Украинское реестровое казачество


Создание и развитие Запорожской Сечи. Крестьянско-казацкие восстания

Термин "казак" (тюркского происхождения) означал "степной разбойник", "вольный человек".

Возникновение казачества.

Причины возникновения: усиление феодального гнета привело к бегству крестьян и горожан в незаселенные степные районы среднего течения Днепра, где отсутствовала эксплуатация и лежали неосвоенными огромные площади плодородных земель.

Первые сведения об украинских казаках упоминаются в дипломатической переписке между Россией, Польшей, Турцией, Крымом, Молдовой и Валахией (1489, 1492, 1494 гг.).

Жизнь, быт и занятия казачества. В XVI в. численность казачества постоянно растет и они расселяются частично в построенных хуторах и слободах, частично в казацких городах — Чигирине, Каневе, Корсуне, Чер- кассах. Основными занятиями казаков были охота, рыболовство, пчеловодство, скотоводство и постепенно земледелие. Жизнь была крайне трудна: каждому казаку приходилось начинать, имея лишь небольшой скарб, который он сумел прихватить из дома. А жизнь в пограничных с татарами районах заставляла каждого иметь оружие, искусно им владеть и быть готовым в любое время его применить.

Все это закаляло казачество, заставляло его держаться вместе, что ускоряло имущественную дифференциацию в среде казачества, вновь прибывшие вынуждены были наниматься к зажиточным казакам, из которых формировалась казацкая старшина.

В итоге: к началу XVI в. казаками было освоено среднее Поднепровье и Запорожье, где в середине XVI в. предводитель казачества — староста Каневский и Черкасский — Дмитрий Вишневецкий ("Байда") объединяет казаков, создает на Днепре за порогами казацкий центр "Запорожскую Сечь".

Возникновение Запорожской’ Сечи. Сечь была основана в виде укрепления вначале на островах Хортица, Малая Хортица (территория Каховского водохранилища), затем на о. Токмаковка (около современного города Марганца Днепропетровской области), а позже, неоднократно переносилась. Впоследствии термин "Запорожская Сечь" распространился на все объединенное вокруг Сечи украинское казачество.

Основные черты общественного устройства Запорожской Сечи и всего казачества:

  • отсутствие крепостничества;
  • формальное равенство между всеми казаками (вправе пользоваться землей и другими угодьями, участвовать в радах, где решались общественные дела, избирать старшину и т.п.);
  • Запорожская Сечь была одновременно военной организацией, каждый казак обязан за свой счет нести военную службу;
  • как политическая организация Запорожская Сечь была казацкой республикой во главе с выборной войсковой радой, которой руководил кошевой атаман. В административно-территориальном отношении Запорожская Сечь делилась на паланки (округа) во главе с полковниками. В военном отношении войско состояло из куреней во главе с куренными атаманами. Все руководящие посты в республике были выборными на общем казацком сходе.

Роль казачества в борьбе против агрессии Турции и Крымского ханства:

  1. Запорожская Сечь служила юго-восточным пограничным защитным форпостом украинских земель, до проникновения в которые турецкие и татарские войска вынуждены были вначале столкнуться с запорожским казачеством;
  2. казаки и сами наносили удары — спускаясь по Днепру па своих быстроходных больших лодках ("чайках". 20 м в длину, 4 м в ширину; скорость до 15 км/ч; 20 казаков-гребцов, до 70 — боевой экипаж с 4-6 пушками; в поход обычно шло 80-150 "чаек", они в 1577 г. захватили на год Молдавию, уничтожив там Турецкие гарнизоны неоднократно наносили удары по татарским гарнизонам Крыма, захватили в Черном море турецкие галеры и т.п.).

Роль казачества в антифеодальных восстаниях: принимали активное участие с 80-90-х XVI в., как правило, их возглавляя (лучше вооружены, обучены, организованы, чем обычные крестьяне).

В итоге: понимая роль казачества в защите украинских земель и пытаясь расколоть казачество на зажиточных и "голытьбу" (особенно случай восстания). Речь Посполитая идет на создание реестрового казачества.

