Учение о бытие в философии

Бытие – одна из основных категорий философии. Проблема бытия возникла, когда философия попыталась ответить на вопросы, что такое мир и что такое человек. Многие сложнейшие философские вопросы так или иначе приводят к проблеме существования. Что существует? Почему люди так часто пересматривают свое мнение относительно того, что именно действительно существует?

Лишь на первый взгляд вопрос о существовании кажется чрезвычайно простым: существует, мол, все то, что я вижу и слышу. Увы, философия не сводится к очевидностям, более того, она постоянно лишает их ореола самодостаточности. Солнце кажется нам по своим размерам небольшим, а оно огромное. Из физики известно, что на Солнце происходят ядерные реакции, но знаем мы об этом в первую очередь благодаря не глазам, а теориям.

Итак, о существующем человек способен судить лишь благодаря своим познаниям, которые выступают как те или иные теории, способы интерпретации, более или менее удачные. Таким образом, всякая теория выступает как учение о бытии, онтология (греч. ontos – сущее + logos – учение); любая онтология есть теория. Отсюда следует весьма значимый вывод: что именно существует и каким образом, выясняется на основе теорий.

Впервые проблема бытия была затронута древнегреческим философом Парменидом. Для Парменида бытие – это не какая-то отдельная вещь, а сама возможность существования вещей. Бытие, по Пармениду, не возникает и не уничтожается, оно всегда является неизменным. Изменения бытия – это лишь кажущиеся изменения. Противоположных взглядов на бытие придерживался Гераклит. Он утверждал, что бытие, действительно, вечно, но оно находится в постоянном движении и изменении. Бытие одних вещей появляется в результате ухода других вещей в небытие.

Платон противопоставлял два вида бытия – неизменные идеи и постоянно меняющуюся материю. Его ученик Аристотель называл четыре источника бытия любой вещи: форму, материю, цель и творца. В Средние века учение Аристотеля было переосмыслено в духе христианства.

В XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс ввели понятие «общественное бытие», т. е. бытие человека среди людей, основанное на множестве общественных отношений, возникающих в процессе производства материальных и духовных благ, общения. С тех пор выделяются три основных рода бытия: бытие неорганической природы, бытие живой природы и общественное бытие. Причем согласно материализму бытие живой природы предшествует общественному бытию, а бытие неживой природы – обоим другим родам бытия.

В человеке проявляется диалектическое единство всех трех родов бытия.

Основные формы бытия и их взаимосвязь

Бытие— категория философии, фиксирует существование и взаимосвязь предметов и явлений (людей, состояний, идей, мира в целом). Первые определения бытия в Древней Греции возникли при становлении философского знания, переходе от образно-мифологического к теоретико-логическому мышлению.

Понятие целостности мира формировалось спонтанно: благодаря богатому духовному опыту развития мифологии, религии, искусства ему предшествовали промежуточные понятия и концепции. В результате возникла новая установка в познании и понимании окружающего мира. Если для греческих натурфилософов раннего периода действительность — многообразие постоянно изменяющихся предметов, явлений, процессов, то для их последователи (первый — Парменид) это вопрос всеобщей и постоянной основы этих изменений, которая и была названа бытием.

«Бытие» производно от слов «быть», «есть», в языках мира имеет специфическое философское содержание и означает не просто существование каких-либо объектов окружающего мира, а того, что гарантирует это существование.

Учение о бытии — онтология, это важный элемент философского знания.

В основе понятия «бытие» — убежденность человека в том, что мир существует не только здесь и сейчас (что доказывается опытом), но повсюду и вечно (интуитивная деятельность сознания). Единство этих сторон составляет структуру понятия бытия.

Мы непоколебимо верим, что при всех потрясениях в природе и обществе мир стабилен, вечен, является нашей жизненной опорой, истинным бытием. Понятие именно о таком мире составляет смыслообразующую основу человеческой деятельности.

