Воспитание воли у подростков

Развитие воли подростка

Развитие волевой сферы

В подростковом возрасте продолжается процесс формирования и развития самосознания ребенка. В отличие от предыдущих возрастных этапов он так же как и подражание, меняет свою ориентацию и становится направленным на сознание человеком своих личностных особенностей.

Развитие воли подростка

Совершенствование самосознания в подростковом возрасте характеризуется особенным вниманием ребенка к собственным недостаткам. Желательный образ «Я» у подростков  складывается из ценимых ими достоинств других людей и ведет к применению волевого усилия, направленного на саморазвитие.

В старшем подростковом возрасте многие мальчики начинают заниматься саморазвитием у себя необходимых волевых качеств личности. Объектом для подражания для них становятся товарищи, более старшие по возрасту, — юноши и взрослые мужчины. В компаниях с ними подросток принимает участие в делах, требующих проявления воли.

Весьма распространенным среди современных подростков способом развития у себя волевых качеств личности являются занятия видами спорта, связанными с большой физической нагрузкой и риском, такие, где требуются незаурядная сила и мужество. Волевые качества личности, первоначально сформировавшиеся и закрепившиеся в ходе этих занятий, затем переходят на другие виды деятельности, в частности на профессиональную работу, определяя вместе с мотивацией достижения успехов ее практические результаты.

Общая логика развития всех волевых качеств может быть выражена следующим образом: от умения управлять собой, концентрировать усилия, выдерживать и выносить большие нагрузки до способности управлять деятельностью, добиваться в ней высоких результатов. Соответственно этой логике сменяют друг друга и совершенствуются приемы развития волевых качеств. Вначале подросток просто восхищается ими у других людей, по-хорошему завидует тем, кто обладает этими качествами (10—11 лет). Затем подросток заявляет о желании иметь такие качества у себя (11—12 лет) и, наконец, приступает к их самовоспитанию (12—13 лет). Наиболее активным периодом волевого самовоспитания у подростков считается возраст от 13 до 14 лет.

Стремление к выработке у себя полезных качеств личности, характерных для взрослых людей одного с ними пола, свойственно не только мальчикам-подросткам, но и девочкам-подросткам. Однако в отличие от мальчиков выработка специфических качеств личности, аналогичных волевым, у девочек идет по иному пути. Для них такими видами деятельности, в которых складываются и закрепляются соответствующие качества, чаще всего являются учение, различные виды занятий искусством, домоводство, а также спорт.

Описанные различия между мальчиками и девочками способствуют тому, что у них вырабатываются настойчивость и работоспособность как раз в таких видах деятельности, которыми им придется заниматься, став взрослыми.

Выбор будущей профессии способствует появлению новых мотивов учения, связанных с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой, самостоятельным творческим трудом. Учение дополняется самообразованием, приобретая более глубокий личностный смысл. Знания, умения и навыки становятся в этом возрасте критерием ценности для подростка окружающих его людей, а также основанием для проявления интереса и подражания им. Это становится возможным благодаря проявлениям волевого усилия.

Проблема саморегуляции.

Проходя различные этапы развития, саморегуляция подростков приобретает характерные черты.

После относительно спокойного младшего школьного возраста, подростковый кажется бурным и сложным. Недаром Стэнли Холл назвал его периодом «бури и натиска».

Самовоспитание становится возможным в этот период благодаря развитию самосознания, самоконтроля, саморегуляции.

У подростков появляется ряд новых признаков самоконтроля:

1) понимание значения самоконтроля, как фактора, способствующего повышению качества их учебной деятельности.

2) происходит объединение рабочих действий и самоконтроля, которые начинают всё естественнее входить в учебную деятельность, как неотъемлемая составляющая.

К концу подросткового возраста самоконтроль превращается в обобщённое и сокращённое умственное действие, а мыслительные операции, необходимые для самоконтроля, начинают выступать в свёрнутой форме.

Под психическим саморегулированием понимается сознательное воздействие человека на присущие ему психические явления (процессы, состояния, свойства), выполняемую им деятельность, собственное поведение с целью поддержания (сохранения) или изменения характера их протекания. Субъект саморегуляции – сам человек, в качестве объектов могут выступать присущие ему психические явления, выполняемая им деятельность или собственное поведение.

