Техника 18 века


Доклад

ученика 7-А класса

средней школы №8 имени А.Г. Ломакина

Бутенкова Михаила

На тему

“Развитие науки и техники в Россиии в первой половине XVIII века”

Таганрог 2001

Начало XVIII века в России связано с правлением императора Петра I. В те годы с особой остротой встала проблема подготовки специалистов различного профиля: кораблестроителей, моряков, инженеров, картографов, архитекторов и многих других. Для этого необходимо было развитие науки и образовательных учреждений.

Преобразования Петра в России дали прочную базу как для развития ряда технических школ, так и для основанной в 1724 г. в Петербурге Академии наук. Развитие промышленности требовало географических и геологических изысканий. Именно в начале XVIII века были обнаружены запасы каменного угля Донецкого и Кузнецкого бассейнов, нефть в Поволжье.

Географические исследования проводились на Юге России, в бассейнах Каспийского и Аральского морей, в Сибири и на Дальнем Востоке (район Курильских островов). Тогда же состоялась экспедиция Витуса Беринга, обнаружившая и исследовавшая пролив между Азией и Америкой.

В области новых разделов науки большое внимание ученые России уделяли изучению электрических и магнитных явлений. Так, в 1804 г. русский физик В.В. Петров издал в Петербурге фундаментальный труд по электризации и электрическим машинам, который считался одним из крупнейших исследований начала XVIII века. В дальнейшем опыты и теория электрических явлений разрабатывались академиками М.В. Ломоносовым и Г.В. Рихманом, который погиб в результате опытов с атмосферным электричеством.

В то же время в Москве была основана обсерватория, где занимались как изготовлением оптических приборов, так и расчеты астрономических явлений и популяризация астрономических знаний, например, в связи с предсказанием предстоящих солнечных затмений. В средние века заметные астрономические явления, такие как появление комет и затмения солнца служили основой для различных предрассудков. Кроме того, астрономические наблюдения необходимы для навигации и определения времени, особенно в дальних плаваниях в открытом море.

Для сбора и изучения редких явлений природы в начале XVIII века в Петербурге был основан первый естественнонаучный музей в России – Кунсткамера Петра I. Кроме того, примерно в то же время на окраине Петербурга был основан Ботанический сад, где работали ученые, изучающие различные виды растений.

В связи с географическими открытиями издаются книги по астрономии и географии и поучает развитие необходимое для науки и техники книгопечатное дело. В Москве и Петербурге открываются типографии, работающие с новым, упрощенным (гражданским) шрифтом вместо применявшегося в церковной литературе старославянского шрифта. Для развития математики важную роль играло то, что старинные обозначения для цифр были заменены на арабские цифры, используемые до сих пор. Общие очертания букв новых шрифтов были выбраны лично Петром I и похожи на те, которыми напечатан этот текст.

В 1702 году в России впервые стала выходить печатная газета “Ведомости”. Первоначально газета продавалась в Москве, в дальнейшем ее стали печатать и в Петербурге.

Для таких дел, как постройка зданий и крепостей а также кораблей, составления карт и т.п. требовалась система подготовки людей, которых сейчас называют инженерами и техниками, имеющими практическое образование. Для их подготовки была основана Московская Навигацкая школа, расположенная в так называемой Сухаревой Башне, где кроме учебных помещений располагалась также первая в России обсерватория. Выпускники этой школы сейчас назывались бы профессорами и их направляли в другие училища для обучения будущих мастеров промышленных и морских дел. В дальнейшем Школу перевели в Петербург, где она стала основой Морской Академии России, в которой учились многие знаменитые флотоводцы. Подобные же “Навигацкие” школы были открыты в портовых городах России – Ревель (Таллинн), Астрахань, а также в Нарве и Новгороде.

В 1707 году в Москве основывается первая в Росии Медицинская школа, затем вторая школа была основана в Петербурге.

В связи с широкими географическими изысканиями в Москве также были открыты школы (сейчас сказали бы – высшие школы) изучения ряда иностранных языков, особенно языков восточных соседей России, что было необходимо для подготовки дипломатов и путешественников в эти государства.

Во время царствования Петра I кроме перечисленных высших учебных и научных заведений, были основаны более 40 общеобразовательных и технических школ в различных городах России. В них учили грамоте и счету, а также основам военного и морского дела (в специальных гарнизонных школах).

