Развитие науки в новое время


Развитие науки в Новое время

В Новое время расцветает «классическая наука». Она охватывает период развития науки с XVIII в. по 20-е годы XX в., т.е. от завершения первой глобальной научной революции до появления квантово-релятивистской картины мира. Разумеется, наука XIX в. довольно сильно отличается от науки XVIII в., которую только и можно считать по-настоящему классической наукой. Тем не менее, поскольку в науке XIX в. по-прежнему действуют гносеологические предпосылки науки XVIII в., мы объединяем их в едином понятии – классическая наука. Этот этап развития науки характеризуется целым рядом специфических особенностей.

Основные черты классической науки

1. Исходной посылкой классической науки является натурализм – признание объективности существования природы, управляемой естественными, объективными закономерностями, то есть единственной подлинной реальностью признается материальный мир, существующий вне и независимо от человеческого сознания. При этом материальность понимается только как вещественность.

2. Важнейшей характеристикой классической науки является механистичность – представление мира в качестве машины, гигантского механизма, четко функционирующего на основе вечных и неизменных законов механики. Не случайно наиболее распространенной моделью Вселенной был огромный часовой механизм. Поэтому механика была эталоном любой науки, которую пытались построить по ее образцу. Также она рассматривалась и как универсальный метод изучения окружающих явлений. Это выражалось в стремлении свести любые процессы в мире (не только физические и химические, но и биологические и социальные) к простым механическим перемещениям. Такое сведение высшего к низшему, объяснение сложного через более простое называется редукционизмом.

3. Рассмотрение природы как из века в век неизменного, всегда тождественного самому себе, неразвивающегося целого формировало метафизичность классической науки. Это приводило к тому, что каждый предмет или явление рассматривался отдельно от других, игнорировались их связи с другими объектами, а изменения, которые происходили с этими предметами и явлениями, были лишь количественными. Так возникла сильная антиэволюционистская установка классической науки.

4. Механистичность и метафизичность классической науки отчетливо проявились не только в физике, но и в химии, и в биологии. Это привело к отказу от признания качественной специфики жизни и живого. Жизнь и живое стали такими же элементами в мире-механизме, как предметы и явления неживой природы.

Во многих областях науки начинаются смелые исследования, которые ведут ко все более глубокому познанию закономерностей природы. Перед естествознанием открылись природные явления, которые нужно было познать для того, чтобы покорить. Объем знаний, унаследованный от древности и средневековья, был невелик. В большинстве областей приходилось пересматривать унаследованный материал от античности и средневековья. В области биологии ведутся работы по накоплению и первоначальной систематизацией огромного материала в ряде дисциплин: ботаники, зоологии, анатомии и физиологии.

В XVI—XVIII вв. в Европе складываются новые организационные и материальные возможности для развития естественных наук. Увеличивается число научных учреждений и обществ. В XVI — XVII в. возникают ученые ассоциации, именовавшихся академиями. Так, в 1662 г. официально открывается в Лондоне Королевское общество, в 1666 г.— Парижская, в 1700 г.— Берлинская, в 1724 г.— Петербургская, в 1739 г.— Стокгольмская, в 1739 г.— Мюнхенская Академия наук. Так же, в это время создаются многочисленные ботанические сады, перед которыми ставятся как чисто научные задачи, так и задачи, вытекающие из потребностей сельского хозяйства, медицины, промышленности. В 1627 г. закладывается знаменитый Ботанический сад в Париже, позже при нем были созданы зоологический сад и естественно-исторические музеи. В 1713 г. в Петербурге учреждается Ботанический сад. В 1759 г. открылся ботанический сад в Кью (Англия). Развертывает свои работы ботанический сад в Упсале (Швеция), где трудится Линней. Для изучения и «освоения» индийской флоры в 1786 г. открывается Ботанический сад в Калькутте. Организуются крупные зоологические музеи. Одним из первых в Европе естественнонаучных музеев стала «Кунсткамера», учрежденная в 1714 г. С 1753 г. в Лондоне начинает работать знаменитый Британский музей. Создается или расширяется ряд крупных государственных библиотек. Существовавшая еще в XIV в. французская королевская библиотека переводится в 1595 г. в Париж, где на ее основе возникает знаменитая «Национальная библиотека». В 1661 г. организуется Государственная библиотека в Берлине, в 1753 г.— библиотека Британского музея, в 1714 г.— библиотека в Петербурге, ставшая основой академической библиотеки, а в 1795 г.— Петербургская публичная библиотека. Начинают выходить труды многочисленных академий. Издаются естественнонаучных сочинений на самые различные темы. Академии разных стран объявляют конкурсы на премии. Развитию биологических наук в то время способствовали, во-первых, использование изобретенных в ту эпоху приборов (микроскоп, термометр, барометр и т.д.), во-вторых, многочисленные путешествия.

Невозможно точно определить, кто изобрёл микроскоп. Считается, что голландский мастер очков Ханс Янссен и его сын Захария Янссен изобрели первый микроскоп в 1590, но это было заявление самого Захария Янссена в середине XVII века. Другим претендентом на звание изобретателя микроскопа был Галилео Галилей. Он разработал «оккиолино» или составной микроскоп с выпуклой и вогнутой линзами в 1609 г. Галилей представил свой микроскоп в Академии деи Линчеи (Италия).

Галилей стал проверять, а как же устроен мир на самом деле. Его обращение к эксперименту следует, по большому счету, признать моментом рождения науки, во всяком случае, в современном смысле этого слова. Фактически Галилей предложил новую методологию научного исследования: вместо умозрительного познания идеальных законов он поставил перед наукой амбициозную задачу — постичь замысел Творца, изучая созданный им реальный мир. В определенном смысле такая наука была куда более христианской, чем прежняя средневековая схоластика (представляющая собой синтез христианского богословия и аристотелевой логики), постоянно ссылающаяся на авторитет Аристотеля. В самом деле, раз мир создан Творцом, то его следует изучать столь же досконально, как Писание, стремясь найти в нем безупречную божественную гармонию.

Этот подход оказался поразительно эффективным. Выяснилось, что новые законы и закономерности едва ли не сами валятся вам на голову. Причем многим из них быстро нашлись удивительно полезные применения (маятниковые часы, хронометр с пружинным балансиром, паровые машины, термометры и т. п.). Наука стала двигателем технического прогресса, впечатляющие достижения которого, выраженные в конечном счете деньгами, оружием и отчасти комфортом (то есть всем тем, что в первую очередь интересует финансирующих науку), резко укрепили доверие к новой методологии познания. Суть ее сводилась к построению естественных наук по образцу математики: от «самоочевидных» аксиом к строго доказанным теоремам. Не случайно основополагающий труд Ньютона назывался «Математические начала натуральной философии».

Расхождения теории и практики, которые для греков были имманентной проблемой, теперь стали источником задач, многие из которых удавалось успешно решить. Оказалось, что огромное количество явлений можно объяснить, исходя из небольшого числа простых и красивых законов-аксиом, которые, как считалось, открываются умозрительно, благодаря интуиции исследователя, но подтверждаются и доказываются путем опытной проверки вытекающих из них следствий. Научные теории воспринимались как свойство самого реального мира, нужно было просто их распознать, «прочитать книгу Природы», и подтвердить несколькими примерами правильность прочтения. Этот подход позднее получил название джастификационизма (от англ. justify — «оправдывать», «обосновывать»). Джастификационистский фундамент, заложенный в XVII веке трудами Галилея и Ньютона, оказался настолько крепким, что на протяжении двух столетий определял развитие науки. Но тем серьезнее оказался кризис, когда стали появляться экспериментальные данные, несовместимые с ньютоновской физикой.

Кристиан Гюйгенс изобрел простую двулинзовую систему окуляров в конце 1600-х, которая ахроматически регулировалась. Антон Ван Левенгук считается первым, кто сумел привлечь к микроскопу внимание биологов. Изготовленные вручную, микроскопы Ван Левенгука представляли собой очень небольшие изделия с одной очень сильной линзой. Они были неудобны в использовании, однако позволяли очень детально рассматривать изображения лишь из-за того, что не перенимали недостатков составного микроскопа (несколько линз такого микроскопа удваивали дефекты изображения). За великими географическими открытиями связанными с именами Колумба, Васко да Гама, Магеллана и других, последовало множество путешествий. Голландские моряки в начале XVII в. открывают Австралию. В XVIII в. важнейшие географические открытия связаны с экспедициями Бугенвиля, Лаперуза, Ванкувера, Кука и др. Огромное значение приобретают предпринятые в России «Великая северная экспедиция» (1733—1743) и так называемые «академические экспедиции» (1768—1777). Со всех концов света, в Европу начинают поступать в большом количестве сведения о флоре и фауне различных регионов Земли.

