Николай 2 внутренняя политика


Содержание

Внутренняя политика Николая II

Истоки правления Николая II

Николай Александрович Романов родился 6 мая 1868 года, в Царском селе, в день святого Иова Многострадального и потому считал себя обреченным на неудачи и мучения, возможно, тем самым, оправдывая свои ошибки тем, что над ним весит злой “рок”. Он был средним сыном императора Александра III. Матерью его была принцесса Дагмара Датская, при переходе в православие получившая имя Мария Федоровна. Дед Николая Александровича, царь — реформатор Александр II (во времена его правления 1861 году крестьяне были освобождены от крепостной зависимости), в 1861 году погиб от рук террористов.

Правление отца Николая — Александра III было осторожным и взвешенным в отношении проводимых реформ: он полагал, что поспешное проведение дальнейших реформ вызовет опасный взрыв анархизма. В тоже время Александр III не стеснялся прибегать к террору при управлении Россией и преуспел в этом достаточно хорошо благодаря умелым действиям директора департамента полиции Плеве, узаконившего произвол охранки.

На момент прихода к престолу Николая II, в 1894 году на каторге или в ссылке находилось 5400 человек. Особое наблюдение велось за молодыми женщинами: в самом деле, среди осужденных за покушение на царя в это время находилось 158 молодых женщин — четвертая часть от общего числа осужденных.

Полицейский надзор за настроениями людей усугублялся великорусским шовинизмом и религиозной реакцией. В 1887 году были введены квоты, ограничивающие число евреев в университетах. “Не забудем о том, что евреи распяли Христа”, говорил Александр III и собственноручно подписал указ с такими словами.

Однако царь Александр III, так же как и позднее Николай II, был изолирован от остального мира семьей,  двором, правительством. Таким образом, пресловутое царское всемогущество — в какой-то мере  воображаемое. Князь Трубецкой в связи с этим писал в 1900 году: “Существует самодержавие полиции, генерал-губернаторов и министров. Самодержавие царя не существует, так как ему известно только то, что доходит до него сквозь сложную систему “фильтров”, и таким образом, царь самодержец из-за незнания подлинного положения в своей стране более ограничен в реальном осуществлении своей власти, чем монарх имеющий непосредственные связи с избранниками народа”. Хотя с таким мнением можно и спорить, все зависит от того, хотел ли монарх вникать в то, что происходило у него в стране.

Самодержавие своим консерватизмом способствовало появлению, как терроризма, так и непротивления насилию. И тех и других осуждали, отлучали от церкви, отправляли на каторгу в Сибирь.

Николай II усвоил принципы своего отца и свято придерживался их, никогда не стремясь ограничить свою власть. И если его заставили пойти на это в 1905 году, то в 1917 — он предпочел отречься от престола, чем еще раз поступиться своей властью.

Попытки уступок П. Д. Святополк-Мирского

Выступление земского съезда ставило Святополк-Мирского как министра царского правительства в крайне неудобное положение. Получалось, что при его попустительстве произошло неслыханное по понятиям царя нарушение существующих норм и посягательство на основы существующего строя. 21 ноября Мирский послал царю письмо с просьбой об отставке. На следующий день на аудиенции у Николая он заявил, что в России не существует элементарной законности и защищенности граждан и что если не пойти навстречу вполне естественным требованиям либеральных реформ, то будет революция. Николай вновь высказал свое известное мнение, что «перемены хотят только интеллигенты, а народ этого не хочет», но отставку министра все же не принял.

Мирский продолжал гнуть свою линию. В начале декабря он подал царю проект указа, поручающего Комитету министров разработать законопроекты о некотором расширении свободы слова и печати, веротерпимости и местного самоуправления, о некотором ограничении применения чрезвычайных законов, об упразднении некоторых стеснений по отношению к инородцам. Должна была быть продолжена работа над проектами некоторого расширения прав крестьян. В последнем пункте невнятно говорилось о намерении в дальнейшем привлечь выборных от населения к участию в предварительной разработке законопроектов, перед поступлением их на рассмотрение Государственного Совета и монарха. Однако об ограничении законодательной власти царя не говорилось ничего. Таким образом, программа Святополк — Мирского, вроде бы идя навстречу пожеланиям общества, как бы умеряла и в значительной степени выхолащивала требования земского съезда. Но даже эта сверхосторожная программа показалась Николаю II недопустимо радикальной.

На обсуждении проекта в правительстве царь отмалчивался. Это было расценено министрами как знак согласия. Но вот 12 декабря был опубликован Указ, названный «О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка». Указ настаивал на «непременном сохранении незыблемости основных законов империи», т. е. самодержавия в его нетронутом виде.

Одновременно было опубликовано «правительственное сообщение», осуждавшее земский съезд наравне с банкетной кампанией и уличными демонстрациями как попытку вызвать смуту и направить Россию по пути, чуждому ее народному духу.

Если Указ воспринимался значительной частью либеральной общественности как пощечина, то «Сообщение» воспринималось уже как «пинок» жандармского сапога. «Изумительным по бестактности» назвал его правый либерал Маклаков, расценивший сам Указ, в общем, положительно.

Святополк-Мирский вновь заявил о намерении уйти в отставку.

Взгляды С. Ю. Витте и В. К. Плеве

Олицетворением противоречивости и непоследовательности внутренней политики Николая II была деятельность двух наиболее влиятельных фигур, отличающихся диаметрально противоположными взглядами на перспективы развития России: министра финансов С. Ю. Витте и министра внутренних дел В. К. фон Плеве.

Главным политическим оппонентом С. Ю. Витте выступал министр внутренних дел В. К. фон Плеве.

По самой своей сути политика и Витте, и Плеве была направлена к достижению единственной цели: сохранить существующую власть. По своим личным качествам эти политики были очень похожи: они действовали всеми доступными им средствами для того, чтобы остаться на вершинах власти. Но отличными были методы, которые они использовали для устранения главного препятствия на своем пути — всеобщего недовольства существующим режимом. С. Ю. Витте ратовал за проведение реформ «сверху», чтобы их не навязали «снизу». В. К. Плеве же считал губительными любые уступки оппозиционному движению. По его мнению, необходимо было управлять общественными настроениями, а не следовать за ними. Именно Плеве стал вдохновителем антисемитского курса правительства, приведшего к кровавым еврейским программам. Именно ему принадлежала идея «маленькой победоносной войны», способно перевести недовольство внутреннее в чувство ненависти к внешнему врагу. Именно Плеве оказал поддержку зубатовским экспериментам. Именно при нем провокаторство было возведено в ранг государственной политики.

Таким образом, к 1905 г. в верхних эшелонах власти наметились два подхода к решению проблем российской действительности:

1) укрепление существующей системы власти, преимущественно силовыми методами;

2) постепенное и медленное реформирование традиционалистской власти вследствие экономических преобразований.

