Содержание
Необходимость и случайность
ПРЕДМЕТ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ. ОСНОВНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ
Естествознание — совокупность наук о природе.
Наука — сфера человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и систематизации объективных знаний о действительности.
Непосредственная цель науки — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов.
Концепция — определенный способ понимания, трактовка каких-либо явлений, основная точка зрения.
Парадигма (от греч. paradeigma — пример, образец) — строго научная теория, господствующая в течение определенного исторического периода в научном обществе. Это модель постановки проблем, методов их исследования и решения.
Мировоззрение — система обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе.
Предмет естествознания:
? различные формы движения материи в природе;
? лестница последовательных уровней организации материи и их взаимосвязи;
? основные формы всякого бытия — пространство и время;
? закономерная связь явлений природы как общего, так и специфического характера.
Цели естествознания:
? находить сущность явлений природы, их законы и на этой основе предвидеть или создавать новые явления;
? раскрывать возможности использования на практике познанных законов природы.
Можно сказать, что у естествознания есть ближайшая, или непосредственная, цель — это познание законов природы, а значит, и истины, и конечная цель — содействие практическому использованию этих законов. Таким образом, цели естествознания совпадают с целями самой человеческой деятельности.
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Необходимость и случайность
История науки полна сообщений о случайных событиях: случайно были открыты гальванические элементы, радиоактивность, лучи Рентгена, радиоизлучение Галактики, пенициллин, фуксин, почти все химические элементы и многое другое. Более того: почти в каждом экспериментальном открытии есть элемент случайности.
Открытие есть обнаружение чего-то нового, неизвестного, необъяснимого, с точки зрения существующих научных представлений. Поэтому открытие и оказывается делом случая.
Но случайность и необходимость находятся в неразрывном единстве. В объективной действительности нет таких явлений, которые были бы только необходимыми или только случайными, которые были бы лишены случайных признаков или необходимой связи. Там, где есть необходимость, всегда есть и случайность и наоборот: случайность — это скрытая необходимость.
Необходимость вообще проявляется через массу случайностей, поэтому наличие случайностей того или иного рода в научных открытиях не может служить аргументом для отрицания закономерностей в развитии науки.
Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 79;
ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:
Необходимость и случайность
Предмет и цели естествознания
Естествознание это совокупность наук о природе. Наука есть сфера человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и систематизации объективных знаний о действительности. Непосредственная цель науки это описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, что составляет предмет ее обучения на основе открываемых ею законов. Концепция в естествознании это способ понимания, трактовки каких либо явлений, основная точка зрения. А парадигма есть строго научная теория, господствующая в течении определенного исторического периода в научном обществе. Существует так же мировоззрение как система обобщенных взглядов на объективный мир и роль человека в нем, на отношение человека к окружающей действительности и себе самому.
Предмет естествознания:
— различные формы движения материи в природе.
— лестница последовательных уровней организации материи и их взаимосвязи.
— основные формы всякого бытия — пространство и время.
— закономерная связь явлений природы как общего так и специфического характера.
Цели естествознания:
— находить сущность явлений природы, их законы и на этой основе создавать теории или создавать новые явления.
— раскрывать возможности использования новых законов на практике.
В общем, можно сказать, что у естествознания есть непосредственная цель — познание законов природы, а значит, и истины. Конечная цель это содействие практическому использованию этих законов. История науки полна сообщений о случайных событиях. Случайно были открыты гальванические токи, радиоактивность, лучи Рентгена, радиоизлучение Галактики, пенициллин, фуксин, почти все химические элементы и многое другое. Более того: почти в каждом экспериментальном открытии есть элемент случайности. Открытие есть обнаружение чего-то нового, неизвестного, необъяснимого, с точки зрения существующих научных представлений. Поэтому открытие и оказывается делом случая. Но случайность и необходимость находятся в неразрывном единстве. В объективной действительности нет таких явлений, которые были бы только не обходимыми или только случайными, которые были бы лишены случайных признаков или необходимой связи. Там где есть необходимость, всегда есть и случайность и наоборот: случайность – это скрытая необходимость. Необходимость вообще проявляется через массу случайностей, поэтому наличие случайностей того или иного рода в научных открытиях не может служить аргументом для отрицания закономерностей в развитии науки.
