Русская культура 18 века

ВВЕДЕНИЕ        3

1 ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ И НАУКИ В XVIII ВЕКЕ        5

2  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ В XVIII ВЕКЕ        9

3  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ В XVIII ВЕКЕ        11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        18

ВВЕДЕНИЕ

Русская культура и наука  в XVIII веке переживает значительные изменения. Это столетие просвещения и разума. Так отзывались о нем великие мыслители того времени.

 Истории России XVIII столетие поистине можно назвать с полным правом судьбоносным.

Оно стало временем коренных перемен, которые были вызваны осуществлением петровских реформ. Петр I своими преобразованиями повернул круто Россию в сторону Запад. Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели XVIII века опирались в то же время на коренные отечественные традиции, которые были накоплены за длительный предшествующий период художественно-исторического развития, на опыт, которым обладало древнерусское искусство. Россия именно в силу этой глубокой преемственности в течение XVIII века сумела не только активное участие принять в общем процессе движения мировой культуры, но и создать свои национальные школы, которые утвердились прочно в музыке и театре, в живописи и архитектуре, в поэзии и в целом в литературе Реформы и преобразования, начатые в XVIII в., также продолжались, и Россия стала обретать достойное место среди ведущих держав мира — что указывают на актуальность выбранной  темы реферата.

 Цель  работы : изучить русскую культуру и науку  в XVIII веке , определить их влияние на дальнейшее развитие культуры России

Данная цель связана с раскрытием следующих задач:

— Выяснить, какие исторические предпосылки подтолкнули к развитию русской культуры и науки России в XVIII веке.

—  Раскрыть особенности развития культуры и науки в XVIII веке

— выявить новые научные тенденции

— Рассмотреть основы теории русской литературы

—  Осветить вопрос рождения русского театра

—  Выявить «новый виток» в развитии  архитектуры и скульптуры Нового времени

— Представить вклад русской культуры XVIII века в мировую культуру и её влияние на последующее развитие культуры России.

1 ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ И НАУКИ В XVIII ВЕКЕ

К началу XVIII в. в России сложились общественно-политические и социокультурные условия, обусловившие возможность перехода исторического сознания на новую ступень, новый уровень – научный. Это был процесс, характерный не только для России, но и для многих других стран Европы.

Сущность и целенаправленность данного процесса состояли в том, что информация о прошлом не просто фиксировалась и постепенно накапливалась, как это было в предшествующий период, но она начала подвергаться систематизации, осмыслению, обобщению на основе научных принципов познания. Повсюду историки стремились с рационалистических позиций философски осмыслить и объяснить исторические события, выяснить их причины и следствия. Теологическое объяснение прошлого — провиденциальная методология, характерная для периода накопления исторических знаний, — отступала перед рационалистическим пониманием истории [1, с.325].

Таким образом, смена методологии (провиденциальной на рационалистическую) лежала в основе всего процесса превращения исторических знаний в науку [1,с.328].

Следующая предпосылка в развитии науки  связана с внутренней политикой правительства Петра Великого

Крупным событием в истории культуры России, в целом, и в становлении российской науки, в частности (в том числе и исторической науки) стало основание Петербургской академии наук в 1725 г. Перед Академией была поставлена задача – разрабатывать научные проблемы в разных отраслях знания. Академия играла роль основного учебно-научного центра страны. Он имел постоянный штат сотрудников, библиотеку, музей, свою типографию, возможность организовывать научные экспедиции и т.д. В результате в России постепенно (сначала с помощью приглашенных зарубежных ученых) стали складываться кадры профессиональных историков, занимавшихся исключительно изучением прошлого на основе исторических источников.

Русская культура во второй половине XVIII века

Русская культура, вторая половина XVIII века
Наука Изобретения Литература Образование Живопись.  Скульптура Архитектура
1.Ломоносов – развитие     молекулярной теории строения веществ; закон сохранения материи, доказал общность природы молнии и электричества, создал рецепт изготовления смальты, исследование Венеры, действующая модель вертолёта.