Третий путь, отвергнутый Николаем II, предложили земства: расширения прав местных органов самоуправления и усиление их влияния на принятии государственных решений.

Основные направления политики Николая II.

Проекты решения крестьянского вопроса

В январе 1902 г. государь принял важное принципиальное решение, чтобы сдвинуть с мертвой точки аграрный вопрос. 23 января было утверждено положение об Особом совещании о нуждах сельскохозяйственной промышленности. Это учреждение имело целью не только выяснить нужды сельского хозяйства, но и подготовить «меры, направленные на пользу этой отрасли народного труда».

Под председательством министра финансов С. Ю. Витте ― хотя он и был всегда далек от нужд деревни, ― при ближайшем участии Д. С. Сипягина и министра земледелия А. С. Ермолова, это совещание состояло из двадцати сановников, причем наряду с членами Государственного Совета был привлечен и председатель Московского общества сельского хозяйства, князь А. Г. Щербатов.

В первом же заседании, 2 февраля, были определены рамки работ. С. Ю. Витте указал, что совещанию придется коснуться и вопросов общегосударственного характера, за разрешением которых затем надо обратиться к государю. Д. С. Сипягин отметил, что «многие из вопросов, существенных для сельскохозяйственной промышленности, не должны, однако, разрешаться исключительно с точки зрения интересов сельского хозяйства»; возможны иные, общегосударственные соображения.

Затем совещание решило обратиться к заинтересованным кругам населения с запросом о том, как они сами понимают свои нужды. Такое обращение было смелым шагом; в отношении интеллигенции оно едва ли могло дать практические результаты. Но в данном случае вопрос задавался не городу, а деревне ― тем слоям населения, дворянам и крестьянам, в лояльности которых государь был убежден.

Во всех губерниях Европейской России были учреждены губернские комитеты по выяснению нужд сельскохозяйственной промышленности. Затем были также организованы комитеты на Кавказе и в Сибири. По всей России было образовано около 600 комитетов.

Летом 1902 г. приступили к работам местные комитеты о нуждах сельскохозяйственной промышленности ― сначала губернские, потом уездные. Работа была поставлена в широкие рамки. Рассылая уездным комитетам перечень вопросов, по которым желательно было иметь ответы, Особое совещание отмечало, что оно «не имело в виду стеснить суждения местных комитетов, так как этим последним будет поставлен общий вопрос о нуждах сельскохозяйственной промышленности, дающий им полный простор в изложении своих взглядов».

Ставились самые различные вопросы ― о народном образовании, о реорганизации суда; «о мелкой земской единице» (волостном земстве); о создании той или иной формы народного представительства.

Работы уездных комитетов закончились в начале 1903 г.; вслед за тем губернские комитеты подводили итоги.

Каковы же были итоги этой большой работы, этого обращения к сельской России? Труды комитетов занимали много десятков томов. Можно было найти в этих трудах выражение самых различных взглядов; интеллигенция, более подвижная и активная, поторопилась извлечь из них то, что казалось ей политически благоприятным для нее. По всем вопросам об «основах правопорядка», о самоуправлении, о правах крестьян, о народном образовании, из суждений комитетов было извлечено все, что соответствовало направлению составителей; все несогласное было либо отброшено, либо вкратце отмечено, как уродливые исключения.

Выводы комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности были в значительной мере затушеваны печатью: они не соответствовали взглядам, господствовавшим в обществе. Они и для правительства явились некоторой неожиданностью.

Материал, собранный местными комитетами, был опубликован в начале 1904 года. На основании этого материала Витте и составил свою «Записку по крестьянскому вопросу». Он настаивал на упразднении особых сословных органов суда и администрации, отмене особой системы наказаний для крестьян, на устранении всех ограничений свободы передвижения и выбора рода занятий, а главное ― на предоставлении крестьянам права на свободное распоряжение своим имуществом и на выход из общины вместе со своим общинным наделом, превращающимся в личную собственность крестьянина. Насильственного разрушения общины Витте отнюдь не предлагал.

Но еще в конце 1903 года свои прямо противоположные рекомендации представила так называемая Редакционная Комиссия МВД, учрежденная в июне 1902 года с согласия царя министром внутренних дел В. К. Плеве для «редактирования» существующего законодательства о крестьянах. В традиционном патриархальном укладе жизни крестьян Комиссия видела залог их приверженности самодержавию. Это для Комиссии было куда важнее экономической целесообразности. Поэтому предлагалось охранять сословную обособленность крестьянства, удалить надзор за ним со стороны властей, не допускать перехода земли в личную собственность и свободной торговли ею. В качестве уступки духу времени выдвигалось самое общее пожелание «принять меры по облегчению выхода из общины умственно переросших ее крестьян». Но тут же следовала оговорка, что во избежание распространения в деревне взаимной вражды и ненависти выход из общины допустим лишь с согласия большинства ее членов.

Редакционная Комиссия МВД была намеренно создана в противовес «Особому совещанию» Витте. В. К. Плеве вообще был главным противником Витте в правительственных округах. Он был назначен на место убитого 2 апреля 1902 года Д. С. Сипягина.

В противостоянии с Витте Плеве одержал победу. В августе 1903 года министр финансов вынужден был уйти в отставку. Вместо одного из ключевых министерств Витте получил чисто церемониальный и никак не влияющий на реальную политику пост председателя Комитета министров. Труды возглавлявшегося им «Совещания» оставались без последствий.

Николай II явно склонялся к политике, предлагавшейся Плеве. 6 февраля 1903 года, в день рождения своего «незабвенного родителя», император подписал Манифест, готовившийся почти год. В нем говорилось, «смута, посеянная отчасти замыслами, враждебными государственному порядку, отчасти увлечением началами, чуждыми русской жизни, препятствует общей работе по улучшению народного благосостояния». Подтвердив свой обет «свято блюсти вековые устои державы Российской», царь одновременно предписывал властям неуклонно соблюдать заветы веротерпимости и заявлял о предстоящем пересмотре законов, «касающихся сельского состояния», об участии в этом пересмотре «лиц, пользующихся доверием общества». Но местным комитетам «Особого совещания» предписывалось положить в основу трудов своих «неприкосновенность общинного строя крестьянского землевладения». Манифест говорил лишь о временном изыскании способов к облегчению выхода из общины отдельных крестьян и о принятии безотлагательных мер к отмене стеснительной для крестьян круговой поруки. Последнее и было единственной практической мерой, обещанной в Манифесте.

Рабочий вопрос

Главным оружием промышленного пролетариата оставались стачки. В мае 1901 г. на Обуховском военном заводе в Петербурге во время забастовки 3,5 тыс. рабочих развернулись столкновения с полицией (Обуховская оборона).

