Главные направления развития производства в эпоху нтр

– кардинальное качественное изменение роли человека, науки и техники в развитии общества, происшедшее во второй половине 20 в. Основные направления в развитии НТР: а) качественное изменение роли человека и его образа жизни, его образования, квалификации; б) всеобщая электронизация и автоматизация технологических процессов производства и управления; в) вовлечение в жизнь, в производство нетрадиционных видов энергии; г) создание новых материалов и высоких технологий; д) стремительное развитие современной биотехнологии.

Определение НТР, основные направления

Таким образом, НТР – это процесс превращения с помощью науки и технологии сил материального мира в инструменты человеческой свободы. По мнению составителя словаря, увеличение полноты и качества свободы человека, его мудрости, то есть становление человека нового типа (хомо анимабилис: человека духовного) — сущность научно-технической революции (скоре, должна стать ею в перспективе).. В результате произойдет переход к информационному обществу с софийно-экологическим, комплексно-автоматизированным технологическим способом производства, коренным изменением сфер занятости работников, их духовных качеств, порождаемых софийным сознанием и софийным бытием людей.

Поделиться:

Научно-техническая Революция

Философский словарь

— коренное качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства.

Определение НТР, основные направления

Современный этап научно-технического прогресса — эпоха НТР — это коренное преобразование производительных сил общества на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства и всей жизни общества.

НТР характеризуется срастанием науки и техники в единое целое, а также небывалыми успехами в деле покорения природы и самого человека, как части природы.

Сущность НТР не сводится к научным открытиям. НТР означает перестройку всей технологии и способов производства, начиная с использования материалов и заканчивая системой машин, формами организации и управления, а также отношение человека к процессу производства.

Развитие НТР требует постоянного международного научно — технического сотрудничества. Основная причина — это огромные финансовые затраты, а также то, что последствия НТР выходят далеко за национальные рамки. Все это создает основу для сближения народов.

Главные направления НТР:

►комплексная автоматизация производства, его контроля и управления;

  ►открытие и использование новых видов энергии;

  ►создание и применение новых материалов.

Достижения НТР впечатляющие.

Производство: шесть главных направлений развития

О научно-технической революции заговорили в связи с созданием атомной бомбы. Использование атомной энергии повлияло на психику человека: люди убедились в колоссальных возможностях науки не только в созидательных, но и в разрушительных действиях. Государство и частные инвесторы стали вкладывать огромные средства, начался рост числа научно — исследовательских институтов. Научная деятельность превратилась в массовую профессию.

Выход человека в космос стал следующим этапом в НТР, знаменуя собой становление космической цивилизации.

Символом революции признана электронно-вычислительные машины, персональные компьютеры. Это новый вид техники, которому человек постоянно передает логические функции и в перспективе предполагается перейти к комплексной автоматизации производства и управления.

Эти технические достижения — результат современного естествознания.

Таблица 1. НТР и современное естествознание

Техническое достижение

Естественная наука

Создание атомного оружия

Ядерная физика

Освоение космоса

Космонавтика

Создание компьютеров

Кибернетика

Клонирование

Генетика

Также в эпоху НТР широко используются химические материалы, с заранее заданными свойствами. Развивается электронное приборостроение, биотехнология. Произошла революция в сельском хозяйстве — повышение урожайности многих видов растений вследствие применения минеральных удобрений и пестицидов и т.п.

Большое значение в развитии научно — технической революции имеют: открытие явлений радиоактивности, создание теории относительности, квантовой механики, генетики, кибернетики, широкое применение электричества, расщепление атомного ядра, развитие средств массовой информации и коммуникации, создание реактивной техники, механизация и автоматизация производств.

Многое из того, что из нас стало обычным: автомобиль, самолет, радио, телевидение — все это продукты научно-технического прогресса, которые в первой половине XX века привели к современной научно-технической революции.

Наука XX века завершилась расшифровкой генома человека, что открыло новые необычайные перспективы изменения наследственности.

