Самоконтроль его цели задачи и методы исследования

Самоконтроль — регулярные наблюдения за состоянием здоровья, физическим развитием и физической подготовкой под влиянием регулярных занятий упражнениями. При резком снижении массы тела следует обратиться к врачу. Тренировочные нагрузки фиксируются кратко. Вместе с другими показателями самоконтроля они дают возможность объяснить различные отклонения в состоянии организма. Нарушения режима. В дневнике отмечается характер нарушения:

несоблюдение чередования труда и отдыха, нарушение режима питания, употребление алкогольных напитков, курение в др. Например, употребление алкогольных напитков сразу же отрицательно отражается на состоянии сердечно-сосудистой системы, резко увеличивает ЧСС и приводит к снижению спортивных результатов.

Спортивные результаты показывают, правильно или неправильно применяются средства и методы тренировочных занятий. Их анализ может выявить дополнительные резервы для роста физической подготовленности и спортивного мастерства. Оценка физического развития с помощью антропометрических измерений дает возможность определять уровень и особенности физического развития, степень его соответствия полу и возрасту, выявлять имеющиеся отклонения, а также определять динамику физического развития под воздействием занятий физическими упражнениями и различными видами спорта. Антропометрические измерения следует проводить периодически в одно и то же время суток, по общепринятой методике, с использованием специальных стандартных, проверенных инструментов. При массовых обследованиях измеряются рост стоя и сидя, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), сила сгибателей кисти и другие показатели.

болезни отличное от нее, как синоним нормы. Поэтому понятие <здоровье» можно определить следующим образом: здоровье нормальное психосоматическое состояние человека отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие н обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций. Какие содержательные характеристики используются при рассмотрении здоровья? Наиболее широкое распространение в настоящее время получил функциональный подход. Его особенность заключается в способности индивида осуществлять присущие ему биологические п социальные функции, в частности, выполнять общественно полезную трудовую, производственную деятельность. Их утрата является наиболее распространенным и наиболее значимым для человека семьи, общества социальным последствием болезней человека. В связи с функциональным подходом к здоровью возникло понятие <практически здоровый человек», поскольку возможны патологические изменения, которые существенно не сказываются на самочувствии и работоспособности человека. Однако при этом чаще всего не учитывается, какую цену организм платит за сохранение работоспособности. В ряде случаев цена может быть настолько высокой, что грозит серьезными последствиями здоровью и работоспособности в будущем, поскольку изменения в организме до определенного уровня могут не сказываться на субъективных ощущениях и даже не отражаться на функции того или иного органа и системы. Поэтому качественные и количественные характеристики как здоровья, так и болезни имеют довольно широкий диапазон толкования. В пределах его различия в степени выраженности здоровья определяются по многим критериям- признакам: уровню жинеустойчивости организма, широте его адаптационных возможностей, биологической активности органов и систем их способности к регенерации и др. Болезни имеет два источника: состояние человеческого организма, т.е. <внутреннее основание» и внешние причины, на него воздействующие. Следовательно, для предупреждения болезней — повышения жизнеустойчивости организма есть два способа: или удаление внешних причин, или оздоровление, укрепление организма для того, чтобы он был в состоянии нейтрализовать эти внешние причины.

39.

Принято выделять следующие физиологические системы организма: костную (скелет человека), мышечную, кровеносную, дыхательную, пищеваРительную, нервную, систему крови, желез внутренней секреции,

Кровь — жидкая ткань, циркулирующая в кровеносной системе и обеспечивающая жизнедеятельность клеток и тканей организма в качестве органа в физиологической системе.

Она состоит из (5—б%) в взвешенных в ней элементов: эритроцитов, Лейкоцитов, тромбоцитов и других веществ. Эритроциты — красные кровяные клетки, имеющие форму круглой вогнутой пластины диаметром 8 и толщиной 2—3 мкм, заполнены особым белком — гемоглобин, который способен образовывать соединение с кислородом и транспортировать его из легких к тканям, а из тканей переносить углекислый газ к легким, осуществляя таким образом дыхательную функцию. Продолжительность жизни эритроцита 100—120 дней. Красный костный мозг вырабатывает до 300 1дрд молодых эритроцитов, ежедневно поставляя их в кровь. Лейкоциты — белые кровяные тельца, выполняют защитную функцию, уничтожая инородные тела и болезнетворные микробы (фагоцитоз).