Развитие науки зависит от многих причин, среди которых можно выделить следующие:
— потребности материального производства;
— практические потребности общества;
— экономический строй;
— уровень развития культуры;
— формы общественного сознания;
— достигнутый уровень самой науки.
Значимость этих причин различна. Первичные знания возникали не из теоретических стремлений, а из непосредственного плана. Поэтому их необходимо было привести в систему, установить связь и взаимосвязь явлений, простейшие закономерности. Так возникли первые зачатки науки как особой отрасли умственной деятельности в рабовладельческих обществах древнего Египта, Ассирии, Вавилонии, Греции, Рима. Можно сказать, что наука зародилась в Древнем Риме в связи с потребностями общественной практики. В XVI-XVII вв. в ходе исторического развития наука превратилась в производственную силу и важнейший социальный статус, оказывающий влияние на все сферы общества. Объем научной деятельности с XVII в. удваивается примерно каждые 10-15 лет. Сюда входят рост открытий, число научных работников, объем научной информации.
Естествознание — совокупность наук о природе.
Наука — сфера человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и систематизации объективных знаний о действительности.
Непосредственная цель науки — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов.
Концепция — определенный способ понимания, трактовка каких-либо явлений, основная точка зрения.
Парадигма (от греч.
ПРЕДМЕТ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ. ОСНОВНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ
paradeigma — пример, образец) — строго научная теория, господствующая в течение определенного исторического периода в научном обществе. Это модель постановки проблем, методов их исследования и решения.
Мировоззрение — система обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе.
Предмет естествознания:
? различные формы движения материи в природе;
? лестница последовательных уровней организации материи и их взаимосвязи;
? основные формы всякого бытия — пространство и время;
? закономерная связь явлений природы как общего, так и специфического характера.
Цели естествознания:
? находить сущность явлений природы, их законы и на этой основе предвидеть или создавать новые явления;
? раскрывать возможности использования на практике познанных законов природы.
Можно сказать, что у естествознания есть ближайшая, или непосредственная, цель — это познание законов природы, а значит, и истины, и конечная цель — содействие практическому использованию этих законов. Таким образом, цели естествознания совпадают с целями самой человеческой деятельности.
Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 287 | Нарушение авторского права страницы
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…
Предмет и задачи естествознания. История естествознания
1. Предмет и цели естествознания. Структура естествознания.
теория господствующая в течение определенного исторического периода
История естествознания.
а) Природоведение архаических формаций. Вавилон, Египет, Древняя Греция.
б) IV-XIV века — схоластико-теологический период.
в) XV-XVIII века — метафизический период.
г) XVIII-XX(начало) века — классический период.
д) XX-XXI — современный период. Этика науки.
1. Естествознание— система наук о природе, или естественных наук, взятых в их взаимной связи, как целое. Естествознание — одна из 3-х основных областей научного знания — о природе, обществе, мышлении.
Предмет естествознания— различные формы движения материи в природе. Материальные носители, образующие лестницу последовательных уровней структурной организации материи: их взаимосвязи, внутренняя структура и генезис. Основные формы всякого бытия — пространство и время, закономерная связь явлений природы.
Термином природачаще всего обозначают совокупность объектов и систем материального мира в их естественном состоянии, не являющейся продуктом трудовой деятельности человека.
Целиестествознания двоякие:
1. Находить сущность явлений природы, их законы и на этой основе предвидеть или создавать новые явления.
2. Раскрывать возможность использования на практике познанных законов, сил и веществ природы. Построение новой деятельности.
Методыестествознания.
Эмпирические. Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности. Описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах. Измерение – сравнение объектов по какой-либо шкале. Эксперимент – наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях.
Теоретические. Формализация – построение абстрактно-математических моделей. Аксиоматизация – построение теорий на основе аксиом. Гипотетико-дедуктивный метод – создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.
Существуют разные подходы к классификации методов, так по области применения различают: всеобщие, общенаучные и конкретно-научные методы.
Структураестествознания.
Исходя из предмета познания — все естествознание может быть разделено на знание о неорганической и органической природе, как и природа делится на живую и неживую, с учетом общего хода от более простых, низших ступеней и форм до наивысших и сложнейших.
