Этапы обучения двигательным действиям


Этапы обучения двигательным действиям

Выделяют три этапа обучения двигательному действию:

1 этап. Ознакомление с упражнением – заключается в создании у занимающихся зрительного образа упражнения, передаче необходимых знаний об основах техники его выполнения. Используется замедленная демонстрация упражнения или его частей и краткое объяснение основ техники. Необходимо опираться на предшествующий двигательный опыт обучающихся и заранее исключить возможность появления ошибок, для чего используют дополнительные внешние ориентиры (веревка – броски и ловля, метание мяча, щит).

2 этап. Углубленное разучивание упражнения (формирование двигательного умения).

Задачи: 1. Овладеть деталями техники движения в постоянных учебных условиях.

2. Овладеть правильным выполнением деталей в целостном движении.

Учащиеся начинают осваивать не только внешнюю форму движения, но также скорость и ритм его. Часто овладение деталями техники затруднено из-за недостаточной четкости мышечной чувствительности. Поэтому для овладения сложными деталями техники иногда следует специально подобрать подводящие упражнения. На этом этапе идет освоение детали техники как при раздельном их выполнении, так и в целом движении. Переход от одной детали к другой должен осуществляться только после овладения предыдущей. Но , иногда, из-за координационной сложности движения, появляется необходимость переключиться к новой детали, не усвоив предыдущей. Именно поэтому разучивание может проходить неправильно.

3 этап. Закрепление и совершенствование усвоенного действия (формирование двигательного навыка). Упражнение должно выполняться свободно, с целесообразной быстротой, амплитудой, силой и вариативно (в разных условиях, в сочетании с другими действиями). Используются разнообразные методы (особое место – игровой и соревновательный).

5.5. Сила и методика её развития

Сила– это способность человека преодолевать внешнее сопротивление за счёт мышечных усилий.

Физическая подготовка начинается с развития силы, т.к. сила – обязательное условие любого движения и она лежит в основе проявления других физических качеств.

Средствами силовой подготовки являются силовые упражнения. В качестве сопротивления можно использовать вес собственного тела или внешнее сопротивление (мячи, гантели, штанга, амортизаторы, противодействие партнёров, внешней среды).

Различают 3 метода силовой подготовки:

1). Метод максимальных усилий – величина сопротивления (вес отягощения – 90%) – 1-3 ПМ (повторный максимум). Используется хорошо подготовленными спортсменами для развития максимальной и скоростной силы.

2). Метод повторных усилий – (вес отягощения 30% -70%). Упражнения выполняются многократно до полного утомления (до отказа).

3 зоны величины отягощения:

1 зона – 4-6 серий по 4-7 ПМ. Вес 70%-80%. Содействует развитию абсолютной силы (суммарная сила всех мышечных групп, участвующих в данном движении). (Относительная сила – величина абсолютной силы, приходящаяся на 1кг веса спортсмена). Используется хорошо подготовленными спортсменами, способствует формированию взрывной силы мышц.

2 зона – 8-10 серий по 8-12 ПМ. Вес – 40% — 60%. Развитие абсолютной силы и силовой выносливости. Мышцы хорошо прокачиваются кровью, улучшается обмен веществ. В основном используется этот метод.

3 зона – 15 серий по 15-50 ПМ. Вес — 30%. Развивает силовую выносливость, уменьшает жир, способствует рельефу мышц. Можно использовать для развития скоростно-силовых качеств в метаниях, в беге на короткие дистанции -15-25 повторений в мах быстром темпе, 3-6 подходов за занятие, отдых 2-4 мин.

Этот метод способствует улучшению обмена веществ и росту мышечной массы.

3). Метод изометрических напряжений – даёт хороший прирост силы. Длительность напряжений 5-6 сек., в течение 10-15 мин. занятий, 3-5 серий, отдых – 30-60 сек. Степень усилия 60% и выше. В последние 3 сек. следует проявлять максимальные усилия.

5.6. Быстрота и методика её развития

Быстрота– способность выполнять движения в минимально короткий отрезок времени. В основе быстроты лежит способность нервных центров быстро переходить от состояния возбуждения к торможению и наоборот.

Средства развития быстроты: соревновательные упражнения, выполняемые с мах скоростью; скоростно-силовые упражнения (прыжки, метания и др.); подвижные и спортивные игры, эстафеты и т.д.

2 основных метода развития быстроты:

1) повторный – повторное выполнение упражнения в мах быстром темпе:

а) в облегчённых условиях (бег под уклон, метание облегчённых снарядов и т.п.);

б) в затруднённых (бег в подъём, утяжелённые снаряды и т.п.).

2) соревновательный.

Соблюдать правила развития быстроты:

1. Длительность работы не более 20 сек.

2. Повторные упражнения выполнять с околопредельной или предельной интенсивностью.

3. Отдых между повторами – 95% от времени для полного восстановления. Активный отдых – ходьба (или покой) до восстановления дыхания.