Кроме учеников российских высших и технических школ в начале XVIII века широко было принято отправлять детей дворян и государственных деятелей для обучения в европейские университеты и школы (морские, артиллерийские, архитектурные и так далее).

Начало XVIII века в Европе и в России было временем наибольшего развития гидроэнергетики. Основным источником энергии для развивающейся промышленности уже не могла служить сила человека или животных, а также изменяющийся ветер. В это время были разработаны конструкции эффективно работающих водяных колес, в том числе верхненаливных, имеющих высокий коэффициент полезного действия, а также реверсивных, т.е. позволяющих изменять направление вращения. Если вначале энергия воды использовалась только в тех местах, где природные условия дают крутое падение горизонта, то во время расцвета гидроэнергетики научились строить гидротехнические сооружения (плотины, каналы и т.д.), позволяющие строить водяные колеса в любой местности, в том числе и на равнинах.

На основе источников энергии, связанных с водяными колесами, возникли крупные мануфактуры с широким применением передаточных механизмов для привода технических устройств – молотов в металлургии, станков в металлургии и производстве тканей и т.д., а также так называемых “пильных мельниц” для разделки и обработки леса. Особенно развилась подобная техника на Урале, где были открыты большие запасы полезных ископаемых и особенно железа. Для его обработки (ковки, точения, сверления) требовалось большое количество энергии. Под руководством энергичных купцов Демидовых на Урале, где гористая местность позволяла особенно легко строить гидроэнергетические установки, были построены крупные металлургические и другие фабрики с большим количеством станков, приводимых в движение с помощью ременных приводов от больших водяных колес. Там же проводились первые опыты по разработке паровых силовых установок, которые к концу XVIII века в основном вытеснили водяные колеса.

В области транспортной техники широкое развитие получили системы перевозки грузов по воде, как с помощью грузовых судов, так и с помощью буксируемых барж большой грузоподъемности, для которых прокладывались каналы и создавались шлюзы, особенно в северной части России, богатой водой. Многие проекты подобных сооружений были созданы под руководством Петра I, в том числе и проект канала между Волгой и Доном, впоследствии построенного уже в XX веке.

Значительных успехов в первой половине XVIII века достигло искусство фортификации, связанное с постройкой крепостей и необходимых для них сооружений, таких как башни, мосты, дороги, источники водоснабжения и т.д. Эти сооружения были необходимы в связи с политикой Петра, расширяющего границы Российской империи и основывавшего на освоенных землях гарнизоны и крепости, например в районе мыса Таганрога, а впоследствии при строительстве Петербурга и окружающих его военных пунктов.

В эпоху Петра значительное развитие получили также виды науки и техники, связанные с военными сферами. Это теория стрельбы из орудий, разработка новых конструкций огнестрельного оружия, минное и саперное дело и т.д.

В частности, сам Петр I обучался этим прикладным дисциплинам в Австрии и получил артиллерийский диплом с отличием. Он же во время визита в Англию лично интересовался работой Академии наук, Монетного двора, королевских верфей и т.д., по поводу работы которых состоял в переписке с Исааком Ньютоном, который в этот период заведовал Монетным двором в Лондоне и разрабатывал новые проекты быстроходных судов для верфей Англии.

Примерно в это же время британская Академия наук приняла в свои ряды одного из сподвижников Петра – А.Д. Меньшикова, при этом академиков не остановило то, что новый академик так и не научился писать и читать.

Самые известные изобретения 18 века

XVIII век подарил человечеству множество замечательных изобретений, среди которых фортепиано, поршневой паровой двигатель и спиртовой термометр. Многие из изделий, созданных тогда, используются и теперь.

Самые популярные изобретения XVIII века

До сих пор при настройке многих музыкальных инструментов используется камертон. Это изделие было изобретено как раз в XVIII веке.

Его создателем стал Джон Шор, придворный трубач королевы Великобритании. Это изобретение широко использовалось не только музыкантами, но и певцами. Изобретенный Шором камертон позволял добиться 420 колебаний в минуту, а издаваемый им звук приравняли к ноте ля.Газированная вода, которую так любят сотни тысяч людей по всему миру, была изобретена именно в XVIII веке. Прежде популярностью пользовалась вода из особых минеральных источников, однако ее транспортировка и хранение дорого обходились, поэтому ученые трудились над разработкой способа искусственно газировать воду прямо на заводах. Результата сумел добиться Джозеф Пристли, химик из Англии. Первое производство газированной воды в промышленных масштабах начал Якоб Швепп.Первая боевая подводная лодка, получившая название «черепаха» также появилась в XVIII веке. Ее изобретателем стал Дэвид Бушнелл, один из преподавателей Йельского университета. Несколько попыток применить «черепаху» для атаки на корабли противника с треском провалились, но зато в дальнейшем разработчики значительно усовершенствовали это изобретение.