Раздвоение природы на живую и неживую, которое зарождается в пределах химии, (поскольку химические соединения дифференцируются на неорганические и органические) можно представить так:
неорганическая(путь к неживой природе)
Предыдущая123456789101112Следующая
Дата добавления: 2015-09-29; просмотров: 881;
ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:
С этим файлом связано 9 файл(ов). Среди них: Stupeni_razvitia_obschestva.pdf, 61.jpg, 60.jpg, konspekt_religia.pdf, ГосДумы.docx, 1Основные политические партии (Таблица).doc, konspekt_nauka_obrazovanie.pdf, Президенты и главы прав-в.docx.
Показать все связанные файлы
Наука и образование.
Наука — особая система знаний
система специфических организаций с работающими в них людьми (НИИ)
особый вид деятельности, система научных исследований.
Цель науки: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.
Функции науки:
1.
теоретико- познавательная — проникновение в сущность вещей, накопление научных знаний
2.
культурно-мировоззренческая
3.
практически –деятельностная -участие в преобразующей деятельности
4.
социальная
-исследование жизни и деятельности человека, достижение наиболее благоприятных условий для развития
-управление процессами социального развития( разработка концепций, формулирование законодательных актов)
— определение путей и способов практического использования добытых знаний
— превращение науки в производительную силу общества
5.
производственная
6.
прогностическая
Классификация наук:
по предмету познания
1.
естественные — позволяют раскрыть структуру материального мира
(физика, химия)
2.
общественные — поведенческие науки, изучающие взаимодействие людей (социология, экономика, обществознание)
3.
гуманитарные — дают описательно-оценочные характеристики
(философия, история)
4.
технические — служат практическим целям (радиоэлектроника, химия полимеров)
по удалённости от практики
1. фундаментальные – отсутствует прямая ориентация на практику;
2. прикладные – ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально – практических проблем.
Понятие и предмет естествознания
Этические нормы науки:
1.
социальная ответственность учёного (клонирование)
2.
бескорыстный поиск и отстаивание истины, объективность
3.
общечеловеческие требования и запреты (плагиат)
Черты современной науки:
всеохватность — не ограничена временем, пространством, объёмом
незавершённость
дифференцированность – существование различных направлений и школ
интегрированность — синтез знаний, комплексный анализ
Инновация— нововведение.
Парадигма- система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный период.
Образование — целенаправленная познавательная деятельность по получению знаний, умений и навыков, их совершенствованию.
Образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения, ориентированный на интересы человека, общества, государства.
Цели образования: приобщение индивида к достижениям цивилизации, сохранение культурного достояния.
Функции образования:
1.
трансляция культуры в обществе.
2.
формирование у молодого поколения ценностных ориентаций, господствующих в данном обществе.
3.
социальная селекция (размещение в социальной структуре)
4.
проведение социальных и культурных изменений в обществе
5.
обеспечение человека системой знаний и умений, необходимых для успешной деятельности.
Обязательным является полное среднее образование.
Основные направления в развитии образования:
1.
демократизация
2.
компьютеризация
3.
интеграция — компетентностный подход
4.
интернационализация — единая система образования
5.
гуманизация — особое внимание уделяется личности, её интересам
6.
гуманитаризация — усиленное внимание к гуманитарным и общественным дисциплинам
7.
профилизация
Тенденции в развитии образования:
должно быть адекватным мировому уровню общей и профессиональной культуры
переход к непрерывному образованию (самосовершенствование на протяжении всей жизни, ликвидация пробелов, переподготовка в связи с меняющимися условиями)
развитие компетентности, являющейся основой конкурентноспособности, усиление практической направленности образования
возрастание роли образования в формировании гражданской позиции
повышение роли образования в развитии творческого потенциала личности
Уровни образования:
Общее образование
-дошкольное
-начальное
-основное общее
-среднее (полное) общее
-дополнительное
Профессиональное образование
-начальное (лицей)
-среднее (колледж)
Высшее образование
— бакалавриат
— магистратура
Обскурантизм – крайне враждебное отношение к просвещению и науке.
перейти в каталог файлов