4. Как только скорость начинает снижаться – упражнения на быстроту прекратить. На фоне утомления быстрота не воспитывается.

Наиболее благоприятный возраст для воспитания скоростных возможностей – 8-11 лет.

5.7. Выносливость и методика её развития

Выносливость– это способность длительное время выполнять работу заданной интенсивности (или выносливость – это способность организма преодолевать наступающее утомление).

Различают общуюи специальнуювыносливость.

Общей выносливостью называют способность человека продолжительно выполнять работу умеренной интенсивности, вовлекающую в действие многие мышечные группы.

Специальная выносливость – способность длительное время поддерживать работоспособность в определенном виде физических упражнений (спец. выносливость бегуна, лыжника, игровика).

При развитии общей выносливости применяется непрерывная длительная работа, выполняемая с равномерной или переменной скоростью.

Методы развития общей выносливости

1. Равномерный – в основном это циклические упражнения (кросс, плавание, велоспорт и др.) продолжительностью 25-30 мин. для новичков и от 50 мин. до 120 мин. для более подготовленных.

2. Переменный — работа с переменной скоростью (ФАРТЛЕК – «игра

скоростей»).

3. Повторный – полный отдых между повторами упражнений (бег 3р. по 1км).

4. Интервальный – ограничен отдых (например, 3р. по 1км отд. 1 мин.)

Общая выносливость служит основой для воспитания многих видов специальной выносливости.

Специальная выносливость воспитывается с помощью тех видов физических упражнений, в которых спортсмен специализируется, а упражнения выполняются с интенсивностью равной соревновательной или близкой к ней.

Методы развития выносливости: переменный, интервальный и соревновательный.

Виды специальной выносливости: скоростная выносливость (бег 100м), силовая выносливость (единоборства, штанга), скоростно-силовая и др.

Повышение специальной выносливости тесно связано с улучшением спортивной техники. Чем она выше, тем меньше лишних движений и мышечных напряжений и непроизводительного расхода энергии.

В тренировке на выносливость воспитываются волевые качества, способность стойко переносить неприятное ощущение утомления, умение терпеть. В процессе выполнения упражнения возникает «мертвая точка» – появление чувства тяжести в ногах, стеснение в груди, боли в мышцах, удушье, желание прекратить работу. Но если усилием воли заставить себя продолжить работу, то наступает «второе дыхание» (чувство облегчения).

Предыдущая13141516171819202122232425262728Следующая

Дата добавления: 2016-02-09; просмотров: 337;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Особенности обучения двигательным действиям

Предыдущая9101112131415161718192021222324Следующая

Формирование двигательных навыков

Одна из задач процесса обучения и тренировки – формирование необходимых двигательных умений и навыков. Схема формирования двигательного навыка дана на рис. 63.

На первой стадии обучения сообщаются сведения о значении, сущности двигательной задачи и путях ее решения. Формирование соответствующих знаний на основе рассказа об изучаемом действии, показа и сопровождающего комментария не только концентрирует внимание на программе действия, но и усиливает учебную мотивацию, потребность в овладении движением.

Необходимая информация и полученные знания предполагают формирование представлений об изучаемом действии. Кроме создания зрительного и логического образов, основанных на наблюдении и объяснении, формируется кинестетический образ, связанный с ощущениями, возникающими при практических попытках решить поставленные задачи.

На основе полноценных представлений появляются двигательные умения. Однако это еще такая степень владения двигательным действием, которая характеризуется повышенной концентрацией внимания на структуре движения, нестабильностью результата, неустойчивостью к сбивающим факторам, недостаточной прочностью усвоения.

В процессе многократного повторения и необходимой коррекции структуры двигательного действия уточняется и прочно запоминается, координационные и другие механизмы движения постепенно автоматизируются.

Двигательное умение превращается в навык.

Двигательный навык — это такая степень владения действием, когда управление им осуществляется автоматизировано. Двигательное действие отличается слитностью движения, которая проявляется в легкости, взаимосвязанной координации и устойчивой ритмичности. Оно характеризуется стабильностью результата и устойчивостью к сбивающим факторам (утомление, эмоциональные сдвиги, активное противодействие соперника, длительный перерыв в тренировке, неблагоприятные внешние условия, повышенное требование к быстроте, усилиям и некоторые другие).

Формирование двигательных навыков проходит успешнее, если используется двигательный опыт и учитывается положительный перенос ранее при обретенных навыков. Успешность обучения обусловливается также физической, координационной и психической готовностью занимающихся к освоению конкретного действия.

Рис. 63. Схема формирования двигательного навыка (по Богену М.М.)

Структура процесса обучения

Исходя из закономерностей формирования двигательного навыка, в процессе обучения отдельному двигатель ному действию (техническому приему или тактическому действию) выделяют три этапа: первоначальное обучение, углубленное разучивание, закрепление и совершенствование.

