Чечня 2001 год

На Северном Кавказе рост числа приверженцев ваххабизма наблюдался в конце 1980 – начале 1990-х годов, особенно в Дагестане и Чечне. На начальной стадии распространения ваххабизма на Северном Кавказе преобладала общая просветительская и благотворительная деятельность. В конце 1990-х гг.

Контрабасы (Чечня, 2001 год) 1/3

ваххабитами-радикалами создавались религиозно-политические структуры и вооруженные формирования.

Что такое ваххабизм. Основателем этого сравнительно молодого течения в исламе (оно зародилось в XVIII веке) стал арабский теолог Мухаммад ибн Абд аль Ваххаб. Если вкратце, то ваххабизм не является самостоятельным учением. Это составная часть фундаменталистского религиозно-этического направления суннитского ислама – салафии, возникшего еще в XIV веке. Для ваххабитов есть только один Бог, а для «неверных» неизбежен «джихад» – всех, кто не разделяет верований этих радикальных исламистов, «правоверные», руководствуясь заветами Ваххаба, должны убивать.

Ваххабизм – это определенный набор идей, основанных на исламе, который сводится к крайней нетерпимости к иноверцам и инакомыслящим; традиционный мусульманин уживается с представителем иной религии, ваххабит – никогда.

В конце 80-х-начале 90-х годов ваххабиты начали активно осваивать постсоветское пространство, в особенности Северный Кавказ. Главным образом, эта идеология насаждалась из Саудовской Аравии, где ваххабизм – государственная религия. Дагестан, Чечня, Ингушетия, Карачаево-Черкессия и Кабардино-Балкария – в этих регионах ваххабистские течения существуют и сегодня, но они уже не имеют ярко выраженного влияния.

Ваххабизм появился и начал свое распространение на Северном Кавказе отчасти благодаря религиозному кризису, характерному в период распада СССР как для ислама, так и для христианства (в постсоветском пространстве, в больше степени для православия). Однако, это не было единственной и, что самое важное, основополагающей причиной для закрепления этого течения на этой территории. Также некоторые Западные державы, хотели использовать как некий «пороховой заряд», который должен был взорвать кавказские республики изнутри.

Активное участие в обеих Чеченских кампаниях принимали наемники-арабы и другие иностранцы. У определенных исламистских и западных государств существовал стратегический план по отделению территорий Северного Кавказа от России – это регион всегда вызывал интерес и как транспортная артерия, и как кладезь природных ресурсов.

Арабские, чеченские и дагестанские ваххабиты имеют прямое отношение к организации и проведению вторжения в Дагестан в 1999-м году. Ранее они заявили о себе в крупном боестолкновении в районе ущелья Урыш-Мурды (1995-й год), при уничтожении колонны российского мотострелкового полка. Расследование терактов, потрясших в конце 90-х Москву, Буйнакск и Волгодонск, доказывают прямое участие ваххабитов в организации и проведении данных кровавых акций. Дагестанские селения Карамахи и Чабанмахи в 1998 году также стали известны широкой общественности как оплоты ваххабизма.

В частности, на территории Буйнакского района Республики Дагестан в 1998-1999 гг. существовал ваххабитский автономный анклав, известный как Кадарская зона (или Отдельная исламская территория). В анклав, располагавшийся в Кадарском ущелье, входили села Карамахи (с населением около 5000 человек), Чабанмахи, Кадар и Ванашимахи. “Отдельная исламская территория” была уничтожена в результате масштабной войсковой операции регулярной российской армии 29 августа – 13 сентября 1999 года, вскоре после отражения федеральными силами РФ вооруженного вторжения отрядов Хаттаба и Басаева в Дагестан. Операция по ликвидации ваххабитского анклава проводилась с активным применением реактивной артиллерии, боевой авиации и бронетехники, в результате чего были полностью разрушены 1850 домов местных жителей.

19 сентября 1999 года в Дагестане был принят Закон РД “О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан”, запретивший пропаганду идеологии и практику ваххабизма в республике. Аналогичные законы в настоящее время приняты в Ингушетии и Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Чечне. Однако ни в одном из этих законодательных актов не содержится конкретного упоминания признаков ваххабизма.

