Становление российского парламентаризма

/ Историческое краеведение / Томск и томичи в истории российского парламентаризма / Законодательная власть в России в начале XX века: страницы истории

Становление парламентаризма в России

Первым подобием парламента в России были законосовещательные органы — Боярская Дума XVI-XVII вв., совет сподвижников Петра I, "круг молодых друзей императора" при Александре I.

В результате земской реформы Александра II появились своеобразные губернские парламенты-земства, обладавшие законосовещательным правом. Но император был категорически против создания общероссийского земства, видя в том ограничение принципов самодержавия.

Однако из-за усиления террора Александр II, считавший, что земства лояльны к государственной власти, издал распоряжение о присоединении собрания земских представителей к Государственному совету.

Это собрание должно было иметь только законосовещательный характер, но впоследствии оно могло стать полноценным парламентом. Задуманным планам помешало убийство Александра II в марте 1881 года.

Следующий император Александр III проводил политику контрреформ с целью укрепления самодержавия.

Пришедший к власти в 1894 году Николай II продолжал политику отца.

Однако в январе-феврале 1905 г. в России началась первая русская революция (1905-1907 гг.). Она продемонстрировала, что самодержавный период в истории Российского государства завершается и начинается период практической конституционализации и парламентаризации страны.

Первые, вначале умеренные, шаги к парламентаризации были связаны с принятием Николаем II документов от 6 августа 1905 года: "Высочайшего Манифеста об учреждении Государственной Думы", "Закона об учреждении Государственной Думы" и "Положения о выборах в Государственную Думу".

Однако этими актами устанавливался статус Государственной думы как законосовещательного органа при монархе.

Кроме того, в документах 6 августа 1905 г. о выборах содержалась масса ограничений, цензовых требований, которые препятствовали широким кругам русского общества принять участие в работе даже такой бесправной Думы.

В тандеме с Государственной думой должен был функционировать Государственный совет. Статус законосовещательного органа при монархе Государственному совету был придан еще в момент его создания — в 1810 году. Манифестом от 6 августа 1905 г. этот статус был лишь подтвержден.

Отправной точкой становления парламентаризма в России стал Высочайший Манифест, подписанный царем Николаем II 17 октября 1905 г. "Об усовершенствовании государственного порядка" и целый ряд актов, развивающих положения Манифеста и также утвержденных указами императора, изданных в 1905-1906 гг.: Указ от 11 декабря 1905 г. "Об изменении Положения о выборах в Государственную думу (от 6 августа 1905 г.) и изданных в дополнение к нему узаконении", Манифест от 20 февраля 1906 г. "Об изменении учреждения Государственного Совета и о пересмотре учреждения Государственной Думы", Указ от 20 февраля 1906 г. "Учреждение Государственной Думы" (новая редакция) и др.

Манифест 17 октября 1905 г. занимает особое место среди этих документов. В нем говорилось: "Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы, и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей".

Это означало, что Государственная дума из законосовещательного органа преобразовывалась в законодательный. Расширялись права в законодательной деятельности не только Государственной думы, но и Государственного совета. Он, как и Государственная Дума, также наделялся уже не законосовещательными, а законодательными полномочиями.

Становление российского парламентаризма в начале XX века

Становление парламентаризма, политические движения

Для понимания процесса становления парламентаризма в России в начале XX века, на мой взгляд необходимо рассмотреть партийные движения существовавшие на тот момент. Которые участвовали в политической жизни и формировали первые «Думские совещательные палаты».

Интеллигенция стала социальной базой, на основе которой в конце XIX – начале ХХ вв. формируются различные политические партии.

В сентябре 1905 года формируется конституционно-демократическая партия. В программе партии, утвержденной на учредительном съезде в октябре 1905 года, основные задачи сводились к следующим: формирование двухпалатного парламента, одна палата которого состояла бы из представителей органов местного управления; наделение парламента правомочиями санкционировать любой законодательный акт и утверждать бюджет; восстановление демократических принципов судебной реформы 1864 года; отмена выкупных платежей для крестьян, развитие прямого налогообложения, отчуждение за плату государственных и помещичьих земель и наделение ими нуждающихся крестьян; развитие аренды в аграрном секторе; презюмирование права рабочих на забастовку и выборные инспекции труда, восьмичасовой рабочий день, запрет ночного и сверхурочного труда, государственное социальное страхование, уголовная ответственность предпринимателей за нарушение законодательства о труде и т.п.

Близкая к конституционным демократам (так называемым кадетам) по духу и программным требованиям умеренно-прогрессивная партия настаивала на неприкосновенности верховной власти царя и ответственности правительства перед представителями народа. В области государственной реформы эта партия отстаивала целостность российского государства при самостоятельности местного самоуправления, выступала против каких бы то ни было автономий и федераций. В сфере трудовых отношений она солидаризировалась с кадетами, выступая лишь против установления 8-часового рабочего дня, что, по мнению идеологов партии, ослабляло позиции отечественной экономики в конкуренции с экономиками западных стран.

Всероссийский торгово-промышленный союз выступал за единую империю с конституционным монархом и кабинетом министров, опиравшихся на парламентское большинство (английская конституционная модель). Программно-политической целью партии было экономическое содружество торгово-промышленных классов, представительство этого содружества во всех общественных организациях, парламенте и правительственных учреждениях.

Партия монархистов-конституционалистов исходила из главной идеи: «Царь – отец народа, Россия без царя немыслима». Крестьянский вопрос предлагалось решить переводом общинного землепользования в подворное и радикальной реорганизацией крестьянского банка. При этом отвергалась идея образования государственного земельного фонда. Народное образование предлагалось реформировать на корпоративных началах с поощрением рациональных элементов национализма. Программа партии содержала указание на «опасность политических взглядов еврейства». Общая политическая установка постулировалась следующим положением: «Всеобщее, равное, прямое и тайное избирательное право невозможно на заре парламентаризма в России».

