Первый князь киева

Как писалось в предыдущей статье о формировании первых поселений на территории Киева, признаки градостроения начали проявляться приблизительно в V-VI-м  веке. Точных данных о том, кем был основан город не существует, но большинство теорий гласят, что первыми правителями Киева были выходцы из Скандинавии – варяги. Интенсивному росту города способствовало очень выгодное географическое размещение (знаменитый торговый путь из «варягов в греки» вдоль Днепра), а также возрастающее могущество дружины (войска) полянского племени (центром которого и являлся Киев). Именно военное превосходство полянских земель помогло объединить вокруг Киева, близ расположенные соседние восточнославянские племена,  в большинстве своем находившиеся на территории современной Украины. Вся интересная информация о первых киевских князьях доступна во время наших экскурсий по Киеву.

Правление Аскольда и Дира в Киеве. Радзивилловская летопись

    Аскольд и Дир. Первыми князьями Киева, имена которых упоминаются в летописях, являются князья Аскольд и Дир, которые правили Киевом в промежутке с 860 по 880-е года. Достоверно мало известно об этом периоде, а также о том, как князья «засели» в Киеве, но теории их происхождения также сходятся на скандинавских корнях, а некоторые ученные утверждают, что Аскольд и Дир были дружинниками Рюрика. Существует мнение, что Аскольд мог быть потомком Кия, а Дир это лишь его второе имя либо прозвище. Первый военный поход киевского войска на Царгород (Константинополь) в Византию был совершен в это же время, что свидетельствует об уже определенном могуществе киевских земель.

     Олег в Киеве. Согласно одному из основных источников, на основании которого мы можем выстраивать хронологию развития Киева – это Повесть временных лет, в 882-м году в Киев вступил князь Олег и убил Аскольда (Аскольда и Дира) и стал править Киевом и всеми подконтрольными ему землями. Олег являлся, скорее всего родичем, легендарного Рюрика. Согласно общей теории, после смерти Рюрика, взяв с собой его сына, еще малолетнего Игоря, Олег набрал войско и начал спускаться  в южном направлении. После завоевания Смоленска и Любеча, Олег пришел в Киев, и убив местных князей, стал здесь править. Олегу понравился новый город и его расположение, и он решил засесть в нем, тем самым, якобы, соединив свои северные земли с новыми, Киевскими и сделав столицей именно их.

Изображение Олега на картине Виктора Васнецова

    Олег правил Киевом более 30-ти лет. За это время он значительно увеличил владения своей новой державы – присоединил к Киеву древлян, радимичей и северян. В ходе победоносных походов на Византию в 907-м и далее в 911-х годах были подписаны одни из первых письменных договоров между Константинополем и Киевом, установлены льготные права для торговли руских купцов. Олег заимел титул Великого Князя, считается основателем рода Рюриковичей-князей Киева. Легенды о смерти Олега от укуса змеи также обрела народную популярность.  

Киев во времена Игоря, Ольги и Святослава

Далее

Становление и основание Киева

Назад

Первые князья Киева. Аскольд и Дир. Киев во времена князя Олега

Рюрик (ум. 879 г.). Начало княжения в Новгороде – 862 г. Основатель династии, правившей в Киевской Руси и отдельных русских княжествах периода феодальной раздроб­ленности и в России до 1598 г. Согласно летописному преданию, Рю­рик с братьями Синеусом и Трувором был призван на Русь предста­вителями племен: новгородскими славянами, полоцкими кривичами, весью (вепсами) и чудью (предками эстонцев) и стал княжить в Нов­городе или Ладоге. Вопрос о том, кто были Рюрик и его соплеменни­ки, откуда они пришли на Русь, был Рюрик призван княжить или при­глашен как предводитель военной дружины, по сей день остается спорным.

Олег (период правления: 879 – 912 гг.). Старший в роду Рюриковичей, новгород­ский князь. В 882 г. совершил поход на юг, присоединил киевские земли, перенес столицу государства в Киев. На пути «из варяг в греки» возникла раннефеодальная монархия — Киевская Русь, аналогич­ная империи Карла Великого в Западной Европе. Совершал успеш­ные военные походы на столицу Византии — Царьград (Константино­поль). Положил начало длительным военным и мирным отношениям между Византией и Киевской Русью. Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. По киевской версии, его могила находится в Киеве на горе Щековице. Новгородская летопись помещает его могилу в Ладоге, но также говорит, что он ушёл «за море». В обоих вариантах присутствует легенда о смерти от змеиного укуса. По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила ядовитая змея, которая смертельно ужалила князя.

