Русский социализм герцена кратко


Основоположником теории "русского социализма" являлся: А. И. Герцен

Установите правильное соответствие между наименованиями организаций и именами их участников:

1. «Северное общество»

2. «Черный передел»

3. «Южное общество»

4. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса»

А. Пестель П. И.

Б. Рылеев К. Ф.

В. Ленин В. И.

Г. Плеханов Г. В.

Д. Аксаков К. С.

Представители русской общественной мысли 1840 – 1850 гг., идеализировавших прошлое России и считавшие, что Россия должна развиваться самобытным путем:

1. Западники

2. Социал-демократы

3. Славянофилы

4. Декабристы

Установите правильную последовательность деятельности исторических лиц:

1. Горчаков

2. Кутузов

3. Нахимов

4. Уваров

5. Белинский

Даты 1801 г., 1825 г., 1855 г., 1881 г., 1894 г относятся к:

1. Разделам Польши

2. Началу царствования российских императоров

3. Антифранцузским коалициям с участием России

4. Переписям населения, главным образом, податного

Укажите неверное положение в перечне причин, побудивших императора Александра II провести реформы 1860 – 1870 гг.:

1. Рост крестьянских выступлений

2. Экономическая невыгодность сохранения крепостного права

3. Развертывание либерального антикрепостнического движения

4. Давление со стороны ведущих европейских держав

Крестьянская реформа 1861 г. включала:

1) отмену подушной подати

2) отмену круговой поруки

3) юридическую правоспособность крестьян

4) отмену помещичьего землевладения

Среди других направлений «Положение» 19 февраля 1861 г. предусматривало:

1. Беспроцентную ссуду государства на выкуп крестьянской земли

2. Отмену сословных привилегий дворянства

3. Сохранение общины

4. Ликвидацию помещичьего землевладения

К крестьянской реформе 1861 г. относятся понятия

1. Временнообязанные крестьяне

2. Выкупные платежи

3. Уставная грамота

4. Мировые посредники

5. Хутора

Реформа 1861 года освободила крестьян от крепостной зависимости. Крестьянство стадо лично свободным и:

1) Наделялось землей без выкупа при сохранении помещичьей собственности на землю

2) Наделялось землей с выкупом при сохранении помещичьей собственности на землю

3) Наделялось землей с выкупом без сохранения помещичьей собственности на землю

4) Другой вариант ответа (Ваш вариант)____________________________________

Земля предоставлялась крестьянам на следующих условиях:

1. За выкуп при содействии правительства

2. Полностью за счет государственной казны

3. Бесплатно

4. В размерах, фактически сложившихся в дореформенный период с учетом определенных в законодательных актах высших и низших норм наделения крестьян землей в данной местности

Дата добавления: 2015-08-03; просмотров: 109 | Нарушение авторских прав

Читайте в этой же книге:Историческими особенностями России | Вид флота, который по существующей международной практике носит | Знали ли на Руси письменность до принятия христианства: …. | Распад Киевской Руси на полунезависимые княжества назывался ….. | Общерусский свод законов, принятый в 1497 г…. | В каком году Ярославль становится фактически столицей Русского государства и в это время в нем располагается ополчение К. Минина и Д. Пожарского? | Какие основные идеологические направления существовали в революционном народничестве в 50 – 70 гг. ХIХ веке? | Государственная Дума – это | Главное направление аграрной реформы П. А. Столыпина в начале ХХ века | Фамилия художника — авангардиста, автора знаменито «Черного квадрата»…. |mybiblioteka.su — 2015-2018 год. (0.005 сек.)

На рубеже 40—50-х годов XIX в. формируется теория "русского социализма", основоположником которой был А. И. Герцен. Основные свои идеи он изложил в работах, написанных в 1849—1853 гг: "Русский народ и социализм", "Старый мир и Россия", "Россия", "О развитии революционных идей в России" и в др.

Рубеж 40—50-х годов явился переломным в общественных взглядах Герцена. Поражение революций 1848—1849 гг. в Западной. Европе произвело глубокое впечатление на Герцена, породило у него неверие в европейский социализм, разочарование в нем. Герцен мучительно искал выход из идейного тупика. Сопоставляя судьбы России и Запада, он пришел к выводу, что в будущем социализм должен утвердиться в России, и основной "ячейкой" его станет крестьянская поземельная община. Крестьянское общинное землевладение, крестьянская идея права на землю и мирское самоуправление явятся, по Герцену, основой построения социалистического общества. Так возник "русский" социализм Герцена.

