Учреждение коллегий дата

Многоступенчатая система обжалования судебных приговоров и решений в России появилась

В Полное собрание законов (ПСЗ) вошли

Уголовные наказания, предусмотренные Уложением 1845 ᴦ., включали

В соответствии с губернской реформой Петра I территория Российской империи была поделœена на

Основными источниками брачно-семейного права при Петре I стали

Основой правовой системы Российской империи в XVIII в. являлись

В XVIII в. право распоряжения феодальным землевладением

Для укрепления положения потомственного дворянства

По Своду законов Российской империи правоспособность определялась

Во главе коллегий стояли

A) президенты

B) обер-прокуроры

C) дьяки

D) вице-канцлеры

A) имущественным положением

B) степенью знатности

C) национальностью и вероисповеданием

D) сословной принадлежностью

A) после восстания декабристов доступ к дворянству представителям иных сословий был закрыт

B) потомственное дворянство постоянно наделялось разнообразными дополнительными льготами и привилегиями

C) в 1845 ᴦ. были повышены требования к тем, кто рассчитывал получить дворянское достоинство за многолетнюю военную или гражданскую службу

D) в 1801 ᴦ. была прекращена практика раздачи дворянам новых земель из числа казенных

A) не знало никаких ограничений

B) разрешало продавать землю, но свободы завещания не было

C) было ограниченным

D) устанавливало различный порядок отчуждения вотчин и поместий

A) Петровская ʼʼТабель о рангахʼʼ

B) Манифест о вольности дворянской 1762 ᴦ.

C) Указ о единонаследии 1714ᴦ.

D) Соборное уложение 1649 ᴦ.

A) царские указы и постановления Синода, правовые обычаи, решения помещиков-крепостников

B) ʼʼДомостройʼʼ

C) высказывания высших иерархов Русской Православной церкви

D) Священное писание

A) губернии и волости

B) губернии, провинции и волости

C) губернии и уезды

D) губернии, волости и уезды

A) смертную казнь, каторжные работы на срок свыше 4 лет

B) тюремное заключение

C) смертную казнь, каторжные работы без срока или на срок от 4 до 20 лет, ссылку в Сибирь или в Закавказье

D) смертную казнь и лишение всœех прав состояния

A) всœе законодательные акты, начиная с Соборного уложения 1649 ᴦ.

B) законодательные акты, действующие на момент издания ПСЗ

C) всœе законодательные акты, начиная с Пространной редакции Русской Правды

D) законодательство эпохи абсолютизма

A) в последние годы царствования Петра I

B) по ʼʼУчреждению о губернияхʼʼ в 1775 ᴦ.

C) в 1797 ᴦ.

D) одновременно с делœением территории империи на губернии и уезды

A) приказной системе управления

B) министерствам

C) Боярской думе

D) существовавшим ранее местным органам управления

Коллегии Российской империи

Коллегии — центральные органы отраслевого управления в Российской империи, сформированные в петровскую эпоху взамен утратившей своё значение системе приказов. Коллегии существовали вплоть до 1802 года, когда им на смену пришли министерства.

Причины образования коллегий

В 1718 — 1719 годах проходила ликвидация прежних государственных органов, замена их новыми, более подходящими для молодой петровской России.

Образование Сената в 1711 году послужило сигналом к формированию органов отраслевого управления — коллегий. По замыслу Петра I они должны были заменить неповоротливую систему приказов и внести в управление два новых начала:

1. Систематическое разделение ведомств (приказы часто подменяли друг друга, выполняя одну и ту же функцию, что вносило хаос в управление. Иные же функции бывали и вовсе не охвачены каким-либо приказным производством).

2.  Совещательный порядок решения дел.

Форма новых центральных органов управления была заимствована в Швеции и в Германии. Основой для регламента коллегий послужило шведское законодательство.

Эволюция системы коллегий

Уже в 1712 году была сделана попытка учредить Торговую коллегию при участии иноземцев. В Германии и других странах Европы набирались опытные юристы и чиновники для работы в русских государственных учреждениях. Шведские коллегии считались лучшими в Европе, они и были взяты за образец.

