Первобытный строй


Возникновение дифференциации воспитания в условиях разложения первобытнообщинного строя

С развитием производящих форм хозяйства были связаны дальнейшие изменения в средствах производства. Этим был обусловлен переход от использования каменных орудий к производству орудий и оружия из меди (так называемый медный век, или энеолит, — 4—3 тыс. лет до н.э.), затем из бронзы (бронзовый век — 3—2 тыс. лет до н.э.), наконец, в 1-м тысячелетии до н.э. началось применение железа (так называемый раннежелезный век). Прогресс хозяйственной деятельности сопровождался дальнейшим разделением труда, отделением земледелия от животноводства, возникновением ремесленничества.

На территории от Днепра до Алтая жили в основном скотоводческие племена, на территории Закавказья, Средней Азии, современной Молдовы и Украины, в степях Северного Причерноморья, Поволжья и юга Сибири — земледельцы; для лесных районов Сибири и европейской части будущей России господствующим оставался прежний, присваивающий тип хозяйства.

В родовых общинах постепенно начали формироваться группы людей, занимавшихся специализированными видами труда. К охоте, земледелию, скотоводству прибавились прядение и ткачество, гончарное ремесло, обработка металлов и т.д. Между родоплеменными объединениями завязывался обмен, возникла торговля. В этих условиях в общинах появились предпосылки частной собственности, имущественного расслоения, формирования родоплеменной знати (вождей, предводителей племен, старейшин, нарождавшегося жречества).

В эпоху неолита, начавшуюся у большинства народов в 8—6-м тысячелетиях до н.э., зарождается древнейший тип письма, так называемое пиктографическое (от лат. — рисованный красками и греч. — пишу). Картинные знаки пиктографического письма передавали целостные сообщения, не расчлененные на отдельные слова, вследствие чего при его характеристике исследователи возникновения древней письменности используют термин «картинно-синтетическое» письмо или «фразеография».

По данным археологии и этнографии, многие народы, обладавшие до прихода европейцев своей пиктографической письменностью (индейцы Северной Америки, многие народы Крайнего Севера, африканские племена, народы Океании и др.), использовали в качестве материала для письма кору, бересту, бамбук, кожу, кость и т.д.

Таким образом, письмо в качестве дополнительного к звуковой речи средства общения появилось в эпоху возникновения крупных общностей людей — племен, а затем и их союзов, которые располагались нередко на больших пространствах. Усложнение хозяйственной деятельности и социальных отношений порождало потребность в общем средстве закрепления опыта племен во времени и передачи информации о нем на большие расстояния.

В жизни людей с течением времени происходили существенные изменения в области воспитания, которые можно обнаружить, в частности, в эволюции инициационных обрядов: с одной стороны, сохранялись старые формы инициации, которые охватывали всех детей и подростков сообщества, с другой стороны, внутри содержания инициационной системы постепенно выделялся определенный круг зародившихся специализированных знаний и умений в связи, с чем не все стали получать равный к ним доступ.

В новых инициационных учреждениях стала осуществляться подготовка будущих военачальников, жрецов, врачевателей и т.д. Они, как показывают этнографические данные, представляли собой своего рода закрытые школы, возникавшие на базе функционировавших ранее домов молодежи. Так, на основании данных этнографических источников можно обнаружить, например, что в подобной школе племени маори (Новая Зеландия) еще в XIX в. обучались дети племенной знати с 12 до 16 лет, здесь жрецы учили мифологии, зачаткам астрономических знаний, религии. Дети знатных ацтеков и майя (Мексика) с 12 до 15 лет обучались в жреческих домах, где получали начатки научных знаний, связанных с астрономией и окружающим миром. С 15 до 17 лет часть из них проходила специальное военное обучение, другая часть готовилась к исполнению функций жрецов — «наставников народа».

Усиливавшееся разделение труда, выделение различных ремесел вызвало необходимость специализированного обучения, которое в условиях концентрации имущества в собственности отдельных семей стало приобретать общественное значение. Профессиональная квалификация постепенно становится достоянием семьи и соответствующего социального слоя, тщательно охраняется от «непосвященных», поскольку это важно для семьи и данной социальной группы в целом. В результате семья ремесленника-мастера превращалась в центр профессионального ученичества.

