Технология воспитания культуры межнационального общения


Воспитание культуры межнационального общения.

Предыдущая3456789101112131415161718Следующая

1. Актуальность проблемы межнационального общения

2. Цели и задачи формирования культуры межнациональных отношений

Среди множества проблем, которые во все времена волнуют человечество, одна из важнейших проблем – проблема существования, мира, выживания. Её невоз-можно решить, если мы не научимся понимать друг друга, уважать менталитет тех, кто живет на нашей планете.

Трудно назвать страну, где проживало бы население одной национальности, одной культуры, одной конфессии. Во многих государствах, прежде всего с феде-ративным устройством, живут разные народы, этнические и религиозные группы. Без преувеличения можно утверждать, что все государства мира полиэтничны! Если взять за основу этнического деления язык (он фундамент культуры, мента-литета), то цифры, приведенные ниже и основанные на исследованиях социоло-гов, впечатляют.

Так, в Европе на каждую страну в среднем приходится 9,5 этнических групп; в Латинской Америке и Карибском бассейне – 21; в Индонезии – 712, в Российской Федерации – 191. Следует отметить, что в последние десятилетия отмечена тен-денция роста данных показателей, что связано с естественным стремлением насе-ления идентифицировать себя с позиций этничности.

Представляет особый интерес анализ этничности и конфессионального со-става населения, Приволжского федерального округа, частью которого является Нижегородский регион (Цифры приведены по данным В.Ю. Зорина, П.И. Пучко-ва и других).

Этнический состав населения ПФО.

Русские – 68%, 120

Татары – 12%,

Чуваши – 5%,

Башкиры – 3%,

Мордва, Удмурты, Украинцы – по 2%,

Марийцы – 1%,

Другие национальности – 5%.

Конфессиональный состав населения ПФО

На территории округа зарегистрированы 58 конфессий, 4500 религиозных общин.

49% — исповедуют православие

38% — ислам

9% — протестанты

4% — прочие религии, в том числе буддизм, индуизм, даоизм.

Такой же многонациональный и многоконфессиональной по своему составу явля-ется Нижегородская область, где, как констатируют её руководители, представи-тели различных этнических групп живут в атмосфере взаимопонимания и согла-сия.

Однако в мире в целом взаимопонимания и согласия давно уже нет, и меж-национальные конфликты не только имеют место в земном человеческом обще-житие, но и, к сожалению, обнаруживают тенденцию к усилению.

Учёные называют следующие причины этого тревожного явления:

1. Естественное стремление нации к сохранению независимости в условиях деформации межнациональных отношений;

2. Ущемление в ряде стран интересов национальных меньшинств;

3. Усиление националистических проявлений, перерастающих в откровенно выраженный шовинизм;

4. Боязнь растворения этноса в другом, более многочисленном и экономиче-ски сильном;

5. Насильственное присоединение народа к другой государственности;

6. Некорректно установленные национально-территориальные границы, нали-чие спорных территорий;

7. Депортация народов, связанная с изменениями социально-политической си-туаций;

8. Культурное и конфессиональное различие народов, составляющих населе-ние конкретной страны и др.

Сказанное выше актуализирует проблему межнациональных отношений и объ-ясняет насущною необходимость выделения в научно-педагогическом простран-стве специальной отрасли-педагогики межнационального общения. Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании конкретизируют эту педагогическую актуаль-ность, подчеркивая, что образование должно быть ориентированно «на интегра-цию личности в системы мировой и национальной культур»…, должно «содейст-вовать взаимопониманию к сотрудничеству между людьми, народами, различны-ми, религиозными и социальными группами».

1. Выполнение основных задач, обозначенных педагогикой межнационально-го общения, связано с историческим анализом идей, концепций, теорий в классической педагогике. У этой проблемы есть своя история.

Культура умеренности, терпимости друг к другу имеет место в учении Демокрита, Сократа, Платона. Их утверждение, что красота одного тела родст-венна красоте другого. Обращение к Богу, ориентация на перспективу наказания за грехи в эпоху Средневековья следует расценивать как варианты пропаганды смирения, терпимости в жизни общества.

