Отличие гуманитарных наук от естественных

План

Введение

Различия естественных наук и гуманитарных

а) Роль математики и физики в познании мира

б) Отношение к природе в естественных и гуманитарных науках

в) Религия и наука

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Особенностью любой книги, посвящённой предмету "Концепции современного естествознания", является то, что её содержание вряд ли будет полностью соответствовать содержанию самого предмета. Чтобы понять это, достаточно попытаться представить, что такое "современное естествознание": сотни дисциплин, ставящих и решающих тысячи сложнейших проблем; десятки специальных научных языков, которыми пользуются миллионы лучших интеллектуалов нашей планеты; десятки и сотни концепций, гипотез, теорий, порой неимоверно сложных для понимания в силу своей специфичности; наконец, постоянно возрастающий поток информации в условиях дифференциации уже существующих отраслей знания.

Само понятие "естествознание" носит обобщающий характер. Очевидно, что оно лишь констатирует факт возникновения совокупности дисциплин, исследующих природу. В основании этой совокупности уже со времён Аристотеля лежит физика. Именно она почти до XX века определяла нормативы научно-исследовательской деятельности в области естествознания, и не только его. Разумеется, современное знание не может быть охарактеризовано только как естественнонаучное и даже как только научное.

Одной из фундаментальных черт современного естествознания и вместе с тем направлений его диалектизации является все более глубокое и органичное проникновение в систему наук о природе эволюционных идей, которые неразрывно связаны с концепцией иерархии качественно структурных своеобразных уровней материальной организации, выступающих как ступени, этапы эволюции природных объектов. Если всего лишь несколько десятилетий назад исследования эволюционных процессов в различных областях естествознания были довольно слабо связаны между собой, то сейчас положение изменилось радикальным образом: выявляются контуры единого (в многообразии своих конкретных проявлений) процесса эволюции охваченных исследованиями областей природы.

Различия естественных наук и гуманитарных

а) Роль математики и физики в познании мира

В современной системе знания мы можем выделить, как минимум, четыре относительно самостоятельных типа: гуманитарное знание, техническое знание, математическое знание и естествознание. Наиболее специфичным среди этих типов знания является математика. Она одновременно универсальна для прочих типов знания и зависима от них, поскольку в любом случае имеет смысл, если только определяет и описывает закономерности безотносительно к предмету исследования. Сегодня вряд ли можно представить развитие техники, естествознания и даже гуманитарного знания без математики.

Привычка математического мышления строить чисто формально-логические системы, пользуясь конечным арсеналом средств и без требования проверять модель на какую-то адекватность и согласованность с посторонними требованиями — ведь формально непротиворечивая система сама по себе правильна, — эта гипертрофированная привычка, некритически примененная к рассуждениям о реальности, обычно приводит к ложным, нереалистическим выводам. При такой методике, во-первых, "логическое" построение начинается с чрезвычайно примитивных и обрывочных постулатов, весьма слабо связанных с положениями и выводами соответствующей науки и даже с обычным здравым смыслом и преувеличивающих значение отдельных частных особенностей и фактов. Во-вторых, раз уж выводы получены логично, то не возникает сомнений в их правильности, а посему ни исходное, ни логика, ни выводы не анализируются на предмет их соответствия реальности, тем более что факты можно подобрать в соответствии с выводами, да и степень соответствия всегда может быть объявлена удовлетворительной. Если же реальность все же пытается сопротивляться — то тем хуже для нее.

Подобной опасности подвергается и физика при вторжении в нее исследователей и рецензентов с гипертрофированно-математическим инструментарием.

В математике доказательство заканчивается точкой и остается в таком качестве верным навсегда, как бы сильно ни развилась математика впоследствии. А в физике и во всех науках о реальности, решающих обратные (и всегда конечные) задачи в неисчерпаемо сложной реальности, доказательство не заканчивается никогда. Оно бывает лишь относительно законченным.

Чтобы "компенсировать" принципиальную неполноту формально-логических систем необходима другая форма познания Реальности, основанная на совершенно иных принципах (если о ней вообще уместно говорить, что она основана на каких-то "принципах").