Итак, в результате усиления разделения труда и расширения эмпирических знаний усложнялось содержание обучения и воспитания детей, складывались его организационные формы. Помимо практической трудовой, военно-физической и социально-нравственной подготовки подрастающее поколение начинало приобщаться к начаткам специальных знаний. Все это создавало предпосылки для возникновения впоследствии школьного обучения и профессионального ученичества. В ходе практического решения всех этих задач зарождались предпосылки для возникновения специально организованного обучения и воспитания, начинался процесс выработки приемов педагогической деятельности, которая постепенно выделялась в самостоятельную область социальной практики, способствуя этнической консолидации и выступая в роли мощного фактора социального прогресса.

Рекомендуемая литература

Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.

Волков Г. И. Идея совершенного человека в народном воспитании // Сов. педагогика. 1971. № 10.

Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен. 4.1. М., 1908.

История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропогенеза. М., 1963.

И.С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива). М., 1988.

Летурно Ш. Эволюция воспитания у различных человеческих рас. Спб., 1900.

Мид М. Культура и мир детства // Избр. произв. М., 1988.

Нестурх М.Ф. Происхождение человека. 2-е изд., перераб. и доп.. М., 1970.

Першиц А.И., Монгайт А.А., Алексеев В.П. История первобытного общества. М., 1982.

Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. М., 1974.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

Тих Н.А. Предыстория общества (сравнительно-психологическое исследование). Л., 1970.

Токарев С.А. Сущность и происхождение магии // Исследования и материалы по вопросам религиозных верований. М., 1959.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.1.

Этнография как источник реконструкции первобытного общества. М., 1979.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Дата добавления: 2016-03-30; просмотров: 241;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

С древнейших времен территория нашей Родины была заселена человеком. Первобытное общество — первая и самая длительная ступень человеческой истории. Она продолжалась около 3 млн. лет, тогда как история всех классовых обществ насчитывает около 5 — 6 тыс. лет. Эпоха первобытного общества самая древняя на территории нашей страны.

На протяжении этого длительного времени не существовало частной собственности, классов, государства, эксплуатации. Крайне примитивные орудия труда не позволяли людям в одиночку добывать необходимые им средства существования. Люди вынуждены были работать и жить коллективами, сообща владеть средствами и продуктами производства: Эксплуатация и деление общества на классы были невозможны, так как чело век производил продуктов не больше, чем это требовалось для поддержания его существования.

Никакого излишка продуктов долгое время производиться не могло. Все что люди производили, они тут же потребляли.

Первобытное общество в своем развитии прошло ряд периодов. Разработаны две периодизации первобытного общества: социально-историческая и археологическая. Согласно первой периодизации, эпоха первобытного общества делится на периоды: первобытное человеческое стадо; родовой строй со стадиями материнского и отцовского рода; переход от родового строя к классовому обществу.

По другой, более дробной периодизации, история первобытного общества делится на века: каменный,бронзовый и железный. Каменный век разделяется на палеолит (древнекаменный век), мезолит (среднекаменный век) и неолит (новокаменный век). Палеолит, как самый продолжительный период, делится на ступени: нижний, средний и верхний, а они, в свою очередь, на эпохи. В нижнем палеолите различают эпохи — дошельскую, шельскую, ашельскую; в среднем палеолите — мустьерскую.

В качестве переходного периода от камня к металлу принято выделять еще энеолит (меднокаменный век).

При изучении первобытного общества» важно знать обе периодизации, в совокупности отражающие как развитие техники, так и изменения общественных отношений.

Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава

Этапы развития первобытно-общинного строя

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

1. Периодизация и краткая характеристика периодов

2. Характеристика языковых семей

1.

Первый этап в развитии человечества — первобытно-общинный строй — занимает огромный период времени: приблизительно с момента появления человека (более 2,5 млн лет назад) до образования классовых обществ (славяне жили первобытно-общинным строем до 6 века н.э.).

Основные признаки первобытно-общинного строя:

— равенство;

— общественная собственность на средства производства;

— коллективизм;

— примитивизм орудий труда;

— язычество;

— почти полная зависимость человека от природы.

