Сравни судьбу стран дальневосточной и индийской цивилизации

Древняя индийская цивилизация

Особенность индийскойцивилизации

Возникновение цивилизации. Хараппа и Мохенджо-Даро

Ареал распространения и хронология

Города и поселения

Проблемы этногенеза

Основные занятия населения

Язык и письменность

Упадок Хараппских городов

Образование государств в долине Ганга

Освоение долины Ганга

Возникновение государства

Социальная структура индоариев

Общинно — кастовая система

Северная Индия в середине I тысячелетия до н.э.

Империя Великих Моголов

Англичане в Индии (XVIII — середина XIX в.)

Заключение

Литература

Особенность индийской цивилизации

Изучение древней Индии представляет большой интерес для исследования не только собственно Индии, но и исторического процесса в целом, ибо позволяет на примере одной из крупнейших стран Востока проследить и общие закономерности этого процесса, и специфические особенности исторического развития данной страны, определить вклад, внесенный ею в сокровищницу мировой цивилизации.

Достижения археологии, истории, лингвистики и литературоведения дают возможность по-новому подойти к оценке многих исторических событий и фактов культуры прошлого, пересмотреть некоторые традиционные представления.

Древняя цивилизация Индии отличается от цивилизаций Египта, Месопотамии и Греции тем, что ее традиции непрерывно сохранялись до наших дней. До археологических раскопок крестьяне Египта или Ирака ничего не знали о культуре своих предков, а их греческие собратья, скорее всего, имели лишь смутное представление о славе Афин времен Перикла. Иначе обстояло дело в Индии. Первые европейцы, посетившие эту страну, встретили жителей, которые осознавали древность своей культуры, даже преувеличивали ее и заявляли о том, что на протяжении тысячелетий она будто бы не претерпела серьезных изменений. В легендах, которые по сей день известны рядовому индийцу, упоминаются имена мифических вождей, живших за тысячу лет до нашей эры, а ортодоксальные брахманы поныне во время ежедневных молитв повторяют гимны, сложенные еще раньше. Фактически Индия – страна с древнейшими в мире непрерывными культурными традициями.

Самые ранние очаги урбанистической культуры и первые протогосударства в Северной Индии, прежде всего в долине Инда , возникли в III тысячелетии до н.э. Именно с III тысячелетия до н. э. цивилизация – если понимать под цивилизацией организованную систему правления на сравнительно обширной территории – почти одновременно начала развиваться в долинах рек Нила, Евфрата и Инда. Очень мало известно о характере древнейших обществ Индии как из-за того, что индийская письменность Хараппы и Мохенджо-Даро до сих пор не расшифрована, так и потому, что хорошо известные санскритские тексты ариев долины Ганга посвящены преимущественно религиозно-философским проблемам и почти не касаются политики, истории, социальной структуры и экономических отношений. Науке пока не вполне ясен даже вопрос о том насколько индийская цивилизация первична — в том смысле, что многие важные культурные импульсы для своего первоначального развития она явно получила извне. Вместе с тем не только самобытность и сравнительная удаленность Индии от других очагов мировой культуры, но также и условия, в которых она развивалась, дают основания в конечном счете считать эту цивилизацию все-таки первичной как в плане самостоятельности и независимости ее развития, так и тем более с точки зрения уникальности ее облика и характера, неповторимости некоторых ее исходно-структурных принципов.

Возникновение цивилизации. Хараппа и Мохенджо-Даро

Современная археология позволяет предполагать, что заселение Индии неолитическими земледельцами в основном шло с севера, через Иран и Афганистан. VI — IV тысячелетиями до н.э. датируются первые неолитические поселения в предгорьях долины Инда, а примерно XXIV в. до н.э. — величественные памятники развитой городской культуры, известные по раскопкам в Хараппе и Мохенджо-Даро.

Более четырех тысяч лет назад в бассейне Инда была создана высокоразвитая городская культура, не уступавшая таким очагам мировой цивилизации, как Месопотамия и древний Египет, а в ряде отношений и превосходившая их. Открытие и исследование хараппской культуры (названа так по месту раскопок в Хараппе, округ Монтгомери, совр. Пакистан) имели чрезвычайно большое научное значение.

После этих открытий уже невозможно было утверждать, как это раньше делали многие ученые, что Индия «никогда не знала цивилизации, отмеченной широким употреблением бронзы», что она прочной стеной была отделена от других государств древнего Востока и резко уступала им по уровню развития.

Трудно сказать, насколько культура шумеров повлияла на возникновение центров индийской цивилизации, но сам факт воздействия со стороны более развитого Двуречья несомненен. Еще сравнительно недавно хараппская цивилизация порой объявлялась провинциальным вариантом шумерской.

Раскопки в долине Инда убедительно показали древность, самобытность и автохтонность индийской культуры, сложившейся задолго до появления в стране индоарийских племен. Этим был нанесен удар и по теориям, авторы которых связывали происхождение цивилизации в стране с приходом ариев.

Ареал распространения и хронология

Поселения хараппской культуры, обнаруженные вначале лишь в долине Инда, известны теперь на огромной территории — более чем 1100 км с севера на юг и 1600 км с запада на восток. По территории хараппская цивилизация значительно превосходила древнейшие цивилизации Египта и Двуречья. Среди многочисленных городов и поселений лучше всего исследованы два главных города Хараппа и Мохенджо-Даро, а также Чанху-Даро, Калибанган,Банавали, Суркодата и Лотхал. На печатях Мохенджо-Даро и Хараппы имеются надписи, до сих пор не дешифрованные. Истолкование этого письма — одна из важнейших археологических проблем в долине Инда. Область распространения этой культуры не оставалась неизменной: хараппцы двигались на юг и на восток, проникая во все новые и новые районы. Ученые выделяют несколько зон внутри ареала ее распространения — восточную, северную, центральную, южную, западную и юго-восточную — с характерными для каждой зоны особенностями.

