Дифференциация естественных наук начала происходить на стадии

Образование

Дифференциация наук

11 ноября 2012

Процесс развития науки включает взаимодействие противоположных процессов – интеграции и дифференциации. Интеграция является объединением знаний. Дифференциация наук – это выделение новых дисциплин.

На каждом этапе развития преобладает тот или другой процесс. Дифференциация наук была более характерна для этапа формирования, зарождения знаний. Сегодня же преобладает процесс интеграции.

Дифференциация наук, являясь превращением некоторых "зачатков" знаний в самостоятельные, обособленные дисциплины, началась уже на рубеже 16 и 17 столетий. В ту эпоху философия, являвшаяся единым ранее знанием, начала разделяться на два направления. Таким образом, сформировались собственно философия и наука. При этом последняя представляла собой целостную систему знаний, социальный институт и духовное образование. Вместе с этим дифференциация наук происходила и в философии. Таким образом, сформировались диалектика, этика, онтология и прочие направления. Научные знания расчленялись на обособленные науки, которые, в свою очередь, разделялись на дисциплины. Внутри этой системы приоритетное место занимала "ньютоновская" классическая механика, тесно взаимосвязанная с математикой с самого начала своего существования.

В последующем периоде дифференциация наук продолжала усиливаться. Этот процесс был вызван потребностями производства и внутренними потребностями формирования общественного знания. В результате стали активно развиваться пограничные науки.

После того как биологи, углубившись в изучение живого, поняли, что в клеточном превращении огромное значение имеют химические процессы, началось углубленное изучение этих процессов. Так возникла биохимия. Необходимость исследования физических процессов в организмах спровоцировала развитие биофизики. Аналогично сформировалась химическая физика, физическая химия, геохимия и прочие направления. Дисциплины возникали и на границе трех наук. Так, например, сформировалась биогеохимия.

Выделение новых дисциплин представляет собой закономерное следствие интенсивного усложнения и увеличения объема знаний. При этом неизбежно возникает разделение и специализация труда, дифференциация обучения. Следует отметить, что разделение научной работы имеет как позитивные, так и негативные черты. Положительным моментом является возможность более глубокого исследования явлений. Кроме того, повышается и производительность труда ученых. Отрицательной же чертой является сужение кругозора научных деятелей.

Вместе с процессом выделения новых дисциплин происходило и взаимное проникновение, объединение направлений. В результате интеграции стерлись некоторые границы знаний, произошло объединение многих методов. Как уже отмечалось выше, процесс объединения более характерен для современной науки, в рамках которой активно развиваются различные общенаучные отрасли. К ним, в частности, относят синергетику, кибернетику и прочие.

Развитие науки, таким образом, являет собой процесс диалектический. В нем обособление одних дисциплин сопровождается интеграцией других, происходит взаимопроникновение различных направлений, взаимодействие разнообразных идей и методов познания мира.

Объединение наук сегодня получает все большее распространение. Это связано преимущественно с необходимостью решать различные проблемы глобального характера, спровоцированные практическими нуждами. Например, достаточно сложная задача по исследованию космоса вызвала необходимость объединить усилия ученых самых разных специальностей. Для решения актуальных экологических проблем необходимо тесное взаимодействие гуманитарных, естественных наук, важен и синтез вырабатываемых ими методов и идей.

Комментарии

Похожие материалы

Образование
Дифференциация и интеграция наук. Интеграция современной науки: определение, особенности и интересные факты

С течением времени наука, безусловно, претерпевает качественные изменения. Она увеличивает объем, разветвляется и усложняется. Фактическая ее история представлена достаточно хаотично и дробно. Однако во множестве откр…

Бизнес
Кандидат экономических наук Анна Белова: биография, карьера

Анна Григорьевна Белова — профессор, российский топ-менеджер высочайшего класса, кандидат экономических наук, выдающаяся личность, неоднократно входила в рейтинг ста самых влиятельных и успешных женщин России. Будучи …

Бизнес
Агурбаш Николай: наука и бизнес как лучшие дополнения друг друга

Агурбаш Николай Георгиевич является одним из самых известных российских бизнесменов. Его родиной является Донецкая область, а датой рождения официальные источники называют 25.05.1954. Мужчину чаще всегда ассоциируют с…

Бизнес
Корпоративные права – это целая наука

Работа корпораций, как, в общем, и их учреждение, должна быть подчинена неким законам и правилам. И таковых – целая система. Ее и называют корпоративным правом. К нему относится законодательство об АО, о коопера…

Бизнес
Автоматизация — это наука управления без участия человека

Стремление человека перекладывать тяжелый монотонный труд на плечи машин и механизмов напрямую связан с таким, на первый взгляд, прискорбным свойством психологии, как лень. Однако любым устройством следует управлять, …

Бизнес
Дифференциация — это разделение и расслоение целого на различные формы

Сегодня в лексику русского языка прочно входят многие понятия и термины, которые имеют иностранное происхождение. Например, слово "дифференциация". Это расслоение, разделение, происходящее от лат. слова differenti (ра…

Бизнес
Организация производства как наука

Понятие организации производственного процесса подразумевает собой методы для подбора и сочетания элементов производства во времени и пространстве с целью достижения эффективного конечного результата. Таким образом, о…

Дом и семья
День белорусской науки — повод вспомнить о роли научных исследований в развитии общества

Научные знания важны не только для расширения представлений человечества о мире. Результаты труда учёных используются на предприятиях, в агропромышленном комплексе, медицине, образовании, других сферах деятельности лю…

Дом и семья
Заготовка березовых веников для бани — наука несложная

Веник – неотъемлемый атрибут русской бани. Большинство поклонников паровой бани считают, что самые лучшие веники получаются из мягких, гибких березовых веток.