Во-первых, наука Нового времени основана на опыте и эксперименте. Во-вторых, она неотделима от математики, поскольку выражает закономерные связи в природе с помощью чисел. Как выразился один из основателей науки Нового времени Галилео Галилей, книга природы написана языком математики. И, в-третьих, эта наука сориентирована на практическую пользу. Именно в Новое время наука становится производительной силой общества, поскольку посредством инженерной деятельности ее открытия целенаправленно внедряются в производство. А со временем она становится движущей силой обновления военной техники.

Основные методы механики распространялись на все остальные разделы физики, складывавшиеся в это время, – теплофизику, оптику, изучение электричества и магнетизма. В XVIII веке была изобретена лейденская банка (первый аккумулятор), открыто явление электрической проводимости, отрицательное и положительное электричество, электрическая природа молний. Крупнейшим открытием в этой области физики стал закон Кулона – основной закон электростатики, который измерял силу, действующую между электрическими зарядами, и устанавливал, что она зависит от расстояния между этими зарядами. Интересная ситуация сложилась в оптике, которая как самостоятельный раздел физики сложилась еще в XVII веке. Это произошло во многом благодаря работам Ньютона, который разложил белый свет на цвета радуги. Ему же принадлежит корпускулярная теория света, в соответствии с которой свет представляет собой поток световых частиц, наделенных изначальными неизменными свойствами и взаимодействующих с телами на расстоянии. Хотя в то же время Христиан Гюйгенсом была предложена волновая теория света, корпускулярная теория больше соответствовала предпосылкам классической науки, поэтому именно она была признана научным сообществом.

Очень серьезные изменения происходят в XVIII в. с химией, которая, наконец-то, из алхимии и ремесленной химии становится настоящей наукой. Основная заслуга в этом принадлежит английскому ученому Роберту Бойлю, который в своих исследованиях показал, что качества и свойства тел не имеют абсолютного характера и зависят от того, из каких материальных элементов эти тела составлены. Именно он положил начало современному представлению о химическом элементе как о «простом» теле, или как о пределе химического разложения вещества. Также он предположил, что эти частицы могут связываться друг с другом, образуя более крупные частицы – кластеры (сегодня мы называем их молекулами), которые являются невидимыми человеческому глазу кирпичиками для построения реальных физических тел.
Как в физике изучение теплоты породило теорию теплорода, так в химии изучение процессов горения дало теорию флогистона. Подобно теплороду, флогистон рассматривался как особо тонкая материя, благодаря которой обеспечивается горючесть тел. Считалось, что все горючие тела содержат флогистон, исчезающий при горении. Тела с большим количеством флогистона горят хорошо, дефлогистированные тела гореть не способны. Теория флогистона, ложная по сути, была первой научной химической теорией и послужила толчком к множеству исследований. Важнейшими были количественные методы анализа вещества, которые привели к открытию истинных химических элементов – фосфора, кобальта, никеля, водорода, фтора, азота, хлора и марганца. Особое значение для химии имело открытие кислорода А. Лавуазье, после чего им была создана кислородная теория горения.



Новое время – эпоха буржуазных революций, великих географических открытий, становления принципиально новой государственности и права, бурного развития науки и постановки ее на службу практики. Названные процессы были сопряжены с рационализацией многих сторон общественной жизни: экономики, государственного строительства, науки и культуры. Происходит дальнейшее обособление философии от религии, главную свою задачу философия видит в определении методологии научного познания. Важнейшие представители философии Нового времени – Фрэнсис Бэкон, рене Декарт, Томас Гоббс, Барух Спиноза, Джон Локк, Готфрид Лейбниц. Основные проблемы, к которым обращается философия – теория познания (учение о методах познания), учение о бытии (онтология) и социальные теории (учение о государстве и праве).

Развитие науки Нового времени, как и социальные преобразования, связанные с разложением феодальных общественных порядков и ослаблением влияния церкви, вызвало к жизни новую ориентацию философии. Если в Средние века она выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения — с искусством и гуманитарным знанием, то теперь она опирается главным образом на науку. Перед философией встала задача обобщения естественнонаучных открытий в единую картину мира и разработки теории познания.

Новое время ознаменовало возникновение науки как таковой: профессионализация ученых и их подготовка в университетах, институализация науки, возникновение стабильных форм научной коммуникации, возможность практического применения достижений науки и социальный престиж ученого – все это обеспечило быстрое наращивание научного потенциала.

Наука Нового времени с самого начала сориентирована на активное «выпытывание» тайн природы и на практическое использование ее результатов. Наука должна служить общественной пользе, а не только прославлять мудрость творца, считали мыслители Нового времени.

Уточним основные черты науки Нового времени:

— Во-первых, наука Нового времени основана на опыте и эксперименте.

— Во-вторых, она неотделима от математики, поскольку выражает закономерные связи в природе с помощью чисел.

— В-третьих, эта наука сориентирована на практическую пользу. Именно в Новое время наука становится производительной силой общества, поскольку посредством инженерной деятельности ее открытия целенаправленно внедряются в производство. А со временем она становится движущей силой обновления военной техники.

Естественно, что в этих новых условиях большинство философов уже исходят из самостоятельности разума по отношению к вере, а науки по отношению к религии. И их интересы перемещаются в область теории познания, логики и методологии науки. Но в решении этой задачи философия Нового времени с самого начала шла двумя путями — путем эмпиризма и рационализма.

Сторонники эмпиризма (Бэкон, Гоббс, Локк) утверждали, что основным источником достоверного знания о мире являются ощущения и опыт человека. Сторонники эмпиризма призывали во всем полагаться на данные опыта, человеческой практики.

Сторонники рационализма считали, что основным источником достоверного знания является знание (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Основателем рационализма считается Декарт — автор выражения "подвергай все сомнению". Он считал, что во всем надо полагаться не на веру, а на достоверные выводы, и ничто не принимать за окончательную истину.

Большой интерес философы Нового времени проявляли к социально-политическим проблемам. Они не только пытались объяснить суть бытия и познания, роль человека в мире, но и искали причины возникновения общества и государства, выдвигали проекты оптимальной организации реально существующих государств. В области социальной философии зародились учения о двух стадиях развития общества (естественное состояние и гражданское общество) и теория «общественного договора» (Гоббс, Локк).

Несомненно, многие мировоззренческие взгляды того времени формировались под прямым воздействием естествознания как «результата свободного рационального исследования» природы. В возможность свободного исследования верили, на него опирались, его оспаривали. Само же развитие естествознания и неразрывно связанной с ним философии свидетельствует о том, что узловым моментом эпохи было стремление к познанию закономерностей объективного материального мира с целью создания логических категорий и законов, объясняющих строение и функции живой и неживой природы. Механицизм во многом предопределил теоретико-мировоззренческий базис и установки первых социологов, о чем свидетельствует история становления и развития социологии.

9.Особенности развития науки в России

Вопрос о специфике русской науки (и о самой правомочности этого термина – «русская наука») остается в философском анализе науки дискуссионным. В какой мере наша наука (и философия науки) является продолжением европейских традиций и в какой – уникальна? Дискуссионность была задана еще спорами между западниками и славянофилами, но ее сегодняшний смысл далеко выходит за рамки выявления каких-либо национальных приоритетов. Скорее речь идет об условиях возможности нового культурно-исторического типа рациональности как основания для качественных изменений в развитии науки и о тех предпосылках для этого, которые имеются в различных культурах.

Начиная с Петра I, в России в основном утверждаются и получают развитие традиции европейской науки с ее классическим идеалом рациональности. Здесь национальные особенности сказались скорее в формах, которые были менее демократичны, чем в Европе, и это сдерживало развитие научной мысли. Петр, а затем Екатерина повышали престиж ученых, придавая естественнонаучному и техническому образованию статус военного образования и соответствующего табеля о рангах.

В условиях Советского Союза И. Сталин в значительной степени сохранил этот авторитарный, ведомственный, дисциплинарный характер науки, когда отраслевая наука имеет своих генералов, скажем, горного дела или железнодорожного транспорта, а академическая наука – тоже своего рода идеологически преданный генералитет, академиков и членов-корреспондентов. Такое положение сохранялось до начала 90-х годов ХХ века. Советская, социалистическая наука в ХХ веке подавалась как антипод западной, буржуазной науке. Это удобно для мобилизации усилий на некоторых направлениях, но крайне обременительно для свободного научного творчества. Поэтому по принципиально новым направлениям науки ХХ века, кроме связанных с военными технологиями, российская наука оказывалась в числе догоняющих: например, в генетике и молекулярной биологии, лингвистике, кибернетике.