Другие интересные изобретения XVIII века

Навигационный инструмент, вытеснивший в XVIII веке астролябию – секстант – был изобретен сразу двумя людьми, работавшими независимо друг от друга. Речь идет о Джоне Хэдли, математике из Англии, и Томасе Гэдфри, американском изобретателе. Секстант значительно упростил процесс определения координат во время путешествий.Еще одно замечательное изобретение XVIII века было сделано Питером ван Мушенбруком и Конеусом, его учеником. Речь идет о лейденской банке – электрическом конденсаторе. Это изобретение значительно упростило процесс изучения электричества и уровня проводимости разных материалов. Кроме того, благодаря нему была получена первая искусственная электрическая искра. Теперь лейденские банки применяют редко, и то преимущественно для демонстраций, но не стоит забывать, что это изобретение позволило ученым сделать множество очень полезных открытий.XVIII век был хорошим временем для полетов. В эту эпоху братья Монгольфье создали первый воздушный шар, наполненный горячим воздухом, а Жак Шарль – аналогичный аппарат, но уже заполненный водородом. Кроме того, именно в этом столетии появился первый парашют. Его изобретателем стал Луи-Себастьян Ленорман.

В 18 веке (1700-е годы) произошла первая промышленная революция. Началось производство паровых двигателей, которые заменили работу животных. 18 столетие ознаменовалось изобретениями и машинным оборудованием, которые заменили ручной труд.

18 век также стал частью Эпохи просвещения, исторического периода, который охарактеризован переходом от традиционных религиозных источников власти к науке и рациональному мышлению.

В результате Эпоха просвещения в 18 веке привела к Американской войне за независимость и Французской революции. В этот период развивался капитализм и распространялось все больше печатных материалов.

Список изобретений и открытий сделанных в 18 веке

1701 – Джетро Тулл изобретает сеялку.

1709 — Бартоломео Кристофори изобретает пианино.

1711 – Англичанин Джон Шор создает камертон.

1712 — Томас Ньюкомен патентует атмосферный паровой двигатель.

1717 — Эдмонд Галлей изобретает водолазный колокол.

1722 — Француз С. Хопфер патентует огнетушитель.

1724 — Габриэль Фаренгейт изобретает первый ртутный термометр.

1733 — Джон Кей изобретает летающий челнок.

1745 — Е.Г. фон Клейст создает лейденскую банку, первый электрический конденсатор.

1752 — Бенджамин Франклин изобретает громоотвод.

15 апреля 1755 — Сэмюэл Джонсон публикует первый словарь английского языка после девяти лет его составления. В предисловии Сэмюэл Джонсон написал: « Я не настолько запутался в лексикографии, чтобы забыть, что слова – это дочери земли, а вещи — сыновья неба».

1757 — Джон Кэмпбелл изобретает секстант.

1758 — Долланд изобретает хроматические линзы.

1761 – англичанин Джон Харрисон создает навигационные часы или морской хронометр для измерения долготы.

1764 — Джеймс Харгривз изобретает прядильную машину.

1767 — Джозеф Пристли изобретает газированную воду – содовую.

1768 — Ричард Аркрайт патентует прядильную машину.

1769 — Джеймс Уатт создает улучшенный паровой двигатель.

1774 — Жорж Луи Лесаж патентует электрический телеграф.

1775 — Александр Каммингс изобретает туалет со сливом. Жак Перье изобретает пароход.

1776 — Дэвид Бушнелл конструирует подводную лодку.

1779 — Сэмюэл Кромптон изобретает текстильную машину.

1780 — Бенджамин Франклин создает бифокальные очки. Гервинус изобретает циркулярную пилу.

1783 — Луи Себастьян демонстрирует первый парашют. Бенджамин Хэнкс патентует часы с автоматическим заводом. Братья Монгольфье изобретают воздушный шар.

