Тренинг на развитие креативности


Тренинг развития креативности и творческих способностей

Концептуальное введение:

Креативность (от англ. create – создавать, англ. creative – созидательный, творческий) – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. [Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – C.380].

Креативность (от лат. creatio – «созидание») – это способность человека порождать необычные идеи, оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления. Креативность является одним из компонентов творческой личности и не зависит от эрудиции. Людей, обладающих высоким уровнем креативности, называют креативами.

Как считает ряд ученых, в проявлении креативности, а точнее – дивергентного мышления, являющегося основой креативности, роль генетического фактора, в отличие от средового, невелика (Р. Николе [R. Nichols, 1978]; Е.Л. Григоренко, Б.И. Кочубей, 1989).

Среди многочисленных фактов, которые подтверждают важнейшую роль семейно-родительских отношений, есть и такие:

  1. Большие шансы проявить творческие способности имеет, как правило, старший или единственный ребенок в семье.
  2. Меньше шансов проявить творческие способности у детей, которые идентифицируют себя с родителями (отцом). Наоборот, если ребенок отождествляет себя с «идеальным героем», то шансов стать креативным у него больше. Этот факт объясняется тем, что у большинства детей родители – «средние», нетворческие люди, идентификация с ними приводит к формированию у детей нетворческого поведения.
  3. Чаще творческие дети появляются в семьях, где отец значительно старше матери.
  4. Ранняя смерть родителей приводит к отсутствию образца поведения с ограничением поведения в детстве, что способствует развитию креативности.
  5. Благоприятно для развития креативности повышенное внимание к способностям ребенка, ситуация, когда талант становится организующим началом в семье. Итак, семейная среда, где, с одной стороны, есть внимание к ребенку, а с другой стороны, к нему предъявляются различные несогласованные требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощряется нестереотипное поведение, приводит к развитию креативности у ребенка (В.Н. Дружинин, 1999, с. 214-215).

Т.С. Суслова выявила основные черты, характерные для креативных личностей. Это сознательность, ответственность, упорство, чувство долга, высокий контроль над поведением и эмоциями, решительность, предприимчивость, склонность к риску, социальная смелость, интернальный локус контроля, интеллектуальная лабильность. В.Н. Дружинин (1999) полагает, что развитие креативности идет по следующему механизму: на основе общей одаренности под влиянием микросреды и подражания формируется система мотивов и личностных свойств (нонконформизм, независимость, мотивация самоактуализации), и общая одаренность преобразуется в актуальную креативность, т. е. креативность – это синтез одаренности и определенной структуры личности.

Препятствуют проявлению креативности низкий интеллект, нейротизм и тревожность.

Цель: осознание креативности в себе и её развитие. (Развитие способности участников находить новые нестандартные (креативные) решения задач; налаживание коммуникативных связей внутри группы.)

Задачи:

  1. Осознание и преодоление барьеров для проявления и развития творческого мышления.
  2. Осознание характеристики креативной среды.
  3. Формирование навыков и умений управления творческим процессом.

Материалы: бумага, ножницы, карандаши, модели предметов, мяч, газеты.

Этапы работы:

I. Этап – разогрев

Упражнение «Перекинь мяч»

Цели: вербальное и невербальное общение, сближает членов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом и поиску быстрого решения поставленной задачи.

Материалы: мяч.

Время: 2-5 минут

Процедура: Участники стоят в тесном кругу, им дается небольшой мячик (размером приблизительно с теннисный) и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких подгруппах. Упражнение повторяется 3-4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до 1 с на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь 1 с на всю группу. Обычно через некоторое время участники придумывают и демонстрируют соответствующее решение. (Оно состоит в том, что все они ставят сложенные «лодочкой» руки друг над другом и поочередно разводят ладошки в стороны. Мячик, падая вниз, передается из рук в руки и таким образом успевает побывать у каждого участника). Задача решена!

Психологический смысл упражнения. Демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к ней и как этому препятствуют стереотипы («перекинуть – значит подбросить вверх, а потом поймать»). Сплочение группы, обучение координации совместных действий.