В конце ХХ века из-за резкого сокращения финансирования в период кризиса страну покинули десятки тысяч ученых, которые теперь работают за рубежом. Однако в настоящее время ситуация постепенно улучшается.

В целом же, российская наука самобытна по двум основным критериям: условиям и предпосылкам становления и по содержанию картины мира, характеризующей так называемый «русский космизм».

Космизм — философское мировоззрение, в основу которого положено представление о Космосе и о человеке как «гражданине Мира», а также о микрокосмосе, подобном Макрокосмосу. В философии понятие Космизма связано с учением древних греков о мире как структурно-организованном и упорядоченном целом.

Русский космизм — мировоззрение, с корнями в мифологическом сознании, в смеси христианства с язычеством. Русский космизм намеренно противопоставлял себя западноевропейской науке и культуре, находился в поиске примирения ценностей традиционного общества с динамикой цивилизации.

Здесь сказалась особенность, идущая еще из русской религиозной философии. В российской ментальности не было жесткого противопоставления субъекта и объекта, характерного для европейской философской и научной мысли последних 400 лет. В русской религиозной философии и культуре нераздельность субъекта и объекта относится к важнейшим гносеологическим принципам, что характерно сегодня для постнеклассической научной рациональности. Для русской религиозной философии характерно понимание того, что рождение теоретического мышления в осевое время искусственно противопоставило то, что мы теперь с таким трудом пытаемся воссоединить – мир и человека, единство бытия.

Таким образом, основной пафос отечественной научной мысли состоит в выстраивании предмета науки таким образом, что это предмет одновременно является развертыванием идеи космизма, космической вписанности физических явлений, химических и геологических процессов, жизни растений и животных, человечества и человеческого разума в универсум бытия. Этим изменяется иерархия знания, открываются новые области исследования, такие как биогеохимия, палеогеоантропология и др.

Русский космизм, с его верой в мощь разума, предвосхитил многие научные подходы, в частности, современный антропный принцип: мир не был бы таким, каков он есть, если бы в нем не было наблюдателя — чувствующих и мыслящих существ. Русский космизм предложил особый метод мышления: существуют знания, к которым мы приходим не в процессе размышления, не под контролем сознания и воли, а помимо воли, в процессе совместного выживания с другими людьми. В нём выражена планетарная надежда: идеи всеобщего братства, «родства» людей, преемственности поколений, сплоченных «общим делом» для решения жизненно важных задач, идеи нравственной ответственности, бережного отношения человека к природе.

10.Основные черты классической науки

Классическая наука – это огромный период в истории науки, время величайших изобретений и открытий, именно поэтому этот период определяется как классика, эталон науки, ее образец.

Развитие науки в Новое Время

Этап классической науки охватывает период с 17 до конца 19 века.

Основные ученые периода Классической науки:

— Н. Коперник (1473-1543) — создание новой гелиоцентрической системы мира (перестановке центра Вселенной, обоснование движение как естественное свойство земных и небесных объектов) доказана неприемлемость изучения окружающей действительно­сти только на основе наблюдения.

— Д. Бруно (1548-1600) отстаивал идею бесконечности Вселенной, которая для него была единой и неподвижной.

— Р. Декарт (1596-1650) – геометрия — универсальный инструмент познания.

— Г. Галилей (1564-1642) — открытие нового метода научного исследования — теоретического или мысленного эксперимента. Идеи закона инерции и примененный Галилеем метод заложили основы классической физики.

— И. Кеплер (1571 — 1630) поиск законов небесной механики на основе обобщения данных астрономических наблюдений, установил три закона движения планет относительно Солнца.

— И. Ньютон (1643- 1727) продолжил и завершил начатое Галилеем дело созда­ния классической механики, она приобрела оконча­тельный характер, дал математическую формулировку закона всемирного тяготения, обосновал теорию движению небесных тел, определил понятие силы, создал дифф. и интегр. исчисление как язык описания физической реальности, выдвинул предположение о сочетании корпускулярных и волновых представлений о природе света. Механика Ньютона стала классическим образцом дедуктивной научной теории.

— Г. Лейбниц (1646-1716) — родоначальник математической логики и одним из создателей счетно-решающих устройств.

— Среди открытий в химии важнейшее место занимает открытие периодического закона химических элементов выдающимся ученым химиком Д. И. Менделеевым (1834-1907).

Основные открытия периода Классической науки:

— Гелиоцентрическое учение, Николай Коперник;

— Формулировка законов классической механики и закона всемирного тяготения, абсолютного пространства и времени, Исаак Ньютон;

— Химия, переодическая система элементов Менделеева;

— Создание карпускулярно-волновой теории, Фарадей, Максвелл;

— Клеточная теория, Шлейден, Шванн;

— Закон сохранения и превращения энергии, Джоуль;

— Теории эволюции живой природы, Ж. Б. Ламарк, Ч. Дарвин.

Последние четыре открытия не укладывались в классическую механистическую концепцию и послужили основными причинами ее пересмотра.

Основные принципы Классической науки:

— Прицип господства натурализма (признания объективного существования природы, которая управляется естесственными законами);

— Редукционизм (высшие формы могут быть полностью объяснены на основе закономерностей, свойственных низшим формам);

— Принцип единства законов земного и небесного миров;

— Мир качественно однороден, есть только количественные различия;

— Наличие жестких причинно-следственных связей;

— Зная координаты тела во Вселенной, а также силы, действующие на него, можно абсолютно точно предсказать положение в следующий и предыдущий момент времени, т.е. принцип ретросказуемости и предсказуемости. Если точный ответ невозможен – результат нашего незнания;

— Объект исследования – материальные предметы;

— Уверенность существования конечного предела делимости материи;

— Господствует механизм, классическая механика – основная парадигма;

— Процесс познания рассматривается как зеркальное отражение природы;

— Мир принципиально познаваем, можно найти абсолютную истину;

— Описание объекта без примесей субъективности;

— Методология: квантитаризм (учет количественных параметров), эксперимент, математическая модель объекта, дедуктивный метод.

Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 7429 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.004 с)…

Особенности науки нового времени

12345678910Следующая ⇒

Становление классической науки

Ренессанс, реформация, в этот период возникают предпосылки складывания классической науки. По сути: речь идет о классическом естествознании.

Социальные предпосылки классической науки:

1. Свобода государств и городов

2. Доступ к знаниям

3. Знакомство Европы с востоком во время крестовых походов

4. Духовная борьба между государством и католической церковью (секорулизация???)

Подробнее в пособии

Мотивы возникновения классической науки:

1. Онтогенетический мотив – воля к власти, господству над природой, знаниям, умениям. Знания – сила! Польза науки.

2. Филогенетический –религия. Религия:

1. Требует истинности любой ценой,

2. Мир как сотворенный богом становится важным в любом своем фрагменте

3. Мир лежит во зле, чтобы ликвидировать зло – нужна наука

Факторы развития классической науки:

1. Вступление общества в новую цивилизацию – техногенная цивилизация (глобальная цивилизация). До этого была античная цивилизация (Египет, Греция). Грядет информационная цивилизация.

2. Промышленная революция. Переход от мануфактурного производства к машинному. Этапы промышленной революции:

1. появление промышленных машин

2. появление универсального двигателя – паровой машины

3. создание станков, рабочих машин, изобретение СУПов – Система Управления Производством?????

Особенности науки эпохи возрождения

1. Начинают формироваться 2 направления в науке: эмпиризм и рационализм

2. Специфическое снятие культурного и научного потенциала средневековья. Период возрождения/реформации часто называют переходным периодом.

3. Ориентация на человека, деятельность человека. Человек – начало всех вещей. Человек – центр мира, от бога к человеку и от человека к богу

4. Складывание новой картины мира: вместо геоцентрической гелиоцентрической

5. Критическое отношение к прошлым авторитетам во всех областях знаний

6. Эстетические категории в описании природных явлений

7. Наука начала смотреть в трубу – эксперимент

8. Отрыв университетской и практической науки

9. Естествознание как самостоятельная область знания

10. Особое внимание к математике – язык природы = язык математики

Новации науки (Коперник, вава, Галилей)

Развитие науки в Новое время

Новое понимание космоса (вселенной)

2. Движение . Критическое отношение к прежним идеям.