Бытие формирует представление, что мир вокруг нас развивается и живет по своим законам, не зависящим от нашей воли, желаний и произвола. Эти законы обеспечивают стабильность и гармонию мира, в то же время ограничивая нашу деятельность. Понимание этого и умение следовать требованиям бытия обеспечивают существование человека.

Бытие как исходное понятие — лишь начальный пункт философского размышления о мире и человеке. Оно становится содержательным, конкретно-всеобщим только лишь через взаимодействие с такими философскими категориями, как материя, сознание, движение, пространство, время, системность, детерминизм.

Основные формы бытия.

Бытие вещей и процессов. Оно также может быть в двух формах:

1) материалистической. Бытие вещей и состояний природы, большинством людей воспринимаемое как объективная реальность, которая существовала до них и от них не зависит;

2) идеалистической. Бытие второй природы, цивилизации. Оно двойственно, так как, с одной стороны, они сделаны из тела природы, а с другой — в них вложены сознание и душа человека.

Бытие человека:

1) бытие человека в мире вещей (человек рассматривается как часть природы, как вещь);

2) специфически человеческое бытие (человек рассматривается не как тело, а как индивидуум).

Бытие духовного, идеального:

1) индивидуальное, духовное сознание индивида. Структура бессознательного: рефлексы, подсознательное, интуиция;

2) объективно существующее духовное — то, что материализовано в культуре.

Бытие социальное:

1) бытие человека;

2) бытие человека в обществе.

Читайте также:

Похожие главы из других работ:

"Конец истории" и "Последний человек" Ф. Фукуямы

§ 2.

Влияние идеологии на развитие истории

Фукуяма убежден, что именно наука ведет к капитализму в сфере экономики и к либерализму в сфере политике. Но есть такие страны, которые прошли первые этапы индустриализации, стали экономическими развитыми, урбанизированными…

Бог и человек

Развитие представлений/понятий о Боге

Человечество существовало и развивалось при наличии у него веры в Бога, с идеей Бога. И эта вера, эта идея всегда была и до сих пор является важным как побудительным, так и составным моментом истории человечества, которая, в целом…

Основные философские подходы к пониманию бытия

1. Категория бытия в философии

В качестве системообразующего принципа философской картины мира выступает понятие бытия. Бытие — одно из фундаментальных понятий…

Основы философии

Тема 2.1 Бытие, как центральная категория в философии

Ключевые слова и термины: Бытие, Ничто, материя, структурность, движение, пространство, время, отражение. Любое философское рассуждение начинается с понятия о бытие, так как содержание его неисчерпаемо…

Понятие материальной и идеальной субстанции

1. Развитие взглядов на субстанцию в истории философии

Субстанция (от лат. substantia-сущность) — объективная реальность в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития, всего многообразия явлений природы и истории, включая человека и его сознание, и поэтому…

Предмет и объект в философии

2. Эволюция представлений о предмете философии

Философия — форма духовной деятельности, направленной на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и человека в нем…

Проблема будущего с точки зрения футурологии

1. Понятие будущего и развитие представлений о нем

Проблема бытия в западноевропейской философии Нового времени

1. Общий обзор философских представлений о бытии

Бытие — одна из важнейших категорий философии. Она фиксирует и выражает проблему существования в ее общем виде. Слово «бытие» происходит от глагола «быть». Но как философская категория «бытие» появилась только тогда…

Развитие как форма изменения мира

Развитие в истории философии

Древняя философия и наука не знали идеи развития в точном смысле этого слова, поскольку время тогда мыслилось как протекающее циклически и все процессы воспринимались как совершающиеся по заданной «от века» программе…

Сознание как категория философии. Его сущность, структура, функции

1. Сознание как категория философии

Проблема сознания является одной из самых сложных проблем, встававших когда-либо перед человечеством. Мыслители и ученые разных исторических эпох пытались разгадать тайну сознания, определить сущность и возможности его познания, объяснить…

