Высшие чувства

Моральные, или нравственные чувства — это чувства, в которых проявляется отношение человека к поведению людей и своему собственному. Возникают и развиваются в процессе совместной деятельности людей и связаны с удовлетворением или неудовлетворением стремления личности соблюдать принятые в обществе правила, которые определяют, что нужно считать во взаимоотношениях людей хорошим и дурным, справедливыми несправедливым.

Проявление нравственных чувств предполагает, что человеком усвоены нравственные нормы и правила. Нравственные нормы складываются и изменяются в процессе исторического развития общества исходя из его традиций, обычаев, религии, господствующей идеологии и т.д.

Действия и поступки людей, соответствующие взглядам на нравственность в данном обществе, считаются моральными, нравственными; поступки не соответствующими этим взглядам – аморальными (жадность, эгоизм, жестокость, злорадство и пр.). отдельно можно выделить морально-политические чувства как проявление эмоциональных отношений к различным общественным учреждениям и организациям, а также к государству в целом.

К нравственным чувствам относятся: чувства симпатии и антипатии; привязанность и отчуждённость, уважение и презрение, признательность и неблагодарность, доброжелательность, любовь и ненависть, трусость и жадность, злорадство, патриотизм (гордость за свою Родину). Чувства товарищества и дружбы, долга и совести обусловлены системой взглядов и убеждений (мировоззрением). Честь, стыд, гуманность порождаются системой человеческих отношений и этическими нормами, регулирующие эти отношения.

Особенность моральных чувств является их социальный характер, социальная значимость; их действенность, ᴛ.ᴇ. ярко выраженный стенический характер.

Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами. Это — радость искания при решении какой-нибудь проблемы или тяжёлое чувство неудовлетворённости, когда не удаётся решить её; любопытство; любознательность, удивление, уверенность в правильном решении задачи и сомнение при неудаче; чувство нового, побуждающее к поискам более глубоких знаний.

Чувство нового – мотив поиска нового, борьбы за новое, прогрессивное как в сфере познания, так и в практической деятельности.

К интеллектуальным чувствам также относят юмор и иронию. Юмор — испытывают к явлениям или лицу, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ, с одной стороны, расценивается положительно и вызывает симпатию, а с другой – содержит такие недостатки, которые вызывают добродушный смех. Ирония — выражение остро критического отношения к миру, людям и к самому себе. Выступает в оценочных суждениях, которые беспощадно бичуют те или иные недостатки человека, промахи и ошибки, допущенные им в жизни. В иронии действительное расценивается с позиции идеального. Сарказм — это язвительная насмешка, гневная ирония. Цинизм – издёвка, насмешка, основанные на чувстве озлобленности мелкого человека против всœего, что лучше и выше его. Люди с чувством цинизма способны не созидать, а разрушать, не уважать, а унижать окружающих людей, а главное, они ни за что не чувствуют собственной ответственности.

Эстетические чувства — ϶ᴛᴏ отношение человека к прекрасному или безобразному в природе, обществе, искусстве, жизни людей. Связаны с познавательной деятельностью человека. Проявляются в соответствующих оценках и переживаются как эмоции эстетического наслаждения, восторга или презрения, отвращения. Это — чувство красоты, гармонии или безобразного, грубого; чувство величия или низости, пошлости; чувство трагического и комического.

Чувство комического состоит по сути в том, что мы неожиданно обнаруживаем резкое несоответствие между тем, что собою представляет в действительности какое-либо жизненное явление, и тем, за что оно себя выдаёт, на что претендует. Смешным являются любые несообразности: несоответствие цели и средств, выбранных для её достижения, действий и результатов и пр.

Смешно, когда человек, выдающий себя за знатока какого-либо дела, предмета͵ не имеет о нём никакого представления.

Практические чувства — ϶ᴛᴏ чувства, связанные с деятельностью человека (в процессе труда или учения). К примеру, лень – любовь к труду.

Роль чувств в жизни личности. В нашей жизни чувства занимают особое место. Разнообразные эмоциональные моменты входят в содержание всœех умственных процессов — восприятия, памяти, мышления и др.

чувства обуславливают яркость и полноту наших восприятий, они влияют на скорость и прочность запоминания. Эмоционально окрашенные факты запоминаются быстрее и прочнее. Чувства непроизвольно активизируют или, напротив — затормаживают процессы мышления. Οʜᴎ стимулируют деятельность нашей фантазии, придают нашей речи убедительность, яркость, живость.

