Теория господствующая в течение определенного исторического периода


Необходимость и случайность

ПРЕДМЕТ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ. ОСНОВНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ

Естествознание — совокупность наук о природе.

Наука — сфера человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и систематизации объективных знаний о действительности.

Непосредственная цель науки — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов.

Концепция — определенный способ понимания, трактовка каких-либо явлений, основная точка зрения.

Парадигма (от греч. paradeigma — пример, образец) — строго научная теория, господствующая в течение определенного исторического периода в научном обществе. Это модель постановки проблем, методов их исследования и решения.

Мировоззрение — система обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе.

Предмет естествознания:

? различные формы движения материи в природе;

? лестница последовательных уровней организации материи и их взаимосвязи;

? основные формы всякого бытия — пространство и время;

? закономерная связь явлений природы как общего, так и специфического характера.

Цели естествознания:

? находить сущность явлений природы, их законы и на этой основе предвидеть или создавать новые явления;

? раскрывать возможности использования на практике познанных законов природы.

Можно сказать, что у естествознания есть ближайшая, или непосредственная, цель — это познание законов природы, а значит, и истины, и конечная цель — содействие практическому использованию этих законов. Таким образом, цели естествознания совпадают с целями самой человеческой деятельности.

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Необходимость и случайность

История науки полна сообщений о случайных событиях: случайно были открыты гальванические элементы, радиоактивность, лучи Рентгена, радиоизлучение Галактики, пенициллин, фуксин, почти все химические элементы и многое другое. Более того: почти в каждом экспериментальном открытии есть элемент случайности.

Открытие есть обнаружение чего-то нового, неизвестного, необъяснимого, с точки зрения существующих научных представлений. Поэтому открытие и оказывается делом случая.

Но случайность и необходимость находятся в неразрывном единстве. В объективной действительности нет таких явлений, которые были бы только необходимыми или только случайными, которые были бы лишены случайных признаков или необходимой связи. Там, где есть необходимость, всегда есть и случайность и наоборот: случайность — это скрытая необходимость.

Необходимость вообще проявляется через массу случайностей, поэтому наличие случайностей того или иного рода в научных открытиях не может служить аргументом для отрицания закономерностей в развитии науки.

Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 79;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Необходимость и случайность

Предмет и цели естествознания

Естествознание это совокупность наук о природе. Наука есть сфера человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и систематизации объективных знаний о действительности. Непосредственная цель науки это описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, что составляет предмет ее обучения на основе открываемых ею законов. Концепция в естествознании это способ понимания, трактовки каких либо явлений, основная точка зрения. А парадигма есть строго научная теория, господствующая в течении определенного исторического периода в научном обществе. Существует так же мировоззрение как система обобщенных взглядов на объективный мир и роль человека в нем, на отношение человека к окружающей действительности и себе самому.

Предмет естествознания:

— различные формы движения материи в природе.

 — лестница последовательных уровней организации материи и их взаимосвязи.

 — основные формы всякого бытия — пространство и время.

 — закономерная связь явлений природы как общего так и специфического характера.

Цели естествознания:

 — находить сущность явлений природы, их законы и на этой основе создавать теории или создавать новые явления.

 — раскрывать возможности использования новых законов на практике.

В общем, можно сказать, что у естествознания есть непосредственная цель — познание законов природы, а значит, и истины. Конечная цель это содействие практическому использованию этих законов. История науки полна сообщений о случайных событиях. Случайно были открыты гальванические токи, радиоактивность, лучи Рентгена, радиоизлучение Галактики, пенициллин, фуксин, почти все химические элементы и многое другое. Более того: почти в каждом экспериментальном открытии есть элемент случайности. Открытие есть обнаружение чего-то нового, неизвестного, необъяснимого, с точки зрения существующих научных представлений. Поэтому открытие и оказывается делом случая. Но случайность и необходимость находятся в неразрывном единстве. В объективной действительности нет таких явлений, которые были бы только не обходимыми или только случайными, которые были бы лишены случайных признаков или необходимой связи. Там где есть необходимость, всегда есть и случайность и наоборот: случайность – это скрытая необходимость. Необходимость вообще проявляется через массу случайностей, поэтому наличие случайностей того или иного рода в научных открытиях не может служить аргументом для отрицания закономерностей в развитии науки.