В 1 мл крови содерж. 6—8 тыс. лейкоцитов. Тромбоциты (а их сотканей. В плазме крови находятся и антитела, создающие иммунитет (невосприимчивость) организма к ядовитым веществам инфекционного или какого-нибудь иного происхождения, микроорганизмам и вирусам. Плазма крови принимает участие в транспортировке углекислого газа к легким.

Постоянство состава крови поддерживается как химическими механизмами самой крови, так и специальными регуляторными механизмами нервной системы.

При движении крови по капиллярам, пронизывающим все ткани, через их стенки постоянно просачивается в межтканевое пространство часть кровяной плазмы, которая образует межтканевую жидкость, окружающую все клетки тела. Из этой жидкости клетки поглощают питательные вещества в кислород и выделяют углекислый газ и другие продукты распада, образовавшиеся в процессе обмена веществ. Таким образом, кровь непрерывно отдает в межтканевую жидкость питательные вещества, используемые клетками, и поглощает вещества, выделяемые ими. Здесь же расположены мельчайшие лимфатические сосуды Некоторые вещества межтканевой жидкости просачиваются в них и образуют лимфу, которая выполняет следующие функции: возвращает белки из межтканевого пространства в кровь, участвует в перераспределении жидкости в организме, доставляет жиры к клеткам тканей, поддерживает нормальное протекание процессов обмена веществ в тканях, уничтожает и удаляет из организма болезнетворные микроорганизмы. Лимфа по лимфатическим сосудам возвращается в кровь, в венозную часть сосудистой системы. Общее количество крови составляет 78% массы тела человека. В покое 4О—5О% крови выключено из кровообращения и находится в: печени, селезенке, сосудах кожи, легких. В случае необходимости (например, при мышечной работе) запасной объем крови включается в кровообращение и рефлекторно направляется к работающему органу. Потеря человеком более 1/З количества крови опасна для жизни. Различают четыре группы крови (1, II, 3, 4).. При спасении жизни людей, потерявших много крови, или при некоторых заболеваниях делают переливание крови с учетом группы. Каждый человек должен знать свою груттпу крови. Сердечно-сосудистая Кровеносная система состоит из сердца и системы кровеносных сосудов. Сердце – главный орган кровеносной системы — представляет собой полый мышечный орган, совершающий ритмические сокращения, благодаря которым происходит процесс кровообращения в организме. Сердце автономное, автоматическое устройство. Однако его работа корректируется многочисленными прямыми о обратными связями. и поступающими от различных органов и систем организма. Сердце связано с центральной нервной системой. которая оказывает на его работу регулирующее воздействие.

Сердечно-сосудистая система состоит из большого и малого кругов кровообращения . Левая половина сердца обслуживает большой круг.

Спорт высших достижений.

Спорт высших достижений.

Во всём мире существует всего лишь два вида спорта. Различаются они между собой в основном по целям и задачам, которые перед собой ставят, и теми, кто занимается тем или иным видом спорта. Это Массовый спорт и Спорт высших достижений.

Массовым спортом занимался каждый человек хоть раз в жизни бесспорно. С его помощью люди во всём мире обретают возможность совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а, следовательно, противостоять нежелательного воздействия на организм современной экологии, бешенного ритма информационной жизни, в котором сейчас крутится почти весь мир. Отсюда можно вывести цели массового спорта, которые заключаются в укреплении здоровья, улучшении своего физического здоровья и получении активного отдыха.

Массовый спорт во многом повторяет и сходится с физической подготовкой (культурой). В отличие от него, спорт высших достижений ставит перед собой совершенно иные цели и задачи.