Реестровое казачество — список казаков (утвержденный польским королем в 1572 г.), которые пользовались особыми привилегиями за службу (получали плату деньгами, имели свое самоуправление под руководством коренного гетмана и были освобождены, от податей и повинностей). Вначале был создан полк из 300 реестровых казаков, в 1590 г. реестр был увеличен до 1 тыс. чел. (2 полка, в то время, как число нереестровых казаков было несколько десятков тысяч). Согласно реестру 1581 г., из 532 казаков 400 были украинцами, 100 — белорусами, 20 — поляками, 16 — других национальностей.

Казацкая символика — красный (малиновый) флаг с изображением на одной стороне св. архангел Михаила (белым цветом), на другой изображение белого креста; печать — герб Запорожской Сечи — изображение казака с ружьем на плече, с саблей и пикой, вонзенной в землю рядом с казаком; гетманская булава — символ власти и др.

Значение казачества. Освоило пустынные степные земли; охраняло южные рубежи государства; принимало участие в антифеодальных выступлениях; стало началом новой украинской (казацкой) государственности; внесло главный вклад в освобождение Украины от власти Речи Посполитой в ходе войны середины ХVII в.

Дата добавления: 2016-10-22; просмотров: 110 | Нарушение авторских прав

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Статья: Украинское реестровое казачество организация

Всеукраїнська громадська організація

“Українське Реєстрове Козацтво”

Гетьман Українського Реєстрового Козацтва АнатолійІванович Шевченко

Козацький громадський рух в Українi набув великого поширення. Сьогоднi ми вiдчуваємо нагальну потребу у визначеннi нацiональної iдеї нашого народу, провiдником якої з давнiх часiв вважається козацтво.

Основною метою діяльності Українського Реєстрового Козацтва є сприяння розбудові України як суверенної, самостійної та незалежної, демократичної і правової держави, з козацькою моделлю демократії, яка гармонійно поєднує вольності й свободи з дисципліною та порядком у державі.

Девізом колишніх реєстровців було: “Збережемо честь — збудуємо славу!”, а девізом сучасних козаків реєстровців є: ”До міцної держави та добробуту народу України через духовність і патріотизм кожної людини”.

Термин ʼʼказакʼʼ впервые упоминается в источнике ХIII века; тюркского происхождения. Означает он ʼʼодинокийʼʼ, ʼʼсклонный к разбою, завоеваниюʼʼ. В словаре половецкого языка переводится как ʼʼстраж, конвоирʼʼ.

Основная причина возникновения казачества коренилась в тех социально-политических условиях, которые сложились на украинских землях во II половинœе XV- XVI в.в.:

1) Польша и Литва ограничивали самоуправление этих земель вплоть до ликвидации остатков их автономии;

2) усиление экспансии католичества;

3) консолидация шляхетства, что вело к расширению его землевладения;

4) усиление феодального гнета;

5) турецко-татарская агрессия, которая угрожала самому существованию украинского народа (в XVI – первой половинœе XVII века демографические потери Украины от набегов татар составляли 653 тыс. человек).

Все это привело к тому, что в просторы среднего течения Днепра, где отсутствовала эксплуатация и были огромные площади плодородной земли, хлынул поток беглых крестьян и горожан из Галиции, Подолья, Волыни.

На новых землях сложилось своеобразное казацкое устройство. Казаки объединились в громады, и всœе важные вопросы решали на совете. Каждый казак считался вольным, имел равные со всœеми права, принимал участие в самоуправлении, пользовался хозяйственными угодьями. Занимались казаки охотой, рыболовством, пчеловодством, скотоводством, земледелием. При этом из-за частых нападений крымских татар они имели оружие, искусно владели им, всœегда были готовы защитить посœелœение и дать отпор врагу.

В первое время своего существования (до середины XVI в.) казачество не представляло собой отдельной организованной социальной группы населœе­ния, но уже тогда оно было приспособлено для степной пограничной борьбы (военным контингентом). И администрация пограничных городов и замков использовала их в военных целях: для охраны своих земель от татар и для набегов на татарские земли.

Польское правительство также использовало украинское казачество в своих целях. В июне 1572 года по указу польского короля Сигизмунда II Ав­густа из украинских казаков (300 человек) было сформировано наёмное вой­ско для охраны южных и восточных границ и для борьбы с украинским на­ционально-освободительным движением. Казаков, которые составляли дан­ное войско, вносили в специальный список — реестр.