Игорь Рюрикович (период правления:912 – 945 гг.). За 33 года своего правления сумел укрепить Русь и после военных походов на Царьград заключил выгодные договоры с Византией. Однако он получил известность не благодаря своей политике, а из-за трагической гибели. Он был разо­рван за ноги древлянами после неудачной попытки вторично собрать с них дань.

Ольга — христианское имя Елена(ок. 894 – 969 гг.). Начало правления — 945 г. Великая княгиня киевская, жена князя Игоря. После убийства мужа древлянами в 945 г. жестоко подавила их восстание. Покорив древлян, Ольга в 947 году отправилась в новгородские и псковские земли, назначая там уроки (своеобразная мера дани), после чего вернулась к сыну Святославу в Киев. Княгиня установила размеры «полюдья» — податей в пользу Киева, сроки и периодичность их уплаты — «оброки» и «уставы». Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор — «тиун». Ольга установила систему «погостов» — центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы. Княгиня Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси (первые каменные здания Киева — городской дворец и загородный терем Ольги), со вниманием относилась к благоустройству подвластных Киеву земель — новгородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и др. На реке Пскове, где она родилась, Ольга, по преданию, основала город Псков. В 955 г. (или 957 г.) посетила Константинополь; приняла христианство. В 968 руководила защитой Киева от печенегов. Канонизирована русской церковью. Когда речь идет о княгине Ольге, всегда возникает встает вопрос о ее происхождении.

Согласно самой ранней древнерусской летописи «Повесть временных лет», Ольга была родом из Пскова. Житие святой великой княгини Ольги уточняет, что родилась она в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км от Пскова выше по реке Великой. Имена родителей Ольги не сохранились, по Житию они были незнатного рода, «от языка варяжска». По мнению норманистов, варяжское происхождение подтверждается её именем, имеющим соответствие в древнескандинавском как Helga. Присутствие предположительно скандинавов в тех местах отмечено рядом археологических находок, возможно датируемых первой половиной X века. С другой стороны, в летописях имя Ольги часто передано славянской формой «Вольга». Известно и древнечешское имя Olha. Так называемая Иоакимовская летопись, достоверность которой ставится историками под сомнение, сообщает о знатном славянском происхождении Ольги: «когда Игорь возмужал, оженил его Олег, выдал за него жену от Изборска, рода Гостомыслова, которая Прекраса звалась, а Олег переименовал ее и нарек в свое имя Ольга». Типографская летопись (конец XV века) и более поздний Пискаревский летописец передают слух, будто Ольга была дочерью Вещего Олега, который стал править Киевской Русью как опекун малолетнего Игоря, сына Рюрика: «Нецыи же глаголют, яко Ольгова дщери бе Ольга». Олег же поженил Игоря и Ольгу. Болгарские историки выдвигали также версию о болгарских корнях княгини Ольги, опираясь в основном на сообщение «Нового Владимирского Летописца»(«Игоря же ожени [Олег] въ Болгарехъ, поятъ же за него княжну Ольгу») и переводя летописное название Плесков не как Псков, но как Плиска — болгарская столица того времени. Названия обоих городов действительно совпадают в древнеславянской транскрипции некоторых текстов, что и послужило основанием для автора «Нового Владимирского Летописца» перевести сообщение «Повести временных лет» об Ольге из Пскова как об Ольге из болгар, так как написание Плесков для обозначения Пскова давно вышло из употребления.

Святослав Игоревич (929 – 972 гг.). Отважный воитель, по сло­вам летописца, открыто бросавший врагам вызов «иду на вы!», Свя­тослав совершил ряд успешных походов. Он освободил от уплаты дани хазарам племя вятичей, жившее в бассейне Оки; разгромил волжских болгар и могущественный Хазарский каганат, совершив победоносный поход на Нижнюю Волгу, Северный Кавказ и Приазовье. Но исчезновение этого могущественного государства привело к необратимым, а в исторической перспективе – катастрофическим геополитическим изменениям в Восточной Европе. Хазарская держава сдерживала миграционные волны, накатывавшиеся из Азии. Разгром каганата сделал печенегов хозяевами положения в южнорусских степях, и эту перемену ощутил уже сам Святослав, поэтому киевляне, осаженные печенегами, имели все основания упрекать своего князя в том, что он ищет чужих земель, а своих не бережет. Но печенеги были только первой волной кочевых орд, через век их сменят половцы, а еще через два – монголы.

