Содержание
- Органы власти в Древнем Риме в период Республики
- 9.Государственный строй Римской республики
- Древний Рим эпохи Республики
- 17. ОСНОВНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
- 17. ОСНОВНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
- Высшие органы государственной власти
- Органы власти в Древнем Риме в период Республики
- Основные органы государственной власти Римской республики
- 9.Государственный строй Римской республики
Органы власти в Древнем Риме в период Республики
Республиканский период в истории Рима охватывает период с VI в. до н.э. по I в. до н.э. и характеризуется сочетанием демократии с военно-аристократическим правлением. Принцип верховен-ства римского народа получил закрепление в законодательных правах народных собраний. Однако в Римской республике сложилось опосредованное народовластие. Народные собрания собирались по инициативе высших должностных лиц, которые контролировали ход собраний (вносили вопросы для рассмотрения, могли прерывать или переносить собрание на другой день). Существовало три вида народных собраний — центуриатные, трибутные и ку-риатные.
Центуриатные народные собрания (центуриатные комиции) принимали законы, избирали высших должностных лиц государства (консулов, преторов, цензоров), рассматривали апелляции, утверждали смертные приговоры. Право на участие в центуриатных комициях получали римские граждане, приписанные на основании имущественного ценза к одной из военно-политических единиц — центурий.
Трибутные народные собрания (трибутные комиции) избирали низших должностных лиц (трибунов, квесторов, эдилов), рассматривали жалобы на решения магистратов, принимали законы. В трибутные комиции проходили по территориальным округам — трибам.
Куриатные народные собрания (куриатные комиции) состояли из полноправных членов старейших римских родов. По мере уравнения в правах патрициев и плебеев теряли свое значение. За ними сохранилось право на принятие решений в семейно-родовых вопросах (утверждение завещаний, контроль за осуществлением власти главами семей и т.д.).
Высшим органом управления являлся Сенат. Компетенция Сената включает:
— контроль законодательной деятельности;
— контроль над должностными лицами;
— финансовое управление;
— военное управление;
— внешнеполитическая деятельность;
— управление римскими провинциями;
— постановления по вопросам общественной безопасности, общественного порядка, религиозного культа.
Исполнительную власть осуществляли магистраты — должностные лица. Они замещались на принципах выборности, срочности (срок полномочий — один год), коллегиальности, ответственности, безвозмездности. Магистраты обладали правом предавать граждан суду, налагать штрафы, арестовывать не подчинившихся гражданин или их имущество. Магистратуры делились на ординарные (консулы, преторы, цензоры, квесторы, эдилы) и экстраординарные (диктатор, децемвиры — 10мужей для упорядочения права).
Консулы возглавляли магистратуры. Два консула избирались на один год. Они обладали высшей военной властью, отвечали за безопасность Рима, обладали правом созывать Сенат и народные собрания, а также издавать эдикты по вопросам управления и толковать право. Консулы имели право суда и назначения наказаний, включая смертную казнь. Смертный приговор консулов мог быть обжалован в центуриатном собрании.
Преторы осуществляли управление городом, осуществляли правоохранительные и судебные функции.
Цензоры избирались сроком на пять лет. Два цензора составляли списки граждан по имущественным разрядам и трибам.
Народные трибуны обеспечивали защиту интересов плебса, их полномочия действовали только в черте города Рима. Число народных трибунов колебалось от 2 до 10человек.
Квесторы осуществляли финансовое управление (заведовали казой, вели расходные и приходные книги), хранили государ-ственные документы.
Эдилы (2 патрицианских и 2 плебейских) поддерживали обще-ственный порядок в городе, следили на продовольственным снабжением города, наблюдали за торговлей, организовывали обще-ственные зрелища.
В чрезвычайных обстоятельствах по представлению Сената консул мог назначить диктатора. Срок его полномочий ограничивался 6 месяцами. Диктатор обладал всей полнотой военного и гражданского управления, правом изменения законодательства, уголовной юстиции. На время диктатуры все ординарные магистратуры утрачивали самостоятельность и подчинялись диктатору. Смертные приговоры, вынесенные диктатором, не подлежали обжалованию. Диктатор не нес ответственности за свои действия.
3. Римская империя: принципат, доминат
Во II—I вв. до н.э. Римская аристократическая республика вступает в полосу кризиса. Многочисленные восстания рабов, войны с союзниками Рима (свободными жителями Италии, которые не пользовались правами римских граждан), а также выступления люмпенов потребовали изменения политического режима. Причины кризиса состояли в том, что завоевательная политика Рима привела к значительному расширению территории государства. Полисная форма государственного устройства не могла обеспечить эффективного управления завоеванными народами. Переход от республики к монархии был подготовлен периодом военно-политической диктатуры.
Точкой отсчета Римской империи считается приход к власти в 27 г. до н.э. Октавиана Августа. В истории Римской империи выделяется два периода: принципат (I в. до н.э. — III в. н.э.) и доминат (III—V вв.).
Принципат можно охарактеризовать как особую форму монархии, при которой республиканские полисные традиции сочетались с централизацией государственного управления и концентрацией власти в руках одного человека. В период принципата сохранялись республиканские учреждения (Сенат, народные собрания), но их полномочия постепенно сокращались и ограничивались рамками города Рима. Постепенно из системы государственного управления вытеснялись принципы выборности, подотчетности, коллегиальности. Главой государства стал принцепс — первый сенатор. Он сосредоточил в своих руках всю полноту верховного государственного управления. Его неограниченная власть основывалась на соединении нескольких должностей — консула, цензора, трибуна. Это позволило принцепсу получить полномочия «империум», право вето на решения всех государственных органов и право формировать Сенат. Чрезвычайная власть принцепса была пожизненной, но не наследственной. Со временем утвердилась практика назначения принцепсом своего преемника, воля императора была обязывающей для Сената. Подконтрольность Сената привела к формальному закреплению решений императора в сенатус-консуль-тах, которые отныне имели силу закона.