Этапы развития первобытно-общинного строя:

Этапы Производительные силы Производственные отношения Социально-политическая жизнь Духовная жизнь
1. Ранний палеолит. 3млн. – около 100 тыс. лет до н.э.   Каменные, деревянные орудия труда, овладение огнем.     Присваивающее хозяйство – охота и собирательство.   Человеческое стадо – непостоянный коллектив древних людей.     Человек умелый или homohabilis
2. Средний палеолит. 100-35 тыс. лет до н.э.   Добывание огня и приготовление пищи на огне.   Комплексное присваивающее хозяйство + рыболовство. Появляется искусственное жилище Зарождение родовой общины.     Неандерталец. Членораздельная речь.  
3. Поздний палеолит. 35-10 тыс. лет до н.э.     Орудия труда из новых пород камня. В основном кремень То же самое. Появляется общая собственность.     Появляется материнская родовая община (матриархат). Парная семья.     Человек разумный. Homosapiens. Появление искусства. Зачатки религии
4. Мезолит. 10-6 тыс. лет до н.э.   Лук и стрелы. Усовершенствование орудий труда.   Закончился Ледниковый период. Совершенствуются приемы охоты. Появляются средства передвижения по воде. (плоты, лодки-долбленки). Приручение животных. Присваивающий характер хозяйства.

Матриархат. Выделяются старейшины и вожди.   Вера в духов. Магически обряды.  
5. Неолит. 6-4 тыс. лет до н.э.   Сельскохозяйственные орудия труда: мотыга, рало, плуг. Появляется ткацкий станок, посуда из глины, дома (Трипольская культура).   Первая неолитическая революция: переход от присваивающего к производящему хозяйству (скотоводство, земледелие, ремесло.)   Появляются племена. Существует родовая община. Оформляется религия. Создается мифология.    
6. Энеолит. 4-3 тыс. лет до н.э. Орудия труда из меди, но главные все-таки каменные орудия. Изготовление сверлильных приспособлений. Главное занятие – земледелие, рыболовство, охота, скотоводство. -//- Складывается язычество – обожествление сил природы.
7. Бронзовый век. 3-2 тыс. лет до н.э. Орудие труда из бронзы. Первое общественное разделение труда: земледелие отделилось от скотоводства. Появляются излишки продуктов из-за повышения производительности труда.   Неравенство. Частная собственность. Пленников стали оставлять в живых и обращать в рабов.   Патриархат: мужчина занимается сельским хозяйством, скотоводством, обработкой металлов. Объединение родов. На смену родовой общины приходит соседская. На востоке начинают формироваться рабовладельческие государства.   Складываются языковые группы.    
8. Железный век. С 1-го тысячелетия до н.э. Железные орудия труда. Произошло второе общественное разделение труда. Ремесло отделилось от сельского хозяйства. Начинают появляться города Родовые и соседские общины. Появление простого товарного производства – обмен. Образуются классы Образование государств. -//-

2. Процесс формирования языковых семей очень длительный. Наиболее крупная языковая семья — индоевропейская. Она складывается на территории современного Ирана и распространяется на Южную и Восточную Европу, Малую и Центральную Азию. Потом она раскололась на несколько ветвей:

1. На юге и юго-востоке — это иранцы, индийцы, таджики, армяне и другие.

2. На западе — это нынешние англичане, немцы, французы и др.

3. На востоке — балты, праславяне. Выделение праславян из индоевропейских племен произошло примерно к середине 2го тысячелетия до н.э. Это была группа родственных племен, расселившихся от Одера на западе до Карпат на востоке Европы.

Вопрос о прародине индоевропейцев спорный. Существует несколько точек зрения:

1. Байкало-дунайская

2. Южно-русская (Днепр, Дон, Крым)

3. Центрально-европейская (бассейны рек Висла, Одер, Днепр, Прибалтика)

Основным занятием индоевропейцев было пашенное земледелие. На рубеже 4-3 тысячелетия до н.э. жизнь индоевропейских племен изменилась. Началось глобальное оледенение. На первое место выходит не земледелие, а скотоводство. В поисках новых пастбищ люди расселились по Европе и Азии. Наступил период освоения соседних земель. Начало формироваться кочевое скотоводство. Следствием этих процессов стал распад индоевропейской общности на самостоятельные этносы.

Вторая языковая семья — угро-финская. Сюда относятся финны, эстонцы, карелы, ханты, мордва, мари, коми, удмурты, венгры. Занимала территорию от Прикамья до Зауралья, откуда её племена расселились на европейский север, в Приволжье, Западную Сибирь, Восточную Сибирь.

Третья языковая семья — тюркская. Относятся коряки, алеуты, эскимосы, якуты, хакасы, чуваши, татары, тувинцы ( половцы, хазары, гунны, печенеги). Жили в Центральной Азии. Начали свое продвижение в Восточную Европу и на Запад. (Великое переселение народов).