3. Терпеливо Новый лозунг: факт

4. Отсутствие более-менее доказательств для выдвинутой гипотезы

5. Открытие трех законов движения планет, значение ускорение, движение по кругу и по прямой, закон падения тел, закон инерции

6. Создание научных приборов

7. Успехи чистой математики: логарифмы, дифференциальное и интегральное исчисление

8. Устранение явления анимизма из законов физики

9. Изменение представления о месте человека в мироздании

10. Внимание к философским проблемам мироздания

■ Итальянские гуманисты

i. Данты Алигьери

■ Платонизм

■ Аристотелизм

■ Естественно-научная мысль

i. Николай Кузанский

ii. Леонардо да Винчи

iii. Галилео Галилей

iv. Николай Коперник

■ Социальные проблемы

i. Никкола Макиавелли

ii. Томас Мор

iii. Томмаза Компанелла

Соотношение понятий социальные — гуманитарные знания и социально-гуманитарные науки.

Философия возрождениякак этап развития науки и техники не рассматривается как относительно самостоятельный этап. Большинство рассматривает эпоху возрождения как начальный этап классической науки.

Особенности науки нового времени

1. Изменение цели и объекта изучения. Новая наука, классическая наука возникла в результате слияния двух потоков: коренной переработки античной науки и производственной и технической практики ремесленников, с одной стороны, и, с другой стороны, новые открытия связанных с деятельностью простых людей (народной массы). Эта проблема глубоко проанализирована в работах Вернадского. “Очерк по истории современного научного обозрения”.

2. Возникновение социальной истории науки, включающей два подхода:

1. Макроаналитический – внешние факторы (первые попытки рассмотреть взаимосвязь науки и системы образования, индустриального производства, государственно организованной институализации науки, науки и техники и других проблем – принято называть социальной матрицей,

2. Микроаналитический уровень характеризующий отношения между различными членами научного сообщества. Энтография науки – микросоциальный анализ науки, её локальных групп и межличностных отношений ученых.

3. Формирование субъектов науки –подход к анализу субъекту анализа науки не как созерцателя, а как активному преобразующему компоненту науки нацеленного не только на познание мира, но и на его преобразование. Подход к человеку как к природному существу заменяется подходом к человеку как к социальному существу

4. Складывается новый тип научных исследований — образуется естественнонаучная мысль. Вначале единая на базе складывающейся новой картины мира – механистическая картина мира на различных уровнях макро- и микро- (атомистическое движение). Новая форма науки построена на классической концепции детерминизма (автор Лаплас). Большее место в этой концепции науки отводится Ньютону (4 закона. 4-ый – закон всемирного тяготения).

5. Складывается новый язык науки – национальные.

6. Центральной проблемой классической науки является проблема “знание силы?”. Индукция и дедукция. Появляется экспериментальный метод – метод эмпирического исследования, при котором ученый воздействует на изучаемый объект с помощью специальных материальных средств, а не кулака, ноги или другой части тела.

7. Формируются субъекты научного сообщества и научного сообщества.Самыми первыми были академии, университеты, научные общества.

8. Формируется научная традиция на уровне определенных социальных структур, знания, на уровне взаимодействия фундаментального и прикладного знания. Формируются основные элементы передачи традиций – социальные традиции. Научная школа, колледж, научная дисциплина, научное направление, область исследования, научное движение.

9. Сильное влияние, невозможность развития науки без математизации. Развиваются новые формы математизации, ведущие часто к абсолютизации роли математики: Рене Декарт.

10. Классическая наука не смогла бы образоваться без европейской философии XVII-XVIII веков, основными проявлениями которой являются:

1. Механический метафизический материализм

2. Дифференциация двух направлений познания: эмпиризм и рационализм.Основные формы эмпиризма и основные формы рационализма – найти и выписать.

3. Борьба материализма и идеализма (механистический материализм, рационалистический дуализм, субъективный идеализм, религиозный мистицизм).

11. Формирование классической истории науки

12. Новая форма секуляризации – веротерпимость (хочешь веруй, хочешь не веруй) и теизм.

13. Поиск метода научного познания – все философы нового времени ищут теорию, а потом метод.

14. В этот период не существует единого образа классической науки, существует несколько образов классической науки. Все классические, но все отличаются от друг друга. Основными из них являются:

1. Механистический эмпиризм

2. Механистический рационализм

3. Как реакция на эти образы возникает ещё 3 образа науки. Эмпирико-Сенсуалистический образ науки. ???? Что такое сенсуализм?

4. Религиозно-мистический образ науки

5. Субъективно-идеалистический образ науки (Беркли, Юм)

12345678910Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-12-18; просмотров: 334 | Нарушение авторских прав

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Новое время – эпоха буржуазных революций, великих географических открытий, становления принципиально новой государственности и права, бурного развития науки и постановки ее на службу практики. Названные процессы были сопряжены с рационализацией многих сторон общественной жизни: экономики, государственного строительства, науки и культуры. Происходит дальнейшее обособление философии от религии, главную свою задачу философия видит в определении методологии научного познания. Важнейшие представители философии Нового времени – Фрэнсис Бэкон, рене Декарт, Томас Гоббс, Барух Спиноза, Джон Локк, Готфрид Лейбниц. Основные проблемы, к которым обращается философия – теория познания (учение о методах познания), учение о бытии (онтология) и социальные теории (учение о государстве и праве).

Развитие науки Нового времени, как и социальные преобразования, связанные с разложением феодальных общественных порядков и ослаблением влияния церкви, вызвало к жизни новую ориентацию философии. Если в Средние века она выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения — с искусством и гуманитарным знанием, то теперь она опирается главным образом на науку. Перед философией встала задача обобщения естественнонаучных открытий в единую картину мира и разработки теории познания.

Новое время ознаменовало возникновение науки как таковой: профессионализация ученых и их подготовка в университетах, институализация науки, возникновение стабильных форм научной коммуникации, возможность практического применения достижений науки и социальный престиж ученого – все это обеспечило быстрое наращивание научного потенциала.

Наука Нового времени с самого начала сориентирована на активное «выпытывание» тайн природы и на практическое использование ее результатов. Наука должна служить общественной пользе, а не только прославлять мудрость творца, считали мыслители Нового времени.

Уточним основные черты науки Нового времени:

— Во-первых, наука Нового времени основана на опыте и эксперименте.

— Во-вторых, она неотделима от математики, поскольку выражает закономерные связи в природе с помощью чисел.

— В-третьих, эта наука сориентирована на практическую пользу. Именно в Новое время наука становится производительной силой общества, поскольку посредством инженерной деятельности ее открытия целенаправленно внедряются в производство. А со временем она становится движущей силой обновления военной техники.

Естественно, что в этих новых условиях большинство философов уже исходят из самостоятельности разума по отношению к вере, а науки по отношению к религии. И их интересы перемещаются в область теории познания, логики и методологии науки. Но в решении этой задачи философия Нового времени с самого начала шла двумя путями — путем эмпиризма и рационализма.

Сторонники эмпиризма (Бэкон, Гоббс, Локк) утверждали, что основным источником достоверного знания о мире являются ощущения и опыт человека. Сторонники эмпиризма призывали во всем полагаться на данные опыта, человеческой практики.

Сторонники рационализма считали, что основным источником достоверного знания является знание (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Основателем рационализма считается Декарт — автор выражения "подвергай все сомнению". Он считал, что во всем надо полагаться не на веру, а на достоверные выводы, и ничто не принимать за окончательную истину.

Большой интерес философы Нового времени проявляли к социально-политическим проблемам. Они не только пытались объяснить суть бытия и познания, роль человека в мире, но и искали причины возникновения общества и государства, выдвигали проекты оптимальной организации реально существующих государств. В области социальной философии зародились учения о двух стадиях развития общества (естественное состояние и гражданское общество) и теория «общественного договора» (Гоббс, Локк).

Несомненно, многие мировоззренческие взгляды того времени формировались под прямым воздействием естествознания как «результата свободного рационального исследования» природы. В возможность свободного исследования верили, на него опирались, его оспаривали.

Основные черты науки Нового времени

Само же развитие естествознания и неразрывно связанной с ним философии свидетельствует о том, что узловым моментом эпохи было стремление к познанию закономерностей объективного материального мира с целью создания логических категорий и законов, объясняющих строение и функции живой и неживой природы. Механицизм во многом предопределил теоретико-мировоззренческий базис и установки первых социологов, о чем свидетельствует история становления и развития социологии.

9.Особенности развития науки в России

Вопрос о специфике русской науки (и о самой правомочности этого термина – «русская наука») остается в философском анализе науки дискуссионным. В какой мере наша наука (и философия науки) является продолжением европейских традиций и в какой – уникальна? Дискуссионность была задана еще спорами между западниками и славянофилами, но ее сегодняшний смысл далеко выходит за рамки выявления каких-либо национальных приоритетов. Скорее речь идет об условиях возможности нового культурно-исторического типа рациональности как основания для качественных изменений в развитии науки и о тех предпосылках для этого, которые имеются в различных культурах.