Перечисленные выше партии образовали правое крыло. Лозунгом правых партий и общественных движений стал тезис: «Православие, самодержавие, народность». Одновременно с этим на правом фланге произошла перегруппировка значительного числа разного рода «черносотенных» союзов, обществ, братств, дружин и лиг, объединившихся в ноябре 1905 года в «Союз русского народа». Союз располагал разветвленной системой органов управления на местах под руководством так называемого Главного совета, деятельность которого поддерживалась государством и церковью. Самодержавную монархию черносотенцы признавали единственно приемлемой формой правления для страны.

Что касается партий левого крыла политического спектра, то они формировались на базе народнической и марксистской идеологии. В 1898 году представители «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», групп «Рабочей газеты» и Бунда провели съезд в Минске, провозгласив образование Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). На втором съезде партии в 1903 году произошел ее раскол на «большевиков» и «меньшевиков». Здесь же были приняты Программа и Устав партии. В революцию 1905 года РСДРП (б) вошла с четкой программой политических и государственных реформ. Самодержавие признавалось социальным пережитком и злейшим врагом народа. Предлагалось сформировать на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права однопалатный парламент, создать выборные суды, отделить церковь от государства, провести всеобщее вооружение народа, установить прогрессивный подоходный налог, 8-часовой рабочий день, запретить штрафы на производстве, ввести уголовную ответственность предпринимателей за нарушение трудового законодательства. Для крестьян предлагалось отменить выкупные платежи, разрешить отчуждение дворцовых, помещичьих и монастырских земель. В политической сфере провозглашались свержение самодержавия и переход власти к Учредительному собранию.

Идейной преемницей партии «Народная воля» стала образованная в 1902 году партия социалистов-революционеров (эсеров). Ее главный лозунг: «Социализация земли» (уничтожение частной собственности на землю), главный метод борьбы – террор. В политической области эсеры настаивали на введении демократической республики с широкой автономией областей, всеобщим избирательным правом и заменой регулярной армии народным ополчением. В качестве союзников в реализации своей главной цели – ликвидация самодержавия и созыв Земского Собора (Учредительного собрания) – эсеры рассматривали РСДРП.

Началом революции послужило так называемое «Кровавое воскресенье» – 9 января 1905 года, когда царскими войсками и полицией было расстреляно мирное шествие свыше 140 тысяч рабочих столицы к Зимнему дворцу для подачи царю петиции о своих нуждах. Это вызвало невиданный взрыв возмущения народных масс и волнения по всей стране.

Главный результат буржуазно-демократической революции 1905–1907 годов заключался в том, что верховная власть была вынуждена пойти на изменение социально-политической системы России. В стране сложились новые государственные институты, свидетельствовавшие о начале эры парламентаризма. Было достигнуто некоторое ограничение самодержавия, хотя у царя осталась возможность принятия законодательных решений и вся полнота исполнительной власти.

I и II Государственные думы и их программы

I Государственная дума избиралась на основе избирательного закона 11 декабря 1905 г. Право голоса получило 25 млн. человек. В выборах не участвовали батраки, женщины, солдаты, матросы, учащиеся, рабочие, занятые на мелких предприятиях. Был введён возрастной (25 лет) и имущественный цензы. Выборы были многоступенчатыми, а права избирателей неравными. Голос помещика приравнивался к 3 голосам буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих.

27 апреля Николай II торжественно открыл Государственную думу.

Состав депутатов Думы – 34% кадетов, 14% октябристов, 23% трудовиков (близких к эсерам), около 4% меньшевиков.

Большевики выборы в Государственную Думу бойкотировали, а черносотенцы в нее не прошли.

«Предметы ведения Государственной думы определялись «Учреждением Государственной думы» – документом, регламентировавшим ее деятельность. В соответствии с ним ведению Думы подлежали:

– предметы, требующие издания законов и штатов, а также их изменения, дополнения, приостановления действия и отмены;

– государственная роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств и главных управлений, равно как денежные из казны ассигнования, росписью не предусмотренные, – на основании установленных правил;

– отчет государственного контроля по исполнению государственной росписи;

– дела об отчуждении части государственных доходов или имуществ, требующие Высочайшего соизволения;

– дела о постройке железных дорог непосредственным распоряжением казны и за ее счет;

– дела об учреждении кампаний на акциях, когда при сем испрашиваются изъятия из действующих законов;

– дела, вносимые на рассмотрение Думы по особым Высочайшим повелениям.

Как видим, права и сфера компетенции Государственной думы были четко оговорены и ограничены. Это было закреплено в новой редакции Основных законов Российской империи, принятой накануне начала работы нижней палаты. В соответствии с законодательством, власть верховного управления оставалась всецело в руках императора, которому нераздельно принадлежали:

– вся власть по управлению страной через министерство, ответственное перед ним, а не перед народным представительством и через всех остальных должностных лиц, назначаемых от его имени;

– все устройство и законодательство об армии и флоте;

– право объявлять местность на военном и исключительном положении;

– разрешение займов в случае, если Государственная дума не утвердит их во время сессии.

Таким образом, по меткому выражению С. Ю. Витте, новые Основные законы преследовали цель отобрать у Думы все, что опасно трогать.»

Эта Дума предложила программу демократизации России: введение ответственности министров перед парламентом; гарантии гражданских свобод; установление всеобщего бесплатного образования; проведение аграрной реформы; удовлетворение требований национальных меньшинств; отмена смертной казни; политическая амнистия участников революции. Ключевым в Думе стало рассмотрение проектов по аграрному вопросу кадетов и трудовиков. Правительство, поддержанное консерваторами, их отвергло, что усилило его противостояние с Государственной Думой. Через 72 дня после открытия Думы царь ее распустил, заявив, что она не успокаивает народ, а разжигает страсти.

«Выборгское воззвание»

9 июля 1906 г. новый министр внутренних дел П. А. Столыпин распустил Государственную думу. Часть депутатов выехала в Выборг.

