Критериями биологического возраста ребенка являются

Для характеристики индивидуального развития человека, кроме паспортного или календарного возраста, в последнее время часто используют такие понятия, как биологический, психический, социальный возраст. Паспортный возраст — это число прожитых человеком лет от рождения, остальные понятия характеризуют качественные изменения в организме разного порядка. Биологический возраст – это уровень достигнутого развития морфо-функциональных структур организма. Психический возраст — это уровень развития психики, и прежде всего высших познавательных процессов; социальный возраст характеризует процесс становления личности. Каждая из качественных составляющих возраста человека изучается в рамках соответствующих наук: медицина, антропология, психология, социология и т. д.

Биологический возраст детей и подростков определяют по комплексу морфологических критериев: длина и масса тела, погодовые прибавки ДТ и МТ, число молочных и постоянных зубов, порядок их прорезывания («зубной возраст»), степень развития вторичных половых признаков. По медицинским показателям можно использовать изучение степени дифференцировки скелета («костный возраст»), который точнее, чем другие показатели, характеризует биологическое созревание организма.

Дети одного паспортного возраста различаются по уровню морфофункционального развития. По степени биологического созревания детей одного паспортного возраста можно разделить на три группы: 1) биологический возраст отстает от паспортного; 2) биологический возраст соответствует паспортному; 3) биологический возраст опережает паспортный. Для определения биологического возраста следует дать оценку каждого критерия, а затем, суммируя результаты, отнести школьника к одной из трех групп.

В разном возрасте информативность критериев неодинакова, что связано с особенностями формирования отдельных органов и систем. Биологическое созревание мальчиков с паспортным возрастом 6-10 лет, а девочек 6-9 лет оценивают по длине и массе тела, смене молочных зубов на постоянные.

С 10-11 лет у мальчиков и с 9-10 лет у девочек важнейшим критерием морфологического созревания становится степень выраженности вторичных половых признаков.

Половое развитие – определяется по вторичным половым признакам с 10-11 лет у мальчиков и с 9-10 лет у девочек.

Развитие вторичных половых признаков происходит в определенной последовательности. У мальчиков половое созревание начинается с изменения тембра голоса (Vox), затем появляется оволосение лобка (Pubis), далее следует увеличение щитовидного хряща гортани (Larinx), оволосение подмышечных впадин (Axillaris) и оволосение лица (Facies).

У девочек половое созревание начинается с развития молочных желез (Mamma), позднее наступает оволосение лобка (Pubis), и подмышечных впадин (Arillaris). Ведущим критерием полового созревания девочек является появление первой менструации (Menarche) и становление менструальной функции (Menses).

Уровень оссификации скелета является информативным критерием биологической зрелости на всех этапах онтогенеза. Это – костный возраст. Рентгенологические исследования кисти руки и запястья используются для его определения более часто. Появление ядер окостенения приурочено к определенному паспортному возрасту детей. Это позволяет достаточно точно определить биологический возраст ребенка. Костный возраст детей 6-7 лет варьирует от 4-5 лет до 8 лет паспортного возраста и отражает скорость возрастного созревания детей.

Скрининг-тест. На основе центильного метода и использования феномена относительного постоянства соотношений массы и длины тела у детей и подростков разработан объективный и простой для применения способ оценки гармоничности этих ведущих показателей физического развития. Выработанная в ходе эволюции устойчивость между основными показателями физического развития обосновывает использование вневозрастных стандартов оценки массы тела в качестве эффективного антропометрического скрининга (скрининг – просеивание) для выявления детей с отклонениями в физическом развитии.

Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 5411 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Биологический возраст человека. Критерии

Формулирование понятия «биологический возраст» имеет большое значение, так как для многих практических целей важна группировка детей не по календарному (паспортному) возрасту, а по степени их развития. У значительной части детей биологический и хронологический (календарный) возраст совпадают. Однако встречаются дети и подростки, у которых биологический возраст опережает хронологический или отстает от него.

Закономерности постнатального роста и созревания свойственны всем людям без исключения, хотя существует значительная индивидуальная   (и популяционная) изменчивость в отношении времени прохождения тех или иных  стадий, темпов роста и созревания, а также сроков достижения и величины дефинитивных размеров. Оценка этой вариабельности тесно связана  с понятием «биологический возраст». Сам термин появился в 30-40-е годы ХХ в. в трудах российских ученых В. Г. Штефко, Д. Г. Рохлина и др. Биологический возраст, как и возраст паспортный, является временной характеристикой, т.е. функцией времени, но, в отличие от последнего, отражает темпы индивидуально роста, развития, созревания и старения организма. В зарубежной литературе используется также термин «возраст развития», который по существу является идентичным.