Развитие НТР требует постоянного международного научно-технического сотрудничества. Основная причина — это огромные финансовые затраты, а также то, что последствия НТР выходят далеко за национальные рамки. Все это создает основу для сближения народов.

Значение науки в эпоху НТР

Современная наука дорогое удовольствие. Например, строительство синхрофазотрона, необходимого для проведения исследований в области элементарных частиц, требует миллиардов долларов. В развитых странах на науку сегодня затрачивается 2-3 % валового национального продукта. Ведь без развития науки невозможна достаточная обороноспособность страны, ее производственное могущество.

Объем научной деятельности удваивается примерно вдвое каждые 10 — 15 лет. Растет число ученых и научных направлений. Так, в 1900 г. в мире насчитывалось 100 тыс. ученых, сейчас — 5 млн. (каждый тысячный, живущий на земле) 90 % всех ученных, когда — либо живущих на планете, — наши современники. Процесс познания привел к тому, что сейчас насчитывается более 15 тыс. научных дисциплин.

Наука изучает не только мир и его эволюцию, но и сама является продуктом эволюции, составляя вслед за природой и человеком особый, "третий" мир — мир знаний и навыков. Наука, по К. Попперу, приносит непосредственную пользу общественному производству и благосостоянию людей, но также учит думать, развивает ум, экономит умственную энергию.

В современной философии существуют два взгляда на науку в ее связи с жизнью человека: наука — продукт, созданный человеком (К. Ясперс) и наука как продукт бытия, открываемый через человека (М. Хайдеггер). "С того момента как наука стала действительностью, истинность высказываний человека обусловлена их научностью. Поэтому наука — элемент человеческого достоинства, отсюда и ее чары, посредством которых она проникает в тайны мироздания".

Эти чары приводили к преувеличению представлений о возможностях науки, к попыткам поставить ее выше других отраслей культуры и перед ними. Создалось своеобразное научное "лобби", которое получило название сциентизма (от лат. "сциенция" — наука). Именно в наше время, когда роль науки огромна, появились иные представления о науки, как о высшей, или даже абсолютной ценности. В этой научной идеологии говориться о том, что только наука способна решить все проблемы человечества, в том числе и бессмертие.

Сциентизма "точные" науки признает как абсолютные, принимает их как вершину знаний, часто отрицая социально — познавательные науки, как не имеющих познавательного значения.

В рамках сциентизма наука рассматривается как единственная в будущем сфера духовной культуры. Однако во второй половине XX века появилось противоположное антисциентическое высказывание, которое обрекало ее либо на вымирание, либо на вечное противопоставление человеческой природе.

Антисциентизм исходит из положения ограниченности возможностей науки в решении коренных человеческих проблем и оценивает науку как враждебную человеку силу, отказывая ей в положительном влиянии на культуру.



Доклад: Задание. Ответить на вопросы, которые на карточках. Назвать главные направления развития производства в эпоху нтр

Тема: Научно-техническая революция и мировое хозяйство.

Вид урока: обобщающий урок.

Цель: 1.Обобщить знания о научно-технической революции, основных чертах и направлениях развития. Показать воздействие НТР на темпы и уровни развития стран.

2.Показать влияние достижений НТР на жизнь и здоровье человека, окружающую среду.

3.Способствовать формированию у учеников убежденность в необходимости охраны окружающей среды., воспитать экологическое сознание.

Оборудования: Политическая карта мира, 4 конверта с заданиями, презентация «Достижения НТР: блага или пороблемы для человека в XXI в?» Слайды: «Основные направления НТР», «Основные направления развития наноиндустрии», «Глобальные проблемы в социокультурной среде», «Хартия Земли».

^ Ход урока

“Если человек хочет жить на этой Земле…

то ему придется проявить мудрость при

выборе теме нововведениями, которые

он способен контролировать, и теми,

которыми он управлять не в состоянии.”

^ I.часть

II. Вводное слово учителя.

Начиная с XX в., влияние человеческого общества на природную среду возросло на много раз. Оно подавляет способность природы самовосстановлению своих свойств. В природе нарушается биологический круговорот веществ, а это сильно влияет на настроение людей.

Что такое экология?

