1645 1676 год событие на руси

Царствование Алексея Михайловича Романова (1645-1676)

Начало царствования и волнения 1648 года

13 июля 1645 года, после кончины Михаила Федоровича, русским царем становится его сын, Алексей Михайлович Романов. Новому государю всего 16 лет. Царь Алексей отличался необыкновенно впечатлительным и подвижным характером, обладал недюжинным умом и душевной добротой и мягкостью. В первые годы своего царствования Алексей Михайлович мало участвовал в государственных делах и вверил управление ими своему воспитателю боярину Борису Ивановичу Морозову. Морозов был человеком своекорыстным и принадлежал к числу тех самоуправцев, на которых так жаловались земские люди при царе Михаиле. Вокруг Морозова собрался круг людей, еще более корыстных и самоуправных, чем он сам. Они стали угнетать московское население, не только вымогая с него взятки, но умышленно возводя ложные обвинения на невинных людей и разоряя их. В 1648 году царь женился на дочери придворного Милославского. После царской свадьбы Морозов женился на другой дочери Милославского, и, таким образом, Милославский получил большое влияние. Сам человек грубый и жадный он оказывал покровительство своим родственникам и приятелям, таким же, как он сам. Заняв места в московских приказах, они дали себе полную волю и окончательно озлобили народ. В июне 1648 года произошел большой бунт. Толпа окружила государя во время крестного хода, жаловалась ему и требовала казни Морозова и прочих самоуправцев. Царь спас своего любимца, отправив его с конвоем в Кириллов монастырь. Другие чиновники были убиты толпой, а их дома разграблены и сожжены. Московские волнения отразились и на других городах. Молодой государь, живший спокойно и радостно в уверенности, что в его государстве все хорошо, был поражен произошедшим. Узнав, что Морозов обманул его доверие, царь больше не подпускал его к делам. Влияние перешло к другому любимцу царя, боярину князю Никите Ивановичу Одоевскому, человеку большого ума и способностей. Царь узнал, что народ недоволен не только чиновниками, но и порядками, что о своих нуждах народ давно высказывался на земских соборах и что нужно менять не только чиновников, но и порядки.

Соборное уложение 1649 года

В 1649 году царь Алексей сам принялся за дела правления. По его личному указанию был составлен свод законов – Соборное Уложение. Молодой государь хотел утвердить правосудие и лучшие порядки, дав народу новый свод законов. Эта мысль была очень разумной и правильной. Народ тогда не знал тех законов, по которым должен жить и судиться; это – то и помогало беззаконию дьяков и воевод. Старый судебник не был напечатан, его можно было только списывать, и поэтому его мало кто знал. Дополнительные указы к нему знали только чиновники, народу они не объявлялись, а только записывались в «указные книги» московских приказов. В таких условиях дьяки и судьи вертели делами, как хотели, одни законы утаивались, другие искажались; проверить же их не было никакой возможности. Привести в порядок старые законы, сделать из них один свод и напечатать его в общее сведение было делом очень нужным. Кроме того, необходимо было пересмотреть содержание законов, улучшить их и дополнить, что бы они соответствовали нуждам и желаниям населения. Все это решено было сделать на земском соборе. Собор начал действовать 1 сентября 1648 года. На нем были выборные люди из 130 городов, как служилые, так и тяглые; заседали отдельно от боярской думы и духовенства. Они обсуждали старые законы и указы и просили царя об отмене устаревших или неудобных и принятии новых законов. Государь обыкновенно соглашался и новый закон утверждался. Важнейшие из новых законоположений были следующие:

1) духовенство было лишено права впредь приобретать себе земли, и потеряло некоторые судебные льготы;

2) бояре и духовенство потеряли право селить около городов, в слободках, своих крестьян и холопов и принимать к себе закладчиков;

3) посадские общины получили право возвратить всех ушедших от них закладчиков и удалять из посадов всех, не принадлежащих к общинам людей;

4) дворяне получили право искать своих беглых крестьян без «урочных лет»;

5) купцы добились того, что иноземцам было запрещено торговать внутри Московского государства, где бы то ни было, кроме Архангельска.

Рассматривая все эти новые постановления, можно заметить, что все они сделаны в пользу служилых людей (дворян) и посадских (горожан). Поэтому дворяне и горожане были очень довольны новыми законами. Зато духовенство и бояре не могли хвалить новых порядков, которые лишили их разных льгот. Недовольна была и чернь: закладчики, возвращенные в податное состояние, крестьяне, лишенные возможности выхода. Таким образом, новые законы, установленные в пользу средних классов населения, раздражали высшие классы и простонародье. Законодательные работы были закончены в 1649 году и новый свод законов, названный Соборным Уложением, был напечатан и распространен по всему государству.