Дом и семья
День российской науки

Праздничные дни в России, как правило, не выбираются случайно, а приурочены к какому-либо историческому событию. Это относится и ко Дню науки, который в России отмечают 8 февраля. Именно в этот день в 1724 году по рас…

Прошло три стадии в развитии естествознания. В конце 20го века оно вступило в четвёртую. Этими этапами являются:

1. древнегреческая натурфилософия;

2. средневековое естествознание;

3. классическое естествознание Нового времени;

Концепции современного естествознания

современное естествознание 20го века.

На первой стадии происходит накопление прикладной информации о природе, способах использования её сил и тел, непосредственное созерцание природы как нерасчленённого целого.

Особенностью данного этапа является пренебрежение частностями при общем охвате картины природы. Для периода Позднего Средневековья и Нового времени характерно добавление к процессу накопления знаний, теоретическое осмысление причин, особенностей изменений в природе и т.д. Появляются первые концепции объяснений изменений в природе.

В этот период Позднего Средневековья и Нового времени методики и теории объединяются в естествознание как целостную науку о природе. Итогом развития является создание целостной картины мира.

Древнегреческая натурфилософия.

Знания, которые накапливали древние люди, не были научными, т.к. не были систематизированными, они имели форму практического опыта.

Античная наука появилась в виде научных программ, в которых определялась цель- изучение процесса превращения Хаоса в Космос.

Первыми крупными представителями натурфилософии были Гераклит и Диоген. В своих утверждениях они руководствовались идеей о единстве сущего, о происхождении вещей из природного первоначала – воды, огня, воздуха. Они говорили о всеобщей одушевлённости материи.

Древние греки считали, что единственным инструментом познания может быть человеческий разум, тем самым, отвергая эмпирический способ познания.

Древнегреческая натурфилософия отличается вкладом в её развитие математики (Пифагор 580-500 гг. д.н.э.). Он считал, что Земля шарообразна, и вращается ещё и вокруг своей оси. Пифагорейцы в дальнейшем считали, что Земля и остальные светила движутся вокруг «центрального огня», и эти движения происходят по окружностям.

Так же важная черта понимания Пифагора – учение о числе. Он считал число основой Вселенной, говорил, что мир состоит из 5 элементов: земли, огня, воздуха, воды и эфира. Он связывал эти элементы с 5 видами правильных многогранников.

В 5-4- вв в Др. Греции возникает аналитическое учение, основателем которого был Демокрит (460-370 гг. д.н.э.). В основе этого учения лежит представление о мельчайших неделимых частицах материи – атомах. Все тела состоят из атомов. Атомы вечны и неизменны. А составляющие их тела изменчивы и преходящие. Атомы различают по форме и величине. Источником жизни, по Демокриту, являются круглые гладкие атомы, обладающие высокой подвижностью. Они движутся в пустоте по прямой линии.

Атомистические представления Демокрита были развиты Эпикур (341-270 гг. д.н.э.). Он ввёл ещё одну характеристику атомов – вес.

Считается, что высшее своё развитие древнегреческая натурфилософия получила в работах Аристотеля (384-322 гг. д.н.э.). Им были систематизированы и объединены все известные ему знания о мире. Его основными работами были: «Физика», «О небе», «О происхождении животных» и др. Он считал, что в основе бытия лежит первоматерия, она вечна и не может не из чего возникнуть. Её кол-во в природе неизменно, она способна лишь к превращениям. Возникновение тел, происходящее в результате происхождения окружающего мира, входит в понятие движения Аристотель сформулировал также понятие механики (скорость, сила и т.д.).

Космология Аристотеля носила геоцентрический характер. Она основывалась на том, что в центре мира – Земля. Она имеет форму шара и окружена водой, воздухом и огнём. За ними находятся сферы небесных светил.

После работ Аристотеля научное знание полностью отделилось от философии. Произошла дифференциация научного знания, выделились: математика, физика, география, основы мед.наук и др.

Одним из крупнейших учёных был Евклид. В своём труде «Начала» он привёл в систему все математические достижения своего времени; созданный им метод аксиом позволил ему создать геометрию, до сих пор носящую его имя.

Этот период натурфилософии характеризуется важными достижениями в механике. Учёным этого периода был Архимед (287-212 гг. д.н.э.). Он решил ряд задач по вычислению площадей поверхности, объёмов, ввёл понятие «центр тяжести», математическое понятие законов рычага, заложенные основы гидростатики.

Широкую известность получил «Закон Архимеда». Научные его труды нашли своё применение в практике – устройство для подъёма воды на большие высоты, системы рычагов, блоков для поднятия тяжести и др. Под его руководством были созданы системы для метательных действий.

Развитие науки в Средние века.

С конца 5 века в Европе началось Средневековье. Средние века отличаются резким усилением влияния церкви. В этот период возникает противоречие между наукой и богословием. Господствующее направление мысли было оторвано от реальной действительности. Поэтому в средневековой картине мира не было объективного закона. Мыслители искали связи не между явлениями, а между явлением и Богом. Предпочтение отдавалось религии, а не науке. Эта тенденция привлекла к таким формам развития науки, как патристика и схоластика.

Патристика – философское учение, утверждавшее несовместимость античной натурфилософии и религиозной веры. Одним из сторонников патристики был Аврелий Августин. Он связывал разум с душой, исключая из процесса познания тело. Он противопоставлял опыту и наблюдению откровение, которое, имея божественный характер, может быть источником истинного знания.

