Становление личности петра 1

Становление личности Петра I

30 мая (9 июня по новому стилю) 1672 года Москва огласилась колокольными переливами,  которые перемежались пушечными залпами с кремлевских башен — у царя Алексея Михайловича и царицы Наталии  Кирилловны, урожденной Нарышкиной, родился сын Петр. Бояре с опаской осмотрели младенца и,  подивившись его длинному телу,  вздохнули с  облегчением: ребенок  выглядел здоровым и жизнерадостным. Это особенно бросалось в глаза после взгляда на его сводных братьев Федора и Ивана, сыновей царя и первой жены Марии Милославской,  которые с детства страдали тяжелыми врожденными недугами. Наконец, династия Романовых могла рассчитывать на здорового и энергичного наследника престола.

Как и у всех, характер Петра I закладывался в детстве.

Он был четырнадцатое дитя многосемейного царя Алексея и первый ребенок от его второго брака с Натальей Кирилловной Нарышкиной. Царица Наталья была взята из семьи западника А. С. Матвеева, дом которого был убран по-европейски, и могла принести во дворец вкусы, усвоенные в доме воспитателя; притом и до нее заморские новизны проникали уже на царицыну половину, в детские комнаты кремлевского дворца. Как только Петр стал помнить себя, он был окружен в своей детской иноземными вещами; все, во что он играл, напоминало ему немца. Некоторые из этих заморских игрушек особенно обращают на себя наше внимание: двухлетнего Петра забавляли музыкальными ящиками, “цимбальцами” и “большими цимбалами” немецкой работы; в его комнате стоял даже какой-то “клавикорд” с медными зелеными струнами. Все это живо напоминает нам придворное общество царя Алексея, столь падкое на иноземные художественные вещи. С летами детская Петра наполняется предметами военного дела. В ней появляется целый арсенал игрушечного оружия, и в некоторых мелочах этого детского арсенала отразились тревожные заботы взрослых людей того времени. Так, в детской Петра довольно полно представлена была московская артиллерия, встречаем много деревянных пищалей и пушек с лошадками.

Царь-отец, верный  заветам  Домостроя,  никак  особенно  не выделял младшего сына. Все заботы о ребенке легли на плечи матери. Будущая царица Наталия Кирилловна воспитывалась в доме Артамона Матвеева,  который являлся горячим сторонником реформ и поощрял всяческие новшества в быту. Достаточно  сказать,  что женой Матвеева стала Мария Гамильтон, бежавшая от преследований Кромвеля в Москву и принесшая  традиции  туманного Альбиона в свою русскую семью. Гости из Немецкой слободы, иноземные офицеры из полков "нового строя" и дьяки Посольского приказа  с удовольствием  посещали гостеприимных хозяев,  где велись неторопливые разговоры о делах иностранных и военных. Только здесь можно было постоянно видеть театральные спектакли немецкой труппы,  лишь тут женщины присутствовали за столом вместе с мужчинами. Неудивительно, что и после рождения  сына  царица постоянно бывала у Матвеевых. По ее просьбе Петру привозились иностранные игрушки  —  барабаны,  оловянные  пушки, сабли, булавы, а сама царица, заказывая ребенку одежду, старалась следовать западноевропейской моде.

Раннее детство царевича прошло в европейском  доме  и его неповторимой атмосфере,  что потом помогало Петру без предубеждений бывать среди иностранцев и набираться у них полезного опыта. Как только Петр стал помнить себя, он был окружен в своей детской иноземными вещами; все, во что он играл, напоминало ему немца. Некоторые из этих заморских игрушек особенно обращают на себя наше внимание: двухлетнего Петра забавляли музыкальными ящиками, “цимбальцами” и “большими цимбалами” немецкой работы; в его комнате стоял даже какой-то “клавикорд” с медными зелеными струнами. Все это живо напоминает нам придворное общество царя Алексея, столь падкое на иноземные художественные вещи. С летами детская Петра наполняется предметами военного дела. В ней появляется целый арсенал игрушечного оружия, и в некоторых мелочах этого детского арсенала отразились тревожные заботы взрослых людей того времени.