Это гуманитарное, образное мышление, которое видит в богатстве ассоциаций и связей аморфных образов возможность для более тонкого изучения таких проблем, в которых применение "жестких" образов выглядит грубым, даже вульгарным, и совершенно неприемлемым. Сердце и интуиция с успехом ведут нас к таким высотам, где слова и логика бессильно замолкают.

Заметим в заключение, что принципиальное отличие задачи математики от задачи физики (и других наук о реальности) отчетливо и существенно разводит математические и физические критерии и идеалы научности при сближении физических с общими идеалами и критериями научности при изучении реального мира. И это сближение таково, что даже философия подобно бесспорно научной физике оказывается научной в той степени, в какой и поскольку в ней научными методами систематически изучаются вопросы о том, что и в каком смысле существует в мире и как мы это познаем, а не высказываются, к примеру, пожелания к природе.

б) Отношение к природе в естественных и гуманитарных науках

Природа и культура противопоставляются друг другу. Это фиксируется в радикальном различении науки и искусства, естественных и гуманитарных наук. В природе человек теперь имеет дело с принципиально дегуманизированным, трансцендентным бытием, которое подлежит бесконечному процессу познания.

Если природа — объект и выступает как внешнее по отношению к естествознанию, то внутреннее содержание естествознания составлено дисциплинами, обращёнными к отдельным частям — предметам природы — объекта. Совокупность дисциплин естествознания рассматривает сумму предметов — частей природы, но является ли получаемое ими знание действительным представлением природы? Различные этапы развития естествознания по-разному представляют природу. Причём отличие этих представлений друг от друга зависит от того, в какой степени в этом участвует наука.

Объект обладает практически неисчерпаемым содержанием. В свою очередь, предмет — это то, что конкретно определяет содержание природы как объекта, например, совокупность физических закономерностей, химических, или биологических и т.д. Соответственно, естествознание предметно представлено в виде различных дисциплин, исследующих указанные закономерности и, в конечном счете, через научную парадигму, формирующих общее представление о природе как объекте. Понятие "природа" может употребляться в нескольких смыслах. Например, можно говорить о "природе" человека, рассматривая его в качестве объекта естествознания. В этом случае такие дисциплины, как физиология, анатомия, психология и другие в качестве предметов выделят для изучения.

Возникает внутренняя несогласованность идеи природы с собой. Она одновременно определяется как предмет принципиально инородный человеку (предмет познания) и не менее принципиально как предмет однородный человеку (предмет практического освоения). Всякому естественнонаучному пониманию природы как всецело идеализируемой субстанции, противопоставляется гуманитарное понимание невместимости природы в формы человеческого освоения её. Научному пафосу познания и овладения противопоставляется художественный пафос вещественной самобытности природного. Деление природы как единого объекта на множество предметов обусловлено направленностью практической деятельности человека, которая, в свою очередь, вытекает из естественных условий его существования. Человек является частью эволюционного процесса природы, он наделён способностью осознавать этот процесс и поэтому ему в принципе доступно практическое освоение и преобразование природы. Адаптивной способностью обладают все виды, но только человек совершает освоение и на теоретическом, и на практическом уровнях, что меняет ситуацию. Вне зависимости от того, что на самом деле представляет собой природа, для её освоения и преобразования оказывается достаточным дробление её на части и последовательное изучение отдельных фрагментов. Эта ситуация и выражается фразой об объектном и предметном рассмотрении природы. На практике же это означает, что, в зависимости от степени "онаученности" естествознания, в природе выделяется в качестве предмета определённая совокупность устойчивых связей, которая ведет, в конечном счете, к формированию дисциплины, предстающей как совокупность теоретических установок и практических методологий, направленных на освоение выделенного предмета. Таким образом, можно сделать следующий вывод: исследование природы составляет смысл существования естествознания. В то же время это исследование должно исходить из понимания невозможности "прямого", "нечеловеческого" обращения к природе, оно должно быть гуманным. Между ней и естествознанием всегда будет стоять человек со своей культурой, историей и языком. "Чистое", равно как и "абсолютное" знание — иллюзия.

