Агропромышленный комплекс волго вятского района


Структура хозяйственного комплекса Волго-Вятского района

Удельный вес машиностроения и металлообработки в структуре промышленного производства составляет 38,2%. В регионе производятся автомобили, суда, станки, двигатели, приборы, электротехническое и электронное оборудование.

Среди отраслей машиностроения рыночной специализации выделяется транспортное машиностроение. Здесь возник крупнейший комплекс автомобилестроения. Среди предприятий автомобилестроения выделяются акционерное общество «АвтоГАЗ», головное предприятие которого в Нижнем Новгороде выпускает легковые и грузовые автомобили.

Среди отраслей рыночной специализации региона выделяется высокоразвитая химическая и нефтехимическая промышленность.

Развитие отрасли опирается на использование как местного, так и привозного сырья. Предприятия химической промышленности выпускают широкий ассортимент продукции, в том числе аммиак, каустическую соду, синтетические смолы, пластмассы.

Большое развитие получила лесохимия, продукция отрасли нашла широкое применение в хозяйстве и быту.

В Кирове, Саранске, Чебоксарах получила развитие шинная и резинотехническая промышленность, имеющая тесную связь с автомобилестроением района.

Одной из важнейших отраслей рыночной специализации является лесная, ориентирующаяся на местную сырьевую базу.

Однако чрезмерные вырубки леса привели к сокращению его запасов, а следовательно, и к уменьшению объемов заготовок. Основные заготовки леса ведутся в Кировской и Нижегородской областях.

Достаточно высокое развитие в регионе получила целлюлозно-бумажная промышленность. По производству бумаги Волго-Вятский район занимает 3-е место в России. Крупнейшим предприятием отрасли является Балахнинский целлюлозно-бумажный комбинат.

Целлюлозно-бумажные комбинаты размещены также в Волжске и Правдинске.

Гидроэнергетика представлена двумя электростанциями: Чебоксарской (1430 тыс. кВт) и Нижегородской (520 тыс. кВт).

Регион имеет развитую базу строительного комплекса. Предприятия по производству строительных материалов размещены главным образом в Нижегородской области и Республике Мордовия. Из местных сырьевых ресурсов наиболее широко используются стекольные пески.

Борский стекольный завод специализируется на производстве дефицитного стекла для автомобилей и оконного стекла.

Сельское хозяйство Волго-Вятского района располагает значительным потенциалом.

Большое значение в регионе имеет животноводство, которое широко представлено во всех административно-территориальных единицах района.

Агропромышленный комплекс Волго-Вятского региона располагает сетью перерабатывающих предприятий.

Межрегиональное значение имеют станкостроение и инструментальное производство, получившие развитие во всех крупных городах региона. Более половины фрезерных станков, производимых в России, выпускает Нижегородский завод; крупнейшим предприятием по производству деревообрабатывающих станков является «Красный инструментальщик» (Киров). Среди предприятий отрасли следует отметить завод по производству оборудования для химической промышленности (Дзержинск) и пищевой промышленности (Нижний Новгород, Волжск). Среди предприятий машиностроения выделяется Чебоксарский тракторный завод. Развитие тракторостроения способствует дальнейшему углублению рыночной специализации района на производстве продукции машиностроения.

Следует отметить, что машиностроение ориентируется на привозной металл. Проблема обеспечения металлом решается за счет поставок его из Казахстана, Западной Сибири и Урала.

Среди отраслей рыночной специализации региона выделяется высокоразвитая химическая и нефтехимическая промышленность . В структуре производства товарной продукции региона на ее долю приходится свыше 10%.

Волго-вятский экономический район (стр. 3 из 5)

Развитие отрасли опирается на использование как местного, так и привозного сырья. Предприятия химической промышленности выпускают широкий ассортимент продукции, в том числе аммиак, каустическую соду, синтетические смолы, пластмассы. Сырье для развития химической промышленности поступает с Нижегородского и Кстовского нефтеперерабатывающих заводов. Среди центров химической промышленности выделяется г. Дзержинск, где сформировался крупнейший химический комплекс по выпуску полимерных материалов. Большое развитие получила лесохимия, продукция отрасли нашла широкое применение в хозяйстве и быту. В Кирове, Саранске, Чебоксарах получила развитие шинная и резинотехническая промышленность, имеющая тесную связь с автомобилестроением района. Собственные месторождения фосфоритов пока используются только для производства фосфоритной муки. Однако в перспективе здесь возможно создание предприятий по производству сложных минеральных удобрений.