Отсюда и название ка­заков — реестровые. Польское правительство признавали казаками только реестровых казаков, которые официально назывались Низовым или Запорож­ским войском. В 1578 году король Стефан Баторий реестр увеличил до 600 человек. Реестровые казаки имели собственную военную, административную и судебную юрисдикцию, освобождались от налогов и повинностей.

Некоторые казаки убегали дальше на юг, в низовье Днепра, в трудно­доступные степи за днепровскими порогами, и называли их ʼʼнизовымиʼʼ или ʼʼзапорожскимиʼʼ.

Огромную роль в объединœении запорожских казаков в военную силу, фактически автономную по отношению к правительству Речи Посполитой, сыграл князь Дмитрий Вишневецкий.

Украинское реестровое казачество (организация)

В 1553-1554 гᴦ. он собрал разобщённые казаческие отряды и построил на острове Малая Хортица форт, Запорожскую Сечь, ставшую колыбелью украинского казачества. Впоследствии термин ʼʼЗапорожская Сечьʼʼ распространился на всœе объединœенное вокруг Сечи украинское казачество.

В конце XVI века Запорожья Сечь имела четкую военную организацию. Запорожских казаков было 5-6 тысяч человек, 500 человек постоянно жило в Сечи. Все казачество делилось на полки (500 человек) во главе с выборным полковником. Полки состояли из сотен во главе с сотниками. Возглавлял всœе войско казацкое выборный атаман, который официально назывался старшим (четником), а непосредственно Сечью руководил кошевой атаман.

Структура общественного устройства на Сечи была необыкновенно простой. Высшей властью здесь считался общий казацкий Совет, в котором участвовали всœе. Во время его работы всœе казаки открытым демократичным способом выдвигали кандидатуры, обсуждали их и большинством голосов избирали на ту или иную должность.

При этом следует отметить, что даже в этой казацкой республике полного демократизма, равенства не было. Нередко казацкая старшина путем обмана, подкупа проводила выгодные ей решения, стремилась сохранить власть в своих руках. Уже в XVI веке началась дифференциация: появились зажиточные казаки, которые владели собственными лодками, орудиями труда, имели запасы денег, соли, оружия, и бедные – ʼʼголотаʼʼ, ʼʼсиромаʼʼ, которые иногда не имели даже собственной рубахи.

Выделившись в конце XVI в. в особый социальный слой украинского общества казачество вступило в борьбу не только против турецко-татарских агрессоров, но и против польского феодально-крепостнического, националь­ного и религиозного гнета. Первыми крупными совме­стными выступлениями украинскою казачества и крестьянства, в которых казачество выступило как значительная социально-политическая сила, были крестьянско-казацкие восстания в Украинœе 1591-1596 гᴦ.

В 1620-1630 годах в Украинœе произошли крупные национально-освободительные восстания под предводительством М. Жмайла, ТТрясилы, Я.Острянина и др., ведущую роль в которых играли запорожские казаки.

Неоднократные попытки украинского казачества защитить интересы кре­стьянства и ограничить наступление польских феодалов на украинские земли за­кончились неудачей. С 1638 ᴦ. после поражения казачества начался период безграничного закабаления беззащитного украинского крестьянства и поль­ского господства – период ʼʼзолотого покояʼʼ в польской истории. Он продол­жался десять лет и был прерван новым, ещё более мощным восстанием, во­шедшим в историю под названием Освободительная война украинского на­рода.

Украинское казачество. Запорожская Сечь

Возникновение казачества, его занятия и военное искусство

Усиление феодального гнета на Киевщине, Черниговщине, Волыни, Подолии, Переяславщине, в Галичине вынуждало крестьян и мещан убегать из барских имений в степи южной Украины. Беглецы называли себя казаками, то есть свободными людьми. Первые упоминания о казаках содержат письменные источники конца XV—начала XVI в.