Вырождение республиканских институтов сопровождалось формированием бюрократического аппарата империи. Реорганизация управления Римскими провинциями позволила принцепсу создать собственную казну, выведенную из-под сенатского контроля. Опорой принцепса являлась армия, превратившаяся в корпоративную организацию и политическую силу, неподконтрольную обществу. Преторианская гвардия, составленная из граждан Италии, была подчинена лично императору. В период принципата армию стали пополнять наемники из римских провинций, преданные своим военачальникам.
В период домината Рим превращается в монархическое государство с абсолютной властью императора, решения которого признавались безусловными и неукоснительными законами. Переход к доминату связан с приходом к власти Диоклетиана, приказавшего именовать себя Доминусом (господином, государем, владыкой). В этот период римские магистраты превращаются в почетные должности для приближенных императора. Роль Сената была низведена до положения городского совета, регистрирующего императорские эдикты.
Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 62; Нарушение авторских прав
Римская держава в период поздней республики
Новые римские территории получили статус, значительно отличавшийся от статуса Италии. Они рассматривались как собственность римского народа и были лишены всякого элемента самостоятельности. Значительная часть земель конфисковалась и сдавалась в аренду римским гражданам. В I в. до н. э. римляне стали практиковать вывод колоний за пределы Италии. Определенная часть земли осталась в руках местного населения, однако государство в любой момент могло ее отнять. Кроме того, население провинций (как теперь назывались эти территории) должно было платить большой налог— около одной десятой части всех доходов — в римскую казну. В правовом отношении население провинций рассматривалось на одном уровне с подданными и стояло вне римского права.
Наместники провинций являлись командующими армией и главами гражданского управления и были подотчетны только центральному правительству Рима. Наместник был, в сущности, хозяином страны, и для защиты своих прав провинциалы располагали только одним способом, правда достаточно эффективным. Почти каждая община имела в Риме патрона из числа влиятельных граждан, с которым она вступала в отношения клиентелы. Патрон являлся представителем общины перед римской администрацией. Хотя в период пребывания в должности наместник не подлежал суду, он мог быть привлечен к ответственности после окончания срока. В 149 г. до н. э. по закону Кальпурния Пизона была учреждена специальная судебная комиссия по делам о вымогательствах. Поскольку судьями были сенаторы, осуждение или оправдание наместника зависело не столько от его вины, сколько от его политического положения в Риме.
Бесконтрольность провинциальных наместников, система клиентелы усиливали влияние частных лиц, что было явной угрозой для коллегиального руководства и полисной системы относительного внутреннего равновесия общественных сил. Затяжные и трудные войны требовали длительного содержания войск вне Италии на отдаленных театрах военных действий. Это способствовало профессионализации армии и превращению ее как бы в особое сословие. Неэффективность частой смены командующих показала еще Вторая Пуническая война. В силу этого римляне были вынуждены продлевать полномочия способным наместникам и полководцам, что давало в руки последних огромную власть.
Наиболее существенным экономическим изменением было установление господства рабовладельческого уклада в экономике. Рим знал рабство с древнейших времен, но до Пунических войн рабовладельческое производство не играло главной роли(Конечно, римское общество до Пунических войн нельзя рассматривать ни как доклассовое, ни как принадлежащее к какому-либо особому, дорабовладельческому, например «азиатскому», способу производства. Как уже говорилось во вводных лекциях, классовый характер любого древнего общества определялся наличием антагонизма между господствующим классом и классом рабов или других подневольных людей рабского типа. Этому не противоречило существование во все времена древности свободного производства, часто, особенно в ранние периоды, поставлявшего основную Массу общественного продукта.—Примеч. ред.). Завоевания привели к огромному притоку рабов. Достаточно привести некоторые цифры. В 177 г. до н. э. после покорения Сардинии римляне захватили 80 тыс. рабов, в 167 г. при разграблении Эпира было продано в рабство 150 тыс. человек, в 146 г. Сципион Эмилиан продал в рабство 50 тыс. оставшихся в живых карфагенян. Крупными рабовладельцами были в основном сенаторы и всадники. Помимо войны важными источниками рабства были долговая кабала в провинциях (особенно кабала за долги в государственную казну) и пиратство. Наконец, большую роль играло и естественное воспроизводство рабов.
Рабы играли огромную роль в непроизводительной сфере, в основном в обслуживании знатных семейств. Большую группу составляли рабы-гладиаторы, используемые не только для зрелищ, но и для личной охраны владельца.
В собственно экономике значение рабского труда было более ограниченным. Очень широко рабов использовали на трудоемких работах в строительстве и в рудниках. Менее развит рабский труд был в ремесле; в сельском хозяйстве рабы играли значительную роль.
Хозяйства, основанные на рабском труде, имели определенные преимущества перед мелким крестьянским хозяйством, заключавшиеся в больших возможностях концентрации и специализации. В III в. до н. э. в экономике Италии возрастает роль скотоводства, в котором рабы, по-видимому, играют основную роль. Наиболее эффективным использование рабов-пастухов было в крупном хозяйстве, в то время как мелкое, судя по всему, сохраняет прежний характер. Встает вопрос о соотношении этих двух типов.
