовательной деятельности первого периода является ее обусловленность задачами внутреннего переустройства, вызванными нуждами ведения Северной войны. Реформы проводились в основном насильственными методами и сопровождались активным вмешательством государства в экономику (регулирование торговли, промышленности, налогово-финансовой и трудовой деятельности). Многие реформы носили непродуманный, поспешный характер, что было вызвано как неудачами в войне, так и отсутствием кадров, опыта, давлением старого консервативного аппарата власти.

Во второй период, когда военные действия уже были перенесены на территорию противника, преобразования стали более планомерными. Шло дальнейшее совершенствование аппарата власти, мануфактуры уже не только обслуживали военные нужды, но и производили потребительские товары для населения, государственной регулирование экономики несколько ослабло, торговцам и предпринимателям предоставлялась определенная свобода действий.

Что же касается темпов преобразований, то они зависели от срочности решения той или иной задачи, стоящей перед государством. Реформы нередко носили случайный, незапланированный характер и проводились под воздействием обстоятельств. При этом одни преобразования часто вызывали необходимость других, ибо коренная ломка в одной области, как правило, требовала немедленного переустройства в другой или создания новых структур и учреждений.

17. Северная война со Швецией 1700 – 1721 годов. Дальнейшее проведение реформ.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   24

Оставьте комментарий