Таким образом, «период развитой Хараппы» обычно датируется 2200 — 2100гг. до. н.э., что позволяет перенести ее начальные этапы на несколько столетий назад — условно к 2500 — 2400гг. до. н.э.

Характер этой цивилизации настолько единообразен, что по всей области ее распространения даже кирпичи для построек имеют обычно одинаковые размеры и форму.

Города и поселения

Крупные города состояли из двух главных частей: цитадели – искусственной продолговатой платформы высотой 30–50 футов и площадью примерно 400×200 ярдов, где, по всей вероятности, размещались местные власти, а возможно, и жреческая элита. Она была защищена зубчатыми стенами, на ней возводились общественные здания. Ниже цитадели располагался собственно город, занимавший площадь не менее квадратной мили. Главные улицы, некоторые до 30 футов шириной, были совершенно прямыми. Они разделяли город на большие кварталы, внутри которых вилась сеть узких переулков. Дома, часто высотой в два этажа и более, хотя и различных размеров, все строились по одному и тому же плану: вокруг прямоугольного двора располагалось несколько комнат. Вход обычно вел с бокового переулка, и окна выходили не на улицу, которая из-за этого представляла собой, очевидно, однообразное чередование унылых кирпичных стен. Выстроенные из кирпича городские строения (дома, дворцы, зернохранилища), бассейны с хорошо налаженной системой канализации и даже соединенные каналом с рекой сооружения типа верфи — все это не только свидетельствует о высоком уровне градостроительства и, следовательно, всей урбанистической цивилизации, но позволяет предполагать существование развитого ремесла, включая бронзолитейное дело, а также торговых связей с соседями, прежде всего с шумерским Двуречьем, хотя нет сомнений, что жители индских городов не проявили склонности заимствовать технические достижения более развитой культуры. Раскопки свидетельствуют о хорошо налаженной системе водоснабжения, а система канализации, тщательно разработанная, была, пожалуй, самой совершенной на древнем Востоке. Даже римская цивилизация не имела такой системы водопровода.

При больших домах имелись свои колодцы, на улицах — колодцы общественного пользования. На улицах городов помещались лавки и мастерские ремесленников, различные общественные постройки, в частности городской рынок. Тщательная планировка и благоустройство городов, наличие общественных построек могут говорить о существовании централизованной власти. Правильная планировка улиц и строгое единообразие на всей территории хараппской культуры таких деталей, как единицы мер и весов, размер кирпичей и даже план расположения больших городов, предполагают скорее одно централизованное государство, чем множество свободных общин.

Возможно, наиболее яркая особенность этой культуры – ее чрезвычайный консерватизм. В Мохенджо – Даро было раскопано­­ девять слоев построек. По мере того как уровень земли поднимался из-за периодических наводнений, новые дома возводились почти точно на месте прежних, с очень незначительными отклонениями в плане фундамента; на протяжении, по крайней мере, тысячелетия расположение улиц города оставалось неизменным.

Письменность индских городов совершенно не изменялась на протяжении всей их истории.

Города долины Инда были, в отличие от месопотамских, очень недолговечны.

Сравни судьбу стран дальневосточной и индийской цивилизации в ранее Новое время ?

Они быстро и ярко расцветали и столь же быстро по неизвестной до сих пор причине пришли в упадок и исчезли с лица земли. Ориентировочно период их жизни ограничивается пятью-шестью веками, с конца XXIV до XVIII в. до. н.э. некоторые данные говорят о том, что упадок очагов индийской городской культуры начался за долго до их исчезновения и что он был связан с нараставшими нарушениями нормальной жизни, ослаблением порядка и администрации и, возможно, с изменением русла Инда и затоплением городов.

История индийской цивилизации

Индия в древности и в Средние века

Первые государства на территории Индии возникли во ХI тысячелетии до н.э. в долине Ганга и в областях, примыкающих к ней с юга и юго-запада. С этого периода органы племенной администрации постепенно превращаются в государственные органы. Занятие высших должностей в государственной администрации было привилегией рабовладельческой знати. Все большее значение приобретает царский жрец (пурохита), который являлся также астрологом, советником царя. Племенная дружина постепенно перерастала в постоянное войско во главе с начальником (сенани, сенапати).

Особое место в истории Индии занимает магадско-маурийский период (IV-III вв. до н.э.), отмеченный созданием (впервые в истории Индии) объединенного государства. Индийская цивилизация зародилась в долине Инда, где приблизительно к 2500 г. до н.э. сложилась высокоразвитая урбанизированная культура, наиболее известные города которой Мохенджо-Даро, Хараппа и Лотхал. Именно с III тысячелетия до н.э. цивилизация — если понимать под цивилизацией организованную систему правления на сравнительно обширной территории — начала развиваться в долине Инда.

Древняя цивилизация Индии отличается от цивилизаций Египта, Месопотамии и Греции тем, что ее традиции непрерывно сохранялись до наших дней. Фактически Индия — страна с древнейшими в мире непрерывными культурными традициями.

Образование варн. С разложением первобытнообщинного строя и развитием общественного и имущественного неравенства связано появление сословий — варн. Постепенно все прежде равноправные свободные стали делиться на группы, неравные по своему общественному положению, правам и обязанностям. С течением времени сословия-варны все больше становились замкнутыми. Утверждается строгая эндогамность (заключение браков между представителями одной варны); определенная, наследственно закрепленная профессия, таким образом, с течением времени варны претерпели некоторые качественные изменения, превратившись в крайне замкнутые формы (касты). Различные факторы социального, экономического и идеологического характера способствовали укреплению и сохранению в Индии такой своеобразной социальной организации.

