Королевство схс

Демонстрация в Фиуме (Риеке) против монархии Габсбургов. Фотография. 1918 год.

Выделившиеся из состава Австро-Венгрии южнославянские области не представляли собой прочного государственного объединения.

Загребское народное вече, объявившее себя верховной властью на территории Государства словенцев, хорватов и сербов, не являлось представительным органом всех южнославянских земель.

В ноябре 1918 года часть Далмации, Истрии и Хорватского Приморья была оккупирована итальянскими, французскими и сербскими войсками под предлогом разоружения остатков австровенгерских войск.

Италия, основываясь на секретных статьях Лондонского договора 1915 г., собиралась аннексировать ряд южнославянских территорий Австро-Венгрии. Но на эти земли претендовала и Сербия, издавна стремившаяся получить выход к Адриатическому морю.

Ее поддерживала Франция, правящие круги которой, создавая систему военных союзов в Восточной Европе, отводили в своих планах немаловажную роль проектируемому крупному южнославянскому государству, призванному служить противовесом Италии на Балканах и одним из антисоветских плацдармов. Сербская буржуазия использовала лозунг объединения южных славян также для борьбы против развивавшегося революционного движения.

style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-0791478738819816"
data-ad-slot="5810772814">

style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-0791478738819816"
data-ad-slot="5810772814">

В Черногории, втором независимом южнославянском государстве, в правящих кругах боролись два направления: сторонников объединения с Сербией и другими южнославянскими землями и сторонников сохранения старых порядков и династии Негошей. К первому направлению примыкали многие прогрессивные деятели, надеявшиеся на демократизацию политического строя и общественной жизни в новом государстве.

За объединение южнославянских народов высказывались сербская, боснийская и некоторые другие социал-демократические партии; они также рассчитывали, что в рамках нового государства удастся осуществить демократические реформы.

Буржуазия южнославянских областей бывшей Австро-Венгрии шла на объединение с Сербией, надеясь при помощи сербских штыков подавить революционное движение и одновременно предотвратить захват этих областей Италией. В будущем южнославянском государстве она рассчитывала играть значительно большую роль, чем в Австро-Венгрии, поскольку Сербия в экономическом отношении намного уступала бывшей двуединой монархии.

В ноябре 1918 г. в Женеве собралось совещание представителей сербского правительства, Загребского народного веча и Южнославянского комитета, созданного в Лондоне в 1915 г. эмигрировавшими из Австро-Венгрии южнославянскими политическими деятелями. Среди присутствовавших были глава сербского кабинета Никола Пашич, председатель Загребского народного веча Антон Корошец и председатель Южнославянского комитета Анте Трумбич.

На совещании обсуждался вопрос об объединении южнославянских областей бывшей Австро-Венгрии с Сербией. Участники совещания игнорировали право народов самим определять государственную форму правления. Закулисные переговоры, начавшиеся в Женеве, продолжались и после совещания.

24 ноября 1918 года Загребское народное вече приняло решение о присоединении бывших австро-венгерских южнославянских областей к Сербии. 1 декабря 1918 г. делегация Народного веча вручила в Белграде верноподданнический адрес принцу-регенту королевства Сербии Александру Карагеоргиевичу. К Сербии присоединилась также Черногория, где победили сторонники объединения. 4 декабря от имени короля Сербии был обнародован манифест принца-регента о создании Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 г.— Югославия).

Так произошло объединение южнославянских земель в одно государство. Это событие имело двоякий смысл. С одной стороны, оно являлось шагом вперед в историческом развитии южнославянских народов, чью освоободительную борьбу против Австро-Венгерском монархии В. II. Ленин называл национальной революцией южного славянства.

Но, с другой стороны, победа народных масс была неполной, и ее плодами воспользовалась в первую очередь сербская крупная буржуазия. Новое многонациональное государство не представляло собой демократического объединения свободных и равноправных народов, а возникло как милитаристское королевство, проводящее реакционную внутреннюю и внешнюю политику.

20 декабря 1918 г. сформировалось первое правительство королевства. В него вошли представители различных национальных партий, существовавших на территории нового государства, в том числе хорватские и словенские правые социалисты.

Руководящая роль в правительстве с самого начала принадлежала представителям сербской крупной буржуазии. Пост главы кабинета занял лидер Сербской радикальной партии Стоян Протич, заместителя премьера — председатель клерикальной Народной партии Словении Антон Корошец.

Национальные противоречия в южнославянском государстве приобрели большую остроту.

Сербы, ставшие господствующей нацией, составляли лишь половину населения страны. Хорваты, словенцы, черногорцы, македонцы, албанцы, венгры и др. имели значительно меньше прав, чем сербы. Македонцам и албанцам было даже запрещено пользоваться родным языком в государственных учреждениях, школах и печати.

Правительство Протича, проводя политику сербского великодержавия, ограничило деятельность тех немногих представительных органов национального самоуправления, которые имелись раньше в южнославянских областях Австро-Венгрии и в Черногории.

В созданном общегосударственном парламенте — Народной скупщине подавляющее большинство мандатов получили сербские буржуазные партии.

Министерство образования Украины

РЕФЕРАТ

на тему:

“Югославия

в 1918-1939 годах”

ученика 10-Б класса

средней школы №34

города Полтавы

Жигилия Николая

учитель: Корсун И. И.

Полтава 1999План.

1. Образование югославского государства.

2. Классовые бои 1918—1919 гг. Образование компартии.

3. Внутренняя и внешняя политика югославского государства.

4. Кризис государственного режима.

5. Установление военно-монархической диктатуры. Югославия в 30-е годы.

1. Образование югославского государства.

Югославское государство было образовано после первой мировой войны в результате развала Австро-Венгерской монархии и под влиянием Октябрьской револю­ции. В него вошли являвшиеся до войны самостоятельными государ­ствами Сербия и Черногория, а также бывшие австро-венгерские про­винции со славянским населением — Словения, Хорватия, Далмация, Босния, Герцеговина и Воеводина. В годы войны национально-освободителыюе движение южных словян поднялось на новую ступень. Представители сербской буржуазии заявили еще в 1914 г., что «целью Сербии в этой войне является освобождение и объединение сербов, хорватов и словенцев».

В то же время руководители германского блока одной из главных задач войны считали закабаление славянских народов. Рейхсканцлер Германии Бетман Гольвег заявил 4 августа 1914 г. в парламенте: «Эта война—война германизма против славянства». Крупные промышленники и помещики Германии в своем меморандуме от 20 мая 1915 г. также отстаивали идею пангерманизма, видя ее осуществление в закабалении славян. Славянские народы, входившие в состав Австро-Венгрии, пред­приняли меры по организации своего освободительного движения. В Риме, Женеве они создали комитеты южных славян. А в Лондоне стал действовать объединенный Югославский комитет, возглавляе­мый хорватским политическим деятелем Анте Трумбичем. 20 июля 1917 г. на острове Корфу Трумбич и сербский премьер-министр Ни­кола Пашич подписали декларацию («Корфская декларация»), ко­торая предусматривала объединение входивших в Австро-Венгрию славянских провинций с Сербией. В новом государстве должен был существовать монархический режим во главе с сербской династией Карагеоргиевичей. Существовавший в Париже Черногорский коми­тет борьбы за национальное объединение заявил в августе 1917 г. о присоединении к «Корфской декларации».

На территории южных славян шла партизанская борьба. Солда­ты славянской национальности отказывались воевать в составе ав­стро-венгерских войск против русских, бежали из армии и создава­ли свои отряды. В Хорватии действовали крестьянские отряды («зе­леные кадры»). Они нарушали коммуникации, выступали против реквизиции, сражались с карательными отрядами. В горах и лесах южнославянских провинций возникали опорные пункты. На воору­жении у крестьянских отрядов имелись захваченные у австро-венгер­ских войск пушки, пулеметы, винтовки, гранаты.