Медные деньги

Царь Алексей своим Уложением надеялся успокоить народ. Но всего через год после составления Уложения, в 1650 году, разразился сильный мятеж в Пскове и Новгороде. Он был вызван тем, что вследствие некоторых условий Столбовского мира московские власти посылали в шведские владения через Новгород и Псков деньги и зерно. Народ возмущался, обвинял воевод и бояр в измене и, наконец, перешли к открытому насилию над своими властями и над иностранцами, которые были причастны к вывозу денег и зерна. Так как местные воеводы не имели сил восстановить порядок, то к Новгороду и Пскову были выдвинуты войска. Новгородцы скоро повинились, а псковичи несколько месяцев оборонялись, запершись в городе. Царь не хотел кровопролития и передал дело собору. Собор послал в Псков посольство, которое уговорило народ возвратиться к порядку и повиновению.

Прошло пять лет, и настали новые беды. Начав войну с Речью Посполитой, царь отправился с войсками в Литву, а в это время во всем московском государстве (1654-1655) развилась страшная эпидемия чумы. Болезнь опустошала страну: опустели города, остановилась торговля, прекратились военные действия. Расходы на войну с трудом покрывались и в обычное время; чума подорвала окончательно средства правительства. Приток иностранного серебра уменьшился как вследствие общего упадка торговли, так и потому, что иноземцев перестали пускать дальше Архангельска. Не зная, откуда брать деньги, правительство принимает такую меру: прежде из привозного серебра оно чеканило мелкую серебряную монету — копейки. Теперь оно решилось эту мелкую монету делать из меди (которая была в 20 раз дешевле серебра), но выпускать ее по цене серебряной. С1656 года медные деньги появились в большом количестве и имели успех, потому что народ принял их доверчиво. Но прошло два года, и начались затруднения; пошли слухи, что мошенники стали подделывать деньги и что чиновники на монетном дворе стали сами себе и своим приятелям чеканить монету из собственной меди, а правительство неумеренно выпускало медные деньги и наводняло ими рынок. Ценность медной монеты стала падать, при этом товары начали сильно подниматься в цене. Тогда правительство установило правило, по которому платеж в казну надлежало делать серебряной монетой, из казны же по-прежнему выдавало в народ медь. Новые деньги совсем упали в цене: за 100 серебряных требовали 1000 или1500 медных. Это повлекло дороговизну, а с ней и голод для бедных людей. Доведенная до отчаяния московская беднота в 1662 году подняла бунт и, придя толпой к царю, требовала выдачи бояр, по их мнению, виновных в общем бедствии. Царь успокоил народ обещанием разобрать дело. Но вскоре явилась новая толпа, более возбужденная и озлобленная. Когда уговоры не подействовали, в ход было пущен оружие. Много было убито мятежников, много казнено, но стало ясно, что нельзя оставить дело в таком положении. В 1663 году медные деньги были отменены, даже запрещены. Вместо них казна пустила в обращение свой серебряный запас.

Движение Разина

Ряд потрясений и волнений, пережитых народом в течение пятнадцати лет, имел своим последствием усиленное бегство на Дон. Закладчики, не желавшие идти в тягло; крестьяне, скрывавшиеся от прикрепления; участники бунтов, — все это уходило из государства, где стало голодно и трудно жить, в казачьи городки на Дону, с надеждой стать там свободными казаками. Но старые донские казаки, жившие на Дону оседло, не принимали всех беглецов в свой круг и не считали их равными себе казаками. Новоприбылые люди не получали жалование и носили прозвище голытьбы, то есть голи. Положение такой голи было тяжело. Пахать землю казаки на Дону запрещали, боясь, что земледелие превратит казаков в крестьян и приведет к закрепощению их Москвою. Поэтому хлеба на Дону было мало; его надо было покупать на деньги, которых у голытьбы не было. Лучшие места для промыслов были заняты домовитыми казаками, и поэтому голытьбе приходилось работать батраками на казачьих промыслах. Вместо воли и довольства беглецы на Дону встречали голод и зависимость. Немудрено, что голытьба волновалась и рвалась к грабежу.