Одной из важнейших отраслей рыночной специализации является лесная , ориентирующаяся на местную сырьевую базу. Она уступает машиностроению и химической промышленности по объему, но имеет большое значение не только для данного, но и прилегающих регионов, особенно Поволжья, не располагающего промышленными запасами древесины. Однако чрезмерные вырубки леса привели к сокращению его запасов, а, следовательно, и к уменьшению объемов заготовок. Основные заготовки леса ведутся в Кировской и Нижегородской областях. Предприятия по первичной переработке древесины тяготеют к районам лесозаготовки, а глубокая переработка древесины с утилизацией отходов организованна на лесоперерабатывающих комбинатах Кирова, Йошкар-Олы, Нововятска. Достаточно высокое развитие в регионе получило целлюлозно-бумажная промышленность. По производству бумаги Волго-Вятский регион занимает 3-е место в России, уступая Северному и Уральскому. Крупнейшим предприятием отрасли является Балахинский целлюлозно-бумажный комбинат (ЦБК), использующий древесину не только хвойных, но и лиственных пород. ЦБК размещены также в Волжске и Правдинске.

Отсутствие собственной топливно-энергетической базы поставило в сильную зависимость развитие топливно-энергетического комплекса региона от обеспеченности энергоносителями из других регионов России. В топливно-энергетическом балансе региона велика доля дорогостоящих углей, поступающих из Печоры и Кузбасса. Изменения в структуре топливно-энергетического баланса были связаны с вводом в эксплуатацию Нижегородского нефтеперерабатывающего завода и поступлением газа из Уренгоя. Это позволило сократить использование твердых видов топлива. Основная часть электроэнергии в регионе вырабатывается тепловыми электростанциями небольшой мощности. Гидроэнергетика представлена двумя электростанциями: Чебоксарской (1430 тыс. кВт) и Нижегородской (520 тыс. кВт). Энергетический дефицит покрывается поступлением электроэнергии из Объединенной энергетической системы Европейской части страны.

К отраслям, дополняющим промышленный комплекс региона, относят и черную металлургию, которая частично обеспечивает потребности машиностроительных предприятий региона в металле. Металлургический комплекс представлен передельными заводами в Выксе, Кулебаках, Омутинске, Нижнем Новгороде и малой металлургией крупных машиностроительных предприятий, например, «Красное Сормово» и др. Основная часть металла поступает с Урала, из Западной Сибири.

Регион имеет развитую базу строительного комплекса. Предприятия по производству строительных материалов размещены главным образов в Нижегородской области и Республике Мордовии. Из местных сырьевых ресурсов наиболее широко используются стекольные пески. Борский стекольный завод специализируется на производстве дефицитного стекла для автомобилей и оконного стекла. Потребность строительства в раде строительных материалов за счет местного производства покрывается полностью. Особенно остро ощущается дефицит прогрессивных строительных материалов и конструкций – легких бетонов, асбоцементных панелей, деревянных клееных, а также стальных конструкций.

Агропромышленный комплекс Волго-Вятского региона располагает значительным потенциалом. Занимая 4,6% сельскохозяйственных угодий, регион производит 6% валовой продукции сельского хозяйства России. Регион специализируется на молочно-мясном животноводстве, зерновом растениеводстве, картофеле- льноводстве.

В связи с переходом экономики к рыночным отношениям происходят изменения и в сельскохозяйственном производстве. Получают развитие новые формы хозяйствования на селе: арендные отношения, развитие фермерского движения. Созданию фермерских хозяйств способствовало принятие законов о земле и землепользовании в Российской Федерации. Наибольшее развитие фермерское хозяйство получило в Нижегородской области. Вклад фермерских хозяйств в производстве товарной продукции сельского хозяйства пока невелик и составляет немногим более 1% от валовой продукции сельского хозяйства региона. Однако продуктивность скота и урожайность сельскохозяйственных культур в них значительно превышает производительность в общественном секторе.

