Субъекты экологических правоотношений


Содержание

Субъекты экологических правоотношений.

Субъектами экологических правоотношений, то есть их участниками, являются граждане, юридические лица, государственные органы. Степень и характер их участия в экологических правоотношениях далеко не одинаковы. Так, если граждане и юридические лица выступают во многих случаях как потребители природных ресурсов, что, конечно, не исключает, а напротив, предполагает их большую роль в их охране и рациональном использовании, то государственные органы осуществляют регулирование рационального использования и охрану окружающей природной среды.

В Конституции РФ записано, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Государство гарантирует защиту, экологических прав человека и гражданина. Из этих положений следует, что непременным участником экологических правоотношений является государство, как субъект, в лице своего компетентного органа. Государство остается субъектом экологических отношений и тогда, когда природные ресурсы на законных основаниях становятся собственностью юридических или физических лиц, либо передаются им во владение, постоянное или временное пользование, аренду.

С другой стороны,субъектом экологических отношений становится юридическое или физическое лицо, воздействующее на природную среду с целью ее потребления, использования, воспроизводства либо охраны. Такими субъектами являются граждане, в том числе иностранные, и хозяйствующие субъекты.

Хозяйствующими субъекты в данном случае являются предприятия, учреждения, организации, воздействующие на природную среду, в том числе граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также граждане, Осуществляющие общее или специальное природопользование.

Государственные органы в составе экологического правоотношения выступают в качестве носителей полномочий по управлению и контролю в области охраны окружающей природной среды. По смыслу закона, они не должны заниматься хозяйственной деятельностью по использованию природных ресурсов, не могут совмещать в одном лице функции руководства эксплуатацией природных ресурсов и обязанность осуществлять государственный контроль за использованием и охраной природной среды.

Государственные органы определяют порядок и условия использования и охраны окружающей природной среды и ее отдельных объектов. Хозяйствующие субъекты, граждане, в том числе иностранные юридические и физические лица, несут на себе обязанности по выполнению экологических предписаний.

Объекты экологических правоотношений.

Объектами экологических правоотношений в данном случае являются природные объекты. В качестве таковых могут выступать отдельные природные объекты (земля, недра, воды, леса, животный мир, атмосферный воздух), а также естественная среда обитания в целом.

Кроме того, объектами правоотношений при определенных обстоятельствах, указанных в законе, становятся природные комплексы, заповедники, национальные природные парки, заказники, памятники природы, лечебно- оздоровительные зоны и т. д.

Кроме этого в учебной литературе объекты экологических правоотношений подразделяются на следующие три категории:

-интегрированные окружающая природная среда в целом;

— дифференцированныеотдельные природные объекты (земля, недра, воды, леса, лесная растительность атмосферный воздух, животный мир, генетический фонд, природные ландшафты);

особо охраняемые государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания (ст. 4 Закона «Об охране окружающей природной среды»).

Содержание экологических правоотношений

Подсодержанием экологического правоотношения понимаются права и обязанности участников правоотношения по рациональному природопользованию и охране окружающей среды. Среди субъектов правоотношения они распределяются неравномерно. Содержание прав и обязанностей зависит от состава участников правоотношения и его объекта.

По содержанию прав и обязанностей все субъекты экологического правоотношения подразделяются на четыре категории:

1) природопользователи, являющиеся носителями прав и обязанностей по рациональному использованию природных ресурсов и охране природной среды;

2) органы представительной и исполнительной власти, специально уполномоченные органы государства, имеющие право на регулирование использования природных ресурсов и на контроль за охраной природной среды;

3) общественные объединения экологического профиля, наделенные правом участия в экологических правоотношениях и правом общественного контроля за выполнением экологических предписаний;

4) органы прокурорского надзора, осуществляющие надзор за законностью экологических правоотношений.

Особенности содержания экологического правоотношения зависят и от того природного объекта, по поводу которого оно возникает.

В этом аспекте различают права и обязанности в земельном, водном, недренном, лесном правоотношениях, связанных с использованием и охраной соответственно земель, вод, недр, лесов. Особо выделяются отраслевые права и обязанности, направленные на защиту отдельных природных объектов.

Но наряду с отраслевыми существуют комплексные полномочия, устанавливающие права и обязанности относительно охраны всей природной среды. Носителями таких полномочий выступают специальные органы государства по охране природной среды (например, Министерство природных ресурсов РФ) и хозяйствующие субъекты — природопользователи, использующие природу для выполнения своих практических задач.

При этом права и обязанности субъектов правоотношений взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому характеристика прав одного участника правоотношения, как правило, означает и характеристику обязанностей другой стороны.

Права граждан в области охраны окружающей природной среды нашли отражение и легальное закрепление в действующих нормативных актах, и прежде всего в Конституции Российской Федерации. Статья 42 Конституции гласит: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

Правам граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду посвящен специальный раздел (глава III) Закона РФ «Об охране окружающей среды», в статье 11 которого говорится, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Предусмотрев и механизм обеспечения этого права, включающий планирование и нормирование качества окружающей природной среды, меры по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровление окружающей природной среды, предупреждение и ликвидацию последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и др.

