Среда развития ребенка

Развитие ребенка включает в себя биологические, психологические и эмоциональные изменения, которые происходят в ребенке с рождения и до конца подросткового возраста.

Это непрерывный процесс, который является уникальным для каждого ребенка.

Этапы развития ребенка

Условно выделяют несколько этапов развития ребенка:

  • новорожденный (0 – 4 недели)
  • младенец (4 недели – 1 год)
  • малыш (1 – 3 года)
  • дошкольник (4 – 6 лет)
  • ребенок школьного возраста (6 – 13 лет)

В современном мире принято выделять более подробные этапы развития ребенка:

  • зигота (момент оплодотворения, зачатия)
  • эмбрион (до третьего месяца беременности)
  • плод (с середины третьего месяца беременности)
  • новорожденный (первый месяц жизни)
  • младенец (до 1 года)
  • дошкольник:
    1. ребенок, начинающий ходить  (1 — 4 года)
    2. ребенок в старшем дошкольном возрасте (5 — 6 лет)
    3. середина детства — младший школьный возраст (5 — 10 лет)
    4. подросток — возраст учащегося средней школы (приблизительно 11 — 15 лет):
      1. младший подросток (11 — 12 лет)
      2. старший подросток (13 — 15 лет)
      3. юность (16 — 18 лет, продолжается до 21 года у женщин и до 23 лет у мужчин).

      Стадии психосоциального развития

      8 стадий психосоциального развития

      Эрик Эриксон (психолог в сфере психологии развития и психоаналитик) считал, что развитие личности продолжается в течении всей жизни человека от рождения и до самой смерти. Он выделил восемь стадий психосоциального развития личности, которые следуют друг за другом и обязательно должны быть пройдены каждым человеком:

      • младенчество (от рождения до 1 года)
      • раннее детство (1 — 3 года)
      • дошкольный возраст (3 — 6 лет)
      • школьный возраст (6 — 12 лет)
      • юность (12 — 20 лет)
      • ранняя зрелость, молодость (20 — 26 лет)
      • зрелость (26 — 64 года)
      • старость (после 65 лет)

      Сферы развития ребенка

      Все виды развития детей тесно взаимосвязаны и поэтому должны развиваться гармонично. Можно выделить следующие сферы развития ребенка:

      • интеллектуальная
      • физическая
      • психическая
      • эмоциональная
      • социальная
      • духовная
      • познавательная

      По мнению психологов, семейные отношения играют решающую роль в развитии ребенка. Не зря во взрослом возрасте многим людям удается справиться со своими проблемами только после тщательной работы с детскими воспоминаниями: часто причиной жизненных неудач являются именно взаимоотношения в семье.

      Влияние семьи на развитие ребенка

      Основы всех необходимых для самостоятельной жизни навыков закладываются в семье. С самых первых лет жизни ребенок начинает перенимать опыт родителей и реализовывать его в собственной жизни, поэтому роль семьи в развитии ребенка является определяющей независимо от того, какое бы качественное воспитание он не получал за ее пределами.

      Нормальное развитие ребенка в семье возможно только в том случае, если оба родителя придерживаются одинаковых принципов воспитания. К сожалению, во многих семьях этому важному условию не уделяется должного внимания. В результате у ребенка не формируется нормальная система ценностей, при которой он точно знает, как себя вести, что правильно, а что нет, ведь родители требует от него разных вещей. Например, когда мама всячески заботится о школьной успеваемости ребенка и занимается с ним, а отец совсем не интересуется этим, из-за такого противоречия в поведении родителей у маленького школьника обязательно возникнут проблемы с учебой.

      Для полноценного развития ребенка в семье должна быть правильная психологическая атмосфера, так как именно она оказывает наибольшее влияние на формирование его личности. Главным показателем нормального семейного микроклимата считается стиль общения членов семьи. Когда в семье царят любовь и уважение, а любые противоречия и конфликты решаются путем компромиссов, ребенок получает эмоциональное тепло, которое необходимо для нормального становления и развития положительных личностных качеств.

      Если в семейных взаимоотношениях присутствуют непонимание и агрессия, ребенок постоянно находится в тяжелой психологической атмосфере, которая неизбежно окажет негативное влияние на его развитие. Дети, выросшие в таких семьях, не умеют выстраивать нормальные отношения с окружающими, так как их представления о взаимоотношениях между людьми основаны на негативном опыте.

      Семья и развитие личности ребенка

      Семья является своеобразным фундаментом, который служит основой для формирования и развития личностных качеств ребенка. Адекватная самооценка, уверенность в собственных силах, позитивный взгляд на мир и доброжелательность в отношениях с людьми – все эти положительные качества личности закладываются еще в семье.

      Психологические исследования доказывают, что нормальное развитие личности наиболее вероятно в семьях, где родители придерживаются демократического стиля воспитания. В такой семье взрослые учитывают интересы ребенка, уделяют ему достаточно внимания и поощряют его успехи, но, в то же время, пользуются своим родительским авторитетом, применяя гибкую систему поощрения и наказания.

      Если ребенок получает наказание, то точно знает, что оно заслуженно, так как родители изначально предъявляют ему ряд адекватных требований и обязанностей.