Схоластика стремилась дать теоретическое обоснование религиозному мировоззрению. Основными задачами схоластов были защита и систематизация религиозных догматов. Представитель – Фома Аквинский – утверждал, что человеку присущи 2 формы познания – чувство и интеллект. На основе чувственного опыта с помощью интеллекта человек абстрагирует в сознании «умопостигательные образы».

Схоластика и патристика имеют определённые различия: в патристике любое знание – результат откровения и принимается на веру. В схоластике наблюдается определённое отступление от этого тезиса и в некотором смысле – возвращение в натурфилософии.

Европейская наука переживала период упадка до 12 века, а на Востоке был прогресс науки. В истории науки известны такие арабские учёные, как Мухаммед Альбаттами (850-929гг – астроном), Ибн Юнас (950-1009гг — тригонометр), Ибн Рушд (1126-1198гг – философ, естествоиспытатель), Мухаммед Аль Хорезми (десятичная система счисления). Арабы достигли успеха в астрономии, математике, медицине, географии, логике, философии и т.д.

В этот период на Востоке развивается архитектура, арабы ввели в употребление цифры.

Средневековье не является эпохой только регресса и застолья. В недрах культуры развивается астрология, алхимия, магия и т.д. Они подготовили фундамент для астрономии и химии.

В этот период начинается математизация физики. В 11 веке страны Европы пришли в соприкосновение с арабами и их цивилизацией.

Естествознание эпохи Возрождения.

С 16го века характер научного прогресса меняется. В развитии науки появляются переломные периоды – кризисы. Их называют «научными революциями».

Первая научная революция – 15-16 вв – переход от Средневековья к новому времени – эпохе Возрождения. Её характерные черты:

1) восстановление интереса к античности;

2) начинает формироваться экспериментальное естествознание; начинается процесс дифференциации наук; интенсивно развивается механика, астрономия, появляется магнитный компас, совершенствуются географические карты, глобусы, появляются первые хим.лекарства; Иоганн Гуттенберг изобрёл книгопечатание;

3) возникновение идей гуманизма; основой мировоззрения является Бог, но затем возникает интерес к человеку как к личности.

Важный человек – Леонардо Да Винчи (1452-1519) – был убеждён, что познание идёт от частных опытов к научному обобщению. По его мнению, опят – критерий знания. Им был заложен период экспериментального естествознания.

Отправной точкой первой научной революции стало появление гуманистического учения – Н.Коперник (1473 – 1543). В 1543 году вышел его труд «Об обращении небесных сфер». По его мнению, в центре космоса – Солнце, вокруг которого вращаются планеты. Он считал, что, вращаясь вокруг Солнца, Земля вращается ещё вокруг своей оси.

Одним из его сторонников был Джордано Бруно (1548 — 1600). Он предложил новую полицентрическую картину мира. По его мнению, Вселенная вечна во времени, бесконечна в пространстве, вокруг бесконечного количества звёзд вращается много планет, которые могут быть заселены существами.

Естествознание Нового времени.

Эпоха Нового времени охватывает 300 лет – от 17 до 19 века. В этом периоде особую роль сыграл 17 век – это вторая научная революция. У истоков стояли Галилей, Ньютон, Кеплер.

17 век – период создания классической механики и экспериментального естествознания. Особенности механического естествознания были заложены Галилеем (1554 — 1642).

Он сосредоточил основное внимание физики на: пространстве, времени, скорости, ускорении, силе, импульсе, тяготении и др. Используя построенные им же микроскопы, он установил, что Солнце вращается вокруг своей оси. У Юпитера он нашёл 4 спутника. Он первым поставил задачу получения количественного описания физических явлений. Он впервые использовал математические формулировки для описания физических законов. Он повторял, что знания берутся из наблюдений. Важнейшей его заслугой было установление того факта, что все механические явления протекают одинакого во всех системах отсчёта, которые движутся равномерно и прямолинейно (инерциальные системы отсчёта). Это положение является принципом относительности Галилея. Им были заложены основы современной физики.

Одной из крупнейших фигур был Иоганн Кеплер (1571 – 1630). Он внёс большой вклад в развитие астрономии и математики, разработал теорию солнечных и лунных затмений, уточнил величину расстояния между Землёй и Солнцем и т.д. Но главная его заслуга – открытие трёх законов движения планет. Его открытия проложили путь законам всемирного тяготения Ньютона.

Законы Кеплера:

1) Планеты движутся по эллипсам, в одном из фокусов которого находится Солнце. Каждая планета движется по своему эллипсу. А Солнце – основной фокус сразу всех планет.

2) Второй закон устанавливает скорость движения планет по траектории: «Площади кривоугольных треугольников, образуемых за одинаковое время отрезками, соединяющими планету с Солнцем, равны между собой». Постоянной является для планеты её секторная скорость, а не линейная.

3) Третий закон связан с расстоянием от Солнца, до планет.

Т(во второй)=КВ(в третьей),

Где Т – период обращения планеты вокруг Солнца,

Д – среднее расстояние от Солнца,

К – величина, постоянная для всех.

Зная расстояние и период, можно найти величину К.

Законы Кеплера справедливы для всех небесных тел и доказывают целостность солнечной системы. Эти законы являются подтверждением гелиоцентрического учения Коперника. Но Кеплер в своей теории не выявил причины движения планет.

Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 16084 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.003 с)…

Историческая наука имеет в своем развитии следующие основные этапы:

1 Исторические представления Древнего мира. Сначала историческая мысль развивалась в виде сказаний и мифов. Мифологическое мышление связывало ход истории с деяниями богов, вся человеческая история рассматривалась как проявление воли божества: рок определял судьбу народов. Высшим достижением исторической мысли древнего мира были труды античных авторов: Геродота (490-480 – ок. 425 до н.э.), которого считали «отцом истории», Фукидида (ок. 460-400 до н.э.), Полибия (ок. 200 — ок. 120 до н.э.), древнекитайского историка Сым – Цяня (145 или 153 – ок. 86 до н.э.).

2 Историческая мысль эпохи Средневековьяразвивалась под влиянием церковно-религиозной идеологии, поэтому историки данной эпохи трактовали исторический процесс общественного развития идеалистически. Ведущей исторической концепцией раннесредневековой мысли Западной Европы стала концепция провиденциализма (по воле провидения), разработанная Августином Блаженным (354 – 430). Оставалась популярной и теория древнего мира о великих людях и героях, творящих историю с помощью героев и по воле богов. «Отцом варварства» считают европейского историка Григория Турского (538 или 539 – 593 или 594), автора «Истории франков» в десяти томах. На Арабском Востоке крупным историком был автор «Всеобщей истории» Якуби (X в. н.э.), в Китае в XI в. историк Сым Гуан создал огромный труд (294 книги), охватывающий всю историю китайского народа с V по конец IX века.

В средневековой Руси в начале XII в. была создана «Повесть временных лет» Нестора – летописца Киево-Печерского монастыря, затем появилось «Слово о полку Игореве».

Новое развитие изучение истории получило в эпоху Возрождения и перехода от Средневековья к Новому времени, когда засилью религиозной идеологии было противопоставлено культурное наследие античности. Зародились новые подходы к пониманию истории. Итальянский государственный деятель Н.

К главе 1 «Предмет и структура естествознания»

Макиавелли (1469 – 1527) в работе «Государь» (1513) назвал одну из причин борьбы людей в истории – имущественную.

3 В эпоху Нового времени уже появляется попытка объяснить причинно-следственную связь материального мира исходя из него самого. Эта идея принадлежит итальянскому философу, историку Д.Вико (1668 – 1774), утверждавшему объективный характер исторического процесса. Французские просветители считали, что идеи правят миром. Они же развили идею естественного права и позднее пришли к идее просвещенного монарха (А.Тюрго, Ф.Гизо (1747 – 1874), О.Тьерри (1795 – 1856) и др.). Однако в целом западно-европейская историческая наука периода становления и утверждения капиталистических отношений оставалась на идеалистических позициях.

В XIX веке утвердился исторический метод познания, что имело огромное значение для развития исторической науки. Начало этому методу положили представители немецкой классической философии, в частности Г. Гегель (1770 – 1831). Однако последовательно исторический принцип подхода к действительности как развивающейся и изменяющейся во времени, был разработан К.Марксом (1818 – 1883) и Ф.Энгельсом (1820 – 1895). Его отличительная черта – распространение на все сферы объективной действительности – природу, общество, мышление. Отсюда понятно утверждение Маркса и Энгельса: «Мы знаем только одну-единственную науку – науку истории». (К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., Т. 3. С.16, Прим.).

В России в XVIII в. имели место первые попытки создать систематизированный свод отечественной истории. Это семитомная «История Российская с самых древнейших времен» В. Н. Татищева (1686 – 1756), «История Российская» М.М.Щербатова (1733 – 1799) в 20 книгах. В XIX веке выходит «История Государства Российского» Н.М.Карамзина (1766 – 1826), 29-томная «История России с древнейших времен» С.М.Соловьева (1820 – 1879), «Русская история» Н.И.Костомарова (1817 – 1885) и «Курс русской истории» В.О.Ключевского (1841 – 1911). Специалистом по всеобщей истории был Т.Н.Грановский (1813 – 1855).

4 В Новейшее время (конец XIX – XX в.) историческая наука получила огромное развитие. В это время в западной историографии были разработаны различные концепции исторического развития: А.Тойнби, У.Ростоу, М.Вебера и др. Среди отечественных историков новейшего времени наиболее известны С.Ф.Платонов (1860 – 1933), М.Н. Покровский (1868 – 1932), Е.В.Тарле (1876 – 1955), В.В.Струве (1889 – 1965), М.В.Нечкина (1901 – 1985), М.А.Берг и др. В советский период, особенно в 30 – 50-е годы, историческая наука в нашей стране испытала сильное влияние коммунистической идеологии, что обусловило узость взглядов и определенную необъективность оценок как исторических событий, так и исторических трудов, а также наличие многих запрещенных тем в изучении отечественной истории. В настоящее время эти перекосы устраняются. Вышли многие издания отечественной истории, подготовленные на основе объективных подходов к осмыслению исторического опыта России.

Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 5802 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

Прошло три стадии в развитии естествознания. В конце 20го века оно вступило в четвёртую. Этими этапами являются:

1. древнегреческая натурфилософия;

2. средневековое естествознание;

3. классическое естествознание Нового времени;

4. современное естествознание 20го века.

На первой стадии происходит накопление прикладной информации о природе, способах использования её сил и тел, непосредственное созерцание природы как нерасчленённого целого.

Особенностью данного этапа является пренебрежение частностями при общем охвате картины природы. Для периода Позднего Средневековья и Нового времени характерно добавление к процессу накопления знаний, теоретическое осмысление причин, особенностей изменений в природе и т.д. Появляются первые концепции объяснений изменений в природе.