Так как из Дона выхода на море не было, взгляды голытьбы устремились на Волгу. Когда среди голытвенных появился решительный и смелый вожак Степан Разин, они легко собрались в большую шайку и ринулись на низовья Волги. В 1668 году казаки с Разиным отправились грабить персидские владения на берегах Каспийского моря. Они произвели у персиян большие опустошения и зазимовали на островке, близ персидских берегов. Весной война возобновилась, но казаки думали о возвращении на Дон и потому оставили персидские области и поплыли к Астрахани, где и вступили в переговоры с царскими воеводами. Боясь казаков, воеводы пропустили их домой, отобрав лишь часть пушек и ненужные им морские суда. На Дону началось сильное брожение. Степан задумал прямой бунт против Москвы и рассчитывал на поддержку черни. Весной 1670 года Разин отправился на Волгу и открыл военные действия против царских воевод. Он взял города Астрахань, Саратов, Самару. Казаки страшно мучили и убивали воевод, дворян и вообще людей высших классов. Чернь городская помогала казакам. Из городов бунт распространился по селам; поднимались крестьяне на своих помещиков; инородцы (мордва, татары) восставали на русскую власть и русских землевладельцев. Бунт становился из казачьего земским и распространялся на громадное пространство среднего и нижнего Поволжья. Восставшие шли не против государя: они представляли себя верными царю и высшей власти. Недовольство мятежников направлялось против тех мер, которые усиливали крепостную зависимость рабочего люда и отягчали тягло податных людей. Так Разин дошел до Симбирска. Здесь его встретили войска князя Юрия Барятинского, состоявшие из новых солдатских полков иноземного строя. Стенька был разбит и бежал. На Волге он нигде не смог укрепиться и бежал до самого Дона. Там его схватили домовитые казаки и отправили в Москву, где он и был казнен в 1671 году.

Культурный перелом

Тотчас после прекращения смуты московские люди почувствовали необходимость в общении с иностранцами. В Московском государстве в большом числе появились западноевропейские купцы, техники, военные люди, доктора. Для исправления церковных книг в Москву были приглашены ученые богословы – греки с православного Востока и малороссийские монахи, учившиеся в киевских школах. Эти богословы не ограничивались только работами на Печатном дворе, где правились книги: они приобретали большое значение при патриаршем и царском дворах, влияя на церковное управление и придворную жизнь. Ученые киевляне становились учителями в царской семье, водили знакомство и дружбу с придворными людьми, обучали московскую молодежь греческой и латинской грамоте и богословским наукам. Так появилось и окрепло в Москве иноземное влияние, шедшее от западноевропейцев с одной стороны и греков и малороссов – с другой. К чуждому влиянию московские люди относились не все одинаково. Одни боялись заимствования со стороны и заботились о сохранении старых народных обычаев. Другие уже перестали верить в то, что Московское царство было единственным православным и богоизбранным.

Смута, едва не погубившая Москву в начале XVII века, оказала большое влияние на умы москвичей. Ближе знакомясь с иноземцами во время смуты и после нее, москвичи поняли, что иноземцы образованнее их, богаче и сильнее. Наблюдая новых людей, москвичи начали понимать, что их прежнее самодовольство и национальная гордость были наивным заблуждением, что надо учиться и перенимать у иноземцев все то, что может быть полезным и приятным для московского быта. Так появилось среди московских людей стремление к реформе, к улучшению своей жизни через заимствование у более просвещенных народов знаний, полезных навыков и приятных обычаев. В Москве распространились иноземные костюмы, вещи, музыкальные инструменты, картины. В Посольском приказе переводились, по царскому повелению, иностранные книги и делались выписки из иностранных газет. Европейское образование проникало в разные слои московского общества и увлекало московские умы настолько, что некоторые москвичи убегали за границу, желая найти себе лучшие условия для жизни. В свою очередь, заметив сильное брожение среди московских людей, западноевропейцы стремились в Москву все в большем количестве и просились на московскую службу или желали разрешения на торговлю. Даже католики думали о возможности начать свою пропаганду в Москве.

Так совершился в Московской Руси культурный перелом. Старые идеалы отживали и падали, новые нарождались и крепли. Русский народ понемногу переходил от своей старой национальной замкнутости и исключительности к деятельному общению с культурным человечеством.

Внешние дела

Самым значительным достижением внешней политики того времени явилось воссоединение Украины с Россией, провозглашенное 8 января 1654 года гетманом Богданом Хмельницким на Переяславской Раде. Однако это событие стало причиной еще одной русско-польской войны. Предметом борьбы были польские владения на среднем Днепре, в которых русское население отложилось от Польши и само пожелало соединиться с православною Москвою. Война длилась 10лет (1657-1667) и закончилась Андруссовским перемирием на 13 с половиной лет. Царь Алексей возвратил Москве Смоленск и Северные земли, взятые поляками в смутное время, приобрел Левобережную Украину и на правом берегу Днепра Киев (Киев был уступлен полякам на два года, но остался за Москвою навсегда). В связи с польской войной находились и другие войны того времени. Царю Алексею пришлось воевать со шведами, которые вмешались в польские дела. Шведская война (1656-1659) окончилась ничем: воевавшие стороны остались при своих владениях. Так же как и шведы, в польские дела вмешались и турки. Они грозили войной за Украину одинаково и Польше, и Москве (1672). Царь страшился сильной Турции и делал спешные приготовления к турецкому нашествию, ожидая турок под Киевом. Однако дело ограничилось небольшим столкновением на левом берегу Днепра. Мир с турками был заключен уже при его сыне, царе Федоре.

