История возникновения социологии

История становления и развития социологии.

Мировую историю социологии подразделяют на три периода:

1) Донаучный (до начала XIXвека);

2) Классический (с середины XIXвека до начала XX века)

3) Современный (с 20-х гг. XXв )

Донаучный период. Своеобразные взгляды на развитие общества были высказаны в учениях древнеиндийских, древнекитайских, и древнегреческих философов, европейских мыслителей средневековья и нового времени. (Будда, Конфуций, Заратустра (неизбежность соц. нер-ва), Сократ, Платон («Государство»), Аристотель (приоритет общественного интереса, приоритет интереса личности)).

Эпоха просвещения и исторические события Великой Французской революции, ставшей во многом поворотным пунктом развития человеческой цивилизации. Именно тогда, после трагических событий и результатов французской революции возникла особая потребность в познании социально-политических условий жизни, и встал вопрос о необходимости общей реформы учения об обществе и поиске новых методов изучения общественной жизни. (Ж-Ж. Руссо, Ш. Л. Монтескье, К. А. Гельвеции, Д. Дидро и др.), (преодоление неравенства, гражданская концепция, согласно которой преодоление всех форм несвободы осуществляется методом длительного морального совершенствования личности и общества, устранение церкви, как предмета деспотизма).

Классический период социологии начинается в XIX веке. В этот период сложилось несколько направлений: французская социологическая школа (О.Конт, Э. Дюркгейм), английская (Г. Спенсер), немецкая школа (М. Вебер, Г. Зиммель), развивается марксистское направление в социологии.

Основателем социологии как самостоятельной и целостной науки об обществе стал французский ученый и философ-позитивист Огюст Конт (1798-1857).(«КУРС ПОЗИТИВНОЙ ФИЛОСОФИИ») О. Конт ввел в научный оборот понятие "социология". Он выступал против того, чтобы считать общество простой совокупностью индивидов, которые рассматривались многими мыслителями как своего рода "социальные атомы", существующие чуть ли не автономно по отношению друг к другу.

О.Конт — основатель первого направления в социологии — позитивизма. Социология должна быть наукой об обществе. Подобно естественнонаучным дисциплинам, социология должна: 1)опираться на объективные факты, а не на размышления о них; 2) полученные знания должны быть проверяемы; 3) наука должна приносить плоды для общества, подобно тому, как открытие законов механики способствовало появлению машин.

О. Конт формулирует закон трех стадий (человеческий дух в своем развитии прошел три фазы: теологическую (господство идей, не имеющих доказательств), метафизическую (познание сущности, принимаемой за реальность) и научную (позитивизм, познание с помощью разума и наблюдения).

и закон классификации наук, в которой науки располагаются от более общих к более частным и более сложным наукам: Математика – Астрономия — Физика-Химия – Биология — Социология.

Социология у Конта — самая молодая и самая сложная наука, и поэтому она должна опираться на другие развившиеся науки. От себя социология приносит "исторический метод", с помощью которого выводятся закономерности развития.

Социологию — социальную статику (законы функционирования социальной системы, идея порядка и гармонии) и социальную динамику (анализ законов социального развития, идея прогресса).

Другим представителем французской социологической школы является Эмиль Дюркгейм (1858 — 1917). Родоначальник французской социологической школы, первый в мире профессор социологии, основатель журнала «Социологический ежегодник». Основывается на теории социального факта. В своей работе «Метод социологии» излагает основные требования к социальным фактам, которые позволили бы существовать социологии в качестве науки:

  1. «рассматривать социальные факты как вещи». Это означает, что: а) социальные факты внешние для индивидов;

  2. «систематически отмежевываться от всех врожденных идей».

  3. признание первенства целого над составляющими ее частями. Это означает признание того, что источник социальных фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивидов

социология основывается на познании социальных фактов. Признание объективной реальности социальных фактов является центральным пунктом социологического метода, по Дюркгейму.

Параллельно с французской социологической школой развивалась английская школа, ярким представителем которой является Герберт Спенсер (1820-1903) — последователь позитивистских идей О. Конта, является основателем органической школы в социологии. Основа — аналогия между биологическим и социальным организмами. Широко использовал историко-сравнительный метод в обосновании социологических взглядов.

Большое внимание Спенсер уделил уточнению и разработке понятийного аппарата социологии. Можно сказать, он заложил фундамент понятийной системы социологии, а также структурно-функционального метода. Труд Спенсера "Основания социологии"(1877) был одним из первых в плане построения целостной социологической системы, поэтому он считается одним из основателей социологии наряду с О. Контом, а также родоначальником органической теории общества.

Центральное понятие– эволюционизм. Согласно идее закономерной эволюции общественной жизни процесс социальных изменений совершается по естественным законам, независимо от желания людей.

В Германии первой по настоящему профессиональной научной школой социологии стала “формальная социология”. Георг Зиммель ( 1858-1918). Формальная, или чистая социология исследует формы взаимодействия между индивидами, образующими общество, отделяя их “от содержания, в котором живут эти формы”. Сумма этих форм связи образует собственно общество.

Другим представителем немецкой социологической школы является Макс Вебер (1864-1920). Наиболее важным в социологии является логическое понимание социальных процессов и их научное осмысление. Изучение объективных фактов – задача экономических, политических, юридических наук. Социология же должна дать интерпретацию субъективных мотивов индивидуального действия.

Предметами социологии должны быть социальные действия:

• осмысленны человеком с точки зрения целей и средств их достижения

• ориентированы на других субъектов.

Марксистская социологическая школа. Основными его представителями являются Карл Маркс (1818 -1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895).

По общественной теории К. Маркса общество основывается на материальных условиях жизни, причем экономический базис и стремление человека к удовлетворению своих основных потребностей определяют надстройку общества, т.е. культуру, духовную жизнь и окружающий мир символов.

К. Маркс поставил своей целью раскрыть взаимоотношения экономического базиса и настройки общества, а также механизмы исторического развития общества.