Система коллегий, однако, начала складываться только в конце 1717 года. «Сломать» приказную систему в одночасье оказалось делом непростым, поэтому от единовременного упразднения пришлось отказаться. Приказы либо поглощались коллегиями, либо подчинялись им (например, в состав Юстиц-коллегии вошли семь приказов).

Структура коллегий:

1.  Первейшие

 ·  Военная

 ·  Адмиралтейств-коллегия

 ·  Иностранных дел

2.  Торгово-промышленные

 ·  Берг-коллегия (промышленность)

 ·  Мануфактур-коллегия (добыча полезных ископаемых)

 ·  Коммерц-коллегия (торговая)

3.  Финансовые

 ·  Камер-коллегия (управление государственными доходами: назначение лиц, заведовавших сбором государственных доходов, установление и отмена податей, соблюдение равенства между податями в зависимости от уровня доходов)

 ·  Штатс-контор-коллегия (ведение государственных расходов и составление штатов по всем ведомствам)

 ·  Ревизион-коллегия (бюджетная)

4.  Прочие

 ·  Юстиц-коллегия

 ·  Вотчинная коллегия

 ·  Главный магистрат (координировал работу всех магистратов и являлся для них апелляционной судебной инстанцией)

Коллегиальное управление имело место вплоть до 1802 года, когда «Манифестом об учреждении министерств» было положено начало более прогрессивной, министерской системе.

Генеральный регламент

Деятельность коллегий определял Генеральный регламент, утверждённый Петром I 28 февраля 1720 года (утратил значение с изданием Свода законов Российской империи).

Полное название этого нормативного акта: «Генеральный регламент или устав, по которому государственные коллегии, також и все оных принадлежащих к ним канцелярий и контор служители, не только во внешних и внутренних учреждениях, но и во отправлении своего чина подданнейше поступать имеют».

Генеральный регламент ввел систему делопроизводства, получившую название «коллежской» по названию учреждений нового типа — коллегий.

Доминирующее значение в этих учреждениях получил коллегиальный способ принятия решений присутствием коллегии. Этой форме принятия решений Петр I уделял особое внимание, отмечая, что «все лучшее устроение через советы бывает» (глава 2 Генерального регламента «О преимуществе коллегий»).

Работа коллегий

Сенат участвовал в назначении президентов и вице-президентов коллегий (при назначении президента учитывалось мнение императора). Кроме них, в состав новых органов входили: четыре советника, четыре асессора (заседателя), секретарь, актуариус (канцелярский служащий, регистрирующий акты или их составляющий), регистратор, переводчик, подьячие.

Президент был первым лицом в коллегии, но он ничего не мог постановить без согласия членов коллегии. Вице-президент замещал президента во время его отсутствия; обычно же помогал ему в исполнении его обязанностей как председателя коллегии.

Заседания коллегий проходили ежедневно, кроме воскресных и праздничных дней. Начинались они в 6 или 8 часов утра, в зависимости от времени года, и продолжались 5 часов.

Материалы для коллегий готовились в Канцелярии коллегии, откуда передавались в Общее присутствие коллегии, где обсуждались и принимались большинством голосов. Вопросы, по которым в коллегии не удалось принять решение, передавались в Сенат – единственное учреждение, которому коллегии были подчинены.

При каждой коллегии состоял прокурор, обязанностью которого было наблюдать за правильным и безволокитным решением дел в коллегии и исполнением указов как коллегией, так и подчиненными ей структурами.

Центральной фигурой канцелярии становится секретарь. На нем лежала ответственность за организацию делопроизводства коллегии, подготовку дел к слушанию, докладывание дел на заседании коллегии, ведение справочной работы по делам, оформление решений и контроль за их исполнением, хранение печати коллегии.

 Значение коллегий

Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата. Чёткое распределение ведомственных функций, единые нормы деятельности (по Генеральному регламенту) — всё это существенно отличало новый аппарат от приказной системы.

 Минусы в работе коллегий

Грандиозный замысел Петра I разграничить ведомственные функции и дать каждому чиновнику чёткий план действий, был претворён в жизнь не полностью. Зачастую коллегии подменяли друг друга (как когда-то приказы). Так, например, Берг, Мануфактур и Коммерц-коллегии могли выполнять одну и ту же функцию.