Чувства вызывают и стимулируют наши действия. Сила и настойчивость волевых действий в значительной степени обуславливается чувствами. Οʜᴎ обогащают содержание человеческой жизни. Люди с бедными и слабыми эмоциональными переживаниями становятся сухими, мелочными педантами. Положительные эмоции и чувства повышают нашу энергию и трудоспособность.

Читайте также

  • — Высшие чувства человека

    Нередко слова "эмоция" и "чувство" употребляются как синонимы. Важное отличие чувств от эмоций заключается в том, что чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством, а эмоции возникают в ответ на конкретную ситуацию. Связь чувства с эмоциями… [читать подробнее].

  • — Формы переживания эмоций. Высшие чувства человека

    Общепринятым является выделение следующих форм переживания чувств: чувственный тон, эмоциональное состояние, настроение, страсть, стресс, аффект. Чувственный тон – эмоциональная окраска ощущения, восприятия, мышления, речи и т.п. В некоторых случаях эмоциональная… [читать подробнее].

  • Высшие чувства. Роль настроения в освоении учебной деятельности. Воля, понятие, сущность «свободы воли».

    Предыдущая78910111213141516171819202122Следующая

    Особую форму переживания представляют собой высшие чувства, в которых заключено все богатство подлинно человеческих отношений. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, чувства подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные.

    Нравственными (моральными) называются чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом. Проявление этих чувств предполагает, что человеком усвоены нравственные нормы и правила, он знает, что нужно считать хорошим, а что плохим; что добрым, а что злым; что справед­ливым, а что нет. Нравственные нормы складываются и изме­няются в процессе исторического развития общества в зависи­мости от его традиций, обычаев, религии, господствующей иде­ологии и т.д.

    К нравственным чувствам относят чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм, сочувствие и т.д. К аморальным можно отнести жадность, эгоизм, жестокость, злорадство и пр.

    Одной из важнейших особенностей нравственных чувств яв­ляется их действенный характер. Нравственные чувства высту­пают как побудительные силы многих героических дел и по­ступков. Основной задачей школы является формирование нравственных чувств подрастающего поколения таким образом, чтобы соблюдение требований и правил общественной морали стало для него жизненной потребностью. Нарушение этих тре­бований и правил должно вызывать моральную неудовлетво­

    ренность, переживание обиды, стыда, гнева.

    Интеллектуальными чувстваминазывают переживания, воз­никающие в процессе познавательной деятельности человека.

    Наиболее типичной ситуацией, порождающей интеллектуаль­ные чувства, является проблемная ситуация. Успешность или неуспешность, легкость или трудность умственной деятельно­сти вызывает в человеке целую гамму переживаний. Интеллек­туальные чувства не только сопровождают познавательную дея­тельность человека, но и стимулируют, усиливают ее, влияют на скорость и продуктивность мышления, на содержательность и точность знания. Существование интеллектуальных чувств — удивления, любопытства, любознательности, чувства радости по поводу сделанного открытия, чувства сомнения в правильности решения, чувства уверенности в правильности доказательства и пр. — является ярким свидетельством взаимосвязи интеллек­туальных и эмоциональных моментов. Чувства выступают как своеобразный регулятор умственной деятельности.

    К интеллектуальным чувствам относят и обобщенное чувство нового.Оно выражается в постоянном поиске и борьбе за но­вое, прогрессивное как в области познания, так и в практической деятельности.

    Эстетические чувствапредставляют собой эмоциональное от­ношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве. Наблюдая окружающие нас предметы и явления дей­ствительности, человек может испытывать особое чувство вос­хищения их красотой. Особенно глубокие переживания чело­век испытывает при восприятии лучших произведений художе­ственной литературы, музыкального, изобразительного, драма­тического и других видов искусства. Это вызвано тем, что в них специфически переплетаются и моральные и интеллектуальные, праксические (эмоциональный отклик на богатство человече­ской деятельности) чувства.

    Эстетическое чувство у человека может быть вызвано созерцанием даже самого простого пред­мета или его отдельного свойства. Эстетические чувства вклю­чают в себя чувство героического возвышенного, трагического, комического, они проявляются в соответствующих оценках, в художественных вкусах, внешних реакциях и т.д.