Лаптевы – исследование побережья Северного Ледовитого океана.

Татищев- «История Российская»;

1.Ползунов  разработал проект универсального теплового двигателя,  паровая машина.

2.Кулибин:
зеркальный прожектор;
семафорный телеграф;
шлифовка оптических стёкол;

одноарочный неразводной мост;
дворцовый  лифт;
суда,  двигавшиеся против течения;

протезы для инвалидов.

3.Фролов- установка для откачки воды и подачи руды из шахты.

-Классицизм:
 
представитель- Сумароков
(«Дмитрий Самозванец»).

Реализм:

Державин,
Фонвизин – «Недоросль», «Бригадир»

Сентиментализм:

Карамзин «Бедная  Лиза»

Общественная мысль:

журналы «Трутень» и «Живописец».

-Радищев
«Путешествие из Петербурга в Москву». 1755г.- Московский Университет
( Ломоносов, Шувалов),

1757г. – академия художеств (по плану Шувалова)

1764г. – Смольный институт благородных девиц (Бецкой)

1786 г.- издание Устава народных училищ. Жанры:

1.Портреты:
-Рокотов;
-Левицкий;
Боровиковский;
Аргунов;
Антропов.

2.Пейзажи (Щедрин)

3.Натюрморты (Теплов).

Скульптура.
-Шубин
(бюсты Ломоносова, Екатерины II);

-Козловский
(памятник Суворову);

-Фальконе
«Медный всадник»
Эрмитаж. Классицизм: логичность; симметричность; геометризм; чёткость линий; обращение к античной культуре.

Памятники периода:

Дом Пашкова (Баженов)

← Назад в раздел

Реферат

Культура XVIII века

стр.

Введение 3

1. Просвещение 4

2. Наука 6

3. Общественно-политическая мысль 8

4. Фольклор 10

5. Литература 11

Список литературы 12

Введение

Русская культура в XVIII веке переживает примечательные изменения. Если до этого времени происходило накопление научных знаний, то теперь они превращаются в собственно науку. Кардинальные сдвиги происходят во всех областях. Провиденциализм в истолковании явлений природы и общества (исходя из промысла Божьего, проведения) уступает место рационализму.

Если в XVII в. наблюдаются лишь первые попытки, опыты изображения внутренней жизни человека, его помыслов, страстей, стремлений, добродетелей и пороков, то в XVIII столетии в этом плане далеко шагнули вперед. Это относится к литературе, живописи, скульптуре, в целом к культуре. Характерно для этого времени стремление к светскости, гуманистическому восприятию действительности.

Россия уже в этом столетии ускоренными темпами начинает ликвидировать отставание в культурном развитии, столь характерное для прошлых столетий (начиная с эпохи “Батыева разорения”). Отечественные ученые и писатели, поэты и живописцы, архитекторы и скульпторы сделали возможным титанический взлет русской культуры, произошедший в следующем столетии, которое с полным основанием называется золотым веком отечественной культуры.

1. Просвещение

Петровские преобразования затронули и сферу просвещения, образования. Для подготовки специалистов открыли школы: Навигацкую, артиллерийские, инженерные в обеих столицах; горные-на Урале; епархиальные и цифирные, гарнизонные и адмиралтейские — в провинции. В Москве существовала школа иностранных языков. В Петербурге основали Морскую академию. Дворян для обучения наукам посылали в Германию и Нидерланды, Италию и Англию.

Издавались учебные пособия, учебники, словари, буквари. Основы математических наук излагал Л. Ф. Магницкий в своей “Арифметике” (первое издание-1707 г.).

“Ведомости”, первую печатную газету в России, могли купить все желающие. Ввели гражданский шрифт, более простой и понятный, а церковнославянский шрифт употреблялся только в богослужебных книгах. Арабские цифры сменили старые буквенные обозначения.