Во II—I вв. до н. э. в Италии происходят значительные сдвиги в сторону концентрации собственности. Появляются крупные поместья (латифундии), которым, однако, нельзя приписывать всеобъемлющее значение.
9.Государственный строй Римской республики
Более распространенным видом поместья была вилла средних размеров, обслуживаемая сравнительно небольшим числом рабов. В Италии остается и большое число мелких хозяйств. Ряд мероприятий, проведенных государством во II в. до н. э., способствовал увеличению их числа. Развитие рабства стимулировалось и увеличением товарного характера римского сельского хозяйства. Преимущественное развитие получают более доходные культуры — прежде всего виноград и фрукты. Производство зерновых значительно сократилось.
Следует отметить, что, хотя рабский труд во II—I вв. до н. э. не имел существенного преобладания над свободным, его доля была достаточна для того, чтобы вытеснить часть свободных производителей из сферы производства и вызвать экономический кризис.
В конце II в. до н. э. крестьянство Италии попадает в трудные условия. Разорение страны в ходе Второй Пунической войны нанесло непоправимый удар италийскому земледелию. Длительные заморские войны приводили к отрыву собственников от их участков и способствовали их разорению. Немалое значение имели конкуренция дешевого привозного хлеба и развитие скотоводства, требовавшее больших пастбищ. Пользуясь своим экономическим и политическим преобладанием, сенаторы и всадники скупали участки крестьян, оккупировали огромные территории из ager publicus и тем самым стимулировали процесс экономической дифференциации.
Массы обезземеленных крестьян стекались в города, однако Рим не имел достаточно развитой промышленности, чтобы она могла втянуть их в себя. Огромдые средства, приобретенные грабежом провинций, позволяли содержать этот плебс за счет государственных дотаций. Борьба за власть внутри господствующих группировок вела к широкому распространению подкупа избирателей. Таким образом, в Риме со II в. до н. э. появилась значительная прослойка люмпен-пролетариата, паразитировавшего за счет общества. Постепенно психология этой прослойки изменилась настолько, что, даже имея возможность получить участок, городской плебс не желал ею воспользоваться. Кризис сословия мелких собственников вел к ухудшению боевых качеств римских войск. Это сказалось в ходе войн 40—30-х годов и не могло не вызвать тревогу у наиболее дальновидных политиков.
Все эти обстоятельства привели к острому политическому кризису, который в современной литературе называется периодом гражданских войн. Гражданские войны явились результатом обострения всех противоречий римского общества: противоречия между рабами и свободными, между римлянами и неримским населением республики, наконец, противоречия между самими гражданами. Основной причиной этих событий было то, что к началу II в. до н. э. полисное устройство Рима ни в политическом, ни в экономическом, ни в духовном плане не соответствовало новым условиям. Если на Востоке монархические централизованные государства объединяли отдельные полисы и создавали для них товарный рынок, то в Средиземноморье функционально сходную централизацию осуществлял за счет покоренных полисов и монархий один полис — Рим. Поэтому ясно, что старая политическая и идеологическая система, создавшаяся в Риме, не могла уже быть адекватной историческим задачам, возникавшим в новых условиях.
Оцените определение:
Древний Рим эпохи Республики
Римская цивилизация во многих своих чертах была похожа на древнегреческую. Поэтому обе их относят к античным цивилизациям, имеющим определенные схожие черты. Все же это была оригинальная цивилизация со своей своеобразной системой ценностей, во многом отличающейся от Древней Греции.
Римская цивилизация, как и древнегреческая, была приморской (морской) по своему происхождению. На ее характер оказали заметное влияние соседи по Аппенинскому полуострову, стоявшие на более высоком уровне культуры. Прежде всего это греческие колонии на юге. От греков римляне почерпнули мифологию, искусство и научные достижения, общественное устройство, некоторые хозяйственные навыки.
По легенде Рим был основан 753 г. до н.э. племенами латинов, жившими в районе реки Тибр. Первоначально это был относительно небольшой город. Городская община управлялась выборным царем, Сенатом (совет старейшин) и народным собранием. Постановления народного собрания имели силу закона. Сенат был аристократическим органом, фактически управлял государством – управлял внутренней и внешней политикой, контролировал казну и религиозный культ. С самого начала истории Рима важной его особенностью стало тесное переплетение монархического, аристократического и демократического начал. В 510 (509) г. до н.э. последний римский царь был изгнан, в Риме установилась республика(в переводе с латинского – «общее дело»).Вместо царя сроком на один год избирались два консула, которые имели практически такие же полномочия, что и цари. В целом, вплоть до I в. до н.э. Рим являлся аристократической республикой. Однако особенностью его государственного устройства являлось то, что различные органы контролировали друг друга, что ставило преграду установлению самовластия.
Полноправными членами общины считался только тот, кто принадлежал к старинным родам. Из них сформировалась привилегированная часть – патриции. Другой большой частью населения были плебеи, лично свободное неполноправное население, переселенцы из других мест, жители покоренных областей и их потомки, которые не входили в состав общины. Первоначально плебеи не допускались в народные собрания, не участвовали в религиозных обрядах, не могли вступать в браки с патрициями. Консулами, сенаторами, жрецами могли быть только патриции, они толковали законы, у них скапливались земли, которые они получали из общинного земельного фонда. Поскольку Рим часто вел завоевательные войны, количество земли, которое находилось в распоряжении патрицианских родов, постоянно увеличивалось. Плебеи право на получение земельных участков не имели, нередко разорялись и даже превращались в рабов за долги. В итоге плебей начали социальную борьбу с целью своего уравнения с патрициями.