Что такое НТР?

^ III. Актуализация знаний.

Разминка: тестовая работа (3-5 мин.) Ученику эксперту дается эталон, он проверяет работы и делает выводы.

1 задание. Ответить на вопросы, которые на карточках.

1.Назвать главные направления развития производства в эпоху НТР.

2.Современная НТР характеризуется четырьмя главными чертами. Назовите и охарактеризуйте их.

3.Почему революционный путь развития производства в эпоху НТР является главным?

4.Докажите, что в эпоху НТР изменилось соотношение между производственной и непроизводственной сферами.

Задание 2.Письменное на карточках.

Необходимо дополнить информацию или закончить фразу.

1.Мировое хозяйство-это исторически …

2.НТР после второй мировой войны в большей степени была ориентирована на использование …

3.Современный этап НТР характеризуется новыми требованиями к управлению. Управлять по-старому уже нельзя …

4.Если символом промышленных переворотов прошлого обычно считают паровую машину, то для современной НТР …

^ 3 задание. Творческое. «Достижения НТР блага или пороблемы для человека? »

1 группа: Наука-главный двигатель производства.

2 группа: Технологии-главные спутники современного мира.

3 группа: Система питания.

4 группа: Наука в быту.

1.Современная НТР является сложной единой системойнауки, техники и технологии, производства, управления.Она резко ускоряет научно-технический процесс, оказывает

воздействие на все стороны жизни ибщества, охватывает все страны мира.

Основное содержание НТР состоит в превращении науки в непросредственную производительную силу общества.Материальное и нематериальное производство постепенно превращается в практическое продолжение современной науки. Наука как производительная сила непосредственно воплощается в непрерывно совершенствуемую техникуи в возрастающие профессиональные знания работников.

Наука в эпоху НТР превратилась в очень сложный комплекс знаний. Наряду с этим она образует обширную сферу человеческой деятельности, в которую ныне вовлечено около 10 млн человек, т.е. более 9/10 научных работников, когда-либо живших на Земле,- наши современники. Особенно возросли связи науки с производством, которые становится более наукоёмким.

2. Ограниченность природных ресурсов вынуждает проводить новую системную политику, опирающуюся на экологически высокие технологии.Начало новой, невиданной по своему размаху научно-технической революции, которая изменит облик мира уже к концу первого десятилетия XXI в., связывают с нанотехнологиями.

Нанотехнология — область прикладной науки и техники, занимающаяся изучением свойств объектов и разработкой устройств, размеры которых составляют порядка нанометра (по системе единиц СИ – 10-9 метра) Через 10-15 лет вполне может стать реальностью суперкомпьютер размером с кусочек сахара. Современная индустрия наноматериалов — это производство наночастиц, повышающих износостойкость двигателей, очищающих воду, обеззараживающих помещения и объекты, заживляющих раны, придающих текстильным и иным материалам новые свойства (самоочистка, пуленепробиваемость).Новые энергетические технологии предполагают использование в качестве топлива вместо традиционных, новозобновимых энергоносителей (нефти и природного газа) самый обычный водород.

Водородные топливные элементы – новые источники питания, пригодные как промышленных нужд, так и для бытовой и портативной техники (мобильные телефоны, смартфоны, ноутбуки).К числу других перспективных напрвлений наноэнергетики следует отнести повышение коэффициента полезного действия солнечных батарей, применение управляемых нестатических ядерных реакций.

Человечество получит не только принципиально новые источники пищи, но и принципиально новую медицину. Микроробот, собранный из спиралей ДНК, проникает на атомно-молекулярный уровень, туда, куда не сможет добраться никакой рукотворный инструмент хирурга.

^ III. Биотехнология – одно из важнейших направлений НТР, новейшая отрасль науки и производства, основанная на промышленном применении микроорганизмов для получения кормовых белков, витаминов, удобрений.

