Самоконтроль — регулярные наблюдения за состоянием здоровья, физическим развитием и физической подготовкой под влиянием регулярных занятий упражнениями. При резком снижении массы тела следует обратиться к врачу. Тренировочные нагрузки фиксируются кратко. Вместе с другими показателями самоконтроля они дают возможность объяснить различные отклонения в состоянии организма. Нарушения режима. В дневнике отмечается характер нарушения:
несоблюдение чередования труда и отдыха, нарушение режима питания, употребление алкогольных напитков, курение в др. Например, употребление алкогольных напитков сразу же отрицательно отражается на состоянии сердечно-сосудистой системы, резко увеличивает ЧСС и приводит к снижению спортивных результатов.
Спортивные результаты показывают, правильно или неправильно применяются средства и методы тренировочных занятий. Их анализ может выявить дополнительные резервы для роста физической подготовленности и спортивного мастерства. Оценка физического развития с помощью антропометрических измерений дает возможность определять уровень и особенности физического развития, степень его соответствия полу и возрасту, выявлять имеющиеся отклонения, а также определять динамику физического развития под воздействием занятий физическими упражнениями и различными видами спорта. Антропометрические измерения следует проводить периодически в одно и то же время суток, по общепринятой методике, с использованием специальных стандартных, проверенных инструментов. При массовых обследованиях измеряются рост стоя и сидя, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), сила сгибателей кисти и другие показатели.
болезни отличное от нее, как синоним нормы. Поэтому понятие <здоровье» можно определить следующим образом: здоровье нормальное психосоматическое состояние человека отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие н обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций. Какие содержательные характеристики используются при рассмотрении здоровья? Наиболее широкое распространение в настоящее время получил функциональный подход. Его особенность заключается в способности индивида осуществлять присущие ему биологические п социальные функции, в частности, выполнять общественно полезную трудовую, производственную деятельность. Их утрата является наиболее распространенным и наиболее значимым для человека семьи, общества социальным последствием болезней человека. В связи с функциональным подходом к здоровью возникло понятие <практически здоровый человек», поскольку возможны патологические изменения, которые существенно не сказываются на самочувствии и работоспособности человека. Однако при этом чаще всего не учитывается, какую цену организм платит за сохранение работоспособности. В ряде случаев цена может быть настолько высокой, что грозит серьезными последствиями здоровью и работоспособности в будущем, поскольку изменения в организме до определенного уровня могут не сказываться на субъективных ощущениях и даже не отражаться на функции того или иного органа и системы. Поэтому качественные и количественные характеристики как здоровья, так и болезни имеют довольно широкий диапазон толкования. В пределах его различия в степени выраженности здоровья определяются по многим критериям- признакам: уровню жинеустойчивости организма, широте его адаптационных возможностей, биологической активности органов и систем их способности к регенерации и др. Болезни имеет два источника: состояние человеческого организма, т.е. <внутреннее основание» и внешние причины, на него воздействующие. Следовательно, для предупреждения болезней — повышения жизнеустойчивости организма есть два способа: или удаление внешних причин, или оздоровление, укрепление организма для того, чтобы он был в состоянии нейтрализовать эти внешние причины.
39.
Принято выделять следующие физиологические системы организма: костную (скелет человека), мышечную, кровеносную, дыхательную, пищеваРительную, нервную, систему крови, желез внутренней секреции,
Кровь — жидкая ткань, циркулирующая в кровеносной системе и обеспечивающая жизнедеятельность клеток и тканей организма в качестве органа в физиологической системе.
Она состоит из (5—б%) в взвешенных в ней элементов: эритроцитов, Лейкоцитов, тромбоцитов и других веществ. Эритроциты — красные кровяные клетки, имеющие форму круглой вогнутой пластины диаметром 8 и толщиной 2—3 мкм, заполнены особым белком — гемоглобин, который способен образовывать соединение с кислородом и транспортировать его из легких к тканям, а из тканей переносить углекислый газ к легким, осуществляя таким образом дыхательную функцию. Продолжительность жизни эритроцита 100—120 дней. Красный костный мозг вырабатывает до 300 1дрд молодых эритроцитов, ежедневно поставляя их в кровь. Лейкоциты — белые кровяные тельца, выполняют защитную функцию, уничтожая инородные тела и болезнетворные микробы (фагоцитоз).