© На основе открытых данных в интернете

Еще по теме:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(3 голоса, в среднем: 5 из 5)

События 1998-2001 годов в Чечне

Пришествие ваххабизма.

В исламе очень распространен культ святых, о существовании которых не было и речи в годы составления Корана при жизни пророка Мухаммеда. С расцветом такого культа появилось множество братств и орденов с их шейхами, обладавшими абсолютным авторитетом и неограниченной властью, стало считаться, что именно эти религиозные лидеры являются носителями небесной благодати, способной передаваться от основателя к его приемнику (чаще всего к сыну или другому близкому родственнику) легендами, деяния приукрашивались и превращались в чудодеействия, а  места захоронения становились святыми местами, объектом паломничества. Считалось, что гробницы таких святых обладают чудодейственной силой, излечивающей и помогающей правоверным, поэтому на них смотрели как на святилища, они превращались в объекты иступленного почитания. Их посещение считалось богоугодным делом.

В ХI веке культ святых стал распространяться по всему исламскому миру, а в некоторых районах, как у берберов в северной Африке, едва ли не оттеснил на задний план культ Аллаха – настолько распространилось и  заняло первостепенное место почитания святых и их мазаров. Это нравилось не всем.

Территория смерти (РЕН-ТВ. Чечня) 2001 год

Стремясь возвратить исламу его чистоту и избавить его от самозваных святых, в ХVIII веке аль-Ваххаб и его последователи – ваххабиты, суровый аскетизм некоторых исключал любой культ (включая культ пророка), стали выступать как против развлечений, так и против посредников – духовников во взаимоотношениях мусульманина с Аллахом. Ваххабиты выступили против всего, что противоречило их убеждениям, в частности против святых мест, которых было особенно много в древней Аравии, зоне действия ваххабитов. Выступив под лозунгом джихада и разгромив ряд аравийских городов, ваххабиты в начале XIX века основали здесь Эмират, потомки главы которого Сауды правят  Саудовской Аравии и поныне .

К началу ХХ века ваххабизм был распространен еще в Северной Африке. На современном этапе ваххабизм – «учение об очищенном, неискаженном» исламе. Ваххабиты выступают за теократическую мусульманскую монархию, консервативный уклад жизни, простоту быта.

В настоящее время арабская династия продолжает объединение стран под флагом ваххабизма. Султан Абдель Азиз, ставший в 1926 году королем объединенной Саудовской Аравии, сделал ваххабизм государственной религией этого государства. Ваххабиты выступают категорически против любых перемен в Саудовской Аравии и за распространение порядков, принятых в этой стране, центре мусульманского мира, на другие исламсике страны. При финансовой поддержке их Саудовской Аравии ваххабистские организации были созданы даже в России. Близкие к ваххабизму режимы победили в Судане и Афганистане («талибы»). Наиболее радикальные сторонники ваххабизма обратились к террористическим методам борьбы. Во время войны в Персидском заливе Саудовская Аравия вступила в качестве союзника США, что вызвало гнев радикальных ваххабитов, которые враждебно относятся к любым элементам западной культур, и считают все государства Европы и Америки следующими по «пути дьявола». Ваххабиты считают самой близкой себе организацию «Аль Канда», которая развернула компанию терактов, направленных против США. Ваххабиты активно участвуют в организации террора на Кавказе – в Дагестане и Чечне. Экстремистский ваххабизм стал частью международной террористической сети .

Все 90-е годы в Чечне набирало силы новое религиозное течение – ваххабизм, и очень скоро оно обрело четкую политическую окраску. Чечня все больше превращалась в своеобразный инкубатор по выращиванию ваххабитов. Их представители укрепляли свои позиции у власти.

А. Масхадов, поначалу боровшийся с «радикалами», вынужден был смириться с религиозным экстремизмом, по крайней мере на деле. А те, все активнее расширяли свое влияние и к концу 1997 года уже не скрывали своих претензий на приход к власти в Дагестане и других северокавказских республик.