В июле-августе 1903 г. весь юг России — от Киева до Батума охватила всеобщая забастовка, в которой приняло участие свыше 200 тыс. рабочих. Правительство было вынуждено принять ряд законов, в частности, о вознаграждении рабочих при несчастных случаях на производстве (1903), об избрании старост из среды рабочих на фабриках (1903).

Главной мерой по умиротворению рабочих стало создание под надзором полиции легальных рабочих организаций, члены которых могли разрешать конфликты с хозяевами через посредничество властей.

По инициативе начальника Московского охранного отделения С. В. Зубатова в 1901-1902 гг. возникло более 30 обществ в 10 крупнейших городах России.

В борьбе за демократические права активно участвовали также представители интеллигенции, учащиеся, студенты, боровшиеся за возвращение университетам автономии и проводившие забастовки и демонстрации, передовые земские деятели.

Развитие экономики

Во имя сохранения международных позиции, опасаясь, что империя утратит свое влияние в Европе, отстанет в экономическом и военном отношениях и даже может утратить экономическую самостоятельность, самодержавие было вынуждено проводить политику форсирования модернизации. Российский вариант модернизации отличался рядом особенностей. Одной из наиболее значительных была ведущая роль государства и государственного регулирования в экономической жизни страны. Общеизвестно, что на Западе аграрный переворот был результатом революции и предшествовал промышленному перевороту. В России промышленный переворот завершился к 80-м годам XIX в., до буржуазно-демократических революций, а аграрно-капиталистический не завершился вовсе. Правящие круги понимали слабость предпосылок для индустриальной модернизации «снизу», эволюционным путем, поэтому ускоренная индустриализация могла быть только результатом активного целенаправленного вмешательства государства «сверху». Это нашло отражение в экономической политике правительства, гибкой таможенной политике, ограждавшей отечественную промышленность от конкуренции заграничных товаров; предоставлении заводам крупных заказов на длительный срок по завышенным расценкам; концессионной организации железнодорожного строительства; привлечении иностранного капитала; форсировании экспорта сельскохозяйственной продукции (хлеба) и сырья.

Особенностью экономики России на рубеже веков было и то, что из-за отсутствия в достаточном количестве собственных финансовых средств широко привлекался иностранный капитал. За счет иностранных инвестиций не только развивалось железнодорожное строительство, но и появлялись новые отрасли в структуре российской промышленности (например, электротехническая и химическая). В то же время сама Россия экспортировала капиталы за рубеж (Китай, Иран и др.), что обусловливалось не столько экономическими, сколько военно-политическими соображениями.

В начале XX в. Россия вместе с другими странами (Западная Европа, США) переживает жестокий кризис перепроизводства. Он начался с резкого падения цен на основные виды продукции и привел к значительному сокращению производства, Разорению предприятий. За годы кризиса закрылось около 3 тыс. крупных и средних предприятий, что привело к массовой безработице. В крупных промышленных центрах — Петербурге, Ростове-на-Дону, на Урале, юге России прошли рабочие выступления. В России на рубеже XIX—XX вв. капитализм, минуя длительную фазу свободной конкуренции, перешел в принципиально новую стадию своего развития — империализм. Вследствие бурного роста промышленного производства Россия вступила в этот процесс одновременно с другими ведущими мировыми державами. Однако русский вариант империализма представлял собой лишь надстройку над многоукладным и достаточно рыхлым экономическим базисом общества.

В XX в. Россия вступила страной, в которой 10% населения было занято в сельском хозяйстве, сохранявшем полукрепостнические отношения. В начале века в стране отмечается подъем сельскохозяйственного производства. По общему объему сельскохозяйственной продукции Россия занимает первое место в мире. На ее долю приходилось 50% мирового сбора ржи, около 20% пшеницы и 25% мирового экспорта зерна. Быстрыми темпами увеличивалось производство картофеля, сахарной свеклы, льна и других технических культур. Росли поголовье и продуктивность скота. Однако на фоне впечатляющих перемен в промышленности и торговле положение в аграрном секторе выглядело безнадежно отсталым и архаичным. Ситуацию в деревне осложняли еще два взаимосвязанных обстоятельства: аграрное перенаселение и крестьянская община.

Отсюда понятно экономическое обоснование крестьянского требования в годы революции передачи им части помещичьих земель. Положение усугублялось отсталостью материально-технической базы сельского хозяйства. К тому же политические права крестьян были более ограниченными по сравнению с другими категориями населения: на них не распространялся суд присяжных, до 1903 г. сохранялись телесные наказания и местные сословные суды. Капиталистическую эволюцию сельского хозяйства тормозило сохранение общины, консервирующей крепостнические пережитки: отработки, выкупные платежи, круговую поруку. Она регламентировала периодическое перераспределение земель, календарные сроки сельскохозяйственных работ и др. Устойчивость общинных традиций препятствовала появлению нового крестьянина, хозяина собственной земли. По-прежнему основными фигурами на селе были крестьянин и помещик. Последний не стремился к модернизации сельскохозяйственного производства: вследствие быстрого роста сельского населения рабочая сила имелась в избытке и почти бесплатно. К 1905 г. всего 3% дворян-землевладельцев смогли перевести свои имения на капиталистические рельсы с применением сельскохозяйственных машин и наемного труда.

Таким образом, рассмотрев социально-экономическое развитие России на рубеже XIX—XX вв., следует подчеркнуть, что, несмотря на очень высокие темпы роста, Россия в начале XX в. лишь приблизилась к индустриально развитым странам, войдя в первую пятерку держав по абсолютным размерам промышленного производства. Стимулируя промышленность, самодержавие не торопилось решать проблемы сельского хозяйства, развитие которого существенно тормозил существующий строй.

Общественные движения и политические партии

Нарастающий политический кризис вызвал активизацию политических сил России, которая выразилась в создании общественных организаций и политических партий. В 1902г. Южная партия эсеров и Союз социалистов-революционеров заявили об объединении в Партию русских социалистов-революционеров. Главным теоретиком ненароднического учения стал В. М. Чернов. Центральным в ее программе являлось положение о социализации земли на основе уравнительно-трудового принципа. В марте 1898 г. на своем первом съезде в Минске марксисты объявили о создании социал-демократической партии. Ее организационное оформление реально началось с изданием газеты “Искра” (1900 г.) (Г. В. Плеханов, В. И. Ульянов (Ленин), Ю. О. Мартов и др.).

Принятая на втором съезде РСДРП (1903 г.) программа-минимум формулировала задачи на этапе буржуазно-демократической революции: свержение самодержавия, установление гражданских свобод, возвращение крестьянских “отрезков”. Во второй части программы (программе — максимум) предполагалось после окончательного вызревания предпосылок осуществить социалистическую революцию и установить диктатуру пролетариата. Опираясь на движение земцев и демократической интеллигенции, усилилось либеральное движение. В 1903 г. нелегально собрался учредительный съезд Союза земцев-конституционалистов.