Каждый из этих этапов имеет ряд особенностей, с учетом которых ставятся конкретные задачи и выбираются рациональные средства, методы и формы организации учебного процесса.

Первоначальное обучение. Цель данного этапа — освоение основ изучаемого приема или действия.

Первоначальное обучение начинается с ознакомления. Используется сочетание методов показа, рассказа и практического упражнения.

Показ должен быть образцовым не только по форме. Важно при этом использовать оптимальное воспроизведение временных, пространственных и силовых характеристик движения. Особого внимания требуют последовательность выполнения фаз движения и соотношение их длительности, поскольку ритмическая структура служит ориентиром при освоении действий.

После демонстрации изучаемого действия в рассказе дают его точное терминологическое наименование, сообщают сведения о значении и месте применения в игровых условиях, объясняют основы решения двигательной задачи. Поскольку внимание у начинающих неустойчиво и объем его невелик, рассказ должен быть четким, кратким, образным.

Повторный показ (не более 2-3 раз) сочетается с сопроводительным пояснением, что усиливает и углубляет восприятие. Формированию зрительного и смыслового представления способствует демонстрация изучаемого действия в кино- и видеокольцовках, показ его элементов на кино- и фото- граммах, рисунках, схемах. При этом важно ориентировать обучаемого на решение двигательной задачи, а не на копирование поз.

Для создания двигательных ощущений и представлений используют метод практического упражнения. Попытки воспроизведения изучаемого действия выполняют в относительно постоянных и упрощенных условиях. При обучении технике и тактике футбола преимущественно используют метод целостного упражнения, так как расчленение действий часто приводит к резкому искажению их структуры и содержания.

При обучении сложным действиям весьма полезны подводящие упражнения, которые помогают сформировать предварительные двигательные представления, необходимые для освоения изучаемого сложного действия. Как правило, подводящие упражнения индивидуализированы.

Определяя меру повторения, следует учитывать, что новые координационно-сложные упражнения быстро вызывают у начинающих футболистов утомление соответствующих нервных центров. Поэтому на данном этапе наиболее эффективно серийное повторение упражнений: две-три серии по 8 — 12 повторений в каждой. Интервалы между повторениями и сериями должны быть достаточными для отдыха. Их можно использовать также для необходимых замечаний и для повторного показа изучаемого действия.

Продолжительность этапа первоначального обучения зависит от сложности изучаемого действия, способностей и подготовленности занимающихся. Обычно изучение нового материала продолжается в течение 3-5 последующих уроков.

Начальное разучивание, как правило, сопровождается существенным отклонением от требований техники или оптимального варианта выполнения тактического действия. Поэтому очень важно быстро и правильно определить причины ошибок и предусмотреть пути их устранения.

Одна группа ошибок обусловлена объективными закономерностями формирования двигательного навыка. Первые попытки характеризуются иррадиацией процессов возбуждения, блокированием излишних степеней свободы кинематической цепи, неточностью нервно- мышечных дифференцировок и др. В связи с этим возможно появление лишних движений, искажение амплитуды и направления изучаемого действия, нарушение его ритма, психологическая скованность и мышечное закрепощение.

Другая группа ошибок связана с недостатками в методике обучения. Причиной ошибок могут быть недостаточная физическая и психическая подготовленность, неправильное понимание структуры изучаемого действия, утомление, отрицательный перенос навыков, неблагоприятные условия выполнения действия и некоторые другие.

Углубленное разучивание. Цель обучения на этапе — детализированное закрепление основ изучаемого материала в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся. В процессе углубленного освоения приема или действия формируется двигательное умение, частично переходящее в навык. Происходит необходимая перестройка регуляторных процессов в ЦНС (концентрация возбуждения, развитие внутреннего торможения и др.), что способствует правильному, четкому и свободному выполнению изучаемых движений.

Успешному решению задач обучения помогает уточненное и осознанное понимание закономерностей выполняемых действий. Этому способствует применение таких словесных методов, как развернутый рассказ и беседа, разъяснение и более глубокий анализ, самоанализ, отчет и т.д. Существенный эффект дают различные средства срочной информации о ходе движения и его основных параметрах. Возрастает роль идеомоторной тренировки.

На данном этапе используют в основном метод целостного упражнения. Все упражнения должны быть строго целенаправленны. Число стереотипных повторений (в одинаковых условиях, с одной целевой установкой, с равными параметрами движения) уменьшается. Однако значительно увеличивается число вариативных повторений. Усложняется обстановка, в которой происходит обучение. Варьируются задачи выполнения упражнения, что вызывает изменение формы и характера, а также пространственных, временных и силовых характеристик. Предпринимаются попытки выполнить изучаемое действие со скоростью и усилиями, близкими к максимальным. При этом структура движения не должна искажаться, а целевая точность должна быть в допустимых пределах. Примерное соотношение стереотипных и вариативных повторений – 30 и 70%.