Особый интерес представляет программа «Пампедия», разработанная основате-лем научный педагогики Я.А. Коменским в ХVI веке. Великий мыслитель, исходя из посылки об общности и равенстве людей, их потребности и устремлений, обосновывает пампедию как стратегию равного и обязательного воспитания всего человеческого рода; Коменский, говорит о формировании у детей умения жить в 122

мире и согласии, выполнять взаимные обязанности, любить и уважать каждого. Он отмечает, что мудрым и полезным человек становиться лишь тогда, когда ос-новную цель жизни видит в «благополучии человеческого рода».

Гегель, рассматривая взаимоотношение ключевых философских понятий «Я» и «не Я», закладывал основу межнационального содружества: «поступая по отношению друг к другу справедливо, я тем самым рассматриваю «не Я» как то-ждественного со мной».

А. Шопенгауэр – «мы должны каждого принимать и признавать с данной его ин-дивидуальностью, какова бы она ни оказалась». И. Кант фактором, сдерживаю-щим неуживчивую человеческую природу, считал корректные отношения с окру-жающими («всеобщий человеческий дояч»).

Интересны и ценны мнения наших отечественных философов, педагогов, психо-логов. Так Николай Рерих утверждал необходимость «благодетельного синтеза», под котором он, понимая «единения культур».

П.Ф. Каптерев уделял особое внимание взаимосвязи национального и общечело-веческого в педагогике. К особенностям педагогического процесса, обусловлен-ным национальными ценностями, он относил язык, религию, быт. Усвоение род-ного языка он рассматривал как приобщение к национальной духовной идее и од-новременно к общечеловеческим знаниям. Он призывал развивать в детях чувство принадлежности ко всему человечеству (глобальности) – «сколько возможно со-кращать в школах мысли о том, что родной народ – единственный носитель ис-тинной культуры, а прочие народы должны быть служебными данному».

В воспитании, подчеркивал он, «нужно обратиться не к одному народу, а ко многим, рассмотреть их идеалы и ценными чужими свойствами пополнить недос-татки своего национального идеала; народное нужно сочетать с инородным, со всенародным и общечеловеческим».

Педагогика межнационального общения опирается и на культурно-историческую теорию развития поведения и психики Л.С. Выготского, в соответ-ствии с которой детерминанты (причины) поведения лежат в исторически разви-123

вающейся культуре. Таким образом, ведущая роль социокультурного контекста в развитии человека предполагает актуализацию отношений с людьми в целом, от-ношение к тем или иным культурным ценностям в частности.

В настоящее время мировая педагогическая мысль в пространстве педаго-гики межнационального общения формируется правовыми документами, разрабо-танными ООН, ЮНЕСКО, Конституцией РФ, Законом РФ об образовании и дру-гими директивными законодательными документами.

Декларация прав человека, Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании» нацели-вает общество на воздействия интенсификацию образовательной сферы, на фор-мирование культуры межнационального общения. Основные его цели можно сформировать так:

1. Воспитывать человеческое достоинство, чувства долга;

2. Формировать межнациональные отношения в духе ненасилия, терпимости (толерантности), уважения, солидарности;

3. Адаптировать знания к национальным и международным аспектам;

4. Способствовать формированию глобального миропонимания.

Цели эти реализуются с помощью решения следующих задач:

— вырабатывать способность признавать и воспринимать различие культур.

— уважать культурное наследие и самобытность своей страны в контексте мировой культуры,

— формировать умение ненасильственного (правового) урегулирования нац. кон-фликтов,

— воспитывать солидарность и справедливость на национальном и международном уровне и др.

По мнению П.В. Болотиной обучение культуре межнационального общения вы-полняет следующие функции: 124

1. Философско-культурологическую – направлена на формирование планетар-ного сознания, преодоление узконационального мышления, предрассудков и стереотипов по отношению к другим народам и их культурам.

2. Образовательно-правовую – расширение знаний не только национальных, но и международных правовых норм, элементов правоотношений.