Главной целью спорта высших достижений является достижение максимально возможных спортивных результатов на всевозможных спортивных состязаниях, соревнованиях, и т.п., и, естественно, на Олимпиадах. Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только его личное значение, но и становится общенациональным достоянием, так как рекорды и победы не крупнейших международных состязаниях вносят свой вклад в поддержании и укреплении авторитета страны на международной арене. Поэтому нет ничего удивительного в том, что крупнейшие спортивные форумы собирают у телевизоров, радио и других средств массовой информации миллионы болельщиков во всём мире. Яркий и самый, пожалуй, злободневный пример тому: футбол. В него играют тысячи, а любят его миллионы.

Ещё одной общественной ценностью большого спорта является то, что сегодня спорт высших достижений является пока единственной областью деятельности человека, где у выдающихся рекордсменов все системы организма функционируют в зоне абсолютных физиологических и психологических пределов организма. Это позволяет не только проникнуть в тайны человеческих возможностей, но и определить пути, по которым можно направить эти возможности на достижение гораздо больших результатов в производстве, профессиональных навыках, общественной деятельности.

Для выполнения поставленной цели разрабатываются специальные системы упражнений, подготовки, при правильном выполнении которых возможны достижения максимальных результатов. Разработки производятся при помощи ведущих НИИ. В начале девяностых годов были очень популярны книги и журналы, автором которых являлся А. Шварценеггер, в которых подробно были рассказаны системы тренировок легендарного атлета.

Таким образом, спорт высших достижений позволяет на основе выявленных индивидуальных особенностей и возможностей человека в определённом виде спорта добиваться максимальных, рекордных результатов. «Этим спорт вооружает массовую практику физического воспитания наиболее эффективными средствами и методами физического совершенствования. Рекорды в международных, национальных и других видах соревнований создают моральный стимул для развития массового спорта и занятий физической культурой



Структура методов педагогического контроля в спорте

12345678910Следующая ⇒

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: Методы врачебно-педагогического контроля

За функциональным состоянием пловцов

СТУДЕНТКА

_____________________ Зорина М.Л.

(личная подпись) (инициалы, фамилия)

РУКОВОДИТЕЛЬ_____________________ канд. психолог. наук, доц. Н.Б.Воробьев

(личная подпись) (ученая степень, звание, инициалы, фамилия)

Допустить к защите

ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ _________ _канд. психолог. наук, доц. Н.Б.Воробьев_____

(личная подпись) (ученая степень, звание, инициалы, фамилия)

Нижний Новгород – 2015 г.

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I. Анализ научно-методической литературы по исследуемой проблеме

1.1 Структура методов педагогического контроля в спорте. 4

1.2 Структура методов врачебного контроля в спорте. 7

1.3. Методы врачебно-педагогического контроля в учебно-тренировочном процессе пловцов. 11

ГЛАВА II. Методы и организация исследования.

2.1 Методы исследования. 17

2.1.1. Анализ научно-методической литературы.. 17

2.1.2. Медико-биологические методы исследования. 17

2.1.3. Педагогический эксперимент. 20

2.1.4. Методы математико-статистической обработки. 20

2.2 Экспериментальное исследование врачебно-педагогического контроля за функциональным состоянием пловцов. 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 26

ВВЕДЕНИЕ

Спортивное плавание характеризуется чрезвычайно высокими физическими нагрузками по интенсивности, плотности и продолжительности, большим объёмом мышечной работы в целом во время тренировок, и особенно в период соревнований.

Для достижения неуклонного роста спортивных достижений необходимо дальнейшее совершенствование системы управления подготовкой юных спортсменов. Одним из ведущих звеньев этой системы является врачебно-педагогический контроль, которому отводится важное место в учебно-тренировочном процессе. Особо важным в этом деле является разработка нормативов.

Объект исследования: врачебно-педагогические наблюдения за функциональным состоянием пловцов.

Предмет исследования: методы врачебно-педагогического контроля в спорте.

Целью курсовой работы является изучение особенностей врачебно-педагогического контроля за функциональным состоянием пловцов.

Задачи исследования:

— провести обзор литературы по теме исследования;

— рассмотреть особенности врачебно-педагогического контроля как способа управления тренировочным процессом пловцов;

— провести экспериментальное исследование и проанализировать результаты исследования.