Хорошо известно, что в любой группе детей одинакового паспортного (хронологического) возраста есть такие, которые кажутся намного взрослее, и наоборот.

Хронологический возраст не дает оценить различия между детьми в отношении достигнутой ими стадии зрелости. Довольно бесполезными представляются в этом плане и простые измерения длины веса и тела. Для оценки различий в темпах созревания детей существуют различные критерии «биологического возраста». В общем, понятие  «биологического возраста» может успешно использоваться на протяжении всего онтогенеза человека, а не только периода, связанного с ростом и развитием.

«Биологический возраст» можно определить как степень соответствия (несоответствия) морфофункционального статуса данного индивида некоему среднему уровню развития в той или иной «референтной» группе (возрастно-половой, этнотерриториальной и т.д.). Таким образом, биологический возраст  дает оценку индивидуального возрастного статуса. В принципе, такая оценка может производиться с использованием практически любых систем организма, поскольку  все они характеризуются определенными изменениями на протяжении всего постнатального онтогенеза. Однако специалисты используют далеко не все из них. Существуют четкие критерии оценки биологического возраста, которые и позволяют  производить его сопоставление на самых различных уровнях.

Признаки, используемые для оценки биологического возраста, должны удовлетворять целому ряду требований. Прежде всего, они должны отражать четкие возрастные изменения, которые поддаются описанию или измерению. Способ оценки этих изменений не должен наносить вред здоровью испытуемого  и вызывать у него неприятные ощущения. И, наконец, он должен быть пригоден для скрининга большого количества индивидуумов.

В ауксологии применяются различные системы оценки биологического возраста, удовлетворяющие перечисленным требованиям. Это так называемые костный возраст, зубной возраст, половое развитие, общее морфологическое развитие, физиологическая зрелость, психическое и умственное развитие и некоторые другие.

Критериями биологического возраста являются:

Морфологическая зрелость

К числу наиболее распространенных морфологических критериев биологического возраста относятся: скелетный (костный) возраст, зубная зрелость, половое развитие и общее соматическое развитие.

  • Костный возраст определяется по стадиям оссификации скелета: учитываются число точек окостенения, время и последовательность их появления, а также сроки наступления синостозов. На практике чаше всего используют стадии оссификации костей кисти и запястья.

  ·   Зубная зрелость определяется по срокам появления молочных и постоянных зубов.

  ·   Половая зрелость определяется по степени развития вторичных половых признаков.

  ·   Общее соматическое развитие определяется по основным показателям физического развития, к которым относятся длина и масса тела, обхват груди и величина отдельных частей тела.

  Изменение массы тела с возрастом.

Биологический возраст ребенка

Масса новорожденных девочек составляет в среднем 3,4 кг, мальчиков -3,5 кг. За первый месяц жизни масса тела ребенка увеличивается на 600 г, за второй и третий — на 800 г, а в каждый следующий (до 1 года) ежемесячное увеличение составляет на 50 г меньше, чем в предыдущий месяц. Первоначальная масса тела ребенка, к 4-4,5 месяцам примерно удваивается, а к концу года утраивается. За первый год жизни масса увеличивается на 6-7 кг, за второй — на 2-3 кг, а в последующие годы ежегодная прибавка массы составляет 1,5-2 кг, на 6-м и 7-м году жизни прибавка массы вновь возрастает.

  Возрастные изменения длины тела. Средний рост новорожденных девочек составляет 52,2 см, мальчиков — 52,6 см. За  первый год жизни рост увеличивается на 25 см, за  второй — на 10-15 см, на третьем году жизни — на 8 см, затем до 6 лет ежегодная прибавка в росте составляет 4-5 см, а на 6-7-ом году жизни — 8-10 см.

  Окружность грудной клетки у новорожденного составляет 34-36 см, за первый год жизни она увеличивается на 11-13 см, за второй — на 3-3,5 см, за третий — на 2-2,5 см, к 6 годам окружность грудной клетки достигает 58 см (56,9 см — у девочек.. 59,1 см — у мальчиков).

  Возрастные изменения пропорций тела. У новорожденного длина головы составляет  ¼ часть общего роста, у двухлетнего  ребенка — 1/5, у шестилетнего — 1/6, у взрослого — 1/8. Срединная точка у новорожденного лежит в области пупочного кольца и с возрастом смещается к середине между ним и лобковой костью. У новорожденных длина верхних и нижних конечностей примерно одинакова и составляет 1/3 роста. К семи годам ноги с 18 см удлиняются до 62-63 см. Длина рук возрастает к 7 годам до 52-54 см. Гораздо меньше изменяется длина туловища: к 8 годам она становится равной 36,9 см. За весь период развития длина ног увеличивается в 5 раз, рук — в 4 раза, туловища — в 3 раза.