Так, в детской Петра довольно полно представлена была московская артиллерия, встречаем много деревянных пищалей и пушек с лошадками.

Однако, когда потребовалось перейти от игр  к  обязательному  для московских  царевичей  обучению,  Петру повезло меньше. Если Федора и Софью Милославских воспитывал высоко образованный иеромонах Симеон Полоцкий,  то "дядькой",  учителем по русской словесности и закону Божьему,  к Петру был назначен по требованию царя  Федора  Алексеевича  не очень  грамотный,  но  терпеливый и ласковый подъячий Большого Прихода Никита Моисеевич Зотов,  который не только не стремился подавлять природное  остроумие  и  непоседливость  царственного отпрыска,  но сумел стать другом Петра.

Зотову вменялость в первую очередь воспитывать у Петра царственную величавость и статность,  но "дядька" даже не пытался принуждать шустрого  ребенка  к  многочасовому  восседанию на стуле с прямой спинкой, чтобы выработать привычку к трону. Он позволял царевичу вволю  бегать по окрестностям села Преображенского, лазать по чердакам, играть и даже драться с дворянскими и стрелецкими детьми. Когда Петр уставал  от беготни,  Никита Моисеевич усаживался рядом и, неторопливо рассказывая о случаях из собственной жизни,  вырезал деревянные  игрушки. Царевич внимательно смотрел на ловкие руки "дядьки" и сам начинал прилежно обтачивать заготовку ножом. Никакими особыми навыками народного умельца Зотов не обладал,  все делая "на глазок". Петр перенял эту сноровку и всегда больше полагался на собственный глазомер,  нежели на чертежи  и математические выкладки,  и ошибался нечасто. Привычку заполнять часы досуга разными "рукомеслами" сохранилась у него на всю жизнь: даже беседуя  с иностранными послами он мог тут же строгать доски для обшивки лодки, вытачивать на токарном станке шахматные фигурки или вязать узлы на корабельных снастях. Молва утверждает, что однажды прусскому послу фон Принцену пришлось взбираться на верхушку мачты,  чтобы вручить верительные грамоты царю — настолько он был увлечен оснасткой первого лично им изобретенного линкора "Предестинация". Его руки постоянно требовали занятий и находили их.

Никита Моисеевич  постоянно приносил Петру книги с иллюстрациями из Оружейной палаты, а позже по мере развития интереса ученика к "историческим" предметам — военному искусству, дипломатии и географии — заказывал для него "потешные тетради" с красочными  изображениями  воинов, иноземных кораблей и городов. Царевич учился всему охотно, и впоследствии бегло писал по-старославянски,  правда, с многочисленными ошибками. Зато его природная цепкая память до самой смерти позволяла цитировать часослов и стихи Псалтыри и даже петь в церкви "по крючкам",  заменявшим русским нотные знаки. И хотя, став императором, Петр I не раз заявлял,  что в русской старине нет ничего поучительного,  его исторические знания были разнообразны и глубоки. А народных пословиц, поговорок и присловий он знал столько и с таким остроумием  употреблял  их всегда к месту, что не уставал изумлять всех европейских монархов.

В три  года  он  уже отдавал команды Бутырскому рейтарскому полку "нового строя" на царском смотре,  чем приятно удивил Алексея Михайловича и вызвал неприязнь брата Федора Милославского и его  сестры,  царевны Софьи.

Вскоре после смерти Алексея Михайловича царица Наталья с сыном были изгнаны из Кремля новым царем Федором Алексеевичем, который ненавидел мачеху и ее дядю "англиканца". Матвеев отправился в ссылку в далекий Пустозeрск,  а семья Нарышкиных — в родовое имение,  село Преображенское. Никита Зотов собрался было добровольно последовать вслед  за воспитанником  в подмосковную глушь,  но его приказали изловить и казнить. Опальному подъячему пришлось бежать из Москвы в Крым  и  долгие годы  скрываться. Теперь  Петру учиться было не у кого,  и его школой стала московская окраина.

