Преображенский приказ и Тайная канцелярия розыскных дел рассматривали политические преступления. Являются прототипом тайной полиции.
Сенат являлся высшей апелляцонной инстанцией. Решения его были окончательными. По приказу царя рассматривал дела в качестве суда первой инстанции. Сенаторы подлежали суду Сената.
Юстиц-коллегия – апелляционная инстанция для нижеследующих судов. Вырабатывала общие правила деятельности нижеследующих судов, обобщала судебную практику. Была судом первой инстанции для чиновников-иностранцев, служащих в коллегиях.
Надворный суд – суд первой инстанции и апелляционная инстанция для дел, рассмотренных нижним судом. Утверждал решения нижних судов по приговорам к смертной казни или политической смерти.Надворный суд был создан в 10 городах в 1719 г. при разделении страны на судебные округа.
Нижние суды – были двух видов: коллегиальные и единоличные. Рассматривали уголовные дела в отношении дворян, гражданские споры между дворянами, а также важнейшие уголовные преступления крестьян.
Главный магистрат – создан был в 1720 г. на правах коллегии. Координировал деятельность всех магистратов и являлся для них апелляционной судебной инстанцией.
Магистраты – учреждены в уездных городах, слободах, крупных торговых селах. Являлись уголовным и гражданским судом для городского населения.
Специальные суды: для духовенства «духовных дел управители» – консистории при епархиальных архиереях, Синод; для военнослужащих – кригсрехт.
Кригсрехт состоял из двух инстанций: генеральный и полковой.
Генеральный кригсрехт – высший военный суд для высших чинов армии, дела о преступлениях целых воинских частей, дела о государственных преступлениях военнослужащих. Высшая инстанция для полкового кригсрехта.
Полковой кригсрехт рассматривал все остальные преступления военнослужащих.
⇐ Предыдущая22232425262728293031
Дата добавления: 2015-04-30; просмотров: 2992; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных |
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Читайте также:
Преображенский приказ и Тайная канцелярия розыскных дел рассматривали политические преступления. Являются прототипом тайной полиции.
Сенат являлся высшей апелляцонной инстанцией. Решения его были окончательными. По приказу царя рассматривал дела в качестве суда первой инстанции. Сенаторы подлежали суду Сената.
Юстиц-коллегия – апелляционная инстанция для нижеследующих судов. Вырабатывала общие правила деятельности нижеследующих судов, обобщала судебную практику.
Была судом первой инстанции для чиновников-иностранцев, служащих в коллегиях.
Надворный суд – суд первой инстанции и апелляционная инстанция для дел, рассмотренных нижним судом. Утверждал решения нижних судов по приговорам к смертной казни или политической смерти.Надворный суд был создан в 10 городах в 1719 г. при разделении страны на судебные округа.
Нижние суды – были двух видов: коллегиальные и единоличные. Рассматривали уголовные дела в отношении дворян, гражданские споры между дворянами, а также важнейшие уголовные преступления крестьян.
Главный магистрат – создан был в 1720 г. на правах коллегии. Координировал деятельность всех магистратов и являлся для них апелляционной судебной инстанцией.
Магистраты – учреждены в уездных городах, слободах, крупных торговых селах. Являлись уголовным и гражданским судом для городского населения.
Специальные суды: для духовенства «духовных дел управители» – консистории при епархиальных архиереях, Синод; для военнослужащих – кригсрехт.
Кригсрехт состоял из двух инстанций: генеральный и полковой.
Генеральный кригсрехт – высший военный суд для высших чинов армии, дела о преступлениях целых воинских частей, дела о государственных преступлениях военнослужащих. Высшая инстанция для полкового кригсрехта.
Полковой кригсрехт рассматривал все остальные преступления военнослужащих.
⇐ Предыдущая22232425262728293031
Дата добавления: 2015-04-30; просмотров: 2994; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных |
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Читайте также:
Судебная реформа явилась составным элементом реформы центральных и местных органов государственного аппарата. Судебную реформу Петр I начал проводить в 1719 г., после учреждения Юстиц-коллегия, надворных судов в губерниях и нижних судов в провинциях.