Владимир Святославович (942 – 1015 гг.). Стал новгородским князем в 970 г., захватил киевский престол в 978 г. Сын великого князя Святослава Игоревича от Малуши, ключницы княгини Ольги. Отроком Владимир был отправлен кня­жить в Новгород в сопровождении своего дяди — воеводы Добрыни. Хитростью расправившись со своим братом Ярополком (до того убившим третьего сына Святослава — Олега), Владимир стано­вится единовластным правителем Руси. В 988 г. Владимир крестился, а затем (в 988 или 990 гг.) провозгласил христианство государствен­ной религией Руси. В Киеве крещение народа прошло сравнительно мирно, в то время как в Новгороде, где крещением руководил Добрыня, оно сопровождалось восстаниями народа и подавлением их силой. В Ростово-Суздальской земле, где местные славянские и финно-угорские племена сохраняли в силу отдалённости определённую автономию, христиане оставались меньшинством и после Владимира (вплоть до XIII века язычество господствовало у вятичей). В крещении получил имя Василий. Известен также как Владимир Святой, Владимир Креститель (в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах). Прославлен в лике святых как равноапостольный; день памяти в русском православии— 15 июля по Юлианскому календарю.

Ярослав Владимирович Мудрый (ок. 978 – 20 февраля 1054 гг.). Начало княжения 1016 г.Время Ярослававремя внутренней стабилизации, способствовавшей воз­растанию международного авторитета Руси, о чем говорит факт, что дочери Ярослава стали королевами: Анна — французской, Елизавета — норвежской, а затем датской, Анастасия — венгерской. В годы его правления возникают первые русские монастыри, развивается книгописная деятельность. Путь этого князя к власти был далеко не столь праведным (междуусобные войны с братьями), но утвердившись на троне, он приложил немало сил, чтобы заслужить признательность современников и потомков, запечатленную в прозвище Мудрый. При Ярославе Мудром Киев часто сравнивали по красоте с Константинополем. Западный хронист того же века, Адам Бременский, называет Киев соперником Константинополя. При Ярославе возникли первые русские монастыри. В 1030 году Ярослав основал монастыри Святого Георгия: Юрьев монастырь в Новгороде и Киево-Печерский монастырь в Киеве; повелел по всей Руси «творити праздник» святого Георгия 26 ноября («Юрьев день»). Он издал Церковный устав и «Русскую правду» — свод законов древнерусского феодального права. В 1051 году, собрав епископов, он сам назначил митрополитом Илариона, впервые без участия константинопольского патриарха. Иларион стал первым русским митрополитом. Развернулась интенсивная работа по переводу византийских и иных книг на церковно-славянский и древнерусский языки. Огромные средства тратились на переписку книг. В 1028 году в Новгороде была основана первая большая школа, в которой были собраны около 300 детей священников и старост. При нём появились монеты с надписью «Ярославле серебро». На одной её стороне был изображен Иисус Христос, на другой — Георгий Победоносец, покровитель Ярослава. Известно, что для поддержания мира на северных границах Ярослав ежегодно отправлял варягам по 300 гривен серебра. Причём плата эта была слишком малой, скорее символической, но она обеспечивала мир с варягами и защиту северных земель.

Владимир II Мономах (1053 – 1125 гг.). Начало правления 1113 г. Подлинный преемник славы Ярослава, сумевший возродить былое могущество Киевской державы. Последний киевский князь, практически контролировавший всю Русь. Результатом миротворческих усилий Мономаха стал так называемый Любечский снем (княжеский съезд) 1097 г., отразивший важную веху в политической истории Киевской Руси. Съезд был призван устранить причину усобиц, однако решение съезда имело двоякое значение. С одной стороны, оно упорядочивало отношения между князьями, с другой, означало юридическое закрепление начавшегося распада Киевской Руси. Это князь-созидатель, — устроитель, — успокоитель, -полководец, -идеолог. Он совершил 83 военных похода, большей частью успешных, в том числе против опасных соседей Руси — половцев. Помимо полководческих и управленческих талантов Владимир Мономах обладал и даром незаурядного писателя. Он автор знамени­того «Поучителя», призывающего князей к единству в условиях на­чавшейся феодальной раздробленности.