Индийские источники, в частности Законы Ману, дают описание индийских варн. Первые варны были привилегированными: брахманы — варна, в которую вошли знатные жреческие роды, и кшатрии — варна, в которую вошла военная знать. Этим двум варнам противостояла основная масса свободных общинников, составлявшая третью варну — вайшьев. Участившиеся войны и усиление имущественного и общественного неравенства привели к появлению большого количества людей, не являвшихся членами общин. Этих людей называли шудрами.

История индийской цивилизации

Если чужаки и принимались в общину, то равных со свободными общинниками прав не получали. Они не допускались к решению общественных дел, не участвовали в племенном собрании; они не проходили обряда посвящения «второго рождения», на которое имели право только свободные члены общины, называвшиеся «дважды рожденными». Шудры, составлявшие четвертую, низшую варну, являлись «единожды рожденными».

С окончательным оформлением рабовладельческого государства деление всех свободных на четыре варны было объявлено извечно существующим порядком и освящено религией. По наиболее распространенной богословской версии, бог — творец всего существующего — Брахма сотворил брахманов из своих уст, кшатриев — из рук, вайшьев — из бедер и шудр — из ступней. Для каждой варны была сформулирована своя дхарма, т.е. закон образа жизни.

Сельская община. Одним из важнейших компонентов социального, общественного и экономического строя в Маурийский период являлась община. В общине объединялась значительная часть населения — свободные земледельцы. Самой распространенной формой общины была сельская, хотя в отсталых районах империи еще существовали примитивные родовые общины.

Процесс имущественной дифференциации уже глубоко проник в общину: наряду с общинниками, которые сами работали на своих участках, выделилась верхушка, эксплуатировавшая и рабов, и наемных работников.

Община еще сохраняла черты единого коллектива и старые общеобщинные традиции. Община была в определенном отношении самостоятельна в своих внутренних делах. В течение долгого времени общины были изолированы друг от друга, хотя постепенно эта ограниченность и замкнутость нарушалась.

Рабство в Древней Индии. Древнеиндийское государство возникло как рабовладельческое, тем не менее в праве отсутствует отчетливое противопоставление свободных и рабов. Касты заслоняют собой классы. Это выражается в том, что сборники законов гораздо определеннее говорят об отношениях между кастами, чем между классами, так как именно деление общества на касты провозглашается древнеиндийским законодательством основным делением людей, существующим извечно, и именно изложение прав и обязанностей каст является основным содержанием древнеиндийских сборников законов.

Рабский труд в решающих отраслях экономики Древней Индии значительной роли не играл. Существенной особенностью древнеиндийского рабства было наличие государственного законодательства, направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам. Например, запрещалось продавать детей-рабов без родителей; хозяин при использовании труда раба обязан был учитывать его кастовое положение. Особенностью древнеиндийского рабства является его неразвитость, наряду с рабовладельческими отношениями продолжали сохраняться значительные пережитки первобытнообщинного строя.

Несмотря на особенности рабства в Древней Индии, по своим основным признакам оно было похоже на рабство в Греции и Риме. Наиболее характерная — общая черта, отличающая раба от других эксплуатируемых — отсутствие права на свою личность: он был вещью в образе человека, полностью находящейся во власти другого. В Древней Индии, так же как и в античных странах, считалось само собой разумеющимся право хозяина распоряжаться жизнью и смертью раба.

Государственный строй. К эпохе Маурьев уже оформилась концепция «чакравартина» — единоправителя, власть которого будто бы распространялась на огромные территории. Маурийский царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодательной властью. Эдикты издавались от имени и по повелению царя. Царь сам назначал крупных государственных чиновников, являлся главой фиксальной администрации, верховным судьей. Индусская политико-религиозная концепция богоугодного царя (деварадмей) предписывала ему выполнение особой дхармы (обязанностей). Одна из главных обязанностей — охрана подлинных. «Все, что ни делает царь, — правильно. Таков признанный закон», — написано в Нараде, одном из религиозно-правовых трактатов Древней Индии. «Ведь ему вверена дхарма мира, а он охраняет его, основываясь на могуществе и милости ко всем живущим». Царю вверялось также осуществление правосудия с помощью опытных брахманов. Он, опекун всех малолетних и вдов, должен был возглавлять борьбу со стихийными бедствиями, голодом. Важной функцией царей была организация общественных работ, строительство ирригационных сооружений.

Поскольку при дворе часто устраивались заговоры, особое внимание уделялось охране царя. Большое значение придавалось службе надзора. Под надзором находились не только должностные лица, но и жители городов и деревень.

Большую роль при дворе играл царский жрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду. Большую роль в управлении государством играл совет царских сановников — паришад. Он существовал и ранее, но именно в эпоху Маурьев приобрел функции политического совета. Паришад занимался проверкой всей системы управления и выполнением приказов царя. Кроме паришада существовал узкий тайный совет, состоящий из нескольких особо доверенных лиц. В случае крайне неотложных дел могли вместе собираться члены обоих советов.

Подобную эволюцию претерпела и сабха — в прошлом широкое по составу собрание знати и представителей народа, выполнявшее очень важные политические функции. К эпохе Маурьев состав сабхи становится значительно уже, она тоже приобретает характер царского совета раджа-сабхи. Правда, по сравнению с паришадом — раджа-сабха была более представительным органом. В нее могли входить и некоторые представители городского и сельского населения. В ряде случаев царю приходилось обращаться за поддержкой к раджа-сабхе.

Источники показывают, что даже в периоды особенного усиления монархической власти сохранялись институты и традиции древней политической организации, которые определенным образом ограничивают власть царя.

Территория государства в эпоху Маурьев делилась на провинции, из которых четыре главные провинции обладали особым статусом. Во главе этих провинций находились царевичи. Главные провинции обладали немалой автономией.

Наряду с делением на главные провинции существовало деление на обычные провинции (джанапады), области (падеши), округа (ахале). Во главе джанапад стояли крупные государственные чиновники — раджуки. Высокое положение занимали специальные чиновники по охране границ.