В 494 г. до н.э. они отказались от участия в очередном военном походе. В итоге плебеи добились права иметь народных трибунов, особых должностных лиц, выбираемых из плебеев, которые должны были защищать их интересы. Они имели право вето на распоряжения других должностных лиц, суда, Сената, если они ущемляли права плебеев. Был положен предел произволу патрициев в области трактовки законодательства, которое сводилось к племенным традициям и обычаям. В сер. V в.до н.э.римские законы были записаны на 12 медных табличках и выставлены на всеобщее обозрение на Форуме – главной площади Рима. Только к концу III в. до н.э. плебеи уравнялись в правах с патрициями. Отныне один из консулов выбирался из плебеев. Долговое рабство отменялось, было ограничено право на владение землей (не более 125 га). Т.о., в III в. до н.э. окончательно сложилась гражданская община в Риме – цивитас. Это означает, что в Риме сложилась новая политическая система общества, в которой гражданство имело большее значение, чем родоплеменные связи.
Цивитас обладала тем же набором признаков, что и греческий полис. В римской общине, как и в греческой, сочеталось коллективное и частное землевладение. Граждане были не только землевладельцами, но и воинами. Поддерживалось равновесие между личной и общественной пользой. В Риме не было налогов. Занимавшие высшие должности не получали жалования, должны были за свой счет устраивать пиры, игры, строить храмы. Путь на верх был открыт, прежде всего, для нобилитета,в который входили патриции и плебейская верхушка. Чем богаче был человек, тем больше он был должен тратить на общую пользу.
Древний Рим представлял собой военизированное государство. Каждый гражданин был обязан участвовать в походах. Человек не мог выбираться на государственные должности, не имея военного стажа. В начальный период его истории военные походы против соседей проводились едва ли не ежегодно. В итоге, в III в. до н.э. в результате многочисленных войн под властью Рима оказался весь Апеннинский полуостров (включая греческие колонии на юге, земли этрусков). Большинство завоеванных племен римляне объявляли своими союзниками, они должны были платить Риму военный налог, поставлять отряды в римское войско. На всей территории Италии стали появляться римские колонии. Более 120 лет велись Пунические войны (всего их было три) с Карфагеном (находился в Северной Африке, на территории современного Туниса, крупнейшая колония финикийцев, и наиболее грозный враг римлян, середина III – середина II вв. до н.э.), в результате чего соперник был сокрушен.
17. ОСНОВНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Карфаген римляне уничтожили, сравняв с землей. В II – I в. до н.э. была подчинена Греция, эллинистические государства, расположенные на Востоке Средиземного моря. В итоге Рим превратился в мировую державу, охватывающую под своей властью все Средиземноморье, и в дальнейшем продолжал расширять свои границы. Победы обогатили Рим, с покоренных народов взимались огромные контрибуции, завоеванные страны превращались в римские провинции и облагались налогом.
Невероятно возросла численность рабов. Рабов имели едва ли не все свободные граждане, включая самые бедные слои населения. Античное классическое рабство достигает в Риме своего расцвета. Труд рабов широко использовался в ремесле и сельском хозяйстве. Рабы становились основными производителями. Сложился особый тип организации сельскохозяйственного производства – рабовладельческая вилла, средняя по размеру, в которой труд рабов был основным. Продукция здесь производилась в основном на продажу. В римском праве нашла завершение тенденция к оформлению юридического статуса раба. Жестокая эксплуатация рабов неоднократно вызывала крупные восстания в II – I вв. до н.э., наиболее известным из которых является восстание Спартака (74 – 71 гг. до н.э., численность восставших рабов доходила до 120 тыс.человек).
Территориальный рост Рима, бурное развитие торговли и рабовладения, рост товарно-денежных отношений привели к острейшему социально-политическому кризису II – I вв. до н.э. Это был кризис римской гражданской общины и республиканской формы правления. Проявления кризиса были заметны, прежде всего, в социально-экономической сфере.
1. Происходит разорение мелких и средних крестьянских хозяйств, экономической основы республиканского Рима. Небольшие натуральные хозяйства вытеснялись крупными рабовладельческими. Мелкие хозяева разорялись и лишались земли, превращались в батраков или арендаторов. Земли переходили в руки крупных землевладельцев, преимущественно патрициев.
2. Огромная масса бывших крестьян хлынула в город. Образовался особый слой – люмпен-пролетариат, который существовал за счет государственной раздачи хлеба, денег или иных щедрот государственных деятелей, которые таким образом завоевывали голоса избирателей (лозунгом люмпен-пролетариата стало: «Хлеба и зрелищ»).
3. Усилилось соперничество между новыми группами в верхушке римского общества – нобилитета и всадников. Всадники принадлежали, как правило, к незнатным, но состоятельным горожанам, которые разбогатели на торговле или сбором налогов с провинций. Это были выходцы из плебеев, которые выставляли конницу в римскую армию. Всадники рвались к высшим должностям, которые были в то время им недоступны.
4. Границы напряженности проходили между центром и провинциями. Привилегированные их жители добивались получения прав римского гражданства. Управлявшие провинциями римские наместники были бесконтрольны, творили произвол, что нередко вызывало восстания.
5. Размывались традиционные ценности и добродетели римского общества.
Превратившись в огромную державу, Рим уже не мог оставаться общиной. Принципы общинной демократии, выросшей из родоплеменного строя, не могли сохранять эффективность в огромном государстве.