Социально-философский анализ проблемы взаимодействия человека и техники

Глава I. Развитие технической мысли в истории

Прежде всего, нужно определиться с самим понятием техники. Толковый словарь определяет технику как "совокупность средств человеческой деятельности…

Становление и развитие общих представлений о материи

Становление и развитие общих представлений о материи

Самый беглый анализ представлений древних ученых о материи показывает, что все они по духу своему были материалистическими, но общим их недостатком было, во-первых, сведение понятия материи к какому-то конкретному виду вещества или ряду веществ…

Учение о бытии в истории философии

Глава III. Бытие в истории философской мысли

бытие философский…

Формирование представлений об интеллекте в истории философии и психологии

2. Формирование представлений об интеллекте в истории философии

Истоки двух альтернативных традиций теоретизирования относительно понятия интеллекта обнаружены уже в античности. К истокам диалектической традиции теоретизирования можно отнести учение Анаксагора о "нусе"…

Экзистенциолизм

1.1.Категория бытия в философии.

Вопрос понимания бытия и соотношение с сознанием определяет решение основного вопроса философии. Для рассмотрения этого вопроса обратимся к истории развития философии. Бытие является философской категорией, обозначающей реальность…

Философское понимание бытия.Бытие – самая абстрактная из философских категорий; это – объективная реальность, существующее вообще. Противоположность бытия – небытие, ничто; мы не можем даже представить себе что-либо, относящееся к категории небытия – ведь к бытию принадлежат даже наши мысли. Иногда мы называем переходом в небытие разрушение, но это переход в иную форму бытия. Первым употребил понятия бытия и небытия Парменид: для него бытие было противоположностью преходящему, изменчивому миру вещей: если они познаваемы чувствами, то бытие открывается только логическому мышлению. Бытие – то, что имеется за миром вещей: оно едино, неизменно, неподвижно, не имеет чувственных свойств, вечно, несотворимо и неуничтожимо, но ограничено в пространстве (имеет форму шара). Платонпротивопоставил понятие единого бытия как более глубокого слоя действительности чувственному бытию как многообразию вещей.

Он различал материальное бытие и идеальное, доступное лишь философскому разуму. Тот же путь прошли философы Индии, противопоставив бытию иллюзию мира – майю. В средние века христианские философы считали, что бытием в полном смысле слова обладает лишь Бог: живые существа и предметы сотворены им, а потому сами не имеют доступа к бытию. В Новое время бытие отождествлялось с веществом и воспринималось как объективная реальность, противостоящая человеку. По мере развития философии высказывались и мнения, что понятие бытия как самое всеобъемлющее не нужно: сказать о чем-либо, что оно есть – значит, ничего не сказать. И.Кант считал, что бытие не способ существования вещей, а общезначимый способ связи наших понятий и суждений. Г.Гегель утверждал, что бытие – самое «тощее», малозначащее из понятий. Но смысл категории бытия – в подчеркивании единства мира как непреходящей целостности, несмотря на множественность изменяющихся форм. Категория бытия как предельно общая абстракция объединяет по признаку существования все предметы и процессы; все многообразие явлений, относящихся к одному типу бытия, объединено некой общей основой. Можно выделить следующие типы бытия:

1. Материальное объективное бытие – существует вне человека и независимо от сознания человека (заключает в себе все вещи, процессы, состояния материального мира).

2. Психическое субъективное бытие – включает все, относящееся к внутреннему миру человека, содержащееся в его сознании (мысли, чувства, фантазии, идеи и т.п.).

3. Объективное духовное бытие – внеиндивидуальные формы бытия, принадлежащие социальной общности: рожденные интеллектуальной деятельностью человека и в то же время не принадлежащие его внутреннему миру. К этому типу принадлежат основные понятия этики, логики, математики. Объективна ли, например, таблица умножения? С одной стороны, она существует как продукт нашего разума; с другой, она не зависит от разума отдельного человека, и даже все человечество не могло бы ее изменить. То же можно сказать о математических операциях и других категориях науки. Они субъективны как создаваемые и совершенствующиеся в ходе развития человечества и объективны как отражение реальных процессов мира.