В многонациональном Дагестане ваххабиты появились после первых массовых паломничеств местных мусульман к святым местам в Ликке и Медине. И хотя их учение чуждо религиозному мировоззрению дагестанских мусульман суитов, община из «чистых мусульман» росла как на дрожжах, на «долларовых дрожжах» из Саудовской Аравии – государства, где ваххабизм является официальной идеологией.

Надо заметить, что аравийские шейхи сделали удачный геополитический выбор. Массовая безработица среди молодежи, утрата достойных жизненных ориентиров, унизительное материальное положение – все это создавало благоприятную почву для любых разновидностей радикализма. К тому же еще каждый новообращенный на первых порах получал от бородатых ваххабитов подарок в тысячу долларов. Пять тысяч долларов весила премия за приобщение к новой вере еще пятерых человек. Ежемесячная зарплата активистов составляла от 300 до 700 долларов. Только в 1955 году всевозможные исламские затратили на пропаганду ваххабизма на Северном Кавказе 17 миллионов долларов. Ведь традиционный для Кавказа ислам суннитского толка не годился для наступления сепаратизма и экстремизма.

Лидера «Исламского сообщества Дагестана» («Джамаат»), созданного ваххабитами, своей конечной цели не скрывали – выход из состава России и построение  совместно с Чечней исламского государства нового типа. Ожидалось, что немедленную военную помощь – открыто или тайно – окажут повстанцам Пакистан, Саудовская Аравия, а также Турция, заинтересованная в транзите каспийской нефти через свою территорию.

Для реализации своих планов «Джамаат» имел свои «боевые соединения». Около шестисот боевиков этого отряда получили крещение во время первой чеченской войны. Почти все они воевали под началом полевого командира Эмира Хаттаба. Наиболее способные террористы прошли стажировку в Пакистане: утром штудировали Коран, днем и вечером повышали диверсионное мастерство .

Лидеры Ичкерии восстанавливали свою армию в диверсионных школах, находившихся и на территории Чечни, где разворачивалась подготовка будущих сепаратистов.

В середине 1997 года состоялся выпуск в одной из таких школ в Грозном. Перед выпускниками выступил Радуев С. с  весьма символичный речью, носящей программный характер.

«Братья, сегодня вы выходите из стен нашей школы. Четыре месяца ваши учителя обучали вас искусству диверсий, подкупа, распространения слухов, многому другому. Все принимали участие в святой войне за независимость Ичкерии, и не важно, что среди вас не только чеченцы. Ичкерия стала для вас настоящей родиной, в борьбе за независимость которой вы проливали кровь. Живите по законам Шариата!»

Сейчас Москва пытается убедить нас в том, что подарила нам мир. Я этому не верю, как не верит в это ни Шамиль, ни Аслан. Все обещания Москвы о финансировании – не более чем разговоры для дураков. Аслан молодец, он водит Ельцина за нос и, наверное, сможет получить деньги за наш национальный банк. А если даже не получим, ничего страшного. Нам русские деньги не нужны. Нам дадут некоторые европейские страны, а также Пакистан, Афганистан и Иран…

Наши требования:

— полная политическая независимость Ичкерии;

— Россия, как проигравшая войну, должна выплатить контрибуцию, всю до копейки;

— с теми, кто в войне поддержал Москву разберемся по законам Шариата.

Уже завтра некоторые из вас приступят к выполнению своих заданий. Ваша задача – снять смертный страх и ужас среди тех, кто продал Аллаха. Они каждый час должны чувствовать холодную руку смерти. Захватывайте их в заложники и убивайте. Аллах все простит, а на крики политиков внимания не обращайте – это не более чем шумовая завеса…»

Ваххабиты обычно ведут аскетическую походную жизнь. «Война с неверными а также плохими мусульманами» до победного конца. Но когда разговор заходит об Эмире Хаттабе, лица суровых «моджахедов» светлеют: это их путеводная звезда. На каждой машине ваххабитов Хаттаб велел установить черные флаги – знаки священной войны с неверными. Публично он выступал крайне редко, но накануне вторжения в Дагестан объявил эту республику очередным фронтом, где развернется «газават» (священная война).

