Провал идеи коллективной безопасности


Главная » Полезные статьи » Создание системы коллективной безопасности

Создание системы коллективной безопасности

Вернуться назад на Коллективная безопасность

В 1930-е гг. советская дипломатия стремилась, с одной стороны, реализовать план коллективной безопасности в Европе, не допустить создания широкого единого антисоветского фронта, соблюдать максимальную осторожность и не поддаваться на провокации врага, а с другой — принимать все необходимые меры по укреплению обороны страны.

Советское правительство в апреле 1939 г. выступило с предложением заключить между СССР, Англией и Францией договор о взаимной помощи, по которому в случае фашистской агрессии против ряда европейских государств три державы совместно придут им на помощь. Министр иностранных дел Чемберлен сказал, что «скорее подаст в отставку, чем подпишет союз с Советами».

В это же время партнеры Англии и Франции — Румыния, Польша и страны Балтии — негативно отреагировали на предложение Советского Союза: ввести войска на территории этих стран в случае немецкого нападения. Они опасались, что потом СССР не захочет вывести свои войска.

В июне в Москву прибыли делегации Англии и Франции, не имеющие полномочий принимать какие-либо решения. Им была дана установка на ведение «переговоров ради переговоров». Состоялось 12 заседаний, которые не привели к конкретному результату.

15 августа начальник Генерального штаба Красной Армии Д. Шапошников сообщил, что СССР готов выставить против агрессора в Европе 136 дивизий. При этом он изложил варианты совместных действий и отметил, что СССР с началом войны «не намерен придерживаться оборонительной тактики». Однако советские предложения не нашли поддержки.

Тем временем между представителями Англии, Франции и Германии велись секретные переговоры, направленные на то, чтобы подтолкнуть нацистскую Германию к войне против СССР. В условиях, когда переговоры СССР с Англией и Францией в 1939 г. зашли в тупик, советское руководство приняло предложение Германии о мирных переговорах, в результате которых 23 августа 1939 г. в Москве был подписан советско-германский договор о ненападении (Пакт Молотова — Риббентропа) сроком на 10 лет.

Одновременно с ним был подписан дополнительный секретный протокол, где разграничивались сферы интересов Германии и СССР. В сферу интересов СССР входили восточная часть Польши, Западная Украина и Западная Беларусь, Финляндия, Эстония, Литва и Бессарабия (ныне Молдова).

Этим протоколом реализовывалась идея Сталина о возврате СССР земель, отошедших Польше по Рижскому договору 1921 г.

Было ли заключение договора с Германией о ненападении наилучшим вариантом решения проблем, вставших перед Советским правительством?

На этот счет имеются различные точки зрения историков. СССР был поставлен перед выбором: или договориться с Англией и Францией и создать систему коллективной безопасности в Европе, или заключить пакт с Германией, или остаться в одиночестве.

Некоторые специалисты рассматривают заключение договора с Германией как наихудший вариант, утверждая, что пакт провоцировал Вторую мировую войну. Другая точка зрения сводится к попытке рассматривать его как пример компромисса, умения использовать межимпериалистические противоречия. Что же побудило Германию и СССР пойти на союз?

Для Гитлера это был тактический ход: первоначально ему нужно было гарантировать беспрепятственный захват Польши, а затем и других государств. Советский Союз, подписывая договор, стремился, с одной стороны, обезопасить себя накануне войны Германии против Польши за счет ограничения продвижения германских войск и отказа Германии от использования в антисоветских целях Прибалтийских государств, с другой — обезопасить дальневосточные границы СССР от нападения Японии.

Таким образом, заключив в 1939 г. пакт о ненападении с Германией, СССР избежал войны на два фронта.

Можно сколько угодно спекулировать на советско-германском пакте 1939 г., изображать его сговором двух тоталитарных монстров, но людям, сколько-нибудь чувствующим реальность, ясно, что пакт — это взаимная уловка ради выигрыша времени перед главной схваткой.