Начиная с Петра I, в России в основном утверждаются и получают развитие традиции европейской науки с ее классическим идеалом рациональности. Здесь национальные особенности сказались скорее в формах, которые были менее демократичны, чем в Европе, и это сдерживало развитие научной мысли. Петр, а затем Екатерина повышали престиж ученых, придавая естественнонаучному и техническому образованию статус военного образования и соответствующего табеля о рангах.

В условиях Советского Союза И. Сталин в значительной степени сохранил этот авторитарный, ведомственный, дисциплинарный характер науки, когда отраслевая наука имеет своих генералов, скажем, горного дела или железнодорожного транспорта, а академическая наука – тоже своего рода идеологически преданный генералитет, академиков и членов-корреспондентов. Такое положение сохранялось до начала 90-х годов ХХ века. Советская, социалистическая наука в ХХ веке подавалась как антипод западной, буржуазной науке. Это удобно для мобилизации усилий на некоторых направлениях, но крайне обременительно для свободного научного творчества. Поэтому по принципиально новым направлениям науки ХХ века, кроме связанных с военными технологиями, российская наука оказывалась в числе догоняющих: например, в генетике и молекулярной биологии, лингвистике, кибернетике.

В конце ХХ века из-за резкого сокращения финансирования в период кризиса страну покинули десятки тысяч ученых, которые теперь работают за рубежом. Однако в настоящее время ситуация постепенно улучшается.

В целом же, российская наука самобытна по двум основным критериям: условиям и предпосылкам становления и по содержанию картины мира, характеризующей так называемый «русский космизм».

Космизм — философское мировоззрение, в основу которого положено представление о Космосе и о человеке как «гражданине Мира», а также о микрокосмосе, подобном Макрокосмосу. В философии понятие Космизма связано с учением древних греков о мире как структурно-организованном и упорядоченном целом.

Русский космизм — мировоззрение, с корнями в мифологическом сознании, в смеси христианства с язычеством. Русский космизм намеренно противопоставлял себя западноевропейской науке и культуре, находился в поиске примирения ценностей традиционного общества с динамикой цивилизации.

Здесь сказалась особенность, идущая еще из русской религиозной философии. В российской ментальности не было жесткого противопоставления субъекта и объекта, характерного для европейской философской и научной мысли последних 400 лет. В русской религиозной философии и культуре нераздельность субъекта и объекта относится к важнейшим гносеологическим принципам, что характерно сегодня для постнеклассической научной рациональности. Для русской религиозной философии характерно понимание того, что рождение теоретического мышления в осевое время искусственно противопоставило то, что мы теперь с таким трудом пытаемся воссоединить – мир и человека, единство бытия.

Таким образом, основной пафос отечественной научной мысли состоит в выстраивании предмета науки таким образом, что это предмет одновременно является развертыванием идеи космизма, космической вписанности физических явлений, химических и геологических процессов, жизни растений и животных, человечества и человеческого разума в универсум бытия. Этим изменяется иерархия знания, открываются новые области исследования, такие как биогеохимия, палеогеоантропология и др.

Русский космизм, с его верой в мощь разума, предвосхитил многие научные подходы, в частности, современный антропный принцип: мир не был бы таким, каков он есть, если бы в нем не было наблюдателя — чувствующих и мыслящих существ. Русский космизм предложил особый метод мышления: существуют знания, к которым мы приходим не в процессе размышления, не под контролем сознания и воли, а помимо воли, в процессе совместного выживания с другими людьми. В нём выражена планетарная надежда: идеи всеобщего братства, «родства» людей, преемственности поколений, сплоченных «общим делом» для решения жизненно важных задач, идеи нравственной ответственности, бережного отношения человека к природе.

10.Основные черты классической науки

Классическая наука – это огромный период в истории науки, время величайших изобретений и открытий, именно поэтому этот период определяется как классика, эталон науки, ее образец. Этап классической науки охватывает период с 17 до конца 19 века.

Основные ученые периода Классической науки:

— Н. Коперник (1473-1543) — создание новой гелиоцентрической системы мира (перестановке центра Вселенной, обоснование движение как естественное свойство земных и небесных объектов) доказана неприемлемость изучения окружающей действительно­сти только на основе наблюдения.

— Д. Бруно (1548-1600) отстаивал идею бесконечности Вселенной, которая для него была единой и неподвижной.

— Р. Декарт (1596-1650) – геометрия — универсальный инструмент познания.

— Г. Галилей (1564-1642) — открытие нового метода научного исследования — теоретического или мысленного эксперимента. Идеи закона инерции и примененный Галилеем метод заложили основы классической физики.

— И. Кеплер (1571 — 1630) поиск законов небесной механики на основе обобщения данных астрономических наблюдений, установил три закона движения планет относительно Солнца.

— И. Ньютон (1643- 1727) продолжил и завершил начатое Галилеем дело созда­ния классической механики, она приобрела оконча­тельный характер, дал математическую формулировку закона всемирного тяготения, обосновал теорию движению небесных тел, определил понятие силы, создал дифф. и интегр. исчисление как язык описания физической реальности, выдвинул предположение о сочетании корпускулярных и волновых представлений о природе света. Механика Ньютона стала классическим образцом дедуктивной научной теории.

— Г. Лейбниц (1646-1716) — родоначальник математической логики и одним из создателей счетно-решающих устройств.

— Среди открытий в химии важнейшее место занимает открытие периодического закона химических элементов выдающимся ученым химиком Д. И. Менделеевым (1834-1907).

Основные открытия периода Классической науки:

— Гелиоцентрическое учение, Николай Коперник;

— Формулировка законов классической механики и закона всемирного тяготения, абсолютного пространства и времени, Исаак Ньютон;

— Химия, переодическая система элементов Менделеева;

— Создание карпускулярно-волновой теории, Фарадей, Максвелл;

— Клеточная теория, Шлейден, Шванн;

— Закон сохранения и превращения энергии, Джоуль;

— Теории эволюции живой природы, Ж. Б. Ламарк, Ч. Дарвин.

Последние четыре открытия не укладывались в классическую механистическую концепцию и послужили основными причинами ее пересмотра.

Основные принципы Классической науки:

— Прицип господства натурализма (признания объективного существования природы, которая управляется естесственными законами);

— Редукционизм (высшие формы могут быть полностью объяснены на основе закономерностей, свойственных низшим формам);

— Принцип единства законов земного и небесного миров;

— Мир качественно однороден, есть только количественные различия;

— Наличие жестких причинно-следственных связей;

— Зная координаты тела во Вселенной, а также силы, действующие на него, можно абсолютно точно предсказать положение в следующий и предыдущий момент времени, т.е. принцип ретросказуемости и предсказуемости. Если точный ответ невозможен – результат нашего незнания;

— Объект исследования – материальные предметы;

— Уверенность существования конечного предела делимости материи;

— Господствует механизм, классическая механика – основная парадигма;

— Процесс познания рассматривается как зеркальное отражение природы;

— Мир принципиально познаваем, можно найти абсолютную истину;

— Описание объекта без примесей субъективности;

— Методология: квантитаризм (учет количественных параметров), эксперимент, математическая модель объекта, дедуктивный метод.

Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 7430 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.004 с)…

1.1. Наука. Функции науки

 Наука – это особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве.

Науку рассматривают как сферу исследовательской деятельности, направленную на производство новых знаний о природе, обществе и человеке, включающую в себя все условия этого производства: ученых с их знаниями и способностями, научные учреждения и специальное оборудование, методы научно-исследовательской работы, систему научной информации.

Возникнув в Европе после философии и религии, в современном виде наука сформировалась в XVI–XVIII вв. Причина возникновения науки – соединение в своеобразном типе европейской культуры восточной чувственности с греческой рациональностью. Активно развиваясь, к началу XVIII в. наука заняла доминирующее место в культуре человеческой деятельности. С тех пор значение науки неуклонно возрастает. Если в начале XIX в. развитие науки зависело от развития производства, то к концу столетия ситуация изменилась: развитие науки стало предшествовать развитию производства.

В ХХ в. объем научной информации удваивался каждые 10–15 лет. В настоящее время наука охватывает около 15 тыс. дисциплин, которые разделяются на фундаментальные и прикладные, естественные и общественные. Изменился и статус ученого. До конца XIX в. научные исследования велись в университетах, где ученый добывал средства к жизни преподавательской работой. В настоящее время ученый – это особая профессия. С разделением науки на фундаментальную и прикладную, произошедшим в ХХ столетии, теоретические исследования стали непосредственно влиять на производство. Наука превратилась в важную производительную силу общества.