"Русский социализм" исходил из идеи "самобытного" пути развития России, которая, минуя капитализм, придет через крестьянскую общину к социализму.

Объективными условиями возникновения идеи русского социализма в России явились слабое развитие капитализма, отсутствие пролетариата и наличие сельской поземельной общины. Имело значение и стремление Герцена избежать "язв капитализма", которые он видел в странах Западной Европы. "Сохранить общину и освободить личность, распространить сельское и волостное самоуправление на города, на государство в целом, поддерживая при этом национальное единство, развить частные права и сохранить неделимость земли — вот основной вопрос революции", — писал Герцен[5].

Эти положения Герцена впоследствии будут восприняты народниками. По существу, "русский социализм" — лишь мечтания о социализме, ибо осуществление его предначертаний привело бы на практике не к социализму, а к наиболее последовательному решению задач буржуазно-демократического преобразования России — в этом и заключалось реальное значение "русского социализма". Он был ориентирован на крестьянство как свою социальную базу, поэтому получил также название "крестьянского социализма". Его главные цели состояли в освобождении крестьян с землей без всякого выкупа, ликвидации помещичьей власти и помещичьего землевладения, введении крестьянского общинного самоуправления, независимого от местных властей, демократизации страны. Вместе с тем "русский социализм" боролся как бы "на два фронта": не только против устаревших феодально-крепостнических порядков, но и против капитализма, противопоставляя ему специфически русский "социалистический" путь развития.

А.И. Герцен и теория общинного социализма.

Создание отечественной разновидности социалистической теории связано с именем А.

И. Герцена. За участие в студенческом кружке и пение песен с «гнусными и злоумышленными» выражениями в адрес царя А. Герцен и Н. П. Огарев были арестованы и отправлены в ссылку. В 30 — 40-х годах А. И. Герцен занимался литературной деятельностью. Его произведения содержали идею борьбы за свободу личности, протест против насилия и произвола. За его творчеством пристально следила полиция. Поняв, что в России невозможно пользоваться свободой слова, А. И. Герцен в 1847 году уехал за границу. В Лондоне в 1853 году он основал «Вольную русскую типографию», выпустил 8 книг сборника «Полярная звезда» (на титуле которых поместил миниатюру из профилей 5 казнённых декабристов), организовал вместе с Н, П. Огаревым издание первой бесцензурной газеты «Колокол» (1857—1867). Последующие поколения революционеров видели огромную заслугу А. И. Герцена в создании вольной русской прессы за границей.

В молодости А. И. Герцен разделял многие идеи западников, признавал единство исторического развития России и Западной Европы. Однако близкое знакомство с европейскими порядками, разочарование в результатах революций 1848—1849 гг. убедили его в том что исторический опыт Запада не подходит русскому народу. Поэтому он занялся поиском принципиально нового, справедливого общественного устройства и создал теорию общинного социализма. Идеал общественного развития А. И. Герцен видел в социализме, при котором не будет частной собственности и эксплуатации. По его мнению, русский крестьянин лишён частнособственнических инстинктов, привык к общественной собственности на землю и ее периодическим переделам. В крестьянской общине А.И. Герцен видел готовую ячейку социалистического строя. Он сделал вывод, что русский крестьянин готов к социализму и что в России нет социальной основы для развития капитализма. Вопрос о путях перехода к социализму решался А. И. Герценом противоречиво. В одних работах он писал о возможности народной революции, в других — осуждал насильственные метод изменения государственного строя.

В целом вторая четверть XIX в. была временем «наружного рабства» и «внутреннего освобождения». Одни — молчали, напуганные правительственными репрессиями. Другие — настаивали на сохранении самодержавия и крепостничества. Третьи — активно искали пуп обновления страны, совершенствования ее социально-политической системы. Основные идеи и направления, сложившиеся в общественно-политическом движении первой половины XIX в., с незначительными изменениями продолжали развиваться и во второй половит века.

Манифест 19.02.1861г. Отмена крепостного права (кп) в России.

Предпосылки реформы.