    Обычно чувства, испытываемые челове­ком, так сложны и многогранны, что их трудно отнести к какой-либо одной категории. Так, творчество ученого — это своеобраз­ный сплав интеллектуальных, нравственных и эстетических чувств с преобладанием интеллектуальных, а творчество художника — это тоже сплав этих чувств, но с преобладанием эстетических. Различия в чувственной сфере накладывают глубо­кий отпечаток на весь строй духовной жизни человека.

    Индивидуальные различия проявляются так­же в некоторых социальных качествах личности, и в частности в том, насколько открыт в своих чувствах человек для окружаю­щих. В этом плане можно выделить натуры открытые, для ко­торых характерна откровенность, желание поделиться с други­ми своими, даже очень интимными переживаниями, и людей скрытных, маскирующих свои чувства под маской внешнего спо­койствия, из-за болезни, насмешки или равнодушия.

    Личностные особенности эмоциональной сферы связывают также с таким качеством, как отзывчивость. Отзывчивыми счи­тают людей,, которые эмоционально откликаются на события в жизни других людей как на свои собственные. Противополож­ным качеством является черствость (или эмоциональная тупость). Такие люди не понимают, что означает сочувствие другому, без­различны к окружающим. Жизнь только для себя, только свои­ми интересами ведет к появлению такого свойства личности, как жесткость. Весьма важны также различия в направленности и содержа­нии чувств. У разных людей можно заметить преобладание того или иного настроения, склонность к определенным чувствам, что позволяет говорить о них, как о ведущих. Эта особенность обычно связана с мировоззрением, жизненными инте

    ресами, убеждениями личности.

    Чувства не могут существовать вне конкретной личности, они не имеют своей истории, а образуют совместно со всеми структурами лич­ности сложную систему, психический облик человека.

    Эмоциональные переживания и, в первую очередь такое эмоциональное состояние, как настроение существенно влияет на учебную деятельность школьников. Под настроением понимают общее эмоциональное состоя­ние, окрашивающее в течение длительного времени все пове­дение человека. Настроение может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т.д.

    На­строение является эмоциональной реакцией не на непосредст­венные последствия тех или иных событий, а на их значение для жизни человека в контексте его общих жизненных планов, интересов и ожиданий. Оно зависит от общего состояния здо­ровья, от тонуса нервной системы. Причины того или иного настрое­ния не всегда ясны, но они всегда есть и может быть определена. Их ус­тойчивость зависит от возраста, индивидуальных особенностей его характера и темпе­рамента и т.д. Настроение может стать устойчивой чертой личности. Именно эту особен­ность настроения подразумевают некоторые люди, деля окру­жающих на оптимистов и пессимистов,.

    Настроение накладывает существенный отпечаток на пове­дение, стимулирует или подавляет деятельность человека. Человек не должен быть рабом своего настроения и, как заметил один известный герой: «хоро­шее настроение никто не поднесет на блюдечке, о нем следует самому позаботиться». При господстве положительного, жизнерадостного настроения человек легко переживает и вре­менные неудачи и огорчения.

    Отсюда, чтобы школьники чувствовали себя комфортно и психологически защищёнными, необходимо заботиться о создании для каждого школьника благоприятного социально-психологического климата, развивать у них положительную мотивацию на учение, такие потребности как потребность в достижении и одобрении. В этих широко использовать методы психологической поддержки, создание ситуаций успеха, добиваться, чтобы школьник, находясь в группе, получал положительные эмоциональные переживания, чувствовал себя равноправным членом, с которым считаются все остальные члены группы.

    Воля, понятие, сущность «свободы воли». Механизмы волевой регуляции преодоления трудностей при достижении цели деятельности. Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это — способность человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и психических явлений. Воля выполняет две функции: побудительную (симулирующую) и тормозящую. Основными признаками волевого акта являются: а)приложение усилий для волевого акта; б) наличие придуманного плана осуществления поведенческого акта; г) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.

    Основным физиологическим механизмом волевых действия является вторая сигнальная система. В волевых действиях человек сознаёт как сами действия, так и условия, в которых ему приходится действовать, а это возможно лишь с помощью речи.

    Волевая регуляция поведения характеризуется состоянием оптимальной мобилизованности личности, концентрацией его активности в необходимом направлении. Главную психологическую функцию воли составляет усиление мотивации и совершенствование на этой основе регуляции действий. Этим волевые действия отличаются от импульсивных.