Труд является центральным понятием в теории К. Маркса

Динамика социального развития, по Марксу, обусловлена постоянно возникающим противоречием, конфликтом между развивающимися производительными силами, с одной стороны, и производственными отношениями — с другой. В свою очередь производственные отношения (базис) постоянно оказываются в конфликте с надстройкой и различными формами осознания этого базиса в обществе.

Современный этап в развитии социологии начинается в 20-е г XX веке. Если на предыдущем этапе центром мировой социологической мысли являлась Западная Европа, то в XX веке он перемещается в США. В этот период появляется огромное количество направлений, теорий, парадигм. Наиболее значимые из них: 1) теория действия и теория социальных систем Толкотта Парсонса, 2) функционализм и теория аномии Роберта Мертона, 3) этнометодология Гарольда Гарфинкеля, 4) феноменологическая социология Альфреда Щюца, 5) драматургический подход Ирвинга Гофмана, 6) теории личности Джорджа Герберта Мида и Чарлза Кули.

Родоначальники социологии: О.Конт

Огюста Конта (1798-1857) часто называют отцом социологии: он первым решил использовать научный метод для изучения общества. Основной целью Конта было отделение новой социологической науки от метафизики и теологии с ее методами и принципами и создание науки об обществе на основах точного научного знания, подобно естественнонаучному. Он полагал, что с помощью науки можно познать скрытые законы, управляющие всеми обществами. Такой подход Конт назвал сначала социальной физикой, а затем социологией, что означало «наука об обществе».

Конт родился во Франции в 1798 г. В своих основных работах Конт выступил против метафизических взглядов эпохи Просвещения, господствовавших во Франции до революции. Конт стремился выработать рациональный подход к изучению общества, основу которого составили бы такие методы как наблюдение и эксперимент. Он надеялся, что такой подход, названый им позитивизмом, обеспечит практическую основу для нового, более устойчивого общественного порядка.

Конт разделил социологию на два больших раздела: социальную статику и социальную динамику. Первая изучает условия существования и законы функционирования общественной системы, это структура общества, а вторая — законы развития и изменения социальных систем, это динамика общества. Социальная статика — это теория общественного порядка, организации, гармонии. Социальная динамика — теория прогресса.

Закон трех стадий — основа социальной динамики – 3 стадии развития истории:

  • 1.

    История социологии

    Теологическая или фиктивная стадия, охватывающая древность и раннее средневековье (до 1300 г.).

  • 2. Метафизическая стадия, охватывающая XIII-XIX вв.
  • 3. Позитивная стадия – с XIX в.

Главные черты социологии:

  • 1. Систематизированный, целостный подход к исследованию социальных процессов;
  • 2. Освобождение от всякого рода ненаучных и метафизических форм познания;
  • 3. Опора на эмпирические данные наблюдений и эксперимента;
  • 4. Результативность научных достижений подобно естественнонаучным;
  • 5. Систематизация предшествующего знания и определение собственного предмета исследования новой социальной науки.

Основные работы:

  • 1. «Популярный астрономический трактат» (1845)
  • 2. «Система позитивной политики или социологический трактат» (1851-1854)
  • 3. «Курс позитивной философии» (в русском переводе «Курс положительной философии» (1899-1900).

Роль Конта в истории социологии: обращение к положительному (позитивному) знанию, признание закономерности исторического процесса, внимание к изучению социальных институтов и структуры общества — все это оказало сильное влияние на развитие обществоведения и на современную науку.

История социологии

Предпосылки появления социологии

Впервые в истории европейской мысли теории общества возникли еще в рамках античной философии и их появление связывают с именами Платона и Аристотеля. Но возникновение социологии, как самостоятельной науки, относят к середине 19 века и связывают с развитием капитализма.

Можно выделить три основные причинные цепочки появления социологии:

1) Развитие капитализма → тяжелые социально-экономические условия для масс (прежде всего рабочего класса) → взрывы классовой борьбы → стремление властей и ученых понять: что происходит и как этим можно управлять?

Сторонники рабочего класса выступили с теорией социализма и доказательствами, что “так жить нельзя, для изменения общества можно и нужно применять насилие!” Сторонники властей выступили с другими социально-экономическими теориями развития общества и с доказательствами, что “то, что происходит закономерно, но преходяще. Общество можно и нужно усовершенствовать и тем прекратить насилие”. Но для этого нужно понимать: что есть общество, как оно устроено, как развивается. То есть, нужна специальная наука об обществе.

2) Складывание мирового рынка →, усиление мобильности людей и контактов между странами → сталкивание различных культур → потребность в понимании почему общества такие разные, как лучше понять друг друга, чтобы с выгодой торговать, а не убивать … . Но для этого также нужно понимать: что есть общество, почему люди, взаимодействуя друг с другом, ведут себя так, а не иначе.

3) Логика саморазвития наук об обществе → накопление множества данных об обществе, потребность и возможность создания общей теории общества!

Огюст Конт

Отцом-основателем социологии, как специальной науки об обществе, принято считать французского философа О. Конта (1798-1857). Конт был одним из первых ученых, кто заявил, что общество — это реальность, (а не просто наименование для обозначения множества индивидов, как тогда считали многие), что эту реальность можно изучать методами естественных наук и определил место социологии в общем ряду наук: математика — астрономия — физика — химия — биология — социология. Этим он сразу дал понять, что социология — сложнейшая из известных наук.

Зачем нужна новая наука социология? — для достижение всеобщего согласия, единства ценностей и норм! Конт искренне полагал, что достаточно понять, по каким законам развивается общество, обучить правителей и дать народу социологическое знание, которое должно заменить религию. Тогда и наступит всеобщее согласие…

Предметом социологии, по Конту, является общество в его целостности и взаимосвязанности. Общество первично, а индивид — вторичен! Индивид — есть абстракция, слепок общества.

Основные методы социологии — наблюдение, эксперимент, сравнение (различных обществ между собой и выяснение сходства и различия, сравнение различных последовательных состояний общества).