3. Философское понимание материи.Материя – основополагающая категория философии, обозначающая объективную реальность, данную нам в ощущениях; для материалистов она – причина, содержание и носитель всего многообразия материального мира. Противопоставленная субъективной реальности сознания, материя сначала понималась как конкретная вещь, из которой состоят наблюдаемые объекты (четыре элемента Эмпедокла); потом представление углублялось, принимая более абстрактную форму элементарных структур природы (атомы Демокрита). Попытки найти первоначало (понимаемое как фундаментальная основа бытия, вносящая в многообразие вещей порядок и единство) привели к формированию механистической картины мира: мир понимался как совокупность относительно устойчивых тел, перемещающихся в пространстве с течением времени (это движение подчинено законам механики, поэтому его можно предсказать), а материя представлялась как вещество – совокупность неделимых частиц, обладающих объемом и массой покоя, механически движущихся в пустоте. Затем веществу стали противопоставлять поле – непрерывное, в отличие от дискретной материи, и лишенное массы. Всеобщую сущность вещей искали не в общем носителе – субстрате, а в наличии у материальных объектов общих свойств (массы, протяженности и т.п.). Позже был открыт корпускулярно-волновой характер микрообъектов: привычное противопоставление поля и вещества утратило смысл. Выяснилось, что частицы обладают волновыми свойствами, а все поля имеют своими носителями частицы. Поэтому, когда в конце ХIХ века произошла революция в естествознании, сокрушившая механистическую картину мира, идеалисты заговорили об «исчезновении материи» – и получили ответ материалистов: исчезла не материя, а старые представления о ней.

Физическое понимание материи постоянно изменяется: так, ушли в прошлое противопоставление поля и вещества, материи и энергии. Считающиеся необходимыми для материальных вещей свойства (масса, упругость) оказались присущими лишь некоторым ее уровням. Философское понимание материи не сводится к сумме известных фактов: отождествление понятия материи как объективной реальности с конкретными научными представлениями о ее структуре и свойствах приведет к исключению тех видов и свойств, которые еще неизвестны науке. Поэтому в настоящее время материю определяют двумя признаками, отличающих материальное бытие от других его классов: объективностью, то есть независимостью от нашего сознания, и доступностью для чувственного восприятия (хотя существуют ее проявления, которые недоступны нашим органам чувств, но они могут постигаться через приборы).

В философии существует несколько пониманий материи.

1. Объективный идеализм считает материю объективно существующей, но пассивной субстанцией (ей приписывают неподвижность, косность, инертность), подчиненной активной субстанции (духовной) – источнику движения и развития.

2. Субъективный идеализм считает материю лишь иллюзоным, преходящим порождением субъективного начала (духа).

3. Механистический материализм утверждает, что все состоит из материи: ей приписывает бесконечность в пространстве и вечность во времени, способность движения и развития (материя не нуждается для этого в воздействии извне).

4. Диалектический материализм утверждает, что материя – объективная основа всего существующего: материя первична, а другие виды бытия есть ее порождение; мир – движущаяся материя в ее бесконечно разнообразных проявлениях.

Материю нельзя противопоставлять конкретным вещам как сырье, из которого они формируются. Материя существует только в виде бесконечного разнообразия конкретных объектов. Вещи не состоят из материи, а являются конкретными формами ее проявления. Поэтому материальное единство мира не противоречит наличию различных структурных уровней материи, каждый из которых имеет своего носителя и свою систему закономерностей. Каждый уровень качественно своеобразен и, хотя и состоит из низших уровней, не сводится к ним. Принцип материального единства мира утверждает: 1) все уровни материи имеют общее происхождение, взаимодействуют друг с другом и переходят друг в друга; 2) любой материальный объект обладает всеми свойствами материи; 3) все материальные процессы подчиняются единым законам.

