Утомление при физической работе


Содержание

Утомление при физической нагрузке

Утомление при двигательной активности человека бесконечно разнообразно. Оно выражается в изменениях при трудовой, спортивной и других формах его деятельности и захватывает как весь организм, так и часть его.

Утомление при локальной физической нагрузке

Утомление при локальной нагрузке наблюдается в работе отдельной мышцы или группы мышц. В опытах на эргографе Моссо показано, что при работе человека в процессе нарастания утомления амплитуда, сила и быстрота мышечных сокращений уменьшаются. Нарушается взаимодействие мышц-антагонистов. Сокращается длительность работы. Эти же факты подтверждаются в опытах на изолированных мышцах лягушки и теплокровного животного. Если эти препараты ритмично раздражать, то сила и амплитуда мышечных сокращений уменьшаются. Регистрируемая при этом кривая получила название «кривой утомления». Ее анализ показывает, что по мере развития утомления увеличиваются латентный период и длительность одиночного сокращения. Особенно удлиняется фаза расслабления, которая не заканчивается в течение многих секунд. Остаточное укорочение мышцы при крайне замедленном расслаблении называется контрактурой. При утомлении уменьшается коэффициент полезного действия мышцы.

Признаки различных видов утомления

Роль различных уровней регулирования в развитии утомления

Утомление, возникающее при локальной физической нагрузке, связано с изменением функций нервных центров, нервно-мышечного синапса, а также непосредственно самой мышцы.

Изменение функции нервных центров связано со снижением их активности и лабильности, нарушением баланса возбудительно-тормозных процессов. Может развиться запредельное торможение, что имеет для нейронов охранительное значение. В результате нарушения реципрокной иннервации расстраивается координация во взаимодействии мышц-антагонистов.

Рефлекторная стимуляция при локальной двигательной активности выявляет разную степень устойчивости к утомлению двигательных и сенсорных нервных центров. В том случае, если двигательный нервный центр утомлен и не отвечает на раздражения, возникающие при стимулировании определенного анализатора, он может восстановить генерацию ответных реакций в том случае, если перенести раздражение на другой анализатор, который вновь его стимулирует.

Такой опыт показывает, что двигательный центр менее утомляем, чем стимулирующие его сенсорные центральные системы.

Роль нервно-мышечной передачи в развитии утомления выявляется в следующем опыте. Если после возникновения утомления и отказа от работы наносить раздражение непосредственно на двигательный нерв, то сокращения мышцы вновь восстанавливаются. При дальнейшем нанесении раздражения на нерв вновь прекращаются сокращения мышцы. Это зависит от нарушения функции нервно-мышечного синапса, которое связано со снижением чувствительности постсинаптической мембраны мышечного волокна к ацетилхолину. В результате уменьшаются лабильность и возбудимость скелетных мышц, резко уменьшаются сила и быстрота их сокращения. Углубление утомления приводит к тому, что в концевой синаптической пластинке биоэлектрические потенциалы снижаются ниже пороговых и возникновение потенциалов в мышечном волокне прекращается. После того как движения прекратятся, мышечные сокращения вновь будут возможны, если наносить электрические раздражения непосредственно на мышцу. Утомление в самой мышце связано с нарушением процессов ресинтеза АТФ и креатинфосфата для мышечного сокращения. При этом в тренировочной мышце утомление наступает и без накопления молочной кислоты. Нарушение баланса ионов Са и К приводит к угнетению активности мышечных волокон. Так, ионы К, диффундируя из мышечных волокон в межклеточное пространство, оказывают угнетающее влияние на способность постсинаптической мембраны генерировать потенциалы действия. Развитие утомления также связано с нарушением или отсутствием внутримышечной координации сокращения моторных единиц (сменность их функциональной активности, различная динамика их сокращений).

Вместе с тем исследования наличия энергетических веществ (гликогена и др.) в мышце при прекращении произвольных сокращений говорят о том, что их запасы не истощились. Таким образом, двигательный нервный центр и мионевральная передача являются наиболее утомляемыми в нервно-мышечной систем. Сама же мышца и особенно нервный проводник – звенья наименее утомляемые. Развивающаяся в нервно-мышечном синапсе блокада к прохождению нервного импульса является механизмом, который не позволяет истощаться энергетическим ресурсам в самой мышце.

Развитие утомления в значительной степени зависит от кровоснабжения работающей мышцы. Это можно наблюдать в опыте, в котором сравниваются работоспособность на кистевом эргографе в условиях нормального кровообращения и при его нарушении с помощью наложения жгута, нарушающего кровоток в работающей мышце. В последнем случае работоспособность резко снижена.