Одним из эффективных методов, направленных на формирование способности регулировать величину, направление и длительность усилий в соответствии с меняющимися условиями, является метод контрастных заданий.

На данном этапе число повторений в одном уроке увеличивается. Изучаемое действие повторяют 10-12 мин, после чего вводят 3,5 – 5 — минутные переключения. Наиболее эффективны переключения на игровые упражнения. Затем снова многократные повторения в таком же временном отрезке. Углубленное разучивание может идти с большими интервалами, что позволяет изучать новый материал. В занятиях широко используют игровой и соревновательный методы, которые создают особый, эмоциональный фон, усиливают воздействие упражнений и активизируют процесс обучения.

Закрепление и совершенствование. Основные задачи этого этапа — дальнейшее закрепление освоенных действий, доведение их до уровня автоматизированности и формирование навыка надежного применения в игровых условиях.

На данном этапе используют весь комплекс методов физического воспитания. Из практических преимущественное применение находит метод вариативного упражнения с широким изменением условий действий. Задачи совершенствования двигательных навыков решаются с помощью следующих методических приемов:

изменение обстановки, в которой действует футболист (проведение занятий в различных климатических и метеорологических условиях: в зале, на поле с разным покрытием, на заснеженных площадках, в футбольных городках; использование мячей разного веса и размера, разной упругости);

изменение функционального и психического состояния самого спортсмена (выполнение упражнений в состоянии повышенной эмоциональности, волнения или на фоне утомления, но непременно в соответствии с объективными данными педагогического и врачебного контроля);

изменение задачи в ходе выполнения упражнения: облегчение (уменьшать расстояние, скорость и усилия; выполнять упражнения без помех и др.) или усложнение (увеличивать расстояние, скорость и усилия; выполнять задание на оценку, применять сложные соединения действий; использовать различные помехи и противодействия; внезапно переключать внимание и т.д.).

Этап закрепления и совершенствования двигательных действий характеризуется органическим сочетанием процессов совершенствования технико-тактического мастерства и развития физических качеств, обеспечивающих эффективность и надежность игровых действий.

Использование “сопряженного метода” (В.М.Дьячков) дает возможность одновременного и целенаправленного воздействия, как на структуру движений, так и на физические качества.

Предыдущая9101112131415161718192021222324Следующая



Структура процесса обучения двигательным действиям.

Процесс обучения двигательным действиям во многом определяются тем, что в нем сочетаются закономерности формирования двигательных умений и навыков с законами теории управления и требованиями дидактических принципов.

В построении процесса обучения можно выделить этапы, которые в педагоги­ческих целях рассматриваются относительно изолированно. Каждый этап характе­ризуется прежде всего своеобразием познавательной деятельности занимающих­ся, их способностью управлять своими движениями при исполнении изучаемого фи­зического упражнения.

На первом этапепроисходит начальное разучивание физического упражнения, создается умение выполнять основу техники двигательного действия, т.е. воспро­изводить технику в "грубой форме", концентрируя внимание на ее звеньях. Для до­стижения этой цели, вначале создается общее представление о значении физичес­кого упражнения и его рациональной технике, а затем о том образце техники, кото­рым предстоит овладеть обучаемым. Если занимающийся после создания у него умственного и зрительного представления об изучаемом физическом упражнении сумеет самостоятельно воспроизвести основу его техники, то на этом и завершает­ся первый этап обучения. Подобное явление обычно наблюдается при разучивании многих общеподготовительных, порядковых и других несложных упражнений.

Начальное разучивание двигательных действий, имеющих сложную структуру и особенно тех из них, которые связаны с непривычным перемещением тела в про­странстве или с проявлением значительных физических и волевых усилий, требует решения ряда дополнительных задач. Во-первых, следует повторить те из ранее освоенных физических упражнений, которые включают в себя части разучиваемого действия. Во-вторых, разучить новые звенья основы техники, вычленяя их из двига­тельного действия, если это необходимо и возможно, или включая их в состав дру­гих, более простых физических упражнений. Попутно предупреждается возникно­вение грубых ошибок. В-третьих, добиться самостоятельного выполнения занима­ющимися основы техники двигательного действия в целом путем облегчения усло­вий его выполнения, постепенно уменьшая при этом оказываемую помощь. При начальном разучивании нецелесообразно делать перерывы между занятиями и не следует давать большого количества повторений изучаемого двигательного дей­ствия на каждом из них, так как изучение новых звеньев требует большого внима­ния и значительных нервных напряжений.

На втором этапефизическое упражнение разучивается углубленно, создается умение выполнять его относительно совершенно, в объеме намеченных техничес­ких требований. Некоторые элементы двигательного действия при этом частично закрепляются и автоматизируются. Внимание занимающихся избирательно сосре-

95 Теория и методика физической культуры

доточивается педагогом на анализе отдельных деталей техники целостного двига­тельного действия, осознании его пространственных, временных и динамических характеристик. При этом мыслительная деятельность занимающихся направляет­ся на понимание смысла разучиваемых движений и причин возникновения значи­тельных ошибок, создаются соответствующие условия при выполнении физичес­кого упражнения, вынуждающие занимающихся последовательно сосредоточивать внимание на уточняемых деталях.