Обживая земли на Нижнем Поднепровье, казаки занимались там земледелием, скотоводством, ремеслами и промыслами, "торговали продуктами своего труда, основывали хутора и села. Между казаками с самого начала их существования не было равенства. Они делились на бедноту (сероту, голоту) и богачей (старшин, зажиточных людей), которые переселялись на новые земли, закладывали хозяйства, эксплуатировали бедноту. Однако на казачьей земле не существовало обременительного феодального угнетения и крепостного права. Это привлекало к казакам все новые и новые массы беглецов из угнетенных крестьян и мещан. Значительная часть казачества сосредоточилась в южных степях за порогами Днепра. Эта большая территория Украины получила название Запорожье. Днепром и его многими притоками казаки пользовались для связи с Киевом и всей Украиной.

На юг Украины прибывали переселенцы из России, Белоруссии, Польши, Литвы и Молдавии. Это способствовало хозяйственному освоению южных украинских земель и защите их от вражеских вторжений. Казачьи вооруженные силы формировались из беглецов. Их жизнь была нелёгкой, полной тревог и опасностей. По свидетельству современника, казаки были «хорошо закалены, легко переносили зной и холод, жажду и голод, неутомимы в битвах, отважны, смелы, или, скорее, отчаянны, собственной жизнью не дорожили». Они умело оборонялись от врагов, искусно стреляли из ружей и пушек, на челнах-чайках воевали на море.

Одновременно с украинским казачеством возникло и русское казачество на Дону. Украинские и русские казаки издавна поддерживали тесные связи и дружбу между собой. Они сообща боролись против феодалов, вместе защищали свои земли от нашествий иноземных захватчиков. Донские казаки в 1632 г. заявили царскому посланцу: «У нас, у донских казаков, с запорожскими черкасами (казаками) заключен договор: если ждать откуда-то приходу разных воинских людей на Дон или Запороги, и запорожским черкасам на Дону нам, казакам, помогать, а нам, донским казакам, помогать запорожским черкасам».

Запорожская Сечь

Нижнее течение Днепра между его притоками Самарой и Конкой издавна пересекали каменные скалы-пороги: Кодакский, Сурский, Ненасытец, Вольный, Лоханский, Звонецкий, Вовнижский, Будило и другие. Дальше на юг в могучий Днепр впадали многие речки, в долинах и устьях которых раскинулись богатые луга и плавни. На Днепре образовалось много больших и малых островов. На них казаки и сооружали, небольшие укрепления — городки или сечи (из рубленных деревянных бревен). Такие же укрепления они строили и вдоль притоков Днепра — в местах, где занимались промыслами (охотой, рыболовством), земледелием и скотоводством. Но разрозненные городки-сечи не могли сдержать вражеские нашествия — натиск литовских и польских феодалов с севера, турецких и татарских с юга.

Где-то в 30-40-х годах XVI в. казаки объединили свои силы и создали могущественную по тому времени крепость — Запорожскую Сечь, которая сперва стояла на днепровском острове Томаковка, а потом — на острове Базавлук (Чертомлык) вблизи нынешнего села Капулевка Днепропетровской области. Австрийский посол Эрих Лясота в дневнике от 9 июня 1594 г. записал: «Прибыли на остров, называемый Базавлук, лежащий вблизи одного из днепровских рукавов — Чертомлыка… Тут была тогда казачья Сечь». О доблести запорожских казаков уже тогда знали далеко за пределами Украины. Потому и не удивительно, что в Сечь прибыл посол от императора Австрии, чтобы попросить казаков выступить против султанской Турции.

Запорожская Сечь имела своеобразную военно-административную организацию, которая корнями своими уходила к вековым традициям Киевской Руси. Вокруг Сечи казаки выкапывали глубокие рвы и насыпали земляные валы. На этих довольно высоких сооружениях устанавливались пушки, строились оборонительные башни с бойницами. Там постоянно дежурили вооруженные казаки. В центре крепости находилась просторная площадь, где проходили военные советы и решались все вопросы казачьей жизни. Площадь окружали казачьи жилища — курени, построенные из лозы или деревянных бревен и крытые камышом, канцелярия, пушечные мастерские, церковь, дома старшины. Казацкое войско (Кош, или сечевое товарищество), насчитывавшее несколько тысяч вооруженных воинов, делилось на войсковые единицы — курени, возглавляемые выборными атаманами. На общих военных советах (радах) казаки избирали старшину — кошевого атамана, писаря (ведал канцелярией), есаулов (следили за порядком), обозного (командовал артиллерией), судью. Кошевому атаману вручалась булава как знак наивысшей власти в Запорожской Сечи. Старшине вручались клейноды (знаки): бунчук (медный либо золоченный шар на деревянном держаке, к шару прикреплялся пучок волос из конского хвоста), хоругви (разноцветные флаги с изображениями святых, крестов, оружия и т. п.), печать для заверения документов.