Каталог:DswMedia
DswMedia -> Методические рекомендации для родителей Агрессивное поведение в подростковом возрасте
DswMedia -> Реферат расстройства поведения и личности у детей и подростков с умственной отсталостью
DswMedia -> Трудные дети
DswMedia -> Консультации для педагогов. «Профилактика нарушений поведения в детском возрасте»
DswMedia -> Агрессивность как свойство личности подростка
DswMedia -> Конструктивное преодоление конфликтов
DswMedia -> Детская агрессивность Выдающийся психолог и философ Э. Фромм подразделял агрессию на «злокачественную»
DswMedia -> Агрессия подростков

Поделитесь с Вашими друзьями:

В современном мире, где, кажется, все уже создано и придумано до нас, важным качеством работников является креативность. Этим термином называют творческие способности человека, его способность создавать что-то новое, придумывать новые способы работы или продуцировать новые идеи.

В мире бизнеса, где конкуренция всегда высока, очень ценятся эти умения человека, а creativity уже давно рассматривается как одна из основных компетенций при приеме на работу. Для некоторых профессий, например, рекламщиков, маркетологов, журналистов, креативщиков и других творческих специальностей, это вообще является главным качеством, необходимым для работы.

Положительным моментом является то, что творческие способности можно развить в каждом человеке. Они изначально заложены в каждом человеке, а непосредственно развитие креативности зависит только от него самого. Специально для людей, которым хочется раскрыть свой потенциал полностью, разработаны тренинги и курсы.

Какая может быть польза от тренинга творческих способностей?

Он будет эффективен для разных групп людей:

  • руководителям компаний и топ-менеджерам,
  • директорам по развитию и арт-директорам (чтобы сделать компанию уникальной и оригинальной),
  • специалистам рекламного бизнеса,
  • фрилансерам и представителям творческих профессий,
  • специалистам, работающим в продажах,
  • обычным людям, стремящимся раскрыть свой творческий потенциал вне работы.

Также подобный тренинг полезен людям, которые думают, что не всегда справляются со служебными обязанностями; тем, кто стремится к быстрому карьерному росту; тем, кто хочет сменить работу; тем, кто не справляется с решением сложных ситуаций; тем, кто чувствует, что может работать плодотворнее и эффективнее. На нем решаются следующие задачи:

  • осознание настоящего уровня креативности человека,
  • определение внутренних барьеров, мешающих креативности, и работа с ними,
  • овладение практическими методами разработки креативных идей,
  • повышение гибкости мышления, выход за рамки привычного,
  • появление новых возможностей для реализации своих способностей и талантов.

Главным результатом прохождения тренинга креативности является способность генерировать новые оригинальные идеи, помогающие в решении рабочих или бизнес-задач, а также в личной жизни.

В чем заключается программа?

Программа тренинга развития креативности включает в себя большое количество практических упражнений и минимум теории.

В ходе тренинга рассматриваются следующие модули:

  • появление креативного решения для стандартных или нестандартных задач,
  • влияние личности на принятие решения,
  • личная и групповая креативность, (это может быть полезно при работе в команде)
  • способы «рождения» креативной идеи: мозговой штурм, ассоциативный метод, ментальные карты и т.д.

На тренинге используются следующие методы работы: ролевые игры, групповые дискуссии, мини-лекции, разработка идей на основе предлагаемых методов.

Как выбрать нужный тренинг?

При выборе тренинга креативности нужно осознать свой уровень развития творческих способностей и его важность для вас. Если развитие креативности необходимо для решения рабочих вопросов, следует отдать предпочтение варианту тренинга, длящемуся около недели. Если вы хотите пройти подобный курс из-за усталости и творческого кризиса, но проблем с креативностью не возникает, можно выбрать более упрощенный вариант, который просто вновь вернет вам творческий потенциал.

Это так же поможет Вам поднять настроение на работе. Чаще всего подобный тренинг проводят по индивидуальному графику. Творческие способности – это не какой-то навык, который от постоянного повторения сформируется, это сложная сфера, которую нужно «включить». А это у каждого человека происходит индивидуально.