Попытки римских реформаторов, братьев Тиберия и ГаяГракхов в конце II в. до н.э. остановить обезземеливание крестьянства (через восстановление принципа уравнительности землепользования всех граждан, установление предельной нормы на владение землей (250 га на семью) и принудительное изъятие излишков земли у крупных собственников) вызвали гражданские столкновения и окончились поражением. Борьба политических группировок за власть в I в. до н.э. вылилась в гражданские войны. Все более очевидной становилась тенденция к установлению власти единоличного правителя – диктатора. Ранее диктатура использовалась в чрезвычайных обстоятельствах, как правило, во время войны, и на короткий срок.
Действенной силой продолжала оставаться армия. Популярные, удачливые полководцы начинают претендовать на единоличную власть. Два полководца и государственных деятеля – Сулла и Гай Юлий Цезарь добивались звания пожизненного диктатора (правда ненадолго). Победителем в борьбе за единоличную власть стал в 27 г. до н.э. внучатый племянник Цезаря Октавиан Август(Август – почетный титул, дарованный Сенатом, в буквальном переводе – «возвеличенный божеством»), который был удостоен звания пожизненного императора. Время республики сменяется эпохой империи.
Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 225 | Нарушение авторских прав
Похожая информация:
Поиск на сайте:
Республиканский образ правления установился в Древнем Риме в 509 г. до н. э Республиканский период принято делить на периоды ранней республики и поздней республики. В этот период интенсивно развивалось производство, что привело к значительным социальным сдвигам. В Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, обеспечивавшие привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев.
Полную правоспособность в Риме имело только лицо, обладавшее тремя статусами: свободы, гражданства, семьи.
По статусу свободы все население Рима делилось на свободных и рабов. Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы: имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев); мелких производителей (земледельцев и ремесленников), составлявших большинство общества. Рабы были государственные и частные. В период республики они превращаются в основной эксплуатируемый класс. Главным источником рабства был военный плен, а к концу-республиканского периода получила распространение самопродажа в рабство.
Независимо от того, какое место занимал раб в производстве, он являлся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его имущества. Власть хозяина над рабом была неограниченной. По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граждан и иностранцев (перегринов). Вольноотпущенники также относились к гражданам, но они оставались клиентами бывших хозяев и были ограничены в правах.
Полную правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане.
В конце III — II в. до н. э. возникают привилегированные сословия — нобилей и всадников. Высшее сословие — сословие нобилей — образовалось в результате слияния самых знатных и богатых патрицианских родов с верхушкой плебса. Экономической базой нобилитета было крупное землевладение. Сословие всадников образовалось из торгово-финансовой знати и средних землевладельцев.
Статус семьи означал, что полной политической и гражданской правоспособностью пользовались только главы римских семей — домовладыки. Остальные члены семьи считались находящимися под властью домовладыки. Полноправным мог быть только домовладыка, свободный и свободнорожденный римский гражданин.
В публичном праве полная правоспособность означала разрешение участвовать в народном собрании и занимать государственные должности, в частном праве — разрешение вступать в римский брак и участвовать в имущественных правоотношениях.
Высшими государственными органами в Римской республике являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Существовали три вида народных собраний: центуриатные; трибутные; куриатные.
Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.
Трибутные собрания в зависимости от состава жителей триб делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Их компетенция была ограниченной.
17. ОСНОВНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Куриатные собрания потеряли свое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и впоследствии были заменены собранием тридцати представителей курии — ликторов. Действительно важное значение в государственном механизме Римской республики играл сенат. Хотя сенат формально был совещательным органом, в его полномочия входили функции: законодательные — он контролировал законодательную деятельность центуриатных и плебейских собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая законопроекты; финансовые — в распоряжении сената находилась казна государства, он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы; по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу, внешнеполитические — если войну объявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе утверждал сенат. Он же разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями.
Государственные должности именовались магистратурами. Магистратуры делились на:
ординарные (обычные), к которым относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.; экстраординарные (чрезвычайные), которые создавались в чрезвычайных обстоятельствах — тяжелая война, восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки. В таких обстоятельствах сенат мог принять решение об установлении диктатуры.
Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты.
21. Падение Республики и переход к Империи в Древнем Риме. Римская империя.
В 27 г до н. э. Сенат вручил Октавиану верховную власть над Римом и провинциями. С этого времени государственный строй – принципат. Принципс – «первый гражданин римского государства». Император – принципс соединял в своих руках полномочия всех главных магистратур: консула, диктатора, претора. В конце принципата общепризнаным становится правило; «Все, что решил принцепс, имеет силу закона». Завершается процесс превращения государства из органа римской аристократии в орган всего класса рабовладельцев. Самое знатное сословие – «нобили», владевшие огромными земельными участками и «всадники» – финансовая знать империи с определённым денежным цензом. Влиятельным сословием были декурионы – средние землеваладельцы. Рабы по прежнему являлись самой низшей категорией населения. Свободный крестьянин начинает превращаться в арендатора – колона. В 3 в. н.э. в Риме устанавливается неограниченная монархия – доминат (от «доминус» – господин). Это было время волнений крестьян, солдатских мятежей, вторжения соседских племен. Наступил упадок сельского хозяйства, ремесла, торговли. Империя переживала свой первый кризис. Внутренние смуты и внешние вторжения поставили ее на грань распада. Италия и провинции уровнялись в правах; с 212 г. римское гражданство получило все население страны, кроме женщин и детей. Управление империей сосредоточено в нескольких ведомствах; государственный совет при императоре – орган, подготавливающий законопроекты, и военное и финансовое ведомства. Чиновникам присваевается особый статус, форма одежды, привелегие и право на пенсию. Государственные формы поздней империи были образцом для подражания в течение средних веков. Пережив кризис 3 –го века империя вновь укрепилась в ходе серьезных реформ, проведенных Диоклетианом (284 – 305гг.) и Константином (306 337гг.) Власть была децентрализована, государственной религией стало христианство. В 4 – м в. н. э. Римская империя в интересах управления разделена на – Западную и Восточную ( впоследствии – Византия). Восточная продержалась до 1453 г., а Западная в 5 – м веке превратилась в проходной двор для грабителей – варваров. Она просуществовала до 476 г., когда власть римского императора была свергнута германскими наёмниками во главе с Одоакром.