Политическую историю средневекового периода в истории Индии трудно изложить. Государства возникали и исчезали, границы их были крайне нестабильны, периоды политического могущества каждого из них были краткими и зависели от удачливости отдельных князей. Так, в XI в. на территории Индии было около 40 правящих династий.

V—VII вв. как условный рубеж начала средневековой истории Индии не связаны с кардинальными переменами в политической структуре страны, с возникновением крупных империй, как, например, империя Маурьев в древности. Средневековая Индия была политически раздроблена. Раздробленность сопровождалась бесконечными междуусобными войнами, временным возникновением крупных государств, как, например, империи Харши (VII в.), пришедшей на смену империи Гуптов (IV—V вв.) и просуществовавшей всего 40 лет.

Индия VI—XII вв. представляла собой совокупность многочисленных государств-княжеств, экономически не связанных между собой. В раннеклассовых, так называемых племенных государствах сохранялись значительные пережитки родоплеменных отношений. К таким государствам относятся многочисленные территориальные образования, возникшие в результате завоеваний раджпутских кланов, в которых власть князя опиралась на военную силу соплеменников, воинов-раджпутов.

Традиционная политическая раздробленность, слабость центрального государственного аппарата — как характерная черта средневековой Индии — восполнялись и крепостью общинной организации индийского общества, стабильное существование и саморазвитие которой мало зависело от побед и поражений того или иного стремящегося к власти правителя.

Следствием многочисленных войн было перераспределение земли, непосредственно сказавшееся на варново-кастовой системе. Кастами становились этнические и профессиональные группы, кланы воинов-завоевателей, религиозные секты и пр. Вне зависимости от первоначального происхождения касты по мере углубления разделения труда «выстраивались» в иерархии варнового общества в соответствии с социально-экономическим положением их членов, с их отношением к земле. Превращение раджпутов в доминирующую кшатрийскую касту было прямо связано с приобретением ими права на ренту-налог с завоеванного населения, на реальное распоряжение землей.

В начале XVI в. начинается вторжение в Индию тюрко-афганских завоевателей — моголов. Империя Великих моголов достигла своего расцвета в конце XVI—XVII в. Моголы в Индии оставили о себе память великолепными зданиями, из которых наиболее известен Тадж-Махал, построеннный при Шах-Джахане, а также прекрасными миниатюрами. По поводу роли Моголов в государственном управлении мнения исследователей разнятся. Так, один автор пишет, что «они создали первую индийскую администрацию, власть которой распространялась с северо-запада до Бенгалии на востоке и от Гималаев до Конкана на юге. Управляющие (мансабы) происходили из местной знати и наладили производство и внутреннюю торговлю». Другой же автор отмечает, что «мусульманские правители, в том числе и Великие моголы, несмотря на мощный политический потенциал ислама, не смогли создать в Индии ни сильной государственности, ни эффективно действующего центрального аппарата».

Индия была сельскохозяйственной страной, и то, что крестьяне должны были половину произведенного продукта отдать в качестве податей, вызывало протесты и бунты, что в свою очередь ослабляло империю Моголов в XVII-XVIII вв. К XVIII в. она распалась на независимые государства, такие как Бенгалия, Авадх, Раджастхан, Хайдeрабад и Пенджаб.

Итак, развитие общества в Древней Индии носило свои особенности. Они связаны с жёстким сословным делением на 4 варны (брахманов, кшатриев, шудр, вайшьев), с присущей ему особой общинной организацией, отличающейся высокой степенью замкнутости и автономности. Отношения рабовладения здесь тесно переплетались с сословно-варновыми, кастовыми. Традиционная социальная приниженность низших каст, почти полное бесправие тех, кто находился вне варн, создавали возможности для полурабских форм эксплуатации населения. В Средние века старая система варн сохранилась, но сами варны не остались неизменными. Они трансформировались под влиянием нового кастового деления.

Индия в Новое время и в современную эпоху

На развитие индийской цивилизации большое влияние оказал период почти двухвековой британской колонизации. Ко времени появления британцев Индия обладала сильной экономикой. Британия же перестроила эту экономику для обслуживания своих целей, подорвав при этом местную инфраструктуру и мешая развитию самобытной культуры Индии. Индийская государственная администрация — тоже наследие британского владычества. Со временем она разрослась в огромную бюрократическую систему, создавшую условия для волокиты и коррупции.

Вместе с тем, во многом благодаря британцам получили развитие такие большие порты Индии, как Калькутта, Бомбей (Мумбаи) и Мадрас (Ченнаи). Калькутта была основана еще в 1690 г., что влияет и на ее современную инфраструктуру. Британцы построили сеть железных дорог, каналов, внедрили собственное законодательство и правовые нормы. Система образования была введена с целью «передачи местному населению знаний английской литературы и науки посредством английского языка».

В отличие от португальцев, которые интегрировались в жизнь Гоа, британцы держались изолированно от своих подданных. Это исподволь разрушало местную культуру и язык. Британцы придерживались элитарного стиля жизни, считая собственную культуру и религию столь превосходными, что якобы одно это давало им право на господство.

Английское право было положено в основу кодификаций отдельных отраслей права, которые были осуществлены в ряде колоний. Так, в Индии в XIX в. были приняты уголовный кодекс, а также кодексы гражданского и уголовного судопроизводства, которые были распространены на Аден и Самали.

Правление британской Ост-Индской компании завершилось в 1857 г. в связи с широкомасштабным восстанием сипаев (индийских солдат, которые служили в британской Бенгальской армии). Через год после подавления бунта британское правительство решило управлять Индией, самой большой своей колонией, напрямую. В 1877 г. королева Виктория была коронована императрицей Индии — страны, ставшей «алмазом в британской короне».

