Объект и предмет изучения зоопсихологии.
Зоопсихоло́гия — раздел психологии, изучающий поведение животных, их инстинкты, познавательные процессы и отношения с окружением.
Объектом зоопсихологии является поведение животных.
Предметомзоопсихологии являются особенности и закономерности психической деятельности животных, а также её развитие в отногенезе и филогенезе.
Зоопсихология включает следующие области:
Решение вопроса об определении понятия психики;
Исследование возникновения психики в контексте филогенеза и онтогенеза;
Выделение стадий развития психики;
Выявление механизмов развития психики.
Поведение – это совокупность проявлений внешней, преимущественно двигательной, активности, направленной на установление жизненно необходимых связей организма со средой.
Психика– это функция животного организма, состоящая в отражении предметов и явлений окружающего мира в ходе и в результате направленной на этот мир активности – поведения.
Основные разделы зоопсихологии.
Зоопсихология имеет следующие основные разделы:
1. Общая зоопсихология – изучает общие характеристики психической деятельности животных, связь инстинкта и научения в формировании поведения.
2. Возрастная зоопсихология – изучает закономерности развития психической деятельности в онтогенезе.
3. Эволюционная зоопсихология – изучает развитие психической деятельности у животных на разных уровнях эволюции, процессы усложнения элементарной сенсорной и перцептивной психики, а также значение эволюции психики для антропогенеза
Зоопсихология имеет тесные связи с науками так или иначе изучающими живые объекты. Особо следует отметить связь зоопсихологии с такими науками как :
Сравнительная психология сопоставляет данные полученные зоопсихологией и психологией человека, выявляет сходные психические компоненты и общие биологические факты, обусловливающие поведение животных и человека.
Зоопсихологию с этологией связывает изучение поведения животных, однако зоопсихологов интересуют психические аспекты поведения, а этологов – биологические.
Зоопсихологические исследования приобретают всё большее значение для медицинской практики, где изучение расстройств психической деятельности у животных помогает понять патогенез нервных и психических заболеваний у людей и искать способы их излечения.
Краткая история зоопсихологии.
В трудах античных мыслителей анализировались основные проблемы поведения животных, обсуждались вопросы врожденного и благоприобретаемого поведения, инстинкта и научения, а также роль внешних и внутренних факторов психической активности животных.
Так Эпикур и его последователь Лукреций отстаивали материальность движущих сил поведения животных, по их мнению, целесообразные действия животных являются результатом своего рода естественного отбора, выживают лишь те животные, которые обладают полезными для них свойствами.
Платон считал, что все поведение животных определяется влечениями и близко подошел к представлению об инстинктах.
В трудах Аристотеля уже упоминаются экспериментальные данные о поведении животных. Он признавал за многими животными способность к индивидуальному научению, запоминанию выученного, чувствованию, при этом отделял их психологические свойств от человеческих и придавал им большое значение.
В учении стоиков впервые появляется понятие инстинкта.
Хризипп отмечал, что подобные действия выполняются всеми животными одного и того же вида одинаково.
Сенека считал, что животные обладают врожденным знанием того, что им вредно и также указывал на однообразие форм и результатов прирожденной деятельности животных, отрицал наличие у животных разума, способности к мышлению.
После средневекового застоя, начиная с 18 века делаются первые попытки изучения поведения животных на фундаменте достоверных фактов, получаемых в результате тщательных наблюдений и экспериментов
Так французский врач и философ Ламеттри, сопоставляя психические способности разных млекопитающих, птиц, рыб и насекомых показал биологическую приспособленность инстинктов, он считал, что инстинкты животных представляют собой совокупность движений, выполняемых вынужденно, вне зависимости от размышлений и опыта.
Французский просветитель Кондильяк в «Трактате о животных» (1755) рассматривая вопрос о происхождении инстинктов у животных: разумное поведение превращалось в привычку, а привычка в инстинкт.
Леруа в «Философских письмах об уме и способности животных к совершенствованию» (1781) выдвинул задачу изучения происхождения разума от инстинкта животных. Он предполагал, что инстинкт в результате повторения действий и запоминания ощущений постепенно достигает уровня «ума».