22. Римское право.
Рим дал миру основы гражданского частного права. По известному выражению, римляне «трижды покоряли мир».1.Легионами 2.Христианами 3.Правом Развитию римского права способствовал; высокий уровень экономических отношений, многонациональный характер империи, породивший потребности «примирения» многих и различных правовых систем (Греции, Египте, Сирии). У римских юристов была возможность воспользоваться результатами правового развития национальных частей империи, особенно Афин. Известные юристы того времени — Гай ,Ульпиан, Павел. Вводится разделение права на публичное и частное. Публичное право регулировало властные отношения и содержало обязательные для сторон нормы. Частное право регулировало имущественные отношения, основа их — равенство сторон. Основные институты римского частного права Правовой статус личности, вещные права, обязательственные права, брак и семья, наследование. Основные источники обычай, законы, эдикты магистратов. 1-й писанный закон в Риме-12 таблиц. Большое значение имели указы императора, конституции, собрания законов, комментарии юристов, законодательные акты, институции. Другой Рим был рабовладельческим государством, поэтому не все имели права.. Субъектом права — был свободный человек, раб –объект-«говорящее орудие». Правоспособность включала состояния — свободу (свободные и рабы), гражданства (римские граждане и другие свободные лица — латины, перегрины), семейное право (отцы семейства и подвластные им). Дееспособность в Риме зависела от возраста(по общему правилу-с 14 л., женщины – с 12л.), можно было заключать сделки. Ограничение – психические болезни, телесные недостатки, расточители. Ограничением права являлось умаление чести гражданина и бесчестие(осуждение за преступление или за порчащее занятие). Собственность разделена на 2 типа; 1.(рес манципи) — земля, рабочий скот, рабы, здания, сооружения. 2. (рес нек манципи) — все другие вещи. Существовало несколько видов исков по защите собственности, основной – вендикационный (об истребовании вещи из чужого незаконного владения). Форма ограничения прав собственности – сервитут (вещное право пользования чужой вещью). Обязательственное право – возникает из договора и деликта, по обоюдному согласию сторон. Виды — словесный или вербальный договор. Семейное право — семья патриархальная (неограниченная власть отца или деда), брак заключался в религиозной форме или выкупом невесты. Формы родства; агнатская (все лица находятся под властью домовладыки и когнаты кровно — родственная связь, при вступлении в брак дети обретают независимость)- эмансипация. Формы брака (кум Ману) – с властью мужа (имущество жены — становиться полной собственностью мужа и при разводе ей не возвращается), и (сине Ману) – без власти мужа (жена сохраняла самостоятельность, получала имя и сословное положение мужа, имущество раздельно, расторжение брака свободное). Брак заключался в виде контракта. Право признавало и гражданский брак — конкубинат. Наследственное право — 1. дети или внуки. 2.другие кровные родственники, если нет детей обязателен принцип обязательной доли наследования не менее ¼. Уголовное право-1.преступления против порядка управления (хищение государственного имущества, взяточничество, присвоен казенных денег) 2.понятия умышленных и неосторожных преступлений, соучастие, подстрекательство. Вид наказания зависел от сословия. В 6 в. при императоре Юстиниане проведена кодификация римского права, оказавшая огромное влияние на законодательства многих стран Европы.
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 281 | Нарушение авторского права страницы
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…
Высшие органы государственной власти
По форме правления Франция — республика, в которой элементы парламентарной республики сочетаются с элементами президентской. Действующая Конституция — Конституция Французской Республики вступила в силу 5 октября 1958 г. Она утвердила государственный строй, получивший название Пятой республики.
Во Франции существует дуализм исполнительной власти (бицефальная исполнительная власть). Ее осуществляют Президент республики и правительство (Совет министров), причем правительство в качестве Совета министров заседает под председательством Президента, а в качестве кабинета — под председательством премьер-министра. Роль Президента и правительства зависит от расстановки политических сил в парламенте. Президент может принадлежать к одной партии, а правительство — к другой (так было, например, в 1988 гг., 1993-1995 гг., 1997-2002 гг.).
Состав правительства лишь юридически определяется Президентом, а фактически зависит той партии (коалиции партий), которая имеет большинство в нижней палате парламента, которое фактически зависит от нижней палаты (юридически — от Президента). В этих условиях взаимоотношения между правительством и Президентом могут осложняться, а роль правительства иногда снижается, а иногда, напротив, возрастает за счет снижения роли Президента.
Центральное место в системе государственных органов Франции принадлежит президенту. После проведения референдума в 2000 г., срок полномочий президента был сокращен с 7-ми до 5-ти лет.