Вне сферы контроля коллегий долгое время оставались важнейшие функции — полиция, просвещение, медицина, почта. Постепенно, правда, система коллегий дополнялась новыми отраслевыми органами. Так, Аптекарский приказ, действовавший уже в новой столице — Петербурге, с 1721 года был преобразован в Медицинскую коллегию, а с 1725 года — в Медицинскую канцелярию.



КОЛЛЕГИЯ

в России центральные отраслевые органы управления. Созданы в 1717 вместо приказов. Структура и порядок деятельности К. определялись регламентами (генеральным и частными), разработанными на базе шведского и датского законодательства. В течение 18 в. число К. уменьшилось и большинство из них было упразднено в ходе областной реформы 1775 и в начале 19 в., с созданием министерств. Реестр и штат всех К. был утвержден царем 11 декабря 1717. Канцлер Головкин, фельдмаршал Меншиков и адмирал Апраксин возглавили К. иностранных дел, воинскую и адмиралтейскую. Из старых судных приказов были образованы юстиц-коллегия, камер-, штате-, ревизион-коллегии. Вновь учреждались берг-, мануфактур- и коммерц-коллегии. В 1722 была образована вотчинная К., заменившая старинный поместный приказ и ведавшая всеми делами по землеустройству вплоть д о суда по спорным земельным вопросам. По утвержденному штату коллегиям полагалось иметь: из русских — президента, вице-президента (мог быть и иноземцем), 4 советников и 4 асессоров, 1 секретаря, 1 нотария, 1 актуария, 1 регистратора, 1 переводчика, подьячих трех статей; из иноземцев — 1 советника или асессора и 1 секретаря.

В течение года К. должны были определить свое внутреннее устройство и составить регламенты. В 1719 Петром I были утверждены штаты и регламенты большинства К., а в 1720 издан Генеральный регламент, содержавший общие правила коллежского устройства. Президент К. назначался царем, вице-президент — сенатом с утверждения царя, на остальные должности назначал сенат. Решения в К. принимались «по совету и приговору всех». Для этого присутствие К. собиралось каждый день, кроме праздников и воскресных дней. Если дело касалось нескольких К., назначалось их соединенное присутствие. Каждая К. имела канцелярию, во главе которой стоял секретарь или обер-секретарь, ведавший всем делопроизводством, он составлял наиболее важные бумаги, остальные поручались другим чинам канцелярии. Нотарий (нотариус) вел протокол всех дел, решавшихся в канцелярии; актуариус вел дневной список приходящих бумаг; регистратор вел учет входящих и исходящих бумаг. При каждой К. состоял прокурор («око государево ») и фискал: в обязанности обоих входило наблюдать за правильным безволокитным решением дел в коллегиях. Лит.: Князьков С. Время Петра Великого. М., 1909; Уланов В.Я. Преобразование управления при Петре Великом / / Три века. М., 1912. Т. 3; Ерошкин Я.Я. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983. Л. К Лаптева

Оцените определение:

I. Прочитайте исторические документы №1–4 и охарактеризуйте взгляды Петра I на некоторые государственные проблемы.

1. Приказ, отданный Е.В. царем Петром I воинству своему в день полтавского сражения июня 27 дня 1709 года.

Воины! Вот пришел час, который решит судьбу отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за отечество, за православную нашу веру и церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали.

Имейте в сражении пред очами вашими правду и бога, поборающего по вас. А О Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего.

Хрестоматия по истории СССР.

М., 1949. Т.2 (1682–1865). С. 38.

Указ Петра I Сенату

2 марта 1711 г.

Указ, что по отбытии нашем делать. 1. Суд иметь нелицеприятный и неправедных судей наказывать отнятием чести и всего имения; тож и ябедникам последует. 2. Смотреть во всем государстве расходов и ненужные, а особливо напрасные отставить. 3. Денег, как возможно, збирать, понеже деньги суть артериею войны. 4. Дворян собрать молодых для запасу в афицеры, а наипаче тех, которые кроются, сыскать… 5. Вексели исправить и держать в одном месте. 6. Товары, которые на откупах или по канцеляриям и губерниям, осмотреть и посвидетельствовать. 7. О соли старатца отдать на откуп и потщицта прибыли у оной. 8. Торг китайской, зделав компанию добрую, отдать. 9. Персидский торг умножить и армян, как возможно, приласкать и облехчить, в чем пристойно, дабы тем подать охоту для болшева их приезду…

Хрестоматия по истории СССР.