Известие об Октябрьской революции, о первых мероприятиях Советской России дало новый мощный стимул освободительному движению южных славян. В восстании на кораблях австро-венгерского флота на базе Котор, которое вспыхнуло 1 февраля 1918 г., участвовали и южнославянские народы. Вскоре после этого началось восстание (в большинстве своем югославов) моряков 5-й дивизии австро-венгерского флота. Дезертирство солдат приняло массовый ха­рактер. В ряде районов крестьянские отряды захватывали поме­щичьи земли, скот и инвентарь. Активизировали свою деятельность социал-демократические и буржуазные партии. Настроения в поль­зу создания независимого единого южнославянского государства стали всеобщими.

В условиях поражения Австро-Венгрии в войне в Загребе 6 ок­тября 1918 г. собралось народное вече словенцев, хорватов и сербов, которое провозгласило 29 октября создание независимого государ­ства словенцев, хорватов и сербов. Новое государство решило объеди­ниться с королевством Сербии и Черногории. 1 декабря 1918 г. со­стоялось провозглашение единого Королевства сербов, хорватов и словенцев во главе с династией Карагеоргиевичей. По мирным дого­ворам (Сен-Жерменскому—с Австрией, Трианонскому — с Венгрией, Рапалльскому — с Италией, Нейискому — с Болгарией) были уста­новлены границы королевства. Площадь нового государства соста­вила 248 805 кв. км, а население — около 15 млн. человек. К серб­ской нации принадлежало 39% населения (на 1921 г.).

2. Классовые бои 1918—1919 гг. Образование компартии.

Новое го­сударство возникло в трудных условиях. Его экономика сильно по­страдала от войны. Существовали большие различия в уровнях раз­вития его отдельных областей. В то время как Сербия была преимущественно аграрной, Словения, Хорватия и Воеводина были более развиты в экономическом отношении. В Черногории и Македонии промышленность была развита очень слабо. Пережитки феодаль­ных отношений были особенно сильными в Македонии, Боснии и 1 Далмации. В целом в сельском хозяйстве югославского государства было занято 70% населения. 20 декабря 1918 г. было создано первое югославское правительство во главе с лидером сербской партии ра­дикалом Стояном Протичем. В него вошли представители всех буржуазных партий, а также два социал-демократа — Корач и Кристан. Радикальная партия опиралась на городскую буржуазию, чиновников, офицерство, кулачество, а также на часть крестьян-середняков Она была приверженцем великосербской гегемонии в Югославии. Правительство заявило о своем намерении навести в стране «поря док и спокойствие».

Буржуазные круги югославского государства сразу же стали создавать свои вооруженные силы, которые были использованы в первую очередь для подавления революционного движения масс. После войны в Хорватии и других провинциях крестьянские массы с оружием в руках захватывали помещичьи земли. В Загребе (столица Хорватии) и некоторых других городах в конце 1918 г. были созданы Советы рабочих депутатов. Поскольку для подавления рабочекрестьянского движения были использованы сербские войска, в Загребе 5 декабря 1918 г.

Королевство СХС

состоялась демонстрация протеста, котораявылилась в восстание в хорватских частях. Солдаты и рабочие выдвинули лозунги создания независимой Хорватской республики. Тогда же вспыхнуло восстание в Черногории. Эти выступления были подавле­ны сербскими войсками. Они свидетельствовали о том, что в новом государстве обнаружились сильные национальные противоречия.

В 1919 г. в крупных городах страны состоялись забастовки, кото­рые носили не только экономический, но и политический характер. В феврале 1919 г. в ходе забастовок в Боснии и Герцеговине рабо­чие требовали прекращения контрреволюционного террора, обеспече­ния демократических свобод, оказания помощи Советскому государ­ству. В забастовки было вовлечено до 30 тыс. человек. Рабочие Бел­града, Ошека, Травника, Загреба, Мостара и других городов включи­лись в кампанию солидарности с Советской Россией. Весной 1919 г. по стране прошли митинги и демонстрации солидарности с Венгер­ской Советской республикой. В июле состоялась двухдневная все­общая забастовка в защиту Советской России и Советской Венгрии. В результате югославское правительство не решилось принять учас­тие в интервенции против Советской Венгрии.

Рост рабочего и революционного движения повышал влияние ле­вых сил в социал-демократическом движении. В Югославии шел процесс сплочения всех коммунистических сил. В социал-демокра­тических партиях страны обострилась борьба между революционным и оппортунистическим течениями. Под влиянием левого крыла бы­ло решено объединить все социал-демократические организации юж­ных славян в одну партию. 20—23 апреля 1919 г. в Белграде состо­ялся съезд югославских социал-демократов, провозгласивший созда­ние Социалистической рабочей партии Югославии. Съезд принял платформу, в которой высказался за диктатуру пролетариата в фор­ме Советов и постановил присоединиться к Коммунистическому Ин­тернационалу. Съезд положил начало Коммунистической партии Югославии. Однако партия унаследовала многие пережитки социал-демократизма, в связи с чем в ней шла острая борьба между револю­ционными и оппортунистическими элементами. На II съезде партии в июне 1920 г. левые одержали крупную победу над правыми и цент­ристами по вопросу о программе партии. Большинство съезда одоб­рило проект программы, представленный левыми и основанный на Революционных и интернационалистских принципах. Принятие программы левых означало новый шаг в развитии партии коммунистов Югославии. Однако в программе еще остались ошибочные" положения, в частности по национальному и крестьянскому вопросам. Тем не менее влияние и численность компартии быстро росли. Однако 30 декабря 1920 г. власти запретили деятельность КПЮ.

3. Внутренняя и внешняя политика югославского государства.


Обо­дрение классовых и национальных противоречий побудило правя­щие круги страны пойти на проведение некоторых реформ. 27 февраля 1919 г. власти приняли решение провести аграрную реформу, которая ограничила помещичье землевладение. В Хорватии и Словении безземельным крестьянам было передано 202 122 га, а в Банате и Бачке — 360 741 га. Около 20 тыс. га земли было распределено между колонистами в Македонии. В Боснии за крестьянами закреп­лялось 775 233 га земли, уже захваченных ими у помещиков. За все полученные земли крестьяне выплачивали «выкуп», а помещики по­лучали вознаграждение. Проведение аграрной реформы растянулось на длительный срок (20 лет). Тем не менее она имела определенное положительное значение.

Югославия в 30-х гг. XX в.

Структурный кризис королевства СХС в конце 1920-х гг. привёл к государственному перевороту. Король Александр I в начале января 1929 г. провёл консультации с представителями крупнейших партий. 6 января 1929 г. он издал манифест, в котором объявлял, что между партиями нет согласия и что парламентским путём выйти из кризиса невозможно. Поэтому вся полнота власти сосредотачивалась в руках короля. Он отменил Видовданскую конституцию, распустил парламент, запретил все политические партии. Ликвидировались все выборные органы самоуправления. Специальным законом страна переименовывалась в Королевство Югославию, вводилось жёсткое вертикальное управление.

В октябре 1929 г. была проведена административная реформа. Уничтожалось исторически сложившееся деление на национальные области. Вместо них вводились 9 бановин во главе с назначаемыми королём банами (название бановины получали по рекам – Дунайская, Вардарская, Зетская, Моравская и др.). Бановины делились на срезы (районы). Было подавлено национальное движение. Объявлялось о существовании единого югославского народа. Запрещались все организации, созданные на национальной основе. Преследовались все организации, подозреваемые в антигосударственной деятельности. Вокруг королевского правительства сплотились великосербские политические круги, ратовавшие за централизацию и «оздоровление» государственного механизма. Правительство возглавил генерал Пера Живкович.