В этот период Позднего Средневековья и Нового времени методики и теории объединяются в естествознание как целостную науку о природе. Итогом развития является создание целостной картины мира.

Древнегреческая натурфилософия.

Знания, которые накапливали древние люди, не были научными, т.к. не были систематизированными, они имели форму практического опыта.

Античная наука появилась в виде научных программ, в которых определялась цель- изучение процесса превращения Хаоса в Космос.

Первыми крупными представителями натурфилософии были Гераклит и Диоген. В своих утверждениях они руководствовались идеей о единстве сущего, о происхождении вещей из природного первоначала – воды, огня, воздуха. Они говорили о всеобщей одушевлённости материи.

Древние греки считали, что единственным инструментом познания может быть человеческий разум, тем самым, отвергая эмпирический способ познания.

Древнегреческая натурфилософия отличается вкладом в её развитие математики (Пифагор 580-500 гг. д.н.э.). Он считал, что Земля шарообразна, и вращается ещё и вокруг своей оси. Пифагорейцы в дальнейшем считали, что Земля и остальные светила движутся вокруг «центрального огня», и эти движения происходят по окружностям.

Так же важная черта понимания Пифагора – учение о числе. Он считал число основой Вселенной, говорил, что мир состоит из 5 элементов: земли, огня, воздуха, воды и эфира. Он связывал эти элементы с 5 видами правильных многогранников.

В 5-4- вв в Др. Греции возникает аналитическое учение, основателем которого был Демокрит (460-370 гг. д.н.э.). В основе этого учения лежит представление о мельчайших неделимых частицах материи – атомах. Все тела состоят из атомов. Атомы вечны и неизменны. А составляющие их тела изменчивы и преходящие. Атомы различают по форме и величине. Источником жизни, по Демокриту, являются круглые гладкие атомы, обладающие высокой подвижностью. Они движутся в пустоте по прямой линии.

Атомистические представления Демокрита были развиты Эпикур (341-270 гг. д.н.э.). Он ввёл ещё одну характеристику атомов – вес.

Считается, что высшее своё развитие древнегреческая натурфилософия получила в работах Аристотеля (384-322 гг. д.н.э.). Им были систематизированы и объединены все известные ему знания о мире. Его основными работами были: «Физика», «О небе», «О происхождении животных» и др. Он считал, что в основе бытия лежит первоматерия, она вечна и не может не из чего возникнуть.

Дифференциация наук

Её кол-во в природе неизменно, она способна лишь к превращениям. Возникновение тел, происходящее в результате происхождения окружающего мира, входит в понятие движения Аристотель сформулировал также понятие механики (скорость, сила и т.д.).

Космология Аристотеля носила геоцентрический характер. Она основывалась на том, что в центре мира – Земля. Она имеет форму шара и окружена водой, воздухом и огнём. За ними находятся сферы небесных светил.

После работ Аристотеля научное знание полностью отделилось от философии. Произошла дифференциация научного знания, выделились: математика, физика, география, основы мед.наук и др.

Одним из крупнейших учёных был Евклид. В своём труде «Начала» он привёл в систему все математические достижения своего времени; созданный им метод аксиом позволил ему создать геометрию, до сих пор носящую его имя.

Этот период натурфилософии характеризуется важными достижениями в механике. Учёным этого периода был Архимед (287-212 гг. д.н.э.). Он решил ряд задач по вычислению площадей поверхности, объёмов, ввёл понятие «центр тяжести», математическое понятие законов рычага, заложенные основы гидростатики.

Широкую известность получил «Закон Архимеда». Научные его труды нашли своё применение в практике – устройство для подъёма воды на большие высоты, системы рычагов, блоков для поднятия тяжести и др. Под его руководством были созданы системы для метательных действий.

Развитие науки в Средние века.

С конца 5 века в Европе началось Средневековье. Средние века отличаются резким усилением влияния церкви. В этот период возникает противоречие между наукой и богословием. Господствующее направление мысли было оторвано от реальной действительности. Поэтому в средневековой картине мира не было объективного закона. Мыслители искали связи не между явлениями, а между явлением и Богом. Предпочтение отдавалось религии, а не науке. Эта тенденция привлекла к таким формам развития науки, как патристика и схоластика.

Патристика – философское учение, утверждавшее несовместимость античной натурфилософии и религиозной веры. Одним из сторонников патристики был Аврелий Августин. Он связывал разум с душой, исключая из процесса познания тело. Он противопоставлял опыту и наблюдению откровение, которое, имея божественный характер, может быть источником истинного знания.

Схоластика стремилась дать теоретическое обоснование религиозному мировоззрению. Основными задачами схоластов были защита и систематизация религиозных догматов. Представитель – Фома Аквинский – утверждал, что человеку присущи 2 формы познания – чувство и интеллект. На основе чувственного опыта с помощью интеллекта человек абстрагирует в сознании «умопостигательные образы».

Схоластика и патристика имеют определённые различия: в патристике любое знание – результат откровения и принимается на веру. В схоластике наблюдается определённое отступление от этого тезиса и в некотором смысле – возвращение в натурфилософии.

Европейская наука переживала период упадка до 12 века, а на Востоке был прогресс науки. В истории науки известны такие арабские учёные, как Мухаммед Альбаттами (850-929гг – астроном), Ибн Юнас (950-1009гг — тригонометр), Ибн Рушд (1126-1198гг – философ, естествоиспытатель), Мухаммед Аль Хорезми (десятичная система счисления). Арабы достигли успеха в астрономии, математике, медицине, географии, логике, философии и т.д.