Имперское правление было смесью патернализма и расизма, и уже в 1885 г. в Бомбее был основан Индийский национальный конгресс (ИНК), чтобы препятствовать наиболее репрессивным сторонам Британского Раджа (на языке хинди это слово означает «власть»). Именно он в 1905-1908 гг. выдвигает лозунги Сварадж (свое производство, т.е. полная свобода для развития национальной промышленности). Эти требования заставили Англию пойти на ряд политических уступок. В 1909 г. принимается Закон «Об индийских советах», согласно которому увеличивается число членов Законодательных советов Индии и провинций до 60%. Однако этих людей избирали 5-6 тыс. избирателей из 300-миллионного населения колонии.

Реальная оппозиция британцам установилась после того, как адвокату Мохандасу Карамчанду («Махатме») Ганди удалось объединить в партии Национальный конгресс собственников и бизнесменов. Уникальность подхода Ганди состояла в отказе от применения насильственных средств. Он писал: «Я предлагаю моральное и, следовательно, духовное противодействие безнравственности. Я всячески стремлюсь притупить острый клинок сабли тирана, при этом не поднимаю против него еще более острое оружие, а разрушаю его ожидания физического сопротивления с моей стороны».

Результатом кампании ненасильственного сопротивления в отношении британских законов, возглавлявшейся Ганди, стало обретение Британской Индией независимости в 1947 г. Но вопреки его надеждам Индия не осталась единой, а была разделена на два независимых государства: Индию и Пакистан. Пакистан стал мусульманским государством, где влиятельную партию Мусульманская лига возглавлял Мохаммед Али-Джинна. Разделение сопровождалось массовым переселением индусов и мусульман и небывалым кровопролитием.

Позиция лидеров освободительной борьбы по отношению к метрополии была не только тактической, но также и критической (социально-политической), ставящей под сомнение многие (хотя далеко не все) достижения западной цивилизации. Эту позицию удачно выразил Дж. Неру в книге «Мое открытие Индии» (1946 г.). Незадолго до обретения Индией независимости он, в частности, писал: «Цивилизация современного Запада… кажется, не добилась значительных успехов, как и не решила важнейших жизненных проблем. Ей свойствен конфликт, и она периодически подвергает себя колоссальному самоуничтожению. По-видимому, в ней отсутствует что-то, что могло бы придать ей стабильность, некие базовые принципы, чтобы придать смысл существованию».

Напряженность между Индией и Пакистаном продолжает существовать и по сей день, хотя со времени своей независимости в 1947 г. Индия поддерживает дружественные отношения с большинством стран. В 1950-х годах Индия сыграла важную роль на международной арене, выступая за независимость европейских колоний в Африке и Азии.

Индийская армия провела две непродолжительные миротворческие миссии в соседних странах — на Шри-Ланке (1987—1990) и Операцию «Кактус» на Мальдивских островах. Индия является членом Содружества наций и членом-основателем Движения неприсоединения.

Индия участвовала в трёх военных конфликтах с Пакистаном, в основном из-за спорной территории Кашмира. Другие столкновения между двумя странами произошли в 1984 г. из-за ледника Сиачен и Каргильская война 1999 г.

В последние годы Индия продолжает играть заметную роль в Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии, и Всемирной торговой организации. Индия является одним из членов-основателей Организации Объединённых Наций и активным участником в её миротворческих миссиях: более 55000 индийских солдат приняло участие в тридцати пяти операциях по поддержанию мира на четырёх континентах. Несмотря на критику и военные санкции, Индия постоянно отказывается подписать Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и Договор о нераспространении ядерного оружия, предпочитая взамен поддерживать полный контроль над своими ядерными программами. В последнее время, на внешнеполитической арене индийское правительство направило усилия на улучшение взаимоотношений с США, Китаем и Пакистаном.

В экономической сфере Индия имеет близкие взаимоотношения с другими развивающимися странами в Южной Америке, Азии, и Африке.

В 1947 г. Джавахарлал Неру говорил о встрече Индии со своей судьбой. Спустя более чем 60 лет Индия остается страной контрастов. Несмотря на то, что экономически она независима и является мировым экспортером зерна, 46% взрослого населения остается неграмотным. Ее «силиконовая долина» в окрестностях Бангалора приносит 4 млрд. долларов в год и имеет годовой прирост 50%, вместе с тем более трети мировой бедноты живет в Индии, которая по своему развитию занимает 134-е место из 174 стран. Индия, имеющая атомное вооружение и создавшая собственную сверхзвуковую военную авиацию, страдает от перенаселения в городах, где отсутствует первичная медицинская помощь, нехватает чистой питьевой воды и элементарной санитарии.

Корень этого дисбаланса кроется в регулируемой социалистической экономике. В конце 1980-х гг. в Индии начались экономические реформы, нацеленные на развитие частного сектора и приток иностранных инвестиций. Страна пытается бороться с угрозой перенаселения, иначе к 2050 г. в ней будет больше жителей, чем в Китае. И наконец, то светское общество, которое задумывал построить Неру, находится под угрозой разрушения индуистскими фундаменталистами, с одной стороны, и мусульманскими экстремистами, с другой.

В культурном плане Индия быстро движется вперед. Она известна достижениями в области литературы, кинематографии и научных разработок. В XXI в. индийской цивилизации предстоит пройти большой путь.



Тема 4

1. Гандистский путь к независимости (1918–1947).

Экономические и политические сдвиги в Индии под влиянием первой мировой войны. Новый этап британской политики в Индии: реформа Монтегю–Челмсфорда и закон Роулетта.

Усиление оппозиции умеренно-либеральному руководству в ИНК. Бомбейская сессия ИНК 1918 г. и курс на развертывание массового движения. М. К. Ганди, гандизм, оценки в литературе. Амритсарская бойня и пенджабское восстание. Первая кампания гражданского неповиновения 1920–1922 гг. и её уроки. Основные тенденции в национально-освободительном движении Индии 20-х гг.