Выделяют три основные ипостаси науки: отрасль культуры, способ познания мира, социальный институт.

Наука как отрасль культуры

Термин «культура» (от лат. cultura – возделывание, воспитание, развитие, почитание) вошел в обиходевропейской социальной мысли во второй половине XVIII в. Первоначально понятие «культура» подразумевало целенаправленное воздействие человека на природу, а также воспитание и обучение самого человека. Современная трактовка понятия «культура» отражает как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие конкретных исторических форм этой жизнедеятельности.

– специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Содержание понятия «культура» и его структура находятся в постоянном развитии и зависят от конкретной исторической эпохи, общественно-экономической формации, национальных особенностей. Культуру подразделяют на материальную и духовную. Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты – орудия труда, жилище, одежду и т. д. Духовная культура включает в себя сферу сознания, духовного производства – нравственность, воспитание, этику, эстетику, религию, искусство, науку.

Науку как составляющую общечеловеческой культуры от других отраслей культуры отличает целый рядпризнаков. В отличие от техники целью науки является познание мира, а не использование полученных знаний о мире для его преобразования. От искусства наука отличается рациональностью. От философии науку отличает то, что ее выводы требуют эмпирической проверки. В отличие от идеологии научные истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества. От религии наука отличается тем, что опирается не на веру, а на чувственную реальность. Наука решает частные проблемы и дает относительные ответы на частные вопросы, которые подтверждаются опытом. При этом в науке никогда не имеется достаточных оснований для уверенности в том, что достигнута истина.

Как сфера человеческой деятельности наука имеет специфические черты.

Универсалъностъ – сообщает знания, истинные для тех условий, при которых они получены.

Обезличенностъ – конечные результаты научного познания не зависят от национальности ученого, от места его проживания или индивидуальных особенностей.

Систематичностъ – наука имеет определенную взаимосвязанную структуру, а не является бессвязным набором частей.

Фрагментарностъ – наука делится на отдельные дисциплины, поскольку изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности и ее параметры.

Общезначимостъ – научные знания могут быть использованы всеми людьми. Наука оперирует единым языком терминов и понятий.

Незавершенностъ – процесс научного познания бесконечен, так как научное знание не может достичь абсолютной истины.

Преемственностъ – новые знания определенным образом соотносятся со старыми знаниями.

Критичностъ – всякое знание относительно, любые результаты могут быть поставлены подсомнение и пересмотрены.

Достоверностъ – любые научные выводы основаны на результатах, прошедших разностороннюю проверку.

Внеморалъностъ – научные истины нейтральны в морально-этическом плане. Нравственные оценки могут относиться либо к деятельности по получению знания, либо к деятельности по его использованию.

Рационалъностъ – разработка теорий, выходящих за рамки эмпирического уровня, на основе законов логики.

Чувственность – научные результаты признаются достоверными только после того, как они эмпирически проверены с использованием чувственного восприятия.

Кроме того, для науки характерны свои методы исследований, использование приборов и оборудования, особый язык.

Таким образом, специфика науки как отрасли культуры заключается в следующем:

Наука как способ познания мира

Наиболее развитой формой познания в настоящее время является наука. Она познает объективные законы изучаемых явлений. Благодаря этому наука обладает предсказательной функцией, позволяет предвидеть ход событий. Формула науки: знать, чтобы предвидеть; предвидеть, чтобы действовать со знанием дела. Наряду с наукой существует вненаучное познание, занимающее важное место в жизни человека. На практике вненаучные формы познания часто бывают незаменимы. Среди них наиболее распространено обыденное познание.

Под обыденным познанием понимают неспециализированную познавательную деятельность человека в процессе его жизнедеятельности. Результатом обыденного познания является жизненно-практическое знание. Такое знание не требует для своего усвоения и передачи специальной подготовки. При этом жизненно-практическое знание является ключевым во взаимопонимании людей и образует основу любого другого знания, в том числе и научного. Помимо обыденного, к вненаучному относят многочисленные специализированные виды практического познания и знания – например, практическое животноводство, растениеводство, швейное дело и т. д.

Результатом обыденного познания, так же как и научного, может быть объективное знание о мире. При этом научное и обыденное познание имеют рядважных отличий:

1. Характер объекта познания. Обыденный опыт имеет дело с целым объектом и всем комплексом его внешних связей. В науке объект познают посредством изучения его частей и нахождения связей между ними, при этом на теоретическом уровне имеют дело не с самими объектами, асихидеализированными моделями.

2. Системностъ и обоснованностъ – признак, отличающий научное знание от обыденного. Научные знания выстраиваются в систему посредством логического выведения одних утверждений из других.

3. Проверка достоверности полученных знаний. Достоверность обыденного знания может быть установлена только опытом или в процессе производства. Наука использует специфическое средство проверки знаний – эксперимент.

4. Исполъзование специалъной аппаратуры. В отличие от обыденного познания наука нуждается в специальных орудиях и средствах исследования – научной аппаратуре (инструментах, приборах, оборудовании).

5. Исполъзуемый язык. В процессе обыденного познания пользуются обычным, разговорным языком. В науке помимо разговорного используется особо разработанный язык специфических терминов, символов, схем, формул.

6. Необходимостъ особой подготовки. В отличие от обыденного познания занятия наукой требуют особой подготовки – теоретической, практической, методической.

Переход к научному познанию был длительным. К этапу зарождения и начального развития научного познания можно отнести период примерно с VII–VI вв. до н. э., когда в Древней Греции возник интерес к пониманию мира в целом, до XVI–XVIII вв. – времени возникновения науки. Познавательной предпосылкой науки явилось развитие критических функций разума и абстрактного мышления. Еще в древнем мире человек стал выделять себя из мира природы, почувствовал себя активной силой. Возникшее в дальнейшем общественное разделение труда способствовало накоплению рациональных знаний, а значит, и развитию научного способа познания.

Научное познание иначе называют научным исследованием. Наука – не только результат научного исследования, но и само исследование. Она имеет определенную структуру. Выделяют два уровня научного исследования – эмпирический и теоретический.

(отгреч. empeiria – опыт) – это опытное познание.

(от греч. theoria – рассматриваю, исследую) представляет собой систему логических высказываний, включающих в себя математические формулы, схемы, графики и др., образованные для установления законов природных, технических и социальных явлений.

На основе эмпирических исследований могут быть сделаны эмпирические обобщения. На основе эмпирических обобщений формулируется гипотеза (от гр. hypothesis – основание, предположение) – научное предположение. Для формулировки гипотезы, объясняющей эмпирические факты, необходимо все предшествующее знание, касающееся данной проблемы. Научное предположение остается гипотезой до эмпирического подтверждения. После выдвижения определенной гипотезы с целью ее проверки исследование опять возвращается на эмпирический уровень. Для проверки научной гипотезы проводятся новые эксперименты. Если гипотеза выдерживает эмпирическую проверку, то она приобретает статус закона или закономерности, если нет – считается опровергнутой, и поиски иной, более приемлемой, гипотезы продолжаются.

Совокупность нескольких законов, относящихся к одной области знания, называется теорией. В случае, если теория в целом не получает убедительного эмпирического подтверждения, она может быть дополнена новыми гипотезами. Подтвержденная на практике теория считается истинной до тех пор, пока не будет предложена новая теория, лучше объясняющая известные эмпирические факты, а также новые эмпирические факты, которые стали известны уже после принятия первоначальной теории и оказались противоречащими ей. Основной смысл, суть той или иной теории, выражается в концепции. Когда теория еще не выработана, а имеется только главная идея для объяснения определенных событий, то такую идею тоже называют концепцией.

 Концепция (от лат. conceptio – понимание, система) – это определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, процесса, явления либо ведущий замысел, конструктивный принцип научной деятельности.

Таким образом, каждая теория или гипотеза имеет свою концепцию, свой смысл и свой принцип научной деятельности.

Наука как социальный институт

В XVII–XVIII вв. в Европе были созданы первые научные общества, академии, начали издаваться научные журналы. Наука сложилась как социальный институт. Стремительным развитием всех отраслей науки характеризуется XX в. В этот периодвремени осуществлялось строительство крупных исследовательских институтов и лабораторий, оснащенных разнообразными приборами, вычислительной и иной техникой. Еще более интенсивными темпами развитие науки происходит в настоящее время.