В руках казачьей старшины, избранной из зажиточных казаков, сосредоточивались богатства и власть. Старшина эксплуатировала бедноту (серому) и вершила все дела на Запорожье. В основном Запорожская Сечь состояла из украинцев, но в товарищество без ограничений принимались русские, белорусы, поляки, литовцы, молдаване, армяне, татары и представители других национальностей. Женщин в Запорожскую Сечь не допускали.

На запорожских землях старшина основывала свои имения — зимовники, где работали казаки-батраки. Они занимались тут земледелием, присматривали за скотом, трудились на промыслах.

Все же организация казачества на Запорожье характеризовалась определенным демократизмом. Тут признавали право казаков на землю, на участие в управлении Запорожьем, на выборы старшины и т. п. Хотя в полной мере этими правами пользовалось, конечно же, зажиточное казачество, но порядки на Запорожье очень отличались от феодальных. Именно поэтому Карл Маркс называл Запорожскую Сечь «казацкой республикой». Именно отсюда свободолюбивый дух распространялся по всей Украине, находившейся под властью Литвы, а потом — шляхетской Польши. Запорожская Сечь была значительной военной и политической силой. А запорожское казачество превращалось в отдельное общественное сословие украинской народности.

Запорожская Сечь владела довольно большой территорией на юге Украины и использовала свои вооруженные силы для ее обороны. В составе Литвы и Речи Посполитой она пользовалась автономией, оказывала влияние и на другие территории Украины.

Реестровое казацкое войско

Правительство Речи Посполитой всячески старалось распространить свою власть на Запорожскую Сечь и укротить непокорное казачество, которое все время поддерживало освободительное движение, стремилось освободить Украину и воссоединить ее с Россией. Правящая верхушка Речи Посполитой решила расколоть казачество и этим ослабить его силы. В 1572 г. король Сигизмунд II Август издал универсал о принятии на государственную военную службу 300 казаков, которых поименно занесли в специальный список — реестр. Таких казаков назвали реестровыми. В реестр записывали преимущественно зажиточных казаков, которые могли нести военную службу со своим снаряжением. Старшим над реестровыми казаками польско-шляхетское правительство назначало выходца из господствующего сословия. Через несколько лет реестр увеличили вдвое. Реестровых казаков использовали для охраны крепостей и южных границ Речи Посполитой, старались противопоставить их запорожцам, не имевшим никаких привилегий.

Реестровое получили от правительства Речи Посполитой право на отдельный суд, они освобождались от государственных повинностей (кроме военной), получали "земельные владения и жалованье, имели разрешения заниматься промыслами и торговлей. Реестровая старшина пользовалась многими благами.

Реестровое казачество официально называлось Запорожским Войском, которому формально подчинялась и Запорожская Сечь. Однако окончательно взять ее под свой контроль Речи Посполитой так и не удалось. В первой половине XVII в. количество реестрового войска в разное время составляло от 1 тысячи до 6 тысяч казаков. Среди старшин (гетманов) реестрового казачества были известные вожаки Петро Сагайдачный, Яков Бородавка, Марко Жмайло, Михайло Дорошенко, которые отличились в борьбе против польско-шляхетского господства, нападений турок и крымско-татарских феодалов. В период гетманства Михаила Дорошенко (1625 —1628) реестровое войско было разделено на 6 полков (Белоцерковский, Чигиринский, Корсунский, Переяславский, Черкасский и Каневский). В каждом полку насчитывалось по одной тысяче человек. Полки делились на сотни. Реестровое войско занимало значительную территорию Украины.

В 1637 г. писарем реестрового войска стал Богдан Хмельницкий, который позже возглавил освободительную войну на Украине. Деятельность реестрового казачества контролировал правительственный комиссар из польской шляхты.