В сентябре 1931 г. королём была дарована новая конституция (октоированная – дарованная милостью короля). Она узаконила широчайшие полномочия короля. Законодательная власть принадлежала совместно королю и парламенту – Народному представительству, состоявшему из 2 палат (Скупщины и Сената). Правительство отвечало только перед королём. Ограничивались права и свободы граждан (вводилось открытое голосование). Закреплялся запрет на создание каких-либо национальных организаций.

В ноябре 1931 г. состоялись парламентские выборы. По официальным данным, в них приняло участие 65% избирателей, по неофициальным – лишь 15%. Политические партии в выборах не участвовали. В парламент прошли все кандидаты из правительственного списка. Из этих депутатов была образована Югославская национальная партия. В 1932 г. был издан закон, разрешавший возобновить деятельность лишь тех партий, которые «отстаивали государственное и национальное единство Югославии». Власти т.о. могли преследовать любую оппозиционную партию.

Мировой экономический кризис в Югославии оказался глубоким и затяжным. Он длился с 1930 по 1934 г. и достиг пика в 1932 г. Падение производства во многих отраслях составило 50%. Выросла безработица – до 50% рабочих. Промышленный кризис переплетался с аграрным. Из-за падения мировых цен на сырьё и с/х продукцию, в частности на пшеницу, резко сократился югославский экспорт. Правительство ввело государственную монополию на экспорт с/х продукции. В 1931 г. было создано «Привилегированное общество для экспорта с/х продукции», которое получало финансовую поддержку от правительства, в т.ч. и через специальный Аграрный банк. В 1932 г. правительство запретило продажу крестьянских земель за долги.

Некоторое оживление экономики наступило лишь в 1934 г., с 1937 г. начался слабый рост.

Королевство Югославия

Его темпы были меньше, чем в 20-х гг. По-прежнему свыше половины национального дохода обеспечивало с/х. Очень сильные позиции сохранял иностранный капитал.

Несмотря на жёсткие меры правительства, национальные проблемы не исчезли. В 1931 г. на территории Италии возникла хорватская националистическая организация усташей («повстанцев»). Её главой стал бывший капитан австрийской армии Анте Павелич. Многие идеи усташей были заимствованы ими у итальянских фашистов. В своей деятельности усташи опирались на террор. Основной целью усташей стала борьба с сербами и выход Хорватии из состава Югославии. Усташи также требовали изменения внешнеполитического курса и сближения с Германией и Италией.

Сепаратисткую деятельность продолжала и Внутренняя македонская революционная организация. Между усташами и лидерами ВМРО существовало соглашение о совместных действиях в Югославии.

Король Александр был убеждённым сторонником единства страны и придерживался профранцузской ориентации. 9 октября 1934 г. в Марселе усташи осуществили убийство короля Александра и французского мид Луи Барту. Королём Югославии был объявлен 11-летний сын Александра Пётр II. При малолетнем короле власть сохранили старые политические круги, образовавшие регентский совет. Главой его стал принц Павел, сторонник сближения с Германией.

В годы регентства в стране стало резко усиливаться политическое и экономическое влияние Германии. С середины 30-х гг. происходил всё более заметный рост роли германского капитала. В 1934 г. Германия, пользуясь трудностями Югославии в сбыте с/х продукции, заключила с ней соглашение об обмене товарами (т.н. клиринговое соглашение). Оно ставило югославскую экономику фактически в зависимость от германского рынка. С годами поставки продовольствия и полезных ископаемых в Германию возрастали. В экономике Югославии Германия оттеснила Италию, Великобританию и Францию на второй план. В 1939 г. почти треть югославского экспорта и половина импорта приходилась на Германию. Германский капитал закрепился в новых промышленных отраслях – машиностроении и химической промышленности (их финансированием занимались концерны Круппа и Фарбениндустри). Югославия имела прочные экономические связи с Австрией и Чехословакией. Захват этих стран Германией в 1938-39 гг. автоматически передал Германии их долю в югославской торговле и их инвестиции в югославскую экономику. Перед началом войны Германия заняла первое место в югославской внешней торговле и по объёму капиталовложений. Активные связи с Германией поддерживались также на уровне отдельных министерств и ведомств.

После смерти короля Александра резко активизировалась оппозиция. На выборах в мае 1935 г. она выступила с единым списком кандидатов («Объединённая оппозиция»), который возглавлял председатель ХКП Владимир Мачек. «Объединённая оппозиция» получила лишь треть голосов. Победу снова одержал правительственный список. Его лидеры договорились со Словенской народной партией (Корошец) и мусульманскими партиями (М. Спахо), и в июне 1935 г. было сформировано коалиционное правительство Милана Стоядиновича. На базе этой коалиции возникла проправительственная партия – Югославский радикальный союз. Правительство заявило о намерении восстановить парламентский режим, решить национальную проблему и попыталось заключить конкордат с Ватиканом. Эта мера должна была поднять статус католического населения Югославии. Однако это вызвало резкий протест православных, и конкордат заключён не был.

В 1937 г. все оппозиционные партии объединились в блок «Народное соглашение». Он выдвинул главные требования: восстановление Видовданской конституции и введение федеративного устройства государства. На выборах в декабре 1938 г. оппозиционному блоку удалось собрать более 40% голосов. В феврале 1939 г. было образовано новое правительство, главой которого стал Драгиша Цветкович. Он пошёл на сближение с хорватскими националистами – ХКП. 26 августа было заключено сербо-хорватское соглашение. Вводилась автономия Хорватии: была образована Хорватская бановина (1/4 территории страны). Создавались хорватские парламент – сабор – и правительство во главе с баном, ответственным перед югославским королём и хорватским сабором. Баном был назначен Иван Шубашич. Хорватские представители были включены в состав правительства. Владимир Мачек стал вице-премьером («правительство Цветковича-Мачека»).

Однако создание Хорватской бановины не решило хорватской проблемы. Сразу же развернулась борьба с сербами за спорные районы в Боснии, Воеводине и Славонии. Правительство вновь ужесточило борьбу с оппозицией. С конца 1939 г. в Югославии стали возникать концлагеря для политзаключённых.

11. Югославия в системе международных отношений.

Правительство королевства СХС придерживалось внешнеполитической ориентации на Францию, т.к. своей главной задачей считало сохранение в неприкосновенности версальских границ. Это заставляло югославское руководство опасаться реваншизма со стороны Венгрии и Болгарии и искать союзников. Уже в 1919 г. королевство СХС заключило антиболгарское соглашение с Грецией. В августе 1920 г. был подписан договор с Чехословакией (Белградская конвенция), а в апреле 1921 г. – договор с Румынией (Бухарестское соглашение). Эти договоры оформили Малую Антанту. Югославия стремилась использовать своё членство в МА для противодействия Венгрии. Так, в 1921 г. в Венгрии возникла идея восстановить на престоле династию Габсбургов. В ответ МА провела мобилизацию, т.к. возвращение Габсбургов могло привести к пересмотру границ. Тем самым затея Венгрии была сорвана.

Самым сложным вопросом внешней политики СХС было урегулирование отношений с Италией. Италия рассматривала Юго-Восточную Европу как зону своего влияния.

Основываясь на Лондонском договоре 26 апреля 1915 г., Италия требовала передачи ей полуострова Истрии с портом Триест, Далмации и города Риеки (Фиуме). Не получив этих территорий на Парижской конференции, Италия 12 сентября 1919 г. захватила Риеку. Лишь под нажимом Франции, Великобритании и США Италия вынуждена была согласиться на переговоры с СХС. 12 ноября 1920 г. Югославия и Италия подписали Рапалльский договор. По нему часть Крайны и почти вся Истрия с портом Триест отходили к Италии, порт Риека признавался вольным городом под управлением Лиги наций, а Далмация закреплялась в составе СХС. В январе 1924 г. с Италией было подписано новое соглашение, по которому город Риека отходил к Италии. Это нанесло большой урон югославской внешней торговле.