Смысл реформы состоял в отделении суда от администрации, чтобы дать правовые гарантии купцам и промышленникам от притеснений дворянской администрации. Однако идея отделения суда от администрации и вообще идея разделения властей, заимствованная с Запада, не соответствовала российским условиям начала XVIII в.
Идея разделения властей свойственна феодализму в условиях нарастающего его кризиса, разлагающемуся под натиском буржуазии. В России буржуазные элементы были еще слишком слабы, чтобы «освоить» сделанную им уступку в виде суда, независимого от администрации.
Во главе судебной системы стоял монарх, который решал самые важные государственные дела. Он был верховным судьей и разбирал многие дела самостоятельно. По его инициативе возникли «канцелярии розыскных дел», которые помогали ему осуществлять судебные функции. Генерал-прокурор и обер-прокурор подлежали суду царя. Следующим судебным органом был Сенат, который являлся апелляционной инстанцией, давал разъяснения судам и разбирал некоторые дела. Суду Сената подлежали сенаторы (за должностные преступления). Юстиц-коллегия была апелляционным судом по отношению к надворным судам, являлась органом управления над всеми судами, разбирала некоторые дела в качестве суда первой инстанции.
Областные суды состояли из надворных и нижних судов. Президентами надворных судов были губернаторы и вице-губернаторы. Дела переходили из нижнего суда в надворный в порядке апелляции, если суд решал дело пристрастно, по распоряжению высшей инстанции или по решению судьи. Если приговор касался смертной казни, дело передавалось также в утверждение надворного суда.
Некоторые категории дел решались иными учреждениями в соответствии с их компетенцией. Камериры судили за дела, касавшиеся казны, воеводы и земские комиссары судили за побег крестьян. Судебные функции исполняли почти все коллегии, исключая коллегию Иностранных дел. Политические дела рассматривали Преображенский приказ и Тайная канцелярия.
На практике подданные видели власть в лице губернаторов и иных администраторов, им и обжаловали решения надворных судов. Губернаторы вмешивались в судебные дела. Хаос во взаимоотношениях судов и местных властей привел к тому, что в 1722 г. вместо нижних судов были созданы провинциальные суды в составе воеводы и асессоров (заседателей), а в 1727 г. упраздняются и надворные суды. Их функции передавались губернаторам, то есть суд и администрация вновь слились в один орган. Дела по политическим обвинениям (как уже говорилось выше) решались в органах политической полиции (Тайной канцелярии, Тайной экспедиции) и в Сенате, а нередко и лично императорами. На Украине, в Прибалтике и в мусульманских областях существовали особые судебные системы. Таким образом, попытку судебной реформы в начале XVIII в. нельзя считать успешной.
В начале правления Петра I общая тенденция развития процессуального законодательства и судебной практики предшествующих веков —замена состязательного принципа следственным, инквизиционным — привела к полной победе розыска. Владимирский-Буданов считал, что «до Петра Великого вообще надо признать еще состязательные формы процесса общим явлением, а следственные — исключением»[10]. Иной точки зрения придерживался С. В. Юшков. Он полагал, что в это время только «менее важные уголовные и гражданские дела . рассматривались в порядке обвинительного процесса, т. е. так называемого суда»[11]. М.А. Чельцов говорил о «последних остатках состязательного процесса (старинного «суда»)», которые, по его словам, исчезают при Петре I.[12]. Думается, однако, что розыск нельзя еще до Петра I считать господствующей формой процесса, но нельзя считать и исключением.