Особо оговорены правомочия граждан в области охраны окружающей природной среды, таковым является право:

-создавать общественные объединения по охране окружающей природной среды, фонды и иные общественные формирования в области охраны окружающей природной среды, вступать в члены таких объединений и фондов, вносить свои трудовые сбережения;

-принимать участие в собраниях, митингах, пикетах и демонстрациях, петициях, референдумах по охране окружающей природной среды;

-требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране;

-требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении деятельности предприятий и других объектов, оказывающих отрицательное влияние на окружающую природную среду и здоровье человека;

-ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями.

О правах и обязанностях юридических лиц и государственных органов в экологических правоотношениях подробнее будет сказано в последующих темах.

Страница 3 из 5

4.3. Субъекты экологических правоотношений

В теории права субъектами права являются индивиды или организации, которые на основании норм права могут быть участниками правовых отношений, т.е. носителями субъективных прав и обязанностей.
Субъект правоотношения — это субъект права, который использует свою праводееспособность.
Напомним, что правоспособность представляет собой предусмотренную нормами права способность (возможность) лица иметь субъективные права и обязанности, дееспособность — предусмотренную нормами права способность и юридическую возможность лица своими действиями приобретать права и обязанности, осуществлять и исполнять их. Разновидностями дееспособности являются сделкоспособность (способность лично, своими действиями совершать гражданско-правовые сделки) и деликтоспособность (способность нести юридическую ответственность за правонарушения).
Совокупность правоспособности и дееспособности образует правосубъектность лица.
Субъектами экологических правоотношений являются:
— Российская Федерация;
— субъекты Российской Федерации;
— органы государственной власти;
— органы местного самоуправления (муниципальные образования);
— юридические лица, включая иностранных юридических лиц;
— физические лица, включая иностранцев и лиц без гражданства.
В.В. Петров среди юридических и физических лиц выделяет хозяйствующих субъектов, под которыми понимаются предприятия, учреждения, организации, воздействующие на природную среду, в том числе граждане, осуществляющие общее или специальное природопользование.
Российская Федерация выступает в качестве субъекта права в государственноправовых (межгосударственные, между Федерацией и субъектами Федерации) и некоторых имущественных отношениях, является собственником природных ресурсов, реализуя свои правомочия по владению, пользованию и распоряжению федеральными природными ресурсами. Являясь субъектом международно-правовых отношений, Россия подписала и ратифицировала ряд международных договоров и соглашений (как двусторонних, так и многосторонних) в области охраны окружающей среды, взяв тем самым на себя обязательство обеспечить выполнение содержащихся в них требований.
Субъекты Российской Федерации (республики, края, области и др. субъекты в составе РФ) также являются полноправными участниками экологических отношений, поскольку ст. 72 (ч. 1 п. п. «в», «г», «д», «м») относит: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование; охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории и др. к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Кроме того, вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
Особенностью Российской Федерации и субъектов Российской Федерации как участников экологических правоотношений является то, что они остаются субъектами экологического права даже тогда, когда природные ресурсы на законных основаниях передаются в собственность юридических или физических лиц, поскольку сохраняют за собой контрольные функции в данной области.
Органы государственной власти выступают субъектами экологических правоотношений, прежде всего, в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, например, при проведении государственной экологической экспертизы, реализации функций государственного экологического контроля, экологического мониторинга, ведения государственных кадастров природных ресурсов и т.д. Их полномочия в данной области определяются положениями об этих органах (например, Положение о Министерстве природных ресурсов и др.).Органы местного самоуправления также являются субъектами экологических правоотношений, поскольку наделены рядом важнейших полномочий в данной области. Так, в соответствии со ст.