Проблема психической саморегуляции произвольной активности является одной из наиболее значимых при психологическом исследовании субъектного аспекта человеческого бытия; что при формировании всестороннего целостного представления о процессах саморегуляции в качестве базисного, исходного выступает вопрос об их принципиальном строении, об их структуре как собственно регуляторных информационных процессов; что обобщенная модель функциональной структуры процессов саморегуляции является необходимым концептуальным средством содержательного воплощения идей саморегуляции при решении теоретических и практических задач, связанных с изучением человека как субъекта различных видов и форм его произвольной активности.

Определяя значение нормативной модели психической саморегуляции как концептуального инструмента психологических исследований, следует отметить, что она открывает существенные дополнительные возможности в решении широкого круга многообразных (в том числе традиционных) задач, связанных с общей проблемой исследования человека как субъекта произвольной целенаправленной активности, с развитием, формированием субъектных качеств, с их проявлением в разных сферах жизнедеятельности человека, с анализом основных форм произвольной целенаправленной активности и др.

Таким образом, изучение индивидуально-стилевых особенностей регуляторики студентов необходимо для решения задач индивидуального подхода при обучении, успешной адаптации студентов к условиям высшей школы.

Слабость воли или слабость целей?

Все дело самовоспитания можно, несколько упрощая, свести к двум последовательным этапам, на каждом из которых возникают свои трудности. Первый — постановка цели, выработка программы. Второй — непосредственное исполнение. Опыт показывает, что большое число сбоев, пожалуй даже наибольшее, возникает при постановке целей.

Л. С. Выготский: подростка характеризует не слабость воли, а слабость целей. В чем же слабости подростка именно при постановке целей?

Первый недостаток — абстрактность, своего рода «книжность» принятой цели. Вот подросток ставит цель — стать волевым или организованным. Каково конкретное содержание этой цели, и какие действия тут требуются — ему чаще всего неизвестно. Случается это обычно оттого, что и сама такая цель принимается подростком под давлением взрослого («Сколько раз тебе говорить — будь организованным!» ).

Поставить цель достаточно конкретно — значит не только указать, что вообще нужно делать, но и предусмотреть возможный объем работы и примерное время его выполнения.

В одном психологическом эксперименте было показано, как много значит для успеха дела уточнение цели, хотя бы указание объема работы. Двум группам ребят дали одинаковую работу — клеить коробки. Объяснили, что в этой работе у них будут развиваться ручные умения, а сами коробочки понадобятся в классе. Дальнейшие инструкции для каждой из двух групп были различны. Первой группе никак не ограничивали объем работы; ребята должны были трудиться до тех пор, пока педагог не скажет «довольно». А для другой группы задание точно оговорили по объему, и оно было достаточно большим. Обе группы закончили работу одновременно, но во второй группе ребята работали и быстрее, и лучше, чем в первой. Случайности тут не было: в повторном испытании группы поменяли местами, и снова преуспели те ребята, кому заранее был точно определен объем работы.

В другом подобном эксперименте выяснили, какую роль играет фактор времени: ребятам одной группы заранее говорили, сколько времени они будут трудиться, а другие должны были просто работать до сигнала. Оказалось: те, кто работал без учета времени, значительно быстрее утомлялись; кое-кто даже бросал работу.

Далее в числе слабостей при постановке целей следует назвать несоизмеримость цели и реальных возможностей. Подростковая нереалистичность самооценки часто приводит к тому, что цель, пусть даже названная достаточно конкретно, реально оказывается невыполнимой.

Так, один из восьмиклассников, развивая свою волю, решил ежедневно вставать в 5 часов утра и заниматься иностранным языком и математикой. Уже через два дня сделать это он не смог физически и, считая, что волю ему развить не удастся, всякие дальнейшие попытки самовоспитания прекратил. В другом случае девочка, желая развить волю и заодно похудеть, назначила себе крайне жесткую диету, которую не смогла выдержать (да и отношение родителей ко всему этому было резко отрицательным); и тут работа по самовоспитанию была закончена.

Иногда цель оказывается хоть и выполнимой, но зато совершенно бессмысленной. Вот 15-летний подросток решает стать… вегетарианцем. (Трудно обойтись без привычной пищи, но это и к лучшему — воля разовьется…) В вегетарианстве он преуспел; это, однако, никак не повлияло на его организованность в школьных и прочих делах. А родителям, обеспокоенным состоянием его здоровья, пришлось обращаться и к врачу, и к психологу.