3. Воспитательно-формирующую – ориентированна восприятие и осмысление прав человека, на формирование убеждений и навыков сознательного гу-манного поведения;

4. Психологоразвивающую – познание своего Я, развитие интереса к челове-ку, стремление к самовоспитанию и самосовершенствованию.

5. Коррекционную – диагностика отклоняющегося (девиантного) поведения с элементами населения, агрессивности, нетерпимости, жестокости и т.д.

Сочетание в обучении и воспитании этих функций, практическая их реализа-ция – обязательное условие эффективности педагогики межнационального обще-ния, одного из важнейших принципов которого является принцип интеркультур-ности образования (преподавания, обучения, воспитания) (педагогика, 2, 1999 Т.В. Болотина).

Проблема прав человека в содержании образования. Он основывается на без-условном признании прав человека, присущих каждому «без какого бы то ни бы-ло различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, языка, пола, религии, полити-ческих и иных убеждений» (Всеобщая декларация прав человека)

Интеркультурное образование направлено на формирование человека, уважающе-го права другого человека, готового к диалогу с ним для достижения взаимоот-ношения и взаимоприемлемых решений.

Практически этот принцип в системе образования реализуется в качестве интегрального компонента учебно-воспитательного процесса через теоретическое и практическое освоение искусства, где подчеркивается роль вклада разных наро-дов в его развитие, через историю изучаемых наук, в процессе знакомства с исто-рией и культурой регионов, в ходе овладения иностранными языками, путем ор-125

ганизаций культурного сотрудничества с представителями разных национально-стей.

Принцип интеркультурности образования лежит в основе процесса, который со-временной наукой озвучен как поликультурное образование. Это становиться очевидным, когда мы анализируем его цели и задачи. Кстати, их осмысление осо-бенно важно для педагогов-практиков, так как позволяет актуализировать форми-рование культуры межнационального общения в учебно-воспитательной деятель-ности.

Цель поликультурного образования — сформировать человека, способного к ак-тивной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладаю-щего развитым человеком понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.

В соответствии с целью определены и задачи поликультурного образования, главные из которых сформированы следующим образом:

1. Глубокое и всестороннее овладение учащимися культурой своего собственного народа, что является непременным условием интеграции с другими культурами;

2. Формирование представлений о многообразии культур в мире и в России, вос-питания позитивного отношения к национально-культурным различиям;

3. Развитие умений и навыков общения и продуктивного взаимодействия с носи-телями различных культур;

4. Воспитание учащихся в духе мирного сотрудничества, толерантности, патрио-тизма и интернационализма;

5. Создание условий для реализации этих задач.

В связи с этим содержание поликультурного образования предлагается рас-сматривать как:

— актуализацию в учебном материале гуманистических идей и идеалов,

— характеристику уникальных самобытных черт в культурах народов России и ми-ра, 126

— раскрытие в культурном наследии российских народов общих компонентов тра-диций, идей, позволяющих жить в мире и согласии,

— приобщение учащихся к мировой культуре, раскрытие процессов глобализации, взаимозависимости стран и народов в современных условиях.

В заключении сказанного выше следует напомнить, что ключевым поняти-ем педагогики межнационального общения является толерантность, суть которой определена принятой в 1995 году ООН «Декларацией принципов терпимости». В этом важном международном документе толерантность рассматривается как кате-гория, означающая уважение, принятие и правильное понимание всего многооб-разия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуально-сти. Она оценивается как явление, которое делает возможным достижение мира и согласия, как «активное отношение к действительности, формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человека». При этом наиболее эффек-тивным средством формирования толерантности Декларация называет воспита-ние, в ходе которого должное внимание уделяется культуре межнационального общения. 127

Предыдущая3456789101112131415161718Следующая

Основы этнопедагогики. Воспитание культуры межнационального общения.

