Год основания мурома

Основание Мурома

Муром — один из древнейших русских городов. В Повести временных лет упоминание о нем относится к 862 году. Финно-угорское племя мурома, родственное мордве, составляло большую часть его населения. Расположение Мурома на торговом пути между Русью и Волжской Булгарией способствовало развитию города и торговли, именно из-за своего выгодного расположения Муром пережил множество войн и набегов, был неоднократно сожжён, приходил в запустение и вновь возрождался. Муром долгое время был пограничным городом — восточным форпостом Древней Руси. Культ языческих богов процветал в Муроме, влияние жрецов было велико.

Киевский князь Владимир дал в удел Муром своему сыну Глебу. Князь Глеб Владимирович, позже прославленный в лике святых, попытался обратить его население в христианство, но потерпел неудачу и был вынужден спасаться от недовольства в укрепленном дворе.

С 1054 года Муром становится владением черниговских князей, которые уже в 1097 году превращают его в столицу Муромо-Рязанского княжества.

В 1127 при князе Ярославе Святославиче Муромско-Рязанская земля выделилась из состава Черниговского княжества в самостоятельное. Именно князя Ярослава и его семейство историки и церковное предание отожествляют с крестившими муромскую землю святыми князем Константином, княгиней Ириной и их сыновьями княжичем Михаилом и княжичем Феодором, убиенными муромскими язычниками.

В 1129 году после кончины князя Ярослава Святославича на муромский стол сел его сын Юрий (Феодор) Ярославич, затем два года княжил третий сын Святослав, а позже внук Ростислав.

О городе Муроме

При князе Ростиславе Муромо-Рязанская земля распалась на Муромское и Рязанское княжества. Муромское княжество состояло из Мурома с уездом, зависело от Владимиро-Суздальского княжества, подвергалось многочисленным набегам и опустошению ордами Батыя. В то самое время русский богатырь Илья Муромец встал на защиту русской земли.

Последним муромским князем был Юрий Ярославич, которого в 1355 согнал со своего стола Фёдор Глебович. Позже в 1392 великий князь московский Василий I Дмитриевич присоединил Муромское княжество к Москве.

Во второй половине XV века неизвестным муромским автором было создана "Повесть о Петре и Февронии". Она повествует о князе Петре и крестьянской девушке Февронии, вылечившей Петра от тяжелой болезни и ставшей его женой. Петр и Феврония были настолько почитаемы, что после смерти были канонизированы. Церковное предание отождествляет Петра и Февронию с муромским князем Давидом Юрьевичем и его супругой. Давид Юрьевич неоднократно упомянут в летописях. Правил князь Давид с 1204 до 1228 года. Характер деятельности Давида Юрьевича не противоречит образу святого князя по житию. Те политические события, что описаны в житии (изгнание князя), характерны для того времени, когда княжил Давид. То, что в летописях осталось имя Давид, а не Петр (светское), можно объяснить тем, что у русских князей часто было по два христианских имени, а при пострижении в схиму нередко возвращали первое христианское имя.

C XVII века Муром становится важным ремесленным центром. Здесь трудятся искусные мастера по выделке кож, сапожники, кузнецы, ювелиры, портные и другие мастера. С того времени началась слава и муромских калачей.

Архитектурный облик исторической части Мурома сложился в XIX — начале XX века, так как масштабные пожары 1792 и 1805 годов уничтожили практически весь старый деревянный город. Новый город стал застраиваться по генеральному плану, утвержденному императрицей Екатериной II ещё в декабре 1788 года, который разработал автор регулярных планов многих русских городов Иван Михайлович Лем. План предусматривал переход от радиально-лучевой схемы застройки города к строго перпендикулярной прокладке улиц. В результате кварталы в центре Мурома представляют прямоугольники размером 250 на 150 метров.