В середине-второй половине столетия грамотных людей становилось все больше. К началу XIX в. в стране существовало 550 учебных заведений с 62 тысячами учащихся. Это был шаг вперед. Но Россия сильно отставала от многих европейских стран. Например, во Франции имелось до 8 тысяч школ (1794 г.). Срок обучения составлял от трех до пяти лет. Учились по “Арифметике” Л. Магницкого, “Грамматике” М. Смотрицкого, “Первому учению строкам” Ф. Прокоповича, азбукам, часослову. Псалтирю. Среди учеников общеобразовательных школ были дети крестьян и ремесленников, мастеровых и солдат, матросов. Существовали особые солдатские школы — для детей солдат, продолжившие традиции цифирных школ Петра I.

Для обучения дворян возможностей было больше — частные пансионы, шляхетские корпуса (Сухопутный, Морской, Артиллерийский, Инженерный), институт благородных девиц (Смольный институт в Петербурге). В 66 духовных семинариях и школах обучались дети православного духовенства.

Действовали специальные школы: горные, медицинские, штурманские, межевые, коммерческие и другие, всего около двух десятков.

В 1725 г. появилась Академия наук в Петербурге, при ней — университет и гимназия. В 1755 г. основали, по почину И. И. Шувалова и М. В. Ломоносова, Московский университет. Университет выпустил большое число специалистов по разным отраслям знаний, из них вышли многие крупные ученые. В 1757 г. начала обучение Академия художеств.

Во второй половине столетия власти предприняли интересную попытку реформы образования и воспитания. Ее инициатором и активным проводником в жизнь стал Иван Иванович Бецкой. Внебрачный сын генерал-фельдмаршала И. И. Трубецкого, он родился в 1704 г. в Стокгольме, где отец находился в плену. По возвращении в Россию его отправили в Данию, где получил образование.

Немало путешествовал по Европе. Затем с 1729 г. служил в Коллегии иностранных дел. В 1747 г., выйдя в отставку, уехал в Париж, где прожил 15 лет. Познакомился с энциклопедистами, их и Руссо идеи по части воспитания юношества вдохновили его.

В начале 1762 г. император Петр III вызвал его в Петербург, и он возглавил Канцелярию строения домов и парков. В этой должности он способствовал украшению Северной Пальмиры — в столице появились памятник Петру Великому работы Фальконе, решетка Летнего сада, один из невских мостов и гранитные набережные. Воцарение Екатерины II, матери которой в свое время представили Бецкого, принесло ему огромные богатства и начальствование над рядом заведений-Академией художеств, Сухопутным шляхетским кадетским корпусом и, самое главное, воспитательными домами в Москве и Петербурге, Смольным институтом (“воспитательным обществом благородных девиц”).

В основу своей педагогической реформы Бецкой положил идею создания новой породы людей путем воспитания. По его мысли, заимствованной у французских просветителей и поддержанной императрицей, цель воспитания юношества — дать ему хорошее общее образование и нравственное развитие (“облагорожение сердца”). Для этого учеников нужно изолировать от косной среды, из которой они вышли, и поместить в закрытые школы (интернаты). Тем самым “зверообразные и неистовые в словах и поступках” старые рутинеры не смогут на них влиять.

Конечно, расчет на изоляцию учеников от общества был наивен — они возвращались в него после окончания своего обучения. Однако усилия Бецкого способствовали распространению общего образования. Он же положил начало женскому образованию. По его инициативе создавались городские училища, воспитательные мещанские училища при Шляхетском корпусе и Академии художеств.

2. Наука

Развитие науки вызывалось практическими потребностями государства, появлением значительного числа ученых из русских и иностранцев, расширением связей с мировой наукой. В связи с проведением большого количества экспедиций в разные концы страны ее участники составляют карты Балтийского и Каспийского морей, Дона и Камчатки и т. д. И. К. Кирилов свел воедино географические открытия в своем “Атласе Российской империи” (1734 г.).