В целом же этот пакт не позволил создать в Европе единый антисоветский фронт, оттянул на время начало военных действий и позволил СССР отодвинуть свои границы от жизненно важных центров страны. Однако полученную отсрочку СССР использовал менее эффективно, чем его партнер по пакту.

Коллективная защита
Зарубежный опыт социальной защиты детства
Защита информации
Защита окружающей среды
Защита от карманников
Предмет и категории социальной защиты

Назад | | Вверх

©2009-2018 Центр управления финансами. Все права защищены. Публикация материалов
разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт.

Суждения зарубежных историков и журналистов о провале идеи коллективной безопасности в 1939 г

Предыдущая12345678910Следующая

Толанд Дж. – американский журналист, лауреат Пулитцеровской премии:

«И Сталин, и Гитлер считали, что могут использовать друг друга в собственных целях. Оба диктатора, конечно, ошибались, но в то бурное лето 1939 года не было ни одной страны, которая не действовала бы, исходя из той или иной ошибочной концепции.

Европа была средоточием недоверия, обмана и двурушничества. Даже когда Риббентроп готовился ехать в Москву, Сталин не терял надежды на англо-франкосоветский союз против Гитлера. А склонявшиеся нехотя к такому союзу англичане тайно приглашали в Англию Геринга».

Буллок А. – известный английский историк:

«Неспособность правительств Англии и Франции предпринять действенные меры для заключения альянса с русскими была тогда же подвергнута резкой критике; впоследствии её справедливо констатировали все, кто задавался вопросом о причинах войны».

Фест И. К. – германский журналист:

«Однако теперь, когда после московского пакта вся её политика потерпела поражение, Англия поняла, за что придётся воевать и умирать при любых обстоятельствах. Политика умиротворения не в последнюю очередь основывалась на страхе буржуазного мира перед коммунистической революцией. По представлениям английских государственных деятелей, Гитлер играл роль воинственного защитника от этой угрозы…»

Объясните, почему не была реализована идея коллективной безопасности. Кто выиграл и кто проиграл в конечном счёте?

Из мемуаров репрессированной жительницы Бессарабии Евфросинии Керсновской «Сколько стоит человек». Изд. 2001 – 2002 гг

Первое января 1941 года. День плебисцита.

Суждения зарубежных историков и журналистов о провале идеи коллективной безопасности в 1939 г

День выборов! Я всегда считала, что плебисцит – свободное волеизъявление народа. Выборы – это гражданский долг, обязывающий каждого человека выбрать из нескольких возможных лучшего, а если лучшего нет, воздержаться. И в том и в другом случае человек должен быть спокоен и свободен. Ни принуждения, ни страха! О том, что должна соблюдаться тайна, и говорить не приходится. Не плебисцит, а бутафория. Мне стыдно… <…> Длинный зал. Всюду портреты Сталина и ещё многих незнакомых мне субъектов. Узнала лишь Ворошилова. <…> Вложив бюллетени в конверт, я направилась к урне, но не успела опустить конверт, из рук моих его весьма бесцеремонно взял председатель… Но прежде чем он успел его развернуть, я вырвала из его рук конверт и успела опустить в урну… На следующий день… в комнату вошёл один из начальства НКВД… Опершись на стол кулаками, сказал: «Подсчёт голосов закончился ещё ночью: 35 000 – «за» и один – «против»…» Я и не догадывалась, что играю с огнём, хотя… от судьбы никуда не уйдёшь… Не то важно, какова твоя судьба, а то, как ты её встретишь!

Почему во время плебисцитов удавалось добиться всеобщей поддержки предлагаемого проекта? Насколько объективны могли быть результаты таких выборов?

§ 36. Советская экономическая политика: планы, трудности, результаты. Материалы к уроку-практикуму

Перед вами подборка документов времён первых пятилеток. Напишите на основе этих текстов и документальных фрагментов, приведённых в конце параграфов, небольшую работу «Догнать и перегнать…» с последующим обсуждением на уроке-практикуме.