Очень распространенная ошибка — одновременный выбор нескольких целей. Каждая из этих целей и конкретна, и посильна, но вместе они совершенно невыполнимы.

Широта интересов и планов — явление, естественное для отрочества: происходитпримеривание к различным видам деятельности, подросток ищет себя. Поэтому не стоит бороться с такой широтой интересов и целей, но попытаться дать разумный совет необходимо.

Подросток, решивший развивать свой интеллект и выбравший для этого сначала биологию, затем японский язык, потом информатику, ни в коей мере не заслуживает осуждения или иронии. Однако полезно посоветовать ему, хотя бы наметить срок для уточнения, насколько его склонности прочны.

К сожалению, безмерная широта целей очень часто видна во всем, что связано с самовоспитанием. Подросток считает необходимым решить все свои проблемы сразу, избавиться от всех своих недостатков одним махом. И вот составляется огромный список задач, которые намечено решить «не позже, чем через неделю». Но стоит уже на следующий день сорваться хотя бы одному из запланированных дел, как у нашего подростка тут же опускаются руки.

Довольно часто нарушается правильное соотношение ближних и дальних целей. Можно сказать, такое бывает у большинства подростков, однако выглядит это по-разному у сильных, способных и у пока слабых по развитию ребят.

Первые часто жертвуют, так сказать, синицей ради журавля в небе. Вот несколько ребят, сдружившихся на почве увлечения филологией, ставят перед собой цель стать людьми, образованными «на уровне мировых стандартов»; они начинают самостоятельно изучать общее литературоведение, иностранные языки, теорию и практику переводов — ведь «все это крайне необходимо филологу». В то же время школьные предметы эти будущие филологи основательно запускают, считая, что они просто не стоят их внимания.

В этом случае дальняя цель, вместо того чтобы вести за собой, служит ориентиром, совершенно обесценила цели повседневные, ближние, без достижения которых невозможно дальнейшее продвижение, в том числе и к той высокой и далекой цели. Или вот мальчик, мечтающий стать конструктором, буквально целыми днями сидит над моделями лодок, читает нужные ему книжки, и в то же время учителя не без оснований предъявляют ему претензии по обычным школьным курсам математики и физики.

Конечно, раннюю высокую целеустремленность было бы странно осуждать; вот и в этих случаях взрослые, хорошо знавшие мальчишек, не могли не отдать им должное. Однако никакая высота цели не может никого избавить от необходимости заниматься вещами «приземленными». И не потому, что «так полагается», а потому, что это надо, действительно надо для дела, для самого человека.

Нередко бывает и наоборот: подросток за грудой будничных дел не видит, ради чего все это делается. Цель видится ему в том, чтобы все было хорошо на ближайшем отрезке времени: сдать экзамены, попасть в хорошую спортивную секцию, получить водительские права и т. д. и т. п. В подобных планах много реализма, но почти никогда они не вдохновляются сколько-нибудь высокой отдаленной целью. Некоторые из сугубых реалистов — а их, надо сказать, стало немало — признаются: «Я не загадываю далеко вперед, ведь жизнь быстро меняется, всякое еще может случиться». Это тоже слабость в постановке целей.

Подчас людей, задумавших заняться самовоспитанием, подводит подмена целей.

Обычная ситуация: подросток хочет стать организованным, усидчивым и вполне разумно решает, что наиболее реальный вариант достижения этой цели — домашняя учебная работа. И более того, задача ставится еще определеннее: стать организованным настолько, чтобы избавиться от двоек по иностранному языку. Этот нелюбимый предмет крайне запущен, и решение задачи, конечно, требует волевых усилий, достаточно серьезного умственного напряжения, усидчивости, терпения.

Ученик прилежно, напрягаясь, сидит несколько недель и добивается сначала нетвердой, а потом все более уверенной тройки. Родители счастливы, цель считается достигнутой, и подросток расслабляется, перестаёт контролировать свои действия.

Но ведь здесь, по сути дела, произошла именно подмена целей: вместо самовоспитания в центре оказалась иная задача — улучшить отметки. Отметки-то подросток благодаря штурмовой работе улучшил, но работать регулярно, четко, т. е. быть организованным, так и не научился.

Самовоспитание состоит в приобретении необходимых волевых привычек, а не просто в латании дыр в учебной работе и в поведении. Пока подросток не выработал у себя потребности в организации своей деятельности, задача самовоспитания не достигнута.