При Петре I создали труды по истории Северной войны — “Книгу Марсову”, “Историю Северной войны”. Для пропаганды научных знаний открыли в Петербурге Кунсткамеру (1719 г.) с ее историческими реликвиями, зоологическими и иными коллекциями (“монстры”, всякие диковины, раритеты). Во второй четверти XVIII в. В. Н. Татищев создал обобщающий труд — “Историю Российскую”. В ней использовано большое число разных источников, в том числе русских летописей, включая те, которые не сохранились до нашего времени. Тем самым отрывки из них, приведенные в его труде, во-первых, дают, сведения о событиях, отсутствующие в других, известных нам летописях, во-вторых, позволяют более полно изучить историю самого летописания. В связи с этим в исторической науке последних десятилетий ведутся споры: одни ученые, исследуя “татищевские” известия из летописей, не доверяют им, считают их выдумками знаменитого историка XVIII столетия. Другие, наоборот, исходят из того, что он цитировал, пересказывал подлинные, но не сохранившиеся рукописи. Историки подтверждают свои выводы детальным анализом “татищевских” известий в сравнении со всеми другими источниками. Татищев делал то, что было обычным для его времени: иногда вольно перелагал записи источника, сопровождал их своими дополнениями, рассуждениями и т. д., и это нередко вводило и вводит в заблуждение его критиков.

Ученым-энциклопедистом, первым русским академиком стал М. В. Ломоносов, о котором Пушкин сказал, что он, основатель Московского университета, “сам был первым нашим университетом”. Упорный труд, гениальные способности сделали его титаном науки — он работал в области физики и химии, астрономии и минералогии, геологии и горного дела, истории и географии, лингвистики и поэтики. В этих и других отраслях знаний ученый оставил глубокий след. Ломоносов открыл, например, закон сохранения материи и движения, обосновывал теории атомно-молекулярного строения вещества, причины поднятия материков и горообразования и т. д. В исторической науке он решительно критиковал ученых Байера и Миллера, их норманнскую теорию. История русского народа, его языка начинается, как доказывал он, с “глубокой древности”, а отнюдь не с призвания варягов, которых он считал жителями южного побережья Балтики.

Работавший одновременно с Ломоносовым в Академии Л. Эйллер, великий математик, называл его “гениальным человеком, который своими познаниями делает честь настолько же академии, как и своей науке”.

За Ломоносовым последовала целая плеяда выдающихся русских ученых. М. В. Севергин стал основоположником русской минералогической школы. С. П. Крашенников составил знаменитое “Описание земли Камчатки”, И. И. Лепехин — описание земель Поволжья, Урала, Сибири (“Дневные записки”).

Тогда же, во второй половине столетия, закладываются научные основы биологии, агрохимии и других отраслей знаний. В области истории работают выдающиеся ученые — М. М. Щербатов (“История Российская от древнейших времен”), И. Н. Болтин.

3. Общественно-политическая мысль

Петровские реформы, бурная жизнь страны в эпоху Северной и других войн, дворцовых переворотов породили большое число откликов со стороны современников.

В петровское время появилось немало записок, “прожектов”, авторы которых выступали в поддержку реформ, предлагали те или иные меры. И. Т. Посошков, автор “Книги о скудости и богатстве”, выразитель интересов купечества и крестьянства, ратует за развитие отечественной промышленности, торговли. Для этого следует проводить политику протекционизма в интересах русских предпринимателей, а купцов-иноземцев следует привести “во смирение”. В интересах государства нужно регламентировать повинности крестьян в пользу владельцев. “Крестьянам, — утверждал автор, — помещики не вековые владельцы”.

Для упорядочения административных и судебных учреждений Посошков предлагал посадить в них вместо “великородных” людей из любых других сословий, если в них “острота ума есть”, “истребить” “всяких разных явных и потаенных грабителей”. Он — сторонник равенства всех сословий перед судом. Посошков предложил подготовить новое уложение с помощью выборных от всех жителей России, в том числе и крестьян. Проект этого кодекса законов должен быть опубликован для обсуждения, внесения поправок (“народосоветие”).