Социологическая теория, по Конту, должна состоять из 2-х частей:

— социальной статики — “теории социального порядка, организации и гармонии”. Здесь изучают, как общество устроено, и как оно функционирует.

— социальной динамики — “теории социального прогресса”. Здесь изучают законы развития и изменения общества, факторы социального прогресса.

Главные факторы социального прогресса по Конту: духовное и умственное развитие. Вторичными факторами выступают: климат, раса, разделение труда и пр.

Виды социального прогресса по Конту:

а) материальный (изменение условий жизни),

б) физический (изменения человеческой природы),

в) интеллектуальный (Закон 3-х стадий: общество развивается от доминирования религии, к метафизике, далее к позитивизму),

г) моральный (развитие коллективизма, нравственности).

Герберт Спенсер

Г. Спенсер (1820-1903) — английский философ и социолог-позитивист, также считается одним из основателей современной социологической науки.

Он оказал огромное влияние на возникновение и формирование европейской и, особенно, американской социологии. На его взгляды повлияло знакомство с трудами видных экономистов А.Смита и Т.Мальтуса. Высоко оценил он "Происхождение видов" Ч.Дарвина и взял на вооружение некоторые идеи последнего. Весьма серьезное влияние на мировоззрение Спенсера оказали работы О.Конта.

В начале шестидесятых годов ХIХ века, Спенсер предпринял грандиозную попытку создать систему социологии, объединяющую все теоретические науки того времени. Социология у него становится всеобъемлющей наукой, включающей в себя и анропологию, и этнографию, и общую теорию исторического развития.

Спенсер привнес в социологию два исходных принципа, которые оказали существенное влияние на все ее развитие: понимание общества как живого организма и идею социальной эволюции (органицизм и эволюционизм).

По Спенсеру — общество не просто скопление индивидов, а реальная сущность, особый социальный организм, имеющий сходство с биологическими созданиями. Общество как и организм, растет и увеличивается в объеме, в процессе эволюции усложняется в структуре, каждая часть общества выполняет определенную функцию. Как и в живом организме, в нем дифференциация структуры и функций его отдельных частей сопровождается развитием их взаимодействия и т.д.

Но Спенсер говорит и об отличиях биоорганизма от организма социального. Так составные части биоорганизма соединены неразрывно в единое целое, тогда как в обществе живые элементы более независимы; в биоорганизмах способность мыслить и чувствовать сосредоточена лишь в определенных его частях, а в обществе все единицы способны на это; в живом организме элементы существуют ради единого целого, а в обществе наоборот.

Кстати, их последнего тезиса следует, что для Спенсера, в отличие от Конта, индивид первичен, а общество вторично!

Эволюционизм,  является вторым исходным принципом теории Спенсера. Эволюция для него это всеобщий единый процесс развития. Социальная эволюция — противоречивый, но равномерный, постепенный, автоматический процесс. Вмешательство в этот процесс недопустимо!

История возникновения социологии

Оно приведет лишь к ухудшению существующего положения.

Взгляды Спенсера нашли огромное признание уже при его жизни. Своим пониманием общества как саморегулирующейся системы и анализом взаимосвязи социальных функций со структурой общества он предвосхитил многие положения структурного функционализма. Он первым в социологии начал систематически употреблять понятия "социальная система", "социальная структура", «функция", "институт". Одним из первых он попытался разграничить понятия эволюция и прогресс.

Марксизм

Карл Маркс (1818-1883) не считал себя социологом. Более того, он не признавал и ненавидел Конта с его социологией, но случилось так, что значение идей Маркса для развития социологии оказалось весьма велико и общепризнанно социологической общественностью.  Выделяют такие его ключевые социологические идеи:

— он показал влияние экономических факторов (производительных сил и производственных отношений) на объективное и поступательное (т.е. независимое от воли и сознания отдельных личностей в истории) развитие общества. Более того, показал, что их воля и сознание определяется естественно-историческим процессом;

— он создал концепцию отчуждения труда, которую социологи с успехом используют и сегодня;

— он показал роль социальных противоречий и конфликта в развитии общества. На этом основании, К.Маркса называют основоположником конфликтологической парадигмы в социологии.

— он выдвинул мысль о существовании "исторического интереса эпохи" и его влиянии на "ценностные предпочтения" ученых, результаты их деятельности, и, соответственно, их влияние на развитие общества. Отсюда — признание Марксом возможности и даже необходимости активного вмешательства в эволюцию развития общества, даже насильственного.

Таким образом, в целом, подход Маркса был историчен, человек рассматривался им не только как объект социального действия, но и как его субъект, способный изменять свою среду. Для тогдашней социологии также имел большое значение акцент Маркса на изучение не общества вообще, человека вообще, а конкретного общества и конкретного человека.

Однако, большинство социологов не принимали и не приемлют мысли Маркса о том, что люди с помощью насилия могут вмешиваться в эволюцию.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917)

С его именем связывают становление классической социологии. Основные принципы классической социологии Дюркгейма:

— социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности. Нет специфических социальных законов

— методы социальных исследований должны быть такими же точными, строгими, как в естествознании.

— важнейшим критерием научности является объективность содержания знания.

Следовательно, социология должна строиться по образу естественных наук, все социальные явления должны быть описаны количественно, социологическое знание не должно содержать субъективных суждений или умозрительных рассуждений, должно описывать социальную действительность независимо от нашего к ней отношения, т.е. социология должна быть свободна от ценностных суждений и идеологий!

Для Дюркгейма, предмет социологии — "социальные факты" – это то, что появляется в результате коллективной деятельности людей, далее уже существует объективно и даже оказывают давление на людей. Между социальными фактами могут быть отношения причинности, познавая их, можно формулировать постоянные законы функционирования и развития общества.