Они приняли «Выборгское воззвание», в котором призвали народ не платить налоги, не давать солдат в армию. Горемыкин вынужден был уйти в отставку. Новым председателем Совета министров стал Столыпин. Составители воззвания подверглись судебным преследованиям и потеряли возможность попасть в следующую Думу.

II Государственная дума

В ноябре 1906 г. началась избирательная компания во II Государственную думу.

Выборы во II Думу проходили не просто в условиях спада революции, а в те месяцы 1907 г., когда все более очевидным было то, что скоро она закончится поражением. Между тем принципиально это обстоятельство не повлияло на исход думской кампании. Оппозиционные царскому правительству партии вновь, как и в 1906 г., завоевали на выборах симпатии большинства граждан, пришедших голосовать. Правда, соотношение мест в нижней законодательной палате несколько отличалось в сравнении с тем, что было почти год назад. Так, кадеты и трудовики, хотя и остались самыми крупными думскими фракциями, по численности поменялись местами (кадеты уступили первое место трудовикам, потеряв около 80 мест; трудовики же, наоборот, несколько упрочили свои позиции, обогнав кадетов по числу депутатов). Сильной оказалась социалистическая «диаспора» во II Государственной думе: эсеры и эсдеки (социал-демократы) провели в Думу свыше 100 своих сторонников. Одним из отличий партийного состава II Думы от ее предшественницы стало присутствие в Таврическом дворце представителей правых партий и увеличение числа умеренных либералов, октябристов прежде всего.

Как и в 1-й Думе, во 2-й центральным был аграрный вопрос. Проекты принудительного отчуждения помещичьих земель напугали правительство. Просуществовав 102 дня, Дума царским манифестом от 3 июня 1907 года была распущена.

Третьеиюньский государственный переворот

«Поводом для разгона II Государственной думы стало обвинение 55 членов социал-демократической фракции в подготовке военного переворота. 1 июня 1907 г. в закрытом заседании Думы Столыпин потребовал немедленной выдачи депутатов-заговорщиков и предания их суду. Дума не дала согласие на привлечение их к судебной ответственности и постановила передать дело в специальную думскую комиссию, которая дожи¬даться разоблачения явно сфабрикованного дела и, подгоняемое требованиями Николая II немедленно разогнать Думу, приступило к решительным действиям. В ночь со 2 на 3 июня 37 депутатов социал-демократической фракции были арестованы, остальные перешли на нелегальное положение, а утром 3 июня 1907 г. из Высочайшего указа страна узнала о разгоне II Государственной думы».

Указанный манифест символизировал возникновение в России новой системы политической организации государства, получившей название «третьеиюньская монархия». В этот период внутреннюю политику правительства обусловливали объективные постреволюционные условия. С одной стороны, она была ориентирована на подавление антисамодержавного движения. С другой стороны, нельзя было уже не считаться с уроками революции, которые свидетельствовали о необходимости проведения реформ для расширения социальной опоры верховной власти. В связи с этим во внутренней политике самодержавия четко прослеживались две линии: наступление реакции во всех областях общественно-государственной жизни и лавирование между разными социальными силами. Первую линию реализовывали административные и идеологические мероприятия правительства, поддержанные ориентированными на власть средствами массовой информации и церковью. Вторая линия осуществлялась путем принятия и реализации новых законодательных актов.

III Государственная дума

Избирательная кампания по выборам в III Государственную думу проходила во второй половине 1907 г.

Возможность лавирования правительства между различными политическими силами обеспечивал избирательный закон, учрежденный тем же манифестом от 3 июня 1907 года. Основанные на этом законе выборы в III Государственную Думу были уже не всеобщими, а сословными, неравными, непрямыми и многоступенчатыми, проходившими в обстановке тотального полицейского сыска и террора.

В Думу третьего созыва вошло: 32% «правых» депутатов; 33% октябристов, которые составили центр; 12% кадетов, 3% трудовиков, 4,2% социал-демократов и 6% от националистических партий образовали «левый» фланг. Именно в 3-й Государственной Думе, сложился механизм так называемого парламентского октябристского «маятника».

Результаты проведенной избирательной компании были более чем удовлетворительные для правительства. Это объяснялось тем, что в думу прошло меньшинство оппозиционных депутатов. На этот раз лидирующей, в новой проправительственной думе 3-го созыва была партия «декабристов». И в итоге правительство получило новую лояльную думу.

«Думским центром оказалась партия «Союз 17 октября», а председателем был избран октябрист Н. А. Хомяков. В марте 1910 г. его сменил лидер партии А. И. Гучков, а через год главой парламента был избран октябрист М. В. Родзянко, ставший затем председателем и Четвертой думы (1912–1917).»

Стоит отметить, что III дума отработала весьма плодотворно, весь отведенный ей срок, а именно с 1 ноября 1907 г. по 9 июня 1912 г. За время своей пятилетней работы дума приняла более двух тысяч законопроектов. Они касались широкого круга вопросов, охватывавших в той или иной степени все стороны жизни страны и нацеленных на постепенное реформирование традиционных экономических укладов и социальных структур. Центральным среди них был острейший вопрос – аграрный.

«Государственная дума видела среди своих основных задач укрепление расшатанной неудачной русско-японской войной оборонной мощи страны, укрепление финансового положения государства, восстановление внутреннего порядка и законности во всех сферах жизни. Настрой Думы на проведение либеральных реформ, с одной стороны, поддерживал в обществе надежду на постепенное мирное решение всех наболевших вопросов, с другой, – давал возможность выглядеть в глазах мирового сообщества страной, которая шла по демократическому пути западноевропейского образца.

Этим в значительной степени объясняется тот факт, что III Дума единственная из всех Дум периода думской монархии исчерпала пятилетний срок своих полномочий.»