    На уровне личности проявление воли находит свое выражение в таких свойствах как сила воли (степень необходимого волевого усилия для достижния цели), настойчивость (умение человека мобилизовать свои возможности для длительного преодоления трудностей), выдержка (умение тормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению принятого решения), энергичность и др. Это – первичные (базовые) волевые личностные качества, определяющие большинство поведенческих актов.

    Существуют и вторичные, развивающиеся в онтогенезе позже, чем первичные, волевые качества: решительность (умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения), смелость (умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасные для личного благополучия), самообладание (умение контролировать чувственную сторону своей психики и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач), уверенность в себе. Эти качества следует рассматривать не только как волевые, но и как характерологические.

    К третичным следует отнести волевые качества, теснейшим образом связанные с нравственными: ответсвенность(качества характеризующее личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований), дисциплинированность (сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку), принципиальность (верность определенной идее в убеждениях и последовательное проведение этой идеи в поведении), обязательность (умение добровольно возложить на себя обязанности и выполнить их). К этой же группе относятся качества воли, связанные с отношением человека к труду: деловитость, инициативность (умение работать творчески, предпринимая поступки по собственному почину), организованность (разумное планирование и упорядочение своего труда), исполнительность (старательность, выполнение в срок поручений и своих обязанностей). Третичные качества воли формируются только к подростковому возрасту, т.е. моменту, когда уже имеется опыт волевых действий.

    Волевые действия можно подразделить на простые и сложные. В простом волевом акте побуждение к действию (мотив) переходит в само действие почти автоматически.

    В сложном волевом акте действию предшествует учет его последствий, осознание мотивов, принятие решений, возникновение намерения его осуществить, составление плана его осуществления и т.д.

    Развитие воли у человека связано:

    а) с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные;

    б) с приобретением человеком контроля над своим поведением;

    в) с выработкой волевых качеств личности;

    г) с тем, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, которые требуют значительных волевых усилий в течение долгого времени. Формирование волевых качеств личности можно рассматривать как движение от первичных к вторичным и далее – к третичным качествам.

    Рассмотрение психологической трактовки личности предполагает истолкование феномена духовной ее свободы. Свобода личности в психологическом плане – это, прежде всего, свобода воли. Она определяется по отношению к двум величинам: к витальным влечениям и социальным условиям жизни человека. Влечения (биологические импульсы) преобразуют в нем под влиянием его самосознания, духовно-нравственных координат его личности. Более того, человек – это единственное живое существо, которое в любой момент может сказать «нет» своим влечениям, и которое не должно всегда говорить им «да».

    Человек не свободен от социальных условий, Но он свободен занять позицию по отношению к ним, поскольку эти условия не обуславливают его полностью. От него – в пределах его ограничений – зависит, сдастся ли он, уступит ли он условиям. В этом плане свобода – это когда человек сам должен решать, выбрать ли ему добро, или ус

    тупить злу.

    Однако свобода – это лишь одна сторона целостного феномена, позитивный аспект которого – быть ответственным. Свобода личности может перейти в простой произвол, если она не переживается с точки зрения ответственности. (В. Франкл). Человек обречен на свободу и, вместе с тем, не может уйти от ответственности, Иное дело, что для многих людей спокойствие оказывается дороже свободного выбора между добром и злом, и поэтому они с готовностью «списывают» свои грехи (неблагородные поступки, подлость, предательство на «объективные условия» – несовершенство общества, плохих воспитателей , неблагополучность семей, в которых они выросли, и т.д.

    Предыдущая78910111213141516171819202122Следующая

    Высшие чувства человека – это эмоциональная форма отражения социально значимых явлений. Высшие чувства носят социальный характер, вызываются соответствием или отклонением тех или иных обстоятельств от параметров жизнедеятельности данного человека как личности. Если низшие, ситуативные эмоции связаны с удовлетворением биологически значимых потребностей, то высшие чувства — с личностными социально значимыми ценностями. Чувства регулируют различные сферы взаимодействия человека с действительностью. В зависимости от направленности различают моральные, интеллектуальные, эстетические и практические чувства.

    Моральные чувства выражают отношение человека к людям, к обществу, к своим обязанностям, к самому себе. Нравственные чувства основаны на принятом в данном обществе понимании добра и зла, долга и чести, справедливости и несправедливости. Каждое из нравственных чувств – сложнейшее единство переживаний и размышлений. Нравственные чувства образуют высший механизм человеческой саморегуляции. К числу нравственных чувств относятся: чувство долга, чувство чести, совесть, патриотизм, уважение, любовь, симпатия, привязанность, признательность, стыд, ненависть, антипатия, презрение, зависть, злорадство.

    Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами и творчеством. Предметом чувств может быть как процесс, так и результат приобретения знаний. Интеллектуальными чувствами являются: жажда знаний, желание нового, любознательность, радость познания, чувство удивления, сомнения, уверенности в суждениях. Эти чувства активизируют психические процессы, делая их более быстрыми и интенсивными.

    Одно из самых ценных интеллектуальных чувств человека — неудовлетворённость достигнутыми знаниями, стремление к более глубокому и широкому освоению действительности. К интеллектуальным чувствам относят также чувство юмора, иронию, сарказм.

    Эстетические чувства проявляются при восприятии и создании человеком прекрасного, связаны с приданием прекрасному ценностного значения. Их источником являются природа, произведения искусства, события общественной жизни, люди. Эстетические чувства проявляются в художественных оценках и вкусах, которые зависят от эстетических предпочтений. Способность воспринимать и оценивать красоту, изящество предметов и явлений, художественное достоинство произведений искусства – один из основных показателей психической развитости индивида.

    Практические чувства возникают в деятельности человека. Всякая деятельность связана с определённым отношением к её цели и средствам достижения. Практические чувства проявляются как в связи с процессом труда, так и в связи с его результатом. Эмоционально переживается умственное и физическое напряжение трудового процесса, формируется чувство радости в связи с достижением цели, устремлённость человека к значимым целям также сопряжена с соответствующим эмоциональным состоянием. Особенно эмоциональны те виды труда, которые связаны с творчеством, поиском нового.

    Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 194; Нарушение авторских прав?;

    Читайте также:

    Нередко слова "эмоция" и "чувство" употребляются как синонимы. Важное отличие чувств от эмоций заключается в том, что чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством, а эмоции возникают в ответ на конкретную ситуацию. Связь чувства с эмоциями заключается в том, что чувство переживается и обнаруживается именно в конкретных эмоциях. В структуру чувств входит не только эмоция, непосредственное переживание, но и обобщенное отношение, связанное со знанием, пониманием.

    Отличия чувств от эмоций:

    1. Чувства всегда осознаются.

    2. Относительно устойчивы.

    3. Обнаруживаются в конкретных эмоциях.

    4. В структуру кроме эмоций входит обобщенное отношение.

    5. Носят предметный характер.

    6. Образуют ряд уровней – от непосредственных до высших.

    7. Носят исторический характер.

    8. Играют социализирующую роль (их воспитывают).

    Амбвивалентность чувств – это несогласованность, противоречивость нескольких одновременно испытываемых эмоциональных отношений к некоторому объекту. Чаще всего она возникает из-за того, что отдельные особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценности человека (уважают за трудолюбие и осуждают за вспыльчивость).

    Общепринятой классификацией видов чувств психология не располагает. Принято выделять виды: нравственные, интеллектуальные, эстетические чувства и практические. Нравственные (моральные) чувства своим содержанием имеют отношение человека к человеку и – шире – к обществу. Сюда относятся: любовь, сострадание, доброжелательность, гуманность и т.д. Безнравственные чувства: жадность, эгоизм, жесткость, злорадство, надменность, себялюбие и др. Интеллектуальные чувства выражают и отражают отношение личности к процессу познания, его успешности и неуспешности. Роль чувств в мыслительном процессе состоит в том, что они выступают как своеобразный регулятор интеллектуальной деятельности. К ним относятся: интерес (как эмоцию), удивление, любознательность, сомнение, радость открытия, любовь к истине и т.д. Эстетические чувства отражают и выражают отношение субъекта к различным фактам жизни и его отображению в искусстве как к чему-либо прекрасному, возвышенному или пошлому, изящному или грубому.

    Эти чувства проявляются в оценках, художественных вкусах и переживаются как эмоции эстетического наслаждения и восторга или же презрения, разочарования, отвращения. Эстетические чувства являются продуктом культурного развития человека, процесса его формирования и сознания.

    Все люди, как личности, в эмоциональном плане отличаются друг от друга по: 1) эмоциональной возбудимости; 2) длительности и устойчивости возникающих у них эмоциональных переживаний; 3) доминированию стенических иди астенических эмоций. Но более всего эмоциональная сфера различается по 4) силе и глубине чувств, по 5) содержанию; 6) предметной отнесенности.

