Структура деятельности по леонтьеву


Содержание

Схема 1.1.1. Структура человеческой деятельности (по А.Н.Леонтьеву)

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Понятие о деятельности

Естественное состояние человека – состояние деятельности. Пока человек живет, он постоянно участвует в самых разнообразных видах деятельности: трудовой, учебной, общественной, творческой, спортивной, игровой.

В онтологии и антропологии деятельность рассматривается как форма бытия и способ существования и развития человека, всесторонний процесс преобразования им природной и социальной реальности (включая его самого) в соответствии с его потребностями, целями и задачами.

В процессе осуществления деятельности:

1) создаются материальные условия жизни человека, удовлетворяются естественные желания;

2) развивается духовный мир человека; реализуются его культурные потребности;

3) реализуется личностный потенциал человека, достигаются жизненные цели;

4) создаются условия для самореализации человека в системе общественных отношений;

5) происходит научное познание окружающего мира, самопознание и саморазвитие;

6) осуществляется преобразование окружающего мира.

Деятельность характеризуется

предметностью. Она подчиняется и уподобляется свойствам и отношениям преобразуемого в процессе деятельности объективного мира;

социальностью. Деятельность человека всегда носит общественный характер, побуждающий людей к обмену ее продуктами, информацией, к согласованию индивидуальных целей и планов, к взаимопониманию;

сознательностью. В процессе организации и осуществления деятельности сознание выполняет разнообразные функции: информационную, ориентирующую, целеполагающую, мотивационно-побудительную, регулирующую и контролирующую.

Структура деятельности представлена в схеме выдающегося психолога А.Н.Леонтьева (Схема 1.1.1).

Схема 1.1.1. Структура человеческой деятельности (по А.Н.Леонтьеву)

Потребность Задача
Мотив   Цель   Условия
         
Деятельность   Действие   Операция

Эффективность деятельности зависит от субъективных, объективных и ресурсных условий.

1. Субъективные условия:

а) наличие у субъекта деятельности ярко выраженной потребности и устойчивых мотивов её осуществления, принятие им цели и программы действий;

б)опыт организации и осуществления деятельности;

в)соответствие содержания и характера деятельности индивидуальным особенностям субъекта;

г)эмоционально-психологическое и физическое состояние субъекта.

2. Объективные условия:

а)убедительная мотивация, четкая постановка цели, рациональное планирование, контроль, объективная оценка;

б)благоприятный нравственно-психологический климат;

в)соответствующие стандартам производственно-бытовые и санитарно-гигиенические условия деятельности.

3. Ресурсные условия:

а)материально-техническое обеспечение деятельности: материалы, организация рабочего места, приспособления;

б)информационное обеспечение деятельности;

в)кадровое обеспечение деятельности: компетентные руководители, организаторы, исполнители.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое деятельность?

2. Перечислите функции деятельности.

3. Какими свойствами характеризуется деятельность?

4. От чего зависит эффективность деятельности?

5. Какова структура деятельности?

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

А.Н. Леонтьев: строение деятельности

Положение о том, что все совершающееся в психической сфере человека укоренено в его деятельности, развивал также Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979). Сперва он следовал линии, намеченной Выготским. Но затем, высоко оценив идеи Басова о «морфологии» (строении) деятельности, он предложил схему ее организации и преобразования на различных уровнях: в эволюции животного мира, в истории человеческого общества, а также в индивидуальном развитии человека — «Проблемы развития психики» (1959).

Леонтьев подчеркивал, что деятельность — особая целостность. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия. Их нельзя рассматривать порознь, они образуют систему. Различие между деятельностью и действием он пояснял на следующем примере, взятом из истории деятельности людей в первобытном обществе. Участник первобытной коллективной охоты в качестве загонщика вспугивает дичь, чтобы направить ее к другим охотникам, которые скрываются в засаде. Мотивом его деятельности служит потребность в пище. Удовлетворяет же он свою потребность, отгоняя добычу, из чего следует, что его деятельность определяется мотивом, тогда как действие — той целью, которая им достигается (вспугивание дичи) ради реализации этого мотива.