М., 1949. Т.2 (1682–1865). С. 72 –75.

Указ о сыске беглых крестьян

16 февраля 1707 г.

Прошлого 1706 года, где на юге Москвы и в городах на посадах и в дворцовых волостях и патриарших и архиереских и церковных и всяких чинов людей, в поместиях и в вотчинах явятся беглые люди и крестьяне: и тех беглых людей и крестьян с женами и с детьми и с их животы отвозить к прежним помещикам и вотчиникам, откуда кто бежал, с вышеписанного указа в полгода (т.е. указа о сыске беглых крестьян от 16 февраля 1706 г.). А буде кто тех беглых людей и крестьян с того числа в полгода, в те места не отвезут, и у тех людей половина поместий и вотчин взято будет на него, великого государя, а другая будет отдана тем, чьи беглые люди и крестьяне явятся… А сего 1707 года ведомо ему великому государю учинилось, что многие помещики и вотчиники, забыв страх божий, тот его великого государя указ презрили (не выполнили), беглых людей и крестьян держат за собою… И великий государь… Петр Алексеевич… указал по прежнему своему указу: буде которые помещики вотчиники и приказчики и старосты, беглых людей и крестьян держат за собою, а ныне и вновь принимают, а в прежние места не отвозят, и тем… учинити будет по его великого государя указу февраля 16 числа 1706 года неотложно. Для того сыска в уезде воеводам ездить самим…

Хрестоматия по истории СССР.

М., 1949. Т.2 (1682–1865). С. 50.

Указ о единонаследии

23 марта 1714 г.

…Понеже разделением имений после отцов детям недвижимых, великой есть вред в государстве нашем, как интересам государственным, так и подданным и самим фамилиям подение… За благо изобретено чинить по сему, как объявлено ниже сего:

1. Всем недвижимых вещей, то есть родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий , а также и дворцов и лавок не продавать и не закладывать, но обращаться в род таким образом:

2. Кто имеет сыновей и ему же аще хощет, единому из них оных дать недвижимость чрез духовную, тому в наследие и будет; другие же дети обоего пола да награждены будут движимыми имении, которые должен отец их или мать разделити им, при себе как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воли, кроме оного одного, который в недвижимых наследником будет. А ежели у оного сыновей не будет, а имеет дочерей, то должен определити таким же образом. А буде при себе не определит, тогда определится указом недвижимое по первенству большому сыну в наследие, а движимое другим равною частью разделено будет, то ж разумеет и о дочерях…

Хрестоматия по истории СССР.

М., 1949. Т.2 (1682–1865). С. 63–64.

Тесты по теме «Россия во времена Петра I»

Вариант I

1. Укажите годы жизни Петра I.

1) 1645–1725 гг.; 3) 1672–1725 гг.;
2) 1672–1721 гг.; 4) 1672–1718 гг.

2. Петр I принял титулы «Великого, Отца Отечества и Императора» в

1) 1721 г.; 2) 1703 г.; 3) 1711 г.; 4) 1725 г.

3. А. Меншиков, Ф. Апраксин, Я. Брюс, Ф. Лефорт известны в истории России как

1) вельможи эпохи Екатерины II;

2) организаторы стрелецкого бунта в конце XVII в.;

3) «птенцы гнезда петрова»;

4) деятели, участвовавшие в проведении церковной реформы.

4. Документ, созданный Петром Великим, вводивший новый порядок прохождения службы, назывался

1) Жалованная грамота дворянству; 3) Служебный регламент;
2) Табель о рангах; 4) «Введение к уложению государственных законов».

5. Петербург стал столицей Российской империи в

1) 1703 г.; 2) 1725 г.; 3) 1712 г.; 4) 1720 г.

6. Событие петровского времени, произошедшее раньше других

1) создание Сената; 3) образование Синода;
2) губернская реформа; 4) указ о единонаследии.