В этот период на Востоке развивается архитектура, арабы ввели в употребление цифры.

Средневековье не является эпохой только регресса и застолья. В недрах культуры развивается астрология, алхимия, магия и т.д. Они подготовили фундамент для астрономии и химии.

В этот период начинается математизация физики. В 11 веке страны Европы пришли в соприкосновение с арабами и их цивилизацией.

Естествознание эпохи Возрождения.

С 16го века характер научного прогресса меняется. В развитии науки появляются переломные периоды – кризисы. Их называют «научными революциями».

Первая научная революция – 15-16 вв – переход от Средневековья к новому времени – эпохе Возрождения. Её характерные черты:

1) восстановление интереса к античности;

2) начинает формироваться экспериментальное естествознание; начинается процесс дифференциации наук; интенсивно развивается механика, астрономия, появляется магнитный компас, совершенствуются географические карты, глобусы, появляются первые хим.лекарства; Иоганн Гуттенберг изобрёл книгопечатание;

3) возникновение идей гуманизма; основой мировоззрения является Бог, но затем возникает интерес к человеку как к личности.

Важный человек – Леонардо Да Винчи (1452-1519) – был убеждён, что познание идёт от частных опытов к научному обобщению. По его мнению, опят – критерий знания. Им был заложен период экспериментального естествознания.

Отправной точкой первой научной революции стало появление гуманистического учения – Н.Коперник (1473 – 1543). В 1543 году вышел его труд «Об обращении небесных сфер». По его мнению, в центре космоса – Солнце, вокруг которого вращаются планеты. Он считал, что, вращаясь вокруг Солнца, Земля вращается ещё вокруг своей оси.

Одним из его сторонников был Джордано Бруно (1548 — 1600). Он предложил новую полицентрическую картину мира. По его мнению, Вселенная вечна во времени, бесконечна в пространстве, вокруг бесконечного количества звёзд вращается много планет, которые могут быть заселены существами.

Естествознание Нового времени.

Эпоха Нового времени охватывает 300 лет – от 17 до 19 века. В этом периоде особую роль сыграл 17 век – это вторая научная революция. У истоков стояли Галилей, Ньютон, Кеплер.

17 век – период создания классической механики и экспериментального естествознания. Особенности механического естествознания были заложены Галилеем (1554 — 1642). Он сосредоточил основное внимание физики на: пространстве, времени, скорости, ускорении, силе, импульсе, тяготении и др. Используя построенные им же микроскопы, он установил, что Солнце вращается вокруг своей оси. У Юпитера он нашёл 4 спутника. Он первым поставил задачу получения количественного описания физических явлений. Он впервые использовал математические формулировки для описания физических законов. Он повторял, что знания берутся из наблюдений. Важнейшей его заслугой было установление того факта, что все механические явления протекают одинакого во всех системах отсчёта, которые движутся равномерно и прямолинейно (инерциальные системы отсчёта). Это положение является принципом относительности Галилея. Им были заложены основы современной физики.

Одной из крупнейших фигур был Иоганн Кеплер (1571 – 1630). Он внёс большой вклад в развитие астрономии и математики, разработал теорию солнечных и лунных затмений, уточнил величину расстояния между Землёй и Солнцем и т.д. Но главная его заслуга – открытие трёх законов движения планет. Его открытия проложили путь законам всемирного тяготения Ньютона.

Законы Кеплера:

1) Планеты движутся по эллипсам, в одном из фокусов которого находится Солнце. Каждая планета движется по своему эллипсу. А Солнце – основной фокус сразу всех планет.

2) Второй закон устанавливает скорость движения планет по траектории: «Площади кривоугольных треугольников, образуемых за одинаковое время отрезками, соединяющими планету с Солнцем, равны между собой». Постоянной является для планеты её секторная скорость, а не линейная.

3) Третий закон связан с расстоянием от Солнца, до планет.

Т(во второй)=КВ(в третьей),

Где Т – период обращения планеты вокруг Солнца,

Д – среднее расстояние от Солнца,

К – величина, постоянная для всех.

Зная расстояние и период, можно найти величину К.

Законы Кеплера справедливы для всех небесных тел и доказывают целостность солнечной системы. Эти законы являются подтверждением гелиоцентрического учения Коперника. Но Кеплер в своей теории не выявил причины движения планет.

Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 16083 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.003 с)…

История развития естествознания (4 этапа развития естествознания)

На протяжении всей истории человечества, люди беспрестанно познавали и открывали для себя окружающий мир. Всё глубже и глубже проникала мысль человека в основы мироздания. Познать сущность всего, – вот какая цель стояла и стоит перед наукой, в том числе и перед естествознанием. Субъект делал попытки познать объект ещё с незапамятных времён.

Существует определённая классификация этих попыток (по Марксу и Энгельсу), которая делит историю развития естествознания на три этапа. Первый этап – Древнегреческая натурфилософия, которая подразумевала под собой общее созерцание природы, обобщающая все наблюдения, зачастую терявшая частности и отдельные детали. Второй этап – обратный первому, где частности и детали занимают первичную позицию для наблюдающего. При этом дань отдаётся кропотливому анализу (анатомические исследования, поиски причин и следствий и т.д.). При этом для наблюдателя (уже учёного) теряется та нить, которая связывает всё во вселенной в одно целое. Третий этап заключается в синтезе всех накопленных человеком знаний. Воссоздаётся общая картина о природе и мире. Первый два этапа (синтез и анализ) связываются вместе.