Внимание государства к науке в истории общества росло по мере того, как возрастали ее социальные функции. На протяжении четырех столетий наука завоевывала одну общественную позицию за другой. Срастаясь со всеми формами материального и духовного производства, политической и идеологической жизнью общества, наука превратилась в непосредственную производительную силу, в важнейший компонент научно-технического прогресса. Поэтому общество, заботящееся о своем будущем, заинтересовано в увеличении финансовых затрат на развитие науки.

О масштабах научной сферы жизни современного общества свидетельствует численность ученых в мире. Если в начале XIX в. количество ученых составляло около 1 тыс. человек, к началу XX в.

Развитие Науки в Новое Время?

– уже порядка 100 тыс. человек, то к началу XXI в. численность научных работников в мире составила свыше 5 млн человек. Девяносто процентов всех ученых, когда-либо живших на планете, – наши современники. Согласно статистическим данным, удвоение объема научной информации в современном обществе происходит каждые 10–15 лет. Более 90 % всех важнейших научно-технических достижений человечества приходится на XX – начало XXI в.

Система современного научного знания включает около 15 тыс. дисциплин, научных журналов насчитывается несколько сотен тысяч. В авангарде науки идут фундаментальные исследования. Высокими темпами развивается прикладная наука, основанная на экспериментальной, опытно-промышленной базе. Современные научные исследования требуют существенных материальных вложений. Например, строительство синхрофазотрона, необходимого для проведения исследований в области физики элементарных частиц, требует миллиардов долларов. Особенно дорогостоящими являются космические исследования. В развитых странах на науку сегодня затрачивается 2–3 % валового национального продукта. Но без этого невозможны ни достаточная обороноспособность страны, ни ее производственное могущество.

В истории мировой науки российская наука всегда занимала одно из ведущих мест. В конце 80-х гг. XX в. в СССР было около 1,5 млн научных работников, что составляло примерно одну четверть ученых всего мира. Из них около 40 % занимались проблемами технических наук, порядка 30 % составляли специалисты в области естественных наук и медицины, а 30 % от общей численности советских ученых работали в гуманитарных научных областях.

К сожалению, в последнее время ввиду низких материальных вложений российская наука находится в тяжелом состоянии, вследствие чего имела место массовая эмиграция ученых. С начала 90-х гг. прошлого столетия, то есть за неполные 20 лет, страну покинули около 1,5 млн специалистов. Согласно статистическим данным, заработная плата исследователей в фундаментальной науке в промышленно развитых странах Запада в 40–50 раз выше, чем в России, а годовые расходы на фундаментальную науку в США, например, в 8 раз больше, чем в нашей стране. Тем не менее в настоящее время ситуация начала стабилизироваться, многие ученые предпочитают оставаться в России, а не уезжать за рубеж. Это связано с позитивным экономическим развитием страны, с увеличением государственных и частных инвестиций в научную сферу.

Экономический подъем России невозможен без опережающего развития науки. Поэтому в настоящее время наука является одним из приоритетных направлений в деятельности государства.

Становление науки Нового времени. Субъект и объект классической науки.

Предыдущая123456789101112Следующая

Понятие «классическая Н» охватывает период развития Н с XVIII в. по 20-е годы XX в., т.е. от завершения I глобальной научной рев до появл квантово-релятивистской картины мира. Особенности:

1. Исходн посылка классической Н-натурализм – признание объективности существования природы, управляемой естественными, объективными закономерностями, т.е. единственной подлинной реальностью признается материальный мир, существующий вне и независимо от человеческого сознания.

2. Важнейш хар-ка классич Н — механистичность – представление мира в качестве машины, гигантского механизма, четко функционирующего на основе вечных и неизменных законов механики. Также она рассматривалась и как универсальный метод изучения окружающих явлений. Это выражалось в стремлении свести любые процессы в мире (не только физические и химические, но и биологические и социальные) к простым механическим перемещениям. Такое сведение высшего к низшему, объяснение сложного через более простое называется редукционизмом.

3. Рассмотрение природы как из века в век неизменного, всегда тождественного самому себе, неразвивающегося целого формировало метафизичность классич Нà каждый предмет или явление рассматривался отдельно от других, игнорировались их связи с другими объектами, а изменения, которые происходили с этими предметами и явлениями- количеств-е. à антиэволюционистская установка классической Н.

4. Механистичность и метафизичность классической Н отчетливо проявились не только в физике, но и в химии, и в биологии. à отказ от признания качественной специфики жизни и живого. Жизнь и живое стали такими же элементами в мире-механизме, как предметы и явления неживой природы.

5. Жесткое разграничение познающего субъекта и познаваемого объекта. Идеал объяснения и описания предполагает характеристику объекта как «вещи в себе», особенности процедур познавательной деятельности субъекта при этом не учитываются. Для классического естествознания объект явлен во всей полноте его существования, ученый в силах описать истинные качества и свойства вещей и даже прогнозировать их взаимоотношения вне сознания субъекта. В основе классического способа описания явлений лежало аксиоматическое положение о несущественности воздействия средств наблюдения на измеряемый объект, о независимости наблюдаемых физических процессов от условий наблюдения.

6. Постулируя методологию строгой количественной оценки, классическая н исходила из того, что природная реальность является однородной, унитарной, управляемой едиными

законами, а значит, многообразные качества и свойства природных объектов могут быть

соизмеримыми, выраженными количественно. лозунг естествоиспытателей Нового времени: «Познать — значит измерить».

Субъект, т.е. ч-к, самостоятелен, ни от чего не зависит, сосредоточ-ть на внутр опыте.

С первых двух глобальных революций в развитии научных знаний, происходивших в XVI-XVII вв., создавших принципиально новое по сравнению с античностью и средневековьем понимание мира, и началась классическая наука.

Подготовительный этап I научной рев — эп Возрождения (1448-1540). постепенная смена мировоззренческой ориентации: для ч-ка значимым становится посюсторонний мир, а автономным, универсальным и самодостаточным — индивид. В протестантизме происходит разделение знания и веры, ограничение сферы применения человеческого разума миром "земных вещей", под которым понимается практически ориентированное познание природы.

Поэтому первоначальное "целое" науки в отличие от философии — это математическое естествознание, и прежде всего механика. Применение разума в практической сфере тем более поощрялось à уважение к любому труду.

Среди тех, кто непосредственно подготавливал рождение" науки, был Николай Кузанский (1401-1464), идеи которого оказали влияние на Джордано Бруно, Леонардо да Винчи, Николя Коперника, Галилео Галилея, Иоганна Кеплера.

Н.Кузанский:

— вводит методологический принцип совпадения противоположностей — единого и бесконечного, максимума и минимума, из которого следует тезис об относительности любой точки отсчета; делает заключение о предположительном характере всякого человеческого знания, уравнивает в правах и науку, основанную на опыте, и науку, основанную на доказательствах.

— большое внимание придает измерительным процедурам, механические средства измерения уравниваются в правах с математическим доказательством;

— Применяя принцип совпадения противоположностей к астрономии, Кузанский высказал предположение, что Земля не является центром Вселенной, а такое же небесное тело, как и Солнце и Луна, что подготавливало переворот в астрономии, который в дальнейшем совершил Коперник.

Николай Коперник совершил переворот в астрономии: утверждает, что все небесные тела являются сферами, вращающимися по круговым орбитам вокруг Солнца, восседающего на царском престоле и управляющего всеми светилами. В этой гелиоцентрической концепции сформулировано новое миропонимание, согласно которому Земля — одна из планет, движущаяся по круговой орбите вокруг Солнца.

Но был убежден в конечности мироздания и считал, что Вселенная где-то заканчивается неподвижной твердой сферой, на которой закреплены неподвижные звезды.

Джордано Бруно (1548-1600) отстаивал идею бесконечности Вселенной, которая для него была единой и неподвижной.

Галилео Галилея (1564-1642) — итальянского физика и астронома — по праву относят к тем, кто стоял у истоков формирования науки. Решая проблему пустоты, известную еще с античности, Галилей допустил существование "мельчайших пустот" в телах, которые оказываются источником силы сцепления в них.

С Галилея начинается рассмотрение проблемы движения. Галилей предположил, что, если допустить существование абсолютно горизонтальной поверхности, убрать трение, то движение тела будет продолжаться. В этом предположении заключен закон инерции, сформулированный позже И. Ньютоном. Галилей был одним из первых мыслителей, кто показал, что непосредственное данные опыта не являются исходным материалом познания, что они всегда нуждаются в определенных теоретических предпосылках, другими словами, опыт "теоретически нагружен".

Галилей выделил два основных метода исследования природы:

1. Аналитический ("метод резолюций") — прогнозирование чувственного опыта с использованием средств математики, абстрагирования и идеализаций, благодаря чему выделяются элементы реальности, недоступные непосредственному восприятию (например, мгновенная скорость).