Сельскохозяйственные угодья региона занимают 40% общей площади. На долю пашни приходится 75% сельхозугодий и 25% занимают луга и пастбища. Наибольшее развитие сельское хозяйство получило в Правобережной части региона, где площади пашни в два раза превышают пахотные земли Заволжья. В структуре посевных площадей Волго-Вятского региона доля зерновых культур занимает почти 55%, что в значительной степени определяет характер всего сельскохозяйственного производства. Наибольший зерновой клин находится в Кировской области – свыше половины в Республике Мордовии – почти 3/5 всей посевной площади республики. Среди продовольственных культур преобладают озимая и яровая пшеница, рожь. Фуражные культуры представлены ячменем и овсом. В перспективе предполагается усиление специализации региона на производстве более продуктивных фуражных зерновых культурах, таких, как озимая рожь, ячмень, овес, наиболее приспособленных к климатическим условиям региона. Широкое развитие получило картофелеводство. Его производство в регионе отличается низкой себестоимостью, невысокими затратами труда, что позволяет расширить возделывание данной культуры в регионе.

Из технических культур главной является лен-долгунец. Вместе с тем, в последние десятилетия отмечается сокращение посевных площадей под этой культурой, что вызвано низкой урожайностью и высокими затратами труда. Для производства льна необходимы специализированная техника, применение интенсивных технологий.

Важное значение в регионе имеет животноводство, которое широко представлено во всех административно-территориальных единицах региона.

Агропромышленный комплекс Волго-Вятского региона располагает сетью перерабатывающих предприятий. Существенное расширение сырьевой базы перерабатывающих предприятий было связано как с ростом производства сырья, так и с увеличением доли закупок в общем объеме производства. Однако предприятия перерабатывающих отраслей АПК региона имеют высокую степень изношенности основных промышленно-производственных фондов, слабую техническую оснащенность. Подавляющая часть предприятий построена до 1975 г., а свыше трети из них – в довоенный период.

Легкая промышленность региона опирается на местную сырьевую базу. Кожевенное производство сложилось в Нижегородской области (Богородск), меховое и овчинно-шубное – в Кировской (Слободское). Предприятия по производству пеньки, шпагата, размещены в Нижегородской области (Горбатов) и Мордовии (Саранск), льняных тканей – в Нижнем Новгороде. На привозном хлопке развивается хлопчатобумажная промышленность в Чувашии. Особое место занимают изделия декоративно-прикладного искусства из дерева – «Хохломская», «Городецкая роспись» (Нижегородская область), глины – «Дымковская игрушка» (г.Киров).

Развитие перерабатывающих отраслей АПК требует крупных инвестиций на реконструкцию и техническое перевооружение.

Характерные процессы замедления развития экономики страны за последние 20 лет отразились и на хозяйственной деятельности региона. Экономический кризис 90-х годов определил существенный спад производства во всех отраслях и сферах Волго-Вятского региона.

Транспорт и экономические связи. Волго-Вятский регион располагает всеми видами транспорта – железнодорожным, речным, автомобильным, трубопроводным и воздушным. Наибольшее значение имеет железнодорожный транспорт, на долю которого приходится свыше 2/3 всех межрайонных перевозок.

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]
перед публикацией все комментарии рассматриваются модератором сайта — спам опубликован не будет

Хотите опубликовать свою статью или создать цикл из статей и лекций?
Это очень просто – нужна только регистрация на сайте.

Хозяйство Волго — Вятского района

Легкая промышленность региона опирается на местную сырьевую базу. Кожевенное производство сложилось в Нижего­родской области (Богородск), меховое и овчинно-шубное — в Кировской (Слободское). Предприятия по производству пеньки и шпагата размещены в Нижегородской области (Горбатов) и Мордовии (Саранск), льняных тканей — в Нижнем Новгороде. Используя привозной хлопок, развивается хлопчатобумажная промышленность в Чувашии. Далеко за пределами региона из­вестны изделия декоративно-прикладного искусства из дерева — хохломская, Городецкая роспись (Нижегородская область), гли­ны — дымковская игрушка (Киров).

2.2. Сельскохозяйственный комплекс

Сельское хозяйствоВолго-Вятского района располагает зна­чительным потенциалом. Занимая 4,6% сельскохозяйственных угодий, регион производит 6,4% валовой продукции сельского хозяйства России. Он специализируется на молочно-мясном жи­вотноводстве, картофелезерновом растениеводстве, льноводстве.

В связи с переходом экономики к рыночным отношениям происходят изменения и в сельскохозяйственном производстве. Получают развитие новые формы хозяйствования на селе: арендные отношения, фермерское движение. Созданию фермер­ских хозяйств способствовало принятие законов о земле и зем­лепользовании в Российской Федерации. Наибольшее развитие фермерское хозяйство получило в Нижегородской области. Вклад фермерских хозяйств в производство товарной продукции сельского хозяйства пока невелик и составляет не многим более 1% от валовой продукции сельского хозяйства региона. Однако продуктивность скота и урожайность сельскохозяйственных культур в них значительно превышают производительность в общественном секторе.