Царь Алексей Михайлович Романов умер 30 января 1676 года в возрасте 47 лет. Он похоронен в Архангельском соборе Кремля.



Правление Алексея Михайловича (1645-1676)

Царь Алексей Михайлович получил прозвище Тишайший. Оно рождено демонстративным христианским смирением в его поведении, добродушным, «тихим» нравом, умением слушать своих приближенных. А с другой стороны, годы правления Алексея Михайловича названы «бунташным веком».

1645 — 1647 Алексей Михайлович «Тишайший»

Действия и решения царя были таковы, что они нередко приводили к бунтам и восстаниям, которые жестоко подавлялись.

При Алексее Михайловиче начался процесс сближения русской и западно-европейской культур. По его распоряжению был организован перевод на русский язык иностранной литературы, трактатов, исторических и научных трудов.

Главный итог правления Алексея Михайловича – превращение сословно-представительной монархии в абсолютную и законодательное утверждение крепостничества как основы хозяйственной и общественной жизни России.

 

1632-1634: Смоленская война. Россия вступила в войну с Речью Посполитой, которая со времен Смуты удерживала смоленские земли, не признавала прав Михаила Романова на престол и считала, что законным царем России является королевич Владислав.

1634: Заключен мир с Речью Посполитой. России возвращены все занятые в ходе войны земли, а Владислав, ставший королем, отказался от претензий на московский престол. Смоленские земли вернуть не удалось.

1645: «Соляной бунт» начался в Москве и прокатился по всей стране. Причина возмущения — установление высокой пошлины на соль. После бунта пошлина была отменена.

1649: Принято царем Соборное Уложение – новые основы законодательства России. Произошло окончательное государственное закрепощение крестьян. Законодательно утверждена абсолютная, единоличная власть царя.

1653-1655: Патриарх Никон провел церковные реформы. Было введено крещение тремя пальцами, поясные поклоны вместо земных, исправлены по греческим образцам иконы и церковные книги. Эти изменения вызвали протест широких слоев населения. Но Никон действовал жестко и без дипломатического такта, в результате спровоцировав церковный раскол.

1654: Украина вошла в состав России.

1654: Объявлена война Польше. Она была начата из-за земель, захваченных Польшей во время Смуты в 1609-1611 гг, и несогласия Речи Посполитой с воссоединением Украины с Россией. Война длилась почти 15 лет.

1656: Опасаясь усиления Швеции, Россия объявила ей войну. После ряда успешных походов русским войскам все же пришлось отступить. В это время на Украине умер Богдан Хмельницкий, там началась новая смута, которая потребовала новой войны с Польшей. Пришлось заключить со Швецией невыгодный мир в Кардиссе.

1659: Основан город Иркутск. 

1662: «Медный бунт» в Москве. Народ возмутился против выпуска медных монет. Бунт был подавлен, но медные деньги отменены.

1666-1667: Проходил Церковный Собор для суда над Никоном. Патриарх считал, что церковная власть выше царской, и по существу предложил царю разделить с ним власть. Сложилась конфликтная ситуация в отношениях царя и патриарха. Алексей Михайлович инициировал церковный суд на Никоном. Никон был осужден, лишен патриаршего сана и отправлен в монастырь на вечное заточение. Одновременно Собор поддержал церковную реформу, углубив раскол в Русской православной церкви.

1667: Заключено Андрусовское перемирие с Речью Посполитой. Договор устанавливал перемирие на 13,5 лет, в течение которых стороны обязались подготовить условия для «Вечного мира» между странами. России передавались не только Смоленские и Северские земли, но и признавалась ее власть над Левобережной Украиной и Киевом.

1670-1671: Восстание казаков и крестьян под предводительством Степана Разина. Главная причина восстания – усиление крепостного гнета.