132 Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью (в том числе природными объектами — прим. авт.), утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, а также решают иные вопросы местного значения. Согласно ст. 10 Федерального закона «Об охране окружающей среды», муниципальные образования осуществляют управление в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, уставами и иными нормативными правовыми актами самих муниципальных образований. Кроме того, необходимо помнить, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями, в том числе и в данной области. Юридические и физические лица выступают субъектами экологических правоотношений при наличии право- и дееспособности.
Под экологической правоспособностью понимают определенную законом способность лица (как физического, так и юридического) быть носителем экологических прав и обязанностей. Напомним, что в соответствии с ч. 1 ст. 48 Гражданского кодекса РФ, «юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».
Экологическая правоспособность юридического лица возникает с момента его государственной регистрации, на основаниях и в порядке, предусмотренных законом. В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ (в ред. ФЗ от 23.12.2003 г. № 185-ФЗ) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. В то же время, приобретение юридическим лицом экологической правоспособности после его государственной регистрации не дает ему права осуществлять многие виды хозяйственной деятельности (в том числе связанные с охраной окружающей среды и природопользованием), поскольку они требуют получения специального разрешения (например, лицензии) со стороны уполномоченных на то органов государственной власти. Так, согласно Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ (в ред. от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ) «О лицензировании отдельных видов деятельности», деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию. Согласно Водного кодекса РФ от 16.11.1995 г., использование водных объектов с применением технических средств и устройств (специальное водопользование) осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии соответствующей лицензии.Экологическая правоспособность физического лица (гражданина) возникает, по общему правилу, с момента рождения человека и связана с признанием законом его определенных прав. Например, Конституция РФ установила право каждого на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42), Водныйкодекс РФ закрепил право граждан на использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств (общее водопользование) без получения какого-либо разрешения (ст. 86). Под экологической дееспособностью понимают способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять экологические права, создавать для себя экологические обязанности и исполнять их. По общему правилу, экологическая дееспособность в полном объеме наступает с момента достижения лицом совершеннолетия (восемнадцатилетнего возраста).
Б.В.Ерофеев выделяет две большие группы субъектов экологических правоотношений: управомоченные и обязанные субъекты.
Существование этих групп, по его мнению, является обязательным признаком экологического правоотношения, поскольку каждому управомоченному субъекту соответствует наличие обязанного субъекта.
Управомоченные субъекты экологических правоотношений выполняют в этих правоотношениях роль носителей определенных субъективных прав, реализация которых зависит от свободы воли этих субъектов. Например, в ст. 62 Водного кодекса РФ указывается, что водопользователи осуществляют принадлежащее им право пользования водным объектом по своему усмотрению.
Обязанные субъекты экологических правоотношений, напротив, являются носителями обязанностей по реализации прав управомоченных субъектов этих правоотношений. Так, в соответствии с вышеупомянутой ст. 62 Водного кодекса РФ, органы исполнительной власти обязаны не вмешиваться (запрещено вмешиваться) в деятельность водопользователей, связанную с использованием водных объектов, за исключением случаев, предусмотренных Водным кодексом РФ и иными федеральными законами.

<< Первая < Предыдущая12345Следующая > Последняя >>

Экологические правоотношения

Понятие и виды экологических правоотношений

Экологическое правоотношение — это реально существующее общественное отношение, урегулированное нормами экологического права, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей.

Реальность экологического правоотношения проявляется в трансформировании общих правил, предусмотренных нормами экологического права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы (объективное право), в конкретные права и обязанности участников данного отношения (субъективное право). Объективное право представляет собой совокупность правовых норм, устанавливающих права и обязанности неопределенного круга субъектов экологического права. Субъективное право является индивидуализированным. Общие права и обязанности становятся принадлежностью конкретных лиц, участвующих в правоотношении. При этом регулируемые объективным экологическим правом общественные отношения превращаются в конкретные экологические правоотношения.

Экологические правоотношения характеризуются определенными признаками:

  • они складываются на основе норм экологического права;
  • субъекты правоотношения являются носителями конкретных прав и обязанностей. При этом если один субъект правоотношения является обладателем определенных прав, то на другого возлагаются корреспондирующие им обязанности. Так, в соответствии с Конституцией РФ и многими законами устанавливается право человека и гражданина на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды. Этим правам корреспондирует обязанность государственных органов, предприятий и иных субъектов экологического права такую информацию предоставить;
  • носят сознательно-волевой характер. Правоотношения складываются на основе правовых норм, созданных по воле людей. Субъекты правоотношений посредством волевых и осознаваемых действий реализуют свои права и обязанности, предусмотренные этими нормами;
  • гарантируются государством и охраняются в необходимых случаях его принудительной силой. Государство создает необходимые политические, экономические, социальные и иные условия для реализации эколого-правовых норм.

    В случае нарушения меры свободы участниками экологического правоотношения при реализации ими прав и обязанностей, определенных правовыми нормами, государство использует принудительную силу.

Экологические правоотношения направлены на обеспечение интересов человека, гражданина, общества и государства в рамках общественных отношений, образующих предмет экологического права, т.е. отношений собственности на природные ресурсы, по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных химических, физических и биологических воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности, по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Экологические правоотношения, будучи выделенными по отраслевому признаку, в зависимости от иных оснований классификации весьма разнообразны.

В соответствии с функциями норм права экологические правоотношения, формируемые на их основании, подразделяются на регулятивные и охранительные. Регулятивные экологические правоотношения направлены на обеспечение развития общественных отношений по природопользованию и охране окружающей среды. Это правоотношения по поводу экологического нормирования, экспертизы, лицензирования, сертификации, аудита, ведения государственных кадастров природных ресурсов и комплексов, мониторинга и др. К охранительным правоотношениям относятся правоотношения по защите экологических прав физических и юридических лиц, по применению юридической ответственности за экологические правонарушения.

В теории права различаются общие и конкретные правоотношения. Общие экологические правоотношения возникают непосредственно из закона. Такие правоотношения складываются между личностью (или юридическим лицом) и государством. В таком случае закон является юридическим фактом, порождающим экологическое правоотношение. Так, общие экологические правоотношения возникают из ряда норм Федерального закона "Об охране окружающей среды" о запретах: о строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до отвода земельных участков в натуре (ст. 37); ввода в эксплуатацию предприятий и иных объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, обеспечивающими выполнение установленных требований в области охраны окружающей среды (ст. 38), ввоза в Российскую Федерацию радиоактивных отходов и ядерных материалов из иностранных государств в целях их хранения и захоронения (ст. 48) и др. Конкретные правоотношения возникают на основе юридических фактов, например разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, сброс сточных вод и т.п.