Сельскохозяйственные угодья региона занимают 40% общей площади. На долю пашни приходится 75% сельхозугодий, 25% занимают луга и пастбища. Наибольшее развитие сельское хо­зяйство получило в правобережной части региона, где площади пашни в два раза превышают пахотные земли Заволжья. В структуре посевных площадей Волго-Вятского региона доля зер­новых культур составляет почти 55%, что в значительной степе­ни определяет характер всего сельскохозяйственного производ­ства. Наибольший зерновой клин приходится на Кировскую об­ласть — больше половины и Республику Мордовия — около 3/5 всей их посевной площади. Среди продовольственных куль­тур лидируют озимая и яровая пшеница, а также рожь. Фураж­ные культуры представлены ячменем и овсом. В перспективе предполагается усиление специализации региона на производст­ве более продуктивных фуражных зерновых культур, таких, как озимая рожь, ячмень, овес, наиболее приспособленных к клима­тическим условиям региона. Широкое развитие получило кар­тофелеводство.

Агропромышленный комплекс

Производство картофеля в регионе отличается низкой себестоимостью, невысокими затратами труда, что по­зволяет расширить площади возделывания данной культуры.

Из технических культур главной является лен-долгунец. Вме­сте с тем в последние десятилетия отмечаются сокращения по­севных площадей под этой культурой, что вызвано низкой уро­жайностью и высокими затратами труда. Для производства льна необходимы специализированная техника, применение интен­сивных технологий.

Важное значение в регионе имеет животноводство, которое широко представлено во всех административно-территориальных единицах района.

Агропромышленный комплекс Волго-Вятского региона рас­полагает сетью перерабатывающих предприятий. Существенное расширение сырьевой базы перерабатывающих предприятий бы­ло связано как с ростом производства сырья, так и с увеличени­ем доли закупок в общем объеме производства. Однако предпри­ятия перерабатывающих отраслей АПК региона имеют высокуюстепень изношенности основных промышленно-производственных фондов, слабую техническую оснащенность. Подавляющая часть предприятий построена до 1975 года, а свыше трети из них — в довоенный период.

Развитие перерабатывающих отраслей АПК требует крупных инвестиций на реконструкцию и техническое перевооружение.

Характерные процессы замедления развития экономики страны за последние 20 лет отразились и на хозяйственной дея­тельности региона. Экономический кризис 1990-х годов опреде­лил существенный спад производства во всех отраслях и сферах Волго-Вятского региона.

2.3. Транспорт и экономические связи

Волго-Вятский регион рас­полагает всеми видами транспорта — железнодорожным, реч­ным, автомобильным, трубопроводным, воздушным. Наиболь­шее значение имеет железнодорожный транспорт, на долю ко­торого приходится свыше 2/3 всех межрайонных перевозок. Бедность Волго-Вятского региона минерально-сырьевыми и то­пливными ресурсами определяет особенности транспортно-экономических связей. В структуре грузоперевозок значитель­ный удельный вес занимают топливо, особенно уголь, а также черные металлы и сырье для химической промышленности. На внутрирегиональные связи приходится около 20% всех грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. За пределы ре­гиона вывозятся: древесина, нефтепродукты, разнообразная про­дукция машиностроения, цемент. Во внутрирегиональных пере­возках преобладают древесина и строительные материалы. Сис­тема широтных железнодорожных магистралей, представленная в регионе, обеспечивает интенсивно растущий транспортно-экономический обмен между восточными и западными регионами России. Наиболее тесные связи Волго-Вятский регион имеет с Центральным, Поволжским, Уральским районами России.

Географическое положение Волго-Вятского района на Волж­ской магистрали с ее разветвленными судоходными притоками (Ока, Вятка и др.) создает благоприятные условия для развития речного транспорта и тесного его взаимодействия с железнодо­рожным. Нижегородский водно-транспортный узел является по речному грузообороту крупнейшим в России. С реки на желез­ную дорогу ведется перегрузка угля, соли, металла, хлебных гру­зов, цемента, строительных материалов, поступающих из По­волжского, Северо-Кавказского, Центрального и других регио­нов европейской части. С железной дороги на водную магистраль идет перевалка леса, лесопродуктов, разнообразных хими­ческих грузов, металлического лома, различных видов машин и оборудования.