При развитии двигательной гипоксии имеет место усиление кровотока в работающей мышце за счет дополнительного развития капилляров и активизации действующих. При крайних степенях утомления отмечается раскрытие шунтирующих артериол и направление тока крови непосредственно в венулы, что дополнительно нарушает питание и, следовательно, работоспособность мышцы.

Быстрота, с которой наступает утомление, зависит от степени нагрузки на работающие мышцы и ритма, с которым производится работа. При частых и быстрых движениях, при выполнении циклической работы вначале уменьшается их сила, а затем четкость в сохранении их амплитуды и скорость мышечных сокращений. Большие нагрузки ускоряют изменения силы, быстроты и выносливости. Высокий уровень общей тренированности отделяет утомление при локальной нагрузке. Вместе с тем работоспособность мышц при локальных нагрузках (например, у пианиста и т.п.) может быть огромной и при низком уровне общей тренированности.

При локальной физической нагрузке развивается также и общее утомление. Центр тяжести в развитии этого процесса перемещается в высшие отделы центральной нервной системы.



Похожие главы из других работ:

Концепция современного естествознания

2. В чем суть концепции атомизма? Какие структуры материи Вам известны? С какими учеными связана данная концепция? Как развивалась концепция атомизма и как она связана с современными проблемами построения единой физической теории? Каковы особенности использования этой модели для описания вещества ка

Атомизм, атомное учение, атомистика, учение о прерывистом, дискретном (зернистом) строении материи. А. утверждает, что материя состоит из отдельных чрезвычайно малых частиц; до конца 19 в. они считались неделимыми. Для современного А…

Основы здорового образа жизни студента

3. Роль физической культуры в обеспечении здоровья

Следует помнить, что одним из обязательных факторов здорового образа жизни студентов является использование систематических, соответствующих полу и возрасту, состоянию здоровья физических нагрузок…

Состояние физической системы. Динамические, статистические закономерности в природе

1. ПОНЯТИЕ СОСТОЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Понятие состояния физической системы является центральным элементом физической теории. Казалось бы, в науке речь должна идти только о закономерностях в поведении различных явлений природы. Открытие этих закономерностей…

Физиологические основы развития утомления

РАЗДЕЛ 3.

УТОМЛЕНИЕ ПРИ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКЕ

Утомление при двигательной активности человека бесконечно разнообразно. Оно выражается в изменениях при трудовой, спортивной и других формах его деятельности и захватывает как весь организм, так и часть его…

Физиологические основы развития утомления

3.3 Утомление при общей нагрузке

Общая нагрузка характеризуется участием в работе многих групп мышц и активизацией функции вегетативных систем. Возникающие при этом общие изменения в развитии утомления связаны с процессами, характерными для локальной работы…

Физиологические основы развития утомления

3.6 Хроническое утомление

Хронической утомление — результат кумуляции сдвигов в нервно-мышечной и вегетативной системах организма, возникающих при многократной утомительной работе…

Физиология дыхания

6. Особенности дыхания при физической нагрузке и при измененном парциальном давлении.

В различных условиях среды обитания системы нейрогуморальной регуляции дыхания и кровообращения функционируют в тесном взаимодействии как единая кардиореспираторная система…

Физическая картина мира

Глава 4. Становление современной физической картины мира

В конце XIX в. и начале ХХ в. в естествознании были сделаны крупнейшие открытия, которые коренным образом изменили наши представления о картине мира. Прежде всего, это открытия, связанные со строением вещества…

Физическая концепция естествознания

2. Роль внутренних и внешних факторов в формировании физической картины мира

Очевидно, что на эволюционном этапе развития физики важнейшие физические знания развиваются по преимуществу под влиянием внутренних факторов…

Утомления при различных видах физических нагрузок.

Физиологические механизмы развития утомления обусловлены мощностью работы, ее длительностью, характером упражнений и сложностью их выполнения.

Причинами утомления могут служить процессы, локализующиеся в области нервно-мышечного синапса, в зоне возникновения потенциала действия сократительных элементов мышечного волокна. Возможно, это происходит вследствие нарушения освобождения ионов кальция, необходимых для мышечного сокращения. Установлено, что при длительной высокочастотной импульсации в синаптической щели может накапливаться большое количество медиатора ацетилхолина и возникать частичный или полный постсинаптический блок.

Это приводит к снижению сократительной активности мышц, т.е. к утомлению.

Изменения также происходят и в самих мышцах. Существуют три фактора, связанных с энергетикой сокращения, способных приводить к утомлению:

1) снижение энергетических ресурсов;

2) накопление в мышцах продуктов метаболизма;

3) дефицит кислорода в работающей мышце.

Реальное значение в развитии утомления может играть истощение внутримышечных запасов фосфагенов и углеводных ресурсов.

