Историческая альтернатива это в обществознании


ЕГЭ. Общество.Тема 9. Альтернативность общественного развития

Как часто в жизни человек стоит перед выбором: по какой дороге пойти, какой путь выбрать, как поступить в той иной ситуации. Всегда есть несколько путей. Как не ошибиться и сделать выбор правильно?

Так и общество тоже имеет несколько путей развития. По какому пути оно пойдёт, зависит от объективных и субъективных факторов( читайте об  этом на данном сайте ЗДЕСЬ).

Альтернативный путь развития общества — это один из возможных вариантов его развития.

Приведу исторический пример.

Вспомним начало правления Александра 1. Он мечтал провести серьёзные преобразования в обществе, рассмотрел несколько вариантов освобождения крестьян от крепостной зависимости. Однако император не был готов к глобальным изменениям в стране. Да и объективных факторов было ещё недостаточно. Поэтому Россия пошла по альтернативному пути, крепостное право по всей стране не было отменено. Это сделает Александр 2.

Поиск правильного альтернативного пути, который привёл бы к улучшению ситуации в той или иной области, — одна из основных задач людей, наделённых властью. Именно им необходимо изучить ситуацию в стране, уметь мыслить широко, предвидеть последствия тех или иных действий. Найти верный путь – значит обеспечить  счастливую, достойную жизнь граждан государства.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Незапрограммированность исторического процесса, присутствие в нем случайности, а главное – многоозная деятельность человека – обуславливают его многовариантность. Именно эта многокрасочность истории порождает одну из важнейших методологических проблем исторической науки – проблему альтернативности истории.

Альтернативность исторического развития это один из наиболее функциональных феноменов исторического сознания.

Альтернативные пути развития общества

Осознание или отрицание возможности иного хода событий часто служит основной причиной обращения к прошлому.

Чем сложнее «пространство истории» (т.е. множество всех факторов, событий, обстоятельств, влияющих на состояние системы «история»), тем, как правило, больше возможных точек бифуркаций, больше существенно различающихся конечных позиций, тем сильнее искушение «обогатить» и разнообразить реальность действительной истории.

При изучении альтернативности истории для ее понимания используются два приема, разработанные М.Вебером — моделирования возможного развития событий (предположение иного исторического результата) и приема моделирующего вычитания (ирреальной реконструкции деталей), т. е. мысленного построения того, чего могло бы не быть. Названные приемы важны для познания и понимания истории как вероятностной по своему характеру, так как в ней действуют живые люди, обладающие эмоциями, чувствами, настроениями, имеющие мотивы, интересы, определенные цели и ценности, свершающие рациональные и иррациональные поступки. В контексте многофакторного причинно-аналитического исследования продуктивно рассматривать и то, что произошло, и то, чего не случилось. Это и есть наука в отличие от простой хроники событий, считал М.Вебер. Так он, имея в фокусе исторического исследования человека, органично соединил рациональное и иррациональное в понимании истории, индивидуальное, конкретное, эмпирическое с общим, абстрактным, теоретическим.

Непонимание многовариантности исторического развития в прошлом ведёт к непониманию многовариантности будущего в условиях постоянной изменчивости текущей ситуации, что может привести к необратимым ошибкам.

Проблема альтернативности – это во многом проблема роли субъективного фактора в истории, проблема свободы исторического выбора, а значит, и ответственности за него. Идея альтернативности направлена против любого рода провиденциалистических представлений о характере исторического процесса, отрицающих свободу человеческой воли и ее целенаправленного и эффективного влияния на ход истории. В равной степени современное понимание альтернативности направлено и против субъективно-волюнтаристских взглядов, сводящих историю человечества к «смеси случайностей, ошибок, неожиданностей и глупостей.