В 1904 г. был создан Союз Освобождения (в руководство которого вошли И. И. Петрункевич, С. Н. Прокопович и др.), требовавший введения конституционной монархии, всеобщего, равного, тайного, прямого избирательного права, принудительного отчуждения помещичьих земель, права наций на самоопределение.

В 1901-1904 гг. активизировались ранее возникшие национальные партии, в большинстве левого толка — ненароднические и социал-демократические: Гнчак (1887) и Дашнакцутюн (1890) (Армения), Социал-демократия королевства Польского и Литвы (1893), Бунд — Всеобщий еврейский рабочий союз (1897) и др.



Похожие главы из других работ:

Аграрная политика П.А. Столыпина

7. Основные направления столыпинской аграрной политики

Аграрная политика Столыпина

7. Основные направления столыпинской аграрной политики.

Внешнеэкономическая политика Англии в начале XIX века

Глава 1. Основные направления внешней политики Англии в 1800-1812 гг.

Внешняя политика России при Петре Первом

2. Основные направления Внешней политики Петра Первого

Внешняя политика Российской империи конца XIX — начала XX веков

1.1 Основные направления внешней политики

В конце XIX-начале ХХ в. сложилась новая система международных отношений. Великие державы поделили третьи страны на сферы политического влияния, были созданы колонии и полуколонии. Началась борьба за экономический раздел всего мира…

Внешняя политика Российской империи конца XIX — начала XX веков

2.1 Основные направления внешней политики

Впервые Россия обратила внимание на Тихий океан в конце XIX века. Очередная русско-турецкая война завершилась вмешательством Великобритании и Германии…

Джон Ф. Кеннеди – человек и политик

2.1 Основные направления внутренней политики

Кеннеди три раза избирался в Конгресс, он был переизбран в 1948 и 1950 годах. В Конгрессе он считался умеренным либералом, боролся за улучшение условий труда и повышение зарплаты, поддерживал программу строительства социального жилья…

Джон Ф. Кеннеди – человек и политик

2.2 Основные направления внешней политики

Во внешнеполитической области Кеннеди как президент начал с провала, а закончил тем, что с течением времени могло стать крупнейшим достижением в послевоенных международных отношениях…

Исторический портрет Ивана Грозного

§4. Цели, приоритеты, основные направления внешней политики Ивана IV

В период правления Ивана IV внешнее окружение России складывалось очень неудачно. Внутренние реформы шли рука об руку с решением внешнеполитических проблем, наиболее значимой из которых оказалась к тому времени казанская…

Кавказский вектор внешней политики в период правления Павла I

§ 1. Основные направления кавказкой политики, предписываемые Павлом I, их оценка

Признаком некоторого ослабления активности российской политики с воцарением Павла I может служить прекращение начатого по приказу Екатерины II похода корпуса В.А. Зубова…

Культура Московского царства конца XIV — начала XV веков

1. Первый общерусский государь. Основные направления его политики

Великокняжеский стол Иван Васильевич занял уже взрослым человеком с вполне сформировавшимся характером. С юных лет он отличался холодной рассудительностью и осторожностью, обычно не свойственными этому возрасту…

Российское государство во второй половине XVI в. Иван Грозный

4. Основные направления внешней политики Ивана IV

Основными направлениями внешней политики России в середине и второй половине ХVI в. были следующие: на востоке и юго-востоке — борьба с Казанским и Астраханским ханствами и продвижение в Сибирь, на юге — защита от набегов крымцев…

Россия XVI века: формирование монархии и политика Ивана Грозного

3. ЦЕЛИ, ПРИОРИТЕТЫ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ИВАНА ГРОЗНОГО

В период правления Ивана IV внешнее окружение России складывалось очень неудачно. Внутренние реформы шли рука об руку с решением внешнеполитических проблем, наиболее значимой из которых оказалась к тому времени казанская…

Русское централизованное государство в XVI веке

2. Основные направления внешней политики России в XVI веке

Основные направления внешней политики XVI в. оформились еще при Иване III: балтийское (северо-западное), литовское (западное), крымское (южное), а так же казанское и ногайское (юго-восточное).

В 1507 г…

Экономическое развитие России в период Первой мировой войны

3. Основные направления и проблемы социально-экономической политики Временного правительства

военный экономический временный правительство К февралю 1917 г. экономика России находилась в плачевном состоянии. Во-первых, разрушалась железная дорога — не хватало средств на ее содержание. Недоставало топлива…

Монархические партии России

  • "Русское собрание" (1900 г.)
  • Русская монархическая партия (1905 г.)
  • "Союз русского народа" (1905 г.)
  • "Русский народный союз имени Михаила Архангела" (1908 г.)
Сохранение статус-кво в Европе Усиление присутствия России в Азии
Союз с Францией Обязательство сохранять статус-кво на Балканах (договор 1897 г. С Австро-Венгрией)   Отказ от раздела Турции (1898 г.)   Инициирование созыва международных конференций в Гааге по разоружению Давление на Японию с целью ограничить влияние в Китае (1895 г.)   Аренда Порт-Артура и Дальнего   Усиление экономической экспансии в Китае, Монголии, Корее   Строительство КВЖД   Получение права транзита войска по КВЖД

РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА 1904 – 1905 ГГ.

Причины:Противостояние России и Японии на Дальнем Востоке, война

вспыхнула вследствие обострения противоречий.

 
 

Экономические Политические

● КВЖД и российская ● Борьба за сферы

экономическая экспансия влияния в Китае

в Маньчжурии и Корее

● Аренда Россией ● Война как средство

Ляодунского полуострова отвлечение от

и Порт-Артура революционного

движения в России

Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 155; Нарушение авторских прав?;

Читайте также:

Политика Николая II

Личность любого государственного деятеля раскрывается в его замыслах и делах. Еще до коронации Николай II подчеркнул, что будет твердо придерживаться принципов своего отца.

Александр III в области международных отношений обеспечил России 13 мирных лет. Но он не познакомил сына с основными фактами, определяющими международное положение России. Так, Николай познакомился с условиями франко-русского союза лишь тогда, когда стал царем. Он ставил перед собой цель не допустить военных столкновений и сохранить мир, не считал возможным и достаточным полагаться в этом на военный союз.