Англичанин Генри Корт создает стальной ролик для производства стали.

1784 — Эндрю Мейкл изобретает молотилку. Джозеф Брама изобретает предохранитель.

1785 — Эдмунд Картрайт изобретает ткацкий станок. Клод Бертолле создает химическое отбеливание. Карл-Август Куломб изобретает крутильные весы. Жан Пьер Бланшар создает парашют, пригодный для эксплуатации.

1786 — Джон Фитч конструирует пароход.

1789 – Изобретается гильотина.

1790 — Соединенные Штаты выпускают свой первый патент, выданный Уильяму Полларду из Филадельфии на прядильную машину для хлопка.

1791 — Джон Барбер изобретает газовую турбину. Появляется первый велосипед в Шотландии.

1792 — Уильям Мердок изобретает газовое освещение. Появляется первая скорая помощь.

1794 — Эли Уитни патентует хлопкоочистительную машину. Уэльсец Филипп Вогэн изобретает шарикоподшипники.

1795 — Франсуа Аппер изобретает емкость для хранения еды.

1796 — Эдвард Дженнер открывает вакцинацию оспы.

1797 — Уиттмор патентует кардочесальную машину. Британский изобретатель Генри Модсли создает первый прецизионный токарный станок.

1798 – Создан первый безалкогольный напиток. Алоис Сенефелдер изобретает литографию.

1799 — Алессандро Вольта изобретает батарею. Луи Роберт конструирует длинносеточную бумагоделательную машину для производства бумажных листов.

Поиск Лекций

Развитие науки и техники в 18 веке

Огромное влияние на становление и развитие российской науки и техники оказали реформы Петра I и особенно процесс европеизации культуры, приведший, в том числе, и к знакомству с достижениями европейской науки, установлению контактом с ее ведущими деятелями. Итогом этого процесса стало создание в 1724-25 гг. Императорской академии наук и художеств, что означало организационное оформление российской науки. Учитывая фактическое отсутствие на тот момент отечественных ученых, в Российскую Академию было приглашено большое количество европейских ученых, сыгравших большую роль в становлении российской науки. Особо следует отметить швейцарского математика и логика Л. Эйлера, итальянского физика А. Бернулли, немецкого физика и химика Г. Крафта, географа Д. Мессершмидта, историка и архивариуса Г. Миллера. Академией регулярно публиковались сборники научных трудов, издавался, правда, нерегулярно, журнал Академии Наук. При этом деятельность ученых полностью финансировало государство. Все это способствовало постепенному формированию отечественных научных кадров, значительный отрыв в научной сфере от Европы (почти в 600 лет) был преодолен меньше чем за полвека.

Развитие естественных наук в России были связано, прежде всего, с деятельностью выдающегося ученого-энциклопедиста М.В. Ломоносова (1711 – 1765), совершившего открытия в области физики, химии, астрономии (закон сохранения энергии, молекулярная теория строения вещества, «эфирная» теория атмосферного электричества). Ученый предложил конструкцию светосильной зрительной трубы, усовершенствовал телескоп Ньютона, открыл атмосферу Венеры, наблюдая в мае 1761 г. за прохождением Венеры по диску Солнца. Научные интересы М.В. Ломоносова распространялись и на сферу гуманитарных наук, им была сформулирована антинорманнская теория происхождения Древнерусского государства. Его литературные способности (он писал стихи) тоже заставляют восхищаться («Ода на взятие Хотина» и др.).

Развитие горнорудной промышленности в России повлияло на становлении геологии и минералогии. В. Татищев и Г. Генин составили подробные описания минералов, найденных на территории России (особенно на Урале и в Сибири).

Продолжилось развитие географических знаний. В 1725-27 гг. состоялась 1-ая Камчатская экспедиция В. Гоеринга и А. Чирикова, в ходе которого был открыт пролив между Азией и Америкой. В ходе 2-ой Камчатской экспедиции (1733-43 гг.) под руководством А. Чирикова началось освоение Аляски. По итогам этих экспедиций С. Крашенинниковым было составлено «Описание земли Камчатской» с подробными картами этого региона. Следует также отметить географические экспедиции Мессершмидта в Сибирь (1716-23 гг.), И. Фалька на Алтай, Х. Берданеса в киргизские степи, В. Зуева в Южное Причерноморье (1740-50-у гг.). Все они имели общеевропейскую научную значимость.