Рекомендуемый план работы:

1. Формирование исходного противоречия и постановка проблемы. Видите ли вы проблемное противоречие, которое отражено уже в теме урока практикума?

2. Краткая характеристика исторического момента. В какой исторической ситуации создавались приводимые документы?

3. Характеристика источников и их возможностей для освещения проблемы.

4. Сравнительный анализ документального материала с точки зрения изучаемой проблемы.

5. Заключение и выводы.

Необходимо обозначить цифрами части работы, соответствующие пунктам этого плана.

Очень важно при этом продемонстрировать умение чётко формулировать положения и аргументировать их с помощью источника.

Предыдущая12345678910Следующая



Идеи коллективной безопасности в Европе.

Самарский финансово-экономический колледж

(Самарский филиал Финуниверситета)

Конспект лекций

по дисциплине «История»

специальности

38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям)

38.02.06 «Финансы»

(базовая подготовка)

Самара

Пояснительная записка

Конспекты лекций по дисциплине «История» предназначены для студентов, имеющих среднее полное образование на базе 11 классов, обучающихся по специальностям: 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям), 38.02.06 «Финансы», 38.02.07 «Банковское дело».

Цель данных конспектов — обобщение ранее приобретенных студентами знаний по дисциплине «История» с более глубоким осмыслением общих вопросов.

Учебная дисциплина «История» является дисциплиной гуманитарного и социально-экономического цикла в структуре основной профессиональной образовательной программы.

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

— Основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков;

— Сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце ХХ начале ХХI века;

— Основные интеграционные, поликультурные, миграционные и иные процессы политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

— Назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

— О роли науки, культуры, и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

— Содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.

уметь:

— ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

— анализировать исторические факты и события, давать им свою оценку;

— раскрывать основные направления развития регионов мира на рубеже веков;

— выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

— методологически грамотно анализировать различные исторические факты;

— понимать в целом современную политическую ситуацию в России и мире, сравнивать политические, экономические проблемы в различных регионах мира, применяя теоретические знания;

Данный конспект лекций состоит из основных тем и понятий курса.

В результате изучения темы: «Послевоенное мирное урегулирование в Европе» студент должен знать особенности и закономерности послевоенного политического развития стран Европы и Америки, уметь проследить этапы становления «холодной войны».

В теме: «Первые конфликты и кризисы холодной войны» студент должен знать главные политические конфликты между двумя сверхдержавами и странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Раздел II «Основные социально-экономические и политические тенденции развития стран во второй половине XX века» нацелен на формирование знаний о социально-политическом и экономическом развитии развитых и развивающихся стран мира после второй мировой войны, понимание специфики их внутриполитических отношений и особенностях их внешнеполитического курса.

В данном разделе изучаются политическое развитие таких государств как США, Германия, Япония, Китай, Индия, страны Восточной Европы, страны Латинской Америки. Также в данном разделе обращается внимание на международные отношения второй половины двадцатого века. Студент может использовать лекционный материал для изучения пропущенных тем или для подготовки к зачету и в самостоятельной работе над учебным материалом.

Итоговой формой контроля дисциплины является зачет.

Раздел 1. Послевоенное мирное урегулирование в Европе

Тема 1. Послевоенное мирное урегулирование

1. Последствия второй мировой войны. Интересы ведущих мировых держав в Европе.

2. Политика союзников в отношении Германии.

3. Идеи коллективной безопасности в Европе.

4. Речь Уинстона Черчилля в Фултоне.

5. План Маршала и начало «холодной войны».

Последствия второй мировой войны. Интересы ведущих мировых держав в Европе

Вторая мировая война наложила отпечаток на всю история человечества во второй половине 20-го века. Только в СССР погибло 27 млн. (всего 54 млн.). 46 % городов, сел, зданий было уничтожено.10 млн. человек стали беженцами. Практически каждая страна участвующие в войне, была подвергнута голоду, потерям и имела серьезные материальные, экономические трудности и потери. Главная задача послевоенного времени, восстановления разрушенного хозяйства и налаживание жизни. Основными странами заявившим после войны претензии на мировое господство были СССР, Великобритания, Франция. Каждая из них имела свои национальные претензии и интересы, которые хотела бы диктовать всему миру. Возникла ситуация международной напряженности и непонимания, которая в результате вылилась в холодную войну.