Развитие науки зависит от многих причин, среди которых можно выделить следующие:

 — потребности материального производства;

 — практические потребности общества;

 — экономический строй;

 — уровень развития культуры;

 — формы общественного сознания;

 — достигнутый уровень самой науки.

Значимость этих причин различна. Первичные знания возникали не из теоретических стремлений, а из непосредственного плана. Поэтому их необходимо было привести в систему, установить связь и взаимосвязь явлений, простейшие закономерности. Так возникли первые зачатки науки как особой отрасли умственной деятельности в рабовладельческих обществах древнего Египта, Ассирии, Вавилонии, Греции, Рима. Можно сказать, что наука зародилась в Древнем Риме в связи с потребностями общественной практики. В XVI-XVII вв. в ходе исторического развития наука превратилась в производственную силу и важнейший социальный статус, оказывающий влияние на все сферы общества. Объем научной деятельности с XVII в. удваивается примерно каждые 10-15 лет. Сюда входят рост открытий, число научных работников, объем научной информации.



Естествознание — совокупность наук о природе.

Наука — сфера человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и систематизации объективных знаний о действительности.

Непосредственная цель науки — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов.

Концепция — определенный способ понимания, трактовка каких-либо явлений, основная точка зрения.

Парадигма (от греч.

ПРЕДМЕТ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ. ОСНОВНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ

paradeigma — пример, образец) — строго научная теория, господствующая в течение определенного исторического периода в научном обществе. Это модель постановки проблем, методов их исследования и решения.

Мировоззрение — система обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе.

Предмет естествознания:

? различные формы движения материи в природе;

? лестница последовательных уровней организации материи и их взаимосвязи;

? основные формы всякого бытия — пространство и время;

? закономерная связь явлений природы как общего, так и специфического характера.

Цели естествознания:

? находить сущность явлений природы, их законы и на этой основе предвидеть или создавать новые явления;

? раскрывать возможности использования на практике познанных законов природы.

Можно сказать, что у естествознания есть ближайшая, или непосредственная, цель — это познание законов природы, а значит, и истины, и конечная цель — содействие практическому использованию этих законов. Таким образом, цели естествознания совпадают с целями самой человеческой деятельности.

Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 287 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Предмет и задачи естествознания. История естествознания

1. Предмет и цели естествознания. Структура естествознания.

теория господствующая в течение определенного исторического периода

История естествознания.

а) Природоведение архаических формаций. Вавилон, Египет, Древняя Греция.

б) IV-XIV века — схоластико-теологический период.

в) XV-XVIII века — метафизический период.

г) XVIII-XX(начало) века — классический период.

д) XX-XXI — современный период. Этика науки.

1. Естествознание— система наук о природе, или естественных наук, взятых в их взаимной связи, как целое. Естествознание — одна из 3-х основных областей научного знания — о природе, обществе, мышлении.

Предмет естествознания— различные формы движения материи в природе. Материальные носители, образующие лестницу последовательных уровней структурной организации материи: их взаимосвязи, внутренняя структура и генезис. Основные формы всякого бытия — пространство и время, закономерная связь явлений природы.

Термином природачаще всего обозначают совокупность объектов и систем материального мира в их естественном состоянии, не являющейся продуктом трудовой деятельности человека.

Целиестествознания двоякие:

1. Находить сущность явлений природы, их законы и на этой основе предвидеть или создавать новые явления.

2. Раскрывать возможность использования на практике познанных законов, сил и веществ природы. Построение новой деятельности.

Методыестествознания.

Эмпирические. Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности. Описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах. Измерение – сравнение объектов по какой-либо шкале. Эксперимент – наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях.

Теоретические. Формализация – построение абстрактно-математических моделей. Аксиоматизация – построение теорий на основе аксиом. Гипотетико-дедуктивный метод – создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.

Существуют разные подходы к классификации методов, так по области применения различают: всеобщие, общенаучные и конкретно-научные методы.

Структураестествознания.

Исходя из предмета познания — все естествознание может быть разделено на знание о неорганической и органической природе, как и природа делится на живую и неживую, с учетом общего хода от более простых, низших ступеней и форм до наивысших и сложнейших.