Страницы: 12345
Реформа судебной власти
Во времена правления Петром 1 была организована масштабная реформа в системе судов. Данная реформа была проведена в конце 17 и начале 18 веков и основной задачей этой реформы являлось отделение судов от администрации. Так как с введением реформы появилось много судебных органов, судебные функции выполняли практически все имеющиеся в правительстве коллегии. Зачастую административные чиновники в лице воевод или губернаторов вмешивались в судебные дела. Бывало и наоборот: судьи вмешивались в административные дела. Все эта неразбериха в сферах влияния привела к тому что, что в 1722 году были созданы провинциальные суды в состав которых входили воеводы и заседатели (так называемые ассесоры), а еще позднее в 1727 году также убирают и надворные суды. Теперь как и было прежде их роль стал выполнять местный губернатор. Получается, что администрация и суд воссоединились в единый орган как было несколько лет назад. Дела политического характера, часто по политическому обвинению, решались Тайной канцелярией или Сенатом, иногда дела особой важности решал Император самостоятельно. Из всего вышесказанного следует что судебная реформа Петра 1 в конце 17 века и начале 18 века не была очень удачной. В его судебной реформе не было последовательности.
Основные судебные законы
При Петре 1 появилось 3 основных судебно-процессуальных закона. Первый из них это Указ от 21 февраля 1697 года. Суть этого указа заключалась в отмене очных ставок между свидетелями или с подсудимым. По сути этот закон не вводил ничего нового и использовал ранее использовавшиеся методы, а именно розыск. К закону вышедшему в феврале появилось дополнение того же года от 16 марта, где опять же говорилось о использовании розыска в определенных случаях.
Именной указ 1679 г. продолжил закон, который Петр 1 издал в июле 1715 года, одновременно с Артикулом воинским в одном томе с ним. Закон этот назывался "Краткое изображение процессов или судебных тяжеб".
В этом законе закреплялась систему судебных органов. Состав суда и порядок его формирования также закреплялся именно в этом законе. Так после введения этого закона показания свидетелей стали весомыми доказательства вины или невиновности обвиняемого. Но имелось различие между свидетелями, так если два свидетеля расходились в показаниях, то предпочтение отдавалось более знатному свидетелю, или женщина имела меньший "вес" голоса против мужчины. Если было два знатных свидетеля, которые сходились в показаниях, то это считалось полнейшим доказательством вины или невиновности подозреваемого. Ранее использовавшаяся в суде присяга потеряла свое значение. Весомым доказательством считались заверенные письменные доказательства: расписка, запись в купчей книге и другие. Важным видом доказательства стала судебно-медицинская экспертиза, официально введенная Петром 1. Теперь требовалось узнать причину смерти — естественная или насильственная. Была у розыскного процесса одна очень интересная особенность. Если не было достаточно доказательств о невиновности подсудимого его могли оставить в подозрении, после этого вердикта суда такой человек имел ряд ограничений, одно из них — невозможность быть свидетелем.
Определенное разногласие в судебную реформу Петра 1 посеял его закон 5 ноября 1723 года. Назывался этот закон "О форме суда". Этот закон признает суд единственной формой процесса и упраздняет розыск. Все уголовные дела заводятся в низших судах, например в уездном суде. Если дело мелкое, то его решают на месте, если же наказание будет более серьезное, например смертная казнь, то дело отправляют выше, например земский суд. В таких случаях получалось, что низшие суды выполняли роль органа по сбору доказательств.
Итоги судебной реформы Петра 1
Из всего вышесказанного следует что судебная реформа Петра 1 в конце 17 века и начале 18 века не была очень удачной. В его судебной реформе не было последовательности, она была противоречивой. В том числе большим шагом назад стало увеличение значимости розыска. Также необходимо отметить частое злоупотребление судьями из-за того, что дела рассматривались в единой форме розыска.
Одновременно, с проведением военной реформы был подготовлен ряд законов, положенных в основу «Устава воинского»: «Краткое обыкновенное учение» (1700 г.), «Уложение или право воинского поведения генералам, средним и меньшим чинам и рядовым солдатам» (1702 г.), «Краткий Артикул» Меньшикова (1706 г.). В 1719 году были опубликованы «Устав воинский» вместе с «Артикулом воинским» и другими военными законами.
«Артикул воинский» содержал главным образом нормы уголовного права и предназначался для военнослужащих. Воинские артикулы применялись не только в военных судах и по отношению и по отношению к одним военным, но и в гражданских судах по отношению ко всем остальным жителям.