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Эпоха первобытнообщинного строя

Первобытнообщинный строй – самый продолжительный период развития человечества. Он начинается с момента появления человека на земле и завершается формированием классового общества и возникновением государства. Большая часть истории человечества приходится на период первобытности. Если ее представить в виде суток, то окажется, что государства с их городами, письменностью, постоянно развивающейся техникой и сложно организованным обществом появились, да и то лишь на крохотных пятачках Земли, всего за три минуты до окончания суток.

Первобытнообщинный строй характеризуется следующими признаками:

• низким уровнем развития производительных сил и медленным их совершенствованием;

• низким темпом развития общества;

• коллективным присвоением природных ресурсов и результатов производства;

• уравнительным распределением, социальным равенством;

• отсутствием частной собственности, эксплуатации, классов и государства.

Периодизация истории человечества на стадии первобытнообщинного строя довольно сложна. Известно несколько вариантов. Чаще всего пользуются археологической схемой. В соответствии с ней история человечества делится на три больших этапа в зависимости от материала, из которого изготовлялись орудия труда:

каменный век: 3 млн. лет тому назад – конец III тысячелетия до н.э.;

бронзовый век: конец III тысячелетия – I тысячелетие до н.э.;

железный век: I тысячелетие до н.э.

Последние два этапа связаны с появлением первых государственных образований. Хронологически первобытное общество совпадает с каменным веком. В нем можно выделить три периода:

1) палеолит (древний каменный век): 3 млн – 12 тыс. лет до н.э.;

2) мезолит (средний каменный век): 12–8 тыс. лет до н.э.;

3) неолит (новый каменный век): 8–3 тыс. лет до н.э.

У различных племен и народов появление определенных форм труда и общественной жизни происходило в разные периоды. Вместе с тем для всех первобытных обществ характерно наличие ряда общих черт. Во-первых, основной формой хозяйственной практики являлось присваивающее хозяйство, которое отличалось тем, что человек лишь пользовался природными ресурсами, не производя материальных благ. Во-вторых, основой производственных отношений первобытного строя была коллективная, общинная собственность на орудия труда и средства производства, характеризовавшаяся низким уровнем и медленными темпами развития производительных сил, уравнительным распределением материальных благ.

Самый длительный период – палеолит (3 млн. –12 тыс. лет до н.э.). Первыми формами хозяйственной деятельности человека были охота, рыболовство и собирательство. Археологические находки позволяют судить о приемах и объектах охоты. На первых порах она носила загонный, специализированный характер. Последнее связано с преобладанием определенного вида животных, например оленей, слонов, мамонтов и т.д. Практиковались коллективные приемы охоты. Копье было главным орудием охотников. Собирательство дополняло скудный рацион первобытного человека питательными злаками и кореньями.

Важнейшей чертой, отличающей человека от животного, является умение изготавливать орудия труда. Считают, что первые каменные орудия появились около 2,5 млн. лет назад. Это были камни с острыми краями и отщепы от них. Такими орудиями можно было срезать ветку, снять шкуру убитого животного, расколоть кость или выкопать из земли корень. Их набор был невелик. Человек, изготавливающий эти орудия, получил название «человек умелый» (homo habilis).

Около 1 млн. лет назад появился новый вид предчеловека – питекантроп (обезьяночеловек). Это существо напоминало еще животных. Оно было покрыто шерстью, имело низкий лоб и сильно выдающиеся вперед надбровные дуги. Но размер его мозга был уже довольно большим, приближаясь к размеру мозга современного человека. Питекантроп научился делать различные орудия труда из камня – рубило правильной формы, скребки, резцы. Ими можно было рубить, резать, строгать, копать, убивать животных, снимать шкуры, разделывать туши. Со временем количество орудий возрастало. Уже в раннем палеолите (3 млн. лет – 200 тыс. лет до н.э.) некоторые археологи выделяют набор орудий с 30–40 функциями. В эпоху среднего палеолита (200–40 тыс. лет до н.э.) появились треугольные, пластинчатые и заостренные остроконечники, рубила, копья.

Развитие трудовых навыков, способность мыслить, планировать свою деятельность позволили людям приспособиться к жизни в разных климатических условиях. Они жили в холодных областях Северного Китая и Европы, в тропиках острова Ява, пустынях Африки.

Во время существования питекантропа начался ледниковый период.

Примерно 100 тыс. лет тому назад значительную часть Евразии занимал огромный ледник толщиной до двух километров. В это время образовались снежные вершины Альп и Скандинавских гор. Из-за образования ледников понизился уровень Мирового океана, между разделенными прежде водой участками суши возникли сухопутные «мосты», по которым люди смогли проникнуть на новые территории. Суровый климат научил человека использовать природный огонь, а затем и добывать его. Огонь согревал первобытных людей, защищал от зверей, помогал охотиться. На огне начали готовить пищу, которую прежде ели сырой. Использование жареной и вареной пищи способствовало физиологическим изменениям человека.