Раздвоение природы на живую и неживую, которое зарождается в пределах химии, (поскольку химические соединения дифференцируются на неорганические и органические) можно представить так:

неорганическая(путь к неживой природе)

Предыдущая123456789101112Следующая

Дата добавления: 2015-09-29; просмотров: 881;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

С этим файлом связано 9 файл(ов). Среди них: Stupeni_razvitia_obschestva.pdf, 61.jpg, 60.jpg, konspekt_religia.pdf, ГосДумы.docx, 1Основные политические партии (Таблица).doc, konspekt_nauka_obrazovanie.pdf, Президенты и главы прав-в.docx.
Показать все связанные файлы

Наука и образование.

Наука — особая система знаний

система специфических организаций с работающими в них людьми (НИИ)

особый вид деятельности, система научных исследований.
Цель науки: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.
Функции науки:
1.
теоретико- познавательная — проникновение в сущность вещей, накопление научных знаний
2.
культурно-мировоззренческая
3.
практически –деятельностная -участие в преобразующей деятельности
4.
социальная
-исследование жизни и деятельности человека, достижение наиболее благоприятных условий для развития
-управление процессами социального развития( разработка концепций, формулирование законодательных актов)
— определение путей и способов практического использования добытых знаний
— превращение науки в производительную силу общества
5.
производственная
6.
прогностическая
Классификация наук:
по предмету познания
1.
естественные — позволяют раскрыть структуру материального мира
(физика, химия)
2.
общественные — поведенческие науки, изучающие взаимодействие людей (социология, экономика, обществознание)
3.
гуманитарные — дают описательно-оценочные характеристики
(философия, история)
4.
технические — служат практическим целям (радиоэлектроника, химия полимеров)
по удалённости от практики
1. фундаментальные – отсутствует прямая ориентация на практику;
2. прикладные – ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально – практических проблем.

Понятие и предмет естествознания

Этические нормы науки:
1.
социальная ответственность учёного (клонирование)
2.
бескорыстный поиск и отстаивание истины, объективность
3.
общечеловеческие требования и запреты (плагиат)
Черты современной науки:

всеохватность — не ограничена временем, пространством, объёмом

незавершённость


дифференцированность – существование различных направлений и школ

интегрированность — синтез знаний, комплексный анализ
Инновация— нововведение.
Парадигма- система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный период.
Образование — целенаправленная познавательная деятельность по получению знаний, умений и навыков, их совершенствованию.
Образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения, ориентированный на интересы человека, общества, государства.
Цели образования: приобщение индивида к достижениям цивилизации, сохранение культурного достояния.
Функции образования:
1.
трансляция культуры в обществе.
2.
формирование у молодого поколения ценностных ориентаций, господствующих в данном обществе.
3.
социальная селекция (размещение в социальной структуре)
4.
проведение социальных и культурных изменений в обществе
5.
обеспечение человека системой знаний и умений, необходимых для успешной деятельности.
Обязательным является полное среднее образование.
Основные направления в развитии образования:
1.
демократизация
2.
компьютеризация
3.
интеграция — компетентностный подход
4.
интернационализация — единая система образования
5.
гуманизация — особое внимание уделяется личности, её интересам
6.
гуманитаризация — усиленное внимание к гуманитарным и общественным дисциплинам
7.
профилизация
Тенденции в развитии образования:

должно быть адекватным мировому уровню общей и профессиональной культуры

переход к непрерывному образованию (самосовершенствование на протяжении всей жизни, ликвидация пробелов, переподготовка в связи с меняющимися условиями)

развитие компетентности, являющейся основой конкурентноспособности, усиление практической направленности образования

возрастание роли образования в формировании гражданской позиции


повышение роли образования в развитии творческого потенциала личности
Уровни образования:
Общее образование
-дошкольное
-начальное
-основное общее
-среднее (полное) общее
-дополнительное
Профессиональное образование
-начальное (лицей)
-среднее (колледж)
Высшее образование
— бакалавриат
— магистратура
Обскурантизм – крайне враждебное отношение к просвещению и науке.

перейти в каталог файлов

Оставьте комментарий