В области развития гуманитарных наук в первой половине XVIII в. необходимо отметить, прежде всего, деятельность Г. Миллера и В. Татищева по сбору летописей и других архивных источников. Начался процесс их опубликования. Одновременно появились первые научные работы по отечественной истории аналитического характера П. Шафирова («История Советской войны»), В. Татищева («История Древней Руси»), Г. Миллера (статьи по древнерусской истории). Кроме того, в процессе изучения древних летописей Г. Миллер сформулировал норманнскую теорию происхождения Древнерусского государства. С ее аргументированной критикой выступил М.В. Ломоносов, сформулировавший антинорманнскую теорию.

В числе достижений этого периода – становление системы светского образования. Строительство флота, регулярной армии, развитие промышленности, освоение природных недр требовало квалифицированных специалистов. Российскому государству нужны были пехотные и морские офицеры, администраторы, ремесленники, рудокопы, заводчики, торговцы. В частности, с открытием в 1700 г. в Москве в Сухаревой башне «навигацкой» школы началось становление в России технического образования. Возникла сеть «цифирных» школ (это низшие провинциальные математические школы). Основанная еще в 1687 г. Славяно-Греко-Латинская академия превратилась в общероссийский центр подготовки кадров для нужд государства и церкви, с 1701 года она стала Славяно-латинской академией.

Начала формироваться система военного образования, в частности была установлена единая система обучения в армии и на флоте, открыты военные учебные заведения (навигационная, артиллерийская, инженерная школы). Для подготовки офицерских кадров создавались специальные школы и Морская академия.

В развитие науки и образования второй половины XVIII в. значительный вклад внесли либерально-просветительские начинания Екатерины II, в частности создание общероссийской государственной системы образования. Наряду с закрытыми сословными учебными заведениями (Воспитательные дома в Москве и Петербурге, Смольный институт благородных девиц с отделением для девочек мещанок в Петербурге, Коммерческое училище в Москве, кадетские корпуса) в ходе школьной реформы 1782-86 гг. были учреждены общеобразовательные двухлетние малые народные училища в уездных и четырехлетние главные народные училища в губернских городах. Во вновь созданных школах вводились единые сроки начала и окончания занятий, классная урочная система, разрабатывались методики преподавания дисциплин и учебная литература, единые учебные планы. Новые училища вместе с закрытыми шляхетскими корпусами, благородными пансионами и гимназиями при Московском университете составляли структуру среднего образования России. К концу XVIII столетия в России насчитывалось около 550 учебных заведений с общим числом 60-70 тыс. учеников, не считая домашнего образования.

Вместе с тем, образование в России, как и все другие сферы жизни страны, в основе своей имело сословный характер. Большая часть населения не была затронута реформой. Кроме того, просветительские усилия императрицы в сфере народного образования «саботировались» как местными приказами общественного призрения, которые должны были изыскивать средства для их содержания, так и самим населением. Родители учеников «главных училищ» (это были дети мещан, купцов и солдат) не считали нужным доводить детей до окончания курса и старшие классы почти пустовали. В небольших городах деятельность школ находилась в зависимости от щедрости местных городских дум. Сначала малых училищ открылось довольно много, но скоро думы начали тяготиться содержанием училищ — число школ стало уменьшаться.

В рассматриваемый период (вторая половина XVIII столетия) происходит окончательное оформление российской науки, чему во многом способствовала деятельность Российской Академии Наук и особенно открытие в 1755 г. Московского университета, ставшего вскоре главным научным центром страны. Значительную роль в открытие университета сыграла деятельность М.В. Ломоносова. Его ученики и коллеги (академики) ─ астроном С.Я. Румовский, математик М.Е. Головин, географы и этнографы С.П. Крашенинников и И.И. Лепехин, физик Г.В. Рихман и др. ─ обогатили не только отечественную, но и мировую науку замечательными открытиями.

Развитие науки и становление научных центров, появление новых направлений в исследовательской деятельности ученых, во многом, было связано с поддержкой государства. Государство финансировало деятельность Академии наук, научные экспедиции, стажировку российских ученых за границей, выпуск учебной литературы. Например, Екатерина II оказала значительное содействие академику П.С. Паласу (1741-1811) в издании сравнительного словаря «всех языков и наречий» в 1789 г. Императрица не была довольна первым изданием и через два года вышли уже 4 тома, значительно доработанные и дополненные.