Применение высоких технологий в пищевой промышленности лишает продукты полезных природных свойств.Кроме того современные технологии позволяют изготавливать искусственные продукты вкусные, но вредные

4. Цветной телевизор, компьютер – это достижения мировой науки. Без них мы уже не можем представить нашу жизнь. Очень интересно и красиво. Красота природы различных уголков планеты. Все это хорошо. Мы, не выходя из дома, получаем большой объем информации, познаем мир.

Какие проблемы? Человек портит зрение. Компьютерные телевизионные игры оказывают влияние на психологическое состояние человека. Это радиоэлектронное излучение, исходящее от телевизора. Конструкторы изобретают различные формы защиты от излучения.

Человек создал летательные аппараты. Появилась реактивная авиация. Благодаря ей преодолеваются расстояния и экономится время. Быстрая доставка пассажиров и грузов.

Направления развития производства в эпоху НТР

Срочное оказание помощи в экстремальных ситуациях. Но при ежедневных полетах самолеты сжигают большое количество топлива, загрязняют атмосферу.

Авиационный транспорт сильно воздействует на атмосферу.За один час современный самолет сжигает около 15т топлива,потребляя при этом 625т воздуха и выбрасывая 66т продуктов горения.Последние сохраняются в атмосфере 2 года.Кроме того ,вокруг аэропортов возникают большие зоны шумового загрязнения.

У нас в руках красивые и легкие детские игрушки.Яркий красочный полиэтиленовый пакет-сумка.Все это появилось совсем недавно.Ученические ручки, детали машин,изготовленные из синтетических волокон, — все это позволяет заменить многие природные материалы, но, к сожалению, создавая их,человек не подумал о защите природы.Попадая на земную поверхность (почва,грунт), они выделяют вещества, вредные для природы и человека.

В Бангладеш с 2002 г. Полностью запрещены производство и продажа полиэтилена и изделий из него.Каждый владелец полиэтиленового пакета должен заплатить штраф.

Домашняя работа: выполнить задания на стр. 108-109., подготовить выступление на тему “Влияние достижений НТР на жизнь людей”.

Главные направления развития производства в эпоху НТР. Электронизация — насыщение всех областей человеческой деятельности средствами электронно-вычислительной техники; Комплексная автоматизация — развитие роботостроения; Перестройка энергетического хозяйства — более широкое использование новых источников энергии; Производство новых материалов — возникновение композиционных, полупроводниковых и керамических материалов; Ускоренное развитие биотехнологии; Космизация — развитие аэрокосмической промышленности. Кузнецова Е. Ф.

Слайд 33 из презентации «Научно-техническая революция». Размер архива с презентацией 6089 КБ.

Скачать презентацию

Философия 10 класс

краткое содержание других презентаций

«Особенности социального познания» — Графический тест самооценки для измерения «образа» социальной структуры общества. Описание социальных явлений Объяснение, выявление сущности социальных явлений. Изучая общество, учёные наблюдают, сравнивают, иногда экспериментируют. Информация к размышлению. Основные этапы урока. Познание общества познание социальных явлений познание социальных процессов. Поработайте с источником информации. Цели по содержанию урока:

«Сущность культуры» — Древний Рим. Разнообразие социальных структур. Классическое определение. Сущность культуры. Культура. Совокупность проявлений жизни. Определение. Отличия в культурах. Многовариантность общественного развития. Культурное многообразие. Определенные черты. Значения культуры. Черта развития человечества.

«Человек и общество в философии» — Никто из нас еще не родился бессмертным. Поблагодарим мудрую природу. Философствуйте и жизнь будет прекрасна. Любовь к мудрости. Сократ. Я знаю, что я ничего не знаю. Я ищу только истину. Снисходительность. Отметим четыре основных положения. Что такое философия. Древо философии. Эпикур. Платон. Мудрый человек. Будьте строги к себе и мягки к другим. В развитии философии можно выделить три этапа. Конфуций.

«Духовная жизнь общества» — Функции культуры. Массовая и элитарная культуры. Мыльные оперы, популярные блокбастеры, литературные бестселлеры. Диалог культур и интернационализация культуры. Характерные черты элитарной культуры. Развитие культуры — процесс двуединый. Составные части культуры. Установите соответствие. Духовная жизнь общества. Область духовной культуры. Соответствие. Науки о культуре.