В 1 мл крови содерж. 6—8 тыс. лейкоцитов. Тромбоциты (а их сотканей. В плазме крови находятся и антитела, создающие иммунитет (невосприимчивость) организма к ядовитым веществам инфекционного или какого-нибудь иного происхождения, микроорганизмам и вирусам. Плазма крови принимает участие в транспортировке углекислого газа к легким.
Постоянство состава крови поддерживается как химическими механизмами самой крови, так и специальными регуляторными механизмами нервной системы.
При движении крови по капиллярам, пронизывающим все ткани, через их стенки постоянно просачивается в межтканевое пространство часть кровяной плазмы, которая образует межтканевую жидкость, окружающую все клетки тела. Из этой жидкости клетки поглощают питательные вещества в кислород и выделяют углекислый газ и другие продукты распада, образовавшиеся в процессе обмена веществ. Таким образом, кровь непрерывно отдает в межтканевую жидкость питательные вещества, используемые клетками, и поглощает вещества, выделяемые ими. Здесь же расположены мельчайшие лимфатические сосуды Некоторые вещества межтканевой жидкости просачиваются в них и образуют лимфу, которая выполняет следующие функции: возвращает белки из межтканевого пространства в кровь, участвует в перераспределении жидкости в организме, доставляет жиры к клеткам тканей, поддерживает нормальное протекание процессов обмена веществ в тканях, уничтожает и удаляет из организма болезнетворные микроорганизмы. Лимфа по лимфатическим сосудам возвращается в кровь, в венозную часть сосудистой системы. Общее количество крови составляет 78% массы тела человека. В покое 4О—5О% крови выключено из кровообращения и находится в: печени, селезенке, сосудах кожи, легких. В случае необходимости (например, при мышечной работе) запасной объем крови включается в кровообращение и рефлекторно направляется к работающему органу. Потеря человеком более 1/З количества крови опасна для жизни. Различают четыре группы крови (1, II, 3, 4).. При спасении жизни людей, потерявших много крови, или при некоторых заболеваниях делают переливание крови с учетом группы. Каждый человек должен знать свою груттпу крови. Сердечно-сосудистая Кровеносная система состоит из сердца и системы кровеносных сосудов. Сердце – главный орган кровеносной системы — представляет собой полый мышечный орган, совершающий ритмические сокращения, благодаря которым происходит процесс кровообращения в организме. Сердце автономное, автоматическое устройство. Однако его работа корректируется многочисленными прямыми о обратными связями. и поступающими от различных органов и систем организма. Сердце связано с центральной нервной системой. которая оказывает на его работу регулирующее воздействие.
Сердечно-сосудистая система состоит из большого и малого кругов кровообращения . Левая половина сердца обслуживает большой круг.
Спорт высших достижений.
Спорт высших достижений.
Во всём мире существует всего лишь два вида спорта. Различаются они между собой в основном по целям и задачам, которые перед собой ставят, и теми, кто занимается тем или иным видом спорта. Это Массовый спорт и Спорт высших достижений.
Массовым спортом занимался каждый человек хоть раз в жизни бесспорно. С его помощью люди во всём мире обретают возможность совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а, следовательно, противостоять нежелательного воздействия на организм современной экологии, бешенного ритма информационной жизни, в котором сейчас крутится почти весь мир. Отсюда можно вывести цели массового спорта, которые заключаются в укреплении здоровья, улучшении своего физического здоровья и получении активного отдыха.
Массовый спорт во многом повторяет и сходится с физической подготовкой (культурой). В отличие от него, спорт высших достижений ставит перед собой совершенно иные цели и задачи.