Источник социальных фактов всегда находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивидов. Чтобы возник социальный факт, нужно чтобы, по крайней мере, насколько индивидов объединили свои действия,  и чтобы эта комбинация породила какой-то новый результат. Поскольку этот синтез происходит вне сознания людей и образуется из их взаимодействия, постольку и появляются новые, теперь уже объективно существующие образцы поведения, способы действия, идеи, ценности и т.п. Общество в целом — автономная система, управляется по своим законам, не сводится к сознанию или действию каждого индивида;

"Понимающая социология"

Иной тип научной социологии создали немецкие социологи Георг Зиммель (1858-1918) и Макс Вебер (1864-1920). В основе их методологии — представление о принципиальной противоположности законов природы и общества. Поэтому, должно быть и два типа научного знания: науки о природе (естествознание) и науки о культуре (гуманитарное знание).

Почему так? Явления природы можно наблюдать как бы со стороны и расчленяя, синтезируя, экспериментируя можно понимать их сущность и объяснять. Социальные явления человек не может объяснить объективно, так как всегда находится внутри них, воспринимает и описывает их, так как увидел и понял, т.е. только субъективно.

Природу можно объяснять, социальное можно только понять! Наблюдать в обществе мы можем только цепочки реальных действий индивидов. А далее мы можем только сконструировать наши объяснения их действий на основе понимания мотивов их действий.

Для них предмет социологии не общество, не коллективное, а только индивид с его сознанием, мотивацией, рациональным поведением. Они постоянно подчеркивали важность понимания социологом именно субъективного смысла, который вкладывается в действие самим действующим индивидом.

Главный инструмент познания — чистые формы или идеальные типы социальной действительности. Эти идеальные логические конструкции должны отражать типичные социальные явления (например: власть, религия, капитализм, бюрократия и т.п.) и служить для соотнесения, сравнения с ними социальной реальности. Эти выделенные с помощью наблюдения и анализа идеальные типы позволяют лучше понять реальность, смысл того, что переживается людьми, даже когда сами они этого не понимают.

Монофакторные школы в социологии

Конец ХIХ века знаменовался бурным расцветом так называемых "школ одного фактора". Вдохновленные выдающимися достижении в естествознании, многие ученые пытались объяснить социальный мир по аналогии с физическим миром, с биологическим миром и т.п. Упрощая понимание социального мира, они пытались найти главный фактор, определяющий общественное развитие. Соответственно, появился ряд монофакторных социологических школ.

Например, механистическая школа.  Представители этой школы пытаются найти простые законы, управляющие материей во всех ее формах, в том числе и социальной. Для них человек — молекула общества, в котором, как в физическом мире, действуют силы притяжения и отталкивания… Производство и потребление в обществе — простые превращения вещества, торговля — перемещение его в пространстве и т.п. Различные социологические категории (социальный порядок, государство и т.п.) они переводят на язык физики и математики, пытаются вывести формулу социального прогресса и т.п.

При всей несостоятельности такой редукционной (то есть упрощающей, сводящей к чему-то упрощенному) методологии, представители механицизма, будучи сторонниками количественных и статистических методов, вносили заметный вклад в теорию и методологию социальных измерений Их влияние чувствуется и в современных тенденциях использования в социологии кибернетики, общей теории систем и пр.

Географическая школа. Для социогеографов главный фактор социальных изменений — природно-климатические условия (горы или степи, берег моря или леса, благоприятный или неблагоприятный климат), которые предопределяют не только темпы развития, но даже формы государственного устройства. Используя данные статистики, палеоботаники, истории, географии они стремятся обосновать связи между изменениями климата и прогрессом цивилизаций (изучают кривые изменения температуры, влажности и т.п., и сопоставляет их с кривыми изменения смертности, преступности, с колебаниями деловой и экономической активности и т.п.). Оказалось, что действительно есть определенные связи между климатическими и социальными изменениями. Это дало ценные наблюдения не только для социологов, но и для биологов, психологов, климатологов… Данные современной науки подтверждают глубинные связи космоса, природы и социума, их взаимное влияние друг не друга.

Cоциал-дарвинизм. Это было одно из самых мощных направлений среди натуралистических и эволюционистских теорий. Австрийский социолог Людвиг Гумплович ввел понимание социологии, как науки о социальных группах и отношениях между ними, считал, что главная характеристика этих отношений — беспощадная борьба за выживание. Отличие естественного отбора среди людей от такового у животных видел в том, что у животных это борьба между отдельными особями, а у людей — между группами! В том, что у животных доминируют биологические инстинкты, а в основе групповых конфликтов — стремление к удовлетворению социальных потребностей и интересов и т.д.

Разумеется, попытка перенести законы борьбы за выживание из животного

мира в человеческий ошибочна, и сам Ч.Дарвин выступал против этого. Однако, социал-дарвинисты сумели внести много полезного в развитие социологии. Одна из их плодотворнейших идей — в подчеркивании значения интереса в человеческом обществе.

Психологическая социология.  Если в начале 19 в. психология была исключительно психологией индивида, и не принимала в расчет социальные процессы, то к последней трети 19в. положение изменилось. С одной стороны, психологи обнаружили, что высшие психологические функции невозможно свести к физиологическим процессам — требуется учет сложных социальных факторов. С другой стороны, социологи, неудовлетворенные примитивными биологическими аналогиями, проявили растущий интерес к проблемам мотивации, психологическим механизмам социального поведения. В результате этих встречных движений и сложилось то, что теперь условно называют психологическим направлением в социологии.

В Германии: М. Лацарус и Х. Штейнталь провозгласили создание "психологии народов". С их точки зрения, главная движущая сила исторического процесса — этнос, народ, активным началом которого является "дух целого", проявляющийся в языке, обычаях, искусстве, религии. Этот народный дух они понимали как психическое свойство индивидов, принадлежащих к определенной нации. Сознание индивидов — есть продукт этого целого. 

В США Л. Уорлд и Ф. Гиддингс основали психологический эволюционизм, где под социальными силами, которые управляют деятельностью человека, понимали психические силы — желания (голод, половой инстинкт, интеллектуальные, моральные, эстетические). У них и само общество выглядит как психическое явление. Их главный вклад — в доказательстве, что в социальной эволюции весьма значимую роль играет психология человека, его воля.