Одним из основных признаков утомления является снижение ра­ботоспособности, которая в процессе выполнения различных физи­ческих упражнений изменяется по разным причинам; поэтому и фи­зиологические механизмы развития утомления неодинаковы. Они обусловлены мощностью работы, ее длительностью, характером уп­ражнений, сложностью их выполнения и пр.

При выполнении циклической работы максимальной мощности основной причиной снижения работоспособности и развития утом­ления является уменьшение подвижности основных нервных процес­сов в ЦНС с преобладанием торможения вследствие большого пото­ка эфферентной импульсации от нервных центров к мышцам и аф­ферентных импульсов от работающих мышц к центрам. В этом случае разрушается рабочая система взаимосвязанной активности корковых нейронов. Кроме того, в нейронах падает уровень содержания АТФ и креатинфосфата, и в структурах мозга повышается содержание тормозного медиатора – гамма-аминомасляной кислоты. Существенное значе­ние в развитии утомления при этом имеет изменение функциональ­ного состояния самих мышц, снижение их возбудимости, лабильно­сти и скорости расслабления.

При циклической работе субмаксимальной мощности ведущими причинами утомления являются угнетение деятельности нервных центров и изменения внутренней среды организма. Причина этого – большой недостаток кислорода, вследствие которого развивается гипоксемия, снижается рН крови, в 20-25 раз увеличивается содержа­ние молочной кислоты в крови. Кислородный долг достигает макси­мальных величин – 20-22 л.

Недоокисленные продукты обмена ве­ществ, всасываясь в кровь, ухудшают деятельность нервных клеток. Напряженная деятельность нервных центров осуществляется на фоне кислородной недостаточности, что и приводит к быстрому раз­витию утомления.

Циклическая работа большой мощности приводит к развитию утомления вследствие дискоординации моторных и вегетативных функций. На протяжении нескольких десятков минут должна под­держиваться весьма напряженная работа сердечно-сосудистой и ды­хательной систем для обеспечения интенсивно работающего орга­низма необходимым количеством кислорода. При этой работе кис­лородный запрос несколько превышает потребление кислорода и кислородный долг достигает 12-15 л. Суммарный расход энергии при такой работе очень велик, при этом расходуется до 200 г глюко­зы, что приводит к некоторому ее снижению в крови. Происходит также уменьшение в крови гормонов некоторых желез внутренней секреции (гипофиза, надпочечников).

Длительность выполнения циклической работы умеренной мощно­сти приводит к развитию охранительного торможения в ЦНС, ис­тощению энергоресурсов, напряжению функций кислородтранспортной системы, желез внутренней системы и изменению обмена веществ. В организме снижаются запасы гликогена, что ведет к уменьшению содержания глюкозы в крови. Значительная потеря организмом воды и солей, изменение их количественного соотно­шения, нарушение терморегуляции также ведут к понижению ра­ботоспособности и возникновению утомления у спортсменов. В ме­ханизме развития утомления при длительной физической работе могут играть определенную роль изменения белкового обмена и снижение функций желез внутренней секреции. При этом в крови снижается концентрация глюко-и минералкортикоидов, катехоламинов и гормонов щитовидной железы. Вследствие этих измене­ний, а также в результате длительного влияния монотонных аффе­рентных раздражений в нервных центрах возникает торможение. Угнетение деятельности этих центров приводит к снижению эф­фективности регуляции движений и нарушению их координации. При длительном выполнении работы в разных климатических ус­ловиях развитие утомления, кроме того, может быть ускорено нару­шением терморегуляции.

При различных видах ациклических движений механизмы раз­вития утомления также неодинаковы. В частности, при выполне­нии ситуационных упражнений, при разных формах работы пере­менной мощности большие нагрузки испытывают высшие отделы головного мозга и сенсорные системы, так как спортсменам необхо­димо постоянно анализировать изменяющуюся ситуацию, про­граммировать свои действия и осуществлять переключение темпа и структуры движений, что и приводит к развитию утомления. В некоторых видах спорта (например, футбол) существенная роль принадлежит недостаточности кислородного обеспечения и раз­витию кислородного долга.

При выполнении гимнастических уп­ражнений и в единоборствах, утомление развивается вследствие ухудшения пропускной способности мозга и снижения функциональ­ного состояния мышц (уменьшается их сила и возбудимость, сни­жается скорость сокращения и расслабления).

При статической работе основными причинами утомления являются непрерывное напряжение нервных центров и мышц, выключение деятельности менее устойчивых мышечных волокон и большой поток афферен­тных и эфферентных импульсов между мышцами и моторными центрами.