В настоящее время выделяют следующие структурные уровни неживой материи: уровень элементарных частиц; атомный уровень; молекулярный уровень; уровень макроскопических тел; уровень космических тел; уровень галактик; уровень Метагалактики. Возможно, существуют уровни больших и меньших масштабов (например, вакуумный, кварковый или системы метагалактик), но законы их наукой еще не изучены. Выделяют отдельно уровни живой природы: органический (клеточный) уровень; многоклеточный организм; популяция (группа организмов одного типа, живущих на одной территории); биоценоз (совокупность живых существ, населяющих данный участок); биосфера. Можно выделить социально организованную материю, бытие человека. Ее уровни: человек; семья; социальная группа (коллектив); народность (этнос); человечество.

Итак, известная нам материя обладает структурностью: существуют и различные закономерно связанные уровни материи, и материальное единство мира – их взаимосвязь и взаимозависимость, наличие ее универсальных свойств и законов.



В философии полагается, что природа и общество, человек и продукты его интеллектуальной деятельности, несмотря на очевидные различия между ними, сходны в том, что все они существуют, наличествуют и благодаря этому образуют целостное единство мира.

Стремясь понять мир как единое и многообразное целое, философы создали метафизику бытия. Бытиекак самая универсальная философская категория фиксирует реальное существование объектов как их важнейшее свойство, отвлекаясь при этом от всех других их свойств и особенностей. Бытие– это существование вообще, это совокупность всего существующего, это одинаковость всех объектов, ибо они все одинаково существуют.

Традиция, присущая классической форме философствования, представлять бытие как нечто единое восходит к древнегреческому натурфилософу Пармениду. Именно такое представление дало возможность философии занять особое место в культуре и сформировать только ей свойственный универсалистский тип мышления.

Идея единства, целостности бытия позволяет утверждать, что существуют и природные, и духовные начала. Осмысление того, как именно существуют различные целостности, входящие в единое бытие, привело к появлению в истории философской мысли двух направлений — материалистического и идеалистического. Материалистически ориентированные философы отождествляют бытие с чувственно воспринимаемой материей, с фактическим существованием физических явлений.

В идеалистической философии бытие понимается самостоятельным и независимым от материи и трактуется либо как бесконечная совокупность идей, составляющих интеллект божества и являющихся творческим прообразом всего существующего, либо как чистая длительность, принимающая разнообразные формы, либо как нечто обобщенное и отвлеченное от заполняющих сущее качеств и количеств.

Аристотель, пытаясь преодолеть противопоставление бытия материи бытию идей, предложил различать разные уровни бытия: от чувственно-конкретного до всеобщего. А Гегель, различая реальное и действительное («разумное») бытие, утверждал, что они выступают лишь разными сторонами единого бытия. Действительное он считал воплощением деятельности разума, подчеркивая, что «все действительное разумно, все разумное действительно». Действительное он относил к сущности бытия, оно являет собой основную, фундаментальную сторону бытия.

Под реальным Гегель понимал явления, факты, события, которые множественны, случайны, поверхностны и проявляются наличным образом. Они представляют собой внешнюю, несущественную сторону бытия. Марксистская философия также признает единство разных уровней бытия, но утверждает при этом первичность материального бытия.

Учение о бытии дает представление о богатстве мира, о разных, но взаимосвязанных его формах. К основным формам бытия относятся: материальное бытие, бытие человека, социальное бытие и идеальное бытие.

Материальное бытие – это, во-первых, бытие природы как целого, а также ее состояний, явлений и процессов. Во-вторых, это бытие вещей, созданных человеком.

Бытие человека представляет собой и сложный внутренний мир человека, и его взаимодействия со всем тем, что составляет природные и социальные условия его жизни.