США были наименее пострадавшей стороной в войне и сумели сохранить большую часть своего национального достояния, поэтому претендовали на мировое лидерство. Великобритания и Франция соперничали в экономическом и военном отношении и пытались повернуть мир к демократии и капитализму. СССР стремились завоевать больше союзников и повернуть мировую политику к социалистическому порядку.

Политика союзников в отношении Германии.

Все важнейшие договорённости в послевоенных проблемах были достигнуты союзниками на Крымской конференции (февраль 1945-й) между СССР, США, Великобритании и Потсдамской конференции (июль – август 1945-й). После войны Германия подлежала разделению на четыре оккупационные территории, каждую из которых контролировала одна из стран победительниц. Восточная зона находилась под контролем СССР, в трёх западных зонах контроль осуществляли США, Великобритания и Франция. На четыре зоны был разделён и Берлин. В Германии были проведены следующие меры по восстановлению мирной жизни и уничтожению остатков фашизма:

1) демилитаризация — ликвидация всего военного производства и полного разоружения.

2) роспуск всех военных фашистских организаций, учреждений, фашистской партии, арест военных преступников и фашистских лидеров.

3) уничтожение картелей и синдикатов которые производили военную продукцию.

4) деноменация — проведение денежной реформы.

5) разрешение устанавливать любые общественные, гражданские союзы и объединения мирных жителей, предоставления им демократических свобод для скорейшего восстановления нормальной жизни в Германии.

Вывод: вместо создания единой Германии в стране произошел раскол на две системы. В 1949-м было создано западное государство федеративная республика Германия (ФРГ) и восточная германская демократическая республика (ГДР).

Идеи коллективной безопасности в Европе.

Идея национальной безопасности складывалась постепенно и поэтапно.

В феврале 1947г. на парижской мирной конференции были подписаны мирные договоры со сторонами бывшей гитлеровской коалиции (Финляндия, Болгария, Румыния, Венгрия, Италия). Вопрос о мирном договоре с Австрией был отложен из-за несогласия СССР и США по поводу внутренней и внешней политики Австрии и требования СССР о запрещении создания в Австрии военно-политических союзов.

2 сентября 1945г. была закончена война с Японией и позиции двух государств (СССР и США) окончательно разошлись. СССР желал вывести из Японии все войска и настаивал на запрещении Японии вступайте в различные союзы, а Америка желала обратного, поэтому США заключила мирный договор с Японией, а СССР и некоторые другие страны отказались присоединяться к международному договору. Мир был в шатком положении. Идея коллективной безопасности состояла прежде всего в том, чтобы объединить все государства против новой военной угрозы и против возрождения фашизма. В 1949-м году образуется международная организация ООН, имеющая две главные цели:

1) обеспечения и защиты мировой безопасности

2) развития межнациональных дружественных контактов и международного сотрудничества между странами и государствами.

Сначала в ООН объединились пять постоянных членов, затем число членов ООН увеличилось за счет непостоянных членов.

Сегодня ООН имеет пять постоянных членов, в их число входит и Российская Федерация. В структуру ООН входят такие международные организации как Генеральная ассамблея, Секретариат, Экономический и социальный союз, Международный суд и Совет безопасности ООН.

4. Речь Уинстона Черчилля в Фултоне.

5 марта 1946г. премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль произнёс свою знаменитую речь, в студенческом городке Фултон, в которой призвал все народы Европы к свободе и демократии через объединение и защиту от главного врага демократии, коммунизма и тоталитаризма. Он указал, что США сегодня находится на вершине мировой славы, и они в силах объединить вокруг себя все свободные народы, чтобы защититься от войны и тирании. Единственное спасение от большевизма и коммунизма являются братская ассоциация англоговорящих народов, то есть союз США, Великобритании и примкнувший к ним Франции, Швейцарии, Люксембурга и других. Необходимо не допустить влияния СССР, который может как «чумой заразить Европу коммунизмом».