Николаю II принадлежит идея всеобщего и полного разоружения. Только один этот исторический почин дает ему право на бессмертие. С. С. Ольденбург предполагает, что мысль об этом зародилась у царя в марте 1898 года. Тогда же министр иностранных дел подготавливает записку, а к лету — Обращение ко всем странам мира. В нем, в частности, говорилось: “По мере того, как растут вооружения каждого государства, они менее и менее отвечают поставленной правительствами цели. Нарушения экономического строя, вызываемые в значительной степени чрезмерностью вооружений, и постоянная опасность, которая заключается в огромном накоплении боевых средств, обращают вооруженных мир наших дней в подавляющее бремя, которое народы выносят с большим трудом. Очевидным поэтому представляется, что если бы такое положение продолжилось, оно роковым образом привело бы к тому именно бедствию, которого стремятся избегнуть и перед ужасами которого заранее содрогается мысль человека.

Положить предел непрерывным вооружениям и изыскать средства, предупредить угрожающие всему миру несчастья — такое высший долг для всех государств.

Преисполненный этим чувством, Император повелеть мне соизволил обратиться к правительствам государств, представители коих аккредитованы при высочайшем дворе, с предложением о созвании конференции в видах обсуждения этой важной задачи.

С божьей помощью, конференция эта могла бы стать добрым предзнаменованием для грядущего века. Она сплотила бы в одно могучее целое усилия всех государств, искренне стремящихся к тому, чтобы великая идея всеобщего мира восторжествовала над областью смуты и раздора. В то же время она скрепила бы их согласие совместным признанием начал права и справедливости, на которых зиждется безопасность государств и преуспеяние народов”.

Как актуально звучат эти слова сегодня, а ведь написаны они почти 100 лет назад.

Для организации всеобщей мирной конференции Россией была проведена огромная работа. Но политическое мышление государственных деятелей большинства стран, участвовавших в мирной конференции, было связано с доктриной неизбежности войн и военного противостояния. Главные предложения императора Николая II приняты не были, хотя по отдельным вопросам был достигнут определенный прогресс — запрещено использование наиболее варварских методов войны и учрежден постоянный суд для мирного разрешения споров путем посредничества и третейского разбирательства. Последнее учреждение стало прообразом Лиги Наций и Организации Объединенных Наций. Для многих государственных деятелей идея создания подобной международной организации казалась глупостью.

Коронованный собрат царя Николая II Вильгельм II писал по поводу создания этой организации: “Чтобы он не оскандалился перед Европой, я соглашусь на эту глупость. Но в своей практике я и впредь буду полагаться и рассчитывать только на Бога и на своей острый меч”.

В 1905 году Николай обратился в международную следственную комиссию Гаагского суда, чтобы уладить инцидент между Великобританией и Россией на Доггер-банк. В 1914 году, накануне первой мировой войны, русский царь обратился к кайзеру с просьбой помочь ему разрешить спор между Австрией и Сербией через международный суд в Гааге.

Европа была изумлена тем, что такая необычная, такая ошеломляющая идея о необходимости всеобщего мира родилась в России, которую считали полуазиатским, полуварварским государством и обвиняли в отсутствии богатой вселенской культуры, присущей будто бы лишь европейским странам.

Время царствования Николая II является периодом самых высоких в истории России и СССР темпов экономического роста. За 1880-1910 годы темпы роста промышленности превышали 9% в год. По темпам роста промышленной продукции, производительности труда Россия вышла на I место в мире, опередив стремительно развивающиеся Соединенные Штаты. По производству важнейших сельскохозяйственных культур Россия вышла на I место в мире, выращивая больше половины мирового производства ржи, больше четверти пшеницы и овса, около 2/5 ячменя, около четверти картофеля. Россия стала главным экспортером сельскохозяйственной продукции, первой “житницей Европы”, на которую приходилось 2/5 всего мирового экспорта крестьянской продукции.

Быстрое развитие уровня промышленности и сельскохозяйственного производства позволило России в течение царствования Николая II иметь устойчивую золотую конвертируемую валюту, о которой мы сегодня можем только мечтать.

Экономическая политика правительства Николая II строилась на началах создания наибольшего благоприятствования всем здоровым хозяйственным силам путем льготного налогообложения и кредитования, содействия организации всероссийских промышленных ярмарок, всемерного развития средств сообщения и связи.

Николай II придавал большое значение развитию железных дорог. Еще в юности он участвовал в закладке (а позднее активно содействовал строительству) знаменитой Великой сибирской дороги, большая часть которой строилась в его царствование.

Подъем промышленного производства в царствование Николая II в значительной степени связан и с разработкой нового фабричного законодательства, одним из активных создателей которого является сам император как главный законодатель страны. Целью нового фабричного законодательства было, с одной стороны, упорядочить отношения между предпринимателями и рабочими, с другой — улучшить положение трудящихся, живущих промышленным заработком.

Закон 2 июня 1897 года впервые вводил нормирование рабочего дня. По этому закону для рабочих, занятых днем, рабочее время не должно было превышать 11,5 часов в сутки, а в субботу и в предпраздничные дни — 10 часов. “Для рабочих, занятых, хотя бы отчасти, в ночное время, рабочее время не должно превышать 10 часов”. Чуть позднее в промышленности России законодательно устанавливается 10-часовой рабочий день. Для той эпохи это был революционный шаг. Для сравнения: в Германии вопрос об этом только поднимался.

Другой закон, принятый при прямом участии Николая II, — о вознаграждении рабочих, пострадавших от несчастных случаев (1903 год). По этому закону “владельцы предприятий обязаны вознаграждать рабочих, без различия их пола и возраста, за утрату более чем на 3 дня трудоспособности от телесного повреждения, причиненного им работами по производству предприятия или происшедших вследствие таковых работ”. “Если последствием несчастного случая, при тех же условия, была смерть рабочего, то вознаграждением пользуются члены его семейства”.

Законом 23 июня 1912 года в России было введено обязательное страхование рабочих от болезней и от несчастных случаев. Следующим шагом предполагалось введение закона о страховании по инвалидности и старости. Но последовавшие социальные катаклизмы отсрочили его на 20 лет.

Царь активно содействовал развитию русской культуры, искусства, науки, реформам армии и флота.

Так, одним из первых актов Николая II было распоряжение о выделении значительных средств для оказания помощи нуждающимся ученым, писателям и публицистам, а также их вдовам и сиротам (1895 год).

Заведование этим делом было поручено специальной комиссии Академии наук. В 1896 году вводится новый устав о привилегиях на изобретения, “видоизменившие прежние условия эксплуатации изобретений к выгоде самих изобретателей и развития промышленной техники”.

Уже первые годы царствования Николая привели к блистательным интеллектуальным и культурным свершениям, названным позднее “русским ренессансом” или “серебряным веком” России. Новые идеи охватили не только политику, но и философию, науку, музыку, искусство.

В литературе это был А. П. Чехов, создававший пьесы и короткие рассказы, ставшие частью мировой классики. В 1898 году К. Станиславский впервые открыл двери знаменитого Московского художественного театра, и повторная постановка пьесы А. Чехова “Чайка”, написанной в 1896 году, определила успех театра. Затем последовали пьесы “Дядя Ваня” (1899 год), “Вишневый сад” (1904 год). С ними утвердилась новая эра в истории театра.