Дата добавления: 2016-12-06; просмотров: 506 | Нарушение авторских прав

Похожая информация:

  1. K — коэффициент, зависящий от отношения L/B. (приведён ниже в таблице для различных значений L/B).
  2. Анализ психологической предрасположенности представителей различных этносов к нарушению норм и правил
  3. Боевые искусства различных стран — это опыт десятков поколений, оттачиваемый в боях и суровых схватках веками.
  4. Болезнетворное действие на организм физических и химических факторов
  5. Большинство молодежи учатся в различных учебных заведениях, и тогда они не просто подростки, а студенческая молодежь, рассмотрим кто такие студенты и студенческая молодежь.
  6. В зависимости от различных оснований проверки подразделяются накомплексные, тематические, документальные, камеральные,, выездные, встречныеи др.
  7. В равных объемах различных газов при одинаковых условиях (температура, давление и т.д.) содержится одинаковое число молекул.
  8. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ НАУКИ И ТЕХНИКИ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ЭВОЛЮЦИИ ТЕХНИКИ
  9. Влияние различных факторов на состояние
  10. ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ, РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ЛЮДЕЙ
  11. Внешние признаки утомления 1 страница
  12. Внешние признаки утомления 2 страница

Поиск на сайте:

Общая характеристика выносливости. Четыре основных типа утомления: умственное, эмоциональное, сенсорное, физическое. Три вида физического утомления: локальное, региональное, тотальное. Выносливость как двигательное качество. Скоростная выносливость.

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

  • Методика развития выносливости

    Понятие и виды основных физических качеств. Выносливость как способность поддерживать заданную мощность нагрузки. Особенности и типы утомления. Специфика общей и специальной выносливости, их виды. Классификация факторов, развивающих выносливость.

    презентация [71,8K], добавлен 12.01.2011

  • Выносливость: характеристика и методика её развития, виды спорта.

    Выносливость, как физическое качество. Ее виды: специальная, общая. Методы развития выносливости: равномерный непрерывный, переменный непрерывный, соревновательный. Методика развития общей (аэробной) выносливости и выносливости к скоростной работе.

    реферат [21,0 K], добавлен 04.07.2008

  • Выносливость и основы методики ее воспитания

    Характеристика выносливости как физической способности человека. Определение понятий "двигательные способности", "физические качества", "выносливость". Факторы проявления, показатели, виды выносливости.

    Тесты для определения уровня развития выносливости.

    курсовая работа [161,0 K], добавлен 06.04.2010

  • Оценка развития выносливости подростков на уроках физической культуры в школе

    Учебно-воспитательный процесс по физическому воспитанию в школе с учетом возрастных особенностей детей. Выносливость — физическое качество, анализ ее видов и способы тренировки. Оценка воспитания выносливости у школьников подросткового возраста ОШ № 98.

    курсовая работа [108,9 K], добавлен 14.12.2010

  • Особенности воспитания физических качеств: силы и выносливости

    Понятие о физических качествах. Основы методики воспитания силы. Задачи и средства развития силовых способностей. Методики воспитания силовых способностей. Понятие выносливости: общая, специальная выносливость. Факторы генотипа (наследственности) и среды.

    курсовая работа [68,7 K], добавлен 12.02.2010

  • Развитие выносливости

    Выносливость — важнейшее физическое качество, отражающее общий уровень работоспособности человека. Программы развития общей выносливости для слабо подготовленных людей в возрасте 30-50 лет. Непрерывные, интервальные и соревновательные методы тренировки.

    контрольная работа [21,2 K], добавлен 13.05.2010

  • Характеристика и методика воспитания скоростных способностей

    Характеристика скоростных способностей и методика их воспитания. Элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. Простые и сложные двигательные реакции. Быстрота торможения, скоростная выносливость, реакции на движущийся объект.

    контрольная работа [29,1 K], добавлен 25.01.2010

  • Выносливость человека

    Понятие, задачи и средства воспитания общей выносливости. Воспитание выносливости путём воздействия на анаэробные возможности человека: совершенствование гликолитического и фосфоркреатинового механизмов. Методы определения уровня развития выносливости.

    реферат [37,1 K], добавлен 26.04.2008

  • Методы воспитания выносливости специального типа

    Понятие выносливости как физического качества человека, основные факторы, влияющие на его развитие. Виды специальной выносливости и разновидности энергообеспечения. Методики целостной оценки. Методы, применяемые для развития специальной выносливости.

    курсовая работа [76,3 K], добавлен 21.04.2011

  • Выносливость и основные методики ее воспитания

    Средства и основные методы воспитания выносливости человека. Контрольные упражнения для определения уровня развития. Воспитание выносливости путем воздействия на анаэробные возможности человека. Особенности воспитания специфических типов выносливости.

    лекция [27,1 K], добавлен 10.06.2011

  • Оставьте комментарий