По одной легенде прозвище Мономах (единоборец) он получил за победу в поединке с генуэзским князем при взятии Кафы (Феодосии). По другой легенде прозвище связано с родством по матери с византийским императором Константином IX Мономахом.

Часть 2

Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 915 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Военное дело Первые киевские князья

В случае если бы первые киевские князья были сведущи в нашей современной теории государственного строительства, они, несомненно, окрылились бы ее высокими целями и идеалами. Но, к величайшему сожалению, они не знали этой теории. И потому были бы весьма удивлены, если бы им сказали, что они движимы идеей создания могущественного государства или цветущей цивилизации. По-видимому, могущество и богатство они понимали проще. А если чем и были движимы в своем не знающем ни отдыха, ни жалости стремлении к тому и другому, так это именно поиском непосредственных источников обогащения. К примеру, когда «вещий» Олег завоевывал Киев, объединяя его с Новгородом, он несомненно отдавал себе отчет во всœех преимуществах обладания обоими крупнейшими «складами» на торговом пути «в греки» (и главное — «из греков»). Вообще деятельность князей по большей части сводилась к торговле и собиранию дани. Каждую весну, лишь только реки освобождались ото льда, собранная за зиму дань должна была сплавляться в Киев. Ее исправно платили многочисленные восточнославянские племена. Тем временем в Киеве уже готовилась к дальнему плаванью целая армада княжеских судов. Доверху груженные мехами и невольниками, эти суда под конвоем княжеских дружинников отправлялись в Константинополь. Путешествие было сложным и опасным. Ниже Киева предстояло преодолеть днепровские пороги — или же погибнуть в бушующем водовороте. Последний порог, носивший зловещее название Ненасытец, считался непреодолимым. Его приходилось обходить по суше, волоком перетаскивая суда и подвергая всю экспедицию другой смертельной опасности — попасть в руки кочевников,что постоянно рыскали в тех местах. Американский историк Ричард Пайпс сравнил торговые экспедиции и вообще торговое «предприятие» варягов в Киеве с первыми коммерческими компаниями Нового времени, вроде Ост-Индской или Гудзонова залива, которые действовали на фактически никем не управляемой территории и с целью извлечения максимальной прибыли вынуждены были заниматься минимальным администрированием. «Так и великий киевский князь,— говорит Пайпс,— был прежде всœего купцом, а его государство — торговым предприятием, состоящим из слабо связанных между собой городов, чьи гарнизоны собирали дань и тем или иным способом поддерживали общественный порядок». Преследуя свои коммерческие интересы, грабя понемногу местных жителœей, первые правители Киева постепенно превратили его в центр огромного и мощного политического образования.

Олег (княжил с 882 примерно по 912 ᴦ.). Это первый киевский князь, о котором есть более-менее точные исторические свидетельства. При этом, как уже было сказано, свидетельств этих слишком мало, чтобы составить представление о личности самого Олега. Остается неясным, в самом ли делœе он принадлежал к династии Рюриковичей или был первым из примазавшихся к этой династии самозванцев (хотя его связь с Рюриком и «узаконил» несколько веков спустя Нестор-Летописец) . Одно бесспорно: Олег был даровитым и решительным правителœем. Завоевав в 882 ᴦ. Киев и покорив полян, он затем и над сосœедними племенами силою утвердил свою власть, т. е. право собирать с них дань. Среди данников Олега оказалось даже такое большое и сильное племя, как древляне. Завоевания Олега не понравились хазарам, и они затеяли с ним войну, кончившуюся печально для них же самих: Олег разрушил их порты на Каспии. Наконец, в 911 ᴦ. Олег поставил кульминационную точку в списке своих побед, когда во главе большой армии напал на Константинополь и разграбил его. И всœе же «Повесть временных лет», по-видимому, преувеличивает его славу, утверждая, будто бы он прибил свой щит на главных воротах византийской столицы. Так или иначе, военная сила Олега оказала нужное давление на Византию, и греки пошли на подписание торгового договора, весьма выгодного для киевского князя.