В течение 20-х гг. Италия продолжала экспансионистскую политическую линию на Балканах. В 1926 г. она заключила договор о дружбе («Тиранский пакт») с Албанией, получив право вводить в Албанию свои войска. Это создало угрозу Югославии, а также французскому влиянию в регионе. Поэтому в 1927 г. Франция заключила союзный договор с королевством СХС.

После прихода Гитлера к власти развернулась острая борьба великих держав за влияние на Балканах: Германия поддержала итальянские претензии на Юго-Восточную Европу, а Франция стремилась сохранить своё влияние в этом регионе. Германия стремилась сплотить всех сторонников ревизии Версальской системы и найти возможность для создания в последующем агрессивного блока. Некоторые режимы либо влиятельные части политических элит в странах ЦВЕ (в Венгрии, Румынии, Болгарии) со временем открыто перешли на прогерманские позиции. Это ещё более осложняло внешнеполитическое положение Югославии.

В этих условиях югославский король Александр пытался опереться на Францию с целью создания системы коллективной безопасности. В феврале 1933 г. в Женеве был подписан «Организационный пакт» Малой Антанты. Он предусматривал единую внешнюю политику Югославии, Румынии и Чехословакии, их более тесное сотрудничество в рамках Постоянного и Экономического советов МА. Затем Франция выдвинула проект союза, который закрепил бы статус-кво на Балканах. В итоге 9 февраля 1934 г. Югославия, Греция, Турция и Румыния договорились о взаимопомощи в случае войны и о взаимной гарантии своих границ. Так возникла т.н. Балканская Антанта. Её участники должны были проводить согласованную внешнюю политику, а в случае нападения оказать взаимную помощь. 31 июля 1937 г. БА и Болгария подписали Салоникское соглашение о ненападении. Югославия также поддержала французскую идею Дунайского пакта, к которому могли бы примкнуть Австрия и Италия.

После убийства короля Александра политическая элита Югославии заняла открыто прогерманскую позицию. Выразителем этих интересов был принц-регент Павел. С середины 30-х гг. стала происходить переориентация внешней политики Югославии. В январе 1937 г. был подписан пакт о вечной дружбе с Болгарией. В марте 1937 г. был заключён договор о нейтралитете с Италией. Стороны должны были соблюдать нейтралитет в случае войны одной из них с любым государством, т.е. т.о. Югославия отказывалась от своих обязательств по МА. Взамен Италия отказалась от поддержки усташей. Эти 2 соглашения ослабляли МА и БА и усиливали позиции Италии. Югославия стала выходить из системы союзов, созданных под эгидой Франции. Её правительство никак не отреагировало на события 1938 г. – ликвидацию независимости Австрии и судетский кризис.

В это время Германия и Италия начали проводить агрессивную внешнюю политику, угрожавшую в т.ч. Югославии. Расчленение Германией Чехословакии в марте 1939 г. и оккупация Италией Албании в апреле 1939 г. создали непосредственную угрозу границам Югославии.

После начала II мировой войны Югославия заявила о своём нейтралитете. В июне 1940 г. югославское правительство провело маневр, установив дипломатические отношения с СССР. Однако капитуляции Франции в июне 1940 г. заставила югославское правительство вновь взять курс на сближение с Германией. В ноябре 1940 г. к Тройственному пакту примкнули Венгрия и Румыния, в марте 1941 г. – Болгария. Италия вторглась в Грецию. Югославия т.о. оказалась в кольце. После ввода своих войск в 1940-41 гг. в Румынию и Болгарию Германия предложила югославскому правительству немедленно присоединиться к Тройственному пакту. В итоге 25 марта 1941 г. правительство Югославии подписало в Вене соглашение о присоединении страны к Тройственному пакту. Это вызвало бурные протесы в стране.

В ночь на 27 марта 1941 г. в Белграде произошёл военный переворот. Часть офицерского корпуса во главе с генералом Душаном Симовичем низложила принца-регента Павла. Регентский совет распускался, а король Пётр II был объявлен совершеннолетним. Был арестован ряд министров. Формально договор 25 марта не отменили. Однако уже 5 апреля 1941 г. новое правительство подписало договор о дружбе и ненападении с СССР.

В ответ 6 апреля 1941 г. германские войска без объявления войны вторглись в Югославию. При помощи Италии, Венгрии и Болгарии Германия оккупировала Югославию. 13 апреля пал Белград, 15 апреля король уехал из страны, 17 апреля Югославия капитулировала. Страна была расчленена. Сербия была оккупирована Германией, в ней было создано марионеточное правительство во главе с генералом Миланом Недичем («Сербия Недича»). В Хорватии создавалось «независимое» государство во главе с лидером усташей А. Павеличем. К Хорватии присоединили также Боснию и Герцеговину. Вскоре Хорватия примкнула к Тройственному пакту. Словению разделили Германия и Италия. Италия получила также Далмацию и Черногорию. Венгрии передали часть Воеводины (Бачку), а Болгарии – большую часть Македонии – «новые болгарские земли» (Вардарскую Македонию – по названию р. Вардар. На протяжении XX в. македонцам трижды пришлось менять фамилии: в СХС они заканчивались на -ич, во время II мировой войны – по-болгарски – на -ов и -ев, а в СФРЮ – на -ски.). Косово было разделено на 3 оккупационные зоны – немецкую, итальянскую и болгарскую. [албанское население Косова радостно приветствовало немецкие и итальянские войска. Проходили массовые демонстрации под лозунгами «Rnoft baba Hitler!» – «Да здравствует отец Гитлер!» – и «Rnoft dajka Musolini!» – «Да здравствует дядя Муссолини!». На территории Косова проводились аресты сербов, свыше 40 тыс. сербов были выселены в Сербию. Действовали отряды «вулнетари» – добровольцев и албанская фашистская милиция. Позже был образован албанский карательный полк «Kosovo»]. Т.о., единое югославянское государство перестало существовать.

Тема V. Болгария в 1918 – 1941 гг.

12. Болгария в 1918 – 1923 гг.

13. Болгария в 1923 – 1933 гг.

14. Болгария в 1934 – 1941 гг.

Предыдущая567891011121314151617181920Следующая

Дата добавления: 2016-05-11; просмотров: 204;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Мой любимый сайт https://ipleer.fm/q/пицца песня вторник/ нашел там Пицца — Вторник.
ФОТО ПАМЯТНИКОв НА кладбище изготовление ПАМЯТНИКОв ПАМЯТНИКИ НА МОГИЛУ ФОТО.

Югославия, Социалистическая Федеративная Республика Югославия, СФРЮ

Государство на юго-востоке Европы, в северо-западной и центральной части Балканского п-ова. Территория — 255,8 тыс кв. км. Население — 22,26 млн (1979 г): сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы, славяне-мусульмане. Проживают также албанцы, венгры, румыны, турки и др Столица — Белград (1,5 млн. жит. с пригородами). Все языки народов Югославии равноправны.

В 1941-45 гг. Коммунистическая партия Югославии, к-рую с 1937 г. возглавил И. Броз Тито, выступила организатором и руководителем народно-освободительной борьбы и социалистической революции в стране Народы Югославии дорогой ценой заплатили за свою свободу и независимость и внесли достойный вклад в разгром фашизма. Война унесла жизни 1,7 млн. чел., или 10,8% населения страны; материальный ущерб составил 46,9 млрд. долл.