Сделать бесплатный сайт с uCoz

Annotation

Дореволюционное исследование курского краеведа, подготовленное им по заказу Курского дворянского собрания. Охватывает период с княжеских времен до конца XVII века. Содержит копии самых ранних из дошедших до нашего времени писцовых книг и десятен начала XVII века, где упоминаются многие родоначальники курских фамилий. Неоценимый источник для генеалогических изысканий тем, чьи предки жили в Посемье вплоть до Петровских реформ. Потомки упомянутых в этом труде служилых людей — дворян и детей боярские — со временем превратились не только в помещиков, но и в государственных крестьян Курщины.

Автор собирался продолжить своё исследование, но удалось опубликовать только первый его том. Это произошло в 1913 году, а затем началась война, за ней началась смута, и работу пришлось прервать. А жаль…

Предисловие

 Предисловие

Глава I

I. Введение в историю дворянского сословия Курского края. – княжеский период русской истории.

Глава II

II. Дворянское достоинство и разряды дворян в древний период русской истории

Глава III

III. Переходное время в истории дворянского сословия Курского края

Глава IV

IV. Дворянское сословие Курского края в XIV и XV веке

Глава V

V. Царствование Иоанна Грозного

Глава VI

VI. Дворянское землевладение в Курском крае в XV и XVI веке

Глава VII

VII. Царствование Федора Иоанновича

Глава VIII

VIII. Царствование Бориса Годунова

Глава IX

IX. Смутное время

Глава X

X. Царствование Михаила Федоровича – военно-боевая служба дворян детей боярских в КУРСКОМ крае

Глава XI

XI. Сеунчи дворян и детей боярских Курского края

Глава XII

XII. Дворянское землевладение в царствование Михаила Федоровича

Глава XIII

XIII. Служебное положение дворянского сословия Курского края в царствование Михаила Федоровича

Глава XIV

XIV. Участие представителей дворянского сословия Курского края в земских соборах XVII века

Глава XV

XV. Города Курского края и участие в устройстве их дворян и детей боярских

Глава XVI

XVI. Царствование государя Алексея Михайловича – военно-боевая деятельность дворянского сословия в Курском крае

Глава XVII

XVII. Землевладение дворян и детей боярских в царствование Алексея Михайловича

Глава XVIII

Служебное положение дворян и детей боярских Курского края в царствование Алексея Михайловича

Глава XIX

XIX. Сельское хозяйство дворян Курского края в XVII веке

Глава XX

XX. Полоняники Курского края

Глава XXI

XXI. Царствование государя Федора Алексеевича

Глава XXII

АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ (ТИШАЙШИЙ)

Правление царевны Софьи Алексеевны

Писцовые книги

Дворяне и дети боярские Курского края в XVII веке по писцовым книгам

Курский уезд

Путивльский уезд

Рыльский уезд

4. Оскольский уезд

Белгородский уезд

Обоянский уезд

Суджанский уезд

Служилое сословие

Состав дворянского военно-служилого сословия в XVII веке по десятням

Курская десятня

Путивльская десятня

Рыльская десятня

Белгородская десятня

Оскольская десятня

Обоянская десятня

Жалованные грамоты

Жалованные грамоты

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛЕТОПИСЬ КУРСКОГО ДВОРЯНСТВА

Составил член ИМПЕРАТОРСКОГО С.-Петербургского Археологического Института

А. А. Танков

ИЗДАНИЕ КУРСКОГО ДВОРЯНСТВА

Том первый

Москва

Предисловие

 Предисловие

Курское Губернское Дворянское Собрание 17-го января 1911 года, по предложению дворянина Тимского уезда Н.П. Бунина, постановило: составить и издать «Историческую летопись Курского Дворянства».

1645—1676 гг. Дан­ный пе­ри­од во мно­гом за­ло­жил ос­но­вы бу­ду­ще­го про­цве­та­ния Древ­ней Руси и на­ча­ле XI века.

1645—1676 — это пе­ри­од прав­ле­ния Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча Ро­ма­но­ва.

1645—1676 гг. историческое сочинение задание 25 ЕГЭ

Этот царь провёл много пре­об­ра­зо­ва­ний прак­ти­че­ски во всех сфе­рах об­ще­ствен­ной жизни стра­ны, под­го­то­вил ос­но­ву для бу­ду­щих ре­форм Петра I. На­зо­ву наи­бо­лее важ­ные из них.