Аналогичен психологический анализ ситуации обучения ребенка. Школьник читает книгу, чтобы сдать экзамен. Мотивом его деятельности может служить сдача экзамена, получение отметки, а действием усвоение содержания книги. Возможна, однако, ситуация, когда содержание само станет мотивом и увлечет учащегося настолько, что он сосредоточится на нем независимо от экзамена и отметки. Тогда произойдет «сдвиг мотива (сдача экзамена) на цель (решение учебной задачи)». Тем самым появится новый мотив. Прежнее действие превратится в самостоятельную деятельность. Из этих простых примеров видно, насколько важно, изучая одни и те же объективно наблюдаемые действия, раскрывать их внутреннюю психологическую подоплеку.

Обращение к деятельности как присущей человеку форме существования позволяет включить в широкий социальный контекст изучение основных психологических категорий (образ, действие, мотив, отношение, личность), которые образуют внутренне связанную систему.

Заключение

Предмет рассмотрения в теории деятельности — целостная деятельность субъекта как органическая система во всех ее формах и видах. Исходным методом изучения психики выступает анализ преобразований психического отражения в деятельности, исследуемой в ее филогенетическом, историческом, онтогенетическом и функциональном аспектах.

Генетически исходной является внешняя, предметная, чувственно-практическая деятельность, от которой производны все виды внутренней психической деятельности индивид, сознания. Обе эти формы имеют общественно-историческое происхождение и принципиально общее строение. Конституирующей характеристикой деятельности является предметность. Первоначально деятельность детерминируется предметом, а затем она опосредуется и регулируется его образом как своим субъективным продуктом.

Действие в теории деятельности внутренне связано с личностным смыслом.

Психологическое слияние в единое действие отд. частных действий представляет собой превращение последних в операции, а содержание, которое прежде занимало место осознаваемых целей частных действий, занимает в строении действия структурное место условий его выполнения. Другой вид операций рождается из простого приспособления действия к условиям его выполнения. Операции — это качество действия, образующая действия. Генезис операции состоит в соотношении действий, их включенности одно в другое. В теории деятельности введено понятие «мотива-цели», т. е. осознанного мотива, выступающего в роли «общей цели» и «зоны целей», выделение которой и зависит от мотива либо конкретной цели, а процесс целеобразования всегда связан с апробированием целей действием.

Личность в теории деятельности — это внутренний момент деятельности, некоторое неповторимое единство, выполняющее роль высшей интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами, целостное психологическое новообразование, которое формируется в жизненных отношениях индивида в результате преобразования его деятельности. Личность впервые возникает в обществе. Человек вступает в историю как индивид, наделенный природными свойствами и способностями, а личность он становится лишь в качестве субъекта обществ, отношений.

Становление личности — это становление личностных смыслов. Психологию личности венчает проблема самосознания, поскольку главное — это осознание себя в системе обществ, отношений. Личность — это то, что человек создает из себя, утверждая свою человеческую жизнь. В теории деятельности предлагается использовать следующие основания при создании типологии личности: богатство связей индивида с миром, степень иерархизированности мотивов, их общую структуру.

На основе теории деятельности разработаны и продолжают разрабатываться деятельностно-ориентированные теории социальной психологии личности, детской и возрастной психологии, патопсихологии личности и др.

Список литературы

1. Басов М. Я. Избранные психологические произведения. М., 2005.

2. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. Т. 1, 2. М., 2003.

3. Маклаков П. Общая психология. : Учеб. пособие. М., 2009.

4. Рубинштейн С.

Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М., 2009.

5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 2005.

6. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 2006.

Просмотров: 681

Вернуться в категорию: Животные

Структура деятельности по А.Н. Леонтьеву

В теории деятельности А.Н. Леонтьева в качестве предмета анализа рассматривается деятельность. Поскольку психика не может быть отделена от порождающих и опосредствующих ее моментов деятельности, она является формой предметной деятельности. При решении вопроса о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, принимается положение, что внутренний план сознания формируется в процессе свертывания изначально практических действий. При такой трактовке сознание и деятельность различаются как образ и процесс его формирования, образ при этом является „накопленным движением“, свернутыми действиями. Эти методологические установки были сформированы у А.Н. Леонтьева еще в конце 1920х гг., когда он работал у Л.С. Выготского в рамках культурно–исторической концепции. Исследовал процессы памяти, которую трактовал как предметную деятельность, совершающуюся в определенных условиях общественно–исторического и онтогенетического развития. В начале 30х гг. встал во главе Харьковской деятельностной школы и приступил к теоретической и экспериментальной разработке проблемы деятельности.