Важнейшей вехой в борьбе югославских народов за создание многонац. социалистического государства стала II сессия Антифашистского веча народного освобождения Югославии (АВНОЮ), состоявшаяся в ноябре 1943 г. Она приняла исторические решения о гос. устройстве новой Югославии как федерации равноправных народов, провозгласила АВНОЮ высшим законодательным и исполнительным органом, сформировала Национальный комитет освобождения Югославии во главе с И. Броз Тито, наделенный полномочиями народного правительства 29.Х1 1945 г. Учредительная скупщина приняла декларацию об окончательной ликвидации монархии и провозглашении Югославии Федеративной Народной Республикой (с 1963 г — Социалистическая Федеративная Республика Югославия — СФРЮ)

В стране были проведены крупные социально-экономические преобразования, в результате к-рых основные средства произ-ва стали общенародным достоянием. Тем самым был заложен фундамент для строительства социализма, в ходе к-рого в Югославии сложились характерные для нее формы политической и экономической организации общества В конституциях ФНРЮ 1946 г, СФРЮ — 1963 г, 1974 г, Законе об объединенном труде (1976 г.) и других законодательных актах получили отражение различные этапы становления и совершенствования общественно-политической и экономической системы на основах самоуправления, рассматриваемого в Югославии в качестве специфической формы диктатуры пролетариата.

Согласно действующей конституции, вся власть в СФРЮ принадлежит рабочему классу в союзе со всеми трудящимися города и села Ведущей идейной и политической силой рабочего класса и всех трудящихся является Союз коммунистов Югославии Основы общественно-экономического устройства — свободно объединенный труд, общественная собственность на средства произ-ва, самоуправление трудящихся. Конституция провозглашает братство и единство народов и народностей СФРЮ, закрепляет широкий круг прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, ставит задачу обеспечить последовательное претворение в жизнь социалистического принципа распределения по труду. Свои отношения с другими государствами Югославия строит на принципах уважения нац. суверенитета и равноправия, невмешательства во внутренние дела других стран, разрешения международных споров мирными средствами Внешнеполитический курс СФРЮ осуществляется на основе политики неприсоединения к существующим военно-политическим группировкам государств Югославия принимает активное участие в движении неприсоединения. В 1979 г. она имела дипломатические отношения со 134 странами.

Отношения СФРЮ с СССР и другими социалистическими странами характеризуются широким сотрудничеством в различных областях. На основе соглашения, заключенного в 1964 г между СЭВ и Югославией, она участвует в работе ряда органов этой международной организации, сотрудничает в реализации Комплексной программы социалистической экономической интеграции. Важную роль в развитии и укреплении всесторонних отношений между СССР и СФРЮ, КПСС и СКЮ сыграли встречи на высшем уровне, имевшие место во время визитов товарища Л. И. Брежнева в СФРЮ (1962,

1966, 1971, 1976 гг.) и товарища И. Броз Тито в СССР (1956, 1962, 1965, 1972, 1973, 1977, 1979 гг). Принципы и положения, зафиксированные в совместных советско-югославских документах, представляют собой надежную основу для разностороннего взаимодействия и стабильных отношений, для взаимопонимания и доверия между СССР и СФРЮ.

В соответствии с конституцией орган общественного самоуправления и высший орган власти в рамках прав и обязанностей федерации — Скупщина СФРЮ, состоящая из 2 палат. Союзного веча и Веча республик и краев (Председатель Скупщины СФРЮ — Д. Маркович). В 1953-80 гг. Президентом СФРЮ был И. Броз Тито После его смерти функции коллективного главы государства выполняет Президиум СФРЮ (по одному представителю от каждой республики и каждого автоночного края, а также — по положению — Председатель Президиума ЦК СКЮ), из состава к-рого сроком на один год избираются председатель Президиума (с мая 1980 г.-Ц. Миятович) и заместитель председателя (С Крайгер). Правительство Югославии — Союзное исполнительное вече (председатель — В Джуранович) — исполнительный орган Скупщины СФРЮ.

В состав СФРЮ входят 6 социалистических республик Босния и Герцеговина, Македония, Сербия (в нее входят 2 социалистических автономных края — Воеводина и Косово), Словения, Хорватия и Черногория. Каждая республика и автономный край имеет свою конституцию, скупщину, исполнительное вече.

Союз коммунистов Югославии (СКЮ) — до 1952 г. носил название Коммунистическая партия Югославии (основана в апреле 1919 г.). Ныне действующая программа СКЮ принята на VII съезде (1958 г.), устав — на IX съезде в 1969 г. (на X и XI съездах утверждены изменения и дополнения к уставу СКЮ). Важное место в жизни партии и страны занял X съезд СКЮ (1974 г), к-рый рассмотрел вопросы дальнейшего укрепления роли партии, высказался за последовательное проведение в жизнь принципа демократического централизма. Были подвергнуты критике теории о стихийном развитии самоуправления, принижающие значение направляющей деятельности партии В области экономики была поставлена задача усиления плановых начал, разработки долгосрочных программ развития отдельных отраслей и всей экономики в целом, преодоления нек-рых диспропорций в народном хоз-ве. XI съезд СКЮ (июнь 1978 г.) наметил политику партии по основным вопросам дальнейшего социалистического развития страны и деятельности СФРЮ на международной арене. Председателем СКЮ в 1966-80 гг. был И. Броз Тито. Руководящие органы СКЮ — Центральный Комитет (ЦК) и Президиум ЦК СКЮ Сроком на один год избирается Председатель Президиума ЦК СКЮ (с октября 1979 г.- С. Дороньский) и на два года — секретарь (с мая 1979 г.- Д. Драгосавац). Печатные органы СКЮ — еженедельная газета «Комунист», ежемесячный журнал «Социялизам».

Массовые общественно-политические организации: Социалистический союз трудового народа Югославии (создан на основе Народного фронта), Союз профсоюзов Югославии, Союз социалистической молодежи Югославии, Союз объединений ветеранов народно-освободительной войны Югославии и др.

За годы народной власти Югославия из отсталой аграрной страны превратилась в развитое индустриально-аграрное государство. По сравнению с 1947 г. (к этому времени в Югославии было в основном восстановлено разрушенное войной хоз-во) общественное произ-во в 1978 г. увеличилось в 6,4 раза, в т ч. пром — в 20 раз, а с.-х — в 3 раза Значительное развитие получили такие отрасли пром-сти, как электротехника, химия, автомобилестроение, судостроение, машиностроение, радиоэлектроника и др 86% совокупного общественного продукта страны создается на предприятиях, находящихся в общественной собственности В общественном секторе занято 5,6 млн чел. (1979 г), в т. ч. в различных сферах материального произ-ва — 4,6 млн чел.

В 1979 г. совокупный общественный продукт в СФРЮ вырос по сравнению с предыдущим годом на 6-7%, рост объема пром произ-ва составил ок 8%, производительности труда — 2,5%, капиталовложений в основные средства — ок 7,5%. Занятость в общественном секторе возросла на 4%, однако количество нетрудоустроенных лиц (в конце 1979 г) составляло ок 750 тыс. чел На временной работе за границей (конец 1978 г) находилось 800 тыс югославов

Недра страны богаты полезными ископаемыми: руды цветных металлов (медь, свинец, цинк, алюминий), хромиты, уголь, нефть, минералы и др. Югославия также богата лесом и гидроресурсами

В 1979 г произведено 55 млрд квт-ч электроэнергии, 2,5 млн. т кокса, 2,4 млн т чугуна, 3,5 млн. т стали, 138 тыс т электролитной меди, 111 тыс. т свинца, 190 тыс т алюминия; добыто более 4 млн. т железной руды, 4,1 млн т нефти, 42,1 млн т угля.