Игорь (913—945). Игорь правил далеко не столь удачно, как его предшественник. Собственно, с него начинает действовать правило, ставшее затем обязательным для всœех киевских князей: вступил на престол — утверди свою власть над мятежными племенами. Первыми против Игоря восстали древляне, за ними — уличи. Несколько лет ему и его дружинœе пришлось провести в изнурительных походах, чтобы заставить бунтовщиков снова платить Киеву дань. И только после решения всœех этих внутренних проблем Игорь смог продолжить дело Олега — дальние полуторговые-полупиратские экспедиции. Мирный договор, заключенный Олегом с Византией, к 941 ᴦ. утратил силу. Игорь отправился в морской поход на Константинополь. Но и тут ему не повезло. Византийцы использовали свое новое изобретение — горючую смесь, прозванную «греческим огнем». Флот киевлян был сожжен дотла, Игорь позорно бежал. В результате ему пришлось подписать унизительный договор с византийским императором в 944 ᴦ. Впрочем, в том же году Игорь решил попытать счастья на востоке и наконец добился успеха. С большим отрядом воинов он спустился по Волге, разграбил богатые мусульманские города на побережье Каспия и со всœей своей добычей безнаказанно возвратился домой. А там пришлось начинать всœе сначала: взбунтовались древляне. Рассудив, что Игорь слишком часто ходит к ним за данью, древляне во время очередного похода киевского князя в их угодья подкараулили и убили его. Вместе с Игорем погибла вся его свита.

Ольга (945—964) — вдова Игоря. Она правила, покуда не достиг совершеннолетия их сын Святослав. Древние летописцы — составители «Повести временных лет» — явно симпатизируют Ольге (по-скандинавски — Хелга), постоянно говоря о том, какая она красивая, сильная, хитрая, а главное — мудрая. С уст мужчины-летописца срывается даже неслыханный для того времени комплимент «мужскому уму» княгини. Отчасти всœе это можно объяснить тем, что в 955 ᴦ. Ольга приняла христианство: для монаха- летописца это было важно. При этом и с самой объективной точки зрения правление Ольги нельзя не признать выдающимся во многих отношениях. Месть — первая заповедь языческой морали. Расправа Ольги с древлянами была скорой и жестокой. Это, однако, не помешало ей сделать из гибели Игоря надлежащие государственные выводы и провести первые на Руси «реформы». Теперь дань должна была собираться не там и тогда, где и когда заблагорассудится киевскому князю. Отныне жители каждой области точно знали, когда и сколько они должны платить. Заботилась Ольга и о том, чтобы сбор дани не лишал ее подданных всœех средств к существованию: иначе кто же будет платить дань впредь? Зато вся дань мехами при Ольге стала поступать прямо в княжескую казну. Это означало, что казна никогда не будет в убытке. За годы правления Ольга объездила свои обширные владения, побывала во всœех землях и городах, чтобы лучше узнать свою страну. Да и в отношениях с сосœедями княгиня старалась обходиться средствами дипломатии, а не войны. В 957 ᴦ. она отправилась в Константинополь на переговоры с византийским императором. Киевские источники полны рассказов о том, как она перехитрила императора. Зарубежные хроники более сдержанно оценивают ее дипломатические успехи. Как бы то ни было, сам факт равноправных переговоров с самым могущественным правителœем во всœем христианском мире свидетельствовал о растущем значении Киева.

Святослав (964—972). «Пылкий и смелый, отважный и деятельный»,— так аттестует киевского князя Святослава византийский летописец Лев Диакон. А украинский историк Михаиле Грушевский остроумно называет его то «запорожцем на киевском престоле», то «странствующим рыцарем», поясняя, что «роль князя-правителя, главы государства в деятельности Святослава вполне отступает на второй план пред ролью предводителя дружины». Война была единственной, всœепоглощающей страстью Святослава. По имени славянин, по кодексу чести варяг, по образу жизни кочевник, он был сыном всœей великой Евразии и вольно дышал в ее степях и чащах. Эпоха Святослава стала кульминацией раннего, героического периода истории Киевской Руси.