В экспериментах, проведенных под его руководством в 1956–1963 гг., было показано, что на основе адекватного действия возможно формирование звуковысотного слуха даже у людей, обладающих плохим музыкальным слухом. Предложил рассматривать деятельность (соотносимую с мотивом) как состоящую из действий (имеющих свои цели) и операций (согласованных с условиями). В основу личности, в норме и патологии, закладывал иерархию ее мотивов. Проводил исследования по широкому кругу психологических проблем: возникновения и развития психики в филогенезе, возникновения сознания в антропогенезе, психического развития в онтогенезе, структуры деятельности и сознания, мотивационно–смысловой сферы личности, методологии и истории психологии. В основе использования теории деятельности для объяснения особенностей психики человека, лежит понятие высших психических функций, разработанное Л.С. Выготским.

В теории деятельности А.Н. Леонтьева предложена структурное строение деятельности, которое предполагает выделение собственно деятельности, действий, операций.

Деятельность — форма активного взаимодействия, в ходе которого животное или человек целесообразно воздействует на объекты окружающего мира и за счет этого удовлетворяет свои потребности. Уже на относительно ранних стадиях филогенеза возникает психическая реальность, представленная в ориентировочно–исследовательской деятельности, призванная обслуживать такое взаимодействие. В ее задачу входит обследование окружающего мира и формирование образа ситуации для осуществления регуляции двигательного поведения животного в соответствии с условиями стоящей перед ним задачи. Если для животных характерно то, что они способны ориентироваться только на внешние, непосредственно воспринимаемые аспекты окружающего, то для человеческой деятельности, в силу развития коллективного труда, характерно, что она может основываться на символических формах представления предметных взаимоотношений. Среди компонентов деятельности выделяют: 1. мотивы, побуждающие субъект к деятельности; 2. цели как прогнозируемые результаты этой деятельности, достигаемые посредством действий; 3. операции, с помощью деятельность реализуется в зависимости от условий этой реализации; 4. психофизиологические функции.

Характеристики деятельности: 1. Предметность – воспроизведение в деятельности тех качеств, которые заложены в предмете; 2. Субъективность – субъект обладает активностью (опыт, потребности, смысл); 3. Целесообразность; 4. Опосредованный характер (орудия, социум); 5. Социальная природа – усвоение общественно-исторического опыта.

Деятельность — Выготский, Гальперин, Рубинштейн

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 9; Нарушение авторских прав

Похожие главы из других работ:

Адаптация студентов к обучению в высшем учебном заведении

1.1 Структура и понятие педагогической деятельности

Чтобы в полной мере понять, что такое психологическая готовность студентов к педагогической деятельности…

Влияние стиля руководства организатора на эффективность процесса решения задач различного типа

1.1 Понятие малой группы. Организация совместной деятельности в малых группах. Показатели эффективности групповой деятельности

Для изучения эффективности групповой деятельности необходимо дать понятие малой группы, которая является субъектом этой деятельности. "Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа…

Исследование мотивации достижения успеха у курсантов

1.2 Сущность деятельности. Понятие успешности деятельности

В психологическом словаре даётся описание понятия деятельности: Деятельность — это активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект…

Психологическая готовность к обучению в среднем звене

1.1 Понятие, структура и особенности формирования учебной деятельности

«Учебная деятельность» — достаточно неоднозначное понятие.