Около 250 тыс. лет назад питекантроп уступил место древней разновидности «человека разумного» (homo sapiens) – неандертальцу. Он уже мало отличался от современного человека, хотя был грубо сложен, имел низкий лоб и скошенный подбородок.

Когда 35–10 тысячелетий тому назад закончилось таяние ледника, установился климат, близкий к современному. Использование огня для приготовления пищи, дальнейшее развитие орудий труда, а также первые попытки упорядочения отношений между полами существенно изменили физический тип человека. Именно к тому времени завершился процесс антропогенеза – превращения предчеловека в «человека разумного». Люди, вытеснившие неандертальцев 40–30 тыс. лет назад, уже не имели черт, придававших их предшественникам несколько звероподобный облик. Тогда же, очевидно в результате приспособления к природной среде, сформировались существующие и поныне европеоидная, негроидная и монголоидная расы. Люди заселили все континенты, проникнув в Австралию и Америку.

Основным занятием людей оставалась охота. Ее эффективность в этот период повысилась благодаря появлению копьеметалки. Широко использовались ловушки, западни, ямы, ловчие изгороди, сети. При помощи гарпунов, сетей, примитивных рыболовных крючков они ловили рыбу.

Высокого уровня достигла техника изготовления каменных орудий. Многие из них делались из пластин правильной формы, которые отделяли, «отжимали» от ядрищ призматической формы. Пластины разных размеров подвергали дополнительной обработке, притупляя края или снимая с помощью костяного либо деревянного инструмента с поверхности тонкие чешуйки. Самым пригодным камнем для изготовления орудий был кремень, часто встречающийся в природе. Его ножевидные пластины имели такие острые края, что ими можно было бриться.

Использовали и другие легко раскалывающиеся, но твердые минералы. Орудия были представлены разного рода скребками, наконечниками, двусторонними рубилами, режущими инструментами. Появились каменные зернотерки, песты для растирания зерна, орехов и кореньев, вкладышевые орудия, кремневые наконечники.

Дальнейшее развитие получила обработка кости. Ученые иногда называют конец палеолита «костяным веком».

Среди археологических находок имеются кинжалы, наконечники копий, гарпуны, иглы с ушком, шилья и т.п. Костяные изделия украшали резьбой – орнаментом или изображениями животных, что, как полагали, придавало им особую силу. Всего сегодня известно около 150 типов каменных и 20 типов костяных орудий эпохи палеолита.

Обнаружены следы первых долговременных поселений. В них люди жили от нескольких месяцев до сотен лет.

Жилищем служили землянки, шалаши, переносные шатры–чумы. Найдены остатки украшений, позволяющие воспроизвести одежду того времени.

В эпоху позднего палеолита на смену первобытному строю пришла родовая община, объединявшая людей одного рода. Она имела коллективную собственность и вела хозяйство на основе возрастного и полового разделения труда и простой кооперации труда. Мужчины занимались охотой, рыболовством, изготовлением орудий, а женщины – собирательством, приготовлением пищи, поддержанием огня, воспитанием детей.

До появления парного брака родство устанавливалось по материнской линии. Женщина в этот период играла ведущую роль в хозяйстве. Таким образом, первой ступенью родового строя был матриархат, который продолжался до времени распространения металла.

В конце палеолита произошла «зоологическая катастрофа». Резко сократилась численность крупных млекопитающих животных, а некоторые виды полностью исчезли. Это привело к значительному уменьшению численности населения и стимулировало, по-видимому, изменения в хозяйственной жизни.

В эпоху мезолита (12–8 тыс. лет до н.э.) началось отступление ледника на север, настала, как говорят геологи, современная эпоха. Животные, приспособившиеся к холодному климату, вымерли, как это случилось с мамонтом или шерстяным носорогом. Определенную роль в исчезновении этих животных сыграли и люди, активно на них охотившиеся.

Были сделаны новые успехи в обработке камня. Каменная техника была представлена микролитической техникой. К микролитическим орудиям – миниатюрным орудиям труда из камня правильной геометрической формы – относились рубящие орудия типа топоров и тесел, палиц, резцов, проколок. Наконечники и лезвия ножей, копий, гарпунов делались как своеобразные вкладыши из тонких кремневых пластинок. Для обработки дерева начали использовать каменный топор. Одно из важнейших достижений этой эпохи – изобретение лука, оружия для дальнего боя – позволило более успешно охотиться на зверей и птиц. Люди научились делать силки, сети, изгороди и охотничьи ловушки. Получила развитие индивидуальная охота на мелких и средних животных.