в) Религия и наука

Проблему противостояния науки и религии сегодня вряд ли можно назвать актуальной. Все "великие битвы" между ними остались в истории, и граница определилась. Преимущество на стороне науки. Но оно не абсолютно. Естественнонаучный опыт не в состоянии полностью заменить мировоззрение и вот здесь религия едва ли не на равных начинает конкурировать с естествознанием. Научная картина мира не в состоянии удовлетворить все умы. В ней много пробелов.

Знание научное и знание религиозное несовместимы, так как их познавательные установки совершенно противоположны. Можно привести много примеров, подтверждающих этот тезис. Противоположность проявляется во всём: в процедурах познания, в отношении к исследованию, к его эмпирическим и теоретическим основаниям, в трактовке истины и т.д. Но попробуем выделить наиболее простое и общее различие религии и естествознания. Полагаю, что его можно выразить следующим тезисом: в научном естествознании не существует абсолютной истины. Любая истина только результат, который преодолевается. В религии есть абсолютная истина, которая не может быть ни преодолена, ни отменена, ни при каких условиях — это Бог.

Кроме того, наука — это такая сфера деятельности, которая в силу интеллектуальной сложности не может быть делом многих. Попытка популярно представить научное мировидение также имеет свои пределы, выход за границы которых недопустим.

естественная наука гуманитарная техническая

Заключение

Итак, в качестве общего определения структуры можно выдвинуть следующее: к естествознанию относятся дисциплины, предметом исследования которых являются закономерности природы. То есть, совокупностью химических закономерностей в природе занимается химия, совокупностью физических отношений в природе занимается физика, совокупностью биологических отношений в природе занимается биология и т.д.

Естествознание есть знание, накопленное науками о природе. Содержание понятия "естествознание" определяется суммой знаний, аккумулируемых понятиями "природа" и "наука". Важно различать философский и естественнонаучный аспекты понимания природы. Это различие сводится к тому, что естествознание стремится иметь дело с природой как объектом, то есть с её более или менее удачной конструкцией, а философия стремится понять природу как таковую.

Естественные науки рассматривают природу исключительно как объект исследований, стремясь интерпретировать все происходящее точными формулами, опираться на четко сформулированные привила. Но познание природы должно быть гуманным, потому что люди сами являются частью природы и должны понимать, что любое неосторожное вмешательство может привести к неблагоприятным последствиям.

Математическое мышление строится на чисто формальных-логических системах, пользуясь конечным арсеналом средств и без требования проверять модель на какую-то адекватность и согласованность с посторонними требованиями, та же проблема существует и у физики. В то время как гуманитарное, образное мышление видит в богатстве ассоциаций и связей аморфных образов возможность для более тонкого изучения таких проблем.

Пределом точности в естественных науках является идентификация (а = а). В гуманитарных науках точность — преодоление чуждости чужого без превращения его в чисто свое (подмены всякого рода, модернизация, неузнание чужого и т.п.).

Объект в естествознании рассматривается как состоящий из частей. Ведется анализ, изучение состава, признаков и свойств объектов. В гуманитарных же науках объект рассматривается как нечто целостностное. Основное внимание уделяется изучению сходств и различий объектов.

Не следует опасаться, что гуманитарные понятия пострадают, когда их коснутся все области науки; наоборот, можно лишь предвидеть широкое расширение сознания. Нужно приветствовать, если ученые исследуют основы нравственности с точки зрения физиологии и прочих наук, раскрывающих функции микрокосма.

Список использованной литературы

1.В.Б. Губин "О ФИЗИКЕ, МАТЕМАТИКЕ И МЕТОДОЛОГИИ" ПАИМС, М; — 2003г.

2.Кунафин М.С. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. Изд-е. — Уфа, 2003г.

.КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ, учебное пособие, коллектив авторов, М; — 2000г.

Содержание

Похожие главы из других работ:

Вид и видообразование

2.1 Морфологические различия

Пример относится к комплексу видов-двойников, прежде объединяемых под названием «малярийный комар» (Anopheles maculipennis). В одних регионах он предпочитает кормиться на человеке…

Вид и видообразование

2.3 Географические различия

Между видами основаны на относительной самостоятельности ареала каждого вида. Несомненно, что размер ареала, его форма, расположение в биосфере — важные видовые признаки. Для каждого вида свойственны свои границы пригодных для жизни условий…

Возраст человека

Особенности полового различия

В ауксологии применяются различные системы оценки биологического возраста, удовлетворяющие перечисленным требованиям. Это так называемые костный возраст, зубной возраст, половое развитие, общее морфологическое развитие…

Естественнонаучная и гуманитарная культуры

2. Взаимодействие естественных наук.