Можно выделить три основные трактовки этого понятия, принятые как в психологии, так и в педагогике. Иногда учебная деятельность рассматривается как синоним научения, учения, обучения…

Психологическая сущность игры дошкольника

1.2 Структура игровой деятельности и этапы развития игры в дошкольном возрасте

В структуре игры можно выделить несколько элементов. 1. Любая игра имеет тему — ту область действительности, которую ребенок воспроизводит в игре; дети играют в «семью», «больницу», «столовую», «магазин», «Бабу Ягу и Ивашечку»…

Психологическая характеристика педагогической деятельности

1 Понятие и структура педагогической деятельности

Деятельность — специфически человеческая форма активности, направленная на преобразование человеком окружающего мира и самого себя…

Психология и педагогика

14. Виды деятельности. Классификация деятельностей по А.Н.Леонтьеву. Понятие о ведущей деятельности

У современного человека имеется множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует количеству имеющихся потребностей. Но если попробовать обобщить и выделить основные виды деятельности, свойственные всем людям…

Психология человека

2.4 Умения, навыки и привычки.

Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками. Умения — это элементы деятельности…

Развитие внимания у дошкольников

1.4 Внимание как условие качественного проявления внешней и внутренней деятельности ребенка

Внимание, это одно из самых важных качеств, благодаря которому можно познавать и изучать что-то новое. Изначально детям присуще только непроизвольное внимание, они еще не способны управлять своим вниманием, легко отвлекаются на все новое…

Развитие и характерные особенности внимания

Глава 1. Внимание как условие сознательной деятельности

Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста

1.5 Восприятие — необходимая предпосылка и условие жизни и деятельности дошкольников

Восприятие — Отражение в человеческом сознании действующих в данное время на органы чувств предметов и явлений материального мира, включающее в себя понимание и осмысление их на основе предшествующего опыта Словарь русского языка: В 4-х т…

Регуляционная функция познавательных процессов

4. Понятие о мышлении. Структура мыслительной деятельности при решении нестандартных задач. Интеллект человека

В процессе ощущения и восприятия человек познает определенные свойства окружающего мира в результате непосредственного чувственного отражения этих свойств. Однако сущность вещей не может отразится в сознании непосредственно…

Роль трудовой деятельности в коррекции личности школьника с нарушением интеллекта

1.3 Роль трудовой деятельности в коррекции личности школьника с нарушением интеллекта во внеклассной деятельности

В.В.Воронкова указывает, что в системе педагогических мер воздействия на психику аномального ребенка труд является одним из важнейших средств коррекции недостатков умственного развития аномальных детей…

Факторы, определяющие потребности общения взрослых людей в социальных сетях

1.1 Потребность как условие деятельности человека

Всякая деятельность осуществляется вследствие какого-либо внутреннего импульса (потребности). Потребность — есть состояние нужды в определенных условиях жизни, деятельности, материальных объектах, людях или определенных социальных факторах…

Факторы, определяющие потребности общения взрослых людей в социальных сетях

1.1 Потребность как условие деятельности человека

Всякая деятельность осуществляется вследствие какого-либо внутреннего импульса (потребности). Потребность — есть состояние нужды в определенных условиях жизни, деятельности, материальных объектах, людях или определенных социальных факторах…

А.Н. Леонтьев: строение деятельности

Положение о том, что все совершающееся в психической сфере человека укоренено в его деятельности, развивал также Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979). Сперва он следовал линии, намеченной Выготским. Но затем, высоко оценив идеи Басова о «морфологии» (строении) деятельности, он предложил схему ее организации и преобразования на различных уровнях: в эволюции животного мира, в истории человеческого общества, а также в индивидуальном развитии человека — «Проблемы развития психики» (1959).

Леонтьев подчеркивал, что деятельность — особая целостность. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия. Их нельзя рассматривать порознь, они образуют систему. Различие между деятельностью и действием он пояснял на следующем примере, взятом из истории деятельности людей в первобытном обществе. Участник первобытной коллективной охоты в качестве загонщика вспугивает дичь, чтобы направить ее к другим охотникам, которые скрываются в засаде. Мотивом его деятельности служит потребность в пище. Удовлетворяет же он свою потребность, отгоняя добычу, из чего следует, что его деятельность определяется мотивом, тогда как действие — той целью, которая им достигается (вспугивание дичи) ради реализации этого мотива.