Таблица 7.1.

Последовательность процесса обучения двигательному действию

< с 1-m X с; ш 3 НАИМЕНОВАНИЕ ЭТАПОВ
1. Начальное разучивание II. Углубленное разучивание III. Закрепление и совершенствование
Сформировать умение выполнять основу тех­ники двигательного действия. Сформировать умение выполнять двигатель­ное действие в объеме намеченных техничес­ких требований. Закрепить умение в навык и сформировать способность выполнять двигательное действие в условиях его практи­ческого применения.
ЦАЧИ, РЕШАЕМЫЕ НА ЭТАПАХ 1. Создать общее пред­ставление о двигательном действии и установку на овладение им. 1. Углубить понимание закономерностей техники изучаемого действия и значения ее частей, предупредить возникнове­ние значительных ошибок. 1. Закрепить в необходи­мой мере технику двига­тельного действия.
2. Восстановить предше­ствующий опыт выполне­ния действий, близких по технике вновь изучаемому. 2. Последовательно разу­чить общие детали и усо­вершенствовать про­странственные, времен­ные и динамические характеристики техники действия. 2. Совершенствовать изу­чаемое действие в соеди­нениях с другими двига­тельными действиями.
3. Разучить звенья основы техники, не освоенные ра­нее, предупредить воз­никновение грубых ошибок. 3. Добиться слитного выполнения действия в полном объеме изученных технических требований в условиях, позволяющих обучаемым концентриро­вать внимание на технике двигательного действия. 3. Сформировать допол­нительные варианты техники для целесообраз­ного выполнения дей­ствия в различных внешних условиях и ситуациях.
m 4. Добиться выполнения основы техники двига­тельного действия в целом 4. Совершенствовать индивидуальные детали техники двигательного действия.
      5. Совершенствовать выполнение действия при повышающих волевых и физических усилиях, вплоть до максимальных.

Лекция 7 Обучение двигательным действиям

С появлением слитности в движениях и закреплением отдельных элементов дей­ствия внимание занимающихся постепенно переключается на овладение рациональ­ным ритмом целостного действия и на более обобщенную форму сознательного контроля за качеством выполнения двигательного действия в целом. Длительность этапа углубленного разучивания зависит от объема технических требований, наме­ченных к изучению, и от предыдущего двигательного опыта занимающихся. На этом этапе целесообразно постепенно увеличивать количество повторений разучивае­мого упражнения в течение одного занятия. Возможны кратковременные перерывы между занятиями, на которых углубленно разучивается данное физическое упраж­нение.

На третьем этапеобеспечивается закрепление и совершенствование техники выполнения физического упражнения, создается навык и формируется способность целесообразно применять двигательное действие в реальных условиях практичес­кой деятельности. Закрепление происходит в процессе многократного повторения разученного действия в относительно постоянных внешних условиях. Попутно осу­ществляется дальнейшее совершенствование деталей, прежде всего, их времен­ных и динамических характеристик. Таким образом, достигается необходимая проч­ность навыка, основным критерием которой является стабильность техники выпол­нения физического упражнения. Продолжительность этой части третьего этапа обу-чения зависит от цели и характера изучаемых двигательных действий, подготовленности занимающихся и многих других факторов. В целом совершен­ствование техники выполнения физических упражнений должно приобретать на данном этапе все более инди-видуализированный характер.

Это требует от препо­давателя изучения особенностей телосложения, уровня развития физических и дру­гих качеств занимающихся.

Для того чтобы обеспечить подвижность и вариативность действия, его приспо­собляемость к сбивающим факторам внешней среды и изменениям в физическом и психическом состоянии занимающихся, совершенствуемое действие повторяет­ся в условиях, воспроизводящих частично и полностью реальную обстановку его практического применения. При этом важно, чтобы внимание занимающихся со­средотачивалось на цели действия и его количественных характеристиках. Содер­жание и последовательность решаемых на третьем этапе дидактических задач в каждом случае определяются конкретной практической деятельностью, ради кото­рой занимающиеся осваивают изучаемое физическое упражнение.

Если на первых двух этапах обучения непрерывность занятий, на которых разу­чивалось двигательное действие, являлась важным условием успеха в учебном про­цессе, то на этапе закрепления и совершенствования непродолжительные переры­вы становятся возможными. Количество повторений совершенствуемых двигатель­ных действий возрастает от занятия к занятию. Здесь реализуется принцип разви­вающего обучения путем органического слияния процессов совершенствования техники и направленного развития физических качеств, обеспечивающих необхо­димую эффективность действия.