Президент избирается путем всеобщих и прямых выборов по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства в первом туре и относительного большинства – во втором туре. Полномочия президента во всех сферах государственной жизни чрезвычайно обширны. Некоторые из них (например, созыв чрезвычайной сессии парламента) требуют министерской контрассигнации, но наиболее важные права осуществляются президентом лично. Статья 5 Конституции закрепляет за ним обязанность обеспечивать "своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства". В этой же статье провозглашается, что президент является "гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений Сообщества и договоров". Президент обладает широкими прерогативами в области законодательства. Он наделен правом законодательной инициативы. Все законы, принятые парламентом, должны быть в течение 15 дней подписаны и промульгированы президентом. Если он не согласен с законом или какими-то его положениями, то может потребовать повторного обсуждения этого акта. Только после вторичного одобрения законопроекта (простым большинством) президент обязан его подписать. По предложению правительства во время сессий парламента или по предложению палат президент может передать на референдум законопроект, "касающийся организации государственной власти, содержащий одобрение какого-либо соглашения о Сообществе или имеющий целью разрешить ратификацию какого-либо договора" (ст. 11). В случае одобрения законопроекта президент обнародует его в 15-дневный срок. Любой законопроект может быть передан президентом в Конституционный совет для проверки его соответствия Конституции.
Что касается отношений президента с парламентом, то здесь необходимо отметить такое важное его полномочие, как право роспуска нижней палаты парламента. Однако это решение он может принять только после консультации с премьер-министром и председателями палат парламента (ст. 12). В двух случаях — в течение года с момента выборов и в период осуществления президентом чрезвычайных полномочий — роспуск Национального собрания не возможен. Достаточно широки прерогативы президента в сфере управления. Он председательствует на заседаниях Совета министров, подписывает обсуждавшиеся на них декреты и постановления, назначает премьер-министра и по его предложению — других членов правительства, принимает отставку премьер-министра и министров, в соответствии со ст. 13 "производит назначения на гражданские и военные должности". В области внешней политики президент представляет Францию в отношениях между государствами, заключает договоры, назначает послов Франции в другие страны, принимает иностранных послов. Он является главнокомандующим вооруженными силами. Наконец, президент — "гарант независимой судебной власти". Он осуществляет право помилования. Кроме перечисленных выше обширных прав, осуществляемых президентом в нормальных условиях, ст. 16 Конституции предусматривает за ним чрезвычайные полномочия "в случае возникновения для Республики непосредственной угрозы". Решение о введении в действие чрезвычайных полномочий президент принимает после консультации с премьер-министром и информирует об этом население страны. В течение всего срока действия чрезвычайных полномочий в руках президента сосредоточена вся полнота власти.
Правительство Франции —Совет министров, согласно ст.
20 Конституции "определяет и ведет политику нации".
Как и в Великобритании, во Франции существует различие между правительством и кабинетом министров, но различие иного рода. Совет министров – это заседание правительства под председательством Президента, на котором Президент осуществляет полномочия, принадлежащие правительству. Акты, принятые на таком заседании, подписываются Президентом. Кабинет министров созывается премьер-министром по специальному поручению Президента и по указанным им вопросам. Председательствует на таких заседаниях премьер-министр. Заседания кабинета созываются редко, а Совета министров (правительства) — еженедельно (по средам). Акты правительства подписываются Президентом.
В состав правительства входят премьер-министр — глава правительства, министры, возглавляющие министерства и государственные секретари, руководящие подразделениями отдельных министерств. Функции правительства определены в Конституции в сжатой форме. Так как ст. 37 закрепила положение, устанавливающее, что все вопросы, не включенные "в область законодательства, решаются в административном порядке", т.е. в той сфере, которая выходит за пределы действия законов, акт правительства заменяет закон. Кроме того, согласно ст. 38, правительство с разрешения парламента может принимать ордонансы (акты, имеющие силу закона) и в сфере действия законов. Ордонансы должны быть утверждены cпециально изданным законом "до истечения срока, указанного законом, разрешившим их издание". Правительство ответственно перед Национальным собранием. В случае принятия резолюции порицания абсолютным большинством Национального собрания правительство должно подать в отставку. В Конституции специально обозначены полномочия премьер-министра. На него возложена ответственность за национальную оборону, он должен обеспечивать исполнение законов, осуществлять нормотворческую деятельность и назначать на некоторые военные и гражданские должности. Премьер-министр обладает существенными правами в отношении парламента: ему принадлежит право законодательной инициативы, он может требовать созыва парламента, наконец, может требовать, на основании ст. 38 передачи правительству законодательных полномочий.
Законодательный орган — Республики -парламент с установлением Пятой республики играет относительно небольшую роль в политической жизни страны. Парламент состоит из 2-х палат — Национального собрания и Сената.
Национальное собрание, в состав которого входят 579 депутатов, избирается сроком на 5 лет.
Органы власти в Древнем Риме в период Республики
Депутатом нижней палаты можно стать с 23 лет. В 1995 году был принят закон об ограничении депутатского иммунитета. Депутаты обладают индемнитетом. Депутатский мандат свободный.
ВСенат входят представители департаментов, "заморской Франции" и французов, проживающих за границей.
Два закона, принятых по инициативе Сената, один из которых органический, другой — обыкновенный, от 30 июля 2003 года модернизировали и внесли поправки в статус и порядок выборов сенаторов, в частности, с целью обеспечения наилучшего представительства интересов всех слоев французского населения всех административно-территориальных образований.
Учитывая увеличение численности французского населения и изменения его географического районирования, в ходе последующих выборов число сенаторов планируется постепенно увеличить сначала до 321 вплоть до 348: 331 в 2004 году, 343 в 2008 году и 348 в 2011 году; к тому моменту 326 из них будут избираться на уровне департаментов метрополии и заморских территорий, 10 – на уровне административно-территориальных образований заморских территорий. 12 сенаторов представляют интересы французских граждан, проживающих за пределами Франции.