Определение НТР, основные направления

Какой смысл понятия «культура» является наиболее широким.

«Мировоззрение» — Мировоззрение. Типы мировоззрения. Обыденное мировоззрение. Все под одним Богом ходим, хоть и не в одного веруем. Понятие категорического императива. Что такое мировоззрение. Ненависть – сильная вражда, отвращение к кому- или чему-нибудь. Типы мировоззрений. Роль мировоззрения в деятельности человека. Тесты «Нравственные ориентиры деятельности». О справедливости. О добре. Поворот к человеку. О богатстве.

«Что такое счастье» — На день рождения своей маме я подписала открытку. Объяснение толкового словаря. Опрос среди родственников. Словарь В. Даля. Анализ понимания слова «счастье». Что такое счастье. Происхождение слова «счастье». Трактовки понимания слова «счастье». Ответы учеников. Цель проекта – изучение понимания и значения слова «счастье».

Всего в теме «Философия 10 класс» 17 презентаций

5klass.net>Философия 10 класс>Научно-техническая революция> Слайд 33

Техническая революция— это качественное изменение в развитии техники (см. Техника), охватывающее всю техносферу, а не её отдельные элементы. Иногда различают технические революции, понимаемые как качественные изменения в развитии вещных технических средств, и технологические революции, понимаемые как качественные изменения в развитии технологии преобразования вещества, энергии или информации. В этом смысле одной из первых технических революций считается создание каменных орудий труда, а технологических — овладение огнём. Наиболее значимыми техническими революциями в вещно-техническом значении были переходы от орудийной техники к машинной, а от машинной — к автоматизированной. Иногда говорят о технических революциях, связанных с овладением силой пара, электричества, атомной энергии, с появлением и развитием космической техники, иначе говоря — выделение того или иного исходного пункта технической революции зависит от выбора оснований периодизации истории техники.

Специфика техники, её опосредующее положение между человеком и природой, между людьми в структуре социума (см. Общество), имеет следствием то, что техническая революция предполагает коренные изменения в характере и масштабе воздействия на природу и общественную жизнь. В плане глобального воздействия на природу выделяют два фундаментальных изменения такого рода:

  1. неолитическая революция, связанная о переходом от собирательства к земледелию, обеспеченному соответствующими средствами труда;
  2. революция, вызванная появлением машинного производства, в ходе которой масштаб воздействия общества на природу скачкообразно возрос благодаря принципиально новым техническим средствам и стал сопоставим с масштабом геологических и даже космических процессов.

В социальном плане под технической революцией понимаются изменения в технике, которые оказались одним из оснований качественного преобразования социума, независимо от того, вся техносфера была при этом преобразована или же какой-то её существенный элемент. Как правило, у истоков наиболее крупных социальных революций, ведущих к изменению типа культуры, обнаруживаются те или иные технические инновации. Для древневосточных культур такую роль сыграли оросительные системы, которые могли успешно функционировать только при наличии жёсткой центральной власти и которые, таким образом, служили техническим основанием последней. Для античного мира «пусковой» технической инновацией стало овладение производством железа. Главным преимуществом железа была не его твёрдость, а относительная дешевизна и общедоступность, в силу которых железные орудия, в отличие от медных и бронзовых, получили массовое распространение в народной среде. Благодаря железным орудиям расширились масштабы земледелия, которое впервые отошло от речных долин с их мягкой почвой на сопредельные территории. Наличие многочисленных хозяйственных центров уже не требовало несомненного единовластия и способствовало регулярному обмену результатами деятельности, что в свою очередь привело к её оживлению и способствовало развитию классического рабства. У истоков средневекового феодального общества обнаруживаются два изобретения: упряжь для лошади и стремя. Первое способствовало ещё большему распространению земледелия и регулярности внешних связей между сообществами, второе обеспечило возможность создания тяжёлой рыцарской конницы. Армия нового типа обеспечивалась соответствующей хозяйственно-политической организацией, наиболее характерной формой которой стало крепостное право. Капиталистические отношения не могли вполне утвердиться без машинного производства (о чём убедительно свидетельствует сравнение истории Голландии и Англии XVI–XVIII веков), а социальное качество реального социализма во многом определялось попыткой перенесения методов организации фабрики, построенной по принципам научной организации труда (в соответствии с идеологией тейлоризма), на всю экономическую и хозяйственную сферу страны.