Аналогичен психологический анализ ситуации обучения ребенка. Школьник читает книгу, чтобы сдать экзамен. Мотивом его деятельности может служить сдача экзамена, получение отметки, а действием усвоение содержания книги. Возможна, однако, ситуация, когда содержание само станет мотивом и увлечет учащегося настолько, что он сосредоточится на нем независимо от экзамена и отметки. Тогда произойдет «сдвиг мотива (сдача экзамена) на цель (решение учебной задачи)». Тем самым появится новый мотив. Прежнее действие превратится в самостоятельную деятельность. Из этих простых примеров видно, насколько важно, изучая одни и те же объективно наблюдаемые действия, раскрывать их внутреннюю психологическую подоплеку.

Обращение к деятельности как присущей человеку форме существования позволяет включить в широкий социальный контекст изучение основных психологических категорий (образ, действие, мотив, отношение, личность), которые образуют внутренне связанную систему.

Заключение

Предмет рассмотрения в теории деятельности — целостная деятельность субъекта как органическая система во всех ее формах и видах. Исходным методом изучения психики выступает анализ преобразований психического отражения в деятельности, исследуемой в ее филогенетическом, историческом, онтогенетическом и функциональном аспектах.

Генетически исходной является внешняя, предметная, чувственно-практическая деятельность, от которой производны все виды внутренней психической деятельности индивид, сознания. Обе эти формы имеют общественно-историческое происхождение и принципиально общее строение. Конституирующей характеристикой деятельности является предметность. Первоначально деятельность детерминируется предметом, а затем она опосредуется и регулируется его образом как своим субъективным продуктом.

Действие в теории деятельности внутренне связано с личностным смыслом. Психологическое слияние в единое действие отд. частных действий представляет собой превращение последних в операции, а содержание, которое прежде занимало место осознаваемых целей частных действий, занимает в строении действия структурное место условий его выполнения. Другой вид операций рождается из простого приспособления действия к условиям его выполнения. Операции — это качество действия, образующая действия.

Генезис операции состоит в соотношении действий, их включенности одно в другое. В теории деятельности введено понятие «мотива-цели», т. е. осознанного мотива, выступающего в роли «общей цели» и «зоны целей», выделение которой и зависит от мотива либо конкретной цели, а процесс целеобразования всегда связан с апробированием целей действием.

Личность в теории деятельности — это внутренний момент деятельности, некоторое неповторимое единство, выполняющее роль высшей интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами, целостное психологическое новообразование, которое формируется в жизненных отношениях индивида в результате преобразования его деятельности. Личность впервые возникает в обществе. Человек вступает в историю как индивид, наделенный природными свойствами и способностями, а личность он становится лишь в качестве субъекта обществ, отношений.

Становление личности — это становление личностных смыслов. Психологию личности венчает проблема самосознания, поскольку главное — это осознание себя в системе обществ, отношений. Личность — это то, что человек создает из себя, утверждая свою человеческую жизнь. В теории деятельности предлагается использовать следующие основания при создании типологии личности: богатство связей индивида с миром, степень иерархизированности мотивов, их общую структуру.

На основе теории деятельности разработаны и продолжают разрабатываться деятельностно-ориентированные теории социальной психологии личности, детской и возрастной психологии, патопсихологии личности и др.

Список литературы

1. Басов М. Я. Избранные психологические произведения. М., 2005.

2. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. Т. 1, 2. М., 2003.

3. Маклаков П. Общая психология. : Учеб. пособие. М., 2009.

4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М., 2009.

5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 2005.

6. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 2006.

Просмотров: 679

Вернуться в категорию: Животные

Теория деятельности А. Н. Леонтьева

Из учеников и последователей Л. С. Выготского одной из наиболее примечательных и влиятельных в отечествен­ной психологии фигур был Алексей Николаевич Леонтьев (1903—1979), с именем которого связано развитие «теории 100

деятельности1». В целом А. Н. Леонтьев развивал важней­шие идеи своего учителя, уделяя, однако, основное внима­ние тому, что оказалось недостаточно разработано Л. С. Выготским — проблеме деятельности.

Если Л. С. Выготскому психология представлялась на­укой о развитии высших психических функций в процессе освоения человеком культуры, то А. Н. Леонтьев ориенти­ровал психологию на изучение порождения, функциони­рования и строения психического отражения реальности в процессе деятельности.