Чечня давно привлекала внимание другого арабского террориста – Усамы Бен Ладена.

Во-первых – масхадовская  оппозиция в лице Удугова, Басаева, Яндарбиева, готова была на альянс с любым, кто оказывал материальную поддержку, если он борется с «евреями и крестоносцами» (христианами).

Во-вторых, здесь обосновалось немало друзей Усамы по Афганистану, и другим «горячим точкам» .

Весной 1999 года в пакистанском Пешаваре прошли переговоры Радуева и людей Бен Ладена. А вскоре в столицу афганских талибов прибыл представитель  «чеченского МИДа», который обсуждал вопрос приезда в Чечню саудовского миллионера – террориста. По мнению издающейся в Лондоне арабской газете «Ханят», в случае необходимости проблема предоставления убежища Бен Ладену была решена.

Именно Усама больше всех приложил руку к агрессии чеченских ваххабитов на Дагестан. Его тесть – мулла Омар – дал «фетву» (благословление) на нападение. Сам Бен Ладен не только перевел Басаеву и Хаттабу более 30 миллионов долларов, но и лично посетил диверсионные лагеря под чеченским селением Саржень-Юрт. Об этом со ссылкой на ведущих американских экспертов сообщила газета «Филадельфия инкуайр».

Масхадов, как президент Чечни, два года боролся с ваххабизмом, дошло до вооруженных стычек, а федеральные власти Москвы ничего не сделали чтобы ему помочь.

Таким образом, на юге России были созданы все условия для распространения ваххабизма по всему Кавказу. Все было готово для войны.

События 1998-2001 гг.

В начале августа 1998 года ваххабитские боевики пересекли федеральную границу с Дагестаном и вторглись на его территорию. Во главе боевиков выступали полевыми командирами Ш. Басаевым и Э. Хаттабом блокировали населенные пункты Ботлих, Агвани, Хунзах. В результате боевых столкновений с федеральными войсками Э. Хаттаб был ранен. Боевики пытались уйти обратно на территорию Чечни. Весь август на территории Дагестана велись ожесточенные бои. Силами федеральных войск нападение боевиков удалось подавить, и многие из них были уничтожены. Но некоторым, в том числе и их лидерам удалось бежать в Чечню.

В начале 1999 года ваххабиты, чеченские боевики и наемники снова вошли в села ботлихского района Дагестана. Реакция местного населения на захват чеченскими бандитами высокогорных аулов Рахата, Ансалта, Тандл, Шадрода была крайне отрицательна. Сразу после входа в населенные пункты Басаев сразу же предложил местному населению эвакуироваться. Когда первые автомобили, в которых находились дети и женщины, выходили из населенных пунктов боевики выдвигались под их прикрытием на боевые позиции.

27 августа, уже после проведения боевых действий, были обнаружены трупы наемников из Средней Азии, Ближнего Востока, а также из Африканского континента. Словом, на территории Дагестана уже был международный бандитский синдикат.

Боевые действия велись в селах Карамахи и Чабанмахи Буйнакского района Дагестана. 3 сентября 1999 года руководителям оперативного штаба – командующим Объединенной группировкой федеральных сил в республике Дагестан был назначен генерал Г. Трошев, руководивший боевыми действиями еще в первой чеченской войне 1994-1996гг. И к 14 сентября 1999 года была разгромлена мощная группировка боевиков из 1000 человек .

Потерпев поражение, лидеры бандформирований начали новую подготовку на приграничные с Чечней районы Дагестана.

Наиболее мощные боеспособные отряды подчинялись Э. Хаттабу (до 2000 человек), Ш. Басаеву (до 1500 человек), С. Радуеву – (около 500 человек). В остальных бандгруппах – от 100 до 300 человек.

К ноябрю 1999 года была освобождена вся горная и равнинная территория Дагестана. Началась операция по освобождению территории Чечни.