7. Важнейшей причиной упразднения Петром I приказов и создания коллегий была

1) некомпетентность приказных чиновников;

2) поддержка приказными чиновниками царевны Софьи и восставших стрельцов;

3) громоздкость и неповоротливость приказной системы управления;

4) политическая поддержка приказной бюрократии царевича Алексея.

8. Укажите, какое событие произошло позже всех других.

1) принятие «Соборного Уложения»;

2) воцарение Романовых;

3) получение Россией выхода к Балтийскому морю;

4) появление на политической арене Лжедмитрия I.

9. Взаимоотношения человека и государства в понимании Петра I основывались на том, что

1) государство гарантирует естественные и неотъемлемые права человека;

2) государство и человек независимы друг от друга;

3) человек существует для государства, а не государство для человека;

4) между человеком и государством существуют договорные отношения.

10. Резкое ухудшение положения крестьян и городских низов в начале XVIII в. было вызвано

1) введение урочных лет; 3) изданием указа о трехдневной барщине;
2) секуляризацией церковных земель; 4) изменением податной системы.

11. Прочитайте отрывок и вставьте пропущенное слово.

«Там, на Украине, 27 июня 1709 года и произошло решающее сражение Северной войны – ___________________ битва. Она завершилась полной победой русской армии, которой командовал сам Петр, проявивший в сражении большое личное мужество».

12. Какое событие произошло в 1714 г,?

1) началось царствование Петра I; 3) закончилась Северная война;
2) битва при Лесной; 4) Гангутский бой.

13. С 1702 г. в России стала издаваться первая печатная газета под названием

1) «Искра»; 3) «Куранты»;
2) «Ведомости»; 4) «Известия».

14. Выберите правильную хронологическую последовательность событий XVIII в.:

1) основание Санкт-Петербурга, окончание Северной войны, основание Академии Наук, основание Московского Университета;

2) окончание Северной войны, основание Санкт-Петербурга, основание Академии Наук, основание Московского Университета;

3) основание Московского Университета, основание Санкт-Петербурга, окончание Северной войны, основание Академии Наук;

4) основание Академии Наук, основание Московского Университета, окончание Северной войны.

15. Петровские реформы

1) предопределили отставание России от Запада;

2) ослабили российскую государственность;

3) ускорили экономическое развитие России;

4) привели к отмене крепостного права.

Вариант II

1. Единоличное правление Петра I началось в

1682 г.; 2) 1721 г.; 3) 1696 г.; 4) 1689 г.

2. В каком веке появилось название «Российская империя»?

1) XIV в.; 2) XVI в.; 3) XVII в.; 4) XVIII в.

3. К числу сподвижников Петра I не относится

Я. Брюс, М. Сперанский, Ф. Лефорт, А. Меншиков.

4. Что является лишним в ряду?

Органы государственного управления при Петре I: Коллегия, Святейший синод, Сенат, Земский собор.

5. Рекрутская повинность в XVIII в. – это

1) обязанность крестьян работать в хозяйстве помещика;

2) способ комплектования русской армии;

3) прикрепление крепостных крестьян к мануфактуре;

4) способ формирования рынка рабочей силы.

6. Установите соответствие между событиями и их датами.

События Даты
1) основание Санкт-Петербурга; а) 1707 г.;
2) Стрелецкий бунт; б) 1703 г.;
3) окончание Северной войны; в) 1682 г.;
4) отмена местничества. г) 1721 г.;
д) 1698 г.

7. Причиной перехода к коллегиальной системе явилось то, что

1) приказные чиновники были безграмотны;

2) приказные чиновники оказывали поддержку царевичу Алексею;

3) большая часть приказной бюрократии поддержала восстание стрельцов;

4) приказная система была нерациональна и неэффективна.

8. Создание в 1721 г. Святейшего Правительствующего Синода привело к

1) установлению межцерковных связей с Ватиканом; 3) подчинению церкви высшей светской власти;
2) церковному расколу; 4) усилению власти патриарха.

9. Какое из событий Северной войны произошло раньше всех других?

1) Полтавская битва; 3) поражение русских войск под Нарвой;
2) морское сражение при мысе Гангут; 4) битву при Лесной.

10. Какую битву Петр I назвал «матерью Полтавской баталии»?