Вывод: После речи Черчилля западные страны призвали народы Европы к объединению и сотрудничеству, а Россия и, в частности, Сталин обвинили Черчилля в расизме и разжигания войны. Началось создание военно-политических блоков стран-союзников с целью упрочить свои позиции. На Западе в 1949 году было создано НАТО, СССР в свою очередь в 1949 году создает Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), а в 1955 – Организацию Варшавского договора (ОВД).

План Маршала и начало «холодной войны».

12 марта 1947г. американский президент Гарри Трумэн объявил о новом политическом направлении США, которое получила название «доктрина Трумэна». Суть доктрины Трумэна заключалась в следующем: США будут последовательно и неуклонно вмешиваться во внутренние дела других стран и народов, чтобы обезопасить их от негативного влияния СССР. Трумэн считал, что нужно обезопасить границы европейских государств и оказать помощь Греции и Турции, чьи границы были в опасности, чтобы заручиться их поддержкой в борьбе с СССР. Также необходимо развивать международную дипломатию и разведку, чтобы быть готовыми к агрессии и нападению.

Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе и причины их неудач.

Продолжением доктрины Трумана был план американского государственного секретаря Маршала, согласно которому США будут оказывать помощь европейским странам, желающим присоединиться к их союзу. Планировалось выделить около 13 млрд. долларов США.

Основные доли ассигнований пришлись на Англию, Францию, Испанию, Западную Германию и Голландию. Всего план Маршала подписало 16 стран. В качестве необходимого условия оказания помощи США потребовали вывести коммунистов из состава правительства стран подписавших договор. Таким образом, США закрепил за собой имидж мирового лидера страны, которая считалась оплотом демократии, свободы и либерализма.

В 1930-е гг. политическую активность на международной арене развернуло и советское руководство. Так, по инициативе СССР в мае 1935 г. были подписаны советско-французский и советско-чехословацкий пакты о взаимопомощи против агрессии. Это могло бы стать серьезным шагом в направлении сдерживания агрессивной политики гитлеровской Германии и ее союзников и послужить основой создания системы коллективной безопасности в Европе.Советский Союз решительно осуждал агрессивные действия Германии и предлагал провести международную конференцию для организации системы коллективной безопасности и защиты независимости стран, которым угрожала агрессия. Однако правящие круги западных государств не высказали необходимой заинтересованности в ее создании.

В 1939 г. СССР продолжал активные шаги, чтобы побудить правительства Великобритании и Франции к созданию системы коллективной безопасности в Европе. Советское правительство выступило с конкретным предложением о заключении между СССР, Великобританией и Францией договора о взаимной помощи в случае агрессии против любой из стран-участниц соглашения. Летом 1939 года в Москве проходили трехсторонние переговоры о создании системы коллективной безопасности.

К концу июля на переговорах был все же достигнут определенный прогресс: стороны согласились на одновременное подписание политического и военного соглашения (ранее Англия предлагала подписать сначала политический договор, а затем вести переговоры о заключении военной конвенции).

12 августа начались переговоры военных миссий.

На пути ко Второй мировой войне: провал идеи коллективной безопасности. Аннексия Чехии

От Советского Союза их вел нарком обороны К.Е. Ворошилов, от Англии – адмирал Дракс, от Франции – генерал Думенк. Правительство Англии и Франции невысоко оценивали Красную армию и считали ее неспособной на активные наступательные действия. В связи с этим они не верили в эффективность союза с СССР. Обе западные делегации получили инструкции максимально затягивать переговоры, рассчитывая, что сам факт их проведения окажет психологическое воздействие на Гитлера.