Была со­вер­шен­ство­ва­на за­ко­но­да­тель­ная си­сте­ма Рос­сии, при­нят новый сбор­ник за­ко­нов — « Со­бор­ное уло­же­ние» в 1649 году. Этот до­ку­мент стал юри­ди­че­ской ос­но­вой для за­кре­по­ще­ния кре­стьян, так как по нему сыск бег­лых кре­стьян стал бес­сроч­ным (то есть от­ме­не­ны уроч­ные лета) и они ста­но­ви­лись на­веч­но соб­ствен­но­стью вла­дель­ца. Кроме того, уло­же­ние за­щи­ща­ло соб­ствен­ность вла­дель­цев и опре­де­ля­ло их права, уста­нав­ли­ва­ло си­сте­му штра­фов и на­ка­за­ний. В уло­же­нии были со­хра­не­ны ре­ли­ги­оз­ные ос­но­вы об­ще­ства.

Таким об­ра­зом, при­ня­тие « Со­бор­но­го уло­же­ния» Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча зна­чи­тель­но укре­пи­ло власть царя, уси­ли­ло роль дво­рян и по­ме­щи­ков, со­хра­ни­ло боль­шое зна­че­ние церк­ви в го­су­дар­стве.

Дан­ный ис­то­ри­че­ский пе­ри­од вошёл в ис­то­рию и как пе­ри­од рас­ко­ла Церк­ви. На­ча­ло ему было по­ло­же­но в 1654 году, когда пат­ри­арх Никон начал ре­фор­ми­ро­ва­ние церк­ви. Но­во­вве­де­ния не все вос­при­ня­ли по­ло­жи­тель­но. Воз­ник­ло такое яв­ле­ние, как рас­коль­ни­че­ство — оп­по­зи­ция, не со­глас­ная с ре­фор­мой Ни­ко­на. Воз­глав­лял её про­то­поп Ав­ва­кум. Зна­че­ние ре­фор­мы ве­ли­ко, так как она уни­фи­ци­ро­ва­ла ре­ли­ги­оз­ные об­ря­ды, ка­но­ны, укре­пив власть и роль церк­ви в стра­не.

Од­на­ко ре­фор­ма на­дол­го рас­ко­ло­ла хри­сти­ан и при­ве­ла к по­яв­ле­нию ста­ро­ве­ров.

В под­го­тов­ке Со­бор­но­го уло­же­ния ак­тив­ное уча­стие при­ни­мал сам царь Алек­сей Ми­хай­ло­вич, по ре­ко­мен­да­ции ко­то­ро­го был со­зван 1648 году Зем­ский собор, раз­ра­ба­ты­вав­ший ос­нов­ные по­ло­же­ния уло­же­ния. Царь зорко сле­дил за ра­бо­той со­бо­ра, стре­мил­ся, чтобы в новом за­ко­но­да­тель­ном сбор­ни­ке были от­ра­же­ны ос­нов­ные во­про­сы.

Боль­шую роль в со­став­ле­нии сбор­ни­ка за­ко­нов сыг­рал Мо­ро­зов Б. И. , вос­пи­та­тель царя, глава пра­ви­тель­ства. Прав­да, после Со­ля­но­го бунта в 1648 году царь, чтобы не тре­во­жить народ, от­стра­нил его от дел. Од­на­ко Мо­ро­зов про­дол­жал оста­вать­ся не­глас­ным гла­вой пра­ви­тель­ства, ру­ко­во­дил под­го­тов­кой Со­бор­но­го уло­же­ния.

Цен­траль­ны­ми фи­гу­ра­ми в пе­ри­од цер­ков­но­го рас­ко­ла были пат­ри­арх Никон и про­то­поп Ав­ва­кум. Оба яв­ля­лись вид­ны­ми ду­хов­ны­ми де­я­те­ля­ми Рос­сии, имели ав­то­ри­тет в стра­не. Оба по­ни­ма­ли, что не­об­хо­ди­мо ре­фор­ми­ро­ва­ние церк­ви. Од­на­ко Ав­ва­кум не при­нял те ме­то­ды, ко­то­рые ис­поль­зо­вал Никон, хотя в ос­нов­ном раз­но­гла­сия не за­тра­ги­ва­ли основ церк­ви.

Ре­фор­ма Ни­ко­на при­ве­ла к и уси­ле­нию роли церк­ви в стра­не, и к цен­тра­ли­за­ции вла­сти. Прав­да, стрем­ле­ние по­ста­вить цер­ков­ную власть выше цар­ской при­ве­ло к тому, что царь пе­ре­стал под­дер­жи­вать Ни­ко­на и в конце кон­цов Никон был низ­ло­жен и от­прав­лен в ссыл­ку.

Роль Ав­ва­ку­ма в том, что он по­ло­жил на­ча­ло рас­коль­ни­че­ству, лич­ным при­ме­ром по­ка­зал вер­ность своим прин­ци­пам. Ста­ро­об­ряд­цы есть и в со­вре­мен­ной Рос­сии, они так и не при­ня­ли ре­фор­му Ни­ко­на.