В числе выдающихся достижений в сфере естественных наук в России в рассматриваемый период стали исследования физика В.В. Петрова(1761-1834), в частности открытие им явления вольтовой дуги (первое электрическое явление, получившее приложение на практике). В. В. Петровым проводились также исследования химического действия тока, электрических явлений в газах, электропроводности и люминесценции.

Физик и математик С.Котельников (1723-1806) изучал проблемы равновесия и движения тел, ввел понятие прочности материала. В период с 1771 по 1797 гг. он управлял Кунсткамерой и собрал богатейшую коллекцию для естественнонаучного музея.

Астрономическую науку пополнили исследования академика Петербургской АН С. Румовского (1734-1812). Он составил первый для России сводный каталог астрономических пунктов.

Появление первого в России «Минералогического словаря» произошло благодаря исследованиям одного из учеников М.В. Ломоносова академика В. М. Севергина (1765-1826), разработавшего также отечественную научную терминологию по химии, ботанике, минералогии. В.М. Севергин выступал за сближение теории с практикой, по его инициативе с 1804 г. начал издаваться «Технологический журнал», в котором печатались труды по науке и технике не только отечественных, но и зарубежных деятелей.

В этот период были заложены основы российской медицины (Н. Максимович ─ основатель института акушерок, Д.С. Самойлович ─ исследователь чумы и разработчик мер по борьбе с ее эпидемией).

В 60-70-е гг. XVIII в. были организованы Академические экспедиции П.С. Палласа, С.Г. Гмелина, И.И. Лепехина и др. по изучению природы и культуры народов России, оставившие после себя подробные описания Поволжья, Урала, Сибири.

Наряду с естествознанием активное развитие получили гуманитарные науки, формировавшиеся под явным влиянием идеологии Просвещения. В этой связи следует особо выделить деятельность Вольного экономического общества (1760-70-е гг.) по популяризации экономических знаний. Один из самых активных его участников А.Т. Болотова (1738-1833) провел большие исследования в области агрономии и политэкономии.

В исторической науке помимо сбора источников и их публикации (были впервые изданы многие летописи, а также «Русская правда») предпринимаются первые попытки создать обобщающий труд по российской истории (работы В.Н. Татищева, И.Н. Болтина, М.М. Щербатова). Многие их наработки были впоследствии использованы Н.М. Карамзиным при написании «Истории государства Российского».

С 1770-х гг. в России начинает формироваться юридическая наука, связанная с именем первого российского профессора права Московского университета С. Десницкого, находившегося под влиянием правовых доктрин французских Просветителей.

В 1780-90-х гг. происходит формирование и политологических знаний, зарождаются три основных направления общественно-политической мысли: либеральное (выраженное в трудах канцлера Н.И. Панина, его секретаря и драматурга Д.И. Фонвизина, Н.И. Новикова – одного из руководителей русских масонов, популяризатора философии Просвещения, издателя около 1/3 всех российских книг в 1780-е гг.), консервативное (выражено в трудах М.М. Щербатова, прежде всего «Путешествие в Землю Офирскую» и «О повреждении нравов в России»), радикально-демократическое (труды А.Н. Радищева, прежде всего «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790г.) и ода «Вольность».).

Таким образом,во второй половине XVIII в. российская наука окончательно оформилась, основным научным центром стал Московский университет. Эволюция научной мысли происходило в русле общеевропейских тенденций под влиянием рационализма и философии Просвещения. Многие исследования и открытия в области естествознания заложили основу для будущих открытий.

Обращает на себя внимание и энциклопедический характер деятельности большинства российских ученых. Происходит сближение науки с практикой, что в частности выразилось в создании Словаря П.С. Палласа.

Вместе с тем, со стороны правящей системы наука рассматривалась как неотъемлемый элемент западной, европейской культуры, обязательный элемент европеизации страны, то, что не стыдно продемонстрировать Европе. Многие научные открытия просто оказались не востребованы временем. Так, изобретенный В. Рихманом электрометр ─ первый прибор, применяемый для количественных измерений электрических величин, стал известен только после его трагической смерти Рихмана, описание прибора появилось в английских журналах. Предложенный М.В. Ломоносовым (отличный от Франклиновского) способ защиты зданий от молнии остался только в его докладе.

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Оставьте комментарий