IV Государственная Дума

Предвыборная и выборная кампании в IV Думу продолжались практически на протяжении всего 1912 г., а это было время нового революционного подъема. Вместе с тем результаты выборов в эти две Думы принципиально во многом совпадают: относительное большинство принадлежало октябристам (125 и 96 мест соответственно из 442, так как по закону 3 июня 1907 г. общее число депутатов сократилось на 82). Кадеты сохранили за собой около 50 депутатских мест, пропустив вперед себя не только октябристов, но и правых, в силу внутренних противоречий создавших несколько фракций, с различными консервативными оттенками. Трудовики и социал-демократы как в III, так и в IV Думах были представлены лишь несколькими депутатами, в диапазоне от 10 до 19. Таким образом, изменения общественно-политической ситуации в стране непосредственно не оказывали решающего влияния на итоги думских выборов.

В конце 1912 года состоялись выборы в 4-ю Государственную Думу. Ее партийный состав практически не изменился. В ней сохранились два большинства: правооктябристское и октябристко-кадетское. Однако общественное движение в стране значительно активизировалось. Оформилась новая либеральная Прогрессивная партия, которую возглавили представители монополистического капитала – А. Коновалов, П. Рябушинский, С. Третьяков и др. Декларируя программные цели своей партии, ее лидеры выступали за конституционно-монархический строй, расширение властных полномочий Государственной Думы и усиление ответственности министров перед ней. Прогрессисты занимали промежуточное положение между октябристами и кадетами, пытались добиться консолидации всех либералов.

Обстановка не позволила четвертой Думе сосредоточиться на крупномасштабной работе. Ее постоянно лихорадило. К тому же с началом в августе 1914 года мировой войны, после крупных провалов русской армии на фронте Дума вступила в острейший конфликт с исполнительной властью.

3 сентября 1915 года после принятия Думой выделенных правительством кредитов на войну ее распустили на каникулы. Вновь Дума собралась только в феврале 1916 года.

Но проработала Дума недолго. 16 декабря 1916 года была вновь распущена. Возобновила деятельность 14 февраля 1917 года.

Массовое недовольство властью в самом начале 1917 года, привело к очень печальным последствиям, революционное движение вспыхнуло с новой силой в самом сердце империи – Петрограде. Возвестив тем самым и без того измотанную страну, о начале Февральской революции.

После последнего императорского указа, от 27 февраля 1917 г. об отсрочке думской сессии, дума подчинилась указу, но собравшись в частном порядке и образовав временный комитет, была предпринята попытка сохранить легитимность власти и спасти монархию путем смены царя, но к сожалению попытка не увенчалась успехом.

Дума сыграла ведущую роль в учреждении Временного правительства. При нем она работала под видом «частных совещаний». Большевики не раз требовали ее разгона, но тщетно. 6 октября 1917 года Временное правительство постановило Думу распустить в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание. 18 декабря 1917 года одним из декретов ленинского Совнаркома была упразднена и канцелярия самой Государственной думы.

Чему учит опыт деятельности Государственной думы?

Урок первый. Парламентаризм в России был нежелателен для правящих кругов. Его становление и развитие происходило в острой борьбе с авторитаризмом, самодержавием, самодурством чиновничества и исполнительной власти.

Урок второй. В ходе становления российского парламентаризма был накоплен ценный опыт работы и борьбы с авторитарными тенденциями в деятельности властей, который не по-хозяйски забывать и сегодня.



Военное дело Зарождение парламентаризма в России

Манифест 17 октября 1905 ᴦ. Учреждение Государственной думы

В августе 1905 ᴦ. был опубликован закон о представительстве – совещательной Государственной думе («булыгинский проект»). Но это уже никого не устраивало. Под руководством С.Ю. Витте была разработана программа политического переустройства. По Манифесту 17 октября Россия получила законодательную Думу. За императором оставалась исполнительная власть.

В России появился парламент, состоящий из двух палат: верхняя палата – Государственный совет; нижняя палата – Государственная дума.

Половина состава Государственного совета назначалась царем, а половина избиралась корпорациями (организациями): земствами, дворянскими собраниями, университетами и т.д.

Дума созывалась на 5 лет. При выборах избиратели делились на курии, выдвигавшие разное количество депутатов. 1 голос помещика = 3 буржуа = 15 крестьянам = 45 рабочим. Но даже при этом депутаты от крестьян могли составить 40 %. На это правительство пошло сознательно, рассчитывая на веру крестьян в царя.

Депутаты имели право обсуждать законопроекты, бюджет, а также делать запросы министрам. Вне контроля парламента остались военные дела, внешняя политика и вопросы императорского двора. Отныне законопроект становился законом в том случае, если он пройден через Думу, затем – через Госсовет и, наконец, подписан императором.

Накануне введения представительства было учреждено объединœенное правительство – Совет министров (теперь министры должны были сообща обсуждать законопроекты и важные мероприятия).

Программы политических партий

Октябрьский Манифест легализовал существование политических партий в России. Уже до конца 1905 ᴦ. было официально зарегистрировано около 50 партий. Рассмотрим программы наиболее влиятельных политических партий, возникших в России в начале XX в. (см. табл.)

Таблица

Партия Тактика Политическая программа Рабочий вопрос Аграрный вопрос Национальный вопрос
РСДРП
Год основания – 1898. Лидеры: В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий, Г.В. Плеханов, Л. Мартов Сочетание легальных (печать, выборы в Госдуму) и нелœегальных (подготовка вооруженного восстания) методов Свержение самодержавия Рабочий контроль. 8-часовой рабочий день. Свобода стачек и забастовок.Улучшение условий быта и труда У большевиков национализация земли. У меньшевиков-муниципализация Большевики: «Право наций на самоопределœение вплоть до отделœения»
ПСР
Год основания – 1902. Лидер В.М. Чернов Террор Свержение самодержавия. Установление демократической республики 8-часовой рабочий день.