В чем отличия гуманитарных наук от естественных?

Научный метод

Развитие научного метода долгое время было привилегией философии, которая и сейчас продолжает играть определенную роль в разработке методологических проблем. В XX в…

Естествознание в системе наук

1. Дифференциация наук

Накопление количества и изменение качества информации об окружающем мире, ее систематизация и классификация еще в рамках натурфилософии способствовали выделению природы…

Естествознание и научно-технический прогресс

2. Роль естественных наук в преодолении глобальных кризисов

Во второй половине ХХ века впервые в своей истории человечество столкнулось с глобальными проблемами.

Глобальные проблемы касаются всего человечества и впервые ставят под сомнение существование самого человечества…

Заслуги ученых в античное время в развитии естественных наук

2. Основная заслуга ученых в античное время в развитии естественных наук

Эпоха античности подарила человечеству множество великих людей, повлиявших на развитие мировой культуры и науки. Естественнонаучные знания Древнего Востока проникли в Древнюю Грецию в VI в. до н.э…

Концепции современного естествознания

3.6 Применение идей А.Л. Чижевского в естественных науках

Теперь изучением ритмов, и не только солнечных, а любых космических ритмов, занимаются специалисты самого разного профиля — геологи, физиологи, врачи, биологи, гистологи, метеорологи, астрономы. Например, установлено…

Насекомоядные растения

1.4 Охрана естественных местообитаний насекомоядных растений

Современная эпоха охраны окружающей среды началась только в конце XIX столетия с основания национальных парков. Защита оставшихся на Земле природных местообитаний продолжает оставаться жизненно важной проблемой…

Население жужелиц (Coleoptera, Carabidae) п. Тарногский Городок

1. НАСЕЛЕНИЕ ЖУЖЕЛИЦ ЕСТЕСТВЕННЫХ И ТРАНСФОРМИРОВАННЫХ СООБЩЕСТВ ПРИРОДНОЙ ЗОНЫ ТАЙГИ.

Научные теории естествознания

2. Классификация естественных наук. Основные проблемы, решаемые отдельными естественными науками

Следует отметить, что для естествознания характерно взаимодействие наук, взаимосвязь всех отраслей естествознания, когда один предмет изучается многими науками, а метод одной науки применяется к методам изучения других наук…

Отличия животных от растений

4. Есть ли все-таки различия

Ни в жизни животного, ни в жизни растения не удалось найти ни одной черты, исключительно свойственной тому или другому. Ни одного признака, по которому любой организм можно было бы отнести к тому или другому царству. Различие слишком очевидно…

Различия естественных наук и гуманитарных

б) Отношение к природе в естественных и гуманитарных науках

Природа и культура противопоставляются друг другу. Это фиксируется в радикальном различении науки и искусства, естественных и гуманитарных наук. В природе человек теперь имеет дело с принципиально дегуманизированным, трансцендентным бытием…

Самоорганизация как основа эволюции

6. Эволюция в социальных и гуманитарных системах

Несмотря на существенное отличие социально-культурной эволюции от биологической, между ними существует также большое сходство и, можно даже сказать, глубокая аналогия…

Что такое естествознание и его отличие от других циклов науки

5. Отличие естественных наук от наук гуманитарных

естествознание наука гуманитарный знание Человек обладает знанием об окружающей вселенной о самом себе и собственных произведениях. Это делит всю имеющуюся у него информацию на два больших раздела естественнонаучное и гуманитарное знание…

Естественные и гуманитарные науки, их отличия, единство и взаимосвязь.

Вопросы по КСЕ

Естественнонаучная и гуманитарная культуры, их основные характеристики.

Культура — это совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей.