Наиболее интересными и плодотворными в этом направлении представляются концепции французских исследователей Г.Лебона и Г.Тарда.

Лебон первым показал фундаментальную роль эмоций в общественных делах. (Его главную работу "Психология толпы" и сегодня считают самой влиятельной книгой о коллективном поведении). Его вывод: идеи побеждают не потому, что они верны, а благодаря определенным механизмам психологического повторения и заражения, не имеющим ничего общего с разумом. Эти механизмы позволяют идее проникнуть в бессознательное, и только когда идея становится частью бессознательного, она становится эффективной для социального действия.

Народ, раса имеют национальную душу: разделяемые чувства, интересы, верования, способы мышления. Они так же создается нерациональными механизмами внушения, наследственности. Все метафизические, религиозные, политические и социальные верования укоренены в национальной душе народа, и именно эти глубоко укоренившиеся верования управляют социальными институтами.

У Тарда, социология выступает как "коллективная психология". Для него общество — мозг (продукт взаимодействия индивидов), сознание отдельного человека — клетка. Основа развития социальных процессов – межиндивидуальные отношения людей. Основная движущая сила исторического прогресса — неодолимое психическое стремление к подражанию. Постоянно людьми в разных сферах делаются тысячи изобретений (новые знания, действия, поступки). Какие-то из них принимаются, отбираются и превращаются в традиции, обычаи, законы.

Основа общественной жизни — согласие умов и желаний или одновременное присутствие одних и тех же понятий и стремлений во всех умах и сердцах людей в одном обществе. Это согласие появляется не из-за наследственности, или влияния одной и той же географической среды, а от внушения и подражания, распространяющих от одного к другому. Поэтому важнейшим средством социального контроля в обществе являются средства массовой информации (СМИ), способствующие созданию этого согласия . Тард первым заметил и показал роль СМИ, положив начало исследованиям их влияния, теориям "массового общества", развитию социальной психологии.

Существовали и другие монофакторные школы в социологии. Каждая их них привнесла что-то интересное и полезное в понимание общества, но ни одна и них, пытаясь “упростить”, найти один главный фактор его развития не могла решить эту задачу.

Аналитическая социология

Аналитические социологи уже не пытаются “упростить” понимание функционирования и развития общества, сведя его к одному фактору, но стараются создать единую, всестороннюю и всеохватывающую теорию. Одним из самых выдающихся представителей аналитического или интегрального направления в социологии считают Питирима Александровича Сорокина (1889-1969). Он родился в селе Турья Вологодской губернии. Работал в Психоневрологическом институте, затем в Санкт-Петербургском университете. Там же начал свою научную и преподавательскую деятельность как социолог. В 1919 году в Петроградском университете открыли кафедру социологии, и Сорокин сразу же стал ее профессором. Вначале он принял социалистическую революцию, хотел работать в Советской России, но быстро разобрался что происходит. Появились его критические выступления, что явно не понравилось советскому правительству. И в 1922 году вместе с другими выдающимися учеными (Бердяевым, Кондратьевым и др.) его арестовали и выдворили из страны.

В 1930 г. П. Сорокин стал профессором Гарвардского университета, создал факультет социологии и проработал там до пенсии. Там же он написал свой главный труд “Социальная и культурная динамика”, превзошедший по объему и эмпирическому охвату “Капитал” Маркса.

Для П.Сорокина, общество есть исторически складывающаяся сложная система взимодействия людей, которая не является результатом механической эволюции из природно-биологических отношений. Социокультурные отношения связаны с появлением особого духовного момента в системе взаимоотношений в виде “ценностей-норм-значений” (ЦНЗ), который является как раз той “призмой”, что превращает любые биофизические явления в социальные. Например, простой кусочек дерева или животное, через призму религиозных ценностей может превратиться в священный тотем. Простой физиологический акт между мужчиной и женщиной через призму ЦНЗ может быть истолкован как законные супружеские отношения, супружеская измена или изнасилование.   

Социокультурное взаимодействие есть совокупность трех взаимосвязанных элементов: нематериальных (ЦНЗ в сознании людей и групп), материализованных ценностей (книги, средства производства и пр.) и совокупности самих взаимодействующих индивидов и групп. Предметом социологии и являются статические и динамические черты этих трех сфер взаимодействия: личностей как субъектов, общества как совокупности взаимодействующих групп и культуры, как совокупности идей, ценностей и их носителей.

Исторический процесс, по Сорокину, есть циклическая флуктуация типов культуры, каждый из которых — специфическая целостность и имеет в основе несколько главных предпосылок (представлений о природе реальности и методах ее познания). Сорокин выделяет три основных типа культуры: чувственный (когда преобладает непосредственное чувственное восприятие действительности), идеацианальный (преобладает рациональное мышление) и идеалистический (господствует интуитивный тип познания). Кризис современной “чувственной” культуры он связывал с развитием материализма и науки и выход из него видел в будущей победе религиозной “идеалистической” культуры.

Сорокин является также одним из основателей теории социальной мобильности и социальной стратификации (с которой подробнее мы познакомимся в теме “Социальная структура общества” )

Развитое Сорокиным учение об “интегральной” социологии (охватывающей все социологические аспекты культуры) оказало значительное влияние на всю современную социологию.



Тема 1 Предмет, структура и функции социологического знания.

СОЦИОЛОГИЯ

История социологических учений

12345678910Следующая ⇒

Учреждение образования

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

Криворотько В.В., Матусевич О.А., Подручный М.В.

СОЦИОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс для студентов

Всех специальностей

Минск 2015

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебно-методический комплекс по обязательному учебному курсу «Социология», входящему в структуру интегрированного модуля «Экономика» разработан для студентов всех специальностей очной формы обучения. Главная задача комплекса– обеспечить реализацию стратегии гуманитаризации профессиональной подготовки студентов в рамках системы высшего образования. Цель курса «Социология» – дать знания студентам о ключевых темах социологии, о социальной и социологической проблематике, познакомить их с процедурой и методами проведения эмпирических социологических исследований, а также инициировать и разнообразить как аудиторную, так и самостоятельную контролируемую работу студентов на семинарских занятиях. Цель также заключается в формировании у студентов научных представлений об обществе и социальном мире человека, о закономерностях становления, функционирования и развития социокультурной реальности, о возможностях их познания и использования полученных знаний в конкретной профессиональной деятельности.