Исключительная роль в формировании зоопсихологии как науки принадлежит Леклерк-Бюффону. Согласно его учению животным свойственны разные формы психической деятельности (ощущения, привычки). Бюффон выдвинул тезис о связи воздействий окружающей среды с внутренним состоянием животного, что является по его мнению определяющим фактором его поведения.
Все концепции Бюффона были построены на реальных фактах они вошли в созданную им систему естествознания и стали первой основой будущей науки о поведении и психике животных.
19в
Итак, зарождение научной зоопсихологии и сравнительной психологии относится к концу 18 – началу 19 века:
Ламарк – доказал, что самые сложные проявления псих. деятельности развились из простых. Эволюция психики зависит от эволюции Н.С. В средине 19 века
К.Ф.Рулье в своих работах подчеркивал, что инстинкты необходимо изучать наравне с анатомией, физиологией и экологией животных, он доказывал, что инстинкты являются естественной составной частью жизнедеятельности животных
Дарвин в своих работах также уделял большое внимание вопросам эволюции психической деятельности животных и человека «Выражение эмоций у человека и животных»
12345678910Следующая ⇒
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 2165 | Нарушение авторского права страницы
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…
Содержание
Краткая история зоопсихологии
Еще древние мыслители пытались постичь основы и движущие силы поведения животных, задумывались над тем, существует ли у животных какое-то «духовное начало», какова его природа. В трудах античных мыслителей анализировались основные проблемы поведения животных, обсуждались вопросы врожденного и благоприобретаемого поведения, инстинкта и научения, а также роль внешних и внутренних факторов психической активности животных.
Так Эпикур и его последователь Лукреций отстаивали материальность движущих сил поведения животных, по их мнению, целесообразные действия животных являются результатом своего рода естественного отбора, выживают лишь те животные, которые обладают полезными для них свойствами. Платон считал, что все поведение животных определяется влечениями и близко подошел к представлению об инстинктах. В трудах Аристотеля уже упоминаются экспериментальные данные о поведении животных, он обосновывает представление об индивидуальном приобретении определенных компонентов поведения. Аристотель считал, что животные обладают психическими способностями, «следственными и аналогичными» психическим способностям людей. Он признавал за многими животными способность к индивидуальному научению, запоминанию выученного, чувствованию, при этом отделял их психологические свойств от человеческих и придавал им большое значение.
Аристотель признавал межвидовые психологические различия, более того, он подчеркивал, что различные особи из одной группы и одного вида могут быть психологически развиты неодинаково. Рациональные взгляды Аристотеля лежат в основе и современной этологии. В учении стоиков впервые появляется понятие инстинкта, он понимается как прирожденное, целеустремленное влечение, направляющее движения животного на приятное, полезное и уводящее его от вредного и опасного. Хризипп отмечал, что подобные действия выполняются всеми животными одного и того же вида одинаково. Сенека-младший считал, что животные обладают врожденным знанием того, что им вредно и также указывал на однообразие форм и результатов прирожденной деятельности животных, отрицал наличие у животных разума, способности к мышлению.
После средневекового застоя, начиная с 18 века делаются первые попытки изучения поведения животных на фундаменте достоверных фактов, получаемых в результате тщательных наблюдений и экспериментов, появляются труды, оказавшие большое влияние на дальнейшее изучение психической деятельности животных. Так французский врач и философ Ламеттри, сопоставляя психические способности разных млекопитающих, птиц, рыб и насекомых показал биологическую приспособленность инстинктов, он считал, что инстинкты животных представляют собой совокупность движений, выполняемых вынужденно, вне зависимости от размышлений и опыта. Французский просветитель Кондильяк в «Трактате о животных» (1755) рассматривая вопрос о происхождении инстинктов у животных, пришел к выводу, что инстинкты произошли из разумных действий путем постепенного выключения познания: разумное поведение превращалось в привычку, а привычка в инстинкт. В его работах и работах Галлера (1758), Реймаруса были впервые сформулированы основные свойства психических способностей животных.
Шпоры на экзамен по зоопсихологии
По их мнению, животные могут чувствовать, представлять, сравнивать и судить о вещах и событиях. Кроме этого, было доказано наличие памяти и определено различие между «умом» животных и их инстинктивным поведением.