Гипотеза исследования: предполагается, что комплекс методов врачебно-педагогического контроля является эффективным способом наблюдения за функциональным состоянием пловцов.

Методы исследования: анализ, обобщение, наблюдение, диагностика, эксперимент.

ГЛАВА I.

Самоконтроль, его цели, задачи и методы

Анализ научно-методической литературы по исследуемой проблеме

Структура методов педагогического контроля в спорте

Педагогический контроль — планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физической культурой и спортом (Э.Н. Дворецкий, 1992).

Педагогический контроль позволяет получить информацию о физическом состоянии спортсмена с целью проверки правильности педагогических воздействий для повышения эффективности тренировочной работы.

Задачи педагогического контроля:

– оценка эффективности применяемых средств и методов тренировки;

– осуществление плана тренировки (в том числе и многолетнего);

– установление контрольных нормативов, оценивающих различные стороны подготовленности спортсменов (физическую, техническую, тактическую и теоретическую);

– выявление динамики развития спортивных результатов и прогнозирование достижений отдельных спортсменов;

– отбор талантливых спортсменов (С.И. Матвеев, 2000).

Содержание педагогического контроля:

– контроль за выполняемыми тренировочными нагрузками;

– контроль за состоянием спортсмена;

– контроль за техникой выполнения движений;

– учет спортивных результатов и контроль поведения спортсменов на соревнованиях (И.В. Муравов, 1978).

Главное в педагогическом контроле — оценка состояния, в котором находится спортсмен. Различают три типа состояний спортсмена:

– перманентные, сохраняющиеся относительно длительный период времени (недели или месяцы). Это могут быть состояния спортивной формы, недостаточной тренированности и т.п.;

– текущие, изменяющееся под влиянием одного или нескольких занятий (мышечные боли, состояние повышенной работоспособности);

– оперативные, изменяющиеся под влиянием выполнения физических упражнений (утомление, вызванное однократным пробеганием дистанции; временное повышение работоспособности после разминки и т.п.) (В.И. Дубровский, 1998).

Методы педагогического контроля:

– сбор мнений (анкетирование, опрос) спортсменов и тренеров;

– анализ рабочей документации тренировочного процесса;

– педагогические наблюдения во время тренировки;

– измерение и регистрация показателей, отражающих деятельность спортсмена на тренировочном занятии;

– контрольные испытания (метод тестов) различных сторон подготовленности спортсменов;

– прогнозирование спортивных результатов.

Виды педагогического контроля:

Исходя из задач управления подготовкой спортсмена, различают следующие виды педагогического контроля: оперативный, текущий и этапный контроль (Э.Н. Дворецкий, 1992).

Оперативный контрольнаправлен преимущественно па оптимизацию программ тренировочных занятий, выбор таких упражнений и таких комплексов, которые в наибольшей степени будут способствовать решению поставленных задач. Здесь могут использоваться самые разнообразные тесты, позволяющие выявить оптимальный для каждого спортсмена режим работы и отдыха, интенсивность работы, величину отягощений и т.п. (И.В. Муравов, 1978). Указанные виды контроля служат основой для разработки соответствующих планов подготовки: перспективного – на очередной тренировочный макроцикл или этап; текущего – на мезоцикл, микроцикл, занятие; оперативного – на отдельное упражнение или их комплекс.

Текущий контрольпроводится для оценки работы различной преимущественной направленности, определения формирования процессов утомления спортсменов под влиянием нагрузок отдельных занятий, учета протекания восстановительных процессов в организме, особенностей взаимодействия с разными по величине и направленности нагрузками в течение дня или микроцикла. Это позволяет оптимизировать процесс спортивной тренировки в течение дня, микро- и мезоцикла, создать наилучшие условия для развития заданных адаптационных перестроек (В.И. Дубровский, 1998).