Введение . 2

Глава I. Психологические особенности воли. 4

1.1. Определение понятия «воля». 4

1.2. Представления о волевых качествах. 7

1.3. Структура и общие характеристики волевых качеств. 8

1.4. Классификация волевых качеств. 11

1.5. Возрастные особенности воли. 15

1.5.1. Раннее детство. 15

1.5.2. Преддошкольныи возраст. 16

1.5.3. Младший школьный возраст. 17

1.5.4. Подростковый возраст. 22

1.5.5. Старший школьный возраст. 23

1.6. Развитие воли в подростковом возрасте. 24

Глава II. Экспериментальное исследование волевых качеств подростков. 29

2.1 Анализ результатов, полученных после проведения методики изучения импульсивности и волевой регуляции подростков. 29

2.2 Анализ результатов, полученных после проведения методики «Социальная смелость». 30

2.3 Анализ результатов, полученных после проведения методики «Самооценка силы воли». 31

Заключение. 32

Список использованной литературы.. 33

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 35

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 37

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 39

Введение

Актуальность проблемы исследования воли в подростковом возрасте определяется потребностями целого ряда общественных институтов, непосредственно включенных в процесс формирования и воспитания членов общества. Семья, школа, общество с каждым годом предъявляют к подрастающему поколению все более высокие морально-этические, социально-политические, идеологические требования.

Трудно представить себе то количество внешних и внутренних факторов, которые воздействуют на подрастающего ребенка и каждый раз изменяют мир его переживаний. Далеко не все дети владеют своими мыслями, чувствами и поступками.

Многие ученые, исследующие психологию подросткового возраста, обращают внимание на преобладание у несовершеннолетних эмоциональной сферы над волей, что проявляется, например, в эмоциональной неустойчивости, раздражительности и даже агрессивности. Поскольку жизненный опыт подростков недостаточен, то им свойственно стремление к самоутверждению, к показу своей самостоятельности. В кругу своих сверстников они часто стремятся утвердить свое положение, показать себя людьми, знающими жизнь. Такое утверждение связано зачастую с подражанием асоциальным формам поведения (неприятие воспитательных мероприятий).

Для подростка воля как черта характера стоит на одном из первых мест. Волевые люди становятся для него идеалом, на который он хотел бы походить. Однако как раз про подростков принято говорить, что воля у них слабая.

У детей этого возраста очень ярко выражено стремление подбирать аргументы в пользу эмоционально более привлекательного поведения, за счет поведения необходимого, требуемого. Иначе говоря, у подростков сильные эмоции гораздо чаще, чем у взрослых, блокируют разумное решение.

Родители и учителя оказывают влияние на формирование личности подростка и именно поэтому пристальное внимание к вопросам формирования и воспитания воли в подростковом возрасте — важное условие эффективности индивидуального подхода в учебно-воспитательной работе.

Центральное место в работе занимает исследование особенностей волевой регуляции детей подросткового возраста.

Работа базируется на теоретических исследованиях Е.П. Ильина, Б.Г. Ананьева, А.И. Высоцкого и др.

Использованы, в основном, типология волевых актов К.К. Платонова, П.А. Рудик, С.Л. Рубинштейна.

Объект исследования:

20 подростков (12 юношей и 8 девушек), учащихся 8 класса.

Предмет исследования: волевые качества личности подростка.

Задачи:

1. Произвести анализ литературных источников, освещающих вопросы психологии воли.

2. Подобрать психодиагностические методики для изучения волевые качества личности подростка и с их помощью провести исследование.

Для решения поставленных задач использованы следующие методы и методики исследования :

теоретический анализ методологической, психологической и педагогической научной литературы по анализируемой проблеме;

методика «Самооценка силы воли»

методика «Изучение импульсивности и волевой регуляции у подростков»

методика «Социальная смелость»

Структура работы. Основными структурными элементами работы являются: введение, две главы основной части, заключение, библиографический список использованной литературы, приложения.

Глава I. Психологические особенности воли.

1.1. Определение понятия «воля»

Проявление воли (точнее было бы — «силы воли», волевого усилия) в различных специфических ситуациях заставляет говорить о волевых качествах, свойствах личности. При этом как само понятие «волевые качества», так и конкретный набор этих качеств остаются весьма неопределенными, что заставляет некоторых ученых сомневаться в действительном существовании этих качеств

До сих пор имеются большие трудности в разведении или идентификации понятий, обозначающих волевую активность. Проявляет ли ребенок, требующий от родителей, чтобы ему непременно сейчас купили понравившуюся игрушку настойчивость, упорство?