Леруа в «Философских письмах об уме и способности животных к совершенствованию» (1781) выдвинул задачу изучения происхождения разума от инстинкта животных. Он предполагал, что инстинкт в результате повторения действий и запоминания ощущений постепенно достигает уровня «ума». Эту концепцию Леруа пытался обосновать собственными данными о поведении животных в природе, он придавал особое значение полевым исследованиям и доказывал, что психическая деятельность животных и особенно их инстинкты могут быть познаны лишь при наличии всесторонних знаний об их естественном поведении и с учетом их образа жизни. Леруа впервые начал исследовать развитие умственных способностей животных, считал что инстинкты изменчивы, а в анализе эволюции поведения предвосхитил работы Ламарка
Исключительная роль в формировании зоопсихологии как науки принадлежит Леклерк-Бюффону. Согласно его учению животным свойственны разные формы психической деятельности (ощущения, привычки), но не понимание смысла своих действий, они способны общаться, но их язык выражает лишь чувственные переживания. Бюффон выдвинул тезис о связи воздействий окружающей среды с внутренним состоянием животного, что является по его мнению определяющим фактором его поведения. Бюффон считал, что психические качества животных являются не менее значимыми для сохранения видов, чем физические качества. На основании научного изучения инстинктов Бюффон пришел к заключению, что сложные действия животных являются результатом сочетания врожденных природных функций, доставляющих животному удовольствие, и привычек, тем самым предвосхитил современное понимание структуры поведения животных. Все концепции Бюффона были построены на реальных фактах они вошли в созданную им систему естествознания и стали первой основой будущей науки о поведении и психике животных.
Итак, зарождение научной зоопсихологии и сравнительной психологии относится к концу 18 – началу 19 века, когда появились труды крупнейших биологов того времени Бюффона, Ламарка, Рулье, Дарвина. О работах этих ученых мы поговорим подробнее, когда будем анализировать проблему инстинкта и научения.
Объект и предмет изучения зоопсихологии.
Зоопсихоло́гия — раздел психологии, изучающий поведение животных, их инстинкты, познавательные процессы и отношения с окружением.
Объектом зоопсихологии является поведение животных.
Предметомзоопсихологии являются особенности и закономерности психической деятельности животных, а также её развитие в отногенезе и филогенезе.
Зоопсихология включает следующие области:
Решение вопроса об определении понятия психики;
Исследование возникновения психики в контексте филогенеза и онтогенеза;
Выделение стадий развития психики;
Выявление механизмов развития психики.
Поведение – это совокупность проявлений внешней, преимущественно двигательной, активности, направленной на установление жизненно необходимых связей организма со средой.
Психика– это функция животного организма, состоящая в отражении предметов и явлений окружающего мира в ходе и в результате направленной на этот мир активности – поведения.
Основные разделы зоопсихологии.
Зоопсихология имеет следующие основные разделы:
1. Общая зоопсихология – изучает общие характеристики психической деятельности животных, связь инстинкта и научения в формировании поведения.
2.
История зоопсихологии
Возрастная зоопсихология – изучает закономерности развития психической деятельности в онтогенезе.
3.
Эволюционная зоопсихология – изучает развитие психической деятельности у животных на разных уровнях эволюции, процессы усложнения элементарной сенсорной и перцептивной психики, а также значение эволюции психики для антропогенеза
Зоопсихология имеет тесные связи с науками так или иначе изучающими живые объекты. Особо следует отметить связь зоопсихологии с такими науками как :
Сравнительная психология сопоставляет данные полученные зоопсихологией и психологией человека, выявляет сходные психические компоненты и общие биологические факты, обусловливающие поведение животных и человека.
Зоопсихологию с этологией связывает изучение поведения животных, однако зоопсихологов интересуют психические аспекты поведения, а этологов – биологические.
Зоопсихологические исследования приобретают всё большее значение для медицинской практики, где изучение расстройств психической деятельности у животных помогает понять патогенез нервных и психических заболеваний у людей и искать способы их излечения.
Краткая история зоопсихологии.
В трудах античных мыслителей анализировались основные проблемы поведения животных, обсуждались вопросы врожденного и благоприобретаемого поведения, инстинкта и научения, а также роль внешних и внутренних факторов психической активности животных.