Об итогах реформ и Северной войны идет речь в “Рассуждении о причинах Свейской войны” вице-канцлера П. П. Шафирова (послесловие к нему написал сам Петр I). Феофан Прокопович, вице-президент Синода, знаменитый проповедник, в “Духовном регламенте” и “Правде воли монаршей” выступает, в соответствии с замыслами Петра, сторонником подчинения духовенства светской власти. Он же говорит о том, что царь волен завещать престол тому, кому пожелает, вне зависимости от степени родства наследника. Из трех форм государственной власти-демократии (народодержавства), аристократии и монархии-наиболее приемлема третья, т. е. неограниченная власть монарха.

В богословских трактатах, проповедях Прокопович прославляет успехи России на поле брани, в развитии промышленности, торговли, проведении реформ.

Историк Татищев во многих записях, “мнениях”, “проектах” ратовал за развитие ремесла и мануфактур, торговли и сельского хозяйства. Главный и честнейший стан государства, т. е. его опора, по его мнению, — это дворянство.

Ускорение экономического развития России — мысль, пронизывающая многие сочинения Ломоносова. Он возвеличивает труд.

Лишь дела должны определять положение человека, а не знатная порода, титул, заслуги предков. Гениальный помор уповает на волю монарха, на реформы сверху. Он — сторонник “просвещенного абсолютизма”. В просвещении всех сословий, в том числе крестьян, Ломоносов видит огромную пользу для государства. Он убежден: “в университете тот студент почтеннее, кто больше знает. А чей он сын, в том нет нужды”.

Критика крепостничества прозвучала в сочинениях А. Я. Поленова, солдатского сына, И. Г. Эйзена, лифляндского пастора, и Л. Кенемана, митавского адвоката, в речах депутатов Уложенной комиссии 1767-1768 гг. — дворян Г. С. Коробина и Я. П. Козельского, крестьян И. Чупрова, И. Жеребцова, казака А. Алейникова и других. Депутаты ставили вопрос о смягчении крепостного права, ограничении, постепенном освобождении от него.

Деятели русского Просвещения, видевшие в распространении знаний, науки, совершенствовании разума главный путь преобразования общества, многое сделали для издания книг и журналов, переводов сочинений мыслителей Европы. Они же остро поставили и крестьянский вопрос. Н. И. Новиков в своих журналах, больше всего в “Трутне” и “Живописце”, поместил немало статей об аморальности крепостного права.

А. Н. Радищев в книге “Путешествие из Петербурга в Москву” (1790 г.) нарисовал картину подневольного существования русского крепостного крестьянства. Осудив крепостничество, он пишет о том, что необходимо провести “совершенное уничтожение рабства”, передать землю крестьянам. Столь же решительно Радищев осуждает монархию: “Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние”.

4. Фольклор

В народе из уст в уста передавались, накапливались предания, легенды, воспоминания о прошлом Руси. Они отразились в былинах и сказках, пословицах и поговорках, бытовых и исторических песнях. Сберегалась историческая память о временах киевских богатырей и Куликовской битвы. Грозного царя и Смуты начала XVII в. Большой популярностью пользовались песни о Ермаке и Степане Разине.

Во многих произведениях народного творчества их составители показывают “свирепство” помещиков, подневольное положение крепостных. “Куда ты ни сунься, — везде господа”, — сетует анонимный “Плач холопов”. Столь же горестно смотрят на свою жизнь составители крестьянских, солдатских песен, лубочных листков (картинки с текстами).

5. Литература

В XVIII в. гораздо более широкий размах приняло печатание книг по разным отраслям знаний. Преимущество получают светские книги.

В повестях разрабатываются сюжеты из окружающей жизни:

В них мы встретим живые образы людей той поры — то мелкого дворянина, плута и пройдохи из Старой Руссы (“Повесть о Фроле Скобееве”), то дворян и купцов-поклонников европейских нравов и удовольствий (“О российском матросе Василии”, “История о Александре, российском дворянине”, “История о российском купце Иоанне”).