Во внутренних грузоперевозках района широко используется автомобильный транспорт. Однако недостаточная протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием, особенно в сельской местности, сдерживает развитие внутрирегиональных перевозок.

Все большее место в грузообороте региона занимает трубо­проводный транспорт. По территории района проходят три неф­тепровода, проложенные от Альметьевска (Татарстан) до Ниж­него Новгорода, по которым поступает не только поволжская, но и сибирская нефть.

Проложенная сеть газопроводов позволяет транспортировать природный газ из Западной Сибири и Поволжья.

Преобладание продукции отраслей обрабатывающей промыш­ленности определило превышение ввоза продукции над вывозом.

Волго-Вятский регион имеет недостаточно развитую внеш­неэкономическую деятельность. Главным экспортером региона выступает Нижегородская область, на долю которой приходится 58% всех экспортных поставок. Активному выходу района на международные рынки препятствуют такие факторы, как невы­сокий уровень научно-технического развития производства, не­совершенство форм и методов включения хозяйства региона во внешнеэкономические связи. Почти половина экспортных по­ставок региона приходится на машиностроение, что соответству­ет структуре его промышленного производства. Вместе с тем выпускаемая продукция машиностроительных предприятий рай­она в большинстве случаев имеет невысокое качество и не отве­чает высоким требованиям мировых стандартов. В настоящее время создается новый механизм участия республик, краев и об­ластей в международном разделении труда, более полно учиты­вающий местные особенности и интересы в увеличении экспор­та и рассчитанный на широкое использование местных ресурсов во внешнеторговом обороте России.

3. Территориальная организация хозяйства

Характерной особенностью территориальной организации хозяйства Волго-Вятского экономического района является значительная неравномерность в размещении производительных сил. Ядром экономического развития региона выступает Ниже­городская область. Ее производственный профиль определяют автостроение, судостроение, станкостроение, дизелестроение и связанные с ними предприятия других отраслей промышленно­сти. Однако отмечается снижение удельного веса области в хо­зяйственном комплексе Волго-Вятского региона. Это связано с тем, что высокие темпы промышленного развития отмечались в республиках региона. Так, в Чувашской Республике определяю­щими темпами развивались отрасли квалифицированного ма­шиностроения — электротехника и приборостроение; в Респуб­лике Мордовия — светотехника, цементное и резинотехническое производство; в Республике Марий Эл — приборостроение и радиоэлектроника.

Кировская область по объемам промышленного производства занимает второе место в районе. На долю ее приходится 18% объемов промышленного производства Волго-Вятского района. Основными отраслями специализации в области являются ма­шиностроение, в том числе электронное, производство бытовой техники, станков, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, химическая и пищевая.

В экономике Республики Марий Эл преобладает промышлен­ность. В структуре промышленного производства на долю ма­шиностроения приходится свыше 1/4 объемов промышленного производства республики. В структуре машиностроения наи­больший удельный вес приходится на сложные и наукоемкие отрасли, такие, как радиоэлектроника и приборостроение. В республике производится 61% всего отечественного торгово-холодильного оборудования. На долю лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности приходится 13%.

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]
перед публикацией все комментарии рассматриваются модератором сайта — спам опубликован не будет

Хотите опубликовать свою статью или создать цикл из статей и лекций?
Это очень просто – нужна только регистрация на сайте.

Территория — площадь

Население

Федеральный округ РФ
Волго-Вятский экономический район
265,4 тыс. км²
(1,55 % РФ)
8,444 млн чел.

Волго-Вятский экономический район — реферат

(2014)
(5,28 % РФ), в том числе:
• городского — 70,5 %
• сельского — 29,5 %

Плотность

31,5 чел./км² Количество субъектов

5 Количество городов

65

Во́лго-Вя́тский экономи́ческий райо́н (ВВЭР) — один из 12 экономических районов Российской Федерации, состоит из 5 субъектов Федерации:

  1. Республика Марий Эл
  2. Республика Мордовия
  3. Чувашская Республика
  4. Кировская область Кировская область
  5. Нижегородская область Нижегородская область

Население

Численность населения — 8,44 млн чел. (2014). Средняя плотность населения — 31,5 чел./км², заселён очень неравномерно. Население района многонационально: русские (около 80 %), украинцы, белорусы, марийцы, чуваши, мордва, татары. За последние годы резко возросло в Волго-Вятском экономическом районе число безработных, к 1995 году — около 400 тыс. чел., или более 7 % от всего трудоспособного населения района (в России — более 12 %). Средних и высших учебных заведений в ВВЭР насчитывается около 170, они находятся в крупных и средних городах и городских посёлках. Вузы, техникумы, училища, научно-исследовательские, проектные и конструкторские организации сосредоточены в основном в Нижнем Новгороде, Кирове, Дзержинске, а также в столицах республик. В ВВЭР сложились квалифицированные кадры рабочих традиционных профессий (металлургов, кожевников, печников, речников, деревообделочников и др.).