    Выводы:

    1. Эмоционально-волевая сфера является одной из самых обширных сфер личности и наиболее сильно зависящей от культурно-исторических условий формирования человека.

    2. Воля – важнейшее психическое образование личности, от которого зависит не только успешность деятельности, но и развитие способностей, познавательной сферы человека и индивидуальных (характерологических) особенностей личности.

    3. Основные эмоции имеют врожденный характер и выполняют ряд важнейших функций в организации психической жизни человека.

    4. Эмоциональные состояния человека столь же разнообразны, как и эмоции. Отличаются сравнительной длительностью и большими последствиями для человека.

    5. Чувства значительно отличаются от эмоций, имеют более сложную структуру и образуют ряд уровней: от простых до высших.

    Рекомендуемая литература:

    Бреслав, Г.М. Психология эмоций. – М.: Смысл; Изд. центр «Академия», 2004. – 544 с.

    Изард, К. Психология эмоций. 2-е изд., доп. / Пер. с англ. СПб.: Питер, 1999. 464с.

    Якобсон, П.М. Психология чувств. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 216с.

    Ильин, Е.П. Психология воли. СПб.: Питер, 2000. 284 с.

    Психические состояния: Хрестоматия / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. СПб.: Питер, 2000. 512 с.

    Психология эмоций: Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гппенрейтер. 2-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1993. 304с.

    Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 296; Нарушение авторских прав?;

    Читайте также:

    Высшие чувства

    Моральные чувства. Это чувства, в которых оказывается устойчивое отношение человека к общественным событиям, к другим людям и к себе самому. Они неразрывно связаны с нормами поведения, приемлемыми в определенном обществе, с оценкой соответствия этим нормам действий, поступков, намерений человека. Источником таких чувств является совместная жизнь людей, их взаимоотношения, их совместная борьба за достижение общественной цели.

    Высокими моральными чувствами людей является, прежде всего, чувство любви к своей стране, чувство патриотизма. Чувство патриотизма многогранно. Оно неразрывно связано с чувством национального достоинства и гордости, национального самосознания. Национальное самосознание — осознание человеком своей принадлежности к определенной нации.

    Оно включает в себя и формируется на основании:

    1. Знание родного языка, истории своей страны и национальной культуры;
    2. Осознание места своей страны, ее культуры, истории среди других народов;
    3. Ментальности.

    Ментальность охватывает особенности национального мировосприятия, мировоззрения, психологии, национального характера.

    Положительными чертами ментальности являются: чувствительность, лиризм, что проявляется как в народном творчестве, так и в обрядности; миролюбие, кротость, мягкость характера, доброжелательность, любовь к земле, к красоте.

    Чувство любви к Родине связано с любовью к людям, с чувством гуманности. Чувство гуманности обусловлено нравственными нормами и ценностями, системой установок личности на социальные объекты (человека, группу, живых существ), представленные в сознании переживаниями, со переживаниями и реализуются в общении, деятельности, помощи. Чувствами гуманизма руководствуется личность при признании прав, свободы, чести и достоинства другого человека.

    Чувство чести. Это высокие нравственные чувства, которые характеризуются отношением человека к самому себе и отношением к нему других людей. Честь — это признание обществом достижений личности.

    Понятие чести охватывает желание человека поддержать свою репутацию, престиж, добрую славу в том социальном окружении, к которому он принадлежит. С честью связано представление о достоинстве.

    Чувство достоинства проявляется в общественном признании прав человека на уважение со стороны окружающих, на независимость, в осознании им этой независимости, моральной ценности своих поступков и качеств, неприятие всего того, что унижает его как личность.

    Оценка человеком собственных поступков, добрых и недобрых, своей деятельности, своего отношения к другим называется его совестью. Эта оценка является не только умственной, но и эмоциональной. Она переживается, осознается человеком и считается внутренним регулятором его поведения, проявлением морального сознания. Сила и действенность влияния совести на личность зависит от прочности моральных убеждений человека.

    Интеллектуальные чувства. Эти чувства появляются в процессе переживаний, которые связаны с умственной, познавательной деятельностью человека. Таковы чувства любви к знаниям, чувства нового, удивления, сомнения, уверенности, неуверенности. Названные чувства связаны с моральными чувствами человека, но вместе с тем они специфичны, источниками их является обучение, конструктивная, творческая производственная деятельность.