  Возрастные изменения показателей физического развития мальчиков и девочек. У девочек максимальные изменения большинства показателей физического развития отмечаются в более ранние сроки, чем у мальчиков. Так, у девочек они регистрируются в 7,9,11,13 лет, а у мальчиков — в 8,10 и 12 лет. Скорость роста особенно интенсивно увеличивается в период полового созревания (у девочек — в 11-13 лет, а у мальчиков — в 12-14 лет). Заканчивается рост тела в длину у девушек в 16-17 лет, у юношей — в 18-19 лет.

Физиологические и биохимические критерии биологического возраста

К числу наиболее распространенных физиологических и биохимических критериев биологического возраста являются показатели основного, углеводного и липидного обмена, некоторые ферменты, соотношение гормонов, уменьшение интенсивности  биоэлектрической активности  мозга, повышение подвижности нервных процессов, силы двигательных реакций, ускорение выработки условного торможения. При оценке биологического возраста используют также возрастные особенности сердечно­ сосудистой и дыхательной функции (ЭКГ, ЧСС, ЧД, АД, минимальный и ударный объем крови, ЖЕЛ, число эритроцитов, гемоглобин, показатели статической выносливости и т.д.).

Половая зрелость оценивается на основании степени развития половых признаков, таких как волосы на лобке и в подмышечных впадинах, набухание сосков, выступание кадыка, мутация голоса, развитие молочных желез и наступление менархе у девочек.

В период скелетной зрелости основными показателями возрастной дифференцировки костей скелета являются центры окостенения, сохранность или закрытие эпифазарных хрящевых зон роста. У взрослых оцениваются сопряженные с процессом старения изменения  компактного вещества кости (его истончение), губчатого вещества (разрежения). В периоде старения в качестве критерия биологического возраста используется проявления остеопороза  и остесклероза, остеофитоза (разрастание костной ткани в области фаланг кисти, стопы и на позвонках).

Зубной возраст определяется на основании числа прорезавшихся и находящихся в состоянии замены молочных зубов у ребенка, а у взрослых ─ по состоянию стертости постоянных зубов.

При определении возрастных изменений физиологических и биохимических процессов обращают внимание на темпы обмена. С прекращением ростовых процессов основной обмен снижается.

При осмотре кожных покровов обращают внимание на варикозные расширения и другие отклонения.

Морфологическая зрелость оценивается на основании развития опорно-двигательного аппарата ─ мышечной силы, статической выносливости, частоты и координации движений.

О психофизиологической зрелости судят по результатам выполнения тестов Керна ─ Ирасека. Оценка морфологической зрелостиоснована на изменении пропорций тела, происходящем от того, что замедляется рост головы и шеи, но ускоряется рост конечностей. На основании этого морфологическими показателями школьной зрелости служат три индекса и «филиппинский тест».

«Филиппинский тест» ─ упражнение, состоящее в проверке того, достает ли ребенок правой рукой, положенной поперек темени, до левого уха.

Психическое развитие и биологический возраст

У новорожденных мальчиков и девочек масса мозга составляет в среднем 353- 347 г соответственно, она примерно удваивается к 6 месяцам (600, 534 г) и утраивается к 3 годам (1076 и 1012 г). «Взрослые» значения достигаются уже к 7-8 годам. Величина и плотность расположения нейронов, длина, аксонов, степень миелинизации нервных волокон, активность ацетилхолинэстеразы, содержание ДНК.



Уровень соматической зрелости и нормирование функциональных нагрузок

Главная / Дзюдо

Значительное влияние на естественный и принудительный отсев учащихся из секций единоборств в возрасте 10–14 лет оказывает отсутствие учета уровня индивидуального биологического развития и доминирование единых требований к выполнению завышенных в данной ситуации нормативов по общей физической подготовленности (А. С. Кузнецов, 1995), что вполне соответствует общей постановке вопроса в системе образования (Б. А. Никитюк, 1995; Г. П. Шиянов, 1998). Несмотря на имеющую место неравномерную скорость биологического развития (В. К.Бальсевич, 1996; А. Г. Хрипкова и др., 1991; Г. П. Шиянов, 1998), в школе закреплены единые требования по физической подготовке для возрастных групп (А. П.