Географическое положение

Территория района вытянута с юго-запада на северо-восток на 1000 км и находится в различных природных зонах: северная часть в лесной таёжной и южная — в лесостепной. Район расположен в Центральной России, в бассейнах судоходных рек Волги, Оки, Вятки, граничит и находится в тесной экономической связи с Центральным, Поволжским, Уральским и Северным районами, представляющими собой мощные хозяйственные комплексы.

Ссылки

CC© wikiredia.ru

Волго-Вятский регион

Чем больше страна, тем труднее ею управлять из центра и тем важнее для нее разделение территории на части, каждая из которых обладает определенной самостоятельностью при решении местных вопросов, т.е. самоуправлением.

Для того чтобы начать изучение любой страны, ее следует разделить на какие-то «естественные части» — районы. Особенно это важно при изучении таких больших стран, как Россия.

При проведении экономического (и социально-экономического) районирования России обычно стараются не нарушать границ республик, краев и областей и других субъектов Федерации. Таким образом, экономический район России представляет собой группировку из нескольких соседствующих друг с другом субъектов Федерации, которые отличаются от других особенностями исторического развития территории, географическим положением, природными и трудовыми ресурсами, специализацией хозяйства.

В настоящее время действует официально признанная схема экономического районирования России, применяемая правительственными органами. Это деление России на 11 районов часто называют «госплановским», потому что именно Госплан (ныне это учреждение называется Министерством экономики) разработал эту схему. Это районирование используется научными учреждениями, проектными организациями; по нему сводится вся статистика и даже составляются прогнозы погоды.

Выделяются следующие экономические районы:

1. Центральный (12 областей и 1 город федерального подчинения)

2. Центрально-Черноземный (5 областей)

3. Северо-Западный (3 области и 1 город федерального подчинения)

4. Волго-Вятский (2 области, 3 республики).

Области: Нижегородская, Кировская.

Республики: Мордовская, Марий Эл, Чувашская.

5. Северный (3 области, 2 республики и 1 автономный округ)

6. Поволжский (6 областей, 2 республики)

7. Северо-Кавказский (1 область, 2 края, 7 республик)

8. Уральский (5 областей, 2 республики и 1 автономный округ)

9. Западно-Сибирский (5 областей, 1 край, 1 республика, 2 автономных округа)

10. Восточно-Сибирский (2 области, 1 край, 3 республики, 4 автономных округа)

11. Дальневосточный (4 области, 2 края, 1 республика, 1 автономная область, 2 автономных округа)

Волго-Вятский экономический район относится к числу небольших по площади районов России и занимает 1,6%ее территории. Здесь проживает 8,2 млн. чел., или 5,7% населения РФ. Название района определяется его географическим положением. Южную часть его территории с запада на восток пересекает великий Волжский водный путь, а на северо-востоке в направлении с севера на юг р. Вятка — правый судоходный приток Камы.

Волго-Вятский экономический район — это единственный экономический район России, не относящийся к категории приграничных и не имеющий государственных границ со странами СНГ и дальнего зарубежья. По периметру его границ находятся территории Уральского района (на востоке), Поволжья (на юге), Центра (на западе) и Северного района (на севере).

Район расположен на востоке Восточно-Европейской равнины и имеет, в основном, низменный рельеф, за исключением возвышенностей, протянувшихся вдоль границ с Республикой Коми — Северных Увалов и Приволжской, — на крайнем юго-востоке. Волга делит территорию ВВЭР на две неравные части: большую левобережную — лесное Заволжье и меньшую — лесостепное Правобережье.

Характерной особенностью территориальной организации хозяйства Волго-Вятского экономического района является значительная неравномерность в размещении производительных сил. Ядром экономического развития региона выступает Нижегородская область. Ее производственный профиль определяет автостроение, судостроение, станкостроение, дизелестроение.