Важное место в экономике страны занимает сел. хоз-во (приблизительно 40% активного населения, ок. 16% совокупного общественного продукта) Общественный сектор сел хоз-ва, на к-рый приходится 16% обрабатываемых земель, дает примерно половину товарной с.-х. продукции, а с учетом кооперации с индивидуальными производителями- ок. 2/з Земельный максимум на одно частное хоз-во — до 15 га в зависимости от качества земли Имеется ок. 3 тыс. общественных хоз-в различного типа и ок. 2,6 млн. индивидуальных крестьянских хоз-в. Основная отрасль сел. хоз-ва — земледелие.

В 1979 г. объем с.-х. произ-ва возрос на 5% по сравнению с 1978 г. Было собрано 4,5 млн. т пшеницы, более 10 млн. т кукурузы, 6 млн. т сахарной свеклы, 525 тыс. т подсолнечника. Поголовье крупного рогатого скота (1980 г.) составляло 5,4 млн. голов, свиней — 7,5 млн., овец — 7,3 млн. голов.

Длина ж.-д сети — 10 тыс. км (из них 2,9 тыс. км электрифицированы), автодорог — 105 тыс. км (в т. ч. с твердым покрытием — 45 тыс. км). Югославия имеет развитой морской флот (2 млн бр.-рег. т в 1977 г.). Длина судоходных речных путей — св. 2 тыс. км. Развивается воздушный транспорт.

Денежная единица — югославский динар. 100 динаров = 3,35руб. (февраль 1980 г.).

Югославия поддерживала в 1979 г. экономические отношения со 142 странами. 1-е место среди торговых партнеров по объему товарооборота занимает Советский Союз Торговля со странами — членами СЭВ возросла в последние годы почти в 3 раза.

Королевство сербов, хорватов и словенцев

При экономическом и техническом содействии СССР в СФРЮ осуществляется строительство и реконструкция ок. 130 пром. и других объектов

В стране ведется значительное жилищное строительство (в 1978 г. построено ок. 146 тыс. квартир), достигнуты определенные успехи в области образования, здравоохранения и социального обеспечения. В 1979 г., с учетом повышения розничных цен и стоимости жизни, рост жизненного уровня составил в среднем ок 4,5%. Правительство СФРЮ принимает специальные меры по стабилизации экономического положения страны (повышение производительности труда, выравнивание уровней развития отдельных республик и районов страны, обеспечение полной занятости населения, действенных мер против инфляции, чрезмерного роста капиталовложений, хронического дефицита внешнеторг. и платежного балансов).

  1. Страны мира: Краткий полит.экон. справочник.-М.: Политиздат, 1980 г., 497 с.
  2. Малый атлас мира/ст.ред. Н.М.Терехов-М.: ГУГК, 1980 г., 147 с.

Гражданская война, развернувшаяся на территории"второй. Югославии"в 1991 p, стала худшим из вариантов распада югославской федерации. Межнациональная напряженность, все более возрастала по мере ослаб бки федерального коммунистического обруча и проявлялась в стремлении к национальному обособлению, после краха тоталитаризма взорвалась кровавыми конфликтами. Сербия, которая в югославской федерации зай имела доминирующее положение (36% всего населения), считала, что именно она выражает идею. Югославии как единого государства время. ЮНА, в которой около 80% командного состава составляли сербы, не без ведома когда шнього федерального центра и сербского руководства, вмешалась в политический процесс и стала действующей силой конфликта. Если федеральный центр, которым управляло сербское руководство, сравнительно легко развел ся со. Словенией и. Македонией (сербского меньшинства там не было), то в. Хорватии события развивались по другому сценариюіншим сценарієм.

В начале 1991 г сербские общины в. Северной. Далмации,. Бараны,. Кордун и. Славонии заявили о своем несогласии стать хорватскими гражданами и объявили о создании. Сербской автономной области. Край йна (АО. Крайна), которая занимала 28% хорватской территории, где проживало 880 тыс человек (из них только 316 тыс. сербов). Сербия поддержала эту акцию, а контролируемая. Белградом. ЮНА выступила в кровавой и разрушительной й войне, сопровождалась террором и этническими чистками, на стороне крайнських сербов. В ходе боев, с августа 1991 по январь 1992 p, погибли 6 тыс. человек, а материальные убытки составили 30 млрд долл.. Н а международной конференции по. Югославии, состоявшейся в октябре 1991 г. в.

Государство словенцев, хорватов и сербов

Гааге, принята. Декларация, в которой мировое сообщество впервые признало факт развала. СФРЮ. Тогда же в адрес. Сербии и. Черногории прозвучали обвинения в попытке силой помешать отделению республик от. Югославии в начале декабрячатку грудня

р. Совет министров. Евросоюза принял решение о применении экономических санкций в отношении. Югославии (фактически -. Сербии и. Черногории). Решением. Совета. Безопасности. ООН весной

р в. Хорватию были направлены миротворческие силы в хорватских событиях четко определилась позиция сербского руководства во главе с президентом. С. Милошевичем, которое стремилось сохранения. Югославии как единой дер ржалави.

Сербский национальный интерес, борьба против сепаратизма, за объединение сербов в рамках"Великой. Сербии"и фактическая международная изоляция объединили на время и левых, и правых, власть и оппозицию в. С. Сербии и. Черногории. Между национализмом власти и оппозиции не было существенных различий. В этих условиях. Скупщины. Сербии и. Черногории, а в конце апреля 1992 г. и югославский парламент в составе представитель ей этих республик приняли решение о преобразовании. СФРЮ на. Союзную. Республику. Югославию (СРЮ) со столицей в. Белградею в. Белграді.

Политические процессы в"третий Югославии"

В день официального создания. Союзной. Республики. Югославии, 27 апреля 1992 p, была принята ее. Конституция, которая провозгласила. СРЮ федерацией двух республик:. Сербии (в ее составе два края -. Воеводина и. Косо ово) и. Черногории (площадь новообразованного государства — 102,2 тыс кв км, население — 20,5 млн человек). Федеральный парламент. СРЮ (Народная. Скупщина) состоит из двух палат -. Веча граждан и. Веча республик. П овноваження. Президента. СРЮ, избираемый союзной. Скупщиной, очень незначительны по сравнению с правами республиканских лидеров. Господствующую роль в федерации заняла. Сербия, территория которой составляет 86% террит ории странкраїни.

течение 1992 г. завершилось организационное оформление различных политических течений. Правящая. Социалистическая партия. Сербии (СПС) консолидировалась вокруг президента. С. Милошевича и на майских выборах 1992 г до в. Скупщины. СРЮ одержала убедительную победу. Национально-демократическое течение была представлена ??Сербским движением обновления (СРО) во главе с. В. Драшкович, а националистические силы представила. Сербский советов икальна партия (СРП), лидером которой был. В. Шешель. Умеренных демократов (либералов) возглавлял известный югославский писатель и общественный деятель. Д. Чосич, избран 15 июня 1992 г. президентом. СРдентом. СРЮ.

Во. Второй половине 1992 г. эти политические группировки развернули ожесточенную борьбу за власть. СРО, апеллируя к национальным чувствам сербов, призвал их всеми средствами бороться за. Великую. Сербию и все террито ории, на которых проживают сербы, и обещал возродить демократию, культурные традиции сербского народа, православную религию, частную собственность и т.д.. СРП призвала к установлению сильной власти на всех уровнях ях, объединение сербских земель, проведение жесткой политики в отношении. Запада, ликвидации всех"предательских партий"внутри страны. Д. Чосич отстаивал демократические реформы, умеренную политику в сфере ми жнациональних отношений. И умеренную внешнюю политику, а на должность премьер-министра. СРЮ предложил. М. Панича — американского предпринимателя сербского происхождения, кандидатура которого была одобрена. Скупщ иновалена. Скупщиною.