Теоретико-методологической основой учебной дисциплины «Этнопедагогика» стали следующие работы, подходы и принципы:

– работы современных философов, имеющих отношение к обучению и воспитанию молодежи, работы психологов-теоретиков и этнопсихологов, фундаментальные исследования по этнопедагогике академика Г. Н. Волкова и его многочисленных учеников, являющихся представителями более 30 народов России, что сыграло основополагающую роль в выработке концепции народной педагогики;

– культурологический подход, в соответствии с которым традиционная культура воспитания рассматривалась как составная часть мировой культуры;

– аксиологический подход к изучению педагогической реальности в единстве с эпистемологией (выявлением воспитательного значения духовных сокровищ народов, педагогического смысла традиций наряду с раскрытием механизмов функционирования народных педагогических знаний);

– принцип историзма, требующий аналитического рассмотрения исторической эволюции системы народного воспитания – с учетом его вечного, общего характера, имея в виду его демократическую и гуманистическую ориентацию.

Этнопсихологическими предпосылками функционирования этнопедагогики являются:

– позитивная этническая идентичность;

– этническая толерантность на групповом и личностном уровнях;

– умение организовать оптимальное взаимодействие в этноконтактных группах, а также методически выверенная реализация этнокультурного просвещения.

Народная педагогика, включающая фольклорную, народную, традиционную педагогику, – это педагогика национального спасения, представляющая собой самую эффективную отрасль педагогических знаний, активно способствующую гармонизации межнациональных отношений. Структурообразующим компонентом системы воспитания любого народа является национальное; именно это глубинное, национальное, и составляет ядро, сердцевину национального и общенационального патриотизма, поэтому именно национальные особенности составляют основу или своего рода каркас духовного богатства представителя любой национальности.

Важнейшие постулаты этнопедагогики, сформулированные Г. Н. Волковым:

1. Народная педагогика, как и народное воспитание, национальна. В душе человека национальное чувство коренится глубже всех прочих. Каждый народ имеет свою, присущую только ему систему воспитания. Вне этой системы нет ни национальной школы, ни национальной семьи.

2. Народная педагогика несет важнейшие функции в исторической судьбе каждого народа. Исключительную роль в трансляции этнопедагогических ценностей играет родной язык, в котором заложена мощная сила тысячелетней генетической программы и который является основой семейного воспитания.

3. Все народы – великие педагоги, все великие педагоги – народны. Об этом говорят труды Я. А. Коменского, выдвинувшего принцип природосообразности, «Лебединая песнь» И. Г. Песталоцци, работы Дистервега, сформулировавшего принцип культуросообразности, обосновавшего необходимость опираться в семейном воспитании на культурные и нравственные традиции родного народа, К. Д. Ушинского, развившего идею народности в воспитании, Л. Н. Толстого, воплотившего все эти положения на практике в Ясной Поляне.

4. Своего рода «золотым» можно назвать приведенное выше правило этнопедагогики: без памяти (исторической) – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа (исторической личности). Данный постулат подчеркивает важность воспитания в ребенке духовности.

5. Народная педагогика может эффективно действовать только как педагогика любви и свободы. Любовь к детям – основа семейного воспитания.

6. В современном многообразном мире, тем более в полиэтнической стране, если педагогика претендует на то, чтобы быть подлинно гуманистической, то созидательно и эффективно она может функционировать только на основе этнопедагогики. Это означает, что этнопедагогизация образования и воспитания все более становится одной из самых животрепещущих проблем современности.

Национальное своеобразие воспитания. Воспитание патриотизма и интернационализма, толерантности, веротерпимости.

Воспитание как процесс воздействия на личность с целью передачи ей норм и правил поведения, принятых в обществе, всегда носит не абстрактный, а конкретный характер, отражая прежде всего национальное своеобразие морали, обычаев, традиций, нравов того или иного народа. На этот факт указывал К. Д. Ушинский, писавший: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью. В каждой стране под общим названием общественного воспитания и множеством общих педагогических форм кроется свое особенное характеристическое понятие, созданное характером и историей народа». Дав глубокий анализ системам воспитания ведущих стран мира, К. Д. Ушинский пришел к выводу, что общей системы воспитания для всех народов не существует, поскольку «несмотря на сходство педагогических форм всех европейских народов, у каждого из них своя особенная национальная система воспитания, своя особая цель и свои особые средства к достижению этой цели».