В середине XVIII в. в русской литературе утверждается классицизм. Возник он под воздействием западноевропейского, более раннего по времени, но приобрел свои характерные черты — пафос национальной государственности, абсолютной монархии. Родоначальник классицизма в России — А. Д. Кантемир, сын молдавского господаря, перешедшего на службу к Петру Великому. Вершины это направление достигло в торжественных, философских одах Ломоносова с их идеями мудрого монарха и общенародного культурного прогресса.

Русский классицизм представлен именами А. П. Сумарокова, его главы, М. М. Хераскова (тоже из молдаван), В. И. Майкова, Я. Б. Княжнина и др. Проповедуя высокие гражданские чувства, благородные поступки, они исходили из мысли о неразрывности интересов дворянства и самодержавной государственности.

На смену классицизму в конце века приходит сентиментализм. Ему присущи сугубый интерес к чувствам, переживаниям, интересам простого человека, особенно из средних сословий. В жанре сентиментальной повести, сентиментального путешествия писал Н. М. Карамзин, будущий великий историк. Тонко передавая глубокие переживания простых людей, поселян, он впервые в русской литературе попытался нарисовать внутренний мир крестьян.

В ряде произведений, относящихся к жанру классицизма, явственно видны элементы реализма. Д. И. Фонвизин в “Бригадире” и “Недоросле” метко, реалистично описывает жизнь помещичьих усадеб, нравы их владельцев, сочувствует судьбе крестьян, положение которых, по его мысли, требует облегчения путем смягчения нравов дворянства, его просвещения.

Творчество Г. Р. Державина также нередко вступало в конфликт с канонами классицизма в поэзии. Он стал одним из предшественников А. С. Пушкина.

Список литературы

1. Павлов-Сильванский Н. Государевы служилые люди. Происхождение русского дворянства. СПб., 1898;

2. Яблочков М. Н. История дворянского сословия в России. СПб., 1876;

3. Пекарский П. П. Маркиз де ла Шетарди в России 1740-1742 гг. СПб., 1862;
4. Манштейн К. Г. Записки о России (1727-1744). СПб., 1875;

5. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. В 3-х кн. Кн. 2. М., 1989;

6. Ключевский В. О. Новая русская история. Курс лекций. М . 1888;

7. Собственноручные записки императрицы Екатерины II. М., 1991;

8. Караванов А. Основание в 1750 году русского театра кадетами Первого кадетского корпуса. СПб., 1849.

Похожие документы:

  1. Реферат на тему: «Культура России второй половины XVIII века»

    Реферат

    Так сложилось, что человек живёт в обществе и не может существовать без него, поэтому всё связанное с обществом влияет на нашу жизнь. Каждому известно, что всё, что нас сегодня окружает, появилось не просто так, не из воздуха.

  2. О. Б. Лебедева История русской литературы XVIII века Учебник

    Учебник

    Оглавление Предисловие Введение в историю русской литературы XVIII в. Особенности философской картины мира в рационалистическом мировосприятии Своеобразие национальной концепции литературы как отрасли духовной жизни общества Рационалистический

  3. Реферат на тему "зарубежные вокальные школы" (1)

    Реферат

    В работе над рефератом использовалась книга Л.Ярославцевой "Зарубежные вокальные школы". Книга состоит из трех глав: "Итальянская вокальная национальная школа", "Французская национальная вокальная школа"

  4. Реферат на тему "зарубежные вокальные школы" (2)

    Реферат

    Реферат на тему "ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ" cтудентки IV курса отделения эстрадного пения Сорокиной А.В., преподаватель — Белоброва Е.Ю. В работе над рефератом использовалась книга Л.

  5. Рабочая программа дисциплины Русская культура XIX века Направление подготовки 031400 Культурология

    Рабочая программа

    Целями освоения дисциплины «Русская культура XIX века» являются создание у студентов представления русской культуре XIX века как закономерном этапе развития русской культуры в целом; связи данного историко-культурного периода с предшествующими

Другие похожие документы..

Оставьте комментарий