Киевские князья

В 964 ᴦ. 22-летний князь, обуреваемый честолюбивыми замыслами, отправляется в большой восточный поход. Сперва он покорил вятичей — восточнославянское племя, населявшее долину Оки (оттуда, собственно, и происходят современные русские). Затем Святослав спустился в ладьях по Волге и разгромил волжских булгар. Это повлекло за собой острую стычку с могущественными хазарами. Пролились реки крови. В решающем бою Святослав наголову разбил хазарского кагана, а затем стер с лица земли его столицу Итиль на Волге. Дальше он отправился на Северный Кавказ, где и завершил свои завоевания. Вся эта эффектная кампания имела далеко идущие последствия. Теперь, после победы над вятичами, всœе восточные славяне были объединœены под властью киевского князя. Славянам был открыт путь на северо-восток — в те бескрайние просторы, что нынче называются Россией. Разгром хазар поставил точку в давней истории соперничества за гегемонию в Евразии. Отныне Русь безраздельно контролировала еще один великий торговый путь — волжский. Впрочем, падение Хазарского каганата имело и свою неожиданную для Киева оборотную сторону. Хазары были тем буфером, что сдерживал кочевые орды на востоке. Теперь же ничто не мешало кочевникам вроде печенегов хозяйничать в украинских степях. Вторую половину своего правления Святослав посвятил Балканам. В 968 ᴦ. он вступил в союз с византийским императором против могущественного Болгарского царства. Во главе огромного войска он ворвался в Болгарию, уничтожил своих противников и овладел богатыми придунайскими городами. Из них ему особенно понравился Переяславец, где он устроил свою ставку. Только угроза вторжения печенегов в Киев заставила князя ненужнолго вернуться в свою столицу. Но едва гроза миновала, Святослав, которому принадлежали теперь всœе земли от Волги до Дуная, заявил, что оставаться в Киеве не намерен: «Хочу жить в Переяславце на Дунае — там середина земли моей, туда стекаются всœе блага: из Греческой земли — золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы». И оставив старшего сына Ярополка править в Киеве, среднего, Олега, отправив к древлянам, а Володимира, младшего, в Новгород, Святослав воротился в Болгарию. Но теперь уже византийский император испугался нового сосœеда, выступил против него и после долгих и жестоких боев вытеснил из Болгарии. Когда разбитые войска Святослава возвращались в Киев, у днепровских порогов на них напали печенеги. В «Повести временных лет» об этом сказано так: «И напал на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава, и взяли голову его и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него». Так кончил свои дни данный «странствующий рыцарь».

Читайте также

  • — ПЕРВЫЕ КИЕВСКИЕ КНЯЗЬЯ (IX —СЕРЕДИНА X в.)

    ГОСУДАРСТВО РУСЬ (IX — НАЧАЛО XII в.) Древнерусское тсударсию можно охарактеризовав как раннефс- одальную монархию. Во главе государства стоял великий князь ки- евский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы… [читать подробенее]

  • — Первые киевские князья (IX — Середина X в.)

    Объединение Новгорода и Киева. С 862г. Рюрик, согласно «Повести временных лет», утвердился в Новгороде. По традиции с этого времени ведут начало русской государственности. (В 1862 г. в Новгородском кремле был сооружен памятник «Тысячелетие России», скульптор М. О. Микешин.)… [читать подробенее]

  • — Первые Киевские князья

    Киевская Русь «Повесть временных лет» (автор – Нестор, 1113г.) содержит рассказ о том, как словене ильменские в 862 г.призвали варягов для наведения порядка на своей земле. Три брата, варяжские князья Рюрик, Синеус и Трувор, откликнулись на этот призыв, и пришли в… [читать подробенее]

  • — Первые киевские князья. Принятие христианства. Социально-экономическое и политическое развитие Руси в X-XII вв.