По степени определенности субъектов экологические правоотношения разделяются на абсолютные и относительные. Абсолютные экологические правоотношения — те, в которых определена только одна сторона — носитель субъективного права, например, права на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Вторая сторона правоотношения, на которую возложена юридическая обязанность соблюдать эти права, является персонально не определенной. В относительном экологическом правоотношении стороны персонально определены. К примеру, в правоотношении по нормированию предельно допустимых вредных воздействий на природу одной стороной является территориальный орган Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, другой — предприятие, которое такие воздействия оказывает.

Посредством экологических правоотношений реализуются предусмотренные в нормах экологического права меры по обеспечению рационального природопользования, охране окружающей среды, реализации, соблюдению и охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. Эти меры имеют своих адресатов.

Экологические правоотношения имеют свою структуру. Ее элементами являются субъекты, объекты, права и обязанности.

Субъекты экологических правоотношений. Правоспособность и дееспособность

Субъектами экологических правоотношений являются субъекты экологического права, обладающие экологической правоспособностью и дееспособностью.

Субъекты экологических правоотношений по характеру обеспечиваемых и охраняемых правом экологически значимых интересов подразделяются на две группы — физические лица и организации. К организациям относятся государство в целом, государственные органы, муниципальные органы, юридические лица, общественные организации.

Круг субъектов определяется законодательством. Однако мера участия субъектов в экологических правоотношениях различна. Она определяется их правоспособностью и дееспособностью.

Экологическая правоспособность — определенная законом способность лица быть носителем экологических прав и обязанностей. Правоспособность физического лица в экологическом праве часто возникает с момента рождения человека. Она связана с признанием законом его определенных прав. Например, Конституцией РФ признано право каждого на благоприятную окружающую среду. Лесным кодексом РФ установлено право на свободное пребывание в лесах с целью отдыха, сбора ягод, грибов для личных нужд. Во многих случаях экологическая правоспособность физического лица возникает по достижении определенного возраста. Так, специальное природопользование (лесопользование, водопользование и др.) может осуществляться физическим лицом по достижении совершеннолетия.

Экологическая правоспособность организации возникает на основаниях и в порядке, которым предусмотрены законом.

Экологическая дееспособность — это способность физического лица как субъекта экологического права и правоотношения осуществлять своими действиями принадлежащие ему экологические права и обязанности. Сущность экологической дееспособности проявляется в том, что гражданин, к примеру, реализуя свое право на специальное природопользование, может обратиться в уполномоченные государственные органы для получения лицензии. Праву на природопользование корреспондирует обязанность по охране природы. Если в процессе такого природопользования будет причинен экологический или экогенный вред, то гражданин обязан его возместить.

Экологическая дееспособность, в отличие от правоспособности, всегда возникает по достижении определенного законом возраста. Экологическая дееспособность возникает в полном объеме по достижении восемнадцатилетнего возраста.

Объекты экологических правоотношений

Объектами экологических правоотношений являются объекты экологических отношений, регулируемых нормами экологического права. Объекты экологических отношений весьма разнообразны. В рамках интегрированного и дифференцированного подходов к регулированию экологических отношений выделяются две группы объектов.

К первой группе относятся окружающая среда или природа, а также природные комплексы (государственные природные заповедники, парки, заказники и другие особо охраняемые природные территории и территории традиционного природопользования). Вторая группа — отдельные природные объекты и ресурсы — земля, недра, воды, атмосферный воздух, леса и растительный мир вне лесов, животный мир, озоновый слой, климат, околоземное космическое пространство.

Более подробно вопрос об объектах экологических общественных отношений рассмотрен в главе II учебника.

Применительно к вопросу об объектах экологических правоотношений целесообразно рассмотреть также вопрос о сфере их распространения. Прежде всего подчеркнем, что такие объекты расположены в основном в пределах государственной территории Российской Федерации. Некоторые такие объекты расположены и за пределами территории российского государства, например исключительная экономическая зона.

Содержание экологических правоотношений

Содержание экологических правоотношений определяется совокупностью субъективных экологических прав и юридических обязанностей.

Субъективное экологическое право представляет собой предусмотренную юридической нормой меру возможного поведения участника правоотношения. Говоря о том, что право — это мера возможного поведения, мы подчеркиваем, что обладатель права по своему усмотрению решает вопрос о его реализации. Субъект всегда может отказаться от использования права, которое ему принадлежит, за исключением случаев, когда субъективное право является одновременно и юридической обязанностью (полномочия государственных органов и должностных лиц).

Субъективные права, установленные в экологическом праве, по своему содержанию и характеру различаются. К примеру, субъективное право на благоприятную окружающую среду существенно отличается от права собственности на землю и другие природные ресурсы. Особенность последнего в том, что собственник может по своему усмотрению пользоваться соответствующим благом до определенного предела, установленного законом. В соответствии со ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Юридическая обязанность — это предусмотренная нормой права мера должного поведения участника экологического правоотношения. Юридическая обязанность отличается от субъективного права тем, что от нее субъект правоотношения не может отказаться. Неисполнение обязанности является основанием для применения юридической ответственности. Ответственность наступает также при ненадлежащем исполнении обязанности.