ТЕСТ 21 Исторический процесс и его участники
Часть 1

1. Ход, условия и успехи человеческого общежития, жизнь человечества в ее развитии и результатах называются
1) историческим процессом 2) историческими событиями
3) исторической альтернативой 4) историческими тенденциями

2. Те или иные прошедшие или проходящие явления, факты общественной жизни являются
1) историческим процессом 2) историческими событиями
3) исторической альтернативой 4) историческими тенденциями

3. К субъектам исторического процесса не относится
1) народ 2) государство
3) промышленный переворот 4) отдельные личности

4. Марксистская теория подлинным творцом исторического процесса считает
1) народ 2) выдающуюся личность
3) государство 4) коммунистическую партию

5. Высказывание: «Как ни странно, опыт показал, что народам легче выносить насильственное бремя рабства, чем дар излишней свободы» принадлежит
1) В.О. Ключевскому 2) А.И. Герцену
3) В.И.Ленину 4) НА. Бердяеву

6. Сравнительно небольшое число лиц, занимающих ведущее положение в политической, экономической, культурной жизни общества
1) народ 2) страта
3) элита 4) высшее общество

7. К понятию класса не относятся
1) феодалы 2) рабовладельцы
3) промышленники 4) буржуазия

8. К понятию религиозных групп не относятся
1) майя 2) протестанты
3) шииты 4) буддисты

9. Совокупность черт характера большинства членов группы, которая сложилась в результате накопленного ими опыта, называется
1) социальной стратой 2) социальным характером
3) социальной общностью 4) социальной организацией

10. Добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, называются
1) общественными организациями (объединениями)
2) акционерными обществами
3) фондами
4) потребительскими кооперативами

11. Общественное объединение, созданное в целях участия граждан в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах власти, называется
1) религиозным объединением
2) политической партией
3) фондом
4) полным товариществом

12.

§ 6. Проблема альтернативности

Организационно-правовой формой общественного объединения не является
1) общественная организация
2) общественное движение
3) политическая партия
4) производственный кооператив

13. Постепенные количественные изменения, которые в конце концов приводят к коренным качественным изменениям, к новым общественным отношениям, называются
1) эволюцией
· 2) революцией
3) прогрессом 4) регрессом

14. Быстрые качественные изменения во всех сферах общественной жизни, скачок от одного способа производства к другому в результате насильственного свержения старой власти, называются
1) эволюцией 2) революцией
3) прогрессом 4) регрессом

15. К. Ясперс отличает массу от народа по такому признаку, как
1) наличие структуры
2) отсутствие самосознания
3) наличие устойчивых традиций
4) наличие отличительных свойств

Часть 2
1. Установите соответствие между терминами и их определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ТЕРМИНЫ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

А) общественное учреждение
Б) общественное движение
В) общественный фонд
1) состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые
участниками общественного движения
2) не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели
3) не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения

2. Вставьте пропущенное словосочетание: «Исторический опыт свидетельствует о том, что в определенных условиях возможны различные варианты решения назревших проблем, возможен выбор путей, способов, форм, путей дальнейшего развития, то есть __________________________».

5. Вставьте пропущенное слово в высказывание
Ф.В. Шеллинга: «Человек лишь потому имеет _____________________
______________, что его поступки не могут быть заранее определены какой бы то ни было теорией».

Часть 3
1. «То обстоятельство, что вот именно этот великий человек появляется в данной стране в определенное время, конечно, есть чистая случайность. Но если мы этого человека устраним, то появляется спрос на его замену, и такой заместитель находится, более или менее удачный, но с течением времени находится» (Ф. Энгельс).
2. «История есть совокупность преступлений, безумств и несчастий, среди которых замечаются некоторые добродетели, некоторые счастливые времена, подобно тому, как среди дикой пустыни там и сям обнаруживаются человеческие поселения» (Вольтер).
3. «Мы никогда не живем настоящим, только предвкушаем будущее и торопим его, словно оно опаздывает, или стараемся вернуть прошлое, словно оно ушло от нас слишком далеко» (Б. Паскаль).

Ответы:
123123312124122
312
Историческая альтернатива
1.Ромул, 2.Александр Македонский, 3.Мухаммед, 4.Оливер Кромвель
1. Александр I, 2.Александр II, 3.В.И. Ленин, 4.Ю.А.Гагарин
историю

ТЕСТ 21 Исторический процесс и его участники

Приложенные файлы

Запись опубликована автором uploader в рубрике Прочее.