Этапный контрольпроизводится для определения изменения состояния спортсмена под воздействием относительно длительного периода тренировки и разработки стратегии на последующий макроцикл или период тренировки. Следовательно, в процессе поэтапного контроля всесторонне оценивают уровень развития разных сторон подготовленности, выявляют недостатки подготовленности и дальнейшие резервы совершенствования (С.И. Матвеев, 2000). По результатам разрабатываются индивидуальные планы построения тренировочного процесса на отдельный тренировочный период или на весь макроцикл. Рекомендуется проводить этапный контроль 3 раза в течение макроцикла.

Известны также и другие виды педагогического контроля:

– самоконтроль – ежедневная оценка своего состояния, действий и поведения в дни тренировок, а также в перерывах между ними;

– селективный – оптимизация отбора спортсменов (в сборные команды, на соревнования) и спортивная ориентация (В.В. Иванов, 1987).

12345678910Следующая ⇒

Дата добавления: 2017-03-12; просмотров: 284 | Нарушение авторских прав

Поиск на сайте:

Врачебно-педагогический контроль, его содержание

Педагогический контроль. Содержание, виды педагогического контроля

Педагогический контрольпланомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью. Проводится для того, чтобы проверить, насколько соответствует педагогическое воздействие повышению эффективности учебно-тренировочных занятий.

Основные задачи педагогического контроля: оценить эффективность применяемых средств и методов тренировки; выполнить план тренировки; установить контрольные нормативы, оценивающие физическую, техническую, тактическую, теоретическую подготовленность спортсменов; выявить динамику развития спортивных результатов и прогнозировать достижения отдельных спортсменов; отобрать талантливых спортсменов.

Содержание педагогического контроля: контроль за регулярностью занятий; контроль за тренировочными нагрузками; контроль за состоянием занимающихся; контроль за техникой упражнений; учет спортивных результатов; контроль за поведением во время соревнований.

Виды педагогического контроля: поэтапный – оценивать состояние спортивно-технической и тактической подготовки занимающихся на конкретном этапе; текущий – определять повседневные изменения в подготовке занимающихся; оперативный – экспресс-оценка того состояния, в котором находится занимающийся в данный момент.

Главное в педагогическом контроле – оценить психофизическое состояние занимающихся физической культурой. Специалисты различают три типа состояний:

1. Перманентные, сохраняющиеся в течение длительного периода времени (состояние спортивной формы организма, уровня его тренированности).

2. Текущие, с изменениями в процессе одного или нескольких занятий (состояние повышенной или пониженной работоспособности).

3. Оперативные, изменяющиеся под влиянием конкретных физических упражнений (утомление после однократного пробегания дистанции или повышение работоспособности после разминки и т.п.).

К методам педагогического контроля относятся: анкетирование занимающихся и тренеров-преподавателей; анализ рабочей документации учебно-тренировочного процесса; педагогические наблюдения во время занятий, регистрация функциональных и других показателей, характеризующих деятельность занимающегося физическими упражнениями непосредственно на занятиях; тестирование различных сторон подготовленности; обоснованное прогнозирование спортивной работоспособности.

Врачебно-педагогические наблюдения – это исследования, проводимые совместно врачом и тренером для определения воздействий на организм спортсмена тренировочных нагрузок, с целью предупреждения переутомления и развития патологических изменений, приводящих к заболеваниям.

С помощью врачебно-педагогического контроля можно выявить срочный, отставленный и кумулятивный тренировочные эффекты. Срочный тренировочный эффект позволяет увидеть изменения, происходящие в организме во время выполнения упражнений и в ближайший период отдыха. Отставленный тренировочный эффект дает возможность выявить изменения, происходящие в организме во время выполнения упражнений в ближайший период отдыха, изменения, происходящие в организме в поздних фазах восстановления – на другой и последующие после нагрузки дни. Кумулятивный тренировочный эффект показывает те изменения в организме, которые происходят на протяжении длительного периода тренировки.

Врачебно-педагогические наблюдения проводится в форме текущих обследований в определенное время, по намеченным заранее показателям и тестам. Оперативные обследования предусматривают оценку срочного тренировочного эффекта непосредственно во время выполнения упражнения.