Общий принцип, которым руководствовался А. Н. Ле­онтьев в своем подходе, может быть сформулирован так: внутренняя, психическая деятельность возникает в процессе интериоризации внешней, практической деятельности и име­ет принципиально то же строение.В этой формулировке на­мечено направление поиска ответов на важнейшие теоре­тические вопросы психологии: как возникает психиче­ское, каково его строение и как его изучать. Важнейшие следствия из этого положения: изучая практическую дея­тельность, мы постигаем и закономерности психической деятельности; управляя организацией практической дея­тельности, мы управляем организацией внутренней, пси­хической деятельности.

Сложившиеся в результате интериоризации внут­ренние структуры, интегрируясь и преобразуясь, яв­ляются, в свою очередь, основой для порождения внешних действий, высказываний и т. п.; этот процесс перехода «внутреннего во внешнее» обозначается как «экстериоризация»; принцип «интериоризации-эк-стериоризации» — один из важнейших в теории дея­тельности.

Содержательно теория А. Н. Леонтьева связана с це­лым рядом теоретических и прикладных вопросов, отдель­ных из которых мы сейчас кратко коснемся.

Один из таких вопросов: каковы критерии психиче­ского? На основании чего можно судить о том, обладает ли некоторый организм психикой или нет? Как вы отчасти могли понять из предыдущего обзора, ответы возможны различные, и все будут гипотетичны. Так, идея панпсихиз-

В ином ключе проблема деятельности разрабатывалась G. Л.

Рубинш­тейном, основателем другой, не связанной с Л. С. Выготским, научной школы; о ней речь пойдет дальше.

ма предполагает всеобщую одушевленность, в том числе того, что мы называем «неживой природой» («пан» означает «все»), и в собственно психологии встречается редко; биопсихизм наделяет психикой все живое; ней-ропсихизм — лишь те живые существа, что обладают нервной системой; антропопсихизм отдает психику то­лько человеку. Правомерно ли, однако, критерием пси­хического делать принадлежность к тому или иному классу объектов? Ведь внутри каждого класса объекты весьма разнородны, не говоря уже о сложностях с об­суждением принадлежности ряда «промежуточных» объектов к тому или иному классу; наконец, само при­писывание психического тем или иным классам объек­тов чаще всего весьма умозрительно и лишь обознача­ется, но не доказывается. И правомерно’ли судить о на­личии психики по анатомо-физиологическим характе­ристикам организма?

А. Н. Леонтьев попытался (как и ряд других авторов) найти такой критерий не в самом факте «принадлежно­сти к разряду» и не в наличии «органа», а в особенностях поведения организма (показав, кстати, что сложность поведения не соотносится напрямую со сложностью строения организма). Исходя из представлений о психике как особой форме отражения(философская основа для такого подхода содержится в произведениях классиков марксизма), А. Н. Леонтьев усматривает «водораздел» между допсихическим и психическим уровнями отраже­ния в переходе от раздражимости к чувствительности. Раздражимость он рассматривает как свойство организ­ма реагировать на биологически значимые (биотиче­ские) воздействия, непосредственно связанные с жиз­недеятельностью. Чувствительность определяется как свойство реагировать на воздействия, сами по себе не несущие биологической значимости (абиотические), но сигнализирующие организму о связанном с ними био­тическом воздействии, что способствует более эффек­тивной адаптации.

Именно наличие чувствительности в представлениях А. Н. Леонтьева является критерием психического.

В самом деле, для объяснения реагирования на биоти­ческие воздействия нет нужды прибегать к представлени­ям о психике: эти воздействия непосредственно важны 102

для выживания организма, и отражение осуществляется на органическом уровне. Но на каком уровне, в какой форме происходит отражение воздействий, которые сами по себе нейтральны для организма?

Ведь, согласитесь, запах несъедобен, звук рычания хищника не опасен!

Стало быть, резонно предположить, что абиотическое воздействие отражается в виде идеального образа,что и означает наличие психики как «внутренней» реальности. На уровне чувствительности оказывается возможным го­ворить об особой форме активности, направляемой идеа­льным образом. Чувствительность в простейшей форме связана с ощущениями, то есть субъективным отражением отдельных свойств предметов и явлений объективного мира; первая стадия эволюционного развития психики обозначается А. Н. Леонтьевым как «элементарная сенсор­ная психика». Следующая стадия — «перцептивная психи­ка», на которой возникает восприятие как отражение це­лостных объектов («перцепция» означает «восприятие») ; третья названа стадией интеллекта, где происходит отра­жение связей между объектами.