2. Синтетически-дедуктивный ("метод композиции") — математическая обработка данных опыта выявляет количественные соотношения, на основе которых вырабатываются теоретические схемы, применяемые для интерпретации и объяснения явлений.

Идеи закона инерции и примененный Галилеем метод заложили основы классической физики.

Френсис Бэкон (1561-1626) — одним из первых заметил начавшийся в XVI-XVII вв. активный процесс "великой дифференциации", уловил, что единое ранее знание раздваиваться на два крупных "ствола" — собственно философию и науку

Рене Декарт (1596-1650), геометрия становится универсальным инструментом познания, создал систему координат, внес в математику принцип движения, формулирует принцип инерции: тело, раз начав двигаться, продолжает это движение и никогда само собой не останавливается.

Исаак Ньютон (1643- 1727), английский физик, создал основы классической механики, дал математическую формулировку закона всемирного тяготения, обосновал теорию движению небесных тел, определил понятие силы, выдвинул предположение о сочетании корпускулярных и волновых представлений о природе света. Механика Ньютона стала классическим образцом дедуктивной научной теории.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) был убежден, что все в мире существующее должно быть объяснено с помощью исключительно механических начал.

Отметим основные научные достижения Лейбница (вопреки его механистическому материализму вначале, а затем объективному идеализму — особенно в "Монадологии"):

1. Открыл (одновременно с Ньютоном) дифференциальное и интегральное исчисления, что положило начало новой эре в математике.

2. Стал родоначальником математической логики и одним из создателей счетно-решающих устройств. В связи с этим основатель кибернетики Н. Винер назвал его своим предшественником и вдохновителем.

3. В вопросах физики и механики подчеркивал важную роль наблюдений и экспериментов, был одним из первых ученых, предвосхитивших закон сохранения и превращения энергии.

4. В трактате "Протагея" одним из первых пытался научно истолковать вопросы происхождения и эволюции Земли.

5. Изобрел специальные насосы для откачки подземных вод и создал другие оригинальные технические новшества.

6. Обратил внимание на теорию игр.

7. Указал на взаимосвязи, развитие и "тонкие опосредования" между растительным, животным и человеческим "царствами".

8. Ратовал за широкое применение научных знаний в практике.

В Новое время сложилась механическая картина мира, утверждающая: вся Вселенная — совокупность большого числа неизменных и неделимых частиц, перемещающихся в абсолютном пространстве и времени, связанных силами тяготения, подчиненных законам классической механики; природа выступает в роли простой машины, части которой жестко детерминированы; все процессы в ней сведены к механическим.

Механическая картина мира сыграла во многом положительную роль, дав естественнонаучное понимание многих явлений природы. Таких представлений придерживались практически все выдающиеся мыслители XVII в. — Галилей, Ньютон, Лейбниц, Декарт. Для их творчества характерно построение целостной картины мироздания. Учеными не просто ставились отдельные опыты, они создавали натурфилософские системы, в которых соотносили полученные опытным путем знания с существующей картиной мира, внося в последнюю необходимые изменения. Без обращения к фундаментальным научным основаниям считалось невозможным дать полное объяснение частным физическим явлениям. Именно с этих позиций начинало формироваться теоретическое естествознание, и в первую очередь — физика.

В основе механистической картины мира лежит метафизический подход к изучаемым явлениям природы как не связанным между собой, неизменным и не развивающимся. Ярким примером использования его является классификация животного мира, изложенная известным шведским ученым-натуралистом Карлом Линнеем (1707-1778) в работе "Система природы". Достоинством ее является бинарная система обозначения растений и животных (где первое слово обозначает род, а второе — вид), дошедшая до настоящего времени. Расположив растения и животных в порядке усложнения их строения, ученый тем не менее не усмотрел изменчивости видов, считая их неизменными, созданными Богом.

Успешное развитие классической механики привело к тому, что среди ученых возникло стремление объяснить на основе ее законов все явления и процессы действительности. В конце XVIII в. — первой половине XIX в. намечается тенденция использования научных знаний в производстве, причиной чему было развитие машинной индустрии, пришедшее на смену мануфактурному производству, что вызвало развитие технических наук.

Классическим примером первых научно-технических знаний служит сконструированные X. Гюйгенсом механические часы, воплотившие теорию колебаний маятника в созданное техническое решение. Возникшие на стыке естествознания и производства технические науки проявляют свои специфические черты, отличающие их от естественнонаучного знания.

Начиная с создания немецким мыслителем Иммануилом Кантом (1724-1804) работы "Всеобщая естественная история и теория неба" в естествознание проникают диалектические идеи. Согласно гипотезе, изложенной в данной работе, Солнце, планеты и их спутники возникли из некоторой первоначальной бесформенной туманной массы, которая заполняла мировое пространство. Под действием притяжения из частиц образовывались отдельные сгущения, которые становились центрами притяжения, из одного такого центра образовалось Солнце, вокруг которого, двигаясь по кругу, расположились частицы в виде круговых туманностей. В них стали образовываться зародыши планет, которые начали вращаться вокруг своей оси. Вследствие трения частиц, из которых они образовались, Солнце и планеты сначала разогрелись, а потом начали остывать.

В XIX в. диалектические идеи проникают в геологию и биологию. На смену теории катастрофизма, предложенной французским естествоиспытателем Ж. Кювье (1768-1832), пришла идея геологического эволюционизма английского естествоиспытателя Ч.

Развитие науки в Новое время (17-18 вв.)

Лайеля (1797-1875). В теории катастрофизма утверждалось, что отдельные периоды в истории Земли заканчиваются мировыми катастрофами, в результате которых старые виды растений и животных погибают и на смену им рождаются новые, ранее не существовавшие. Лайель же доказал, что для объяснения изменений, происшедших в течение геологической истории, нет необходимости прибегать к представлениям о катастрофах, а достаточно допустить длительный срок существования Земли.

В области биологии эволюционные идеи высказывал французский естествоиспытатель Ж. Б. Ламарк (1744-1829) в "Философии зоологии" и Ч. Р. Дарвин (1809-1882), создавший знаменитую работу "Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь" (1859). Согласно теории Дарвина, виды животных, растений с их целесообразной организацией возникли в результате отбора и накопления качеств, полезных для организмов в их борьбе за существование в данных условиях. Г. Менделем (1822-1884) в работе "Опыты над растительными гибридами", объединившей биологический и математический анализ, было дано достаточно адекватное объяснение изменчивости и наследственности свойств организмов, что положило начало генетике. Им было выделено важнейшее свойство генов — дискретность, сформулирован принцип независимости комбинирования генов при скрещивании. Но до 1900 г. работа Менделя оставалась неизвестной научной общественности.

Английский исследователь Д. П. Джоуль (1818- 1889) экспериментально продемонстрировал, что при затрате механической силы получается эквивалентное количество теплоты.

Среди открытий в химии важнейшее место занимает открытие периодического закона химических элементов выдающимся ученым химиком Д. И. Менделеевым (1834-1907).

Эволюционные идеи, нашедшие отражение в биологии, геологии подрывали механическую картину мира. Этому способствовали и исследования в области физики: открытие Ш. Кулоном (1736-1806) закона притяжения электрических зарядов с противоположными знаками, введение английским химиком и физиком М. Фарадеем (1791-1867) понятия электромагнитного поля, создание английским ученым Дж. Максвеллом (1831-1879) математической теории электромагнитного поля. Это привело к созданию электромагнитной картины мира.

В этот же период начинают развиваться и социально-гуманитарные науки. Так, К. Марксом (1818-1883) создается экономическая теория, на основе которой несколько позднее Г. Зиммель (1858-1918) формулирует философию денег, изложенную в одноименной работе. "Возникновение социально-гуманитарных наук завершило формирование науки как системы дисциплин, охватывающих все основные сферы мироздания: природу, общество и человеческий дух. Н приобрела привычные для нас черты универсальности, специализации и междисциплинарных связей. Экспансия Н на все новые предметные области, расширяющееся технологическое и социально-регулятивное применение научных знаний, сопровождались изменением институционального статуса Н" [1]. Дальнейшее развитие науки вносит существенные отклонения от классических ее канонов.

Предыдущая123456789101112Следующая




Warning: mysqli_query(): MySQL server has gone away in D:\OpenServer\domains\magictemple.ru\wp-includes\wp-db.php on line 1924

Warning: mysqli_query(): Error reading result set's header in D:\OpenServer\domains\magictemple.ru\wp-includes\wp-db.php on line 1924

Оставьте комментарий