1) сражение при Лесной; 3) взятие Нотебурга;
2) взятие Нарвы; 4) битву при Ниеншанце.

11. В результате Ништадского мира Россия получила:

1) смоленские земли; 3) Финляндию;
2) Выход в Балтийское море; 4) Правобережную Украину.

12. Что из названного относится к результатам политики Петра I в области образования?

1) появление светских учебных заведений;

2) появление всеобщего начального образования;

3) создание женских школ и училищ;

4) создание воспитательных учреждений для детей-сирот.

13. Когда в России было введено новое летоисчисление?

1) 1 января 1700 г.; 3) 1 сентября 1721 г.;
2) 1 сентября 1709 г.; 4) 1 января 1725 г.;

14. Василий Никитич Татищев – это

1) скульптор, член Академии художеств;

2) историк и государственный деятель, автор «Истории Российской с древнейших времен»;

3) поэт, сформулировавший принципы русского стихосложения;

4) путешественник, открывший пролив между Америкой и Аляской;

5) верно все перечисленное.

15. В результате государственных и административных реформ Петра I в России

1) прекратился сбор Земских соборов;

2) стала более разветвленной система приказов;

3) укрепилась абсолютная власть монарха;

4) утвердилось выборное начало в местном управлении.

Другие задания

1. Заполните таблицу «Хронология петровских реформ», пользуясь материалами учебной литературы.

2. Составьте таблицу «Последствия реформ Петра Великого», разделив их на положительные и негативные.

3. Определите понятия: империя, абсолютизм, Сенат (при Петре I), коллегии, губерния, губернатор, провинция, рекрут, подушный налог.

4. Исправьте ошибку:

1) русская армия выиграла сражение под Нарвой в 1700 г.;

2) Полтавская битва произошла в 1720 г.;

3) Северная война продолжалась 30 лет;

4) административная реформа была проведена в 1713 г.;

5) в ходе реформы государственного аппарата вместо приказов были созданы министерства;

6) Петр I скончался в 1729 г.;

7) наследником Петра I после его смерти стал его сын Алексей.

5. Проверьте знание карты:

1) покажите на карте, где произошло восстание под руководством К.Булавина;

2) покажите на карте территории, которые отошли к России по Ништадскому миру;

3) покажите на карте, где на территории России возникли новые экономические районы.

Тесты по теме «Россия в XVIII в. после смерти Петра I:

Читайте также:

  1. NB: Некоторые прилагательные оканчиваются на — ly: friendly – дружелюбный, lively – веселый, оживленный, elderly – пожилой, homely – домашний, уютный, lonely – одинокий, lovely – прелестный, чудесный
  2. VI. Некоторые данные и предположения о сигнальном воздействии палеоантропов на диких животных
  3. XIV. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ДЖ.М. КЕЙНСА.
  4. Административная реформа Петра I
  5. Административные реформы Петра I
  6. Антонимические отношения между словарными единицами. Некоторые общие и различительные черты синонимов и антонимов
  7. В. Иван Грозный и Андрей Курбский: различные взгляды на государственное развитие Московского царства
  8. В. Отдельные статьи, документы из сборников, энциклопедий, хрестоматий
  9. В.О. Ключевский о периоде Императорской Руси. Оценка Петра I государственных деятелей XVIIIв.
  10. Вера и разум: основные проблемы.
  11. ВЗГЛЯДЫ НА ЯЗЫКОВОЙ ЗНАК Ф.Ф. ФОРТУНАТОВА И ЕГО ШКОЛЫ

Коллегии в органах прокуратуры являются совещательными органами. На основании решений коллегий соответствующие прокуроры издают приказы.

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации образуется коллегия в составе Генерального прокурора Российской Федерации (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором Российской Федерации.

Приказ Генпрокуратуры РФ от 17.04.2008 N 67

"Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации"

5. Организация работы коллегии и совещаний

5.1. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации образуется коллегия, возглавляемая Генеральным прокурором Российской Федерации. В состав коллегии по должности входят первые заместители и заместители Генерального прокурора Российской Федерации. По решению Генерального прокурора Российской Федерации в состав коллегии могут быть введены другие лица.