Военно-морской флот создавался в процессе войн с Турцией и Швецией. С помощью российского флота Россия утвердилась на берегах Балтики, что подняло международный престиж и сделало ее морской державой. Его жизнь и деятельность определял “Морской устав “. Флот строился и на юге, и на севере страны. Основные усилия были сосредоточены на создании Балтийского флота.
В 1708 г. был спущен первый 28- пушечный фрегат на Балтике, а через 20 лет российский флот на Балтийском море был самым мощным: 32 линейных корабля, 16 фрегатов, 8 шняв, 85 галер и другие мелкие суда. Набор во флот осуществлялся также из рекрутов. Для обучения морскому делу составлялись инструкции: “Артикул корабельный”, “Инструкции и артикулы военные Российскому флоту” и др. В 1715 г. в Петербурге была открыта Морская академия, готовившая морских офицеров. В 1716 г. было положено начало подготовке офицерских кадров через гардемаринскую роту. Тогда же была создана морская пехота. Вместе с тем, армия и флот составляли неотъемлемую часть абсолютистского государства, были орудием укрепления господства дворянства.
Издание в России в 1720 году Морского Устава как бы подвело определенный итог морской истории страны: в самые сжатые сроки на Балтике был создан сильный военно-морской флот. Петр использовал все лучшее, что было в западном кораблестроении. Но он, прежде всего, учитывал особенности русского театра войны и мореплавания у берегов Отечества. От европейских флотов флот Петра отличался прежде всего тем, что вначале он состоял в основном из гребных судов, различных по размерам и вооружению. Петр исходил из того, что такие суда просты в постройке, относительно легко управляемы, хорошо используются для поддержки сухопутной армии. Только после победы под Полтавой в России началось интенсивное строительство линкоров. Лишь они могли обеспечить России господство в Балтийском море.
Главные итоги военных реформ Петра сводятся к следующему:
- создание сильной регулярной армии, способной воевать с основными противниками России и побеждать их
- появление целой плеяды талантливых полководцев: Меньшиков, Шереметев, Апраксин, Брюс и др.
- создание мощного военно-морского флота (почти из ничего)
- небывалый рост расходов и как следствие — покрытие их за счет жесточайшего выжимания средств из простого народа.
2.3 Церковная реформа
Во второй половине XVII в. позиции Русской Православной церкви были весьма прочными: она сохранила административную, финансовую и судебную автономию по отношению к царской власти. Последние патриархи Иоаким и Адриан проводили политику, направленную на укрепление этих позиций. Сначала в деятельности царя не было ничего «антицерковного». Однако после смерти матери, царицы Натальи Кирилловны, Пётр перестаёт постоянно участвовать в религиозных церемониях и уже не столь регулярно общается с патриархом. Как и в других областях, основой политике Петра I в отношении церкви первоначально было лишь стремление выжать из неё по возможности больше средств на обеспечение обширных государственных программ, прежде всего — на строительство флота. Церковные иерархи насильственно объединялись в «кумпанства», каждое из которых должно было построить на свои средства по одному кораблю.
После кончины в 1700 году патриарха Адриана царь организовал ревизию для переписи имущества Патриаршего дома. Воспользовавшись выявленными злоупотреблениями, Пётр произвёл решительные перемены в церковном устройстве. Временно, во главе духовенства был поставлен рязанский митрополит Стефан Яворский, который по-прежнему должен был созывать на советы епископов — “освященный соборы”, но эти совещания носили чисто формальный характер. Патриарший разряд был упразднен, а его функции переданы восстановленному в1701 г. Монастырскому приказу. Этому приказу были подчинены патриаршие Казенный и Дворцовый приказы. Доходы, полученные от хозяйственной деятельности монастырей и других церковных учреждений, шли в основном на государственные нужды. Так, с 1701 по 1711 гг. казна получила с монастырских вотчин свыше 1 млн. руб. Одновременно государство ограничивало число монахов, запрещало им переход из одного монастыря в другой. В указе 1724 года Пётр прямо называл монахов тунеядцами, отлынивающими от службы императору; количество монахов в монастыре теперь должно было зависеть от числа людей (отставных солдат, больных, престарелых и нищих), за которыми они ухаживают.