Свобода стачек и забастовок.Улучшение условий быта и труда

Социализация земли Федеративное устройство страны
ПКД
Год основания – 1905. Лидер П.Н. Милюков Легальные методы Конституционная монархия или республика Совершенствование рабочего законодательства. Запрещение сверхурочных работ для женщин и детей Создание государственного земельного фонда за счёт государственных земель + отчуждение за рыночную цену у помещиков земли, сдаваемой в аренду Культурно-национальная автономия. Более широкие права для Польши и Финляндии
Октябристы
Год основания – 1905. Лидер А.И. Гучков Легальные методы, использование личных связей Думская монархия Совершенствование рабочего законодательства Переселœение. Ликвидация общины Культурно- национальная автономия.Более широкие права для Финляндии
Монархисты
«Союз русского народа» (А.И. Дубровин), «Союз Михаила Архангела»(В.М.Пуришкевич) Террор против революционного террора Восстановление неограниченной монархии Совершенствование рабочего законодательства Сохранение помещичьего землевладения Сохранение единой, неделимой России

Деятельность I и II Государственных дум

Таврический дворец в Санкт-Петербурге, в котором проходили заседания Государственной думы (1906-1917 гᴦ.). Центральный двухэтажный корпус

Деятельность I Государственной думы (27 апреля – 8 июля 1906 ᴦ.). В I Думу было избрано 448 депутатов. По партийному составу они распределялись следующим образом: кадетов – 153, октябристов – 13, беспартийных – 105, крестьян-трудовиков – 107, «автономистов» (депутаты национальных окраин) – 63 и 7 – прочих. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, кадетов и примыкавших к ним оказалось 43 %, трудовиков – 23 %, представителœей националистических групп – 14 %, пятую часть депутатов представляли беспартийные. Расчеты правительства на патриархальность крестьян не оправдались. Деревня послала в думу политиков левого и либерального толка. Дума оказалась оппозиционной.

Председателœем I Думы был избран кадет С.А. Муромцев.

Важнейшим вопросом обсуждения был аграрный.

Вместе с тем, трудовики требовали объявления политической амнистии, упразднения Государственного совета͵ расширения прав Думы (установления ответственности правительства не перед царём, а перед Думой).

8 июля 1906 ᴦ. правительство приняло решение о роспуске Думы и о проведении новых выборов.

Деятельность II Государственной думы (20 февраля – 3 июня 1907 ᴦ.). Выборы проходили в начале 1907 ᴦ. на основе старого избирательного закона, в связи с этим ситуация во II Думе в общих чертах напоминала ситуацию в I Думе.

Тронная речь Николая II в Государственной думе. 1906 ᴦ.

Избирательный закон 1905 ᴦ.: при выборах избиратели делились на курии, выдвигавшие разное количество депутатов.

1 голос помещика = 3 буржуа = 15 крестьянам = 45 рабочим.

В Думу было избрано 518 депутатов, из них 66 социал-демократов, 37 эсеров, 104 трудовика, 16 народных социалистов. 99 мест получили кадеты, 44 – октябристы, 10 – крайне правые. Председателœем II Государственной думы был избран кадет Ф.А. Головин. Эта Дума проработала 102 дня.

По-прежнему аграрный вопрос оставался центральным.

В силу оппозиционности Думы законопроекты, поступавшие не ее рассмотрение из правительства, проваливались во время голосования, точно аналогично тому, как предложения, принятые депутатами, не могли пройти голосования в Госсовете.

3 июня 1907 ᴦ. было объявлено о роспуске II Государственной Думы и изменении системы выборов.

С прежней ставкой на крестьянина было покончено, значительно сократилось представительство рабочих и национальностей. Новое соотношение голосов выглядело следующим образом. 1 голос помещика = 4 крупным буржуа = 68 мелких городских хозяев = 260 крестьян = 543 рабочих.

Именно события 2–3 июня считаются окончанием революции. Дело в том, что в эти дни власть фактически идет на государственный переворот, нарушив закон (монарх не имел право без Думы менять избирательный закон). При этом никакой реакции общества не последовало, что позволяет делать вывод о том, что революция сошла на нет.

Третьеиюньская монархия

Внутриполитический курс, установившийся в стране после роспуска II Государственной думы и изменения избирательного закона, принято называть третьеиюньской монархией, ставшей последней фазой эволюции российского самодержавия. В политической системе этого периода сочетались элементы нового и старого, черты парламентаризма и черты классического самодержавия. Преобразования, проведенные в период революции (создание Госдумы и пр.), знаменовали собой движение к правовому государству. Вместе с тем в политической жизни страны огромную, во многом ведущую роль продолжали играть институты и нормы, унаследованные от прошлого. Двойственностью отличалась и социальная природа третьеиюньской монархии. Хотя дворянство сохраняло статус первого сословия империи, преобразования, осуществленные в 1905–1907 гᴦ., открыли российской буржуазии более широкие возможности для воздействия на управление страной, чем это было раньше (влиять через Думу). Воплощением третьеиюньской системы стала III Государственная дума, собравшаяся осœенью 1907 ᴦ.

По итогам выборов правые (черносотенцы) получили 146 депутатских мест, октябристы – 155, кадеты – 108, социал-демократы – 20, трудовики – 13 мест. Председателями III Госдумы были: Н.А. Хомяков (до марта 1910 ᴦ.), А.И. Гучков (март 1910 ᴦ. – март 1911 ᴦ.), М.В. Родзянко (март 1911 ᴦ. – 9 июня 1912 ᴦ.).

В III Думе сложился своеобразный механизм парламентского октябристского маятника, позволявший правительству проводить нужную ему линию, лавируя между правыми и левыми.

"Октябристский мятник". В политическом центре III Государственной думы оказалась фракция октябристов. Её устраивала политика правительства, и от позиции её депутатов во многом зависела судьба принимаемых решений. При голосовании проправительственных проектов фракция октябристов голосовала вместе с фракциями правых и националистов ("маятник" клонился вправо), а при голосовании проектов реформ буржуазного характера октябристы блокировались с кадетами и примыкавшими к ним фракциям ("маятник" клонился влево).