Люди добывали пищу не только на охоте. Исчезновение или сокращение численности крупных животных заставило все чаще употреблять в пищу рыбу и моллюсков. Рыболовство велось при помощи гарпунов, острогов, вершей, сетей; использовались долбленые лодки. Появился морской зверобойный промысел. Началось одомашнивание животных.

Первобытные общины искали и осваивали новые источники пропитания, новые методы уменьшения зависимости от природы. Это позволило людям реже переселяться с места на место. Первые признаки регулярного сбора диких злаков обнаружены на территории Палестины. Здесь в X–IX тысячелетиях до н.э. жили охотники и рыболовы, которые уже не кочевали, а проводили значительную часть времени на одном месте. Жили они в поселениях, состоявших из небольших круглых домов. Эти жилища немного углубляли в землю, стены обмазывали глиной, смешанной с песком и мелкими камешками; полы выстилали каменными плитками. Верхняя часть этих жилищ напоминала шалаш. Стоянки в Палестине – это первый известный нам пример, свидетельствовавший о начале перехода от кочевого к оседлому образу жизни. В эпоху мезолита была окончательно заселена Евразия. Человек все дальше расселялся на север. Он дошел до берегов Балтики и Ледовитого океана.

Неолит (8–3 тыс. лет до н.э.) характеризуется завершением перехода к высшим формам присваивающего хозяйства и переходу к производящему хозяйству, т.е. основанному на производстве человеком материальных благ, необходимых для его жизни и деятельности.

В эпоху неолита произошло первое общественное разделение труда на земледельческий и скотоводческий, что способствовало прогрессу производительных сил, возникновению обмена; второе общественное разделение труда – выделение ремесла из сельского хозяйства – содействовало индивидуализации труда, возникновению и развитию частной собственности.

Существенные изменения в технике, формах производства и образе жизни, освоение человеком новых территорий и более эффективное их использование носили радикальный характер. Не случайно, эти перемены принято называть «неолитической революцией». Она заняла не десятки и даже не сотни лет, а тысячелетия. Для тех времен такие темпы не были медленными.



Первобытно общинный строй — первая общественная формация, существовавшая многие десятки тысячелетий у всех народов на ранней ступени их развития. При первобытно общинном строе основой производственных отношений являлась общая собственность на средства производства. Общей собственностью данного коллектива, орды, рода являлись орудия производства, земля.

Общей собственностью являлись также жилище, хозяйственный инвентарь и т. п.

Каждая первобытная группа людей кочевала, занимаясь собиранием съедобных растений и охотой. В пределах общей собственности на средства производства существовала и личная собственность на предметы домашнего обихода, одежду и т. п. При первобытно-общинном строе не было эксплуатации человека человеком, но было классов и государства. Производство здесь велось при помощи примитивных орудий коллективно, сообща, целыми родами. Продукты также потреблялись сообща, делились поровну.

Производственные отношения первобытно-общинного строя возникли на основе низкого уровня развития производительных сил, примитивного состояния орудий производства, отсутствия общественного разделения труда. Только работая сообща, первобытные люди могли добывать средства к жизни и обезопасить себя от нападения хищных зверей или соседних обществ.

На осново образования первого крупного общественного разделения труда — отделения скотоводства от земледелия — производительные силы первобытного общества начинают развиваться значительно быстрее. С ростом их возникает и развивается обмен, появляется частная собственность, экономическое неравенство между отдельными членами общины. Первое крупное общественное разделение труда, вызвавшее появление частной собственности на средства производства, породило рабство. Возникновение рабства в ещё большей мере усилило экономическое неравенство и способствовало разложению первобытной общины.

Коллективное производство и уравнительное распределение продуктов из формы, способствующей развитию производительных сил, становятся их оковами. На высшей ступени первобытного общества происходит второе крупное общественное разделение труда: ремесло отделяется от земледелия, что способствует дальнейшему разрушению первобытно-общинного строя. В результате появляются богатые и бедные, появляется эксплуатация, классы, возникает государство. Первобытно-общинный строй окончательно разрушается. На смену ему приходит классовое общество — рабовладельческий строй (см.), феодализм (см.).

Оставьте комментарий