АЛЬТЕРНАТИВА

франц. alternative, от лат. alternus – попеременный (alter, здесь – один из двух)] – необходимость выбора между двумя или несколькими исключающими друг друга возможностями. В формальной логике А. – каждый из членов суждений типа: "S есть или Р1, или не Р2" и "S1, есть Р1, или S2 есть Р2". В математич. логике под А. понимают функцию-высказывание, в к-рой два аргумента связаны союзом "или" (символически знаком "V" или "+"), чаще называемую дизъюнкцией. Лит.: Строгович М. С., Логика, М., 1949; Джевонс [В. С.], Основания логики, пер. [с англ.], СПБ, 1878; Mostowski ?., Logika matematyczna. Warsz.–Wr., 1948.

Оцените определение:

АЛЬТЕРНАТИВА

фр. alternative от лат. alterno — дежурю, меняю) — необходимость выбора между двумя возможностями, которые исключают одна другую; каждая из этих возможностей; отклоняющийся от общепринятого путь развития чего-либо, отличная от господствующей точка зрения; также, последние полвека, в качестве синонима андерграунда, излюбленное занятие молодых интеллектуалов.

А., в первую очередь, — не только возможность или необходимость выбора, но и смелость совершить его. А. — преддверие бунта, но она же — лучший способ его усмирить. Именно разнообразие альтернатив позволяет выпускать, канализировать избыток энергии, который образуется в любом, самом сытом и благоустроенном обществе. Кстати, А. необязательно тождественна всему крайне радикальному, революционному — она действует, скорее, в пику сну общественного разума, порождающему, как известно, самых омерзительных чудовищ. Потому существует множество плодотворных традиционалистских А. — наподобие нынешнего интереса к аутентичному фольклору, к консервативной идеологии, неугасающего еще с 1960-х годов тяготения западных интеллектуалов к восточным религиям, буддизму в частности.

А. держит удар здравомыслия, составляющего смысловую сердцевину обывательского мейнстрима. С точки зрения официоза и оверграунда А. является фарсом, карикатурой на нормативную культуру и политику. Комическое начало в альтернативных исканиях, действительно, очень сильно. На многие вызовы творцы А. отвечают взрывом смеха. Систему не стоит уничтожать, ибо на ее руинах возникнет вовсе безысходный порядок, ее не получилось «залюбить» в 1960-е годы, но засмеять, возможно, выйдет. Однако, обращаясь к шокирующим практикам или прежде забытым традициям, А. движется по траекториям, выходящим за рамки как навязанных культурных стандартов, так и стратегии их ниспровержения. Сверхзадача иная, пусть и не всегда, наверно, осознанная, — созидание новой реальности. Измененной. Альтернативной. Существующей параллельно общепринятой и то и дело обогащающей ее величайшими идеями.

Этот измененный мир — царство талантливейших и бескомпромиссных, полнокровный Элизиум первых хиппи и последних анархистов, Антонена Арто и Джеймса Джойса, Уильяма Берроуза и Жоржа Батая, Ежи Гротовского и Ги Дебора, Тристана Тзара и Марселя Дюшана. Это то, что можно назвать высокой А., вопреки общепринятому взгляду, не усвояемой обществом — последнее может лишь выдергивать отдельные драгоценные фрагменты, упрощать и тиражировать идеи, нимало не разумея их сути. Суть и поныне, спустя десятилетия, а то и века, остается столь же обжигающей, не прирученной, жесткой. Не всякий талант альтернативен — но чем он ярче, тем больший конфликт ему сопутствует.

Так и получается, что наша реальность — тень А. Что и требовалось доказать.

[Д.

Обществознание, 10, профильный класс. Общественный прогресс

Десятерик]

СМ.: Андерграунд, Антиглобализм, Артхаус, Вербатим, Контркультура, Панк, Радикал, Революция, Рок, Срамной Рок, Театр Жестокости, Хиппи, Этника.

Оцените определение:

Оставьте комментарий