Также перед выбором тренинга следует подумать о том, чего вы ждете от занятий. Если это тренинг для креативной команды одного рекламного агентства, можно отбросить некоторые формальности и сразу приступить к попыткам включения креативности и созданию шедевров в виде слоганов, рекламных макетов и т.д.

Если же тренинг планируется для ранее незнакомых людей, нужно подобрать аудиторию. Так как тренинг креативности предполагает тесное сотрудничество и работу в группе, желательно выбрать аудиторию людей похожих профессий или со схожими проблемами.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный педагогический университет»

Факультет психологии и педагогики

Кафедра общей и педагогической психологии

Тренинг

Тренинг креативности для старшеклассников и студентов

Знакомство: Ведущий тренинга должен представиться и познакомиться с группой. Для знакомства можно использовать какую-нибудь вещь (игрушку или мячик, например), которую участники группы будут передавать по кругу, тот, у кого в руках находиться вещь должен будет назвать своё имя и экзотическое животное (участники группы не должны повторяться).

Теоретическая часть: Ведущий рассказывает о целях данного тренинга: «Креативность — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды. И как раз таки целью нашего занятия будет осознание креативности в себе и её развитие методом нахождения нестандартных (креативных) решений на поставленные задачи»

Упражнения:Первое  упражнение: Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках карточки, на которых написаны названия предметов, состояний, любые понятия. Например: сон, веселье, ночь, весна, фараон, бухгалтерия, организм и т.д. Инструкция: «Сейчас я приколю карточку с написанным на ней словом на спину одному из вас, и сделаю это так, чтобы он не видел, что на ней написано. Мы все сможем прочитать написанное слово, но при этом ничего не будем говорить. Задача выбранного участника группы — узнать, что написано на карточке. Для выполнения этой задачи он(а) может называть любого из вас, по своему выбору, и тот, кого назовут, постарается, пользуясь только не вербальными средствами, сообщить , что написано на карточке. По ходу выполнения задания отгадывающий может высказывать возникающие у него гипотезы и, как только называется правильное слово, я сообщу ему об этом» Так же ведущий может добавить: «Те, кто окажется в центре круга, и будет отгадывать слово, постарайтесь обратить внимание на то, как возникает ответ, а также на то, какие состояния у вас будут в ходе выполнения задания, и как они будут изменяться». Это поможет участникам лучше высказать своё мнение об этом упражнении.

Второе упражнение: Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч. Инструкция: «Сейчас я брошу кому-то мяч и назову при этом любой предмет. Тот, которому достанется мяч, должен будет назвать три нестандартных способа использования этого предмета. Например, бросая мяч, я скажу "молоток". Кроме прямого назначения, молоток можно использовать в качестве пресс-папье для того, чтобы не разлетались лежащие на столе бумаги; можно использовать молоток в качестве ручки для тяжелой авоськи; можно, привязав к нему шпагат, применить его в качестве отвеса при строительных работах. Сразу договоримся, что не будем прибегать к универсальным способам использования большинства предметов: почти любой предмет можно нарисовать, потрогать, понюхать, многие предметы можно подарить. Итак, тот, кому я брошу мяч, назовет три нестандартных, нетрадиционных способа использования доставшегося ему предмета и затем бросит мяч следующему, назвав другой предмет. Будем внимательны и сделаем так, чтобы во время этой работы мяч побывал у каждого». В ходе обсуждения проделанной работы можно задавать группе такие вопросы: «В чем заключались основные трудности, с которыми вы столкнулись при выполнении задания?"», «Какие состояния возникали и как они изменялись в ходе работы?», «Что вам помогало справляться с поставленной задачей?» Третье упражнение: Участники группы сидят по кругу. У них в руках листы бумаги и ручки. Инструкция: "Задание, которое я сейчас вам предложу, надо будет выполнять письменно. Напишите в верхней части листа четыре буквы: Н Г О К. По моему сигналу мы начнем работу:  надо будет составить как можно больше предложений, причем в каждом из написанных вами предложений первое слово должно начинаться на букву Н, второе – на букву Г, третье – на О, четвертое на К. Например, "Николай Говорит Очень Красиво". Сейчас у вас есть три минуты на выполнение задания. Начали". Через три минуты ведущий предлагает каждому участнику по очереди сказать, сколько у него написано предложений, а затем просит каждого прочитать одно из написанных им предложений, любое, по выбору самого участника. Это может быть то предложение, которое сам участник считает наиболее удачным. При ознакомлении с результатами работы участники обнаруживают для себя не использованные ими стилевые, содержательные и другие возможности для составления предложений, что усиливает их мотивацию и позитивно сказывается на результатах последующей работы. Ведущий предлагает продолжить составление предложений еще в течение трех минут.