Аграрно-крестьянский вопрос стал острейшей соц. – политической проблемой в России к середине 19в. Кп оставалось только в нашей стране. Оно тормозило экономическое и соц.- политическое развитие. Сохранение кп было обусловлено особенностями российского самодержавия, которое опиралось исключительно на дворянство, и поэтому должно было учитывать его интересы.

В конце 18 – середине 19вв. многие государственные и общественные деятели понимали, что кп позорит Россию, низводит её в разряд отсталых государств. Однако попытки правительства смягчить кп, дать помещикам положительный пример управления крестьянами, оказались неэффективными из-за сопротивления крепостников.

К середине 19в. предпосылки краха крепостнической системы созрели окончательно. Она изжила себя экономически. Помещичьи хозяйства, основанные на труде крепостных крестьян, приходили в упадок (Это беспокоило правительство, которое было вынуждено тратить огромные средства на поддержку помещиков). Кп мешало индустриальной модернизации страны, так как препятствовало складыванию рынка свободной рабочей силы, накоплению капиталов, вложенных в производство, повышению покупательной-способности населения и развитию торговли.

Необходимость ликвидации кп обусловливалась и тем, что крестьяне открыто протестовали против него, организовывали антикрепостнические народные выступления. В середине XIX в. недовольство крестьян своим положением выражалось в разных формах: отказ от работы на барщине и выплаты оброка, массовые побеги (особенно в годы Крымской войны), поджоги помещичьих имений и др. Народное движение влияло на позицию правительст­ва.

Поражение в Крымской войне стало важной поли­тической предпосылкой отмены крепостного права, так как оно про­демонстрировало отсталость и гнилость социально-политической сис­темы страны.

Таким образом, отмена крепостного права была обусловлена по­литическими, экономическими, социальными и нравственными пред­посылками.

Подготовка реформы.

Впервые о необходимости освобождения крестьян император заявил в речи, произнесенной в 1856 г. перед представителями московского дворянства.

Вначале проекты освобождения крестьян разрабатывались в Секретном комитете графа Орлова, созданном в 1857 г. Однако недовольство дворянства, обеспокоенного слухами о возмож­ной отмене крепостного права, и медлительность Секретного комите­тапривели Александра II к необходимости учреждения но­вого органа, нацеленного на подготовку реформы в условиях боль­шей гласности. Он поручил генерал-губернатору В.И.Назимову обратиться к императору с просьбой о создании комиссий по разработке проекта реформы.

В феврале 1858 г. Секретный комитет был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. Его задача состояла в том, чтобы выработать общую правительственную линию в деле освобождения крестьян. Правительство разре­шило обсуждение проектов реформы и предписало дво­рянам проявить инициативу в решении крестьянского вопроса. Отда­вая подготовку реформы в руки помещиков, правительство, с одной стороны, фактически вынудило их заняться этим вопросом, а с дру­гой — предложило самим обеспечить максимальное удовлетворение своих интересов.

В марте 1859 г. при Главном комитете на губернских и уездных уровнях были учреждены Редак­ционные комиссии. Они должны были собирать и обобщать все проекты, разработанные губернскими комитетами.

Обобщённые комиссиями проекты к октябрю 1860 г. поступили в Главный комитет и 19 февраля 1861 г. был подписан Манифест об отмене кп.

Манифест и «Положения» касались трёх основных вопросов: личное освобождение крестьян, наделение их землёй и выкупная сделка.

Личное освобождение.

Манифест предоставлял крестьянам личную свободу и общегражданские права. Отныне крестьянин мог вла­деть движимым и недвижимым имуществом, заключать сделки, вы­ступать как юридическое лицо. Он освобождался от личной опеки помещика, мог без его разрешения вступать в брак, поступать на службу и в учебные заведения, менять место жительства, переходить в сословие мещан и купцов. Правительство начало создавать органы местного самоуправления освобожденных крестьян.

Вместе с тем личная свобода крестьянина ограничивалась. В пер­вую очередь это касалось сохранения общины. Общинная собствен­ность на землю, переделы наделов, круговая порука (особенно при выплате налогов и выполнении государственных повинностей) тор­мозили буржуазную эволюцию деревни. Крестьяне оставались един­ственным сословием, которое платило подушную подать, несло рек­рутскую повинность и могло быть подвергнуто телесному наказа­нию.

Наделы.