Главной целью спорта высших достижений является достижение максимально возможных спортивных результатов на всевозможных спортивных состязаниях, соревнованиях, и т.п., и, естественно, на Олимпиадах. Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только его личное значение, но и становится общенациональным достоянием, так как рекорды и победы не крупнейших международных состязаниях вносят свой вклад в поддержании и укреплении авторитета страны на международной арене. Поэтому нет ничего удивительного в том, что крупнейшие спортивные форумы собирают у телевизоров, радио и других средств массовой информации миллионы болельщиков во всём мире. Яркий и самый, пожалуй, злободневный пример тому: футбол. В него играют тысячи, а любят его миллионы.
Ещё одной общественной ценностью большого спорта является то, что сегодня спорт высших достижений является пока единственной областью деятельности человека, где у выдающихся рекордсменов все системы организма функционируют в зоне абсолютных физиологических и психологических пределов организма. Это позволяет не только проникнуть в тайны человеческих возможностей, но и определить пути, по которым можно направить эти возможности на достижение гораздо больших результатов в производстве, профессиональных навыках, общественной деятельности.
Для выполнения поставленной цели разрабатываются специальные системы упражнений, подготовки, при правильном выполнении которых возможны достижения максимальных результатов. Разработки производятся при помощи ведущих НИИ. В начале девяностых годов были очень популярны книги и журналы, автором которых являлся А. Шварценеггер, в которых подробно были рассказаны системы тренировок легендарного атлета.
Таким образом, спорт высших достижений позволяет на основе выявленных индивидуальных особенностей и возможностей человека в определённом виде спорта добиваться максимальных, рекордных результатов. «Этим спорт вооружает массовую практику физического воспитания наиболее эффективными средствами и методами физического совершенствования. Рекорды в международных, национальных и других видах соревнований создают моральный стимул для развития массового спорта и занятий физической культурой
Содержание
Структура методов педагогического контроля в спорте
12345678910Следующая ⇒
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Методы врачебно-педагогического контроля
За функциональным состоянием пловцов
СТУДЕНТКА
_____________________ Зорина М.Л.
(личная подпись) (инициалы, фамилия)
РУКОВОДИТЕЛЬ_____________________ канд. психолог. наук, доц. Н.Б.Воробьев
(личная подпись) (ученая степень, звание, инициалы, фамилия)
Допустить к защите
ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ _________ _канд. психолог. наук, доц. Н.Б.Воробьев_____
(личная подпись) (ученая степень, звание, инициалы, фамилия)
Нижний Новгород – 2015 г.
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I. Анализ научно-методической литературы по исследуемой проблеме
1.1 Структура методов педагогического контроля в спорте. 4
1.2 Структура методов врачебного контроля в спорте. 7
1.3. Методы врачебно-педагогического контроля в учебно-тренировочном процессе пловцов. 11
ГЛАВА II. Методы и организация исследования.
2.1 Методы исследования. 17
2.1.1. Анализ научно-методической литературы.. 17
2.1.2. Медико-биологические методы исследования. 17
2.1.3. Педагогический эксперимент. 20
2.1.4. Методы математико-статистической обработки. 20
2.2 Экспериментальное исследование врачебно-педагогического контроля за функциональным состоянием пловцов. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 26
ВВЕДЕНИЕ
Спортивное плавание характеризуется чрезвычайно высокими физическими нагрузками по интенсивности, плотности и продолжительности, большим объёмом мышечной работы в целом во время тренировок, и особенно в период соревнований.
Для достижения неуклонного роста спортивных достижений необходимо дальнейшее совершенствование системы управления подготовкой юных спортсменов. Одним из ведущих звеньев этой системы является врачебно-педагогический контроль, которому отводится важное место в учебно-тренировочном процессе. Особо важным в этом деле является разработка нормативов.
Объект исследования: врачебно-педагогические наблюдения за функциональным состоянием пловцов.
Предмет исследования: методы врачебно-педагогического контроля в спорте.
Целью курсовой работы является изучение особенностей врачебно-педагогического контроля за функциональным состоянием пловцов.
Задачи исследования:
— провести обзор литературы по теме исследования;
— рассмотреть особенности врачебно-педагогического контроля как способа управления тренировочным процессом пловцов;
— провести экспериментальное исследование и проанализировать результаты исследования.