Так Эпикур и его последователь Лукреций отстаивали материальность движущих сил поведения животных, по их мнению, целесообразные действия животных являются результатом своего рода естественного отбора, выживают лишь те животные, которые обладают полезными для них свойствами.
Платон считал, что все поведение животных определяется влечениями и близко подошел к представлению об инстинктах.
В трудах Аристотеля уже упоминаются экспериментальные данные о поведении животных.
Он признавал за многими животными способность к индивидуальному научению, запоминанию выученного, чувствованию, при этом отделял их психологические свойств от человеческих и придавал им большое значение.
В учении стоиков впервые появляется понятие инстинкта.
Хризипп отмечал, что подобные действия выполняются всеми животными одного и того же вида одинаково.
Сенека считал, что животные обладают врожденным знанием того, что им вредно и также указывал на однообразие форм и результатов прирожденной деятельности животных, отрицал наличие у животных разума, способности к мышлению.
После средневекового застоя, начиная с 18 века делаются первые попытки изучения поведения животных на фундаменте достоверных фактов, получаемых в результате тщательных наблюдений и экспериментов
Так французский врач и философ Ламеттри, сопоставляя психические способности разных млекопитающих, птиц, рыб и насекомых показал биологическую приспособленность инстинктов, он считал, что инстинкты животных представляют собой совокупность движений, выполняемых вынужденно, вне зависимости от размышлений и опыта.
Французский просветитель Кондильяк в «Трактате о животных» (1755) рассматривая вопрос о происхождении инстинктов у животных: разумное поведение превращалось в привычку, а привычка в инстинкт.
Леруа в «Философских письмах об уме и способности животных к совершенствованию» (1781) выдвинул задачу изучения происхождения разума от инстинкта животных. Он предполагал, что инстинкт в результате повторения действий и запоминания ощущений постепенно достигает уровня «ума».
Исключительная роль в формировании зоопсихологии как науки принадлежит Леклерк-Бюффону. Согласно его учению животным свойственны разные формы психической деятельности (ощущения, привычки). Бюффон выдвинул тезис о связи воздействий окружающей среды с внутренним состоянием животного, что является по его мнению определяющим фактором его поведения.
Все концепции Бюффона были построены на реальных фактах они вошли в созданную им систему естествознания и стали первой основой будущей науки о поведении и психике животных.
19в
Итак, зарождение научной зоопсихологии и сравнительной психологии относится к концу 18 – началу 19 века:
Ламарк – доказал, что самые сложные проявления псих. деятельности развились из простых. Эволюция психики зависит от эволюции Н.С.
В средине 19 века
К.Ф.Рулье в своих работах подчеркивал, что инстинкты необходимо изучать наравне с анатомией, физиологией и экологией животных, он доказывал, что инстинкты являются естественной составной частью жизнедеятельности животных
Дарвин в своих работах также уделял большое внимание вопросам эволюции психической деятельности животных и человека «Выражение эмоций у человека и животных»
12345678910Следующая ⇒
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 2166 | Нарушение авторского права страницы
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…
Краткая история зоопсихологии
Объект и предмет изучения зоопсихологии.
Зоопсихоло́гия — раздел психологии, изучающий поведение животных, их инстинкты, познавательные процессы и отношения с окружением.
Объектом зоопсихологии является поведение животных.
Предметомзоопсихологии являются особенности и закономерности психической деятельности животных, а также её развитие в отногенезе и филогенезе.
Зоопсихология включает следующие области:
Решение вопроса об определении понятия психики;
Исследование возникновения психики в контексте филогенеза и онтогенеза;
Выделение стадий развития психики;
Выявление механизмов развития психики.
Поведение – это совокупность проявлений внешней, преимущественно двигательной, активности, направленной на установление жизненно необходимых связей организма со средой.
Психика– это функция животного организма, состоящая в отражении предметов и явлений окружающего мира в ходе и в результате направленной на этот мир активности – поведения.
Основные разделы зоопсихологии.
Зоопсихология имеет следующие основные разделы:
1. Общая зоопсихология – изучает общие характеристики психической деятельности животных, связь инстинкта и научения в формировании поведения.
2. Возрастная зоопсихология – изучает закономерности развития психической деятельности в онтогенезе.