Национальное своеобразие воспитания определяется тем, что каждый народ имеет свой специфический образ жизни, который формирует личность в соответствии с особенностями национальных традиций и национального менталитета. Особенности образа жизни у разных народов складываются под влиянием многих специфических факторов: природно-климатических условий, языка, религии (верований), условий трудовой деятельности (земледелие, охота, рыболовство, скотоводство и т. п.). Человек, пребывая в социальной среде конкретной народности, неизбежно формируется в соответствии с образом жизни именно этого народа, общины, племени; усваивает и разделяет их ценностные ориентации и соответственно им регулирует свои действия, поступки, поведение.

Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей родине. Проявлением высокого уровня культуры межнационального общения выступает чувство интернационализма, предполагающее равенство и сотрудничество всех народов. Оно противопоставлено национализму и шовинизму. В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам; в интернационализме – уважение и солидарность с другими народами и странами.

Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаями традициям народа – любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов.

Патриотическое и интернациональное воспитание в учебной и внеучебной деятельности реализуется с помощью многообразных форм и методов. Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государственных символов Российской Федерации: герба, флага, гимна, символики других стран.

Большую роль в воспитании патриотизма и интернационализма играют предметы гуманитарного и естественнонаучного циклов. Прежде всего это достижения в процессе обучения, отбора содержания образовательного процесса. Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине.

Содержание, формы, методы и средства воспитания.

Содержание воспитания (Подласый). Под содержанием процесса воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достичь главную цель воспитания.

Формы воспитания – это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания. Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов в зависимости от следующих факторов:

  • цель воспитания;
  • содержание и направленности воспитательных задач;
  • возраст учащихся;
  • уровень их воспитанности и личного социального опыта;
  • особенности детского коллектива и его традиций;
  • особенности и традиции региона;
  • технические и материальные возможности школы;
  • уровень профессионализма учителя.

Из всего многообразия форм можно выделить несколько типов, которые различаются между собой по определенным признакам. Эти типы объединяют в себе различные виды форм, каждый из которых имеет бесконечное множество различных вариаций конкретных форм. Выделяют три основных типа: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности; по позиции участников воспитательного процесса; по объективным воспитательным возможностям.

Методы нравственного воспитания — это такие способы воспитательного воздействия на личность, которые применяются преподавателем и коллективом с целью развития нравственных убеждений, чувств и поведения воспитуемых. Методы воспитания также – это:

  • конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников для решения педагогических задач в совместной деятельности с воспитателями;
  • пути достижения заданной цели воспитания;
  • способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанника и взаимодействие с ним с целью выработки у них позиции и качеств, заданных целью воспитания.

При правильном выборе методов нравственного воспитания ответные действия студентов помогают преподавателю решить воспитательные задачи.

Формы организации воспитательной работы по содержанию очень близки к методам воспитания. Выделяются такие формы организации воспитательной работы, как массовая (праздники, соревнования), групповая (кружки, факультативы), индивидуальная. Наиболее устоявшаяся традиционная классификация методов воспитания включает четыре группы методов:

1. Методы убеждения.

2. Методы организации положительной деятельности воспитанников, или методы упражнения и приучения.

3. Методы поощрения.

Вы точно человек?

Методы наказания.

При помощи этих методов решаются две основные задачи: приобретение студентами положительного опыта поведения и развитие их сознания. Методы, направленные на формирование нравственного сознания, нравственных понятий и чувств, обычно называют методами убеждения. Эти методы рассчитаны на нравственные нормы и правила поведения, на обучение студента умению оценивать свое собственное поведение и поведение товарищей. Знания и понятия лежат в основе убеждений, когда они подкрепляются примером и закрепляются в практике поведения.

Средства воспитания – это предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. Под средствами воспитания также понимают виды деятельности, развивающие личность. К ним относятся: труд, познание, общение, игра, спорт. В процессе деятельности человек достигает заранее намеченной цели, учится практически преодолевать трудности, приобретает положительный опыт поведения и т. д. В процессе деятельности создаются благоприятные предпосылки для формирования моральных и волевых качеств личности. Однако в любом случае деятельность должна удовлетворять педагогическим требованиям.

Вопрос № 3. Культура межнационального общения.

Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 413 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.003 с)…

Оставьте комментарий