Коллегия правомочна принимать решения при наличии кворума (не менее половины состава всех членов коллегии). В случае возникновения разногласий по обсуждаемому коллегией вопросу окончательное решение принимается Генеральным прокурором Российской Федерации.

Решения коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации обязательны для исполнения всеми прокурорскими работниками.

Решения коллегии могут быть реализованы путем издания приказов Генерального прокурора Российской Федерации.

На заседаниях коллегии рассматриваются наиболее важные вопросы деятельности органов прокуратуры по обеспечению законности и правопорядка, обсуждаются проблемы прокурорского надзора, организации и осуществления уголовного преследования, подбора и расстановки кадров, заслушиваются отчеты руководителей подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров.

По актуальным проблемам укрепления законности и противодействия преступности могут проводиться совместные заседания коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и коллегий федеральных органов исполнительной власти.

Работа коллегии планируется на полугодие. План работы коллегии формируется организационным управлением на основе предложений первых заместителей и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, членов коллегии, руководителей подразделений центрального аппарата, представляемых в организационное управление одновременно с предложениями в полугодовой план работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

План работы коллегии утверждается Генеральным прокурором Российской Федерации. В плане определяются вопросы, подлежащие рассмотрению, лица, ответственные за подготовку необходимых материалов, сроки проведения заседаний.

Решение об изменении сроков или о снятии запланированного вопроса с рассмотрения на заседании коллегии принимается только Генеральным прокурором Российской Федерации на основании мотивированного рапорта руководителя структурного подразделения, ответственного за подготовку вопроса к рассмотрению коллегией, поддержанного соответствующим заместителем Генерального прокурора Российской Федерации. С ходатайством на имя Генерального прокурора Российской Федерации об изменении сроков или снятии вопроса с рассмотрения коллегии также может обратиться член коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Копия рапорта или ходатайства с резолюцией Генерального прокурора Российской Федерации передается в организационное управление.

Внеплановые вопросы могут быть вынесены на обсуждение коллегии только Генеральным прокурором Российской Федерации.

Заседания коллегии могут проводиться в расширенном составе, в том числе с участием представителей федеральных органов исполнительной власти и общественных организаций.

Работа коллегии осуществляется гласно, если это не противоречит интересам соблюдения государственной или иной охраняемой законом тайны. Решение о приглашении на заседание коллегии представителей средств массовой информации и объеме предоставляемой им информации принимает Генеральный прокурор Российской Федерации.

Решение коллегии считается принятым, если за него проголосовало большинство присутствовавших на заседании членов коллегии и Генеральный прокурор Российской Федерации.

Особое мнение члена (членов) коллегии отражается в протоколе заседания, который в этом случае должен быть подписан также лицом, высказавшим особое мнение.

Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 2221 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Примеры статей

Приказы

Приказы, органы центрального управления в России 16 — начала 18 вв. Термин произошёл от слова "приказ", употребляемого в смысле особого поручения; применительно к учреждениям этот термин входит в…

Коллегия иностранных дел

Коллегия иностранных дел, Иностранная коллегия, центральное государственное учреждение России, ведавшее внешней политикой. Учреждена в 1720 вместо Посольского приказа. Ведала организацией внешних…

Военная коллегия, в России

Военная коллегия в России, высший центральный орган военного управления, образованный Петром I в 1717-20 вместо ряда военных приказов в целях централизации военного управления. В. к. состояла из…

Адмиралтейств-коллегия

Адмиралтейств-коллегия, высший орган управления морским ведомством в России, учрежденный Петром I 12 дек. 1718. Функции А.-к. менялись: руководила строительством главным образом военных кораблей, их…

Камер-коллегия

Камер-коллегия, центральное государственное учреждение в России 18 в. Создана Петром I, начала свою деятельность в 1721. Ведала государственными доходами, казёнными подрядами и откупами, продажей…

Штатс-контор коллегия

Штатс-контор коллегия, государственное учреждение в России 18 в. Штат, президент и вице-президент утверждены в декабре 1717, функции — в декабре 1718. Ш.-к. к. ведала государственными расходами, по…