Оба со­бы­тия — и при­ня­тие Со­бор­но­го уло­же­ния, и ре­фор­ма Церк­ви — были про­дик­то­ва­ны об­щи­ми при­чи­на­ми: обост­ре­ни­ем со­ци­аль­ных про­ти­во­ре­чий в стра­не, за­ин­те­ре­со­ван­но­стью на­ро­да в со­зда­нии чётких и ясных за­ко­нов как го­су­дар­ствен­ных, так и цер­ков­ных, были под­го­тов­ле­ны всем ходом преды­ду­ще­го раз­ви­тия стра­ны.

Ре­зуль­та­том дан­ных со­бы­тий (то есть след­стви­ем) стало укреп­ле­ние цен­траль­ной вла­сти, вла­сти царя, уси­ле­ние роди Церк­ви в го­су­дар­стве, укреп­ле­нию Рос­сии в целом.

Прав­ле­ние Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча Ро­ма­но­ва нель­зя оце­нить од­но­знач­но.

С одной сто­ро­ны, зна­чи­тель­ное раз­ви­тие по­лу­чи­ла эко­но­ми­ка, стали при­вле­кать­ся ино­стран­ные спе­ци­а­ли­сты, про­ду­ма­на си­сте­ма та­мо­жен­но­го кон­тро­ля про­во­ди­лась по­ли­ти­ка про­тек­ци­о­низ­ма. Со­бор­ное уло­же­ние стало на два де­ся­ти­ле­тия ос­нов­ным за­ко­но­да­тель­ным актом стра­ны. Были боль­шие успе­хи и во внеш­ней по­ли­ти­ке: под­пи­са­но много мир­ных до­го­во­ров со стра­на­ми, уси­ли­лась меж­ду­на­род­ная тор­гов­ля, была при­со­еди­не­на зна­чи­тель­ная тер­ри­то­рия и пре­жде всего это в 1654 году вос­со­еди­не­ние Укра­и­ны с Рос­си­ей. Ак­тив­но осва­и­ва­лись Даль­ний Во­сток и Си­бирь.

Но с дру­гой сто­ро­ны, имен­но при Алек­сее Ми­хай­ло­ви­че окон­ча­тель­но юри­ди­че­ски за­кре­пи­лось кре­пост­ное право, зна­чи­тель­но ухуд­ши­лось по­ло­же­ние про­сто­го на­ро­да. При­мер того — Со­ля­ной и Мед­ный бунты, кре­стьян­ская война под пред­во­ди­тель­ством Сте­пан Ра­зи­на.

Эпоха прав­ле­ния Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча — это пе­ри­од укреп­ле­ния го­су­дар­ства, со­зда­ние базы для ре­форм Петра Пер­во­го.

Загадки истории

Царь Алексей Михайлович Романов

Алексей Михайлович Романов (1629-1676) – второй русский царь из рода Романовых. Правил с 1645 по 1676 годы. Вступил на престол после смерти своего отца Михаила Фёдоровича Романова в 16-летнем возрасте. Но молодому государю было гораздо легче, чем его отцу. Смутное время давно закончилось, а московская власть пользовалась всеобщей поддержкой народа.

По своему характеру молодой человек был весёлым, остроумным и живым. Он страстно любил соколиную охоту и завёл при дворе театр. При этом юноша отличался рассудительностью и совестливостью. Он почитал старших, был верен друзьям, не ломал "старину", а медленно и постепенно осваивал и внедрял опыт передовых европейских стран.

Государственная деятельность Алексея Михайловича

Поначалу юный царь во всём прислушивался к совету бояр. Наибольшее влияние на государя имел Борис Иванович Морозов (1590-1661). Он приходился молодому московскому правителю родственником, так как оба были женаты на родных сёстрах Милославских.

Однако Морозов оказался плохим управленцем. Он злоупотреблял своим положением, чем вызывал всеобщую неприязнь. В феврале 1646 года по его инициативе была введена новая пошлина на соль. Она заметно возросла, что вызвало резкое недовольство населения.

Алексей Михайлович любил соколиную охоту

Закончилось всё это соляным бунтом. Массовые беспорядки прошли как в Москве, так и в других городах. Возмущённые люди потребовали, чтобы царь выдал им Морозова на расправу. Но государь тайно переправил своего любимца в Кирилло-Белозёрский монастырь.

Пошлина была отменена, после чего народное возмущение стихло. Морозов после этого вернулся в Москву, но Алексей Михайлович уже перестал доверять ему безоглядно.