Социальное бытие предстает как мир духовно-практической деятельности людей и их взаимоотношений. Оно включает в себя индивидуальное бытие человека в обществе и историческом процессе и бытие общества.

Идеальное бытие порождено интеллектуальной деятельностью человека и присутствует во всех актах человеческой деятельности. Это мир человеческих чувств, мыслей, образов и идей, это феномены личного и общественного сознания.

Каждая из основных форм бытия в человеческом опыте предстает в виде конкретных типов бытия: механического, физического, химического, биологического, социального. Основание и внутреннее содержание этих типов составляют простейшие формы бытия, то есть формы бытия отдельных предметов, явлений, процессов, состояний.

Даже краткая характеристика основных форм проявления бытия дает представление о том, что бытие предполагает взаимодействие и переплетение двух видов реальности: природы и общества, с одной стороны, и человеческого сознания, с другой стороны.

Другими словами, различают два вида бытия: объективную и субъективную реальности. Под объективной реальностью понимается существование, независимое от человеческого сознания. Она охватывает собой не только материально-предметный мир, но и объективизированный мир человеческого духа. Субъективная реальность формируется через гносеологическое отношение субъекта к объекту и не может существовать вне человеческого сознания.

Особым миром измененного состояния человеческого сознания является виртуальная (мнимая) реальность. Термин «виртуальная реальность»происходит от латинского слова «virtualis», что означает «возможный; такой, который может или должен появиться при определенных условиях». Это слово использовалось в философии еще средневековым мыслителем Дунсом Скоттом. Однако широкую известность понятие виртуальной реальности обрело в современную эпоху, эпоху персональных компьютеров и Интернета.

Сегодня виртуальная реальность понимается как возможно более полная имитация в чувственном восприятии человека объективного мира. Человек может попасть в виртуальную реальность, погружаясь в созерцание, например, картины или кинофильма, или увлеченно читая книгу. Однако в этом случае его активность ограничивается ролью зрителя, слушателя, читателя. Развитие компьютерной техники создало новое качество восприятия виртуальной реальности. Виртуальная реальность теперь не просто имитирует объективную реальность, но и изменяет ее в зависимости от тех или иных действий человека, который получил возможность активно и самостоятельно действовать в виртуальном мире.

Наиболее глубокий уровень вовлеченности в такой мир дают компьютерные игры. В них реальность не только изменяется, но и ограничивается. В любой игре, даже с самыми непредсказуемыми участниками, существует некий предел, за который игра не может выйти. Кроме того, время в виртуальной реальности выступает как дискретное и обратимое. Игру всегда можно сохранить, можно вернуться к тому фрагменту, который был сохранен ранее, и пройти тот или иной сюжет заново с учетом своего, но уже нового опыта.

Модель реальности, которая формируется компьютерными средствами, создает убедительную иллюзию присутствия и действия человека в ней, хотя на самом деле эта реальность вторична по отношению к объективной реальности. Виртуальная реальность является результатом человеческого воображения. Она существует только до тех пор, пока активна порождающая ее субъективная реальность.

Развитие виртуальных технологий влечет за собой опасность того, что виртуальная реальность станет для человека иллюзорной заменой реальной жизни и превратит его в придаток компьютера. На эту опасность обратили внимание авторы фильма «Матрица». Персонажи фильма так погрузились в виртуальный мир, что полностью утратили ощущение реальности. Их жизнь превратилась в иллюзию, тщательно смоделированную сверхмощными компьютерами, для которых они выступают в качестве энергетического сырья.

В силу того, что бытие может проявляться как объективная, так и субъективная реальность, онтология как учение о бытии разрабатывалась и разрабатывается в двух формах: объективного бытия и субъективного бытия. Онтологические концепцииобъективного бытия характеризуются стремлением познать универсальные связи и отношения и место в них человека, в то время как в онтологических концепцияхсубъективного бытия внимание акцентируется на исследовании психики, интимных душевных и духовных процессов.

Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 5810 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Оставьте комментарий