В Муроме по проекту инженера И. Е. Ержемского был построен первый во Владимирской губернии водопровод. Для этого в 1863 году на пересечении улиц Рождественской и Вознесенской (сейчас это пересечение улиц Ленина и Советской соответственно) была заложена водонапорная башня, а 26 августа 1864 года состоялось ее торжественное открытие. Средства на возведение башни и прокладку труб дал Алексей Васильевич Ермаков — богатый купец и меценат, занимавший пост городского головы в 1862-1869 годах. Высокая кирпичная башня, совмещавшая в себе функции водокачки и пожарной каланчи, была украшена по верху затейливыми башенками и увенчана небольшой надстройкой со шпилем. Окна башни — в три ряда, с различными наличниками, отчего все сооружение производит впечатление не просто постройки для хозяйственных нужд, но и подлинного архитектурного памятника. Сейчас узорчатых башенок нет, от них остались только основания. После реставрации в 1974 году на башне были установлены часы, играющие мелодию "На Муромской дорожке", в последствии по просьбе жителей мелодию отключили. В нижней части башни устроены краны с питьевой водой.

В 1980-е сформировавшийся порядок застройки города был нарушен. По проекту главного архитектора города Н. А. Беспалова многие улицы в центре Мурома были перегорожены многоподъездными домами. Претерпел изменение облик города, в советское время многие храмы подвергались разорению, несколько приходских церквей XVI-XVII вв. и вовсе снесли. В их числе оказался и доминировавший в городской застройке собор Рождества Богородицы, выстроенный по приказу Ивана Грозного в середине XVI века.

Сейчас Муром — районный центр, расположен на берегу Оки восточнее от Владимирской области, граничит с Нижегородской. Расстояния от Владимира — 130 километров, от Москвы — 300 километров, от Рязани — 250. Население — свыше 120 тысяч человек, территория города — 44 квадратных километра.

Несмотря на большую площадь города, основные архитектурные и исторические памятники Мурома расположены довольно компактно, их можно без труда обойти пешком.

В самом центре города расположены возрожденные Благовещенский мужской и Свято-Троицкий женский монастыри. На высоком берегу Оки стоит Николо-Набережная церковь XVII века. Далее вдоль набережной лицом к Оке возвышается статная фигура Ильи Муромца — памятник работы скульптора В. М. Клыкова (самая известная его работа — памятник маршалу Г. К. Жукову в Москве). Памятник был поставлен в 1999 году. Былинный герой изображен здесь в облике богатыря-инока: в шлеме и кольчуге, из-под которой видна монашеская риза. Правой рукой он держит высоко поднятый меч, а левой — крест, прижимая его к груди.

Если двигаться дальше вдоль Оки, впереди раскинется древнейший муромский Спасо-Преображенский монастырь, древнейшая в России мужская обитель.



В X веке город вошел в состав Киевской Руси и долгие годы был форпостом на ее восточных границах. Выгодное географическое положение на пересечении торговых путей, на полноводной и судоходной реке Оке превратило Муром в XVII-XIXвеках в крупный ремесленный и торговый центр.

Муромские ремесленники выделывали кожи — знаменитую муромскую юфть, известную и в Западной Европе, варили мыло, ткали холсты, ковали оружие. Знали Муромские хлебопеки секрет особых калачей. Калачи эти очень вкусные и долго остаются свежими. С 1781 года знаменитые муромские калачи украшают герб города.

Муром расположен на высоком берегу Оки, на семи холмах. На живописное расположение Мурома с древних времен обращали внимание все путешественники, проезжавшие через город. Великолепную панораму города при взгляде с Оки нарисовал еще Адам Олеарий, секретарь Голштинского посольства, проезжавший через город в XVII веке на своем пути в Персию.

До сих пор город украшают уникальные творения русских зодчих — храмы и монастыри XVI-XIX в.в. Это и Троицкий женский монастырь, основанный в 1643 году богатым муромским купцом Тарасием Борисовым по прозвищу Богдан Цветной.

Муром — город с русским духом

Главное украшение монастыря — удивительной красоты Троицкий собор, отделанный изразцовым декором.