Верхушка реестрового войска, владеющая имениями и промыслами, эксплуатировала зависимых крестьян и рядовых казаков. Бедные казаки вели постоянную борьбу против притеснений старшины, участвовали в народных восстаниях и освободительном движении против господства Речи Посполитой. Шляхте не удалось посеять вражду между реестровыми и запорожскими казаками. «Легче волком пахать, — говорили шляхтичи, — чем казаком против казака воевать». Позже реестровые полки стали серьезной силой освободительной войны на Украине.

Положение реестрового казачества накануне освободительной войны ухудшила так называемая Ординация Войска Запорожского реестрового (1638), которая упразднила выборность старшины и казацкий суд. Реестровцы поступили в полное распоряжение польского правительственного комиссара. Притеснения вызвали недовольство реестрового казачества.

Борьба украинских казаков против агрессии Крымского ханства и султанской Турции

Вследствие распада Золотой Орды в Крыму возникло татарское военно-феодальное государство — Крымское ханство (1449—1783), которому подчинялись кочевые орды Северного Причерноморья, Приазовья и Кубани. Вся полнота власти принадлежала хану и беям (зажиточным приближенным хана), а также мусульманскому духовенству во главе с муфтием. Захватив ряд городов на побережье Крыма, Турция вынудила хана признать вассальную зависимость от султана (1478).

Население Крыма занималось земледелием, скотоводством и ремеслом. Оно платило хану и беям обременительные налоги. Крымских феодалов мало беспокоило развитие хозяйства в крае. Они принуждали мужчин участвовать в захватнических походах на соседние земли Украины, России и Польши, грабили там города и села, брали в плен («ясырь») людей, которых потом продавали на невольничьих рынках. Самый большой невольничий рынок находился в городе Кафе (давнее название Феодосии).

От крымских и турецких нападений постоянно опустошались Киевщина, Переяславщина, Полтавщина, Подолия, Волынь, Галичина. В течение 1450—1556 гг. Украина пережила свыше 80 вражеских вторжений. Крымские орды дважды (в 1482 и 1484 годах) нападали на Киев и разрушали город. Сотни сел сжигали дотла, уничтожали или брали в плен тысячи людей. Пограничные крепости не могли остановить вражеских агрессий.

Подлинными защитниками украинского народа от крымских захватчиков выступали запорожские казаки и их главная крепость Сечь. Союзниками запорожцев стали донские казаки. Плечом к плечу они не только защищали родные земли от врагов, но и организовывали походы в Крымское ханство и по Черному морю в Турцию, освобождали пленных.

В этой героической борьбе прославились легендарные казацкие вожаки. Например, Самойло Кишка, участник героических походов в Турцию, попал в плен и пробыл там, около 25 лет. В 1599 г. на Черном море возле города Гезлева (ныне Евпатория) он поднял восстание невольников-гребцов на галере (военном судне). Восставшие пленники захватили корабль, уничтожили команду и вернулись на Украину. Это восстание воспето в народной думе «Самийло Кишка». Запорожские казаки избрали мужественного Самойла Кишку гетманом (1599 —1602). Он погиб в одном из походов. На легких челнах — чайках запорожцы достигали берегов Турции, чтобы спасти из неволи своих соотечественников. Они угрожали даже столице турецкой — Стамбулу. Выдающимся событием в истории совместной борьбы донцов и запорожцев против Турции и Крымского ханства было взятие Азова — турецкой крепости в устье Дона.

Реестровое казачество

В течение нескольких лет (1637 —1642) казаки обороняли ее от врагов, не позволяли им опустошать русские и украинские земли. Этот исторический эпизод известен под названием «Азовское сидение».

Российское государство укрепляло оборону южных земель и не раз посылало свои войска на помощь Запорожской Сечи, помогало казакам оружием и деньгами, позволяло донцам действовать сообща с запорожцами. Совместной борьбой против врагов запорожские и донские казаки отстаивали свободу и независимость России и Украины.

Запорожская Сечь оставалась могучей твердыней над Днепром, а ее отважное казачество стояло стеной, Преграждая путь вражеским нашествиям.



Оставьте комментарий