Когда отведенное время закончится, каждый участник снова сообщает, сколько ему удалось написать предложений и зачитывает одно из них по своему выбору. Затем ведущий продолжает инструкцию: «Теперь каждый напишет рассказ о нашей группе. Количество слов в предложениях, из которых будет состоять этот рассказ, может быть любым, но слова должны начинаться на буквы НГОКНГОКНГОК и т.д. При этом знаки препинания могут ставиться в любом месте. На выполнение этого задания у вас будет пять минут». (Можно не задавать тематику написания рассказа). Когда работа завершена, каждый участник зачитывает свой рассказ. Содержание рассказов не обсуждается, не комментируется и не оценивается Четвертое упражнение: Участники группы сидят по кругу. У ведущего в руках мяч. Инструкция: «Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч. Тот, кто бросает мяч, говорит одно из трех слов: "воздух", "земля" или "вода", а тот, кто ловит мяч, говорит, если прозвучало слово "воздух" – название птицы, во втором случае "земля" – животного, и если было сказано "вода" – название рыбы. Реагировать нужно как можно быстрее». По ходу работы ведущий побуждает участников группы увеличивать темп. Пятое упражнение: Участники группы сидят по кругу. У ведущего в руках мяч. Инструкция: «Сейчас тот, кто начнет нашу работу, бросит мяч кому-нибудь из нас и скажет, где окажется тот, кому адресован мяч. При этом у нас не будет никаких ограничений: можно направлять своих партнеров в самые необычные, даже фантастические места – в холодильник, в Древнюю Грецию, на пальму и т.д. Поймав мяч, надо быстро назвать три предмета, которые вы возьмете с собой туда, куда вас направляют. При этом будем внимательны и постараемся не повторять те места, в которых уже "побывали" другие и те предметы, которые уже назывались».

Рефлексия: После завершения всех упражнений, ведущий предлагает участникам группы ещё одно упражнение, его смысл заключается в получении обратной связи в творческой форме. « Я предлагаю вам составить пятистрочие, которое будет отражать ваши впечатления о прошедшем тренинге и его ключевую идею. Всё очень просто: Первая строчка: существительное, наиболее точно и емко отражающее основную идею прошедшего тренинга. Вторая строчка: два прилагательных, характеризующих тренинг. Третья строчка: три глагола или деепричастия, описывающие действия, происходившие на тренинге. Четвертая строчка: фраза из любых четырех слов, выражающая отношение автора к происходящему. Пятая строчка: любое слово, отражающее общую суть темы стиха» На сочинение дается 5 – 6 минут, потом участники поочередно озвучивают результаты своего творчества.

О чем мы будем говорить:

  • Что такое креативность?
  • Как можно использовать мою креативность в жизни и в учебе?
  • Сложно ли придумывать новое применение простым и знакомым вещам?
  • Как реагировать на возникающие новые ситуации, условия, изменения и как действовать в ситуациях новизны и неопределенности?
  • Как создавать что-либо новое, необычное?
  • Какие личностные качества помогут мне в развитие своих творческих способностей?
  • В чем моя гениальность?
  • Как создать креативны продукт своей деятельности?