Естественнонаучная культура — это:

совокупный исторический объем знания о природе и обществе;

объем знания о конкретных видах и сферах бытия, который в сокращенно-концентрированной форме актуализирован и доступен изложению;

усвоенное человеком содержание накопленного и актуализированного знания о природе и обществе.

— естественные «точные» науки, изучающие природный мир, а также связи и отношения в нем (физика, химия, биология, астрономия, ….);

— технические изобретения (компьютер, машина, диктофон, …);

— производственные технологии.

Гуманитарная культура — это:

совокупный исторический объем знания философии, религиоведения, юриспруденции, этики, искусствознания, педагогики, литературоведения и других наук;

системообразующие ценности гуманитарного знания (гуманизм, идеалы красоты, совершенства, свободы, добра и т.

1)Естественнонаучная и гуманитарная культуры, их основные характеристики.

п.).

— гуманитарные науки, изучающие человека, общество, а также связи и отношения между людьми (философия, психология, антропология, ….);

— мораль, нравственность, этика, эстетика, искусство, музыка, литература, теория государства и права, религия.

Естественные и гуманитарные науки, их отличия, единство и взаимосвязь.

Наука– это система знаний о явлениях и процессах окружающего мира (природного и социального), их сущности и законах развития, полученная при помощи специальных методов познания. Эти знания выражаются в виде понятий, категорий, законов, логических конструкций и теорий.

Ясно, что гуманитарные и естественные науки различаются по своему объекту. Первые изучают человека и общество, а вторые — природу. Естественные науки отличаются своей точностью, которую можно доказать посредством экспериментов.

Интуитивно ясно, что как бы гуманитарные науки ни старались, достичь точности, строгости и доказательности наук естественных им не дано. Подобное положение давно уже служит главной мишенью для критических стрел представителей естествознания: ну что это за наука такая, например, история, если в ней возможны взаимоисключающие оценки одних и тех же событий?! Для одних это великая революция и прорыв в будущее а для других обычный переворот.

Однако как естественные, так и гуманитарные науки могут изучать человека, правда с разных сторон.

Естественнонаучная и гуманитарная культуры взаимосвязаны и составляют единое целое, потому что:

1) обе культуры – творения человека и его разума. А человек является частью природы, хотя и отделен от нее. Человек — существо биосоциальное, то есть он не может существовать вне природы и вне себе подобных. Такая двойственность не мешает человеку оставаться цельным.

2) Обе культуры формируют мировоззрение человека, объясняя окружающий мир с разных точек зрения. Окружающий мир един и поэтому естественные и гуманитарные науки согласовываются.

3) Обе культуры имеют пограничные проблемы (проблемы экологии, ген-ная инженерия, …) и для решения этих проблем они вынуждены сотрудничать.

Единство и взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной культур и соответствующих наук в настоящее время проявляется в следующем:

— гуманитарные науки выступают в качестве экспертизы для естественнонаучных открытий и изобретений, проверяя их совместимость с жизнью человека.

— Гуманитарные и естественные науки применяют общие методы познания, основанные на идеях эволюции, вероятности и самоорганизации.

— Сформировались пограничные области познания (экология, социобиология, биоэтика), включающие в себя как компоненты и человека и общество.

3)Наука и научное познание: основные характеристики, этапы развития.

Наука– это система знаний о явлениях и процессах окружающего мира (природного и социального), их сущности и законах развития, полученная при помощи специальных методов познания. Эти знания выражаются в виде понятий, категорий, законов, логических конструкций и теорий.

Научное познание представляет собой процесс движения от незнания к более полному знанию предмета, к раскрытию всеобщих связей явлений природы, принципов их взаимодействия и развития и т.п. Этот процесс всегда имеет свое начало, но пока существует человечество, он не будет иметь завершения. В общем процессе познания каждая из наук дает представление о какой-то одной из сторон какого-либо явления природы, и только на базе достижений всех наук складывается относительно объективный и системный взгляд на окружающую человека действительность.

Научные знания, в отличие от обыденных это те, которые формируются на основе научный исследований и передаются из поколения в поколение путем научной литературы.