Юридическая обязанность является мерой поведения субъекта экологического правоотношения, определяемой законом в целях охраны окружающей среды, обеспечения рационального природопользования, соблюдения экологических прав. Нарушение этой меры влечет нарушение субъективного права.

Юридические обязанности в экологическом праве, относящемся к публичному праву, обладают той особенностью, что в их основу положены как частные, так и публичные интересы. В связи с этим особое значение в экологическом праве имеют обязанности государства, его органов и должностных лиц. В рамках экологической функции государство обеспечивает общественные интересы. Поэтому права и обязанности государства, его органов и должностных лиц совпадают, объединяясь термином "полномочия".

Возникновение, изменение и прекращение экологических правоотношений

Основаниями возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений являются юридические факты. Юридические факты — это такие жизненные обстоятельства, с которыми нормы экологического права связывают возникновение, изменение или прекращение юридических отношений. Юридические факты вызывают наступление предусмотренных нормой юридических последствий.

Все юридические факты делятся на действия и события. Действия всегда являются осознанными и волевыми актами поведения людей. Они делятся на правомерные и неправомерные. Все действия классифицируются на юридические акты и поступки. Юридические акты — действия, которые направлены на достижение определенных юридических последствий. К примеру, согласно ст. 14 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенном Правительством РФ. Юридическим актом в данном случае будет обращение лица — владельца стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха в уполномоченный государственный орган за разрешением.

Юридические поступки — это такие действия, которые независимо от намерения лица влекут возникновение юридических последствий, т.е. порождают, изменяют либо прекращают экологическое правоотношение. Например, намерение построить высокоскоростную магистраль Санкт-Петербург — Москва влечет необходимость проведения оценки воздействия на окружающую среду. До передачи материалов проекта на государственную экологическую экспертизу инициатор намечаемой деятельности обязан обеспечить согласование материалов с органами федерального надзора и контроля и органами местного самоуправления и получить их положительные заключения и (или) документы согласований.

В контексте обсуждения вопроса о действиях как формы юридических фактов, служащих основанием возникновения экологических правоотношений, важно обратить внимание на то, что необходимость их (действий) осуществления всеми субъектами экологического права, в том числе государства в лице уполномоченных органов, вытекает из закона. К примеру, одной из основных мер охраны окружающей среды является нормирование качества окружающей среды, требования которого определены Федеральным законом "Об охране окружающей среды". Определенные Правительством РФ уполномоченные государственные органы исполнительной власти обязаны обеспечить разработку и утверждение таких нормативов.

Наиболее существенной причиной низкой эффективности экологического права в Российской Федерации является то, что специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды не совершают предусмотренные законодательством действия, то есть бездействуют. В значительной степени эта характеристика относится и к юридическим лицам.

События, в отличие от действий, происходят помимо воли людей. Событием являются, к примеру, природные явления — землетрясения, наводнения и др., порождающие стихийные бедствия. Отношения по поводу таких природных явлений, вызывающих стихийные бедствия, также регулируются законодательством. По их поводу складываются экологические правоотношения.

Похожие главы из других работ:

Виды гражданских правоотношений

1.2 Субъекты и объекты гражданских правоотношений

Субъектами гражданских правоотношений могут выступать: · физические лица (граждане страны, иностранные граждане, лица без гражданства); · юридические лица (белорусские…

Гражданские правоотношения

3 Субъекты и объекты гражданских правоотношений

Гражданские правоотношения

1. Объекты и субъекты гражданских правоотношений

Понятие объекта гражданских правоотношений. С переходом России к демократии и возникновением в стране рыночных отношений в Гражданском праве в связи с этим получил распространение такой институт, как объект гражданских правоотношений…

Гражданские правоотношения

2. Субъекты и объекты гражданских правоотношений

Под субъектным составом гражданского правоотношения понимаются его участники. Субъектами гражданских правоотношений могут быть: — физические лица (граждане России, иностранные граждане, лица без гражданства); — юридические лица (российские…

Гражданские правоотношения

3. СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Гражданско-правовые отношения

3. СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Защита прав и свобод гражданина в рациональном применении норм наследственного права

1.2 Объекты и субъекты наследственных правоотношений

наследственный очередность закон трансмиссия Объектом наследственных отношений может быть вещь, иное имущество, а также нематериальные блага, принадлежащие на праве собственности умершему лицу (наследодателю)…

Земельная собственность и ее формы

Глава 2.

Субъекты и объекты земельных правоотношений

право собственность земля Пункт 1 ст. 5 Земельного кодекса РФ тождественно с нормами ГК РФ классифицирует участников земельных отношений, под которыми понимаются: граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ…

Земельно-правовые сделки и их виды

1.1 Субъекты и объекты земельных правоотношений

Трудно не согласиться, что "проблема правоотношения — одна из наиболее сложных и в то же время наименее разработанных проблем правовой науки" Иоффе О.С. Избранные труды по гражданскому праву. М., 2000. С. 508….