Важнейшей задачей высшего образования в современных условиях является формирование у студентов научного мышления, соответствующего характеру и масштабам социально-экономических, социально-политических и социокультурных проблем развития современного общества, в том числе и общества Республики Беларусь. Формирование активной жизненной позиции будущих специалистов невозможно без усвоения знаний о закономерностях развития общества, его культуры, методов осмысления социальной реальности.

Изложение социологического знания представлено в пособии сквозь призму различных теорий и интерпретаций, что, в свою очередь, апеллирует к активной позиции студента, предполагает развитие творчески-критического отношения к социологическим теориям, их методологическому инструментарию. Таким образом, у студента появится возможность выбора, какой теории, каким технологиям анализа социально-политических, социально-культурных реалий отдать предпочтение.

Все тематические, тестовые и контролируемые задания УМК отражают интерактивный подход к обучению и направлены на развитие способностей компетентного осмысления различных аспектов социальной реальности, а также на формирование навыков самостоятельного поиска и корректной формулировки ответов на вопросы, поставленные как социологией, так и самой действительностью.

Данное учебное пособие предполагает овладение студентами методологическими основами анализа общественной жизни, которые дадут возможность будущему специалисту самостоятельно анализировать социальные процессы; получение навыков проведения анкетирования и социометрического исследования группы, что в целом поможет самостоятельно исследовать окружающую социокультурную среду; формирование у будущих специалистов навыков и умений для проведения организаторской и воспитательной работы в коллективе. Все эти и многие другие проблемы, являющиеся предметом изучения социологии, должны входить в круг знаний, составляющих непременный атрибут современного образованного человека.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

РАЗДЕЛ 1

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Тема 1 Предмет, структура и функции социологического знания. История социологических учений

Термин социологияпроисходит от двух слов: латинского «socius» – «общественный» и греческого «λογοζ» – «слово», «понятие», «учение». Таким образом, социологию можно определить как науку об обществе.

Для того чтобы понять особенности социологии, необходимо определить предмет и объект этой науки. Объектомлюбой науки выступает часть внешней реальности, выбранной для изучения, обладающая определенной завершенностью и целостностью. Объектом социологии является общество, однако при этом наука исследует не отдельные его элементы, а все общество как целостную систему. Объектом социологии является совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Понятие социальногоможно рассматривать в двух смыслах: в широком смысле оно аналогично понятию «общественное»; в узком смысле социальное представляет лишь аспект общественных отношений. Социальные отношения складываются между членами общества, когда они занимают определенное место в его структуре и наделены социальным статусом. Следовательно, объектом социологии являются социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации.

Предметомнауки является результат теоретического исследования выбранной части внешней реальности. На протяжении исторического развития социологии взгляды на предмет этой науки претерпевали значительные изменения. Сегодня можно выделить следующие подходы к определению предмета социологии:

1) общество как особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам (О. Конт);

2) социальные факты, под которыми следует понимать любые установления, обычаи, формы поведения и т. д., которые существуют независимо от воли и желания индивида и обладают принудительной силой (Э. Дюркгейм);

3) социальное поведение как отношение человека, т. е. внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него (М. Вебер);

4) общество как система и составляющие его структурные элементы (базис и надстройка) (марксизм).

Обобщенно предметом социологии можно считать общество как совокупность социальных общностей, слоев, групп, индивидов, взаимодействующих между собой. Причем главным механизмом этого взаимодействия является целеполагание.

Учитывая указанные особенности, можно определить, что социология– это наука об общих и специфических социальных закономерностях организации, функционирования и развития общества, путях, формах и методах их реализации о действиях и взаимодействиях членов общества.

Социология выполняет определенные функции в обществе, среди которых можно выделить следующие:

1) познавательная – социологические исследования способствуют накоплению теоретического материала о социальной жизни;

2) критическая– данные социологических исследований позволяют проверить и оценить социальные идеи и практические действия;

3) регулятивная– теоретический материал социологии может использоваться государством для обеспечения социального порядка и осуществления контроля;

4) прогностическая– на основе данных социологических исследований можно составлять прогнозы развития общества и предотвращать негативные последствия социальных действий;

5) идеологическая– социологические разработки могут быть использованы различными общественными силами для формирования своей позиции.

12345678910Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 77 | Нарушение авторских прав

Похожая информация:

Поиск на сайте:

1.Люди с глубокой древности интересовались социальными проблемами. Первое и достаточно полное представление о строении общества дали философы античности: Платон и Аристотель.

Платон (427-347 г.г. до н.э.). В своей работе “Государство” выделил особую роль разделения труда и создал первую теорию стратификации, согласно которой общество делится на три класса:

ü высший (состоящий из мудрецов, управляющих государством);

ü средний (включающий воинов, охраняющих государство от смуты);

ü низший (состоящий из ремесленников и крестьян).

Платон считал, что человеческое общество должно воплотить в жизнь идеальную общественную систему, сознательно построенную и управляемую интеллигентной элитой в соответствии с принципами разума и целесообразности.

Каждый гражданин должен заниматься своим делом (разделение труда) и не вмешиваться в дела других классов (социальное разделение). Высший класс необходимо лишить частной собственности, которая, по мнению Платона, развращает нравы людей. Только исходя из этих принципов, можно построить стабильное общество, утверждал мыслитель.

Аристотель (384-322 г.г. до н.э.). Он так же как и Платон, делил общество на три класса:

ü богатая плутократия;

ü средний класс;

ü лишенные собственности бедняки.

У Аристотеля опорой порядка выступал средний класс. Аристотель учил, что государство лучше всего управляется в том случае, если:

v бедняки не отстранены от участия в управлении;

v интересы богатых ограничены;

v средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других.