В течение нескольких дней с минимальными потерями был блокирован второй по величине город чеченской республики Гудермес. К этому времени в руководстве бандформирований возникли разногласия. Многие боевики переходили на сторону федеральных войск. Показательным примером в этом могут служить братья Ямадаевы. Они были одним из первых, кто во  вторую чеченскую войну пришел на помощь федералам и открыто выступил против ваххабитов.

22-23 ноября были освобождены населенные пункты Аргун и Аллерой.

В декабре 1999 года от боевиков была освобождена вся равнинная часть территории Чечни. Боевики сосредотачивались в горах, но значительная их часть сосредоточилась в Грозном.

В середине января проходила операция по уничтожению бандформирований в Грозном, где дислоцировались отряды Ш. Басаева и И. Таяхадова.

17 января штурмовые отряды с двух сторон вошли в Грозный. Далее уничтожение бандитских группировок проходило в горных районах Чечни.

В самом конце зимы 2000 года недалеко от горного селения Урус-Керт приняла неравный бой с почти двадцатикратно превосходящим врагом 6-я парашютно-десантная рота 76-й псковской дивизии ВДВ.

29 февраля, когда основные силы 6-й роты находились на высоте 776,0 разведгруппа из пяти человек под командованием А. Воробьева уже почти достигшая высоты Исты-Корд, была обнаружена передовым дозором из 202 наемников, тем самым, вызвавшая приказ Э. Хаттаба начинать боевые действия. Билась рота отчаянно, но прорваться к высоте 776,0  смогла только к утру 2 марта.

Только четверо десантников остались в живых после этого жесточайшего боя. Хоттабовцы так и не смогли прорваться к Сельментаузену и дальше – на Ведено. В бою погибло 84 человека. Там, на высоте 776,0 бок о бок воевали люди разные – христиане, мусульмане, разных национальностей – русские, татары, украинцы и евреи… Там был представлен весь бывший Советский Союз. Но сколько ни пытались хаттабовцы размыть нравственные ориентиры в армии, им это не удалось .

В результате бандиты были вынуждены скитаться одичалыми шайками по лесу. А через несколько дней капитулировал крупный отряд террористов – свыше 70 боевиков.

В марте 2000 года отрядам полевого командира Руслана Гелаева было захвачено село Комсомольское. Но уже 20 марта село было освобождено от боевиков. А уже к 18 апреля федеральными войсками были блокированы Вертхой, Верхнее и Нижнее Ца-Ведено, Первомайское.

Таким образом, контртеррористическая операция продолжалась до конца 2001 года, и привела к дальнейшему усилению развития международного терроризма.

Крупнейшие теракты на рубеже ХХ – XXI веков.

 На рубеже ХХ – ХХI веков международный терроризм стал одной из мощнейших и глобальных угроз всему человечеству.

Терроризм – (от лат. Terror – ужас) – нелегальные насильственные действия, направленные на уничтожение политических противников и дестабилизацию политического положения.

В январе 1997 года А. Масхадов провозгласил независимость чеченской республики Ичкерия. Но реальная власть в республике оказалась в руках бандформирований, пользующихся поддержкой международных экстремистских  организаций. Они насаждали в Чечне террористические порядки, с ее территории, захватывались заложники. Чеченские террористы организовали взрывы в российских городах, покушения на кавказских политиков.

В сентябре 1999 года отряды Басаева и Хаттаба взорвали мощные бомбы в Москве, Каспийске, Волгодонске. К этому времени в России изменилось отношение к проблеме в Чечне, большинство политиков осознали, что концепция мирного сосуществования с ней себя не оправдала. В результате терактов погибли сотни людей.

В октябре 2002 года боевики захватили около 800 заложников в театральном центре на улице Дубровка. Здание было взято штурмом российскими силовыми структурами. Большинство заложников было спасено, но все же погибло более 100 невинных людей. В 2004 году 9 мая на торжественном митинге по случаю Дня Победы над фашистскими захватчиками в результате теракта погиб президент Чечни А. Кадыров .

Самыми крупными террористическими актами в мировой истории являются атаки террористов – смертников на Нью-Йорк и Вашингтон 11 сентября 2001 года.