В 1721 году видный церковный деятель, сторонник петровских реформ, выходец с Украины Феофан Прокопович составил так называемый Духовный регламент. Главная идея этого документа была следующая: власть государя не просто от бога, но государь в праве решать, что богу угодно, а что нет; никакого контроля со стороны церкви здесь быть не могло, потому что государь выше церкви. Регламент предусматривал упразднение патриаршества, а для управления церковью был образован Святейший правительствующий Синод. Был назначен обер-прокурор Святейшего Синода, личный представитель Петра, который наблюдал за всем, что там происходило. Понятно, что в ситуации полного подавления церкви человек оказался в духовной ловушке; у него не оставалось ничего, кроме государства. Если раньше религия всё-таки давала возможность некоего автономного духовного существования, то теперь и этого не было. Везде был тотальный контроль. Всего в ведении находились чисто церковные дела: толкование церковных догм, распоряжения о молитвах и церковной службе, цензура духовных книг, борьба с ересями, заведование учебными заведениями и смещение церковных должностных лиц и т. д. Пётр сам отредактировал Духовный регламент и провозгласил его законом. Современник сообщает, что когда русские церковные деятели пытались протестовать, Пётр указал на Регламент и заявил: «Вот вам духовный патриарх, а если он вам не нравится (при этих словах он бросил на стол кинжал), то вот вам булатный патриарх».
Принятие Духовного регламента означало логическое завершение церковной политики Петра. Хотя Святейший синод и состоял из представителей высшего духовенства, фактически они были государственными чиновниками, которые могли быть в любой момент заменены императором. В дальнейшем церковная иерархия превратилась в разновидность государственной бюрократии. Основы этого были заложены церковной реформой Петра I.
2.4 Судебная реформа
Судебная реформа, проведенная в 1719г., упорядочила, централизовала и усилила всю судебную систему России. Основная задача реформы — отделение суда от администрации. Во главе судебной системы стоял монарх, который решал самые важные государственные дела.
Он был верховным судьей и разбирал многие дела самостоятельно. По его инициативе возникли "канцелярии розыскных дел", которые помогали ему осуществлять судебные функции. Генерал-прокурор и обер-прокурор подлежали суду царя. Следующим судебным органом был Сенат, который являлся апелляционной инстанцией, давал разъяснения судам и разбирал некоторые дела. Суду Сената подлежали сенаторы (за должностные преступления).
Юстиц-коллегия была апелляционным судом по отношению к надворным судам, являлась органом управления над всеми судами, разбирала некоторые дела в качестве суда первой инстанции.
Областные суды состояли из надворных и нижних судов. Президентами надворных судов были губернаторы и вице-губернаторы. Дела переходили из нижнего суда в надворный в порядке аппеляции, если суд решал дело пристрастно, по распоряжению высшей инстанции или по решению судьи. Если приговор касался смертной казни, дело передавалось также в утверждение надворного суда.
Некоторые категории дел решались иными учреждениями в соответствии с их компетенцией. Камериры судили за дела касавшиеся казны, воеводы и земские комиссары судили за побег крестьян.
Судебные функции исполняли почти все коллегии, исключая коллегию Иностранных дел. Политические дела рассматривали Преображенский приказ и Тайная канцелярия. Порядок прохождения дел по инстанциям путался, губернаторы и воеводы вмешивались в судебные дела, а судьи — в административные.
В связи с этим была проведена новая реорганизация судебных органов: нижние суды были заменены провинциальными (1722г.) и переходили в распоряжение воевод и асессоров, были ликвидированы надворные суды и их функции были переданы губернаторам (1727г.).
Таким образом, суд и администрация вновь слились в один орган. Некоторые категории дел полностью были изъяты из общей судебной системы и были отданы в ведение других административных органов (Синоду, приказам и другим). На Украине, в Прибалтике и в мусульманских областях существовали особые судебные системы.