Новый национальный подъём на рубеже 20–30-х гг. Активизация радикальных течений. Мирутский процесс. Вторая и третья кампании гражданского неповиновения. Конференции «круглого стола». «Рабская конституция» 1935 г., её сущность; позиция ведущих политических сил Индии. Выборы 1937 г.

Основные тенденции политической жизни Индии накануне второй мировой войны: проблемы единого фронта, деятельность новых лидеров Дж. Неру и С. Ч. Боса.

Индия в годы второй мировой войны. Военные мероприятия британских властей. Отношение национальных политических сил к войне. Миссия Криппса и «августовская революция» 1942 г. экономические и политические проблемы страны в 1943–1945 гг. ИНК, Мусульманская лига и национальный вопрос. С. Ч. Бос и Индийская национальная армия. Итоги второй мировой войны для Индии. План Маунтбеттена.

2. Проблемы модернизации независимой Индии.

Конституция Республики Индия 1950 г. социально-экономические проблемы, поставленные независимостью и разделом Британской Индии.

Актуализация вопроса о генотипе индийской цивилизации в эпоху оригинальной модели модернизации страны. «Хомо иерархикус» как характеристика модельного типа личности, специфика индийского этноса. Историческая и современная роль кастового строя. Социальные, политические и экономические аспекты «брахманического общественного порядка» во второй половине XX в.

Борьба по вопросам стратегии развития независимой Индии. «Научный гуманизм» Дж. Неру как философская основа концепции «индийского социализма». Сессия ИНК в г. Авади 1955 г. Пятилетние планы. Государственный сектор. Попытки аграрных реформ. Усиление экономической мощи крупного бизнеса. Успехи и противоречия «курса Неру». Классовый и кастовый подходы к интерпретации взаимоотношений ИНК и национальной буржуазии. Противостояние утопизма и милленаризма в новейшей индийской идеологии, его отражение в политической жизни. «Сватантра». «Синдикат». «Раштрия сваямсевак сангх» и «Джан сангх».

Кончина Дж. Неру (1964) и обострение вопроса вокруг продолжения его курса. Особенности индийской демократии. Приход к власти Индиры Ганди. Центристско-левый курс. 73-й съезд ИНК 1969 г., раскол Национального Конгресса и образование Организации Конгресса. Линия И. Ганди: развитие «курса Неру» или его ревизия? 25-я поправка к Конституции 1971 г. и выход оппозиционной коалиции к власти. Консолидация сторонников И.

Дальневосточная цивилизация.

Ганди и реставрация политической власти ИНК(И) в 1980 г. социально-экономические, политические и этно-конфессиональные проблемы в стране в 80–90-х гг. Сикхский сепаратизм и рост политического терроризма. Гибель И. Ганди и Р. Ганди. Неустойчивость власти: цикличность политического процесса. Индуистский шовинизм, доктрина «хиндутвы». Роль «Бхаратия джаната партии» «Вишва хинду паришад», «Раштрия сваямсевах сангх». События в Айодхья. Перспективы индийской цивилизации, демократии и особой модели модернизации на пороге XXI в.

Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 769; Нарушение авторских прав?;

Читайте также:

  1. II . Вопросы пациентов. Принятие решений во время курса лечения
  2. А дар, поднесенный недостойным людям, в неподобающем месте и в ненадлежащее время, непочтительно, называется тамасичным.
  3. Амортизационная сила -характеризуется развитием усилия в короткое время, в уступающем режиме работы мышц (СЛАЙД 8).
  4. АНГЛИЙСКОЕ ПРОЦВЕТАНИЕ. – ЗАБАСТОВКИ. – ТУРЕЦКИЙ ВОПРОС. – ИНДИЯ
  5. Безопасное время работы (в мин)
  6. Беларусь во время войн середины XVII ст.: антифеодальная казацко-крестьянская война 1648-1651 гг., война с Московским княжеством 1654-1667 гг.
  7. Бирма в раннее Новое время
  8. В настоящее время выделяют английскую, американскую, япон­скую и российскую философию управления персоналом.
  9. В настоящее время известны трансурановые элементы с номерами 113
  10. В настоящее время наиболее распространенная группа майонезов,
  11. В настоящее время производство пальмового масла достигло почти
  12. В наше время

47. ИНДИЯ В XVI–XVIII ВВ

Политическая раздробленность и феодальные усобицы в начале XVI в. в Индии облегчили правителю Кабула (Афганистан) Бабуру завоевание огромных индийских территорий от Кабула на западе до границ Бенгалии на востоке. В 1526 г. Бабур вторгся с 20–тысячным войском в Индию, одержал победу в нескольких сражениях и положил начало Моголь—ской империи. Став императором («падишахом»), Ба—бур положил конец феодальным распрям, оказывал покровительство торговле. При преемниках Бабура империя Великих моголов непрерывно расширяла свои владения. К концу XVIII в. она включала почти всю Индию, кроме самой южной оконечности полуострова, и восточный Афганистан. (Искаженное на индийский манер слово «могол», т. е. монгол, стало в Индии названием части мусульманской военно—феодальной знати, а за пределами Индии – названием утвердившейся на Делийском троне династии потомков Бабура. Сами эти государи себя моголами не называли.)

Религией пришедших в Индию завоевателей был ислам, но основная масса населения, около 3/4, исповедовала индуизм. Ислам стал государственной религией империи Великих моголов, религией большинства феодальной знати.

§ 4. Индийская цивилизация

Мусульманские правители могли в течение нескольких веков править Индией, оставаясь представителями численного меньшинства населения, потому что проводимая ими политика ничем не отличалась от политики индусских князей. Они также охраняли закон и порядок, взимали налоги, позволяли «неверным» в обмен на соблюдение ими законов жить по своим обычаям.