Технические революции, сопровождающиеся коренным изменением социального качества, нередко происходят на основе широкого заимствования технических инноваций и имеют одним из результатов смену лидеров технического и социального развития. Каждая техническая революция является результатом взаимного отражения, взаимодействия, своеобразного исторического синтеза по крайней мере двух социальных структур, из которых одна находится на высоком для своего времени уровне развития, а другая (по видимости) является относительно отсталой и примитивной, причём основой, на которой вырастает новое, оказывается именно примитив. В качестве указанных структур могут выступать как целостные социальные организмы, так и различные по своим экономическим основаниям социальные образования внутри целого. Так, исходным моментом развития Античного мира стало заимствование технических достижений цивилизаций древнего Востока, а промышленный переворот в Англии во многом определялся взаимодействием корпоративного городского ремесла и сезонного сельского и, соответственно, двух социальных групп.

Направления развития производства в эпоху НТР

Как правило, активно воспринимает и заимствует, создавая при этом новое, социум, находящийся на переломе, не подавленный социальными институтами, способными пресечь интеллектуальное и техническое восприятие. Чтобы последнее было результативным, необходимо наличие социальной группы, для которой предполагаемая техническая инновация представляется адекватной её наличным целям и ценностным установкам. Синтез собственных, исторически сложившихся социальных условий, ведущих к выделению такой группы, и заимствованной техники служит социально-техническим основанием, на котором строятся последующие изменения техники и социума. Достаточно типична и другая ситуация: социум, находящийся на переломе, — в наличии, имеются в наличии и социумы, у которых можно осуществлять техническое заимствование, но синтез осуществляется в таких формах, которые ведут к технически и социально-тупиковым результатам. Таким образом оказывается, что техническая эволюция, идущая в течение некоторого времени относительно спокойно в рамках того или иного социального организма, или меняет носителя своей магистральной тенденции, обретая новое качество роста, или разветвляется на несколько направлений, часть которых может оказаться тупиковой, или же реализуются оба варианта одновременно. Технический застой, предшествующий технической революции — достаточно типичное явление. Он наступает по мере того, как в том или ином социуме достигается адекватность организации техносферы, социальной и политической организации. Характерными признаками застоя являются: а) экстенсивное развитие техники, неприятие принципиально нового в техносфере; б) техническая гигантомания.

Современный этап развития техники нередко называют научно-технической революцией (НТР). Эта традиция сложилась в советской общественной науке, представители которой утверждали, что главный признак НТР — превращение науки в непосредственную производительную силу. Указанный признак: а) является образным выражением, поскольку наука не может быть производительной силой буквально; б) не свидетельствует о революционности современного этапа, поскольку развитие техники на научной основе началось ещё в эпоху промышленного переворота XVIII века. В этом смысле может идти речь об усилении имеющейся тенденции развития техники, а не о коренном переломе. Революционность заключается скорее в том, что становление постиндустриализма в техническом смысле предполагает качественное изменение организации труда, в ходе которого традиционное для машинизма закрепление за каждым работником узкой частичной операции уступает место относительно целостному труду, включающему ряд операций, тем самым восстанавливая ценность и привлекательность живого труда. Квазиремесленная организация сохраняет оптимальность отдельных операций и требует соответствующего вещно-технического оснащения, поскольку разнообразные средства труда поступают в распоряжение субъекта труда. На этапе индустриализма, напротив, работники закреплялись за техническими средствами, в силу чего рабочего нередко называли придатком машины. В русле этой общей тенденции в некоторых отраслях производства обнаруживается стремление к отказу от пооперационного дробления технологического процесса вообще, что создаёт предпосылки для создания новых неантропоморфных технологий.

Оставьте комментарий