Оспаривание решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих

1.3 Субъекты и объекты судопроизводства по делам, возникающим из публичных правоотношений

Объектом судебной деятельности в рассматриваемом производстве являются публично-правовые отношения, которым, в отличие от частноправовых, присущи императивный и властный характер…

Понятие и субъекты правоотношений

ГЛАВА 2: СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Правовые отношения

Структура правоотношения: субъекты и объекты правоотношений, субъективные права и юридические обязанности

Современная юридическая наука и практика признает, что правоотношения нельзя рассматривать в отрыве от тех фактических общественных отношений, которые облекаются в правовую форму. Возникая на основе правовых норм…

Содержание правоотношений

5. Объекты правоотношений и их виды

Вопрос о понятии, содержании и видах субъектов правоотношений имеет теоретическую и практическую значимость, ибо только наличие объекта вызывает необходимость возникновения и существования самого правоотношения…

Структура правовых отношений

2. Объекты правоотношений понятия и виды

Под объектом правового отношения следует понимать те материальные и духовные блага, предоставлением и использованием которых удовлетворяются интересы правомочной стороны правоотношения…

Холопство в России

2.2 Холопы — субъекты и объекты правоотношений

В сфере гражданских и уголовных правоотношений, прежде всего, мы говорим о том, что на первоначальном этапе развития законодательства в Русском государстве холопы представляли собой неопределенное лицо, и мы выделили это выше: не субъекты…

Субъекты экологических правоотношений : понятие, характеристика.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Государство гарантирует защиту экологических прав человека и гражданина. Следовательно, одним из участников экологических правоотношений (субъектом) выступает государство в лице своего компетентного органа.

Другим субъектом экологических отношенийявляется юридическое или физическое лицо, воздействующее на природную среду с целью ее потребления, использования, воспроизводства либо охраны. К таким субъектам относятся граждане, в том числе иностранные, и хозяйствующие субъекты.

Под хозяйствующими субъектами понимаются предприятия, учреждения, организации, воздействующие на природную среду, а также граждане, занятые предпринимательской деятельностью, или граждане, осуществляющие общее или специальное природопользование.

Государственные органы применительно к экологическому правоотношению выступают в качестве носителей полномочий по управлению и контролю в области охраны окружающей природной среды. Они определяют порядок и условия использования и охраны окружающей природной среды, ее отдельных объектов.

Хозяйствующие субъекты, граждане, в том числе иностранные юридические и физические лица обязаны выполнять экологические предписания.

2.4.Объекты экологических правоотношений : природные объекты, природные ресурсы, природные комплексы, окружающая среда в целом[4].

Под объектом экологических отношений понимаются общественно значимые природные ценности, по поводу которых складываются и регулируются в праве общественные отношения. Подчеркнем, что специфика объекта предопределяет специфику общественных отношений, регулируемых в экологическом праве и образующих его предмет.

Отражая реализуемые на практике интегрированный и дифференцированный подходы к правовому регулированию общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы, в современном законодательстве в качестве самостоятельных объектов таких отношений выделяются:

а) окружающая среда (окружающая природная среда, природная среда, природа),

б) природные комплексы,

в) отдельные природные объекты или ресурсы.

Окружающая среда (окружающая природная среда, природная среда, природа) является интегрированным объектом, а другие — дифференцированными объектами.

А. Если рассматривать вопрос об интегрированном объекте в историческом аспекте, то в экологическом праве России до 90-х годов XX века им была природа.

В естественнонаучном смысле природа — совокупность объектов и систем материального мира в их естественном состоянии, не являющемся продуктом трудовой деятельности человека. В юридическом смысле наряду с совокупностью объектов и систем материального мира в их естественном состоянии в понятие "природа" обоснованно включаются также некоторые объекты, созданные трудом человека: искусственно насаженный лес, выращенная на рыбозаводах и выпущенная в водоем рыба, дикое животное, выпущенное в угодья для постоянного обитания. Основными критериями при определении объекта как элемента природы служат неотделимость от естественных условий, неразрывность экологических связей, неизолированность от действия стихийных сил.

Природа как совокупность объектов и систем материального мира в их естественном состоянии — это вся Вселенная, включая Землю, Солнце, Космос.

Но как объект отношений, регулируемых нормами экологического права, понятие "природа" ограничено пределами практического использования человеком и антропогенного воздействия на нее.

Как интегрированный объект экологических отношений понятие "природа" в современном экологическом законодательстве и праве употребляется редко. Оно необоснованно вытеснено из данной отрасли понятием "окружающая среда". К немногим законам, содержащим требования относительно природы, относится Конституция России. В ст. 58 на каждого возложена обязанность сохранять природу и окружающую среду.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" также употребляет данную категорию как синоним природной среды. Закон определяет природную среду (природу) как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов.

Понятие "окружающая среда" как объект экологических отношений было заимствовано из зарубежного права, где оно имеет более широкое содержание. Как правило, там в него включаются, наряду с естественными элементами, объекты социальной среды, такие, к примеру, как памятники истории и культуры. Включение в содержание окружающей среды в зарубежном законодательстве элементов социальной среды позволяют там существующие системы законодательства.

В соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" окружающая среда — совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. В Законе определяются и отдельные составляющие этого понятия. При этом под компонентами природной среды понимаются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле. Природный объект — это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства. Природно-антропогенный объект — природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение. Антропогенный объект — объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.

Обращаем внимание законодателя на научно не обоснованное расширение в Законе понятия окружающей среды.

В науке интенсивно формируемого российского экологического права много внимание уделялось вопросу содержания понятия окружающей среды. Наряду с этим понятием в российском законодательстве употребляются смежные понятия: "среда обитания" (Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии") и "среда жизнедеятельности" (Градостроительный кодекс РФ"). Эти понятия — более широкие по содержанию в сравнении с понятием окружающей среды и корректно включают последнюю в свое содержание. Важно подчеркнуть, что понятия "среда обитания" и "среда жизнедеятельности" наряду с элементами природной среды корректно включают и объекты социальной среды. Когда же законодатель определил окружающую среду как правовую категорию, включающую наряду с природными компонентами антропогенный объект, то тут встают вопросы об общественных потребностях в этом, в обоснованности и главное — в наличии соответствующих правовых механизмов их охраны.

Законодатель не называет те антропогенные объекты, которые нуждаются в охране, нормами экологического права наряду с природными объектами — атмосферным воздухом или водами. Известно, что человеком создан огромный ряд объектов для обеспечения своих социальных потребностей, которые не обладают свойствами природных объектов. Это, в частности, автомобиль, телефон, стул и др. Неясно, как, с помощью каких инструментов законодатель собирается охранять их нормами экологического права и зачем?

Анализ законодательства в историческом аспекте убеждает в том, что в экологическом праве понятия "окружающая среда", "окружающая природная среда", "природная среда", "природа" тождественны. Соответственно окружающая среда может быть определена как окружающая природная среда (природная среда, природа), то есть совокупность природных комплексов, природных объектов и природных ресурсов, включая атмосферный воздух, воды, землю, почву, недра, животный и растительный мир, а также климат и околоземное космическое пространство, в их взаимосвязи и взаимодействии.

Хотя в законодательстве об окружающей среде понятие "природа" почти не употребляется, отношения по поводу использования и охраны природы фактически регулируются посредством регулирования использования и охраны ее комплексов, отдельных объектов или ресурсов. В науке экологического права высказываются обоснованные предложения об отказе употребления в российском праве понятия окружающей среды в пользу понятия "природа" <22>.

<22> Шестерюк А.С. Экологическое право: проблемы методологии: Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. Санкт-Петербург, 2000. С. 77.

Б. Природные комплексы — естественные экологические системы и иные совокупности природных объектов и ресурсов — являются самостоятельным объектом экологических отношений, регулируемых нормами экологического права. Природными комплексами являются особо охраняемые природные территории (государственные природные заповедники, национальные парки, государственные природные заповедники, курорты и др.), специальные зоны и иные охраняемые территории (водоохранная зона, санитарно-защитная зона…, территории традиционного природопользования и др.), внутреннее море, континентальный шельф, свободная экономическая зона, экологически неблагополучные территории и др. К несомненным достоинствам современного этапа развития экологического законодательства относится, в частности, принятие ряда федеральных законов, регулирующих общественные отношения по поводу природных комплексов.

В. Отдельными природными объектами и ресурсами, по поводу которых складываются общественные отношения, регулируемые в законодательстве, являются земля, почвы, недра, воды, атмосферный воздух, леса и растительный мир вне лесов, животный мир, околоземное космическое пространство. В качестве самостоятельных объектов регулирования в законодательстве и праве выделяются части отдельных природных объектов (ресурсов) — озоновый слой, редкие и находящиеся под угрозой уничтожения виды растений и животных, климат как режим погоды, характерный определенной местности.

Под природным объектом понимается вся совокупность вещества природы одного вида — земли, недр, вод, атмосферного воздуха, лесов и дикого растительного мира вне лесов, дикого животного мира и др. — в глобальном или в национальном масштабе.

Природный ресурс — более узкое понятие по сравнению с природным объектом — это часть природных объектов, используемых человеком для удовлетворения своих потребностей. К примеру, животный мир весьма разнообразен. Это рыбы, охотничья дичь, комары и пр. Все виды в совокупности образуют животный мир как природный объект. При этом животный мир как природный ресурс образуют лишь виды, которые используются человеком. Интересно, что к объектам охраны по Закону РСФСР "Об охране природы в РСФСР" (1960 г.) относилась лишь полезная дикая фауна.

Для создания оптимального правового механизма обеспечения рационального использования и охраны природных объектов (ресурсов) они классифицируются на исчерпаемые и неисчерпаемые; возобновимые и невозобновимые; восполнимые и невосполнимые. С учетом специфических характеристик того или другого природного ресурса законодатель устанавливает правовые требования по его использованию и охране.

Объектами экологических правоотношений называются объекты охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и другой деятельности, К таким объектам относятся: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.[5]

В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, которые не подвергались антропогенному воздействию.