Наивысшего расцвета империя Великих моголов достигла в правление Акбара (1556–1605). Он вошел в историю как подлинный строитель Могольской империи, талантливый реформатор, стремившийся создать сильное централизованное государство. Ак—бар провел реформу управления. Этот правитель привлек на свою сторону всех крупных землевладельцев (мусульман и индусов) и торговцев, поощрял развитие ремесел и торговли. В первые же годы своего правления он провел налоговую реформу, установив для крестьян величину налога, равную одной трети урожая, и отменив должности откупщиков, при этом крестьяне отдавали налог напрямую государству. Кроме того, налог собирался не со всего владения, а только с обрабатываемого участка. Религиозная политика Акба—ра заключалась в том, чтобы признавать все религии равными. Акбар прославился и как покровитель искусства. По его приказу ученые и поэты переводили на персидский язык произведения индусского эпоса. Реформы Акбара, проводимые по принципу «мир для всех», укрепили империю Великих моголов.

После смерти Акбара его преемникам не удалось продолжить политику создания сильного централизованного государства. Индийское общество было слишком разобщено: кастовое деление, индуистская и мусульманская религии, множество народностей и народов, находившихся на разных уровнях экономического и культурного развития.

Ослабляло империю и то, что она вела бесконечные завоевательные войны, вызванные необходимостью жаловать все новые и новые земли всегда готовой к мятежам знати. Но чем больше росла территория империи, тем слабее становилась центральная власть.

Кризис и распад империи в XVIII в.

С начала XVIII в. власть падишахов стала символической. Провинции отделялись одна за другой. Императоры потеряли реальную власть, зато ее приобрели князья областей империи. В 1739 г. конница персидского завоевателя Надир—шаха разграбила Дели и уничтожила большую часть жителей столицы. Затем северную часть Индии наводнили афганцы. В первой половине XVIII в. Индия фактически вернулась к состоянию раздробленности, что облегчило европейскую колонизацию.

Доброго времени суток, уважаемые!
Меня, напомню, зовут Элена Элк и мы с вами находимся на третьем уроке, посвященном древним цивилизациям нашей планеты. Сегодня перед нами

ИНДИЯ Индию можно считать третьей по времени великой цивилизацией, появившейся на Земле (после Египта и Месопотамии). Но я сходу вынуждена внести поправки в это утверждение, поскольку на самом деле не исключено, что это — самая древняя из цивилизаций, ее изучение только началось. Как вы, наверное, уже поняли, цивилизации начинаются в устьях великих рек. В данном случае это река Инд (и река Луни, которая нынче теряется в песках, а в те времена образовывала очень мощное устье и впадала в Индийский океан). И не только Инд и Луни. Эта область называется Пенджаб – Пятиречье, и когда-то сюда впадали еще три крупные реки, от которых осталось мало следов.
Кстати, Инд назывался на самом деле Синдху, но персы, от которых мы узнали о существовании Индии, не смогли произнести «с» вначале и стали называть ее «Хинду». Греки же, взявшие слово от персов, и вовсе сократили его до Инда.
Чем выше по реке, тем «новее» человеческие поселения. Так вот последние находки индийских МОРСКИХ археологов (т.е. тех, кто ведет раскопки на дне океана) показали, что древнейшие части первых поселений ушли на дно моря. Индусы видят там даже целый город, а это меняет дату начала образования городов индской или Харрапской цивилизации (по названию Инда, конечно и одного из найденных городов).
Индийская цивилизация оставила нам еще одну сложность своего изучения. Видимо, в силу общефилософских и религиозных причин (вроде реинкарнации, т.е. непрерывной цепочки перерождений всех живых существ) Индия не имела своих историков и не утруждала себя историческими записями и ведением каких-либо хроник, несмотря на существовавшее собственное иероглифическое письмо. Вот в Китае это дело было поставлено на широкую ногу, и даже дипломатические делегации подлежали учету (именно по тем записям нынче часто узнают о совсем неизвестных миру древних странах и народах). В Месопотамии и Египте тоже осталось множество документов. И только Индия не вела их совсем.
Но сейчас мы поговорим об общеизвестных истинах. Индская цивилизация была расположена в основном в районе нынешнего Пакистана и основалась на реке Инд, где тоже образовалась зона для возможного высокоурожайного поливного земледелия. С севера Индия ограничена системой величайших на планете гор – Гималаями и отходящими от них горными хребтами. На западе лежат отроги Гималаев и горные пустыни и полупустыни. Далее – Иранское нагорье (местность постепенно понижается к Месопотамской низменности). С востока лежат опять-таки горные хребты, высота которых значительно ниже Гималайских, но проходимость ничуть не лучше. Таким образом, Индия практически отрезана от двух ближайших соседей – Китая и Месопотамии. И все было бы очень плохо, если бы ситуацию не спасало море. С запада полуостров Индостан омывает Аравийское море, с востока – Бенгальский залив. Правда, океан большую часть времени остается весьма бурным, и это создает дополнительные проблемы для мореплавания, но, все же, это способ контактировать и с востоком, и с западом. Впрочем, это всего лишь мое предположение. Я бы лично пыталась создать морские торговые пути, а древние люди были всяко не глупее меня, эта мысль должна была прийти им в голову. Юг и север страны тоже разделены цепью хребтов (Виндхья – крупнейший из них), покрытых когда-то в древние времена непроходимыми лесами.
Несмотря на тяжелое географическое положение, существует переход из северо-западной части Индии, которым в древности воспользовались арии и земледельцы из Средней Азии. Доарийские племена в Индии назывались дравидами, и генетически они были близки нынешним австралийским племенам. Арии пришли с севера, с гор Гиндукуша, и захватили всю территорию Индии в середине 2-го тысячелетия до н.э. Они разрушили древние города, и земледелие пришло в упадок. Со временем ситуация выровнялась и земледелие снова возродилось, однако при этом в Индии родилась уникальная система социального строения общества – кастовая. Каст было четыре – брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшии (земледельцы, торговцы и ремесленники), шудры (люди, не имевшие имущества, и рабы). И – главное – смешивание каст было запрещено. Привилегированное же положение заняли касты брахманов и кшатриев.
Почва Инда была образована наносным илом со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Сравни судьбу стран дальневосточной и индийской цивилизации в ранее Новое время ?