За всё время работы Дума обсудила и приняла 2432 законодательных акта. III Госдума проработала весь положенный ей срок и завершила свою работу в 1912 ᴦ.

3. Деятельность П.А. Столыпина и общественно-политическая обстановка в 1911–1914 гᴦ.

Творцом новой политической системы, безусловно, следует считать П.А. Столыпина.

Столыпин был сторонником сильной монархии, влиятельного поместного дворянства. Выступая за скорейшее подавление революции, он понимал, что при этом нельзя ограничиваться одними репрессиями, нужны реформы. Для этого ему была необходима Дума, способная сотрудничать с правительством.

Известны слова Столыпина: «Сначала успокоение, потом реформы». Именно по этой формуле он и действовал. В 1906 ᴦ. ужесточилась борьба с революционным движением. Подробнее.

Способы борьбы с революционным движением в 1906-1907 гᴦ.:

  • вводились военно-полевые суды (в них разбирательство велось несколькими офицерами в ускоренном порядке без защиты);
  • широко использовалось внедрение полицейских агентов в революционные организации;
  • урезались права окраин.
Адвокаты на Ленских приисках. 1912 ᴦ.

Но при этом вскоре после своего прихода к власти Столыпин выдвинул обширную программу преобразований (он не был автором всœех предложений, но поддержал их, заняв высокий пост), реализация которой должна была, по его мнению, сделать невозможным новый революционный взрыв.

Центральное место в программе Столыпина занимали планы решения аграрного вопроса.

Аграрная реформа П. А. Столыпина:

Цель: 1. Создать крепкого хозяина на земле.

2. Отвлечь крестьян от революции

1. Разрешить свободный выход крестьян из общины.

2. Создание хуторов и отрубов

3. Создание крестьянского кредитного банка

4. Переселœение малоимущих крестьян в Сибирь, на Дальный Восток и за Урал.

При этом этим столыпинский «пакет реформ» не исчерпывался.

Предложения П.А. Столыпина:

реорганизация системы местного самоуправления. Подробнее;

Предлагалось реорганизовать местное управление с тем, чтобы увеличить долю крестьян в земствах и урезать власть предводителя дворянства в уездах. В министерстве внутренних дел был подготовлен проект земской реформы, предусматривавший ослабление жесткого бюрократического контроля над местным самоуправлением. Преобразования должны были коснуться и судебной сферы, восстановив институт мировых судей и усовершенствовав систему местной юстиции. Уже в 1906 ᴦ. ликвидировались некоторые ограничения, существовавшие для сельского населœения (паспортные, в поступлении на гражданскую службу).

изменения в конфессиональной сфере. Подробнее.

По конфессиональному вопросу планировалось:

  • облегчение положения старообрядцев;
  • отмена ограничений, установленных для инославных церквей;
  • разрешение перехода из православия в другие христианские веры;
  • облегчение смешанных браков.

Названные элементы в случае их реализации должны были способствовать модернизации страны.

При этом столыпинская программа встретила серьезную оппозицию, в первую очередь, со стороны дворянства: отстаиваемые Столыпиным предложения грозили покончить с одной из последних привилегий российской аристократии – их преобладанием в местном управлении.

В итоге противостояния удалось реализовать лишь мизерную часть программы Столыпина (не считая аграрных преобразований). 1 сентября 1911 ᴦ. П.А. Столыпин был смертельно ранен.

Заседание IV Государственной думы

Смерть П.А. Столыпина, нарастание противоречий внутри третьеиюньской политической системы, замораживание решения социальных и политических проблем привели к оживлению на рубеже 1910/1911 гᴦ. массового забастовочного движения в стране. Существенное влияние на развитие внутриполитической ситуации в стране оказал расстрел мирного шествия рабочих Ленских золотых приисков в апрелœе 1912 ᴦ. В случае если в 1912 ᴦ. число забастовщиков в стране составило 1463 тысяч человек, то в 1913 ᴦ. – уже 2 млн.

Осенью 1912 ᴦ. прошли выборы в IV Думу. Дума, избранная по избирательному закону 1907 ᴦ., мало отличалась по составу от своей предшественницы. При этом IV Думе пришлось работать в иных условиях, чем Думе 3-го созыва (Первая мировая война, предреволюционные годы), и она оказалась гораздо менее лояльной монарху и правительству.

Столыпина на посту председателя Совета министров сменил В.Н. Коковцов. Министром внутренних дел в 1912 ᴦ. стал Н.А. Маклаков, монархист по политическим убеждениям. Уже в начале 1914 ᴦ. В.Н. Коковцов был уволен в отставку, а новым главой правительства стал И.Л. Горемыкин, также придерживающийся правых взглядов.

Тем временем в стране не утихало забастовочное движение.

Серьезное влияние на общественно-политическую обстановку в стране оказала начавшаяся в июле 1914 ᴦ. Первая мировая война.

Контрольные вопросы:

1. Предпосылки революции.

2. Суть аграрной реформы П. А. Столыпина.

3. Что послужило основанием для создания многопартийности в России?

Тема: Россия в условиях первой мировой войны и общенационального кризиса.

Цель: раскрыть внутриполитическое развитие страны в период первой мировой войны и революций.

План:

1. Внутриполитическое развитие в период Первой мировой войны

Читайте также

  • — Зарождение парламентаризма в России

    Автор и суть теории официальной народности.