Накануне досрочных федеральных и республиканских выборов, намеченных на декабрь 1992 p, сербский оппозиция объединилась в. Демократический блок -. Демократическое движение. Сербии (ДЕПОС), однако не смогла домо овитися о единой кандидатуре на пост президента. Сербии. Следовательно победу на выборах одержал лидер сербских социалистов. С. Милошевич. Представители. СПС, имевшая коммунистические корни, получили большинство м исць в. Скупщине. Сербии (101 мандат). Значительное количество мест получили также. СРП (73) и. СРО (50). Итоги выборов показали поддержку электоратом новой. Югославии политических деятелей, которые стояли на антизахи дних, националистических позициях. Умеренные демократы потерпели поражение. М. Панич ушел в отставку, а союзная. Скупщина уволили с поста президента. СРЮ. ДЧосича. Новым президентом югославской федерации в ав социалист. Зоран. Лилич, поддержан коалицией сербских социалистов и радикалов. Фактически власть была сосредоточена в руках. С. Милошевича и правящей. Социалистической партии. Сербии. Усилилось давление на оппозиций ию в лице. Сербского движения обновлениюруху оновлення.

Несмотря на катастрофическое состояние экономики, парламентские и президентские выборы в. Сербии 20 декабря 1993 г ??снова завершились победой. СПС. Правящая партия обеспечила себе половину мест в республик каннском парламенте (123 мандата). Социалисты намного обошли демократическую оппозицию, представленную коалицией. ДЕПОС. В. Драшковича, так и националистов из. Радикальной партии. В. Шешеля. Президентом. Сербии снова стал. СМилошевич, который внес существенные изменения в своей внутренней и внешней политики. Началось осуществление программы экономической стабилизации, денежной реформы, резко уменьшено ассигнования на социал ьни потребности. В области внешней политики руководство. СРЮ проводило реалистический курс, на время отделилось от лозунга"все сербы — в одном государстве", пыталось установить контакты с лидерами. Хор вате,. Хорвато-мусульманской федерации в. Боснии и. Герцеговине, представителями международных организаций с целью решить мирным путем вопрос о статусе сербского населения в соседних государствов сусідніх державах.

Прекращение войны в. Боснии и. Герцеговине, заключения. Дейтонских и. Парижских мирных соглашений и окончательной отмене с октября 1996 экономических санкций в отношении. СРЮ способствовали активизации политической жизни в крае ини. В 1996-1998 pp в центре общественно-политических дискуссий находились вопросы модернизации экономики и повышения благосостояния граждан, статуса албанского населения. Косово, судьбы беженцев и т.д.. Демократы ческая оппозиция обвиняла правящие партии -. Социалистическую партию. Сербии и. Демократическую партию социалистов. Черногории — в авторитарности, ограничении демократических прав и свобообод.

Весной — летом 1996 p, накануне выборов в союзной. Скупщины и местных органов власти, на политической сцене. СРЮ произошло перегруппировки сил. СПС сформировала коалицию левых сил, а оппозиционные демокра аттической, реформистские партии объединились в политический блок"Единство"На крайнем правом фланге находилась националистическая. Сербская радикальная партия. В ноябре 1996 г состоялись выборы в. Вече грома дан. Скупщины. СРЮ и местных органов власти. Наибольшее количество мест как в союзном парламенте, так и в 75% избирательных округов в провинции собрала правящая коалиция левых партий. Однако она потерпела фиаско в в. Белграде и других крупных городах страны, где победила оппозицийеремогла опозиція.

Вскоре после выборов. Верховный. Суд. Сербии аннулировал результаты голосования в округах, где победу одержала оппозиция, ссылаясь на то, что там якобы имели место нарушения избирательного законодательства. В е идповидь оппозиция обвинила правительство в злоупотреблении властью и вывела своих сторонников на улицы. Антиправительственные демонстрации под лозунгами признания итогов ноябрьских выборов, демократизации страны, эконо мического реформ, достижения компромисса с косовскими албанцами продолжались до января 1997. Страна переживала острый политический кризис. ВИЧ правящей. Социалистической партии. Сербии дистанцировалась часть ру ства. Республики. Черногории (премьер-министр. М. Джуканович), армии и сербской православной церкви. Власть вынуждена была уступить. В феврале 1997 г кандидаты блока"Единство"получили большинство мест в мун иципальних органах ряда крупных городов. Сербии, включая. Белград. Лидер. Демократической партии. Сербии 44-летний доктор философских наук 3. Джин-джич стал мэром столицч став мером столиці.

Активизация деятельности демократической оппозиции и победа ее кандидатов на муниципальных выборах в. Сербии сопровождались усилением авторитарных тенденций режима. С. Милошевича, который стремился к неогран номоченного контроля над государственными институтами югославской федерации 15 июля 1997 г. Народная. Скупщина. СРЮ на совместном заседании палат выбрала. С. Милошевича президентом. Югославии, а по результатам повторного их президентских выборов в. Сербии, состоявшихся в. ФУДН того же года, главой сербского государства стал его сторонник. М. Милутинович время коалиция левых сил одержала победу на выборах в сербской. Ск упщины. Однако на президентских выборах в. Черногории 5 октября 1997 г победил 35-летний премьер-министр. М. Джуканович, с именем которого связаны успешные экономические реформы в. Республикееспубліці.

Новый черногорский лидер, поддержанный парламентом, выступил с критикой политического курса президента. С. Милошевича и союзного правительства. М. Булатовича, что в конечном итоге привело к бойкоту черногорско й властью федерального центра. Белград, в свою очередь, не признал ни президентства. М. Джукановича, ни черногорского парламента. Поэтому начался кризис югославской федерации, которая еще больше обострила ася в марте 1999 p, с началом вооруженной акции. НАТО против. Югославииславії.

24 июня 2000 г в. Югославии состоялись первые прямые выборы президента, победу на которых одержал лидер. Демократической партии. Сербии (ДПС). В. Коштуница. Попытки. Милошевича и его сторонников фальсифицировать результаты выборов, наконец, объявить их такими, которые не состоялись, привели к народному восстанию в. Белграде 5 октября. Милошевич вынужден был уйти в отставку. Президентом. СРЮ стал. В. Коштуницатуніца.

План
Введение
1 Предыстория
2 Югославянский комитет
2.1 Корфская декларация

3 Государство Словенцев, Хорватов и Сербов
4 Королевство Сербия
4.1 Срем
4.2 Банат, Бачка и Баранья
4.3 Черногория

Список литературы

Введение

Югосла́вия была этатистской идеей среди южных славян, которая подразумевала создание единого государства, объединяющего все славянские народы Балкан (за исключением Болгарии). Идея была осуществлена в 1918 году после распада Австро-Венгерской империи и при создании Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев. В 1929 государство было официально переименовано в Королевство Югославия.

1. Предыстория

Первая идея южнославянского государства зародилась ещё в XVII веке на территории Славонии и Хорватии. Она была развита хорватскими философами, которые считали, что единственное, что поможет славянам восстановить потерянную свободу после долгих веков иноземного ига, это объединиться в одно целое и освободиться от тирании и диктатуры. Идея Великой Иллирии поддерживалась интеллигенцией и многими политиками Хорватии. Движение стремилось создать государство, которое охватит все земли южных славян (а также некоторые неславянские земли). Сильное развитие движение получило лишь в конце XIX века, по большому счёту это случилось благодаря ослаблению цензуры, которая раньше строго запрещала пропагандировать идеи национальных государств.

После Берлинского конгресса от турецкой власти освободились Сербия, Черногория и Болгария. Это дало надежду и другим славянским народам, находившимся на территории Австро-Венгрии. В 1909 году в состав Австро-Венгрии вошла Босния.

В 1906 году румын по национальности Аурел Попович издал книгу Соединённые Штаты Великой Австрии, в которой выдвинул идею федерализации империи. Он писал: «времени осталось немного. Все народы монархии […] ожидают спасительных шагов императора. Это решающий исторический момент: сохранится или погибнет империя Габсбургов? Пока всё ещё можно исправить и сохранить» [1].