«Положения» регламентировали наделение крестьян землёй. Крестьянская община распоряжалась этой землёй сообща. Всеми наделами, кроме пашни. Её они делили либо по «мужикам и едокам», либо по уравнительному принципу.

Чтобы соблюсти уравнительность, наделы менялись раз в несколько лет, так как они состояли из разных парод земли. В каждой из них устанавливался высший и низ­ший размеры крестьянского полевого надела. В этих пределах заключалась добровольная сделка крестьянской общины с помещиком. Их взаимоотношения окончательно закрепляли устав­ные грамоты.

При решении земельного вопроса крестьянские наделы были зна­чительно урезаны. Если до реформы крестьянин пользовался наде­лом, превышающим высшую норму в каждой полосе, то этот «изли­шек» отчуждался в пользу помещика. В черноземной полосе отреза­ли от 26 до 40% земли, в нечерноземной — 10%. В целом по стране крестьяне получили на 20% земли меньше, чем они обрабатывали до реформы. Так образовались отрезки, отобранные помещиками у кре­стьян. Традиционно считая эту землю своей, крестьяне боролись за ее возвращение вплоть до 1917 г.

При размежевании пахотных угодий помещики стремились к тому, чтобы их земля вклинивалась в крестьянские наделы. Так появилась чересполосица, заставлявшая крестьянина арендовать по­мещичью землю, выплачивая ее стоимость или деньгами, или поле­выми работами.

Выкуп.

Получая землю, крестьяне были обязаны оплатить ее стоимость. В основе выкупа был положен размер годового оброка. Крестьяне должны были заплатить такую сумму, положив которую в банк на 6% годовых, дворянин, в виде этих % — ов, мог получить деньги, равные годовому оброку.

У крестьян не было денег, необходимых, для выкупа земли. Чтобы помещики получили выкупные суммы единовременно, государство предоставило крестьянам ссуду в размере 75% стоимости наделов, остальные 25% крестьянская община платила помещику сама. В течение 49 лет крестьяне, должны были возвратить ссуду государству в форме выкупных платежей с начислением 6% годовых.

К 1906 г. крестьяне добились отмены выкупных платежей, они уже выплатили государству около 2 млрд. рублей, т. е. почти в 4 раза больше реальной рыночной стоимости земли в 1861 г.

Выплата крестьянами помещику растянулась на 20 лет. Все это время крестьяне были временнообязанными: они должны были платить оброк и выполнять некоторые повинности до тех пор, пока полностью не выкупят свой надел. Только в 1881 г. был издан закон о ликвидации вре­меннообязанного положения крестьян.



Любовь к Добру сынам дворян жгла сердце в снах,
А Герцен спал, не ведая про зло…
Но декабристы разбудили Герцена.
Он недоспал. Отсюда все пошло.

И, ошалев от их поступка дерзкого,
Он поднял страшный на весь мир трезвон.
Чем разбудил случайно Чернышевского,
Не зная сам, что этим сделал он.

А тот со сна, имея нервы слабые,
Стал к топору Россию призывать,-
Чем потревожил крепкий сон Желябова,
А тот Перовской не дал всласть поспать.

И захотелось тут же с кем-то драться им,
Идти в народ и не страшиться дыб.
Так родилась в России конспирация:
Большое дело — долгий недосып.

Был царь убит, но мир не зажил заново.
Желябов пал, уснул несладким сном.
Но перед этим побудил Плеханова,
Чтоб тот пошел совсем другим путем.

Все обойтись могло с теченьем времени.
В порядок мог втянуться русский быт…
Какая сука разбудила Ленина?
Кому мешало, что ребенок спит?

На тот вопрос ответа нету точного.
Который год мы ищем зря его…
Три составные части — три источника
Не проясняют здесь нам ничего.

Он стал искать виновных — да найдутся ли?-
И будучи спросонья страшно зол,
Он сразу всем устроил революцию,
Чтоб ни один от кары не ушел.

И с песней шли к Голгофам под знаменами
Отцы за ним,- как в сладкое житье…
Пусть нам простятся морды полусонные,
Мы дети тех, кто не доспал свое.

Мы спать хотим… И никуда не деться нам
От жажды сна и жажды всех судить…
Ах, декабристы!.. Не будите Герцена!..
Нельзя в России никого будить.

Оставьте комментарий