Для чего этот тренинг нужен:

  • Поможем ребенку преодолеть барьеры проявления своей креативности;
    Увидеть в окружающем пространстве характеристики креативной среды;
    Отработаем навыки и умения управления креативным процессом;
  • Поможем найти творческий подход к учебе.
  • Развитие способности ребенка находить новые нестандартные (креативные) решения жизненных задач;
  • Поможем понять, в чем его личная особенность и как ее применить в жизни, общении учебе.

Ведущий – Лира Саитова

Магистр образования, к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования БГПУ, тренер направлений личностного роста и развития креативности.

Тренинг креативности, творческих способностей
Составил Макушина Алена Ивановна
Руководитель РМО учителей ОО «Искусство»
МБОУ «Мужевская СОШ им. Н.В. Архангельского»
Цель: осознание креативности, способностей к творчеству в себе и их развитие.
Правила групповой работы, понятие тренинга.
Тренинг – это наиболее эффективная групповая форма работы, в которой практически прорабатываются различные проблемы.
Правила:
Все, что произойдет – произойдет «здесь и сейчас», то есть все проблемы должны остаться за пределами этой комнаты;
Необходимо проявлять активность, успешность работы зависит от вашей активности;
Все происходящее касается только вас: можно делиться только своими мыслями и переживаниями.
Многие из Вас знают друг друга же давно, кто-то знакомы заочно, кто-то встретились впервые, но сегодня мы попытаемся познакомиться поближе, с тем, чтобы нам проще, удобнее было общаться и обсуждать в дальнейшем главное дело нашей жизни воспитание и обучение наших детей.
Знакомство
Упражнение «Приветствие + улыбка» (2 мин)
Цель: Познакомиться. В ходе знакомства передать положительные эмоции.
— Я начинаю знакомство, взглядом вызываю для знакомства одного из участников тренинга, по знаку участники встают, идут на встречу, друг другу, при встрече в центре они приветствуют друг друга пожатием руки, представляются (имя), обмениваются комплиментами и садятся на место своего напарника.
Рефлексия:
Мы часто обращаем внимание на собственные недостатки и недостатки других людей, сегодня мы попытались увидеть положительное в каждом из нас.
Чей комплимент получился самым необычным или самым неожиданным?
Что Вам помогла придумать комплимент?
Просто ли Вам было озвучить его? Почему нет?
Выявление самочувствия, настроения участников
Упражнение «Дерево» (7-10 минут)
Цель: определение настроения каждого участника, настрой на работу.
Атрибуты: лист ватмана с изображенным стволом дерева, маркеры, фломастеры, краски.
— Наше «Я» это самая большая загадка. Сегодня мы изобразим НАШЕ «Я» в виде дерева с листочками и веточками. Каждому из Вас предстоит изобразить веточку и придумать слово, которым Вы могли бы охарактеризовать свое «Я» НА РАБОТЕ (написать его рядом с веточкой и листочками). В результате у каждого должна получиться СВОЯ веточка.
Рефлексия:
У нас с Вами получилась симпатичная крона дерева каждая веточка, это ваше «Я».
Отметить креативные веточки.