Уже в IV-м тысячелетии до н.э. тут возникли земледельческие поселения, а к III-му – города. Утверждается, что на востоке бродили только редкие охотничьи племена и царил каменный век. Но непонятно тогда, откуда бралось олово…

Освоение долины Ганга затруднялось джунглями. Только в начале I тысячелетия до н.э. здесь начали вырастать города (после того, как была освоена выплавка железа), и поэтому мы не будем о нем говорить.
В долине же Инда с 20-х годов XX века совершаются одна за одной сенсационные находки, говорящие о том, что тут существовала цивилизация с городами, бронзой и изобретением собственной письменности. Надо сказать, что западный мир долго не мог поверить в то, что это именно так, и считали, что культуру в Индию просто занесли извне в готовом виде. Однако лингвистический и исторический анализ доказали самостоятельность Индийской культуры. Так, стало известно, что уже в VI, а, возможно, и VII тысячелетии до н.э. в долине Инда существовало земледелие, причем сразу нескольких типов. Из злаков возделывались пшеница, ячмень, просо и масса овощей. Выращивался хлопок, и создавались хлопковые ткани. Были приручены бык и буйвол, домашняя птица.
В городах широко использовался обожженный кирпич, разнообразная керамика, развито ткацкое производство, есть изделия из бронзы, золота и серебра. Гончарный круг использовали и здесь.
Более того, в городах индской цивилизации найдены следы культур более ранних поселений. Есть основания утверждать о связях этой цивилизации даже с Эламом (теми самыми соседями-разбойниками Шумера), самим Шумером, Ираном и Южной Туркменией (город Алтын-Тепе). Известно, что инды часто выступали посредниками в торговле.
Совершенно случайно я натолкнулась в сети на одну любопытную гипотезу, высказанную Jonathan Sellers-ом, о том, что в устье Инда существовало полноценное шумерское поселение. Я не буду активно комментировать его гипотезу, чуть выше вы можете посмотреть карту расположения этого поселения (оно обозначено штриховой линией и называется Edin).

Первыми были найдены два наиболее крупных городских центра – Мохенджо-Даро и Хараппа (часто всю цивилизацию называют Хараппской по имени последнего). Название Мохенджо-Даро переводится c хинди как "Холм Мертвых", и это условное название. Истинное осталось неизвестным. Позже были открыты еще два города – Чанху-Даро и Калибанган. В последнее время раскопки ведутся в периферийных районах, в частности в районе города Лотхала, который, возможно, был морским портом (найдена верфь, связанная каналами с рекой, впадающей в Камбейский залив). На сегодняшний день считается, что Хараппская культура возникла в 2300-1700 гг. до н.э. Каждая цивилизация имеет что-то, что у нее было «самым-самым». В частности, в индской это был город Мохенджо-Даро – самый большой город древнего мира. Его площадь занимала 260 гектар и в городе есть здания площадью до 200 м2 (сравните это с нынешними элитными квартирами, чья площадь порядка 150м2 и более).
Города Инда имели двухчастную планировку. Это значило, что часть города строилась на искусственном возвышении – это была цитадель, где находились храмы и места городского управления (мэрии, одним словом). Там же находился бассейн для ритуальных омовений и зернохранилища. Вторая часть – собственно поселение – имело улицы для проезда повозок. Дома имели часто высоту в два этажа и специальные комнаты для омовения, откуда грязная вода поступала в специальные отстойники. В городах был водопровод с керамическими трубами. На концах труб были фланцы, предотвращающие утечку воды и нечистот. Стыки труб уплотнялись асфальтом. Вообще канализация в долине Инда кажется более совершенной, чем в других странах мира.
Сложно сказать что-либо о строе индской цивилизации, но очевидно, что существовало сильное неравенство между людьми, и можно предположить, что она была похожа на месопотамскую.
Индская цивилизация прекратила свое существование. Можно утверждать, что это произошло постепенно. И не в результате набегов кочевников-ариев (подробнее про арийцев можно посмотреть в другой лекции) с северо-запада. Некоторые исследователи предполагают, что в этой местности произошла одна из первых экологических катастроф. Вырубка леса и нерациональное ведение поливного земледелия привели к наступлению пустынь с севера и к гибели цивилизации, которую некому было поддержать в слабозаселенной тогда долине Инда.
Продолжением этой цивилизации стала цивилизация арийских племен, где уже быстрыми темпами развивалось ткачество, металлообработка и сельское хозяйство (кстати, шелк и рис, которые первоначально были только в Китае, тут тоже начали выращивать).

Ну, что? Домашнее задание? )))

  1. На поиск, как обычно. Что известно о связях Харрапы, Мохенджо-Даро и других городов древней Индии с востоком и западом? (3 балла)
  2. Что дали находки морской археологии? (3 балла)
  3. На рассуждение — чем отличалось земледелие и скотоводство в Индии от Месопотамии и Египта (3 балла)
  4. О чем говорит столь продуманная система канализации? (1 балл)

На два дополнительных балла ряд вопросов на рассуждение…
А давайте-ка вы сами придумаете, о чем можно тут порассуждать?

Домашку можно отправить совой…

Моя глубокая благодарность Серой Метелке за корректуру лекции.

В кабинет Истории Древних Цивилизаций.
Здесь рекомендации к изучению курса ИДЦ.

&copy El-Star
05.09.2008 р.Х.
Последние изменения El-Star
26.08.2013 р.Х.

Оставьте комментарий