    Дворянская политика Декабристское восстание продемонстрировало, что не все дворяне являются надежной опорой трона. По мере разложения крепостнической системы проявлялся процесс постепенного экономического оскудения… [читать подробенее]

  • Введение……………………………………………………………………………………………3

    1.Политические и социально-экономические причины становления

    российского парламентаризма в начале XXвека………………………………………………4

    1.1Политические причины становления парламентаризма в начале XX века………………4

    1.2Социально-экономические причины становления парламентаризма в

    начале XX века……………………………………………………………………………………6

    2.Функционирование парламентаризма в России в начале XXвека…………………………7

    2.1Понятие парламентаризма, нормативно – правовое регулирование

    деятельности государственной Думы начала XX века………………………………………..7

    2.2Социальный состав и вопросы I Государственной Думы………………………………….8

    2.3Деятельность II Государственной Думы……………………………………………………11

    2.4Результаты деятельности III Государственной Думы…………………………………….13

    2.5Вопросы Четвертой Государственной Думы………………………………………………15

    3.Итоги и уроки парламентаризма в РФ в начале XXвека…………………………………….17

    3.1Итоги деятельности Государственной Думы четырех созывов………………………….17

    3.2Уроки и проблема преемственности идей парламентаризма в России…………………20

    Заключение…………………………………………………………………………………………………… …………22

    Библиографический список…………………………………………………………………………………………. 23

    ПРИЛОЖЕНИЯ:

    ПРИЛОЖЕНИЕ А" Первая Государственная Дума. 1906 год. "……………………………25

    ПРИЛОЖЕНИЕ Б " Выборы в Государственную Думу "……………………………………26

    ПРИЛОЖЕНИЕ В " Партийный состав I Государственной Думы "……………………….27

    ПРИЛОЖЕНИЕ Г " Партийный состав II Государственной Думы "………………………28

    ПРИЛОЖЕНИЕ Д "Партийный состав III Государственной Думы "………………………29

    ПРИЛОЖЕНИЕ Е " Партийный состав IV Государственной Думы "………………………..30
    ПРИЛОЖЕНИЕ Ж " Подчинение Государственной Думы правительству "………………31

    Введение

    Актуальность темы и исследования. Современная Россия находится в постоянных поисках оптимальных путей демократического развития и совершенствования парламент­ской системы. Но осмысление современного государственно-правового развития, его про­гнозирование невозможно без изучения отечественных государственных традиций, их исторического фона, а также правовой эволюции. Искать решения для тех или иных поставленных задач необходимо путем анализа своей собственной истории. Одним из инструментов национальной правовой политики должно стать сравнительное право. Парламентаризм представляет собой единственный в своем роде феномен, понять который можно только через анализ его исторического становления. Анализ истории функционирования парламента необходим для научного осмысления общих проблем современной политической истории, он важен при определении дальнейшего пути демократического развития, для исключения повторения ошибок и остановок в развитии народовластия. Важнейший урок мировой истории состоит в том, что парламентаризм способен обеспечить мирную, эволюционную модернизацию государства и общества. Исторический опыт показал: без органа государственной власти, в составе которого выборные представители от всех социальных групп населения страны, невозможно подлинное развитие гражданского общества. Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Российский парламентаризм в начале XX века (историческое исследование)" в современной науке. С другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

    Объектом данного исследования является политическая история России начала XXвека.
    Предметом исследования является
    Российский парламентаризм как политико – правовое и социальное явление.

    Целью исследования является анализ причин генезиса парламентаризма в начале XXвека, исследования процесса эволюции парламентаризма и его исторической роли в судьбе России.
    В рамках достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

    — исследовать политические причины становления парламентаризма в начале XX века.

    — проанализировать социально-экономические причины становления парламентаризма в начале XX века.

    — изучить понятие парламентаризма, нормативно – правовое регулирование деятельности государственной Думы начала XX века.

    — обозначить социальный состав и вопросы I Государственной Думы.

    — проанализировать деятельность II Государственной Думы.

    — дать оценку результатам деятельности III Государственной Думы.

    — осветить вопросы IV Государственной Думы.

    — охарактеризовать итоги деятельности Государственной Думы четырех созывов.

    — выявить уроки и проблемы преемственности идей парламентаризма в России.

    — Проанализировать итоги и уроки парламентаризма в РФ в начале XXвека.

    Методологическая основа работы представлена системой различных общенаучных методов исследования, такими, как анализ, синтез, сравнения, классификация, а также диалектический метод. Специальные методы истории. Хронологии, анализа исторических источников.

    Структура работы определяется целью и задачами исследования; состоит из трех разделов, логическим образом разбитых на пункты, заключения, библиографического списка и приложений.

    Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.

    В первом разделе раскрывается сущность, общие вопросы, раскрываются исторические аспекты причины "Российского парламентаризма в начале XX века ". Определяются основные понятия, обуславливается актуальность звучание вопросов " Парламентаризма в России в начале XX века".
    Во втором разделе освещается более подробно содержание и функционирование "Парламентаризма в России в начале XX века ".
    В третьем разделе, выявляются практический характер, и на основе отдельных данных делается анализ, а также выясняются итоги деятельности Государственных Дум.
    Общее число страниц курсовой работы составляет: 23 страницы, не включая приложений.

    1.Политические и социально-экономические причины становления российского парламентаризма в начале XXвека .

    1.1Политические причины становления парламентаризма в начале XX века.

    Первым подобием парламента в России были законосовещательные орган — Боярская Дума XVI-XVII вв., совет сподвижников Петра I, "круг молодых друзей императора" при Александре I.

    В результате земской реформы Александра II появились своеобразные губернские парламенты-земства, обладавшие законосовещательным правом. Но император был категорически против создания общероссийского земства, видя в том ограничение принципов самодержавия.
    Однако из-за усиления террора Александр II, считавший, что земства лояльны к государственной власти, издал распоряжение о присоединении собрания земских представителей к Государственному совету.

    Это собрание должно было иметь только законосовещательный характер, но впоследствии оно могло стать полноценным парламентом. Задуманным планам помешало убийство Александра II в марте 1881 года.

    Следующий император Александр III проводил политику контрреформ с целью укрепления самодержавия.

    Пришедший к власти в 1894 году Николай II продолжал политику отца.
    Однако в январе-феврале 1905 г. в России началась первая русская революция (1905-1907 гг.). Она продемонстрировала, что самодержавный период в истории Российского государства завершается и начинается период практической конституционализации и парламентаризации страны.