В целом описать настроение по цвету, который использовали участники.
Определение темы и цели тренинга
Цель: развитие креативного мышления для возможности разрешать стандартные проблемы нетрадиционными, неординарными способами.
Задачи:
Развитие качеств креативного (творческого мышления): беглости, гибкости, оригинальности, точности;
Повторить методы решения проблемных ситуаций.
Основная часть
Творческость – креативности – способность к творчеству по разному развита в каждом из нас, кто-то легко находит различные способы решения проблемы, а кому-то дается это тяжело, — мешает стандартизованность, стереотипность мысли. Чтобы ограничений при решении проблем было гораздо меньше, необходимо развивать творческое, креативное мышление.
Повторить основные качества творческого мышления
Творческое мышление лежит в основе творческих способностей, служит средством порождения новых идей и самовыражения, его характеризуют четыре основных качества: беглость (быстрота), гибкость, оригинальность и точность.
Следующее задание будет направлено на развитие этих качеств (беглость).
Упражнение «Апельсин» (3 минуты)
Цель: развитие беглости (быстроты) мышления, скорости извлечения информации из памяти, способность искать и переходить в новые содержательные области. Побуждает участников к динамичной работе.
Атрибуты: апельсин.
— У меня в руках апельсин, передавая его в руки другого участника каждый из нас должен одним словом дать ему определение, переходя в разные формы определения.
— Апельсин сладкий……
Рефлексия:
Что вы чувствовали в ходе упражнения?
Повторить методы и приемы развития креативности, творческих способностей
Как Вы знаете, существует много приемов и методов развития креативности, творческих способностей (изменение исходных установок, ломтики и кубики, древо головной боли, мозговой штурм, аналогии и ассоциации) сейчас мы выполним упражнение
Упражнение «Аналогия. Три предмета» (4 минуты)
Цель: гибкость, оригинальность мышления, эмоциональная разрядка.
Атрибуты: мяч.
— Сейчас тот, кто начнет работу, бросит мяч кому-нибудь из нас и скажет, где окажется тот, кому адресован мяч. При этом, у нас не будет ни каких ограничений, можно направлять своих партнеров в самые необычные, даже фантастические места – в холодильник, Древнюю Грецию и так далее. Поймав мяч, надо быстро назвать три предмета, которые вы возьмете с собой туда, куда вас направляют. При этом будьте внимательны и постараемся не повторять те места, в которых уже «побывали» другие, и те предметы, которые уже назывались.
— Уважаемая (имя) я Вас направляю в Средние века.
Рефлексия:
Ваши ощущения в момент ожидания мяча.
Что Вы чувствовали, когда вас вы направляли мяч другому участнику.
Резюмирование ведущего (5 минут)
Я хочу поблагодарить Вас всех за активную, творческую……. работу. Прошу Вас ответить на три вопроса.
Рефлексия:
Как Вы чувствовали себя во время занятия?
Изменилось ли что-то в Вашем отношении к окружающим?
Считаете ли Вы подобные занятия полезными?
Все когда-нибудь заканчивается, закончилось и наше занятие.
Сейчас все приглашаю занять места за рабочими столами. Удачи!