Особенностью развития процессуального законодательства и судебной практики в России являлась замена состязательного принципа принципом следственным, который обуславливался обострением классовой борьбы.
Говоря о развитии процессуального права при Петре I необходимо отметить бесплановость, сумбурность реформ в сфере судоустройства и судопроизводства. Существовало три закона процессуального законодательства конца ХVП — начала ХVШ в. Одним из них был Указ от 21 февраля 1697г. "Об отмене в судных делах очных ставок, о бытии вместо оных расспросу и розыску…", главным содержанием которого являлась полная замена суда розыском.
В апреле 1715г. вышло "Краткое изображение процессов или судебных тяжеб" (одним томом вместе с Артикулом воинским). "Краткое изображение" являлось военно-процессуальным кодексом, устанавливало общие принципы розыскного процесса. В нем закреплялась система судебных органов, а также состав и порядок формирования суда. В "Кратком изображении" содержатся процессуальные нормы; дается определение судебного процесса, квалифицируются его виды; дается определение новым институтам процесса того времени (салф кондукт, утверждение ответа); определяется система доказательств; устанавливается порядок составления оглашения и обжалования приговора; систематизируются нормы о пытках.
Указом от 5 ноября 1723г. "О форме суда" была отменена розыскная форма процесса, вводится принцип состязательности процесса. Впервые требуется, чтобы приговор основывался на "приличных" (соответствующих) статьях материального закона. Изменения внесенные Указом "О форме суда" были не столь принципиальными. По сути указ был создан в развитие "Краткого изображения".
Судебная система периода петровских реформ характеризовалась процессом усиления централизации и бюрократизации, развитием сословного правосудия и служила интересам дворянства.
3. Итоги проведения реформ
В стране не только сохранялись, но укреплялись и господствовали крепостнические отношения со всеми сопутствовавшими им порождениями в экономике. Однако изменения во всех сферах социально-экономической и политической жизни страны, постепенно накапливавшиеся и назревавшие в XVII веке, переросли в первой четверти XVIII века в качественный скачок. Средневековая Московская Русь превратилась в Российскую империю. В ее экономике, уровне и формах развития производительных сил, политическом строе, структуре и функциях органов власти, управления и суда, в организации армии, в классовой и сословной структуре населения, в культуре страны и быту народа произошли огромные перемены. Коренным образом изменились место России и ее роль в международных отношениях того времени.
Естественно, все эти изменения происходили на феодально-крепостнической основе. Но сам этот строй существовал уже в совершенно иных условиях. Он еще не утратил возможности для своего развития. Более того, темпы и размах освоения им новых территорий, новых сфер экономики и производительных сил значительно возросли. Это позволяло ему решать давно назревшие общенациональные задачи. Но формы, в которых они решались, цели, которым они служили, все более отчетливо показывали, что укрепление и развитие феодально-крепостнического строя при наличии предпосылок для развития капиталистических отношений превращаются в главный тормоз для прогресса страны. Уже в период правления Петра Великого прослеживается главное противоречие, свойственное периоду позднего феодализма. Интересы самодержавно-крепостнического государства и класса феодалов в целом, общенациональные интересы страны требовали ускорения развития производительных сил, активного содействия росту промышленности, торговли, ликвидации технико-экономической и культурной отсталости страны. Но для решения этих задач были необходимы сокращение сферы действия крепостничества, образование рынка вольнонаемной рабочей силы, ограничение и ликвидация сословных прав и привилегий дворянства. Происходило же прямо противоположное: распространение крепостничества вширь и вглубь, консолидация класса феодалов, закрепление, расширение и законодательное оформление его прав и привилегий. Замедленность формирования буржуазии и превращения ее в класс, противостоящий классу феодалов-крепостников, приводила к тому, что купечество и заводчики оказывались втянутыми в сферу крепостнических отношений.