    Эстетические чувства. К эстетическим чувствам относятся чувство красоты, прекрасного, которые порождаются явлениями природы, результатами труда людей, художественной и творческой деятельности. Эстетические чувства отражают прекрасное в самой объективной действительности. В них проявляется отношение личности к предметам и явлениям, вызванное активным желанием овладеть конкретными эстетическими объектами или же тем или иным видом творческой деятельности.

    Эстетические чувства формируются и реализуются в любой деятельности человека, поскольку каждая деятельность включает в себя элементы прекрасного. Эстетические чувства являются важным фактором формирования нравственного лица человека.

    Одним из сложных чувств, которое сочетает в себе эстетические, моральные, интеллектуальные стороны, есть чувство смешного, комического. Чувство комического возникает как переживание личностью несоответствия между формой и содержанием в действиях и поступках людей. Раскрытие личностью этого несоответствия и переживания, отношение ее к ней — это основные моменты, характеризующие чувство комического.

    Чувство комического может проявляться в различных формах. Так, объединенное с чувством симпатии, доброжелательным отношением, сочувствием к тем, с кого мы смеемся, оно превращается в чувство юмора. Пропитанное ненавистью к другим людям, гневом, это чувство становится сатирическое. Смех является мощным средством борьбы с тем негативным, что случается в жизни людей.

    Моральные, интеллектуальные, эстетические чувства переживаются человеком в деятельности и общении и называются высшими чувствами в связи с тем, что они объединяют все богатство эмоциональных отношений человека в социальном окружении.

    В определении чувств "высшими" отмечается обобщенность стабильность их. Вместе с тем следует подчеркнуть условности понятия "высокие чувства", поскольку к ним относят не только позитивные, моральные, но и негативные чувства (скупость, эгоизм, зависть и т.п.). За неимением точного классификационного критерия моральные, интеллектуальные и эстетические чувства довольно трудно различать в психологическом плане. Чувство юмора, будучи эстетическим, одновременно может быть и интеллектуальным (если оно связано с умением подмечать противоречия в окружающей среде), и моральным чувством.

    содержанию в психологии различают следующие чувства : моральные (нравственные), интеллектуальные (познавательные), эстетические.

    Моральным чувством называется эмоциональное отношение личности к поведению людей и своему собственному. В сфере высших чувств моральным чувствам принадлежит особое место.

    Моральные, или нравственные, чувства возникают и развиваются в процессе совместной деятельности людей и испытывают влияние нравственных норм, фактически господствующих в данном обществе. Они возникают под влиянием поведения и поступков других людей и своих собственных. Эти переживания – своеобразный результат оценки поступков, их соответствия или несоответствия нормам морали, которые человек считает обязательными для себя и других. Положительные оценки поступков вызывают у человека чувство удовлетворения, отрицательные – внутренний протест.

    К моральным чувствам относятся чувства симпатии и антипатии, привязанности и отчужденности, уважения и презрения, признательности и неблагодарности, любви и ненависти. Среди моральных чувств особо следует выделить чувство товарищества и дружбы, патриотизма и коллективизма, чувство долга и совести. Эти чувства обусловлены мировоззрением – системой взглядов и убеждений человека.

    Моральные чувства порождаются системой человеческих отношений и этическими нормами, регулирующими эти отношения.

    Первая особенность моральных чувств – их социальный характер, социальная значимость. Вторая особенность – сложность и многогранность их проявлений.

    Переживания, возникающие в процессе умственной деятельности, называются интеллектуальными чувствами.

    Осуществляемая познавательная деятельность вызывает целую гамму глубоких переживаний. Нахождение существенных признаков явления и причин, его порождающих, установление закономерностей протекания этого явления всегда сопряжено с особым чувством радости открытия, иногда перерастающим в чувство глубочайшего удовлетворения. Переживание успехов познавательной деятельности побуждает к дальнейшим усилиям мысли. Неудачи при решении познавательных задач вызывают не менее острые переживания. Радости и муки научного познания – это эмоциональная характеристика познавательной деятельности.

    Эстетические чувства возникают и развиваются при восприятии и создании человеком прекрасного.

    Прекрасное привлекает к себе, и тем в большей мере, чем глубже человек проникает в это прекрасное, полнее его понимает. Эстетические чувства возникают не только при восприятии прекрасного. Морально прекрасное также вызывает эстетические чувства.

    Дата публикования: 2014-11-26; Прочитано: 112 | Нарушение авторского права страницы

    studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

    Оставьте комментарий