Кировская область по объемам промышленного производства занимает втрое место в районе. На ее долю приходиться 18% объемов промышленного производства Волго-Вятского района. Основными отраслями специализации в области являются машиностроение, в том числе электронное, производство бытовой техники, станков, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, химическая и промышленная.

В экономике Республики Марий Эл  преобладает промышленность. В структуре машиностроения наибольший удельный вес приходится на сложные и наукоемкие отрасли, такие, как радиоэлектроника и приборостроение.

Республика Мордовия относится к индустриально-аграрным. В ней наряду с промышленностью высокий уровень развития имеет и агропромышленный комплекс. Ведущей отраслью промышленности в республике является машиностроение., приборостроение, светотехника, производство полупроводников. Велика доля пищевой промышленности.

Климат континентальный, причем континентальность усиливается с юго-запада на северо-восток. Продолжительность безморозного периода составляет 140—190 дней в году. На юге района часто бывают засухи, а северная часть увлажнена и заболочена. В целом почвенно-климатические условия района благоприятны для сельского хозяйства. Климат лесостепной зоны Правобережья со сравнительно короткой зимой и более тёплым и продолжительным летом обеспечивает произрастание здесь многих сельскохозяйственных культур, в том числе хмеля, подсолнечника, сахарной свёклы и конопли, отсутствующих в Заволжье. В тоже время частая повторяемость засушливых периодов (особенно в южных районах) заставляет прибегать к мероприятиям, направленным на борьбу с иссушением почв.

Почти весь район размещается в бассейне Волги и ее крупных притоков — рек Оки, Камы с впадающей в нее Вяткой, Ветлуги, Суры. Лишь небольшая северная часть Кировской обл. находится в бассейне Северной Двины — р. Луза и Сысола. На Волге построены крупные Нижегородское и Чебоксарское водохранилища в составе Волжско-Камского гидроэнергетического каскада.

Население района многонационально: здесь проживают русские, чуваши, мордва, марийцы, татары и многие другие национальности. Доля русских среди всего населения района составляет 75%(напомним, что в целом по России доля русских составляет 80%).

Чуваши (чуваш) – коренное население Чувашии, однако на территории самой республики проживает всего ½ часть народа, чуваши широко расселены в других экономических районах России – Поволжском, Уральском, Западно-Сибирском. Общая численность чувашей в России – почти 1,8 млн. человек. Чувашская республика относится к субъектам Российской Федерации, в которых по численности населения абсолютно преобладает титульный народ (доля чувашей составляет около 70%). Говорят  на чувашском языке, относящемся к булгарской подгруппе тюркской группы алтайской семьи: распространен русский язык. Основные традиционные занятия населения – пашенное земледелие, животноводство (разведение крупного и мелкого рогатого скота), пчеловодство, сельскохозяйственные отхожие промыслы.

Марийцы (мари, марий, ранее – черемисы) – коренное население Республики Мари Эл; общая численность марийцев – 644 тыс. чел. В самой республике проживает менее 50% марийцев, значительные группы имеются в других регионах Волго-Вятского, Поволжского и Уральского районов. Национальный состав республики – марийцы (43,3%), русские(47,5%), татары(5,9%).

Волго-Вятский район представляет крупный индустриальный комплекс с развитой многоотраслевой промышленностью. Отраслями рыночной специализации промышленности являются машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, целлюлозно-бумажная и лесная промышленность. Кроме того, отраслями, дополняющими комплекс, являются электроэнергетика, топливная, черная и цветная, пищевая промышленность, промышленность стройматериалов.

Главную роль играют машиностроение и металлообработка. В регионе производятся автомобили, суда, станки, двигатели, приборы, электротехническое и электронное оборудование. Среди отраслей рыночной специализации выделяется транспортное машиностроение, развитию которого способствовало наличие квалифицированных кадров и научно-производственной базы. Здесь возник крупнейший комплекс автомобилестроения. Среди предприятий комплекса выделяются акционерное общество “АвтоГаз”, головное предприятие которого в Нижнем Новгороде выпускает легковые и грузовые автомобили, а также предприятия-смежники, построенные в малых и средних городах региона: моторный завод – в Заволжье, тормозных узлов – в Канаше, шинный – в Кирове, автофургонов – в Шумерле, автосамосвалов – в Саранске, в Павлове выпускают автобусы для сельской местности. Известен также Чебоксарский завод промышленных тракторов. Развитие тракторостроения способствует дальнейшему углублению специализации района на производстве продукции машиностроения.