Характер объекта правоотношения, его особенности обуславливают права и обязанности, которыми наделяется субъект правоотношений. При наличии, скажем,такого объекта правоотношения, как природные заповедники, в составе правоотношений преобладают запретительные нормы; при хозяйственном использовании земель приоритет получают предупредительные, разрешительные меры.

Природные объекты: их характеристика[6]

Объектами охраны окружающей среды называются находящиеся в экологической взаимосвязи ее составные части, отношения по использованию и охране которых урегулированы правом.

Составной частью окружающей природной среды, охраняемой законом, обладающей признаками естественного происхождения, является природный объект. Согласно Закону "Об охране окружающей среды" природный объект — это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства. Природно-антропогенный объект — это природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и/или объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение. Объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов, называется антропогенным объектом.

Охраняемые законом объекты земной природы подразделяются на три категории:

• интегрированные, к которым относится окружающая природная среда;

• дифференцированные, то есть отдельные природные объекты (земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты);

• особо охраняемые (государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания).

Перечень природных объектов приведен в ст. 4 Закона РФ "Об охране окружающей среды".

Ресурс — источник потребления. В широком смысле природный ресурс источник экологического, экономического, духовного, эстетического потребления человеком природы.

В узком смысле (применительно к российскому законодательству) природные ресурсы— это компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.

Под использованием природных ресурсов понимается эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности.

В контексте права природные ресурсы подразделяют на:

• исчерпаемые (лесные, земельные, водные, минеральные ресурсы). Характерный их признак — способность уменьшаться и исчезать по мере потребления человеком. Вот почему обязанность по рациональному природопользованию распространяется прежде всего на данную категорию ресурсов;

• неисчерпаемые (практически неиссякаемые ресурсы, например, солнечные, климатические, энергетические, геотермальные);

• возобновляемые (лесные ресурсы, дикий животный мир, рыбные запасы);

• невозобновляемые.

Подразделение ресурсов на возобновляемые и невозобновляемые имеет значение для регулирования обязанности природопользователя по воспроизводству природных ресурсов. Ученые выделяют также группу относительно возобновляемых ресурсов. Запасы пресной воды, скажем, можно получить путем опреснения морской воды.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая



Дипломные и курсовые работы, магистерские диссертации по праву на заказ

Добро пожаловать!

На нашем сайте Вы можете заказать магистерскую диссертацию, дипломную или курсовую работу по праву (юриспруденции). Также мы можем подготовить для Вас отчет по практике, научную статью или реферат по праву, решить задачи, помочь с подбором материала и многое другое.

Все работы выполняются специалистами с высшим юридическим образованием, имеющими опыт научной и практической работы.

На сегодняшний день в сети Интернет можно бесплатно скачать множество работ, однако такие работы по юриспруденции никогда не дадут вам уверенности, так как они не выдерживают проверки преподавателем и определяются как скаченные с интернета.

Курсовые и дипломные работы, а также магистерские диссертации по юриспруденции должны подготавливаться профессионалами, специализирующимися в области юриспруденции и права, а не "специалистами" широкого профиля.

Мы не беремся за любые заказы, а работаем исключительно по юридическим дисциплинам. Каждый заказ передается специалисту, выполняющему работы по соответствующей (гражданско-правовой, административно-правовой, конституционно-правовой и т.д.) отрасли права или предмету.

Вы получаете авторскую работу, проверенную на оригинальность системой Antiplagiat.ru.

При получении вы можете там же проверить вашу работу, загрузив файл в систему, для того, чтобы убедиться в ее оригинальности. При заказе работы просим указывать необходимый процент оригинального текста в системе Antiplagiat.ru, а также способ проверки.

Наши преимущества:

  • консультации по подбору темы работы (бесплатно);
  • бесплатное составление плана работы;
  • строгая специализация — подготовка работы лицами, имеющими, как минимум, высшее юридическое образование (мы выполняем только работы по праву).
  • подготовка работы на основе действующего законодательства;
  • использование в работе новейших литературных источников и новейшей судебной практики;
  • полное сопровождение до защиты работы;
  • гарантийные обязательства.

При подготовке всех работ используются регулярно обновляемые справочные правовые системы «Гарант» и «Консультант Плюс», что позволяет учитывать самые последние вступившие в силу изменения законодательства, а также законопроекты, планируемые к принятию Государственной Думой в ближайшее время.

                                           

Имеющаяся в нашем распоряжении как обычная, так и обширная электронная библиотека, позволяет нам использовать как классические труды отечественных и зарубежных ученых-правоведов, так и научные работы, учебники, комментарии, монографии и статьи, вышедшие в самое последнее время. Как правило, обязательным требованием для наших магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ по праву является наличие в них использованных источников выпущенных в текущем году.

Абсолютно на все работы даются гарантии.

Мы оперативно обрабатываем заказ и стараемся как можно быстрее написать работу, к примеру курсовые работы подготавливаются в срок от 7 до 14 дней, а дипломные работы по юриспруденции — от двух до четырех недель.

Мы делаем на заказ:

Дипломные и курсовые работы, а также магистерские диссертации и научные статьи по праву требуют много времени и усилий. Доверьтесь профессионалам, экономьте свое время.

Оставьте комментарий