Утром 11 сентября захваченные террористами пассажирские самолеты врезались в две башни международного торгового центра в Нью-Йорке и в здание Пентагона (министерства обороны США).

Еще один самолет также был захвачен террористами, но упал в штате Пенсильвания, не долетев до цели. Считается, что самолет потерпел поражение из-за борьбы, начавшейся на борту. На других самолетах пассажиры не оказали сопротивления террористам – самоубийцам, и замысел организаторов теракта удался: после непродолжительного пожара башни здания Пентагона рухнули. Погибло около трех тысяч человек.

Спецслужбы США объявили, что теракт организован террористической структурой «Аль-Каида». Ее глава Усама Бен Ладен, находившийся в то время в Афганистане не признал свою ответственность за теракт, но одобрил его.

Теракты оказали большое воздействие на мировую экономику и политику. Это способствовало началу давно назревавшему экономическому спаду.

В США было создано министерство национальной безопасности, следившее за въезжающими в страну людьми. Одновременно США нанесли удар по Афганистану, где находился Бен Ладен. Но «Аль-Каида» сохранилась. Теракты показали всему миру, насколько опасен современный терроризм .

Таким образом, содержание работы позволяет раскрыть понятие «чеченский феномен». Можно предположить, что он заключается:

1.  В роли «чеченского феномена» в жизни чеченского народа, народов Кавказа, России, международных отношениях.

2.  В оказании антигуманной сущности «чеченского феномена».

3.  В необходимости приобретения опыта мирного разрешения внутригосударственных и межгосударственных, национальных, этнических и религиозных конфликтов.



События 1998 года

| 1988 | 1989 | 1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |

ДАТЫ

см. 90-е годы XX века

см. 1997 год

1998.01.01 Россия. Террористический акт в Москве на станции метро Третьяковская — трое раненных.
1998.01.30 В Вашингтоне (США) представители России, США, Канады, Японии, а также 11 государств, входящих в Европейское космическое агентство (Бельгия, Дания, Франция, Германия, Италия, Голландия, Норвегия, Испания, Швеция, Швейцария, Великобритания), подписали межправительственное соглашение о сотрудничестве в области строительства и эксплуатации международной космической станции "Альфа".
1998.03.23 Россия. Отставка В.С.

Вторая чеченская: 10 лет в режиме КТО

Черномырдина с поста председателя правительства РФ.

1998.04.24 Россия. Назначение С.В. Кириенко председателем правительства РФ.
1998.05.26 Россия. На Выборгской судоверфи завершены работы по оснащению оборудованием плавучего космодрома "Одиссей".
1998.08.07 Произошел подрыв посольств США в Кении и Танзании. 224 погибших.
1998.07.17 Россия. Санкт-Петербург. В Петропавловском соборе состоялась церемония захоронения останков последнего российского императора Николая II и членов царской семьи. Патриарх Аликсий в церемонии участия не принял. Позже в прессе прозвучали суждения, что захоронены тела, не принадлежавшие членам царской семьи.
1998.08.17 Россия. Резко обострился экономический кризис — обвальное обесценивание рубля. Правительство подает в отставку.
1998.08.13 Россия. С космодрома Байконур в Казахстане совершил старт российский космический корабль "Союз ТМ-28". Впервые в составе экипажа — действующий политик Юрий Батурин.
1998.08.23 Россия. Отставка правительства С.В. Кириенко.
1998.09.11 Россия. Назначение Е.М. Примакова председателем правительства РФ.
1998.12.04 Осуществлена стыковка двух первых модулей Международной космической станции — "Юнити-1" и "Заря". Состоялось официальное открытие Международной космической станции.

 

  см. 1999 год

 

Литература и источники:

Российская и мировая история в таблицах. Автор-составитель Ф.М. Лурье. СПб, 1995

Хронология российской истории. Энциклопедический справочник. Под руководством Франсиса Конта. М., "Международные отношения". 1994.

Хроника мировой культуры. М., "Белый город", 2001.

Далее читайте:

1998 год по дням недели (календарь).

Оставьте комментарий