Воля. Основные направления и пути развития воли у подростков

Всегда ли дисциплинированность и инициативность характеризуют силу воли? Почему у психологов решительность непременно упоминается вместе, со смелостью. Где грань между нравственным и волевым качеством? Все ли волевые качества нравственны? Эти и ряд других вопросов представляют не только теоретический, но и практический интерес, так как от их решения зависят методы диагностики волевых проявлений и педагогические методы развития конкретного волевого качества.

Волевые качества — это особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях, обусловленных характером преодолеваемой трудности.1

Желание, хотение, воля суть состояния сознания, хорошо знакомые всякому, но не поддающиеся какому-либо определению. Мы желаем испытывать, иметь, делать всевозможные вещи, которых в данную минуту мы не испытываем, не имеем, не делаем. Если с желанием чего-нибудь у нас связано осознание того, что предмет наших желаний недостижим, то мы просто желаем; если же мы уверены, что цель наших желаний достижима, то мы хотим, чтобы она осуществилась, и она осуществляется или немедленно, или после того, как мы совершим некоторые предварительные действия.

Единственные цели наших хотений, которые мы осуществляем тотчас же, непосредственно, — это движение нашего тела. Какие бы чувствования мы ни желали испытать, к каким бы обладаниям мы ни стремились, мы можем достигнуть их не иначе, как совершив для нашей цели несколько предварительных движений. Этот факт слишком очевиден и потому не нуждается в примерах: поэтому мы можем принять за исходный пункт нашего исследования воли то положение, что единственные непосредственные внешние проявления — телесные движения. Нам предстоит теперь рассмотреть механизм, с помощью которого совершаются волевые движения.

Волевые акты суть произвольные функции нашего организма. Движения, которые мы до сих пор рассматривали, принадлежали к типу автоматических, или рефлекторных, актов, и притом актов, значение которых не предвидится выполняющим их лицом (по крайней мере лицом, выполняющим их первый раз в жизни). Движения, к изучению которых мы теперь приступаем, будучи преднамеренными и составляя заведомо объект желаний, конечно, совершаются с полным осознанием того, каковы они должны быть. Отсюда следует, что волевые движения представляют производную, а не первичную функцию организма. Это — первое положение, которое следует иметь в виду для понимания психологии воли. И рефлекс, и инстинктивное движение, и эмоциональное суть первичные функции. Нервные центры так устроены, что определенные стимулы вызывают в известных частях их разряд, и существо, впервые испытывающее подобный разряд, переживает совершенно новое явление опыта1 .

Воля как сознательная организация и саморегуляция деятельности, направленная на преодоление внутренних трудностей,—это прежде всего власть над собой, над своими чувствами, действиями. Общеизвестно, что у разных людей эта власть обладает разной степенью выраженности. Обыденное сознание фиксирует огромный спектр индивидуальных особенностей воли, различающихся по интенсивности своих проявлений, характеризуемых на одном полюсе как сила, а на другом как слабость воли. Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать любые трудности, встречающиеся на пути к достижению поставленной цели, при этом обнаруживает такие волевые качества, как решительность, мужество, смелость, выносливость и т. д. Слабовольные люди пасуют перед трудностями, не проявляют решительности, настойчивости, не умеют сдерживать себя, подавлять сиюминутные побуждения во имя более высоких, нравственно оправданных мотивов поведения и деятельности.

Понятие воли, как известно, имеет в психологии множество значений. Мы будем считать, что воля — это способность человека достигать сознательно поставленную цель, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия. Волевое поведение в этом аспекте предполагает целенаправленность, самоконтроль поведения, возможность воздерживаться в случае необходимости от тех или иных действий, то есть овладение собственным поведением.

Умение владеть своим поведением — важное качество зрелого, взрослого человека. «Мы только тогда можем говорить о формировании личности, — писал Л.С. Выготский, — когда имеется налицо овладение собственным поведением»1 .