      В семьях с авторитарным или попустительским стилем воспитания развитие личности ребенка нарушается. В первом случае он испытывает постоянное давление и тотальный контроль со стороны родителей, а во втором предоставлен сам себе. При таких условиях воспитания у детей формируются отрицательные личностные качества: ребенок, которого часто упрекают и наказывают, вырастает неуверенным в себе, а тот, кого родители хвалили за любую мелочь и беспричинно баловали дорогими подарками, наоборот, имеет завышенную самооценку.

      Влияние средовых факторов на развитие личности ребенка.

      Социальная ситуация развития – влияние среды на формирование личности ребенка. Среда, согласно Л.С. Выготскому, – источник развития, а «не обстановка». Он писал: «Среда как бы вращивается внутрь, поведение становится социальным, культурным фактором не только по своим содержаниям, но и по своим механизмам, по своим приемам». Однако среда, культура – это только источник, «приглашающая сила». Любой элемент среды может по-разному воздействовать на ребенка, а может быть и нейтральным. Такое понимание роли среды в психическом развитии ребенка привело Выготского к введению понятия социальная ситуация развития.

      Социальной ситуацией развития определяется, по Выготскому, психическая жизнь человека на разных этапах его развития. Этим термином он обозначал «то особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обусловливает и динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу».

      Для Л.С. Выготского человек представляется зависимым от социальной ситуации развития, от других людей, которые ее создают. Перестройка же сознания ребенка к концу какого-то периода меняет, по его мнению, всю систему отношений с другими и отношение к самому себе.

      В современных теоретических работах (В.П.

      Зинченко, Д.Б. Эльконин, А.Г. Асмолов), содержащих развитие идей Л.С. Выготского, подчеркивается, что среда – культура для организма – «приглашающая сила, вызов», и она «бессильна, когда иссякает внутренний, собственный источник и движущие силы развития и саморазвития». Это относится и к индивиду, и к социуму (В.П. Зинченко).

      Расширение индивидуального сознания, индивидуального личностного роста – необходимое условие становления человека как духовного существа. Внутренний рост человека представляет собой обязательное условие роста внешнего. Внешний рост связан с процессами социализации, предполагающими усвоение индивидом социальных норм и ценностей, выполнение требований, предъявляемых социумом.

      Важнейшая человеческая потребность – быть активным, что-то совершать, действовать, реализовывать. Это значит, что человек не слаб и не беспомощен, он дееспособен. Это значит, что не только другие воздействуют на него, но и он сам воздействует на других людей. Родившись, ребенок с каждым днем становится все более самостоятельным, в то время как взрослые медленно меняют свое отношение к нему. Взрослые по-разному сдерживают активность ребенка, которому приходится мириться «с превосходящими силами взрослых». Однако, подрастая, ребенок находит разные возможности, утверждает Э. Фромм, «отплатить за поражение».

      Притягательной силой обладает не только то, что не было разрешено, но и то, что было невозможно. Внутренне присущее человеку желание «проникнуть в глубины своего социального и природного бытия», чтобы вырваться из тех рамок, в которые он «загнан», по мысли Э. Фромма, играет важную роль. Эта потребность может быть удовлетворена разными способами – через созидание или через разрушение.

      Человеческий организм нуждается не только в некотором минимальном отдыхе, но и в некотором количествеволнения (возбуждения). Отечественные психологи (Л.С. Выготский,
      Л.И. Божович, М.И. Лисина) показали, что потребность ребенка в общении, во впечатлениях является базовой для развития социальных потребностей ребенка.

      Способы и приемы стимулирования возбуждения могут быть разными. Э. Фромм называет простые стимулы и сложные, вдохновляющие. Источниками вдохновения могут стать природа, музыка, литература, встреча с интересным и любимым человеком.

      Сопереживание – сложные стимулы. Влечение – простые стимулы. Простые стимулы вызывают влечение.Вдохновляющий же стимул вызывает у человека активный интерес к «своему объекту», стремление открывать в нем все новые грани.

      Важное отличие простых стимулов от сложных состоит в том, что простые стимулы вызывают «чувство пресыщения», человек испытывает чувство желания (охоты, зуда), удовлетворения и избавления, когда наступает удовлетворение, «ему больше ничего не надо». Сложные же стимулы никогда не вызывают чувства пресыщения, их никогда не может быть «слишком много». Э. Фромм выводит такую закономерность: «чем проще стимул, тем чаще нужно менять его содержание или интенсивность; чем утонченнее стимул, тем дольше он сохраняет свою привлекательность и интерес для воспринимающего субъекта и тем реже он нуждается в переменах».

      В социальных условиях жизни человека, по убеждению Э. Фромма, кроются причины патологий, нарушений развития. Уже такие обстоятельства среды, как питание, «тепло и нежность» при воспитании ребенка, внимание и количество поощрений, свобода передвижения и возможность самовыражения в игре и других формах общения, оказывают прямое воздействие на рост мозга, усложнение строения коры больших полушарий. Для нормального роста человека, развития у него синдрома жизнелюбия необходимы специальные условия, при отсутствии которых человек превращается в ограниченное существо с «синдромом враждебного отношения к жизни». Отношения между личностью и окружающим ее миром неоднозначны и очень сложны. Индивидуальный характер определяется индивидуальными факторами: задатками и способностями, обстановкой в семье, целым рядом важных событий в жизни индивида. Факторы окружающей среды сложны и играют огромную роль в формировании личности.

      Оставьте комментарий