Так Петр и рос — сильным и выносливым, не боявшимся никакой физической работы. Дворцовые интриги выработали у него скрытность и умение скрывать свои истинные чувства и намерения. Всеми забытый,  кроме изредка наезжавших немногочисленных родственников, он постепенно превращался в дитя заброшенной боярской усадьбы, окруженной лопухами и покосившимися  посадскими  избами. Целыми днями он пропадал,  где угодно, прибегая только к обедне. Ему теперь приходилось учиться тайком. Зная подозрительность Милославских, он при встречах с патриархом, привозившим опальной царице небольшие суммы денег,  делал вид,  что не  научен читать,  писать  и считать.

Владыка Иоаким всегда сокрушался по этому поводу в беседах с боярами,  которые в свою очередь судачили  о  невежестве  заброшенного всеми царевича в Кремле. Зная кремлевские нравы, Петр так усыплял бдительность всех своих кремлевских  недругов. Впоследствии это помогло ему стать незаурядным дипломатом.

Когда 28  апреля 1682 года десятилетнего Петра торжественно венчали на царство,  иностранные дипломаты единодушно  отметили,  что  он производит и речью, и образованностью, и осанкой впечатление 16-летнего юноши. Царевна Софья сразу интуитивно почувствовала угрозу со стороны брата и с помощью князя Хованского подняла стрельцов на бунт, получивший в народе зловещее название "хованщина". День 25 мая, когда на его глазах стрельцами был поднят на пики любимый дядя Матвеев, стал самым страшным впечатлением детства Петра,  а красный цвет вызывал раздражение. На всю жизнь у него останется от этого ужасного события нервное заболевание – очень рано, уже на двадцатом году у него стала трястись голова и на красивом круглом лице в минуты раздумья или внутреннего волнения появлялись безобразившие его судороги. Если у Петра и не было никаких конкретных замыслов преобразования страны, после "хованщины" они, безусловно, появились. Сломить основную опору Софьи — стрельцов можно было только противопоставив  им  военную силу,  способную  одолеть  их. Рано научившийся скрывать свои чувства Петр решил сыграть роль безобидного ребенка,  на уме у которого, как и у  Ивана,  только  детские забавы. Зная,  что Софья просматривает все письма и распоряжения,  исходившие  из  Преображенского,  он,  подобно мальчишкам во все времена,  затеял играть в войну. Для этого он потребовал присылки в село детей своих  конюших,  сокольников,  стольников, спальников, которые исстари приписывались к обязательной почетной свите царя. В Преображенском оказались представители самых разных сословий:  от  князя Михаила Голицына до "сына конюха" Алексашки Меншикова. Но вместо монотонной службы "по чину" они превратились в солдат  Семеновского и Преображенского "потешных" полков.

Сам замысел принадлежал молодому царю,  который придумал простую и удобную темно-зеленую форму с цветными галунами для солдат разных полков  и  даже  впервые в истории ввел в практику обмундирования погоны. Они делались из меди и пришивались на левое плечо,  чтобы защитить его от  удара тяжелым палашом,  и украшались серебряным или золотым витым шнуром соответственно воинскому званию. Это стало модой всех европейских офицеров XVIII, первыми погоны заимствовали поляки. Но дальше этого Петр самостоятельно не мог ничего предпринять без знания  принципов организации  западноевропейской  армии. Тут помощи ожидать было не от кого. И тогда он,  вероятно,  вспомнил о своем  опыте  "командования" иностранными рейтарами в трехлетнем возрасте и отправился в Кукуй, Немецкую слободу,  где своим замкнутым мирком посередине  патриархальной широко раскинувшейся на холмах Москвы проживали иностранцы, которых за плохое знание русского языка москвичи называли немцами,  немыми. Здесь он  нашел  знакомого  ему с памятного смотра отставного начальника Бутырского шотландского полка Патрика Гордона.