Биологический возраст человека. Критерии

Матвеев, 1995), согласно календарному возрасту. Такое же положение существует и в ДЮСШ по всем видам спорта.
   Анализ результатов анкетирования тренеров по спортивной борьбе свидетельствует о том, что многие дети, не способные овладеть физическими качествами по существующим нормативам, но оставленные в секции, в дальнейшем показывают высокие спортивные результаты. Однако отсев таких детей в данном случае происходит помимо воли тренера, за счёт феномена неудовлетворённости текущим социальным статусом в силу неспособности «дотянуться» до стандартной «планки» государственных тестов.
   Результаты анализа ответов детей, занимающихся в секциях спортивной борьбы, свидетельствуют о том, что большая часть из них мотивирована к этим занятиям желанием:
   • просто бороться;
   • научиться приемам борьбы;
   • повысить авторитет;
   • стать чемпионом.
   Данные анализа соответствующей части ответов детей, бросивших секции спортивной борьбы (табл. 12.9.3), свидетельствуют о том, что значительная часть из них покинула секцию:
   • в первой половине года – по причине ошибки в выборе и непосильных физических нагрузок;
   • к концу первого года обучения – по причине однообразия приемов борьбы;
   • к концу второго и третьего года обучения – по причине малого числа разрядов.
   При создавшемся положении результативность учебно-воспитательной работы в детских спортивных школах оказывается весьма непродуктивной, что требует незамедлительной коррекции как по линии содержания и методики обучения, так и по организационным принципам ДЮСШ.
Таблица 12.9.3 Результаты опроса, детей, бросивших занятия в секциях спортивной борьбы

   В создавшихся условиях особенно необходимо соблюдать принцип «не мешайте организму жить». Отсюда вытекает непреложное требование к педагогу, воспитателю, тренеру: совмещай желаемое с возможным, учитывай соматопсихические реалии ученика и воспитанника, не спеши в достижении цели.
   В ДЮСШ по спортивной борьбе на этапе начальной подготовки занятия по технической и развивающей физической подготовке проводятся по общегрупповому принципу.
   Если учесть тот факт, что в спортивной борьбе, кроме силы, быстроты и выносливости, большое значение имеют координированность, способность к организации адекватных движений в меняющихся ситуациях и способность их реализовывать в условиях психологических помех (А. В.
   Ивойлов, 1986;. Ю. А. Шулика, 1993), и если учесть, что перечисленные выше качества развиваются по мере созревания организма, то проблема учета индивидуальной меры функционального созревания при спортивной подготовке в единоборствах оказывается намного сложнее.
   На наш взгляд, решить вопрос о снижении отсева из ДЮСШ по спортивной борьбе при минимальной потере качества спортивной подготовки было бы возможно путем разделения учебных групп на подгруппы, в которых бы применялись различные нормативы по скорости усвоения учебного материала и по развитию установленных стандартом физических качеств.
   Однако тесты для определения уровня развития функциональных качеств оказываются весьма трудоемкими, что затрудняет работу тренера и грозит тем, что такие рекомендации могут остаться на уровне благих пожеланий.
   В работе Г. П. Шиянова (1998) успешно реализована попытка проведения уроков физической культуры в средней школе с разделением учебных групп на подгруппы по признаку уровня «соматической зрелости» и соответствующими для уровня развития учебными заданиями с контрольными нормативами.
   Однако в условиях спортивной секции разделение учащихся на подгруппы может привести к появлению у некоторых чувства социального дискомфорта (Т. Т. Джамгаров, 1979) и, в конечном итоге, ухода из секции. Остаются пути:
   • формирование в масштабе ДЮСШ отдельных групп по признаку уровня соматической зрелости (акселератов и ретордантов);
   • внушение учащимся физиологической необходимости раздельных нормативов на определенном этапе физического роста.

Рентгенодиагностика

Определение костного возраста. Костный возраст характеризует биологическую зрелость организма. Основными показателями возрастной дифференцировки костей скелета являются ядра окостенения и образование синостозов.

По мнению исследователей, костный возраст больше, чем какой-либо другой показатель, коррелирует с параметрами зрелости организма (длина тела, темпы роста, стадия полового созревания). На основе костного возраста можно относительно точно (вероятность ошибки ±1,5-2 см) предсказать окончательный рост юношей и девушек.

Существует несколько методов определения костного возраста по дифференцировке и зрелости скелета (время появления эпифизов, фаза их развития, время слияния эпифизов с метафизами — синостозирование). Наиболее показательны эти процессы в костях кистей из-за достаточно большого числа ядер окостенения и эпифизарных зон. Костный возраст легко устанавливается при рентгенологическом исследовании. Для определения костного возраста ребенка полученные рентгенограммы сравнивают с нормативами костного созревания по специальным рентгенологическим таблицам (см. приложение) (рис. 26).