Среди населения России того времени музыка и в том числе опера были любимы и популярны. В Киеве, Одессе, Варшаве, Тифлисе были свои оперные театры. Только в одном Петербурге было 4 таких театра. Один из них, Народный дом, или Народный дворец, был создан Николаем II в 1901 году. Понимая, что простой народ не в состоянии посещать роскошные драматические и оперные театры, царь отдал распоряжение построить большое здание, в котором размещались театры, концертные залы, рестораны, плата за вход была 20 копеек.

1913 год. Трехсотлетие царствования дома Романовых. Это был последний год привычной жизни царя, последний год перед тяжелыми испытаниями, выпавшими на долю его семьи.

Через год началась война. С балкона Зимнего дворца Николай II сам зачитал манифест о начале войны. Это был период наибольшей уверенности царя.

Царь регулярно ездит в Ставку на фронт, в тыл, на заводы. Сам посещает госпитали и лазареты, награждает офицеров и солдат. Николай II видел, что его присутствие воодушевляет солдат, особенно если он был с сыном Алексеем.

П. Жильяр писал: “Присутствие Наследника рядом с государем возбуждает интерес в солдатах, и когда он отошел, слышно было, как они шепотом обмениваются впечатлениями о его возрасте, росте, выражении лица и т.д. Но больше всего их поразило, что Цесаревич был в простой солдатской форме, ничем не отличавшейся от той, которую носила команда солдатских детей”.

Россия была не готова к войне, была лишь решимость — победить. Николай II решил сам возглавить командование фронтом. В тылу царил дух пораженчества, начали создаваться антимонархические группы. Николай II еще не знал, что самодержавия практически уже не существует. Позднее он писал: “…вокруг измена, предательство и трусость…”, Николай II остался один.

Велась организованная клеветническая кампания, призванная дискредитировать царя. Не гнушались пускать в ход самые подлые и грязные обвинения — шпионаж в пользу немцев, полное моральное разложение. Все большая часть образованного общества России отторгается от российских традиций и идеалов и принимает сторону этих разрушающих сил.

Представляет интерес глубокая оценка событий, происходивших накануне гибели русского императора, данная У. Черчиллем в его книге “Мировой кризис 1916 — 1918 годов”. “… В марте царь был на престоле. Российская империя и русская армия держались, фронт был обеспечен и победа бесспорна…. Согласно поверхностной моде нашего времени, царский строй принято трактовать как слепую, прогнившую, ни на что не способную тиранию. Но разбор 30 месяцев войны с Германией и Австрией должен бы исправить эти легковесные представления. Силу Российской империи мы можем измерить по ударам, которые она вытерпела, по бедствиям, которые она пережила, по неисчерпаемым силам, которые она развила, и по восстановлению сил, на которые она оказалась способна…”.

В обстановке нарастающего противостояния Николай II был вынужден отречься от престола, чтобы избежать кровопролития. Это был трагичный звездный час Николая II.

Николай II был разлучен со своей семьей. 21 марта в Царском Селе была арестована императрица, в тот же день должен был быть арестован Николай II.

Впервые за 23 года ему не нужно было читать докладов, принимать министров и окончательные решения по вопросам государственной важности. Николай получил возможность распоряжаться временем по своему усмотрению: читать, курить, заниматься с детьми, играть в снежки, гулять по парку, принялся читать Библию.

Используя киноаппарат, подаренный до революции кинематографической компанией “Патэ” Алексею, Николай организовал показ фильмов по вечерам.

Алексей играл роль степенного хозяина, приглашая всех в свою комнату для просмотра фильмов. Граф Бенкендорф, частый гость на этих вечерах, вспоминал: “Он очень умен и интеллигентен, у него ярко выраженный характер и прекрасное сердце. Если удастся справиться с его болезнью и если Бог даруем ему жизнь, он сыграет в будущем важную роль в возрождении нашей несчастной страны. Его характер формировался под влиянием страданий родителей и его собственных, пережитых в детстве. Может быть, Богу будет угодно помиловать и спасти его и всю семью от фанатиков, в лапах которых они находятся сейчас”.

Временное правительство возложило ответственность за безопасность императорской семьи целиком на плечи Керенского, который впоследствии признавал, что при близком общении с царем в эти недели был поражен “скромностью и полным отсутствием какой-либо позы. Эта естественность в поведении, ненаигранная простота создавали особую притягательную силу и обаяние императора, которые еще резче усиливались изумительными глазами, глубокими и трагичными…”.

В целях безопасности было принято решение перевезти царскую семью в Тобольск. После заключения Брест-Литовского мира царская семья была перевезена в Екатеринбург, где все они стали по-настоящему заключенными. Охрана вела себя нагло и вызывающе. Исключая ежедневные прогулки в саду в полдень, жизнь семьи была ограничена четырьмя стенами их комнат. Николай и Александра читали, девушки вязали и вышивали, Алексей играл в постели с моделью корабля.

Уральский Совет единодушно принял решение расстрелять всю царскую семью как можно скорее и уничтожить все следы содеянного. Несмотря на попытки навсегда скрыть как была убита царская семья, обстоятельства этого жесточайшего акта вандализма стали известны миру. Виновники этого убийства и надругательства над останками осуждены сегодня людьми.

10 лет назад семья Николая II была канонизирована русской церковью. В Екатеринбурге на месте их трагической гибели в начале 1990 года установлен в их память крест, у подножья которого постоянно лежат живые цветы.

Несколько месяцев назад был установлен на Ваганьковском кладбище крест всем Романовым. Этот крест стал символом возвращения России к духовным корням, символом духовного Воскресения.



Поиск Лекций

Внутренняя политика Николая II.

Лекция 41. Россия в начале XX века.

Основные понятия:

Русификация; федеративное государство; петиция; трудовики; отруб; хутор;

Текст лекции.

Внутренняя политика Николая II.

20 октября 1894 г. умер император Александр III. На престол вступил ею сын Николай II.

Николай Александрович Романов родился 6 мая 1868 г. , в день святого Иона Многострадального, и потому считал себя обреченным на неудачи и мучения. И для подобной веры имелись основания. Во время кругосветного путешествия, которое Николай осуществил еще будучи цесаревичем, в Японии на него было совершено покушение. Коронация Николая II в мае 1896 г. вошла в историю и трагедией, случившейся в этот день. На праздничное гулянье, организованное по случаю коронации на Ходынском поле в Москве, собралось около миллиона человек. Во время раздачи подарков началась давка, в которой пострадало около трех тысяч человек, из них более тысячи погибло. Николаю суждено было пережить другое потрясение: его долгожданный единственный сын страдал неизлечимой тяжелой болезнью.