Согласно идее А. Н. Леонтьева, новые ступени психи­ческого отражения возникают вследствие усложнения де­ятельности, связывающей организм с окружающей сре­дой. Принадлежность к более высокой эволюционной ступени (согласно принятой систематике) сама по себе не является определяющей: организмы более низкой биоло­гической ступени могут демонстрировать более сложные формы поведения, чем некоторые высшие.

В связи с развитием деятельности А. Н. Леонтьев об­суждает и проблему возникновения сознания. Отличи­тельная черта сознания — возможность отражения мира безотносительно к биологическому смыслу этого отраже­ния, то есть возможность объективного отражения. Воз­никновение сознания обусловлено, по А. Н. Леонтьеву, возникновением особой формы деятельности — коллек­тивного труда.

Коллективный труд предполагает разделение функ­ций — участники выполняют различные операции, кото­рые сами по себе в ряде случаев могут выглядеть как бес­смысленные с точки зрения непосредственного удовлет­ворения потребностей человека, их осуществляющего.

Например, в ходе коллективной охоты загонщик гонит животное от себя. Но ведь естественный акт человека, желающего добыть пищу, дол­жен быть прямо противоположен!

Значит, имеют место особые элементы деятельности, подчиненные не непосредственному побуждению, но ре­зультату, целесообразному в контексте коллективной дея­тельности и выполняющему в этой деятельности проме­жуточную роль. (В терминах А Н. Леонтьева, здесь цель от­деляется от мотива, в результате чего выделяется действие как особая единица деятельности; к этим понятиям мы об­ратимся ниже, при рассмотрении структуры деятельно­сти.) Чтобы осуществить действие, человек должен осоз­нать его результат в общем контексте, то есть осмыслить его.

Таким образом, одним из факторов возникновения со­знания оказывается коллективный труд. Другим выступа­ет включенность человека в речевое общение, что позво­ляет через овладение системой языковых значений стать сопричастным общественному опыту. Сознание, собст­венно, образуется смыслами и значениями (к понятию «смысл» мы также еще обратимся), а также так называе­мой чувственной тканью сознания, то есть его образным содержанием.

Итак, с точки зрения А. Н. Леонтьева, деятельность выступает исходным моментом формирования психики на различных уровнях. (Отметим, что Леонтьев в послед­них работах понятие «деятельность» предпочитал отно­сить к человеку.)

Рассмотрим теперь ее структуру.

Деятельность представляет форму активности. Актив­ность побуждается потребностью, то есть состоянием нужды в определенных условиях нормального функцио­нирования индивида (не обязательно биологических). Потребность не переживается субъектом как таковая; она «представлена» ему как переживание дискомфорта, неу- . довлетворенности, напряжения и проявляется в поиско­вой активности. В ходе поисков происходит встреча по­требности с ее предметом, то есть фиксация на предмете, который может ее удовлетворить (это не обязательно мате­риальный предмет; это может быть, например, лекция, удовлетворяющая познавательной потребности). С этого момента «встречи» активность становится направленной (потребность в чем-то конкретном, а не «вообще»), потреб-104

ность опредмечивается и становится мотивом, который мо­жет осознаваться или не осознаваться. Именно теперь, счи­тает А. Н. Леонтьев, возможно говорить о деятельности. Деятельность соотносится с мотивом, мотив — то, ради чего совершается деятельность; деятельность —■ это сово­купность действий, которые вызываются мотивом.

Действие — главная структурная единица деятельно­сти. Оно определяется как процесс, направленный на до­стижение цели; цель представляет осознаваемый образ желаемого результата. Вспомните теперь то, что мы отме­тили при обсуждении генезиса сознания: цель отделяется от мотива, то есть образ результата действия — от того, ради чего осуществляется деятельность. Отношение цели действия к мотиву представляет смысл.