Продолжительность мандата сенаторов была снижена от девяти до шести лет; на основании переходных постановлений с 2011 года планируется новый принцип обновления Сената – наполовину каждые три года, при этом все сенаторы делятся на две категории по департаментам, приблизительно равные по численности, вместо ранее существовавших трех.
И наконец минимальный возраст, дающий право баллотироваться на пост Сенатора, был снижен до тридцати лет вместо ранее установленного возраста в тридцать пять лет.
Парламент собирается на очередные сессии два раза в год.
Каждая палата имеет бюро, в состав которого входят председатель (представитель наиболее крупной фракции), вице-председатели, секретари и квесторы.
Каждая палата создает по 6 постоянных комиссий; кроме того, могут создаваться специальные комиссии.
Депутатские объединения (политические группы) образуются в нижней палате при наличии минимум 20-ти депутатов, в верхней – 14-ти. Во французском парламенте при наличии свободного мандата действует очень жесткая фракционная дисциплина.
Основная функция парламента — принятие законов — значительно ограничена Конституцией 1958 г. Прежде всего, ст. 34 точно определяет круг вопросов, по которым парламент имеет право издавать законы. Решение вопросов, не включенных в этот список, отнесено к ведению правительства. Если парламент превысит свои полномочия, правительство вправе потребовать у Конституционного совета принять решение о разграничении компетенции. О сужении прав законодательной власти свидетельствует также ограничение депутатов в осуществлении ими законодательной инициативы (ст. 40) и приоритет рассмотрения правительственных законопроектов на заседаниях палат (ст. 42). Права парламента ограничены в финансовой сфере. Статья 47 устанавливает определенный срок принятия парламентом финансовых законопроектов. В случае нарушения этого срока положения законопроекта могут быть введены в действие путем издания правительством соответствующего акта.
Парламент обладает правом контроля за деятельностью правительства. Статья 49 предоставляет возможность выразить правительству недоверие, приняв резолюцию порицания. С целью производства парламентских расследований палаты могут образовывать комиссии, проверяющие те или иные факты и дающие по ним свои заключения.
Экономический и социальный совет — консультативный орган при правительстве. Он дает заключения, на законопроекты, относящиеся к сфере его компетенции (в основном это законопроекты экономического и социального характера). Совет вправе и сам участвовать в разработке этих проектов. Он, кроме того, может высказать свое мнение о выполнении экономических планов. Члены совета могут выступать перед делегатами парламента с изложением своих суждений по основным вопросам экономической и социальной политики. Поскольку Экономический и социальный совет — консультативный орган, его заключения не носят обязательного характера.
Предыдущая42434445464748495051525354555657Следующая
Дата добавления: 2017-01-13; просмотров: 159;
ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:
Основные органы государственной власти Римской республики
В конце VI в. до н. э. в Риме царскую власть сменил консулат.
9.Государственный строй Римской республики
Вместо царя стали выбирать двух консулов.
С этого времени начинается история Римской республики, просуществовавшей около 500 лет. Главным органом власти Римской республики был Сенат, развившийся из совета старейшин римского союза племен.
Сенаторов назначали особо уполномоченные лица, избранные Народным собранием, — цензоры. Для большинства сенаторов назначение было практически пожизненным. Требовалось, чтобы сенатор происходил из родовитой семьи, был богат, занимал перед тем какой-нибудь важный пост.
В ведении Сената находились многие дела по управлению: распоряжение казной и наблюдение за государственным имуществом вообще; бюджет; внешние сношения; военное дело, включая назначение командующих, и т. п. Не будучи судебным органом, Сенат мог назначать судебные коллегии и давать указания о производстве расследования.
Аристократическая по своей сущности, Римская республика сохраняла многие важные институты народовластия, и прежде всего народные собрания. С течением времени к ним прибавился народный трибунат, служивший целям ограждения прав граждан от злоупотреблений власти.
В Древнем Риме существовало два вида народных собраний — центуриатные и трибутные. Первые считались главными. Собрания созывались по приказу консула, претора, трибуна. Центуриатные собрания утверждали законы и избирали всех основных начальников (магистратов) республики: консулов, преторов, цензоров и др. На трибутных собраниях избирали плебейских трибунов, обсуждали некоторые законопроекты, местные дела. В общем собрании триб каждая из них имела один голос. Решения трибутных собраний получили название плебисцитов.
В Римской республике правительственная власть складывалась из некоторого числа коллегий. Все они избирались народными собраниями сроком на один год. По истечении этого срока члены коллегий были ответственны за свои действия и могли быть преданы суду за злоупотребления. Но каждый из них мог наложить запрещение — вето — на действия своего коллеги. Важнейшее значение имели коллегия консулов (первоначально два) и коллегия преторов (сначала два, потом четыре и больше). И те и другие обладали властью «cum imperium». Консулы были высшими магистратами республики. В их руках находились дела текущего управления. Они следили за исполнением законов. В то же время ни консулы, ни преторы не имели права непосредственного руководства другими коллегиями.
Особое положение занимали плебейские (народные) трибуны. Трибунат был строго плебейским учреждением. Трибун не мог отлучаться из Рима, трибуны имели право запрещать исполнение любых приказов, от кого бы они ни исходили (за исключением приказов диктатора). Они могли налагать вето на постановление Сената. В полномочия трибун входило право арестовывать любое лицо и подвергать его публичному допросу.
Армия в Риме строилась на началах самой строгой дисциплины. В отношении всех своих солдат и офицеров командующий имел право смертной казни. В особых случаях нарушения воинского долга прибегали к децимации — казни каждого десятого, принадлежащего к виновному подразделению, — по жребию.