Общая схема последовательности этапов обучения и дидактических задач на каждом из них представлена в табл. 7.1.

Эта схема представляет собой отражение в абстрагированном виде сущности обучения. Она может использоваться как предписание о выполнении в определен­ной последовательности элементарных педагогических операций при массовом обучении любому двигательному действию.

В конкретной педагогической практике эта модель, однако, конкретизируется каждый раз по-разному, в зависимости от цели обучения, особенностей изучаемых физических упражнений и состава занимающихся.

97 Теория и методика физической культуры

Предыдущая29303132333435363738394041424344Следующая

Дата добавления: 2015-07-22; просмотров: 1240;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Закрепление и совершенствование двигательного действия

Углубленное разучивание

Начальное разучивание двигательного действия

План

Лекция 14. Этапы обучения двигательным навыкам

Этапы обучения двигательным навыкам.Основываясь на закономерностях формирования двигательных навыков в теории и методике физического воспитания ребенка, педагог решает практические задачи обучения. Каждой стадии навыка соответствует определенный этап обучения:

1-й этап — начальное разучивание двигательного действия;

2-й этап — углубленное разучивание;

3-й этап — закрепление и совершенствование двигательного действия.

На первом этапе (начальное разучивание движения) ставятся задачи по ознакомлению ребенка с новыми двигательными действиями; созданию у него целостного представления о движении, выполнение его. Осуществлению этих задач способствует воздействие на основные анализаторные системы — зрительную, слуховую, двигательную; активизация сознания ребенка, создание у него представления о целостном двигательном акте. В основном это осуществляется в средней и старших группах дошкольного учреждения.

Исходя из поставленных задач, педагог пользуется методикой начального разучивания, которая включает: а) показ педагогом образца движения; б) его детальный показ, сопровождаемый словом; с) выполнение показываемого движения самим ребенком.

Показ образца физического упражнения ребенку осуществляется педагогом четко, безукоризненно правильно, в надлежащем темпе. Такой показ заинтересовывает ребенка, вызывает у него положительные эмоции, формирует представление о динамике движения, вызывает желание выполнить его.

По детальный (т.е. расчлененный) показ двигательного действия выполняется педагогом вумеренном темпе с пояснением всех составляющих элементов движения. Например, воспитатель говорит: «Дети, мы будем сегодня разучивать наклоны влевую и правую стороны.

Посмотрите, как выполняется это упражнение (показывает). А теперь послушайте и посмотрите еще раз. У меня исходное положение: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Я наклоняюсь вправо, смотрю на правый локоть, потом выпрямляюсь, наклоняюсь влево, посмотрела на левый локоть — выпрямилась». Сопровождая показ выполнения движения словом, педагог создает предварительную ориентировку в движении: воздействует на сознание ребенка, вызывая ориентировочно-исследовательский рефлекс в про­странстве, способствуя усвоению пространственной терминологии: «влево—вправо» и т.д.; дает представление об исходном положении рук, ног и т.д.; о движении частей собственного тела — «влево — прямо», «вправо—прямо». После этого ребенок выполняет упражнение, а воспитатель следит за правильностью его выполнения.

Эти приемы обеспечивают образование в коре головного мозга временных связей, способствуют сознательному запоминанию ребенком последовательности элементов движения, объединению их в целостный двигательный образ с опорой на мышечные ощущения. При расчлененном показе движения педагог не использует счет, поскольку это не способствует осознанному выполнению физического упражнении, не создает у ребенка представления о двигательном действии, не формирует унего осознанности движения. После расчлененного показа движения дети самостоятельно воспроизводят упражнение, слушают указания воспитателя, т.е. практически проверяют сложившийся у них образ движения, а воспитатель следит за правильностью выполнения этого движения. Если появляется какое-то несоответствие движений заданию, педагог уточняет, разъясняет или показывает их. Он проходит между детьми и смотрит, как выполняется упражнение.

В младших группах для обучения ребенка используются и основном игровые приемы или показ образца движении. Это определяется спецификой младшего возраста, когда ребенок еще не обладает достаточной концентрацией внимания и получает удовлетворение от простого подражания конкретному образцу. Успех начального этапа разучивания зависит от эмоционально-положительного отношения ребенка к движению, что вызывается благодаря поощрению, которым педагог сопровождает его выполнение.

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 859; Нарушение авторских прав?;

Читайте также:

Этап углубленного разучивания двигательного действия. Особенности применения средств и методов, регламента¬ции режима движений, предупреждение и устранение ошибок

Цель — сформировать полноценное двигательное умение.

Основные задачи:

1. Уточнить действие во всех основных опорных точках, как в основе, так и в деталях техники.

2. Добиться целостного выполнения двигательного действия на основе сознательного контроля пространственных, временных и динамических характеристик техники.

3. Устранить мелкие ошибки в технике, особенно в ее основном звене.