    Первые, вначале умеренные шаги к парламентаризации были связаны с принятием Николаем II документов от 6 августа 1905 года: "Высочайшего Манифеста об учреждении Государственной Думы", "Закона об учреждении Государственной Думы" и "Положения о выборах в Государственную Думу".

    Однако этими актами устанавливался статус Государственной думы как законосовещательного органа при монархе.

    Кроме того, в документах 6 августа 1905 г. о выборах содержалась масса ограничений, цензовых требований, которые препятствовали широким кругам русского общества принять участие в работе даже такой бесправной Думы.

    В тандеме с Государственной думой должен был функционировать Государственный совет.

    Статус законосовещательного органа при монархе Государственному совету был придан еще в момент его создания — в 1810 году. Манифестом от 6 августа 1905 г. этот статус был лишь подтвержден.

    Отправной точкой становления парламентаризма в России стал Высочайший Манифест, подписанный царем Николаем II 17 октября 1905 г. "Об усовершенствовании государственного порядка" и целый ряд актов, развивающих положения Манифеста и также утвержденных указами императора, изданные в 1905-1906 гг.: Указ от 11 декабря 1905г. "Об изменении Положения о выборах в Государственную думу (от 6 августа 1905г.) и изданных в дополнение к нему узаконении", Манифест от 20 февраля 1906 г. "Об изменении учреждения Государственного Совета и о пересмотре учреждения Государственной Думы", Указ от 20 февраля 1906 г. "Учреждение Государственной Думы" (новая редакция) и другие.

    Манифест 17 октября 1905 г. занимает особое место среди этих документов. В нем говорилось: "Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы, и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей".

    Это означало, что Государственная дума из законосовещательного органа преобразовывалась в законодательный. Расширялись права в законодательной деятельности не только Государственной думы, но и Государственного совета. Он, как и Государственная Дума, также наделялся уже не законосовещательными, а законодательными полномочиями.

    Рождение парламентаризма в России.

    Сначала создавались местные представительные органы. Что касается общегосударственных органов с задатками представительства, царь, стоявший у власти — и для совета с окружением, и для того, чтобы связать его бременем ответственности за принимаемое решение, — создавал при себе консультативное учреждение. Это были боярские думы. Члены таких дум представляли самих себя и свое сословие, но все-таки призывались для обсуждения государственных вопросов и, так или иначе, вынуждены были думать о народе. Таким образом, Россия, вслед за Европой, использовала практику постоянно функционирующего при монархе органа с элементами представительства.

    в начале XX века произошли крупные политические реформы, включая создание парламента. По существу, в России того времени переплелись развитие капитализма и остатки феодальных отношений, социальные (в прежние годы говорили “классовые”) противоречия, борьба за права и свободы людей, необходимость отделения законотворчества от исполнительной власти во главе с императором и поручение этой функции общегосударственному выборному парламентскому учреждению с одновременным наделением его полномочиями контроля в отношении правительственного аппарата.

    Одним из важнейших результатов как научной мысли, так и практических шагов императора и правящих кругов стало признание того, что законодательствование должно существовать в форме специального вида государственной деятельности. Причем именно специального, а не отдельного — на то время никто не помышлял, что оно полностью уходит из сферы царского правления. Определенная законотворческая деятельность царя не снималась с повестки дня, наоборот, понималась как нечто само собой разумеющееся и царем. Естественно также и то, что предполагалось своеобразное “освящение” государем законов — именно он вводил их в действие, это одновременно давало законам силу и авторитет императора и способствовало лучшему исполнению.

    При внимательном изучении истории российского парламентаризма, обращает на себя внимание тот факт, что зарождение его в начале прошлого века связано с очень серьезными катаклизмами в социально-экономической истории России. Первая Дума просуществовала очень недолго, и своим рождением обязана революционным событиям начала прошлого века, то есть первой революции в России 1905-1907 годов.

    Государственная Дума, как известно, появилась в апреле 1906 года и просуществовала по июнь того же года. Официально всесословное представительство в России было даровано Манифестом об учреждении Государственной Думы, то есть сверху, в ответ на социальное брожение и выступление масс. Манифест был продублирован законом "О создании Государственной Думы", они были изданы одновременно 6 августа 1905 года, в период, когда революция 1905 года находилась на очень опасной для самодержавия стадии.

    Обсуждался и вопрос: быть ли парламентскому учреждению консультативным (законосовещательным) либо самостоятельным органом, но при главе государства. Хорошо известно, что при создании Государственной Думы в 1905 году императора пришлось убеждать в том, что она должна именоваться не “Государева Дума”, а “Государственная Дума”. Согласившись с тем, что Дума будет самостоятельным государственным органом, император ее самостоятельности опасался, и, как показали последующие события, обоснованно. Исторически с первых шагов любого парламентского учреждения идет борьба за то, чтобы превратить его в “карманный” орган при главе государства с разной мерой драматизма.

    вместе с созданием Государственной Думы были заложены и предпосылки двухпалатной структуры российского парламентаризма. Для этих целей пригодился законосовещательный орган при императоре — Государственный совет. Его состав был расширен, в него наряду с назначенными царем членами вошли еще и делегированные сословиями и духовенством представители. Госсовет и сделал император вторым законодательным органом, наряду с Государственной Думой участвующим в законодательном процессе, в том числе имеющим право на равных с Думой начинать его, самостоятельно принимая законопроекты к рассмотрению. Состав Госсовета, его возможности и органическая связь с императором предполагали деятельность, которая должна была ограничить Думу.

    Для парламентов или для их нижних палат, избираемых населением, характерна повышенная политизация. Почти одновременно с политическими свободами, провозглашенными царским Манифестом, в Россию пришла и многопартийность. Парламент стал местом особо яркого выражения политических интересов.

    Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 270 | Нарушение авторского права страницы

    studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

    Оставьте комментарий