Поскольку Николай никогда не излагал своих взглядов и не стремился сделать их достоянием общества, его считали слабым правителем, находившимся под влиянием сначала матери, а потом жены. Говорили также, что последнее слово всегда оставалось за последним советником, с которым он разговаривал. На самом деле последнее слово оставалось за тем, кто разделял взгляды императора. При этом, определяя свои собственные позиции, Николай руководствовался только одним критерием: как поступил бы на его месте его отец? Близко знавшие Николая считали, что если бы он родился в обыкновенной среде, то прожил бы жизнь, полную гармонии, поощряемый начальством и уважаемый окружающими. Все мемуаристы в один голос отмечают, что Николай был идеальным семьянином, прекрасно воспитанным, сдержанным в проявлении эмоций. В то же время ему были присущи неискренность и известное упрямство, даже лукавство. Современники обвиняли его в том, что он являлся «человеком среднего масштаба», тяготившимся государственными делами.

Вступление Николая на престол вызвало волну ожиданий в обществе. Многие надеялись, что новый император доведет до конца реформы, задуманные его дедом, Александром II, рассчитывали, что он возьмется за переустройство политической системы. Главной идеей либерально настроенного общества было введение в органы государственной власти «народных представителей». Вот почему по восшествии на престол Николая II в его адрес стали поступать многочисленные петиции от земств, в которых (в весьма осторожной форме) высказывалась надежда на осуществление «возможности и права общественных учреждений выражать свое мнение по вопросам, их касающимся, дабы до высоты престола могло достигать выражение потребностей и мысли не только представителей администрации, но и народа русского».

Но 17 января 1895 г. в своей первой публичной речи Николай заявил, что будет охранять основы самодержавия так же твердо и неуклонно, как это делал ею «незабвенный покойный родитель». Так обозначился первый в новом царствовании раскол между верховной властью и либеральными общественными силами. И вся дальнейшая политическая жизнь России шла под знаком борьбы за идею «народного представительства».

Борьба консервативных и либеральных сил в высших эшелонах власти. В ближайшем окружении императора существовали различные точки зрения на перспективы развития России. Министр финансов С. Ю. Витте осознавал необходимость проведения реформ в стране. Он заявлял, что «в России теперь происходит то же, что случилось в свое время на Западе: она переходит к капиталистическому строю… Это мировой непреложный закон». Первоочередными он считал экономические преобразования, а среди них — реформы в области промышленного производства и финансов. Он полагал, что индустриализация страны — задача не только экономическая, но и политическая. Ее осуществление позволило бы накопить средства для проведения назревших социальных реформ, заняться сельским хозяйством. Результатом стало бы постепенное вытеснение дворянства, замена его власти властью крупного капитала. Представители крупного капитала в дальнейшем и реформировали бы политическое устройство страны нужном направлении.

Главным политическим оппонентом С. Ю. Витте выступал министр внутренних дел В. К. Плеве, имевший репутацию твердого защитника «русских устоев». С. Ю. Витте. Плеве был убежден в том, что у России «своя отдельная история и специальный строй». Не отрицая необходимости реформ в стране, он считал невозможным, чтобы эти реформы совершались слишком стремительно, под давлением «со стороны незрелой молодежи, студентов… и заведомых революционеров». По его мнению, инициатива в вопросе о преобразованиях должна принадлежать правительству.

Рост влияния Министерства внутренних дел. В своей политике В. К. Плеве делал ставку на карательные меры: «Если мы не в силах изменить историческое движение событий, ведущих к колебанию государства, то мы должны поставить ему преграды, дабы задержать его, а никак не плыть по течению, стараясь быть всегда впереди». Свою деятельность он начал с укрепления позиций МВД.

В департаменте полиции служили всего 125 чиновников, но это был лишь штаб целой армии полицейских, филеров, секретных сотрудников. Во всех губерниях, уездах, на железных дорогах существовали жандармские управления. Русское образованное общество с брезгливостью относилось к жандармам. Однако часть дворянской молодежи, увлекшись ореолом таинственности и романтики, стремилась поступить па службу в корпус жандармов. Правительство предъявляло серьезные требования к претендентам. Стать жандармом мог только потомственный дворянин, успешно окончивший поенное или юнкерское училище и прослуживший на строевой службе не менее шести лет. Были и другие требования: не иметь долгов, не исповедовать католичество, необходимо было выдержать предварительные испытания при штабе корпуса жандармов, прослушать четырехмесячные курсы в Петербурге и успешно сдать выпускной экзамен.

Особое внимание В. К. Плеве уделял расширению сети отделений по охране порядка и общественной безопасности, которые получили в народе название «охранок». Так впоследствии стали называть всю тайную полицию. Агенты наружного наблюдения — филеры — согласно инструкции должны были быть «с крепкими ногами, с хорошим зрением, слухом и памятью, с такой внешностью, которая давала бы возможность не выделяться из толпы».

Одним из действенных методов сыска В. К. Плеве считал вскрытие писем. Для перехвата писем имелись технические средства, позволявшие незаметно вскрыть и скопировать послание, подделать любую печать, проявить симпатические чернила, расшифровать тайнопись и т. д. Министр внутренних дел был осведомлен о частной переписке и иностранных дипломатических представителей. Только два человека в империи — царь и министр внутренних дел — могли быть спокойными за свою переписку.

«Зубатовский социализм».

В это же время была осуществлена попытка взять под контроль рабочее движение. Эта идея принадлежала начальнику Московского охранного отделения полковнику С. В. Зубатову.

Замысел С. В. Зубатова заключался в том, чтобы вырвать рабочих из-под влияния антиправительственных организаций. Для этого он считал необходимым внушить им мысль, что интересы государственной власти не совпадают с узкокорыстными интересами предпринимателей, а улучшить свое материальное положение рабочие могут только в союзе с властью. По инициативе С. В. Зубатова и при поддержке генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича в 1901 — 1902 гг. в Москве, а затем и других городах были созданы легальные рабочие организации, построенные по профессиональному признаку.

Но для успеха зубатовской идеи власть должна была сделать что-то реальное для рабочих. Государство же ограничило свою «покровительственную» политику законом «Об учреждении старост в фабричных предприятиях» (июнь 1903 г.). Рабочие могли избирать из своей среды старосту, следящего за исполнением предпринимателем условий найма. Зубатовская теория не запрещала рабочим участвовать в экономических забастовках, поэтому в прокатившейся в 1902 — 1903 гг. широкой стачечной волне члены зубатовских организаций приняли активное участие. Это вызвало недовольство фабрикантов. В правительство посыпались жалобы на «рискованные эксперименты». С. В. Зубатов был отправлен в отставку.