Алексей Михайлович

Церковная реформа

Вторым человеком, который имел большое влияние на царя, был патриарх Никон (1605-1681). Именно вместе с ним государь и провёл церковную реформу, которая привела к расколу православной церкви.

Московское царство ориентировалось на расширение своих границ. Однако этому препятствовали разногласия в православной вере, а основой этих разногласий были церковные обряды. Исполнялись они в соответствии с уставами. Великороссы придерживались Иерусалимского устава, а малороссы чтили Студийский устав. Они значительно разноречили, то есть отличались друг от друга.

Как результат, московский люд свысока смотрел на тех, кто чтил иной устав. А это мешало расширению границ и объединению с другими народами. В такой ситуации Москва не могла стать центром православия.

Алексей Михайлович и патриарх Никон у гроба св. Филиппа
(картина А. Литовченко)

Поэтому царь и решил с помощью Никона изменить ситуацию. Тот был властным и решительным человеком, а поэтому за церковную реформу взялся круто.

Богослужебные книги были переписаны заново. Креститься начали не двумя, а тремя перстами. Произошли серьёзны изменения в церковных обрядах. Однако реформы напугали многих православных. Им стало казаться, что вводится какая-то нерусская вера. И верующие раскололись на два непримиримых лагеря.

Приверженцев старых обрядов или старообрядцев власти окрестили раскольниками. Те всячески сопротивлялись никонианству, что рассматривалось как государственное сопротивление и жестоко каралось.

Старообрядцев стали преследовать, унижать, убивать. А те, верные вере отцов и дедов, уходили в леса и основывали там скиты. Когда же их пытались арестовать, то староверы сжигали себя.

В 1656 году Священный собор отлучил всех старообрядцев от православной церкви. Это было страшным наказанием для верующих людей. Однако наказания не избежал и патриарх Никон. Его дружба с царём дала трещину. Причиной стала гордыня патриарха и его страстное желание влиять на помазанника божьего.

Все эти поползновения вышли за рамки приличия, и царь Алексей Михайлович Романов порвал все отношения с зарвавшимся владыкой. Никона лишили патриаршего сана и отправили в ссылку в далёкий северный монастырь. Но на церковной реформе эта опала никак не сказалась.

Серебряный рубль при Алексее Михайловиче

Другие реформы

Государь провёл военную реформу. Прошла она в 1648-1654 годах. За это время возросла численность поместной конницы, стрелецких полков и пушкарей. Были в массовом порядке созданы гусарские, драгунские и рейтарские полки. Были приняты на службу иностранные военные специалисты.

Была осуществлена и денежная реформа. В казне накопилось много серебряных талеров. С 1654 года их начали перечеканивать в рубли. Появились ефимки, полуефимки, медные полтинники. Налоги стали собирать серебром, а из казны выдавать медные монеты. Это нарушило финансовую систему и стало причиной медного бунта. В целом, денежная реформа оказалась неудачной и провалилась.

Во время правления Алексея Михайловича произошло восстание Степана Разина. Началось оно в 1667 году, а в 1671 году мятежного атамана казнили в Москве.

В 1654 году произошло воссоединение Украины с Россией. Второй царь династии Романовых принял в этом активное участие. С 1654 по 1667 годы шла война с Польшей. Закончилась она подписанием Андрусовского перемирия. По нему к России отошли города Смоленск и Киев.

Семейная жизнь Алексея Михайловича

Что касается семейной жизни, то она у царя сложилась чрезвычайно удачно. Он прожил долгие годы в полном согласии с Марией Ильиничной Милославской (1624-1669). Женщина эта отличалась красотой, добротой и спокойствием. Она родила государю 13 детей. Из них 5 мальчиков и 8 девочек.

Мария Ильинична Милославская

Царица была чрезвычайно богомольна и благочестива. В скромном возке, невзирая на снег, дождь или грязь, она часто посещала святые места, где долго и усердно молилась.

После её смерти царь Алексей Михайлович Романов женился второй раз на 20-летней Наталье Кирилловне Нарышкиной (1651-1694), дочери простого дворянина. Эта суженая в 1672 году родила первенца, которого назвали Петром. Впоследствии он стал реформатором России. Помимо Петра жена родила государю ещё двух детей.

Наталья Кирилловна Нарышкина

Трое сыновей впоследствии царствовали. Правила страной также дочь Софья совместно с Иваном и Петром (троевластие). Ни одна из царских дочерей замуж не вышла.

В 1676 году государь Всея Руси внезапно скончался. На время смерти ему было 46 лет. Предполагается, что умер он от сердечного приступа. Трон унаследовал 15-летний сын Фёдор Алексеевич (1661-1682).

Алексей Стариков

Оставьте комментарий