История развития естествознания тесно переплетается с общей историей человечества. Каждый период технического скачка соответствует новому продвижению в естествознании. Систематическое изучение окружающего мира сложилось ко второй половине XV века. До этого момента все попытки изучать природу и мир носили лишь в подготовительный характер. Следующие периоды отвечают за развитие естествознания.

Первый период – натурфилософия. Относится к древнему миру. Всё естествознание было связано единой нитью философии. Дифференциация наук не наблюдается, но намечается только лишь к концу этой эпохи . Медицинские, анатомические и физические исследования только зарождались. Особняком стояли самостоятельные отрасли: астрономия и математика. Позднее к ним присоединиться химия (алхимия).

Второй период накладывается на эпоху Средневековья. На территории Западной Европы все науки находятся под гнётом теологии, которая превращает их в магию, астрологию и кабалистику. Яркого развития техники и, следовательно, естествознания не наблюдается. Тем не менее, идёт накопление знаний, что приводит к третьему периоду.

В третьем периоде как раз и зарождается естествознание. Его относят к эпохе Возрождения. Датировка: вторая половина XV века – конец XVIII века. Эта эпоха носит название метафизической эпохи. Развитие естествознания принимает революционный характер. Миру открываются такие имена как Г. Галилей и И.Ньютон, с которыми связано соответственно становление и завершение истории развития механического естествознания. Естествознание напрямую связано с ростом и развитием производства (появление новых ремёсел и мануфактур), мореплавания (небесная механика) и военного дела (баллистика). Конец эпохи ознаменован пересмотром механического естествознания. Ряд ярких открытий таких учёных, как Ломоносов, Кант, Лейбниц отбрасывает необходимость в метафизике и метафизическом взгляде на жизнь.

Четвёртый период носит название «стихийно-диалектического» естествознания. Начало XVIII века проходит под промышленным переворотом (паровой двигатель). Следовательно, появляются новые виды крупной техники. Механика отступает, освобождая место для физики и химии. Эти науки начинают работать над идеями возникновения и использования энергии с теми или иными веществами. В биологии зарождается эволюционистская теория развития жизни (Ж. Ламарк). Такие новые открытия, как дарвинизм, клеточная теория и учение о превращения энергии, ставят крест на метафизике. Диалектика природы предстаёт во всей своей красе после открытий А.М. Бутлерова в химии, периодической системы Менделеева, основ научной физиологии И.М. Сеченова, электромагнитной теории света Дж.К. Максвелла.

Пятый, «революционный» период относится к наступлению XX столетия. Следует ряд важнейших открытий человечества: коротковолновое электромагнитное излучение радиоактивность, электрон, световое давление, идея кванта, теория относительности, радиоактивный распад, радио, генетика, модель атома. Развивается, прежде всего, физика, раскрывающая интересные перспективы атомной энергетики. Физика оказывает огромное влияние на остальные науки. Благодаря ней, зарождаются науки о космосе. Больше внимания уделяется электричеству – создаётся динамо-машина. Химия преподносит двигатель внутреннего сгорания. Происходит окончательное крушение метафизических представлений. Закрепляется Диалектический материализм. В 20-х годах XX века наступает вторая волна революции в естествознании (создание квантовой механики и теории относительности). Привычная картина мира уступает новым воззрениям учёных.

Окончательным периодом в развитии естествознания на сегодняшний день считается открытие атомной энергии (деление ядра).

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ. К главе 1 «Предмет и структура естествознания»

Зарождается кибернетика. Появляются первые ЭВМ.В естествознании начинают конкурировать такие науки как биология, химия и кибернетики. Всё это приводит к научно-технической революции. Впоследствии, значение закрепляется за фундаментальными науками, без которых невозможно развитие техники.

Таким образом, в общей картине о развитии естествознания наблюдаются первичные подготовительные этапы и этапы развития уже сформировавшегося естествознания. После чего наступает революционный этап научно-технического прогресса, который длится в настоящий момент.

Дата добавления: 2015-11-23; просмотров: 1204 | Нарушение авторских прав

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Под редакцией Л. А. Михайлова

Концепции современного естествознания

ВВЕДЕНИЕ

Естествознание – наука о явлениях и законах природы. На современном этапе развития естествознание включает множество отраслей: физику, химию, биологию, биохимию, геохимию, астрономию, генетику, экологию и др. Естествознание охватывает широкий спектр вопросов о разнообразных свойствах объектов и явлений природы, которую можно рассматривать как целостную систему. Успехи естествознания, особенно с XVII–XVIII вв., надолго сделали принципы естествознания эталоном рациональности. Изучение природы было естественным стремлением человека познать окружающий мир и стало основой практической деятельности. Основные понятия, само представление о закономерностях изменения явлений, способы применения законов природы были порождены ее исследованием. Отношение к природе, понимание ее места в мироздании, представление о явлениях, происходящих в ней, были основой научных и философских систем в различных цивилизациях. В настоящее время естественнонаучные знания являются сферой активных действий и основанные на них современные технологии формируют новый образ жизни человека.

Основные мировоззренческие и методологические принципы современного естествознания, ведущие направления их развития и положение в общекультурной картине мира предлагаются для изучения в курсе «Концепции современного естествознания». Однако подробное изложение естественнонаучных знаний, накопленных во всех отраслях естествознания, – необходимый, но сложный процесс, для решения которого в данном учебнике используется принцип концептуальности изложения научного материала.