Прежде всего, волевым актом можно называть только действия или процессы целеподчиненные. Под целью понимается некоторый предполагаемый сознаваемый результат, к которому должно привести действие. И, таким образом, процессы можно разделить на две группы: непроизвольные (к ним относятся автоматические, инстинктивные, импульсивные действия, т. е. действия по прямому побуждению, действия под влиянием аффекта, страсти) и преднамеренные, произвольные, т. е. целеподчиненные. Совершенно очевидно, что когда мы говорим о воле, то уже интуитивно всегда относим эти процессы к группе произвольных.

"Психологические особенности развития волевых качеств в старшем подростковом возрасте"

Введение…………………………………………………………………………..

Глава I. Теоретические основы изучения особенностей развития волевых качеств подростковом возрасте…………………………………………

1.1 Эмоционально-волевая сфера подростка………………………

1.2 Волевые качества личности……………………………………………………

1.3 Психологические особенности развития волевых качеств в подростковом возрасте……….

Глава II. Экспериментальное изучение волевых качеств подростков…..

2.1 Организация и методы исследования………………………………………

2.2 Анализ и интерпретация полученных данных…………………………….

2.3. Меры по развитию волевых качеств у подростков……………………….

Заключение……………………………………………………………………….

Библиографический список………………………………………………………..

Приложение……………………………………………………………………..

Введение

Проблема воли и волевой активности всегда была актуальной в психологии. Она так или иначе решалась представителями разных психологических теорий и направлений. В отечественной психологии эта проблема достаточно широко исследована А.Ф. Лазурским, С.Л. Рубинштейном, В.И. Селивановым, Н.Д. Левитовым, А.И. Высоцким, В.А. Иванниковым, Е.П. Ильиным и др. Особо следует отметить школу В.И. Селиванова, в которой воля с самого начала изучения рассматривалась как самостоятельный психический процесс, как сложное многокомпонентное образование.

Многие ученые, исследующие психологию подросткового возраста, обращают внимание на преобладание у несовершеннолетних эмоциональной сферы над волей, что проявляется, например, в эмоциональной неустойчивости, раздражительности и даже агрессивности. Поскольку жизненный опыт подростков недостаточен, то им свойственно стремление к самоутверждению, к показу своей самостоятельности. В кругу своих сверстников они часто стремятся утвердить свое положение, показать себя людьми, знающими жизнь. Такое утверждение связано зачастую с подражанием асоциальным формам поведения (неприятие воспитательных мероприятий). Для подростка воля как черта характера стоит на одном из первых мест. Волевые люди становятся для него идеалом, на который он хотел бы походить.

У детей этого возраста очень ярко выражено стремление подбирать аргументы в пользу более эмоционально привлекательного поведения, за счет поведения необходимого, требуемого. Иначе говоря, у подростков сильные эмоции гораздо чаще, чем у взрослых, блокируют разумное решение.

Актуальность проблемы исследования воли в подростковом возрасте определяется потребностями целого ряда общественных институтов, непосредственно включенных в процесс формирования и воспитания членов общества. Семья, школа, общество с каждым годом предъявляют к подрастающему поколению все более высокие морально-этические, социально-политические, идеологические требования.

Цель — изучить особенности развития волевых качеств у детей подростковом возрасте.

Объект – эмоционально- волевая сфера личности.

Предмет – волевые качества личности, в подростковом возрасте.

Гипотеза: Изучение эмоционально- волевой сферы должно осуществляться:

— в условиях образовательной среды;

— на основе выделенных компонентов эмоционально волевой сферы в структуре личности;

— с учетом возрастных особенностей школьников данного возраста.

Задачи:

  1. Произвести анализ литературных источников, освещающих вопросы психологии воли;

  2. Выявить особенности развития волевых качеств в подростковом возрасте;

  3. Подобрать психодиагностические методики для изучения волевых качеств личности подростка и с их помощью провести исследование.

Для решения поставленных задач использованы следующие методы и Методики исследования:

  • теоретический анализ методологической, психологической и педагогической научной литературы по анализируемой проблеме;

  • методика «Самооценка силы воли»;

  • методика «Изучение импульсивности и волевой регуляции у подростков»;

  • методика «Социальная смелость».

База исследования. Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы № 39 г. Нижнего Тагила. В исследовании приняли участие 20 учащихся 9 класса.

Глава I. Теоретические основы изучения особенностей развития волевых качеств в подростковом возрасте

1.1 Эмоционально-волевая сфера подростка

Эмоционально-волевая сфера — это особенности человека, касающиеся содержания, качества и динамики его эмоций и чувств. Проще говоря — это психоэмоциональное состояние человека.