Данные задачи могут решаться параллельно, т.е. одновременно. Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от правильного и оптимального подбора методов, приемов и средств обучения. Используя метод целостного исполнения действия, необходимо в комплексе с ним широко применять зрительную, звуковую и двигательную наглядность, направленную на создание ощущений правильного исполнения деталей техники. Метод словесного воздействия меняет свои формы, ведущими становятся анализ и разбор техники действий, беседа. Такой подход позволяет более углубленно познать технику изучаемых действий.

На этом этапе широко используется комплекс разнообразных средств:

1. Применяются упражнения для укрепления мышечной системы и всего организма с учетом особенностей изучаемого двигательного действия.

2. Используются подводящие упражнения, которые подготавливают к освоению основного действия путем его целостной имитации либо частичного воспроизведения в упрощенной форме. Подводящие упражнения обычно представляют собой элемент, часть, связку нескольких движений изучаемого двигательного действия.

Необходимо, чтобы по форме и характеру движений эти упражнения имели возможно большее сходство с основной частью изучаемого движения.

3. Длительность применения подводящих упражнений зависит от сложности разучиваемого двигательного действия и подготовленности занимающихся. В применении подводящих упражнений не должно быть перерывов, в противном случае произойдет забывание ранее выученного движения и эффект воздействия их снизится.

Эффективность использования различных упражнений (подготовительные, подводящие, имитационные) достигается при четком соблюдении следующих моментов: а) цели и задачи упражнения; б) структурная взаимосвязь с основными двигательными действиями; в) дозирование упражнений; г) контроль и самоконтроль выполнения.

В рамках одного занятия обучение на этом этапе необходимо планировать в первой половине основной части урока, когда еще не наступило значительное утомление.

Методы: — метод расчлененного обучения, — метод целостного обучения, — методы развития физических качеств

Структура процесса обучения двигательным действиям.

Процесс обучения двигательным действиям во многом определяются тем, что в нем сочетаются закономерности формирования двигательных умений и навыков с законами теории управления и требованиями дидактических принципов.

В построении процесса обучения можно выделить этапы, которые в педагоги­ческих целях рассматриваются относительно изолированно. Каждый этап характе­ризуется прежде всего своеобразием познавательной деятельности занимающих­ся, их способностью управлять своими движениями при исполнении изучаемого фи­зического упражнения.

На первом этапепроисходит начальное разучивание физического упражнения, создается умение выполнять основу техники двигательного действия, т.е. воспро­изводить технику в "грубой форме", концентрируя внимание на ее звеньях. Для до­стижения этой цели, вначале создается общее представление о значении физичес­кого упражнения и его рациональной технике, а затем о том образце техники, кото­рым предстоит овладеть обучаемым. Если занимающийся после создания у него умственного и зрительного представления об изучаемом физическом упражнении сумеет самостоятельно воспроизвести основу его техники, то на этом и завершает­ся первый этап обучения. Подобное явление обычно наблюдается при разучивании многих общеподготовительных, порядковых и других несложных упражнений.

Начальное разучивание двигательных действий, имеющих сложную структуру и особенно тех из них, которые связаны с непривычным перемещением тела в про­странстве или с проявлением значительных физических и волевых усилий, требует решения ряда дополнительных задач. Во-первых, следует повторить те из ранее освоенных физических упражнений, которые включают в себя части разучиваемого действия. Во-вторых, разучить новые звенья основы техники, вычленяя их из двига­тельного действия, если это необходимо и возможно, или включая их в состав дру­гих, более простых физических упражнений. Попутно предупреждается возникно­вение грубых ошибок. В-третьих, добиться самостоятельного выполнения занима­ющимися основы техники двигательного действия в целом путем облегчения усло­вий его выполнения, постепенно уменьшая при этом оказываемую помощь. При начальном разучивании нецелесообразно делать перерывы между занятиями и не следует давать большого количества повторений изучаемого двигательного дей­ствия на каждом из них, так как изучение новых звеньев требует большого внима­ния и значительных нервных напряжений.

На втором этапефизическое упражнение разучивается углубленно, создается умение выполнять его относительно совершенно, в объеме намеченных техничес­ких требований. Некоторые элементы двигательного действия при этом частично закрепляются и автоматизируются. Внимание занимающихся избирательно сосре-

95 Теория и методика физической культуры

доточивается педагогом на анализе отдельных деталей техники целостного двига­тельного действия, осознании его пространственных, временных и динамических характеристик. При этом мыслительная деятельность занимающихся направляет­ся на понимание смысла разучиваемых движений и причин возникновения значи­тельных ошибок, создаются соответствующие условия при выполнении физичес­кого упражнения, вынуждающие занимающихся последовательно сосредоточивать внимание на уточняемых деталях.

Таблица 7.1.