Сложность и противоречивость развития России в этот период определили и противоречивость деятельности Петра и осуществленных им реформ. С одной стороны, они имели огромный исторический смысл, так как способствовали прогрессу страны, были нацелены на ликвидацию ее отсталости. С другой стороны, они осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и были направлены на укрепление их господства. Поэтому прогрессивные преобразования петровского времени с самого начала несли в себе консервативные черты, которые в ходе дальнейшего развития страны выступали все сильнее и не могли обеспечить ликвидацию социально-экономической отсталости. В результате петровских преобразований Россия быстро догнала те европейские страны, где сохранилось господство феодально-крепостнических отношений, но она не могла догнать те страны, которые встали на капиталистический путь развития.
Прекрасно понимая важное значение развития торговли и промышленности, Петр осуществил ряд мероприятий, удовлетворявших интересы купечества. Но он же укреплял и закреплял крепостные порядки, обосновывал режим самодержавного деспотизма.
Страницы:← предыдущая123следующая →
Судебная реформа, проведенная в 1719г., упорядочила, централизовала и усилила всю судебную систему России. Основная задача реформы – отделение суда от администрации. Во главе судебной системы стоял монарх, который решал самые важные государственные дела. Он был верховным судьей и разбирал многие дела самостоятельно. По его инициативе возникли "канцелярии розыскных дел", которые помогали ему осуществлять судебные функции. Генерал-прокурор и обер-прокурор подлежали суду царя. Следующим судебным органом был Сенат, который являлся апелляционной инстанцией, давал разъяснения судам и разбирал некоторые дела. Суду Сената подлежали сенаторы (за должностные преступления).
Юстиц-коллегия была апелляционным судом по отношению к надворным судам, являлась органом управления над всеми судами, разбирала некоторые дела в качестве суда первой инстанции.
Областные суды состояли из надворных и нижних судов. Президентами надворных судов были губернаторы и вице-губернаторы. Дела переходили из нижнего суда в надворный в порядке аппеляции, если суд решал дело пристрастно, по распоряжению высшей инстанции или по решению судьи. Если приговор касался смертной казни, дело передавалось также в утверждение надворного суда.
Некоторые категории дел решались иными учреждениями в соответствии с их компетенцией. Камериры судили за дела касавшиеся казны, воеводы и земские комиссары судили за побег крестьян.
Судебные функции исполняли почти все коллегии, исключая коллегию Иностранных дел.
Политические дела рассматривали Преображенский приказ и Тайная канцелярия. Порядок прохождения дел по инстанциям путался, губернаторы и воеводы вмешивались в судебные дела, а судьи – в административные.
В связи с этим была проведена новая реорганизация судебных органов: нижние суды были заменены провинциальными (1722г.) и переходили в распоряжение воевод и асессоров, были ликвидированы надворные суды и их функции были переданы губернаторам (1727г.).
Таким образом, суд и администрация вновь слились в один орган. Некоторые категории дел полностью были изъяты из общей судебной системы и были отданы в ведение других административных органов (Синоду, приказам и другим). На Украине, в Прибалтике и в мусульманских областях существовали особые судебные системы.
Особенностью развития процессуального законодательства и судебной практики в России являлась замена состязательного принципа принципом следственным, который обуславливался обострением классовой борьбы.
Говоря о развитии процессуального права при Петре I необходимо отметить бесплановость, сумбурность реформ в сфере судоустройства и судопроизводства. Существовало три закона процессуального законодательства конца ХVП — начала ХVШ в. Одним из них был Указ от 21 февраля 1697г. "Об отмене в судных делах очных ставок, о бытии вместо оных расспросу и розыску .", главным содержанием которого являлась полная замена суда розыском.
В апреле 1715г. вышло "Краткое изображение процессов или судебных тяжеб" (одним томом вместе с Артикулом воинским). "Краткое изображение" являлось военно-процессуальным кодексом, устанавливало общие принципы розыскного процесса. В нем закреплялась система судебных органов, а также состав и порядок формирования суда. В "Кратком изображении" содержатся процессуальные нормы; дается определение судебного процесса, квалифицируются его виды; дается определение новым институтам процесса того времени (салф кондукт, утверждение ответа); определяется система доказательств; устанавливается порядок составления оглашения и обжалования приговора; систематизируются нормы о пытках.
Страницы: 1 2