Отношения человека к окружающему миру не только понимаются им и проявляются в действиях, но и переживаются в виде эмоций. Эмоции есть одна из форм отражения сознанием реального мира.

Выступление на родительском собрании по теме "Воспитание волевых качеств у подростка"

Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.

Эмоции человек не только переживает, но и выражает внешне в виде телесных проявлений: мимики (изменения положения губ и бровей), пантомимики (жестов, позы), тона голоса (вокальной мимики), ряда вегетативных явлений (изменения частоты сердечных сокращений и дыхания, покраснения или побледнения, изменения тонуса мышц, дрожи, потоотделения) и более или менее глубоких биохимических изменений в организме (выделения надпочечниками адреналина, увеличения сахара в крови, появления в моче белка и т. д.). Наблюдение за этими телесными проявлениями эмоций помогает их изучению, хотя и не всегда может вскрыть содержание переживаемого чувства.

Эмоционально-выразительные движения человека – мимика, жесты, пантомимика – выполняют функцию общения, т.е. сообщение человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия – оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально – выразительных движений.

Под эмоциями, или эмоциональными переживаниями, обычно подразумевают самые разнообразные реакции человека — от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроения. Именно эмоции отражают личную значимость познания через вдохновение, одержимость, пристрастность и интерес. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые "чистые" эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, как утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Не поддаваться эмоциям и контролировать их, человеку помогает воля.

Воля — это свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели.

Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Одним из существенных признаков волевого акта заключается в том, что он всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией. Воля предполагает борьбу мотивов. По этому существенному признаку волевое действие всегда можно отделить от остальных.

Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы. На высших уровнях своего проявления воля предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, на убеждения и идеалы. Еще один признак волевого действия – это наличие продуманного плана его осуществления. Волевое действие обычно сопровождается отсутствием эмоционального удовлетворения, но с успешным завершением волевого акта обычно связано моральное удовлетворение от того, что его удалось выполнить.

Развитие волевой регуляции поведения человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны – это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой – обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей – выработка волевых качеств личности. Все эти процессы онтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции.

Под влиянием волевых процессов человек может приложить усилия к тому, чтобы активизировать свои действия и поступки и добиться их успешного завершения в условиях преодоления трудностей. Но тот же человек благодаря воле может удержаться от совершения каких-то действий или поступков, замедлить или остановить их, если они начались, или направить по другому руслу. Это очень важное и сложное свойство личности.

Подростковый возраст – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, по­скольку здесь складываются основы нравственности, формиру­ются социальные установки, отношения к себе, к людям, к об­ществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Глав­ные мотивационные линии этого возрастного периода, связан­ные с активным стремлением к личностному самосовершенст­вованию, — это самопознание, самовыражение и самоутверждение. Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, — это более высокий уровень самосознания. Самосознание есть последняя и самая верхняя из всех перестроек, которым подвергается психология подростка.

Также подростковый период можно назвать периодом повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, странности, страстности, частой смене настроений и т.д. Подростки – возрастная группа, которая отличается от остальных своеобразной психоэмоциональной неустойчивостью. Некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах. Эмоциональные реакции и поведение подростков зависят также от социальных факторов и условий воспитания, причем индивидуально-типологические различия сплошь и рядом превалируют над возрастными. Эмоции подростков отличаются большой силой и низкой степенью управляемости. С этим связано неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении. При встрече с трудностями возникает сильное чувство противодействия, подросток бросает дело, реже – становится настойчивее. У подростков сильные эмоции часто блокируют разумное решение. Психологические особенности подросткового возраста могут приобрести, при резкой выраженности, «подростковый комплекс», а обусловленный ими нарушения поведения проявляются как «пубертатный криз».

Подростковый комплекс включает перепады настроения от безудержного веселья к унынию и обратно без достаточных причин, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость – с развязностью, чувственное фантазирование – с сухим мудрствованием, желанием быть признанным и оцененным другими.

Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что эмоции и воля являются неотъемлемыми психологическими характеристиками личности и в совокупности составляют эмоционально-волевую сферу подростка. Её основными характеристиками являются: повышенная эмоциональная возбудимость, большая устойчивость эмоциональных переживаний, импульсивность, раздражительность и эмоциональная неустойчивость.

Страницы: следующая →

1234Смотреть все

Похожие страницы:

Оставьте комментарий