Гипотеза исследования: предполагается, что комплекс методов врачебно-педагогического контроля является эффективным способом наблюдения за функциональным состоянием пловцов.
Методы исследования: анализ, обобщение, наблюдение, диагностика, эксперимент.
ГЛАВА I.
Самоконтроль, его цели, задачи и методы
Анализ научно-методической литературы по исследуемой проблеме
Структура методов педагогического контроля в спорте
Педагогический контроль — планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физической культурой и спортом (Э.Н. Дворецкий, 1992).
Педагогический контроль позволяет получить информацию о физическом состоянии спортсмена с целью проверки правильности педагогических воздействий для повышения эффективности тренировочной работы.
Задачи педагогического контроля:
– оценка эффективности применяемых средств и методов тренировки;
– осуществление плана тренировки (в том числе и многолетнего);
– установление контрольных нормативов, оценивающих различные стороны подготовленности спортсменов (физическую, техническую, тактическую и теоретическую);
– выявление динамики развития спортивных результатов и прогнозирование достижений отдельных спортсменов;
– отбор талантливых спортсменов (С.И. Матвеев, 2000).
Содержание педагогического контроля:
– контроль за выполняемыми тренировочными нагрузками;
– контроль за состоянием спортсмена;
– контроль за техникой выполнения движений;
– учет спортивных результатов и контроль поведения спортсменов на соревнованиях (И.В. Муравов, 1978).
Главное в педагогическом контроле — оценка состояния, в котором находится спортсмен. Различают три типа состояний спортсмена:
– перманентные, сохраняющиеся относительно длительный период времени (недели или месяцы). Это могут быть состояния спортивной формы, недостаточной тренированности и т.п.;
– текущие, изменяющееся под влиянием одного или нескольких занятий (мышечные боли, состояние повышенной работоспособности);
– оперативные, изменяющиеся под влиянием выполнения физических упражнений (утомление, вызванное однократным пробеганием дистанции; временное повышение работоспособности после разминки и т.п.) (В.И. Дубровский, 1998).
Методы педагогического контроля:
– сбор мнений (анкетирование, опрос) спортсменов и тренеров;
– анализ рабочей документации тренировочного процесса;
– педагогические наблюдения во время тренировки;
– измерение и регистрация показателей, отражающих деятельность спортсмена на тренировочном занятии;
– контрольные испытания (метод тестов) различных сторон подготовленности спортсменов;
– прогнозирование спортивных результатов.
Виды педагогического контроля:
Исходя из задач управления подготовкой спортсмена, различают следующие виды педагогического контроля: оперативный, текущий и этапный контроль (Э.Н. Дворецкий, 1992).
Оперативный контрольнаправлен преимущественно па оптимизацию программ тренировочных занятий, выбор таких упражнений и таких комплексов, которые в наибольшей степени будут способствовать решению поставленных задач. Здесь могут использоваться самые разнообразные тесты, позволяющие выявить оптимальный для каждого спортсмена режим работы и отдыха, интенсивность работы, величину отягощений и т.п. (И.В. Муравов, 1978). Указанные виды контроля служат основой для разработки соответствующих планов подготовки: перспективного – на очередной тренировочный макроцикл или этап; текущего – на мезоцикл, микроцикл, занятие; оперативного – на отдельное упражнение или их комплекс.
Текущий контрольпроводится для оценки работы различной преимущественной направленности, определения формирования процессов утомления спортсменов под влиянием нагрузок отдельных занятий, учета протекания восстановительных процессов в организме, особенностей взаимодействия с разными по величине и направленности нагрузками в течение дня или микроцикла. Это позволяет оптимизировать процесс спортивной тренировки в течение дня, микро- и мезоцикла, создать наилучшие условия для развития заданных адаптационных перестроек (В.И. Дубровский, 1998).