К молодому царю в Слободе относились неизменно приветливо и дружелюбно. Общительный по характеру Петр сразу завел множество друзей среди этих плотников,  аптекарей, пивоваров и солдат, из которых он сразу выделил обаятельного и галантного Франца Лефорта. Тот стал наставником Петра в усвоении своеобразной культуры "московской Европы".

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА — РЕФЕРАТЫ — Личность Петра I

Она не была ни английской, германской, ни французской, ни голландской, хотя выходцы из этих стран обрели второе отечество в  Москве;  она  воплотила все оттенки народной культуры Западной Европы. Говорили и писали здесь на невероятной смеси диалектов,  которую усвоил Петр,  и  впоследствии его  с трудом понимали в европейских столицах. Иначе и быть не могло. Носители рафинированной культуры — иноземные дворяне в России  оседали редко. Сюда  приезжали  отчаянные  смельчаки в поисках счастья,  люди сложной судьбы,  по политическим или религиозным  причинам  покинувшие родину,  авантюристы  с  темным прошлым. За благопристойными фасадами причудливо украшенных домиков дремали привычки пиратов,  "рыцарей удачи",  выброшенных  жизненным  штормом на пустынный берег. Не случайно постоянное и неумеренное потребление пива и водки было главным занятием российских "немцев" в часы досуга. Подобный стиль жизни был наивно заимствован Петром и перенесен сначала в  среду  "потешных",  а  затем распространен среди дворянства.

Такое знакомство "с Европой" для Петра  во  многом  предопределило все мировоззрение дальнейших реформ: он станет обустраивать Россию как огромную Немецкую слободу,  заимствуя целиком что-то из Швеции, что-то из Англии,  что-то из Бранденбурга.

С появлением Гордона и Лефорта в Преображенском полки были  разделены на взводы и роты,  все получили соответствующие должностям воинские звания. Впрочем,  и с ними поначалу была полная неразбериха. Так, наряду  с казачьим званием "урядник" существовало польское "поручик" и шведское "лейтенант". Князь Федор Ромодановский стал генералиссимусом  Преображенского,  а  Иван  Бутурлин — Семеновского  полков. Петр, по-детски неистово влюбленный в артиллерию, присвоил себе чин "капитана-бомбардира". Он самостоятельно чистил старую медную пушку "воробьиного калибру" и сам парил боеприпасы — репу для стрельбы  в  потешных штурмах  деревянной крепости Плесбург. После боя ее куски собирали и ели уставшие и голодные солдаты. Для того,  чтобы  сражения  происходили "взаправду" Петр постоянно ссорил Ромодановского и Бутурлина и в конце концов добился  желаемого: они  потом  всю жизнь откровенно ненавидели друг друга. Семеновцев он стравливал с преображенцами до кровавых драк. Военные учения иногда не прекращались много дней,  солдаты подчас засыпали на ходу, а несколько человек даже умерло от переутомления. Такая жестокость не была личным качеством  царя. Он считал,  что иными средствами нельзя поддерживать постоянной боеготовности войск.