Южным славянам, как и прочим народам империи, планировалось предоставить автономию. Хоть его предложение и не было принято габсбургским императором, он был источником вдохновения для мирных переговоров в конце Первой мировой войны.

2. Югославянский комитет

В начале Первой мировой войны (1914) некоторые славянские политические деятели Габсбургской империи, включая Анте Трумбича, Ивана Мештровича, Николу Стоядиновича и других, эмигрировали за границу. В Лондоне югославянские политики сформировали комитет (30 апреля 1915), с целью представлять интересы южных славян Австро-Венгрии.

Югославянский комитет начал сбор средств среди южных славян, особенно проживавших в Америке. «Югославами» которые связывали себя с движением по созданию единого государства были словенцы, хорваты, и сербы. Основными сторонниками комитета были вы́сланные из Австро-Венгрии югославы, проживавшие в Великобритании и Северной Америке. Влияние комитета позволяло его членам высказывать своё мнение иностранным правительствам, которые при постоянном ослаблении Австро-Венгрии воспринимали комитет всё более и более серьёзно.

Помимо того, что основной целью комитета было объединение габсбургских земель южных славян с Королевством Сербия, которое было тогда независимым, его более срочной задачей было предотвратить присоединение к Италии Истрии и Далмации. В 1915 Антанта вовлекла Италию в войну обещанием значительных территорий в обмен на её участие. По секретному Лондонскому договору обещанные территории включали Истрию и большую часть Далмации, где тогда проживало много итальянцев.

2.1. Корфская декларация

Сербский парламент, которому в ходе войны пришлось покинуть страну, начал заседать на острове Корфу (1916). 20 июля 1917 председателем Совета министров Сербии Николой Пашичем и председателем Югославянского комитета Анте Трумбичем была подписана Корфская декларация. Она послужила основой для создания будущего послевоенного югославянского государства. В преамбуле сообщалось, что сербы, хорваты и словенцы «одинаковы по крови, по языку, по чувству единства, по безграничности и целостности собственных земель, а также по общим жизненным интересам», однако вопрос о правах национальных меньшинств (македонцев, албанцев, венгров) описан не был. Единое государство было задумано как конституционная монархия, возглавляемая сербской династией Карагеоргиевичей.[2]

3. Государство Словенцев, Хорватов и Сербов

Австро-Венгерская империя распалась. 6 октября 1918 Национальный совет словенцев, хорватов и сербов взял власть в свои руки, заняв Загреб. Таким же образом без кровопролития Национальный совет взял под свой контроль все югославянские земли в составе Австрии. 29 октября 1918 парламент провозгласил независимость подконтрольных ему территорий, однако в стране начался политический кризис. К середине ноября из повиновения центральным властям вышли 12 местных органов самоуправления, в Баня-Луке была создана самостоятельная республика, а в ряде районов воцарилось полное безвластие. Большое беспокойство Народного веча вызывала необеспеченность границ. В Далмации итальянские войска захватывали одну территорию за другой, ссылаясь на лондонский договор, на границе Словении и Австрии сосредоточивались австрийские войска, в Банате — венгерские воинские части. 5 ноября 1918 Государство Словенцев, Хорватов и Сербов обратилось за помощью к Сербии.[3][4] 24 ноября 1918 Народное вече после долгих споров приняло решение об объединении ГСХС с Сербским Королевством и о посылке в Белград представительной делегации.

1 декабря 1918 после встречи властей ГСХС и Сербии в Белграде состоялось объединение этих государств. Незадолго перед этим сербская армия заняла Воеводину. К Сербии была присоединена часть территории никем не признанной республики Банат (другая её часть досталась Румынии), и часть непризнанной Сербско-Венгерской Республики Баранья-Байя.

4. Королевство Сербия

В ходе Сербской кампании 1915 года Сербия потерпела сокрушительное поражение. Центральные державы полностью оккупировали её территорию. Восстановленная на Корфу сербская армия вновь вступила в войну на Салоникском фронте совместно с силами Антанты (1917). Сербские и французские войска нанесли поражение болгарским и австро-венгерским силам в Вардарской долине. 30 сентября 1918 года Болгария сдалась.

После падения Австро-Венгрии сербские вооружённые силы быстро завладели всей сербской территорией, а также Вардарской Македонией, Черногорией, Банатом, Бачкой и Бараньей, и Сремом, но остановились у границ других габсбургских территорий, отошедших к Государству словенцев, хорватов и сербов, ожидая официального союза между ним и Сербией.

4.1. Срем

После развала Австро-Венгрии Срем стал частью вновь созданного Государства словенцев, хорватов и сербов. 29 октября 1918 парламент Королевства Хорватия и Славония разорвал отношения с Веной и Будапештом. 5 ноября 1918 Земун призвал Сербскую Королевскую Армию защитить город от Центральных держав. 24 ноября местный парламент, составленный из представителей разных частей Срема, собрал Национальный совет в Руме. Жители западного Срема, населенного преимущественно хорватами, не были представлены в этой ассамблее. Национальный совет, опасаясь, что объединения не произойдёт, а Загреб медлит, решил принять участие в создании нового южнославянского государства и провозгласил объединение с Сербией.

4.2. Банат, Бачка и Баранья

После поражения Центральных держав и предстоявшего краха Австро-Венгрии, централизованная система власти в стране была уничтожена, и власть на местах с лета 1918 оказалась в руках у местных самопровозглашенных народных советов. В Нови-Саде был создан «Сербский Национальный Комитет», который вскоре создал свои отделения в регионах Банате, Бачке и Баранье, с целью создать предварительную администрацию этих регионов. Комитет стремился объединить не только сербов в регионе, но и других славян, в особенности буневцев. Для выполнения своих целей комитет создал собственные вооруженные силы под названием «Сербская Национальная Гвардия». Опасаясь, что их силы слишком малы, 5 октября 1918 местная администрация Панчево обратилась к Сербии с просьбой о защите.

1 ноября 1918 года Социал-демократическая партия в Тимишоаре провозгласила независимость Республики Банат, пытаясь представить его как мультиэтничный регион, который не может принадлежать только Сербии или Румынии. 4 ноября 1918 Банатский народный совет организовал военизированные отряды с целью установить контроль над всей территорией республики, но это ему так и не удалось. 15 ноября сербские войска вошли в Банат c запада, а румынские с востока, и республика прекратила своё существование, поделённая между двумя странами. Бачка и часть Бараньи находились под контролем местных предварительных администраций, которые, приветствуя сербскую армию, обратились к правительству Сербии с просьбой окончательно установить контроль на землями Войводины и изгнать оттуда остатки венгерской администрации.

25 ноября 1918 была сформирована «Великая народная ассамблея сербов, буневцев и других славян Баната, Бачки и Бараньи» из 757 представителей, избранных в 211 муниципалитетах, в том числе 578 были сербов, 84 буневцев, 62 словака, 21 русин, 6 немцев, 3 шокца, 2 хорвата и 1 венгр. В этом парламенте были представлены два течения: радикальное и демократическое. Более слабое демократическое течение желало связей с Загребом и Государством словенцев, хорватов и сербов, и как славянская часть бывшей Австро-Венгрии, они хотели установить отношения с Королевством Сербия. Они настаивали на единстве всех югославов и отмене внутренних этнических границ. Радикалы во главе с Яшей Томичем считали, что три народа имеют разную культуру и традиции. Несмотря на то, что создние Югославянского государства представлядось неизбежным, эти народы не могли, по мнению радикалов считаться единой общностью. Они стремились сперва объединить все сербские территории. В конце концов, из опасения, что не объеденившись с Сербией, Войводина останется одна, победило радикальное течение и регион был присоединён к Сербии.

Оставьте комментарий