Он считал, что частная собственность развивает у людей здоровые эгоистические интересы. Несовершенство общества, по мнению мудреца, нужно исправлять моральным улучшением людей и выравниванием их жизненных шансов. Аристотель утверждал, что чрезмерное неравенство людей опасно для государства.

Никколо Макиавелли (1469-1527 г.г.) — итальянский философ, который первым из мыслителей нового времени обратился к идеям Платона и Аристотеля.

В своем главном произведении “Государь” Макиавелли продолжает основную линию рассуждения платоновского “Государства”, но акцент делает на поведение политического лидера, а не на структуру общества. Он сформулировал три закона для правителя, желающего добиться успеха.

Первый закон. Действиями людей правит честолюбие и мотив власти. Людьми состоятельными движет страх потерять то, что они имеют, а бедняками – страсть приобрести то, чего их лишили.

Второй закон.Умный правитель не должен выполнять все свои обещания. Чтобы завоевать власть, надо быть добрым, но чтобы удержать ее, надо быть жестким.

Третий закон. Творить зло надо сразу, а добро – постепенно. Наградами люди дорожат, когда они редки, наказания же нужно производить сразу и в больших дозах.

Томас Гоббс(1588-1679 г.г.), английский философ, сделал следующий шаг в развитии социальной мысли. Он разработал теорию общественного договора, ставшую основой учения о гражданском обществе. Гоббс поставил вопрос: «Как возможно общество?» — и ответил на него так: во-первых, люди рождаются неспособными к обществен­ной жизни, но приобретают склонность к ней в результате воспитания (социа­лизации); во-вторых, гражданское общество порождено страхом одних перед другими. Именно страх заставляет людей создать гражданское общество, т.е. такое общество, которое на договорной основе гарантирует каждому своему члену относительную защищённость от враждебных действий других.

2. Социология как наука возникла в XIX веке, вобрав в себя лучшие достижения человеческой мысли об обществе. К основоположникам научной социологии относят выдающихся мыслителей Огюста Конта, Герберта Спенсера, Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера, Карла Маркса.

Огюст Конт (1798-1857 г.г.) — французский философ – позитивист. С его именем традиционно связывают возникновение социологии. В 1839 году в 47-й лекции “Курс позитивной философии” Конт ввел в научный оборот термин “социология”, заменив им употреблявшееся ранее понятие “социальная физика”. Он отвергал метафизические воззрения эпохи просвещения и призывал разработать рациональный, научный взгляд на общество.

По его мнению, все социальные проблемы можно решать с помощью науки.

Возникновение и развитие социологии

Конт утверждал, что больное общество можно вылечить, если создать точную и объективную науку об обществе — социологию. Открытые этой наукой законы общества надо преподавать в школах и университетах, чтобы научить людей правильному и разумному построению социальных взаимоотношений.

Конт акцентировал внимание на том, что изучение общества должно быть с применением базовых социологических методов: наблюдения, эксперимента, сравнения и исторического анализа.

В созданной им всеобщей классификации наук, социология находилась на самой вершине, выше математики, астрономии, физики, химии и биологии (рис.1).

Рисунок 1. Иерархия наук по О. Конту.

Его учение состояло из двух частей – социальной статики, описывающей законы существования общества, и социальной динамики, описывающей законы и этапы изменения общества.

Главным своим открытием Конт считал выявление закона “трех стадий”, согласно которому человек, общество и человечество в целом в своем развитии неизбежно и последовательно проходят три стадии:

ü теологическая или фиктивная. Здесь человеческий разум “стремится к абстрактному знанию”, господствует религиозно-мифологическое сознание. За

каждым явлением природы и жизни людей, человеческий ум усматривал сверхъестественные силы;

ü метафизическая или абстрактная. Характеризуется тем, что человеческое мышление пытается объяснить окружающий мир оторванными от жизни абстракциями. Наука слабо развита, поэтому преобладает опытное знание;

ü позитивная или научная. Человеческое сознание в своих суждениях и выводах исходит, преимущественно, из научных наблюдений.

Истинная наука, говорил Конт, сочетает наблюдение и предвидение. В рациональном предвидении он видел практическое назначение социологии.

Основные труды: “Система позитивной политики” (1851-1854 г.г.), “Курс положительной философии” (1899-1900 г.г.).

Герберт Спенсер (1820-1903 г.г.). Английский философ и социолог — позитивист, основоположник органической школы в социологии. Свою органическую теорию общества и понимание социальной эволюции он изложил в сочинении “Научные, политические и философские опыты”.

Суть органической теории:

ü общество рассматривается как единая система взаимодействия природных (прежде всего биологических) и социальных факторов;

ü все стороны общественной жизни органично связаны между собой и не могут функционировать вне данной связи.

По мнению Спенсера, общество развивается по естественным, главным образом биологическим законам. Он уподоблял общество живому биологическому организму, и в частности, акцентировал внимание на следующих моментах их сходства:

v как живые организмы, так и любые общества в процессе их роста и развития увеличиваются в массе;

v те и другие усложняются;

v их части приходят во всю большую зависимость друг от друга;

v и те, и другие продолжают жить как целое, хотя составляющие их единицы (клетки в организме, люди в обществе) постоянно исчезают и заменяются новыми.

Свое организмическое видение общества он подтверждал рядом наглядных аналогий: торговлю и дороги он сравнивал с кровообращением в организме, а кровяные тельца – с деньгами; информационную инфраструктуру — с нервной системой живого организма; правительство в государстве – с человеческим мозгом.

На Спенсера оказала глубокое влияние теория эволюции Ч. Дарвина. Он полагал, что ее можно применить и к человеческому обществу.

В эволюции он выделил следующие основные моменты:

ü интеграция (переход от простого к сложному);

ü дифференциация (переход от однородного к разнородному);

ü возрастание порядка (переход от неопределенного к определенному).

С точки зрения Спенсера, социальная эволюция – это прогрессивное развитие общества по пути его усложнения и совершенствования деятельности социальных институтов, в первую очередь политических.