Врачебный контроль и врачебно-педагогические наблюдения дадут лучший результат, если они будут дополнены самоконтролем. Он особенно важен для занимающихся спортом, а также для людей с ослабленным здоровьем.

Самоконтроль, его цели, задачи и методы исследования

Результаты самоконтроля записываются в специальный дневник. Для него достаточно иметь тетрадь, разграфленную по датам и показателям самоконтроля.

Самоконтрольрегулярные наблюдения за состоянием своего здоровья, физическим развитием и физической подготовленностью и их изменениями под влиянием регулярных занятий физическими упражнениями и спортом.

Цель самоконтроля – регулярные самостоятельные наблюдения простыми и доступными способами за физическим развитием, состоянием своего организма, влиянием на него физических упражнений или конкретного вида спорта. Самоконтроль позволяет своевременно выявить неблагоприятные воздействия физических упражнений на организм.

Основные задачи самоконтроля: расширение знаний о физическом развитии; приобретение навыков в оценивании психофизической подготовленности; освоение доступных методик самоконтроля; определение уровня физического развития, тренированности и здоровья, для коррекции нагрузок при занятиях физическими упражнениями и спортом.

Чтобы самоконтроль был эффективным, необходимо иметь представление об энергетических затратах организма при нервно-мышечных и мышечных напряжениях возникающих при выполнении учебной деятельности в сочетании с систематической нагрузкой, важно знать временные интервалы отдыха и восстановления умственной и физической работоспособности, а также приемы, средства и методы, с помощью которых можно эффективно восстанавливать функциональные возможности организма.

Онлайн-тестыТестыФизкультура и спортФизическая культуравопросы

1-15 16-30   31-45   46-60   61-75   76-90   91-105   …   241-250  

«Контроль и самоконтроль физического состояния»

31. Какова задержка дыхания на вдохе (проба Штанге) у здоровых взрослых людей?
40-50 секунд

32. Какова задержка дыхания на выдохе (проба Генчи) тренированных людей?
до 90 сек и более

33. Какова основная цель врачебного контроля в процессе физического воспитания студентов вузов?
содействие максимальному использованию средств и методов физической культуры и спорта для укрепления их здоровья, повышения функциональных возможностей организма для достижения ими высоких спортивных результатов

34. Какого вида педагогического контроля не существует?
контроля над техникой упражнений

35. Какой контроль в процессе физического воспитания направлен на изучение состояния здоровья, физического развития, физической (функциональной) подготовленности занимающихся и влияния на систему организма человека посредством физических упражнений?
врачебный контроль

36. Какой метод оценки физического развития основан на том, что физическое развитие различных частей тела взаимосвязано между собой; эта связь может быть положительной, когда при увеличении, например роста, увеличивается вес тела, и отрицательной, при которой одно увеличение вызывает уменьшение другого?
метод корреляции

37. Какой осмотр при оценке физического развития дает возможность оценить телосложение, состояние опорно-двигательного аппарата (форму грудной клетки, ног, рук, стопы), осанку?
внешний осмотр (соматоскопия)

38. Какой тип осанки считается нормальным?
прямой

39. Какой формы врачебного контроля не существует?
контрольного обследования

40. После подъема на 4-й этаж ваш пульс составил 105 уд/мин.

9.7.Самоконтроль, его цели, задачи и методы

Каково состояние вашей сердечно-сосудистой системы?
хорошее

41. Признаками какого типа сложения человека являются короткие конечности, массивная костная система, короткая и толстая шея, широкая, короткая грудная клетка, хорошо развитая мускулатура?
гиперстенического типа

42. Разница в пульсе при ортостатической пробе составила 10 уд/мин. О чем это свидетельствует?
о хорошей физической тренированности

43. С какой целью проводится педагогический контроль?
чтобы проверить, насколько соответствует педагогическое воздействие повышению эффективности учебно-тренировочных занятий

44. Что из перечисленного не составляет массу тела?
кожный покров

45. Что из перечисленного относится к объективным данным самоконтроля?
масса тела

1-15   16-30   31-45   46-60   61-75   76-90   91-105   …   241-250  

Оставьте комментарий