Понятие «концепция» включает в себя основополагающие идеи, принципы, что позволяет студентам получить фундаментальные знания о природе и на их основе более детально изучить специализированные дисциплины профильной подготовки. Концептуальное мышление и восприятие естествознания необходимо для студентов естественных, технических и гуманитарных факультетов, так как оно показывает роль естествознания в современной жизни, приложимость его принципов и законов к разнообразным сферам теоретической и практической деятельности человека.

Учебник «Концепции современного естествознания» подготовлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Цель учебника заключается в том, чтобы сделать доступным для студентов понимание проблем и результатов исследований в области естественных наук, познакомить студентов на уровне общих представлений с наиболее важными положениями, концепциями наук о природе в их взаимосвязи, развитии.

Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:

♦ дать представление об основополагающих концепциях различных естественных наук, направлениях их развития в историческом аспекте;

♦ сформировать систему общих знаний о живой и неживой природе и законах ее существования;

♦ развить способность использования системного подхода в оценке развития направлений современного естествознания;

♦ научить анализировать основное содержание конкретных научных теорий и основополагающих концепций;

♦ познакомить студентов с важнейшими достижениями современного естествознания;

♦ охарактеризовать задачи рационального природопользования, а также роль, место и значение человека в эволюции не только Земли, но и Космоса.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом в данном учебнике рассматриваются следующие вопросы:

♦ предмет, структура и методы естествознания (глава 1);

♦ физическая картина мира и ее структура (главы 2–3);

♦ основы современной химии (глава 4);

♦ современные представления о мегамире: Вселенной, Солнечной системе, звездах (глава 6), а также о Земле – планете Солнечной системы (глава 7);

♦ современные теории происхождения, развития жизни, биосферы, человека (главы 8-10);

♦ концепции естественнонаучных основ современных технологий и экологии (главы 5, 11).

В конце каждой главы представлены вопросы для самопроверки студентов. В учебнике дается список литературы, использовавшейся при написании пособия и рекомендуемой студентам при подготовке к практическим занятиям, а также тестовые задания. Помимо помощи студентам в освоении дисциплины данное учебное пособие решает задачу ознакомления с основами современного естествознания всех интересующихся проблемами в этой области науки.

Авторы учебника:

Баленко Ю. К., кандидат технических наук, профессор (гл. 2: § 2.32.11; гл. 3);

Беспамятных Т. Б., кандидат педагогических наук, доцент (гл. 11); Киселева Э. М., кандидат педагогических наук (гл. 8: § 8.10; гл. 9, гл. 10);

Королъкова С. В., кандидат биологических наук (гл. 4, гл. 5);

Костецкая Г. Б., кандидат педагогических наук (гл. 1: § 1.1, 1.2; гл. 6: § 6.1–6.3; гл. 7: § 7.9, 7.10);

Михайлов Л. Б., доктор педагогических наук, профессор, лауреат премии Президента РФ (заключение);

Попова Р. И., кандидат педагогических наук, доцент (гл. 1: § 1.3; гл. 2: § 2.1, 2.2);

Силакова О. В., кандидат педагогических наук (гл. 6: § 6.4; гл. 7: § 7.1–7.8, 7.11);

Соломин В. П., доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, действительный член МАНЭБ (введение);

Царенко В. П., доктор сельскохозяйственных наук, профессор (гл. 8: § 8.1–8.9).

Глава 1

ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Термин «естествознание» происходит от соединения слов «естество», то есть природа, и «знание». Таким образом, дословное толкование термина – знание о природе.

 Естествознание в современном понимании – наука, представляющая собой комплекс наук о природе, взятых в их взаимосвязи. При этом под природой понимается все сущее, весь мир в многообразии его форм.

1.1. Наука. Функции науки

 Наука – это особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве.

Науку рассматривают как сферу исследовательской деятельности, направленную на производство новых знаний о природе, обществе и человеке, включающую в себя все условия этого производства: ученых с их знаниями и способностями, научные учреждения и специальное оборудование, методы научно-исследовательской работы, систему научной информации.

Возникнув в Европе после философии и религии, в современном виде наука сформировалась в XVI–XVIII вв. Причина возникновения науки – соединение в своеобразном типе европейской культуры восточной чувственности с греческой рациональностью. Активно развиваясь, к началу XVIII в.

Совокупность генов особи.

наука заняла доминирующее место в культуре человеческой деятельности. С тех пор значение науки неуклонно возрастает. Если в начале XIX в. развитие науки зависело от развития производства, то к концу столетия ситуация изменилась: развитие науки стало предшествовать развитию производства.

В ХХ в. объем научной информации удваивался каждые 10–15 лет. В настоящее время наука охватывает около 15 тыс. дисциплин, которые разделяются на фундаментальные и прикладные, естественные и общественные. Изменился и статус ученого. До конца XIX в. научные исследования велись в университетах, где ученый добывал средства к жизни преподавательской работой. В настоящее время ученый – это особая профессия. С разделением науки на фундаментальную и прикладную, произошедшим в ХХ столетии, теоретические исследования стали непосредственно влиять на производство. Наука превратилась в важную производительную силу общества.

Выделяют три основные ипостаси науки: отрасль культуры, способ познания мира, социальный институт.

Наука как отрасль культуры

Термин «культура» (от лат. cultura – возделывание, воспитание, развитие, почитание) вошел в обиходевропейской социальной мысли во второй половине XVIII в. Первоначально понятие «культура» подразумевало целенаправленное воздействие человека на природу, а также воспитание и обучение самого человека. Современная трактовка понятия «культура» отражает как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие конкретных исторических форм этой жизнедеятельности.

Оставьте комментарий