Он подчеркивал, что социальная эволюция совершается людьми в процессе их деятельности. Поэтому для развития общества необходимо создать нормальные условия для духовной и физической деятельности индивидов.

Основной труд: “Основания социологии” (1896 г.).

Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917 г.г.). Французский философ и социолог, один из основателей современной социологии. Первый профессор социологии во Франции (1887 г.). Он разработал доктрину социального реализма.

Суть ее такова:

ü природу социальных явлений следует объяснять социальными факторами;

ü исходным моментом анализа поведения людей и их деятельности является общество как система взаимодействий индивидов, социальных групп и соответствующих социальных институтов.

Э. Дюркгейм был сторонником рационалистического метода в социологии, т.е. строго логического объяснения общественной жизни.

По его мнению, социология – есть наука о социальных фактах, под которыми он понимал политические, правовые, религиозные и иные нормы и ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей и заставляющие отдельных индивидов действовать в соответствии с этими идеями, нормами, ценностями.

Он считал, что исторический переход от одной общественной формы к другой, обусловлен природой и функциями социальной солидарности. В ранних обществах социальная солидарность основывается на сходстве составляющих и индивидов, на полном растворении индивидуальных сознаний в “коллективном сознании”. Структура такого общества простая с незначительным разделением труда. Такую солидарность Дюркгейм называл механической. В развитых обществах индивиды выполняют функции в соответствии с разделением общественного труда, обуславливающего функциональную зависимость и взаимообмен. Этот новый тип связей между индивидами, создаваемый разделением труда, Дюркгейм называет органической солидарностью.

В своей книге “Самоубийство” (1897 г.), он продемонстрировал значимую роль социальных факторов в поведении людей. Он выдвинул предположение, что самоубийство есть социальный факт. Исследуя уровень самоубийств, он пришел к выводу, что показатели самоубийств являются следствием вариаций социальной солидарности. Менее склонны к совершению самоубийств индивиды, имеющие более широкие социальные связи, нежели индивиды слабо связанные с жизнью группы.

Основные труды: “О разделении общественного труда” (1895 г.), “Самоубийство” (1897 г.), “Метод социологии” (1899 г.).

Макс Вебер (1864-1920 г.г.) немецкий социолог, философ и историк, которого называют создателем “понимающей” социологии. По его мнению, социология является “понимающей”, поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл.

Согласно Веберу, только индивид обладает мотивами, целями, интересами и сознанием.

В отличие от Э. Дюркгейма и К. Маркса, которые отдавали приоритет обществу, М. Вебер превыше всего ставил индивида, причиной развития общества называл культурные ценности, верил в интеллигенцию. Вебер трактует ценность как “установку той или иной исторической эпохи”. Эта трактовка ценностей имеет важное значение для реалистического объяснения сознания людей, их социального поведения.

Важнейшим инструментом в методологии Вебера является понятие “идеальный тип”. Он трактовал идеальный тип как “интерес эпохи, выраженный в виде теоретической инструкции”. Понятие идеального типа дает возможность для изучения конкретных исторических событий, выполняя роль измерительной планки.

По мнению ученого, социология– это наука о социальных действиях.

Не каждое действие Вебер называет социальным, а только то, в котором присутствуют два момента: субъективная мотивация индивида и ориентация на другого (других).

Он выделил следующие типы действия: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное.

В трудах М. Вебера блестяще исследованы феномены бюрократии и прогрессирующей рационализации общества.

Основные труды: “Протестантская этика и дух капитализма” (1904-1905 г.г.), “О категориях понимающей социологии” (1913 г.), “История хозяйства” (1923 г.), “Город” (1923 г.).

Карл Маркс (1818-1883 г.г.) — немецкий философ, социальный мыслитель, экономист. Он предложил совершенно иной подход к пониманию общества. Если для Конта главное – стабилизация общества, то для Маркса – его уничтожение и замена новым, более справедливым. Маркс в отличие от всех других социологов-реформистов, выступал за революционный путь изменения общества.

Главная идея учения Маркса – идея материалистического понимания истории. Немецкий экономист Маркс акцентировал внимание на экономических условиях развития общества, особенно на методах организации производства. Он утверждал, что общество разделяется на тех, кто владеет средствами производства, и тех, кто не имеет таких средств, и что именно это обуславливает классовый конфликт. Согласно марксистской концепции, развитие основывается на единстве и борьбе противоположностей и создании новых, более совершенных структур в ходе этого процесса. Он считал, что каждый экономический строй развивается до достижения им состояния максимальной эффективности; одновременно с этим в нем развиваются внутренние противоречия. Ни одна общественно-экономическая формация не погибает раньше, чем разовьются все производственные силы, для которых она дает достаточно простора, а новые производственные отношения не появляются раньше, чем в лоне старого общества созреют материальные условия их существования.

Учение марксизма об обществе как целостном социальном организме нашло свое выражение в понятии “общественно-экономическая формация”.

Общественно-экономическая формация – это определенный этап развития общества с присущими ему способом производства, социальной структурой, политической системой и духовной жизнью.

Принято выделять следующие типы общественно-экономических формаций:

ü первобытно-общинная;

ü рабовладельческая;

ü феодальная;

ü капиталистическая;

ü коммунистическая (ее первая стадия социалистическое общество).

Материальной основой существования и развития общества выступает способ производства.

Способ производства – это единство его двух основных сторон:

ü производственных сил;

ü производственных отношений.

К производственным силам относят:

v людей с их знаниями, навыками и опытом производственной деятельности;

v средства производства (орудия и предметы труда, источники энергии, транспортные средства и т.д.).

Производственные отношения – это отношения, в которые вступают люди в процессе производственной деятельности.

Учение об общественно-экономических формациях и объективных законах развития общества позволяет представить развитие человечества как объективный и закономерный естественно-исторический процесс, в который одна общественно-экономическая формация сменяется другой.

Основной труд: “Капитал”.

Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 1064 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.006 с)…

Оставьте комментарий