Этапный контрольпроизводится для определения изменения состояния спортсмена под воздействием относительно длительного периода тренировки и разработки стратегии на последующий макроцикл или период тренировки. Следовательно, в процессе поэтапного контроля всесторонне оценивают уровень развития разных сторон подготовленности, выявляют недостатки подготовленности и дальнейшие резервы совершенствования (С.И. Матвеев, 2000). По результатам разрабатываются индивидуальные планы построения тренировочного процесса на отдельный тренировочный период или на весь макроцикл. Рекомендуется проводить этапный контроль 3 раза в течение макроцикла.
Известны также и другие виды педагогического контроля:
– самоконтроль – ежедневная оценка своего состояния, действий и поведения в дни тренировок, а также в перерывах между ними;
– селективный – оптимизация отбора спортсменов (в сборные команды, на соревнования) и спортивная ориентация (В.В. Иванов, 1987).
12345678910Следующая ⇒
Дата добавления: 2017-03-12; просмотров: 284 | Нарушение авторских прав
Поиск на сайте:
Врачебно-педагогический контроль, его содержание
Педагогический контроль. Содержание, виды педагогического контроля
Педагогический контроль – планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью. Проводится для того, чтобы проверить, насколько соответствует педагогическое воздействие повышению эффективности учебно-тренировочных занятий.
Основные задачи педагогического контроля: оценить эффективность применяемых средств и методов тренировки; выполнить план тренировки; установить контрольные нормативы, оценивающие физическую, техническую, тактическую, теоретическую подготовленность спортсменов; выявить динамику развития спортивных результатов и прогнозировать достижения отдельных спортсменов; отобрать талантливых спортсменов.
Содержание педагогического контроля: контроль за регулярностью занятий; контроль за тренировочными нагрузками; контроль за состоянием занимающихся; контроль за техникой упражнений; учет спортивных результатов; контроль за поведением во время соревнований.
Виды педагогического контроля: поэтапный – оценивать состояние спортивно-технической и тактической подготовки занимающихся на конкретном этапе; текущий – определять повседневные изменения в подготовке занимающихся; оперативный – экспресс-оценка того состояния, в котором находится занимающийся в данный момент.
Главное в педагогическом контроле – оценить психофизическое состояние занимающихся физической культурой. Специалисты различают три типа состояний:
1. Перманентные, сохраняющиеся в течение длительного периода времени (состояние спортивной формы организма, уровня его тренированности).
2. Текущие, с изменениями в процессе одного или нескольких занятий (состояние повышенной или пониженной работоспособности).
3. Оперативные, изменяющиеся под влиянием конкретных физических упражнений (утомление после однократного пробегания дистанции или повышение работоспособности после разминки и т.п.).
К методам педагогического контроля относятся: анкетирование занимающихся и тренеров-преподавателей; анализ рабочей документации учебно-тренировочного процесса; педагогические наблюдения во время занятий, регистрация функциональных и других показателей, характеризующих деятельность занимающегося физическими упражнениями непосредственно на занятиях; тестирование различных сторон подготовленности; обоснованное прогнозирование спортивной работоспособности.
Врачебно-педагогические наблюдения – это исследования, проводимые совместно врачом и тренером для определения воздействий на организм спортсмена тренировочных нагрузок, с целью предупреждения переутомления и развития патологических изменений, приводящих к заболеваниям.
С помощью врачебно-педагогического контроля можно выявить срочный, отставленный и кумулятивный тренировочные эффекты. Срочный тренировочный эффект позволяет увидеть изменения, происходящие в организме во время выполнения упражнений и в ближайший период отдыха. Отставленный тренировочный эффект дает возможность выявить изменения, происходящие в организме во время выполнения упражнений в ближайший период отдыха, изменения, происходящие в организме в поздних фазах восстановления – на другой и последующие после нагрузки дни. Кумулятивный тренировочный эффект показывает те изменения в организме, которые происходят на протяжении длительного периода тренировки.
Врачебно-педагогические наблюдения проводится в форме текущих обследований в определенное время, по намеченным заранее показателям и тестам. Оперативные обследования предусматривают оценку срочного тренировочного эффекта непосредственно во время выполнения упражнения.