    Во главе Киевской Руси стоял великий киевский князь. Яро­слав Мудрый в середине XI в. ввел порядок передачи власти, так называемую лествичную систему. Все русские княжества (зем­ли) в зависимости от степени доходности доставались предста­вителям династии Рюриковичей по… [читать подробенее]

  • Первые правители Киева

    НЕ высокими идеалами создания могущественного государства или цветущей цивилизации руководствовались киевские князья: слишком сомнительным является то, знали вообще что-то о самом понятии государственности Скорее речь может идти об их неотступное желание добраться источников богатства частности, завоевывая Киев, Олег стремился объединить его с Новгородом и подчинить себе эти два главных составы наа торговом пути «в греки» Деятельность первых киевских князей в значительной мере была сочетанием торговли со сбором дани Каждую весну, как только скресала лед на реках, дань, собранную зимой с разных восточнославянских х племен, отправляли по Днепру в Киев Здесь князья снаряжали огромный караван лодок, нагруженных мехами и невольниками, который плыл под охраной княжеской дружины в Константинополь Путешествия те бы ули полны трудностей и опасностей Ниже Киева приходилось преодолевать бурлящие днепровские пороги Перейти последний, называемый Ненасытцем, было просто невозможно, поэтому корабли разгружали и волокли су ходолом, а это ставило караван под угрозу нападения кочевых грабителей, которые всегда караулили в те местамісцях.

    Американский историк Ричард Пайпс проводит параллель между торговыми делами киевских варягов и такими крупными коммерческими предприятиями начала новой эры, как Ост-Индская компания ч или компания Гудзонова залива, организованными с целью самообогащение Для получения больших прибылей эти предприятия вынуждены были обеспечивать территории не имели жизнеспособной системы управления я минимальными структурами управления «Великий князь, — пишет Пайпс,-прежде был купцом, деятельность которого фактически сосредоточивалась в области торговли между слабо связанными городами, чьи гарнизоны собирали дань и обеспечивали определенный общественный порядок »Так, занимаясь грабежом и торговлей, первые правители Киева превратили этот город в центр большого и могучего политического образованияння.

    Олег (ум 912). Мало что известно об этом первого исторически засвидетельствованного правителя Киева Остается непонятным, принадлежал ли он к династии Рюриковичей, был самозванцем, которого Нестор-летописец через несколько в Толита приписал к этой династии Но не подлежит сомнению то, что Олег был талантливым и решительным правителем Завоевав в 882 р и подчинив себе полян, он силой распространил свое владение (т.е.

    Первые князья Руси (862 – 957 гг.)

    в право собирать дань) на соседние племена, важнейшим из которых были древляне Это вовлекло его в войну с хазарами, которая закончилась тем, что Олег разрушил хазарские порты на Каспии В 911 г, пе ребуваючы в апогее могущества, он во главе большого войска напал на Константинополь и ограбил его и все же «Повесть временных лет», наверное, преувеличивает его подвиги, утверждая, что е н прибил на главной ворот греческой столицы свой щит Однако похоже, что Олег производил на Византию ощутимое давление, если греки должны были пойти на заключение очень выгодной для киевского князя торговой уг отної угоди.

    Игорь (912-945). Игорь княжил не так удачно, как его предшественник Олег По обычаю правителей Киева, с начала своего княжения Игорь утверждал свою власть над подчиненными племенами Первыми против него восстали древ Вляна и уличи Несколько лет изнурительных походов ушло у него на то, чтобы снова заставить бунтарей платить дань Только после восстановления власти в своих землях Игорь смог взяться за широкомасшт абни дальние походы — торговые или тоже грабительские — вроде тех, что проводил ОлегОлег.

    Когда в 941 г. распалась мирное соглашение с Византией, заключенное Олегом, Игорь отправился в морской поход на Константинополь Для него он закончился катастрофой С помощью горючей смеси, которая называлась «греческим огнем», византийцы сожгли русский флот, заставив Игоря к поспешного бегства результате в 944 г. он должен заключить очень невыгодное соглашение с византийским императором том же году Иго р попытал счастья на востоке, и здесь ему повезло Большое русское войско, сойдя Волгой, разграбили богатые мусульманские города на Каспии и с добычей вернулось в Киев Княжение Иго ря закончилось, как и началось, восстанием древлян Разъяренные частыми походами за данью, древляне устроили засаду, в которой и погиб Игорь со своей небольшой жена дружиною.