Последовательность процесса обучения двигательному действию

< с 1-m X с; ш 3 НАИМЕНОВАНИЕ ЭТАПОВ
1. Начальное разучивание II. Углубленное разучивание III. Закрепление и совершенствование
Сформировать умение выполнять основу тех­ники двигательного действия. Сформировать умение выполнять двигатель­ное действие в объеме намеченных техничес­ких требований. Закрепить умение в навык и сформировать способность выполнять двигательное действие в условиях его практи­ческого применения.
ЦАЧИ, РЕШАЕМЫЕ НА ЭТАПАХ 1. Создать общее пред­ставление о двигательном действии и установку на овладение им. 1. Углубить понимание закономерностей техники изучаемого действия и значения ее частей, предупредить возникнове­ние значительных ошибок.

1. Закрепить в необходи­мой мере технику двига­тельного действия.
2. Восстановить предше­ствующий опыт выполне­ния действий, близких по технике вновь изучаемому. 2. Последовательно разу­чить общие детали и усо­вершенствовать про­странственные, времен­ные и динамические характеристики техники действия. 2. Совершенствовать изу­чаемое действие в соеди­нениях с другими двига­тельными действиями.
3. Разучить звенья основы техники, не освоенные ра­нее, предупредить воз­никновение грубых ошибок. 3. Добиться слитного выполнения действия в полном объеме изученных технических требований в условиях, позволяющих обучаемым концентриро­вать внимание на технике двигательного действия. 3. Сформировать допол­нительные варианты техники для целесообраз­ного выполнения дей­ствия в различных внешних условиях и ситуациях.
m 4. Добиться выполнения основы техники двига­тельного действия в целом 4. Совершенствовать индивидуальные детали техники двигательного действия.
      5. Совершенствовать выполнение действия при повышающих волевых и физических усилиях, вплоть до максимальных.

Лекция 7 Обучение двигательным действиям

С появлением слитности в движениях и закреплением отдельных элементов дей­ствия внимание занимающихся постепенно переключается на овладение рациональ­ным ритмом целостного действия и на более обобщенную форму сознательного контроля за качеством выполнения двигательного действия в целом. Длительность этапа углубленного разучивания зависит от объема технических требований, наме­ченных к изучению, и от предыдущего двигательного опыта занимающихся. На этом этапе целесообразно постепенно увеличивать количество повторений разучивае­мого упражнения в течение одного занятия. Возможны кратковременные перерывы между занятиями, на которых углубленно разучивается данное физическое упраж­нение.

На третьем этапеобеспечивается закрепление и совершенствование техники выполнения физического упражнения, создается навык и формируется способность целесообразно применять двигательное действие в реальных условиях практичес­кой деятельности. Закрепление происходит в процессе многократного повторения разученного действия в относительно постоянных внешних условиях. Попутно осу­ществляется дальнейшее совершенствование деталей, прежде всего, их времен­ных и динамических характеристик. Таким образом, достигается необходимая проч­ность навыка, основным критерием которой является стабильность техники выпол­нения физического упражнения. Продолжительность этой части третьего этапа обу-чения зависит от цели и характера изучаемых двигательных действий, подготовленности занимающихся и многих других факторов. В целом совершен­ствование техники выполнения физических упражнений должно приобретать на данном этапе все более инди-видуализированный характер. Это требует от препо­давателя изучения особенностей телосложения, уровня развития физических и дру­гих качеств занимающихся.

Для того чтобы обеспечить подвижность и вариативность действия, его приспо­собляемость к сбивающим факторам внешней среды и изменениям в физическом и психическом состоянии занимающихся, совершенствуемое действие повторяет­ся в условиях, воспроизводящих частично и полностью реальную обстановку его практического применения. При этом важно, чтобы внимание занимающихся со­средотачивалось на цели действия и его количественных характеристиках. Содер­жание и последовательность решаемых на третьем этапе дидактических задач в каждом случае определяются конкретной практической деятельностью, ради кото­рой занимающиеся осваивают изучаемое физическое упражнение.

Если на первых двух этапах обучения непрерывность занятий, на которых разу­чивалось двигательное действие, являлась важным условием успеха в учебном про­цессе, то на этапе закрепления и совершенствования непродолжительные переры­вы становятся возможными. Количество повторений совершенствуемых двигатель­ных действий возрастает от занятия к занятию. Здесь реализуется принцип разви­вающего обучения путем органического слияния процессов совершенствования техники и направленного развития физических качеств, обеспечивающих необхо­димую эффективность действия.

Общая схема последовательности этапов обучения и дидактических задач на каждом из них представлена в табл. 7.1.

Эта схема представляет собой отражение в абстрагированном виде сущности обучения. Она может использоваться как предписание о выполнении в определен­ной последовательности элементарных педагогических операций при массовом обучении любому двигательному действию.

В конкретной педагогической практике эта модель, однако, конкретизируется каждый раз по-разному, в зависимости от цели обучения, особенностей изучаемых физических упражнений и состава занимающихся.

97 Теория и методика физической культуры

Предыдущая24252627282930313233343536373839Следующая

Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 173;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Оставьте комментарий