Рис. 26. Рентгенограмма кисти с лучезапястным суставом и схема к ней. 1 — эпифизы концевых фаланг; 2 — эпифизы средних фаланг; 3 — эпифизы основных фаланг; 4 — эпифиз пястной кости; 5 — эпифизы II, III, IV, V пястных костей; 6 — головчатая кость; 7 — крючковатая кость; 8 — трехгранная кость; 9 — полулунная кость; 10 — большая многоугольная кость; 11 — малая многоугольная кость; 12 — ладьевидная кость; 13 — гороховидная кость; 14 — дистальный эпифиз лучевой кости; 15 — дистальный эпифиз локтевой кости; 16 — шиловидный отросток локтевой кости; 17 — сесамовидные кости I пястной кости. А — рентгенограмма; Б — схема

Дифференцировка скелета имеет не только возрастные, но и половые особенности: девочки опережают мальчиков, причем половое различие темпов окостенения проявляется уже с первого года жизни.

Биологический возраст человека. Критерии

В дальнейшем костный возраст девочек также опережает костный возраст мальчиков на 12-18 мес. В пубертате половое различие по этому показателю достигает в среднем 18-24 мес.

По костному возрасту можно оценить динамику полового созревания. Началу активного функционирования половых желез соответствует появление сесамовидной кости в I пястнофаланговом суставе. При этом у девочек отмечается начальное развитие молочных желез и оволосение лобка I-II степени, а у мальчиков — начальное увеличение яичек и наружных гениталий с возможным появлением волос на лобке. К моменту синостозирования I пястной кости у девочек появляются первые менструации, а у мальчиков — регулярные поллюции. В период от начала закладки сесамовидной кости в I пястнофаланговои суставе до окончания синостозирования в I пястной кости наиболее быстро увеличивается длина тела: это так называемый пубертатный скачок роста, он длится 11/2-2 года.

В ИЭЭиХГ АМН СССР разработана рентгенологическая таблица костного возраста для здоровых детей и подростков средней полосы РСФСР [Жуковский М. А. и др., 1980]. Учитывались длина и масса тела, окружность грудной клетки и половое развитие обследуемых. Были установлены "средние", "наиболее ранние" и "наиболее поздние" сроки появления точек окостенения и синостозирования в зависимости от возраста " пола детей.

При нарушениях полового развития динамика оссификаци" нарушается, что учитывается как в диагностике, так и при определении стадии полового развития. Вместе с тем степень опережения (или отставания) костного созревания — один из критериев целесообразности и перспективы медикаментозного лечения. Ускорение костного созревания отмечается при различных формах ППР, отставание — при гипогонадизме.

Пневмопельвиография представляет собой введение газа в полость малого таза с последующим рентгенологическим исследованием этой зоны и проводится при подозрении на патологические отклонения в состоянии внутренних половых органов. Данная процедура требует тщательной предварительной очистки кишечника и опорожнения мочевого пузыря. Для введения газа (обычно кислорода, реже двуокиси углерода) делают прокол брюшной стенки на 5-6 см ниже пупочного кольца. Детям младше 10 лет процедуру делают под наркозом.

Данный метод применяется в настоящее время для дифференциальной диагностики анорхизма и брюшного крипторхизма у мальчиков, при подозрении на синдром Шерешевского-Тернера, Штейна-Левенталя, опухоль яичников у девочек, а также при некоторых формах интерсексуализма.

Среди других рентгенологических исследований для дифференциальной диагностики нарушений полового развития можно упомянуть рентгенологическое исследование черепа в боковой проекции (в основном оценивается состояние турецкого седла). В отдельных случаях применяется пневморетроперитонеум — введение газа в забрюшинное пространство для рентгенологической визуализации надпочечников (при подозрении на адреногенитальный синдром, андростерому или другое заболевание надпочечникового генеза).

Генитография. Смысл исследования состоит в рентгенологической визуализации половых и мочевых путей. Генитография позволяет уточнить анатомическую аномалию мочеполовой системы. Контрастирование урогенитального синуса при некоторых формах интерсексуализма позволяет установить соотношения наружной части уретры и влагалищного отростка. Данный вид исследования имеет несомненное значение для планирования вмешательства и определения объема корригирующей (феминизация или маскулинизация наружных гениталий) пластической операции.

Оставьте комментарий