3. Эволюционная зоопсихология – изучает развитие психической деятельности у животных на разных уровнях эволюции, процессы усложнения элементарной сенсорной и перцептивной психики, а также значение эволюции психики для антропогенеза
Зоопсихология имеет тесные связи с науками так или иначе изучающими живые объекты. Особо следует отметить связь зоопсихологии с такими науками как :
Сравнительная психология сопоставляет данные полученные зоопсихологией и психологией человека, выявляет сходные психические компоненты и общие биологические факты, обусловливающие поведение животных и человека.
Зоопсихологию с этологией связывает изучение поведения животных, однако зоопсихологов интересуют психические аспекты поведения, а этологов – биологические.
Зоопсихологические исследования приобретают всё большее значение для медицинской практики, где изучение расстройств психической деятельности у животных помогает понять патогенез нервных и психических заболеваний у людей и искать способы их излечения.
Краткая история зоопсихологии.
В трудах античных мыслителей анализировались основные проблемы поведения животных, обсуждались вопросы врожденного и благоприобретаемого поведения, инстинкта и научения, а также роль внешних и внутренних факторов психической активности животных.
Так Эпикур и его последователь Лукреций отстаивали материальность движущих сил поведения животных, по их мнению, целесообразные действия животных являются результатом своего рода естественного отбора, выживают лишь те животные, которые обладают полезными для них свойствами.
Платон считал, что все поведение животных определяется влечениями и близко подошел к представлению об инстинктах.
В трудах Аристотеля уже упоминаются экспериментальные данные о поведении животных. Он признавал за многими животными способность к индивидуальному научению, запоминанию выученного, чувствованию, при этом отделял их психологические свойств от человеческих и придавал им большое значение.
В учении стоиков впервые появляется понятие инстинкта.
Хризипп отмечал, что подобные действия выполняются всеми животными одного и того же вида одинаково.
Сенека считал, что животные обладают врожденным знанием того, что им вредно и также указывал на однообразие форм и результатов прирожденной деятельности животных, отрицал наличие у животных разума, способности к мышлению.
После средневекового застоя, начиная с 18 века делаются первые попытки изучения поведения животных на фундаменте достоверных фактов, получаемых в результате тщательных наблюдений и экспериментов
Так французский врач и философ Ламеттри, сопоставляя психические способности разных млекопитающих, птиц, рыб и насекомых показал биологическую приспособленность инстинктов, он считал, что инстинкты животных представляют собой совокупность движений, выполняемых вынужденно, вне зависимости от размышлений и опыта.
Французский просветитель Кондильяк в «Трактате о животных» (1755) рассматривая вопрос о происхождении инстинктов у животных: разумное поведение превращалось в привычку, а привычка в инстинкт.
Леруа в «Философских письмах об уме и способности животных к совершенствованию» (1781) выдвинул задачу изучения происхождения разума от инстинкта животных. Он предполагал, что инстинкт в результате повторения действий и запоминания ощущений постепенно достигает уровня «ума».
Исключительная роль в формировании зоопсихологии как науки принадлежит Леклерк-Бюффону. Согласно его учению животным свойственны разные формы психической деятельности (ощущения, привычки). Бюффон выдвинул тезис о связи воздействий окружающей среды с внутренним состоянием животного, что является по его мнению определяющим фактором его поведения.
Все концепции Бюффона были построены на реальных фактах они вошли в созданную им систему естествознания и стали первой основой будущей науки о поведении и психике животных.
19в
Итак, зарождение научной зоопсихологии и сравнительной психологии относится к концу 18 – началу 19 века:
Ламарк – доказал, что самые сложные проявления псих. деятельности развились из простых. Эволюция психики зависит от эволюции Н.С. В средине 19 века
К.Ф.Рулье в своих работах подчеркивал, что инстинкты необходимо изучать наравне с анатомией, физиологией и экологией животных, он доказывал, что инстинкты являются естественной составной частью жизнедеятельности животных
Дарвин в своих работах также уделял большое внимание вопросам эволюции психической деятельности животных и человека «Выражение эмоций у человека и животных»
12345678910Следующая ⇒
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 2163 | Нарушение авторского права страницы
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…