Приложенные файлы

Запись опубликована автором uploader в рубрике Материалы для преподавателей.

© 2017 Образовательный портал «educontest.net». Обратная связь | Пользовательское соглашение | Распечатать страницу
Тренинг креативности, творческих способностей
Составил Макушина Алена Ивановна
Руководитель РМО учителей ОО «Искусство»
МБОУ «Мужевская СОШ им. Н.В.

Архангельского»
Цель: осознание креативности, способностей к творчеству в себе и их развитие.
Правила групповой работы, понятие тренинга.
Тренинг – это наиболее эффективная групповая форма работы, в которой практически прорабатываются различные проблемы.
Правила:
Все, что произойдет – произойдет «здесь и сейчас», то есть все проблемы должны остаться за пределами этой комнаты;
Необходимо проявлять активность, успешность работы зависит от вашей активности;
Все происходящее касается только вас: можно делиться только своими мыслями и переживаниями.
Многие из Вас знают друг друга же давно, кто-то знакомы заочно, кто-то встретились впервые, но сегодня мы попытаемся познакомиться поближе, с тем, чтобы нам проще, удобнее было общаться и обсуждать в дальнейшем главное дело нашей жизни воспитание и обучение наших детей.
Знакомство
Упражнение «Приветствие + улыбка» (2 мин)
Цель: Познакомиться. В ходе знакомства передать положительные эмоции.
— Я начинаю знакомство, взглядом вызываю для знакомства одного из участников тренинга, по знаку участники встают, идут на встречу, друг другу, при встрече в центре они приветствуют друг друга пожатием руки, представляются (имя), обмениваются комплиментами и садятся на место своего напарника.
Рефлексия:
Мы часто обращаем внимание на собственные недостатки и недостатки других людей, сегодня мы попытались увидеть положительное в каждом из нас.
Чей комплимент получился самым необычным или самым неожиданным?
Что Вам помогла придумать комплимент?
Просто ли Вам было озвучить его? Почему нет?
Выявление самочувствия, настроения участников
Упражнение «Дерево» (7-10 минут)
Цель: определение настроения каждого участника, настрой на работу.
Атрибуты: лист ватмана с изображенным стволом дерева, маркеры, фломастеры, краски.
— Наше «Я» это самая большая загадка. Сегодня мы изобразим НАШЕ «Я» в виде дерева с листочками и веточками. Каждому из Вас предстоит изобразить веточку и придумать слово, которым Вы могли бы охарактеризовать свое «Я» НА РАБОТЕ (написать его рядом с веточкой и листочками). В результате у каждого должна получиться СВОЯ веточка.
Рефлексия:
У нас с Вами получилась симпатичная крона дерева каждая веточка, это ваше «Я».
Отметить креативные веточки.
В целом описать настроение по цвету, который использовали участники.
Определение темы и цели тренинга
Цель: развитие креативного мышления для возможности разрешать стандартные проблемы нетрадиционными, неординарными способами.
Задачи:
Развитие качеств креативного (творческого мышления): беглости, гибкости, оригинальности, точности;
Повторить методы решения проблемных ситуаций.
Основная часть
Творческость – креативности – способность к творчеству по разному развита в каждом из нас, кто-то легко находит различные способы решения проблемы, а кому-то дается это тяжело, — мешает стандартизованность, стереотипность мысли. Чтобы ограничений при решении проблем было гораздо меньше, необходимо развивать творческое, креативное мышление.
Повторить основные качества творческого мышления
Творческое мышление лежит в основе творческих способностей, служит средством порождения новых идей и самовыражения, его характеризуют четыре основных качества: беглость (быстрота), гибкость, оригинальность и точность.
Следующее задание будет направлено на развитие этих качеств (беглость).
Упражнение «Апельсин» (3 минуты)
Цель: развитие беглости (быстроты) мышления, скорости извлечения информации из памяти, способность искать и переходить в новые содержательные области. Побуждает участников к динамичной работе.
Атрибуты: апельсин.
— У меня в руках апельсин, передавая его в руки другого участника каждый из нас должен одним словом дать ему определение, переходя в разные формы определения.
— Апельсин сладкий……
Рефлексия:
Что вы чувствовали в ходе упражнения?
Повторить методы и приемы развития креативности, творческих способностей
Как Вы знаете, существует много приемов и методов развития креативности, творческих способностей (изменение исходных установок, ломтики и кубики, древо головной боли, мозговой штурм, аналогии и ассоциации) сейчас мы выполним упражнение
Упражнение «Аналогия. Три предмета» (4 минуты)
Цель: гибкость, оригинальность мышления, эмоциональная разрядка.
Атрибуты: мяч.
— Сейчас тот, кто начнет работу, бросит мяч кому-нибудь из нас и скажет, где окажется тот, кому адресован мяч. При этом, у нас не будет ни каких ограничений, можно направлять своих партнеров в самые необычные, даже фантастические места – в холодильник, Древнюю Грецию и так далее. Поймав мяч, надо быстро назвать три предмета, которые вы возьмете с собой туда, куда вас направляют. При этом будьте внимательны и постараемся не повторять те места, в которых уже «побывали» другие, и те предметы, которые уже назывались.
— Уважаемая (имя) я Вас направляю в Средние века.
Рефлексия:
Ваши ощущения в момент ожидания мяча.
Что Вы чувствовали, когда вас вы направляли мяч другому участнику.
Резюмирование ведущего (5 минут)
Я хочу поблагодарить Вас всех за активную, творческую……. работу. Прошу Вас ответить на три вопроса.
Рефлексия:
Как Вы чувствовали себя во время занятия?
Изменилось ли что-то в Вашем отношении к окружающим?
Считаете ли Вы подобные занятия полезными?
Все когда-нибудь заканчивается, закончилось и наше занятие.
Сейчас все приглашаю занять места за рабочими столами. Удачи!

Приложенные файлы

Запись опубликована автором uploader в рубрике Материалы для преподавателей.

Оставьте комментарий