Еще один монастырь — Благовещенский, был основан по обету Иваном Грозным. В 1552 году во время похода на Казань, царь посетил Муром, молился о даровании победы и обещал открыть монастырь в случае победы. Благовещенский собор монастыря не уступает по красоте Троицкому собору, но, наверное, одно из главных украшений собора — резной четырехярусный иконостас.

Самый древний монастырь в Муроме — Спасский, первое упоминание о котором датируется 1096 годом. Величественный Спасо-Преображенский собор был воздвигнут в середине XVI века (точная дата постройки не известна) после успешного похода Ивана Грозного на Казань.

На невысокой террасе Оки приютилась скромная приземистая, но очень необычная церковь, возведенная четыреста лет назад в честь бессеребренников Косьмы и Демьяна. По преданию, храм построен на том самом месте, где стоял царский шатер, из которого Иван Грозный наблюдал за переправой своих войск через Оку. Однако, историками установлено, что церковь воздвигнута на средства богатых муромских ремесленников в 1564 году.

Также на береговой террасе Оки, недалеко от Окского парка стоит красавица Николо-Набережная церковь. Она была сооружена во имя святого Николая Чудотворца "Набережного". Около Николо-Набережной церкви бьет святой источник.

Окский парк — тоже одна из достопримечательностей города. Со смотровой площадки в парке открывается великолепный вид на Оку. В 1999 году в парке был открыт памятник Илье Муромцу, выполненный скульптором академиком В. Клыковым.

Муром — купеческий город, поэтому в городе сохранилось много купеческих домов — памятников гражданской архитектуры XIX века. Это и дом купцов Зворыкиных (там сейчас находиться историко-художественный музей), и дом купцов Константиновых, и многие другие купеческие дома. Сохранились "не купеческие" особняки: городская управа (художественная галерея), торговые ряды, земская управа. А на углу улиц Ленина и Советской возвышается водонапорная башня. По назначению она сейчас не используется. Это просто памятник архитектуры.

Муромский воздух буквально напитан легендами и преданиями. Жемчужина древнерусской литературы — "Повесть о Петре и Февронии Муромских" послужила основой для позднейших литературных и музыкальных произведений. Канонизированные Православной Церковью, они стали покровителями брака и семьи, а их мощи покоятся в Троицком соборе.

Не менее почитаемы в Муроме святые князья Константин, Михаил и Федор — крестителя языческого города.

И уж конечно же нельзя не рассказать об Илье Муромце, подвиги которого нашли отражение не только в русских былинах, но и в западноевропейском героическом эпосе. При этом Илья Муромец отнюдь не выдуманный персонаж, а реальная историческая личность. Илья Гущин по прозванию Муромец был богатырем, воином, правда не при Владимире Красно Солнышко, а при Владимире Мономахе. На склоне лет Илья стал священнослужителем. После смерти он был канонизирован, а его мощи покоятся в одной из пещер Киево-Печерской Лавры.

Село Карачарово — родина Ильи Муромца находится практически в черте Мурома. Расположилось село в живописной холмистой местности на берегу Оки. В Карачарове сохранилась Троицкая церковь, построенная на месте деревянной, которую, по преданию, заложил сам Илья Муромец, положив в основание вытащенные из Оки мореные дубы. Правда Троицкая церковь сейчас находится сейчас в плачевном состоянии, но есть надежда, что ее отреставрируют со временем.

У подножия холма, на котором возвышается Троицкая церковь, бьет святой источник. Источник этот забил еще в стародавние времена из-под копыт Бурушки-Косматушки — коня Ильи Муромца.

Недалеко от Карачарова находится усадьба графов Уваровых — первых российских археологов. В саму усадьбу попасть нельзя: там сейчас воинская часть. Но в летнее время можно совершить путешествие на прогулочном теплоходе по Оке и осмотреть усадьбу со стороны реки, а также полюбоваться панорамой Мурома.

Коллекция О.Поповой

Коллекция А.Барановой

Коллекция А.Барановой

Коллекция С.Нарожной

Оставьте комментарий