С недоверием к инициативе Зубатова относился и Плеве. Он считал более действенной тактику разрушения революционных организаций изнутри путем внедрения в них полицейских агентов. Одной из самых больших удач было внедрение тайного агента полиции Е. Азефа в руководящее ядро самой крупной террористической организации. Однако это не спасло самого В. К. Плеве. В 1904 г. он был убит.

Между тем положение в стране оставалось сложным. Не прекращались рабочие и крестьянские выступления, студенческие волнения, проявляли настойчивость земские либералы, армия терпела поражения в войне с Японией. Все это подвело Россию к грани революционного взрыва. В этих условиях при назначении на ключевой пост министра внутренних дел выбор царя пал на виленского губернатора князя П. Д. Святополк-Мирского, известного своими либеральными настроениями.

В первом же публичном выступлении в сентябре 1904 г. новый министр произнес слова о доверии между властью и обществом как решающем условии государственной политики.

Провозглашая курс на сотрудничество власти с земствами, Святополк-Мирский понимал, что земства были единственными легальными организациями в России. Он считал, что за счет союза с земским руководством можно было расширить и укрепить социально-политическую опору власти.

В ноябре 1904 г. Святополк-Мирский вручил царю записку, в которой перечислял первоочередные меры в области государственного переустройства. Он предложил включить в состав Государственного совета определенное число выборных от земств и городских дум. Следовало значительно расширить круг избирателей в земские и городские органы управления, а также образовать волостные земства. Он предполагал распространить земства на всей территории империи. Святополк-Мирский пытался решить и другие вопросы: создать условия для сближения крестьян в имущественных правах с другими сословиями, расширить права старообрядцев, издать закон о правах еврейского населения и т.

д.

В начале декабря 1904 г. Николай II собрал высших государственных сановников и великих князей для обсуждения программы Святополк-Мирского. Итогом стал императорский указ от 12 декабря 1904 г., обещавший некоторые изменения. Однако о народном представительстве в указе не говорилось. Более того, подчеркивалось, что все реформы должны быть осуществлены при сохранении самодержавия в незыблемом виде. Отставка Святополк-Мирского была предрешена.

Таким образом, внутренняя политика Николая II являлась прямым продолжением предыдущего царствования и не отвечала настроениям большинства русского общества, ждущего от нового царя решительных реформ.

Революция 1905-1907 года.

Бурное экономическое развитие 90-х гг. XIX в. сменилось на исходе столетия кризисом в ряде отраслей, особенно в тяжелой промышленности. Затем последовали годы застоя. Недовольство всех слоев общества усилилось. Крестьяне по-прежнему выдвигали требования передачи им всех помещичьих земель. Рабочие боролись за увеличение заработной платы, введе­ние 8-часового рабочего дня, медицинского страхования. Но глав­ной руководящей силой будущей революции стала буржуазия, требовавшая предоставления политических свобод: совести, со­браний, печати и, наконец, введения народного представитель­ства для решения государственных вопросов.

«Союз Освобождения» через земское движение выдвинул идею проведения всероссийского земского совещания для обсуждения не только экономических, но и политических нужд России. Осе­нью 1904 г. в Париже прошло совещание почти всех политических движений России. Здесь присутствовали представители «Союза Освобождения», эсеров, национальных движений с окраин Рос­сии. Отсутствовали только социал-демократы. Конференция при­няла резолюции об уничтожении самодержавия и замене его сво­бодным демократическим строем на основе всеобщей подачи го­лосов, о праве национального самоопределения народностей, населяющих Россию.

Начало революции.

Министр внутренних дел П.Д. Святополк -Мирский поддержал в конце 1904 г. идею проведения земского съезда, но Николай II фактически запретил его. Тем не менее, с разрешения Святополка-Мирского неофициально такой съезд состоялся в ноябре 1904 г. Резолюция съезда содержала требова­ния свобод и отмены самодержавия.

По всей России усиливалась политическая кампания в поддерж­ку решений съезда. Это движение совпало с усилением активнос­ти «Общества фабрично-заводских рабочих» в Петербурге, во гла­ве которого стоял священник Г.А. Гапон. Общество было создано при поддержке властей как одна из зубатовских организаций. Однако властям не удалось удержать его под контролем. В декабре дирекции Путиловского завода было предъявлено требование, которое она отказалась исполнить: увольнение ненавистного ма­стера, 8-часовой рабочий день, повышение заработной платы. Результатом конфликта стала забастовка. По предложению Гапона рабочие на собрании приняли решение обратиться со своими нуж­дами к царю, совершив мирное шествие к Зимнему дворцу. 6 янва­ря была составлена петиция к Николаю П. В нее наряду с экономи­ческими вошли и политические требования, в том числе требова­ние принять Конституцию и созвать Учредительное собрание.

Несмотря на то, что Николая II не было в Петербурге, власти решили не допустить шествия к Зимнему дворцу. Результатом стал расстрел войсками мирной воскресной демонстрации 9 ян­варя 1905 г., гибель сотен людей. «Кровавое воскресенье» вско­лыхнуло всю страну, престиж власти был сильнейшим образом подорван.

18 февраля император издал Манифест, в котором объявил о намерении созвать законосовещательную Государственную думу. Однако это уже не могло погасить волнений. 6 августа вышел Манифест о созыве Государственной думы с правами законода­тельного совещания при императоре. Право участия в Думе получало крестьянство, а рабочие не могли быть избранными. Такая Дума не устраивала никого.

Пока власть решала вопрос о новом государственном органе, произошло формирование такого органа снизу. В мае 1905 г. во время забастовки текстильщиков в Иваново-Вознесенске для руководства стачкой был избран Совет рабочих уполномоченных. В него вошло около 150 рабочих, среди которых были и социал-демок­раты. Совет учредил для рабочих стачечные кассы, торговцы по просьбе Совета отпускали рабочим продукты в долг. Для охраны митингов были созданы рабочие дружины. Совет стал выполнять в городе некоторые функции по управлению.

По типу иваново-вознесенских рабочих в других городах Рос­сии также стали возникать Советы. Это не раз приводило к созда­нию двоевластия в городах. Но самым тревожным для правитель­ства стало брожение в армии, считавшейся всегда надежной опо­рой трона. В июне 1905 г. вспыхнуло восстание на броненосце Чер­номорского флота «Князь Потемкин-Таврический». Матросы пе­ребили многих офицеров и взяли в свои руки управление кораб­лем. Прибыв в Одессу, броненосец поддержал стачку рабочих го­рода. Посланные для захвата «Потемкина» корабли Черноморской эскадры отказались стрелять по восставшим, но и не перешли на их сторону. Больше недели броненосец находился в море, однако, не имея запасов угля и продовольствия, был вынужден сдаться властям Румынии.

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Оставьте комментарий