Врачебный контроль и врачебно-педагогические наблюдения дадут лучший результат, если они будут дополнены самоконтролем. Он особенно важен для занимающихся спортом, а также для людей с ослабленным здоровьем.
Самоконтроль, его цели, задачи и методы исследования
Результаты самоконтроля записываются в специальный дневник. Для него достаточно иметь тетрадь, разграфленную по датам и показателям самоконтроля.
Самоконтроль – регулярные наблюдения за состоянием своего здоровья, физическим развитием и физической подготовленностью и их изменениями под влиянием регулярных занятий физическими упражнениями и спортом.
Цель самоконтроля – регулярные самостоятельные наблюдения простыми и доступными способами за физическим развитием, состоянием своего организма, влиянием на него физических упражнений или конкретного вида спорта. Самоконтроль позволяет своевременно выявить неблагоприятные воздействия физических упражнений на организм.
Основные задачи самоконтроля: расширение знаний о физическом развитии; приобретение навыков в оценивании психофизической подготовленности; освоение доступных методик самоконтроля; определение уровня физического развития, тренированности и здоровья, для коррекции нагрузок при занятиях физическими упражнениями и спортом.
Чтобы самоконтроль был эффективным, необходимо иметь представление об энергетических затратах организма при нервно-мышечных и мышечных напряжениях возникающих при выполнении учебной деятельности в сочетании с систематической нагрузкой, важно знать временные интервалы отдыха и восстановления умственной и физической работоспособности, а также приемы, средства и методы, с помощью которых можно эффективно восстанавливать функциональные возможности организма.
Онлайн-тестыТестыФизкультура и спортФизическая культуравопросы
1-15 16-30 31-45 46-60 61-75 76-90 91-105 … 241-250
«Контроль и самоконтроль физического состояния»
31. Какова задержка дыхания на вдохе (проба Штанге) у здоровых взрослых людей?
• 40-50 секунд
32. Какова задержка дыхания на выдохе (проба Генчи) тренированных людей?
• до 90 сек и более
33. Какова основная цель врачебного контроля в процессе физического воспитания студентов вузов?
• содействие максимальному использованию средств и методов физической культуры и спорта для укрепления их здоровья, повышения функциональных возможностей организма для достижения ими высоких спортивных результатов
34. Какого вида педагогического контроля не существует?
• контроля над техникой упражнений
35. Какой контроль в процессе физического воспитания направлен на изучение состояния здоровья, физического развития, физической (функциональной) подготовленности занимающихся и влияния на систему организма человека посредством физических упражнений?
• врачебный контроль
36. Какой метод оценки физического развития основан на том, что физическое развитие различных частей тела взаимосвязано между собой; эта связь может быть положительной, когда при увеличении, например роста, увеличивается вес тела, и отрицательной, при которой одно увеличение вызывает уменьшение другого?
• метод корреляции
37. Какой осмотр при оценке физического развития дает возможность оценить телосложение, состояние опорно-двигательного аппарата (форму грудной клетки, ног, рук, стопы), осанку?
• внешний осмотр (соматоскопия)
38. Какой тип осанки считается нормальным?
• прямой
39. Какой формы врачебного контроля не существует?
• контрольного обследования
40. После подъема на 4-й этаж ваш пульс составил 105 уд/мин.
9.7.Самоконтроль, его цели, задачи и методы
Каково состояние вашей сердечно-сосудистой системы?
• хорошее
41. Признаками какого типа сложения человека являются короткие конечности, массивная костная система, короткая и толстая шея, широкая, короткая грудная клетка, хорошо развитая мускулатура?
• гиперстенического типа
42. Разница в пульсе при ортостатической пробе составила 10 уд/мин. О чем это свидетельствует?
• о хорошей физической тренированности
43. С какой целью проводится педагогический контроль?
• чтобы проверить, насколько соответствует педагогическое воздействие повышению эффективности учебно-тренировочных занятий
44. Что из перечисленного не составляет массу тела?
• кожный покров
45. Что из перечисленного относится к объективным данным самоконтроля?
• масса тела
1-15 16-30 31-45 46-60 61-75 76-90 91-105 … 241-250