Действие осуществляется на основе определенных способов, соотносимых с конкретной ситуацией, то есть условиями; эти способы (неосознаваемые или малоосоз-наваемые) называются операциями и представляют более низкий уровень в структуре деятельности. Деятельность мы определили как совокупность действий, вызываемых мотивом; действие может быть рассмотрено как совокуп­ность операций, подчиненных цели.

Наконец, самый низкий уровень — психофизиологи­ческие функции, «обеспечивающие» психические процес­сы.

Такова, в общем виде, структура, принципиально еди­ная для внешней и внутренней деятельности, отличных, естественно, по форме (действия производятся с реальны­ми предметами или с образами предметов).

Мы кратко рассмотрели структуру деятельности по А.

Н. Леонтьеву и его представления о роли деятельности в филогенетическом развитии психики.

Теория деятельности, однако, описывает и закономер­ности индивидуального психического развития. Так, А. Н. Леонтьевым было предложено понятие «ведущая де­ятельность», позволившее Даниилу Борисовичу Эльконину (1904—1984) в соединении ее с рядом представлений Л. С. Выготского построить одну из основных в отечест­венной психологии периодизаций возрастного развития. Под ведущей деятельностью понимается та, с которой на данном этапе развития связано появление важнейших ново­образований и в русле которой развиваются другие виды де­ятельности; смена ведущей деятельности означает переход на новую стадию (например, переход от игровой деятель­ности к учебной при переходе от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту).

Основным механизмом при этом выступает, по А. Н. Леонтьеву, сдвиг мотива на цель — превращение того, что выступало как одна из целей, в самостоятельный мотив. Так, например, усвоение знания в младшем школь­ном возрасте первоначально может выступать как одна из целей в деятельности, побуждаемой мотивом «получить одобрение учителя», а затем становится самостоятельным мотивом, побуждающим учебную деятельность.

В русле теории деятельности обсуждается и проблема личности — в первую очередь, в связи со становлением мо-тивационной сферы человека. По словам А. Н Леонтьева, личность «рождается» дважды.

Первое «рождение» личности происходит в дошкольном возрасте, когда устанавливается иерархия мотивов, первое соотнесение непосред­ственных побуждений с социальными критериями, то есть возникает возможность действовать вопреки непосредственному побуждению со­ответственно социальным мотивам.

Второе «рождение» происходит в подростковом возрасте и связано с осознанием мотивов своего поведения и возможностью самовоспита­ния.

Концепция А. Н. Леонтьева, таким образом, распро­страняется на широкий круг проблем теоретического и практического плана; ее влияние на отечественную психо­логию чрезвычайно велико, в связи с чем мы и рассмотре­ли ее хотя и в общем плане, но несколько подробнее, чем ряд других концепций. Отметим также ее значение для практики обучения: в русле теории деятельности была раз­работана теория поэтапного формирования умственных действий Петра Яковлевича Гальперина (1902— 198 8): соот­ветственно принципу интериоризации, умственное — внутреннее — действие формируется как преобразование исходного практического действия, его поэтапный пере­ход от существования в материальной форме к существо­ванию в форме внешней речи, затем «внешней речи про себя» (внутреннее проговаривание) и, наконец, в форме свернутого, внутреннего действия.

Научная школа, у истоков которой стоял Л. С. Выгот­ский, — одна из ведущих в психологии. Помимо назван­ных А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, кней принадлежат замечательные ученые, работавшие в различныхобластях психологии — Александр Романович

Лурия (1902—1977), исследовавший проблемы мозговой локализации высших психических функций и основав­ший науку «нейропсихология»; Александр Владимирович Запорожец (1905—1981), исследовавший роль практиче­ских действий в генезисе познавательных процессов и роль эмоций в смысловой регуляции деятельности; Лидия Ильинична Божович (1908—1981), основные работы кото­рой посвящены проблемам развития личности ребенка; Петр Иванович Зинченко (1903—1969), исследовавший па­мять с позиций деятельностного подхода, многие другие. С работами этой школы непосредственно связаны иссле­дования ряда крупных современных ученых— В. В. Да­выдова, В. П. Зинченко, В. С. Мухиной, А. В. Петров­ского и др.

Оставьте комментарий