Главным камнем преткновения на переговорах стал вопрос о согласии Польши и Румынии на проход советских войск через их территорию в случае войны (СССР не имел общей границы с Германией). Поляки и румыны категорически отказывались согласиться на это, боясь советской оккупации.

Только 23 августа польское правительство несколько смягчило свою позицию. Таким образом, возможность добиться от Польши согласия на пропуск советских войск через ее территорию не была еще утрачена безвозвратно. Ясно также, что поляки постепенно склонялись к уступкам под давлением западной дипломатии. При наличии доброй воли переговоры, вероятно, еще можно было довести до успешного завершения. Однако взаимное недоверие сторон уничтожило такую возможность.

Английская и французская военные миссии не были наделены полномочиями принимать решения. Для советского руководства стало очевидным, что руководство западных государств не желает быстрого достижения позитивных результатов. Переговоры зашли в тупик.

3 Советско-германские отношения и заключение пакта о ненападении Позиция Запада, постоянно шедшего на уступки Германии и отвергавшего союз с СССР, вызывала в Кремле сильнейшее раздражение с середины 1930-х гг. Особенно оно усилилось в связи с заключением Мюнхенского соглашения, которое в Москве расценили как сговор, направленный не только против Чехословакии, но и против Советского Союза, к границам которого приблизилась германская угроза.

С осени 1938 г. Германия и СССР стали постепенно налаживать контакты в целях развития торговли между двумя странами. Правда, реального соглашения тогда достичь не удалось, поскольку у Германии, вставшей на путь ускоренной милитаризации, не было достаточного количества товаров, которые могли бы поставляться в СССР в обмен на сырье и топливо.

Тем не менее Сталин, выступая в марте 1939 г. на ХVШ съезде ВКП(б), дал понять, что новое сближение с Берлином не исключено. Цели внешней политики СССР Сталин сформулировал так:

1 Проводить и впредь политику мира и укрепления деловых связей со всеми странами;

2 Не давать втянуть в конфликты нашу страну провокаторам войны, привыкшим загребать жар чужими руками.

В такой сложной ситуации СССР вынужден был идти на переговоры с гитлеровской Германией. Необходимо отметить, что инициатива заключения германо-советского пакта принадлежала германской стороне. Так, 20 августа 1939 г. А. Гитлер прислал телеграмму И.В. Сталину, в которой предлагал заключить договор о ненападении: « …Я еще раз предлагаю Вам принять моего министра иностранных дел во вторник 22 августа, самое позднее – в среду 23 августа. Имперский министр иностранных дел будет наделен всеми необходимыми полномочиями для составления и подписания пакта о ненападении».

Согласие было получено 23 августа 1939 г. министр иностранных дел И. Риббентроп прилетел в Москву. После переговоров вечером 23 августа 1939 г. был подписан германо-советский договор о ненападении (Пакт Риббентропа-Молотова) сроком на 10 лет. Одновременно был подписан «секретный дополнительный протокол».

Как видно, в августе 1939 г. положение в Европе достигло высочайшего напряжения. Гитлеровская Германия не скрывала своего намерения приступить к военным действиям против Польши. После подписания германо-советского договора СССР не мог коренным образом повлиять на агрессивные действия берлинских властей.

Лекция 3 Начало Второй мировой войны и события в Беларуси

1 Развязывание войны, ее причины и характер.

2 Присоединение Западной Беларуси к БССР.

3 Подготовка Германией войны против СССР. План «Барбаросса».

Читайте также:

I. МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
III. Другие оценки коллективной душевной жизни
III. Требования к разработке, применению, оценке и совершенствованию системы управления охраной труда на малом предприятии
IV. Задачи развития Национальной системы здравоохранения
IX. Диагноз существующей системы.
IX. Языковая формула, используемая для выражения причин создания документа.
V. Анатомия центральной нервной системы
VIII. ЗАБОЛЕВАНИЯ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
X. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ И ЗРИТЕЛЕЙ.
XIII. Исследование системы счета

Читайте также:

Оставьте комментарий