Ревизион-коллегия

Ревизион-коллегия, центральное государственное учреждение в России, осуществлявшее контроль за расходованием средств бюджета в центре и на местах. В декабре 1717 были утверждены штаты Р.-к. и…

Юстиц-коллегия

Юстиц-коллегия, центральное государственное учреждение в России 18 в. Образована 9 мая 1718 в Москве путём объединения старых судебных приказов. Контролировала местные суды и была высшим апелляционным…

Берг-коллегия

Берг-коллегия, орган по руководству горнорудной промышленностью в России; учреждена в 1719 по инициативе Петра I. Действовала в 1719-31, 1742-83 и 1797-1807. Руководствовалась Берг-привилегией и…

Мануфактур-коллегия

Мануфактур-коллегия, центральное государственное учреждение России, ведавшее промышленностью. Учреждена в декабре 1717. Активно функционировала с 1720.

До 1722 существовала вместе с Берг-коллегией, а…

Коммерц-коллегия

Коммерц-коллегия (от устаревшего немецкого Kommerz — торговля), центральное государственное учреждение России, ведавшее вопросами торговли, главным образом внешней. В функции К.-к. входило…

Вотчинная коллегия

Вотчинная коллегия, центральное государственное учреждение России; образовано в 1721 вместо Поместного приказа. Ведала вопросами землевладения (юридическое оформление прав феодалов на владения…

Главный магистрат

Главный магистрат, государственное учреждение в России, основным указом Петра I от 13 февраля 1720. Создание Г. м. явилось второй попыткой Петра I централизовать управление делами посадского населения…

Генеральный регламент

Генеральный регламент, устав государственной гражданской службы в 18-19 вв. в России. Составлен с участием Петра I, издан 28 февраля 1720. Г. р. устанавливал обязанности должностных лиц коллегий…

Малороссийская коллегия

Малороссийская коллегия, правительственный орган по управлению украинскими землями, входившими в состав Российской империи, учрежденный указом Петра I 16(27) мая 1722 в резиденции украинских гетманов…

Коллегия экономии

Коллегия экономии, Коллегия экономии синодального правления, в 18 в. центральное государственное учреждение России, ведавшее делами по управлению архиерейскими, монастырскими и синодальными имениями и…

Коллегии (в России)

Коллегии в России, в 18 в. центральные учреждения, ведавшие отдельными отраслями государственного управления. Введены правительством Петра I вместо приказов в целях централизации государственного управления и чёткого разграничения функций между ведомствами. В 1717—21 были установлены штаты и назначены президенты 12 К.: Коллегии иностранных дел, Военной коллегии, Адмиралтейств-коллегий, Камер-коллегии, Штатс-контор коллегии, Ревизион-коллегии, Юстиц-коллегии, Берг-коллегии, Мануфактур-коллегии, Коммерц-коллегии, Вотчинной коллегии и Главного магистрата. В 1718—20 были определены функции, утверждены структура и штаты К., а также Генеральный регламент К. (1720). Каждая К. состояла из присутствия (президент, вице-президент, 4 советника, 4 асессора и секретарь) и штата чиновников и канцеляристов. К. подчинялись императору и Сенату. При К. состоял фискал (позже прокурор), контролировавший деятельность К. Некоторые К. имели свои местные учреждения. В 1722—27 и 1764—86 существовала Малороссийская коллегия в качестве органа управления Украиной. В 1726 была создана Коллегия экономии, около 1725 — Юстиц-К. лифляндских, эстляндских и финляндских дел, в 1736 — Камер-контора лифляндских, эстляндских и финляндских дел. При преемниках Петра I были временно ликвидированы Мануфактур- и Берг-К. В 1763 создана Медицинская К. В связи с губернской реформой 1775 и созданием на местах широкой сети учреждений, к которым перешла значительная часть функций К., в 80-х гг. 18 в. были упразднены Штатс-, Ревизион-, Камер- и Юстиц-К., К. экономии. Остальные К. просуществовали до начала 19 в., когда были ликвидированы в связи с учреждением министерств.

Лит.: Воскресенский Н. А., Законодательные акты Петра I, т. 1, М. — Л., 1945; Государственные учреждения России в XVIII в. Подготовил к печати А. В. Чернов, М., 1960.

С. М. Троицкий.

Оставьте комментарий