Одной из старейших отраслей специализации Волго-Вятского региона является судостроение, представленное ведущим предприятием страны “Красное Сормово” в Нижнем Новгороде, выпускающим суда на подводных крыльях, современные пассажирские теплоходы, речные ледоколы, морские железнодорожные паромы. В  Сосновке производятся суда на воздушной подушке и промысловые суда (траулеры, суда для ловли креветок и тунца). Морские ледокольно-транспортные суда и речные сухогрузы типа «река-море» строятся в Навашине, плавучие дизели и установки по добыче сапропеля – в городе Бор, плавучие доки – в Городце. Центрами речного и озерного судостроения являются также Звенигово, Котельнич, Чкаловск, поселки Память Парижской Коммуны и Шморское.

Большое развитие в регионе получила и другая отрасль рыночной специализации – электротехническая промышленность. Крупные предприятия этой отрасли возникли в столицах республик. Так, саранский завод “Электровыпрямитель” является головным заводом объединения “Светотехника” и выпускает значительную часть электроламп и выпрямителей, производимых в России, в Саранске (Республика Мордовия) также находится предприятие по производству кабельных изделий, в Чебоксарах (Чувашская Республика) – электроаппаратный завод.

Военно-промышленный комплекс представлен в районе несколькими крупными центрами. В первую очередь это город Саров, в котором находится Российский федеральный центр ядерных исследований – ВНИИ экспериментальной физики, где производится изготовление опытных образцов и сборка ядерных боеприпасов (с использованием высокообогащенного урана-235 и плутония). Вторым мощным центром военно-промышленного комплекса района является Нижний Новгород. Здесь получили развитие такие отрасли, как авиационная, производство артиллерийских систем, военное судостроение. Стрелковое оружие выпускается в Вятских Полянах.

Среди отраслей рыночной специализации региона выделяется высокоразвитая химическая и нефтехимическая промышленность. В структуре производства товарной продукции региона на ее долю приходится свыше 10%. Развитие отрасли опирается на использование, как местного, так и привозного сырья. Предприятия химической промышленности выпускают широкий ассортимент продукции, в том числе аммиак, каустическую соду, синтетические смолы, пластмассы. Сырье для развития химической промышленности поступает с Нижегородского и Кстовского нефтеперерабатывающих заводов. Нефть на эти заводы поступает по трубопроводам.

Одной из важнейших отраслей рыночной специализации является лесная, ориентирующаяся на местную сырьевую базу. Она уступает машиностроению и химической промышленности по объему, но имеет большое значение не только для данного, но и прилегающих регионов, особенно Поволжья, не располагающего промышленными запасами древесины. Наибольшее развитие в регионе получила заготовка древесины. Однако чрезмерные вырубки леса привели к сокращению его запасов, а, следовательно, и к уменьшению объемов заготовок. Основные заготовки леса ведутся в Кировской и Нижегородской областях.

К отраслям, дополняющим территориальный комплекс, относится черная металлургия – старейшая отрасль района. Металлургические заводы, хотя и небольшие, но выпускают очень нужный сортамент металла.

Структура хозяйственного комплекса Волго-Вятского района

Основные центры черной металлургии – Выкса, Кулебаки, Омутнинск, Нижний Новгород.

Регион имеет развитую базу строительного комплекса. Предприятия по производству строительных материалов размещены главных образом в Нижегородской области и Республике Мордовия. Борский стекольный завод специализируется на производстве дефицитного стекла для автомобилей и оконного стекла.

Волго-Вятский экономический район располагает всеми видами транспорта – железнодорожным, речным, автомобильным, трубопроводным и воздушным. Наибольшее значение имеет железнодорожный транспорт, на долю которого приходится свыше 2/3 всех межрайонных перевозок. Регион располагает большими возможностями для создания технополисов как региональных центров внедрения достижения отечественной и мировой науки.

Одними из главных задач регионального развития являются изменение промышленной структуры, особенно в Нижегородской области с высокой концентрацией предприятий оборонного комплекса, а также реконструкция предприятий тяжелой индустрии путем конверсии оборонных гражданских отраслей.

Актуальной задачей Волго-Вятского района является оздоровление экономической среды, и в первую очередь, Волги и крупных городов, перенасыщенных промышленными предприятиями. Поэтому необходимо внедрение новых экологически чистых технологий. Важными задачами региона являются также восстановление и развитие экономических связей, в том числе и связей по кооперированию с другими районами России.

Оставьте комментарий