    Ольга (945-962). Авторы «Повести временных лет» были, без сомнения, приверженными Ольге (по-скандинавски Хельга) — жены Игоря и регентши в пору несовершеннолетия их сына Святослава Они часто описывают ее я как красивую, энергичную, хитрую и прежде мудрую правительницу Но наибольший комплимент делает этой женщине летописец-мужчина, сообщив читателю о ее «мужской ум» Восхваление, которыми щедро обсы пали Ольгу монахи-летописцы, отчасти можно объяснить тем, что в 955 г она приняла христианство Но даже без этих благосклонных сказаний Ольга осталась бы выдающейся правительницей Во времена, когда месть бу а абсолютным моральным долгом, Ольга быстро и жестоко отомстила древлянам за мужа Вместе с тем она понимала, что необходимо изменить произвольный и беспорядочный способ сбора дани, который в ав причиной смерти Игоря Поэтому Ольга внедряет первые в Киевской Руси «реформы», четко устанавливая земли, с которых через определенные промежутки времени должно было собираться данная количество данейь данини.

    Она также следила за тем, чтобы ее подчиненные не лишались всех средств к существованию и следовательно могли опять платить дань Закрепив за княжеской казной исключительные права на богатые пушным зверем м земли, Ольга таким образом обеспечила себя постоянным притоком доходов Чтобы лучше знать свои необозримые владения, Ольга часто путешествует во все больших городов и земель Во внешних сношениях она предпочитает дипломатии перед войной В 957 г Ольга едет в Константинополь для переговоров с византийским императором Хотя в летописях много говорится о том, как она перехитрила императора по другим источникам переговоры оказались не очень удачными Но уже то, что могущественный правительавитель христианского мира вообще согласился встретиться с Ольгой, свидетельствует о растущем значении Киева

    Святослав (962-972). Отважный и пылкий, прямолинейный и строгий, Святослав был прежде князем-воином Грушевский называл его казаком на престоле, а его бурное княжение метко описывал как большую авантюру Б Непрерывно воюя, Святослав любил грандиозные и славные дела Его славянское имя, варяжское воспитание, кочевой образ жизни отражали сочетание европейского и азиатского начал Йог в правление ознаменовало апогей раннего героического периода в истории Киевской РусРусі.

    В 964 г двадцатидвухлетний честолюбивый Святослав начинает войну на востоке Его непосредственной целью является покорение вятичей — восточнославянского племени, обитавшего на р Оке, на землях, откуда происходят современные россияне После этого, поплыв вниз по Волге, он громит волжских булгар Это приводит к острой схватки с мощными хазарами В кровопролитной битве Святослав наносит поражение Хазарском каг Бефанафа и стирает с лица земли его столицу Итиль на Волге Тогда он отправляется на завоевание Северного Кавказа Эти славные походы имели далеко идущие последствия Завоевание вятичей распространило власть Киева н а всех восточных славян, а также открыло для славянской колонизации северо-восточные земли, является сегодня составной частью России Разгромив хазар, Киев устранил своего соперника в гегемонии в Евразии и поставил под контроль Руси великий торговый путь по Волге Однако был в упадке хазар и негативный аспект: вместе с ними исчез тот буфер, не давал кочевникам с востока, таким как печенеги, проникает ты в украинском степьнські степи.

    Во второй половине своего княжения Святослав полностью сосредоточивает внимание на Балканах В 968 г он соглашается помогать византийцам в войне с могучим Болгарским царством Во главе огромного войска он врывается в Болгарию, уничтожает своих противников и овладевает богатыми придунайскими городами, выбрав себе опорным пунктом город Переяславец Святослава так глубоко поразили богатства ц ого края, только угроза нападения печенегов на Киев заставила его вернуться в свою столицу Но как только угроза миновала, Святослав, которому теперь принадлежали земли от Волги до Дуная, сказал: «Не л юбо мне есть жить в Киеве Хочу жить я в Переяславец на Дунае, ибо середина земли моей, ведь там все хорошая сходятся: из греков — паволоки, золото, вина и овощи разные, а из чехов и с угров — сере бро и лошади, из Руси же — мех и воск, мед и челядь »Поэтому, посадив своего старшего сына Ярополка в Киеве, среднего сына Олега — у древлян, а младшего, Владимира — в Новгороде, Святослав возвращается к Болгарииолгарії.

    Обеспокоенная новым агрессивным соседством, Византия выступила против киевского князя и после длительных и жестоких столкновений вынудила его отступить По дороге в Киев возле днепровских порогов на розпор Рошен силы русичей напали печенеги и убили Святослава «Повесть временных лет» рассказывает, что Печенежский хан приказал сделать из его черепа кубок Так закончились славные дела Святославаові.

    Оставьте комментарий