Научное знание – это систематизированное знание об окружающем мире, полученное при помощи таких методов познания, которые в обыденной жизни не используются (эксперимент, идеализация, системный подход и др.). Научные знания облекаются в такие формы мышления, как принцип, научный факт, научная проблема, гипотеза, теория, которые в обыденном сознании отсутствуют. Научные знания используют специальный язык как систему особых понятий и терминов, которые дают возможность адекватно описывать изучаемые предметы, явления и процессы действительности.

Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 491 | Нарушение авторских прав

lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2018 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Похожие главы из других работ:

Биология

Система биологических наук

Основные методы биологии: наблюдение, позволяющее описать биологические явления; сравнение, дающее возможность найти закономерности (строение, функции, происхождение, распространение и развитие)…

Валеология: цели, задачи и решения

1.2 Отличительные черты валеологии от других наук о здоровье

Валеология принципиально отличается от других наук (см. Приложение 1), изучающих состояние здоровья человека. Это отличие заключается в том, что в сфере интересов валеологии находится здоровье и здоровый человек…

Естественнонаучная и гуманитарная культуры

2. Взаимодействие естественных наук. Научный метод

Развитие научного метода долгое время было привилегией философии, которая и сейчас продолжает играть определенную роль в разработке методологических проблем. В XX в…

Естествознание в системе наук

1. Дифференциация наук

Накопление количества и изменение качества информации об окружающем мире, ее систематизация и классификация еще в рамках натурфилософии способствовали выделению природы…

Естествознание в системе наук

2. Естествознание как иерархия наук о природе

Объединенные специфическими методами исследования, естественные науки образуют иерархическую (греч. hieros -священный и arche — власть, расположение элементов в порядке от низшего к высшему, последовательность усложняющихся структур) систему…

Естествознание и научно-технический прогресс

2. Роль естественных наук в преодолении глобальных кризисов

Во второй половине ХХ века впервые в своей истории человечество столкнулось с глобальными проблемами. Глобальные проблемы касаются всего человечества и впервые ставят под сомнение существование самого человечества…

Заслуги ученых в античное время в развитии естественных наук

2. Основная заслуга ученых в античное время в развитии естественных наук

Эпоха античности подарила человечеству множество великих людей, повлиявших на развитие мировой культуры и науки.

Чем отличаются гуманитарные науки от естественных

Естественнонаучные знания Древнего Востока проникли в Древнюю Грецию в VI в. до н.э…

Історія природознавства

2.1 Виникнення природничих наук в стародавньому Римі

Серед мислителів Давнього Риму, передусім, слід назвати філософа Тита Лукреція Кара (95—55 рр. до н.е.) — послідовника Демокріта й Епікура. У поемі «Про природу речей» Лукрецій Кар викладає основи атомного вчення і наголошує…

Научные теории естествознания

2. Классификация естественных наук. Основные проблемы, решаемые отдельными естественными науками

Следует отметить, что для естествознания характерно взаимодействие наук, взаимосвязь всех отраслей естествознания, когда один предмет изучается многими науками, а метод одной науки применяется к методам изучения других наук…

Природа биологического познания

5. Роль философской рефлексии в развитии наук о жизни

В наше время для дальнейшего развития биологических наук особенного необходимо философское осмысления мира живого…

Развитие биологии в 17-19 веках

Глава 2. Система биологических наук

Развитие биологии в 17-19 веках

2.1 Становление и развитие биологических наук

Эволюционное учение Ч. Дарвина нанесло сильнейший удар метафизическому взгляду на природу. Он доказал, что весь современный органический мир — растения и животные — а, следовательно, и человек, являются продуктами процесса развития…

Различия естественных наук и гуманитарных

Различия естественных наук и гуманитарных

Различия естественных наук и гуманитарных

б) Отношение к природе в естественных и гуманитарных науках

Природа и культура противопоставляются друг другу. Это фиксируется в радикальном различении науки и искусства, естественных и гуманитарных наук. В природе человек теперь имеет дело с принципиально дегуманизированным, трансцендентным бытием…

Что такое естествознание и его отличие от других циклов науки

3. Отличие естествознания от других наук

В настоящее время спектр научных исследований в естествознании необыкновенно широк. В систему естественных наук, помимо основных наук: физики, химии и биологии включается также и множество других — география, геология, астрономия, и даже науки…

Оставьте комментарий