В действительности, если кого и любил Петр,  так  это своих соратников по отроческим играм,  которых знал по именам. Оставив нескольких преображенцев в Германии для получения офицерского чина, царь постоянно интересовался в письмах сержанту Корчмину их успехами. Когда же однажды тот бодро рапортовал,  что  все  уже изучают тригонометрию, Петр удивился, как же это удается неграмотному Степану Буженинову — "не иначе Бог и слепых просвещает". Однажды Александр Васильевич Суворов сделал блестящее наблюдение: "Только Петру Великому предоставлена  была  великая тайна выбирать людей:  взглянул на семеновского солдата Румянцева,  и он — офицер, посол, вельможа; а тот за это отблагодарил Россию сыном своим, Задунайским". Со временем "потешные" превратились благодаря своим смелости,  преданности  и  уму  в графов,  фельдмаршалов  и  канцлеров. Не  случайно их мнение для него всегда становилось решающим. 22 октября 1721 года подгулявшие по случаю  празднования  Ништадского  мира сподвижники Петра преподнесли ему памятный адрес с просьбой впредь именоваться "императором  Всероссийским Петром Великим", причем канцлер Головкин обратился к нему с весьма примечательными и трогательными словами: "Мы, твои верные подданные, из тьмы неведения на театр славы всего света, из небытия в бытие произведены,  и в общество политических народов присовокуплены". От нахлынувших  воспоминаний о трудном начале славных дел глаза Петра подернулись влагой и, приняв адрес, он расцеловал своих верных друзей.

В Преображенское  из  Оружейной палаты привозили по просьбе Петра то сломанный немецкий карабин, то глобус, то механические часы. Разобраться с ними ему было невозможно без помощи специалиста. В  Немецкой слободе юный царь нашел голландского инженера Франца Тиммермана,  который занимался с ним арифметикой,  алгеброй, геометрией и обучал правилами  применения астролябии. Учителем голландец был посредственным, сам путался в формулах,  но горячее стремление Петра к знаниям компенсировало методические просчеты. За исключением князя Василия Голицына и погибшего Артамона Матвеева в России мало кто знал о форме Земли,  а за беседы по астрономии человек мог быть сожжен на костре.

Инженерные интересы Петра давали ему возможность изобретать новые принципы вооружения и тактические новшества. К удивлению Гордона он в 1680 году открыл в Преображенском специальное "ракетное заведение",  в котором он изготовлял сначала "художественные огни", а позже — осветительные снаряды, которые оставались в русской армии до 1874 года. Знание баллистики навело Петра на мысль о принципиально новом виде открытой артиллерийской позиции — редутах, блестяще опробованных в Полтавской битве. Нарвская катастрофа заставила царя критически взглянуть на вооружение  солдат:  и он находит простейшее решение для привинчивания трехгранного штыка к стволу ружья пехотинца,  сделав атаку русской пехоты  задолго  до Суворова основным тактическим приемом. Прибывших из Голландии морских офицеров он сам экзаменовал в кораблевождении и  управлении пушечным огнем. Наконец, он пробовал свои силы в лечении зубов,  постоянно имея при себе набор необходимых инструментов. И  горе тому,  кто в его присутствии жаловался на боль: Петр немедленно усаживал больного и рвал зуб, иногда, впрочем, и здоровый.

Детская привычка копаться в старых вещах на  чердаках  в  Преображенском сослужила Петру добрую службу. В предисловии к Морскому Уставу он позже записал историю его увлечения кораблями:"Случилось нам быть в Измайлове на льняном дворе и, гуляя по амбарам…увидел я судно иностранное,  спросил у Франца Тиммермана, что это за судно? Он сказал, что это  бот  английский… И  вышереченный  Франц сыскал голландца Карштен Бранта, который призван при отце моем в компании морских людей для делания  морских  людей  на Каспийском море,  который починил оный бот и сделал машт и парусы и зело любо стало". Благодаря такой  случайности царь стал приобщаться к корабельному мастерству,  которое превратилось в главное дело всей жизни. Все модели морских судов из тех, что делались  для  выбора прототипа единственного построенного при Алексее Михайловиче многопарусного фрегата "Орел", перекочевали из пыльных кремлевских  чуланов в Преображенское. Даже после посещения таких морских держав как Голландия,  Англия и Дания Петр никогда не забывал "дедушку русского  флота". Пышное чествование петровского ботика состоялось 11 августа 1723 года,  когда ему салютовали 20 линейных кораблей Балтийского  флота  на  Крондштадском рейде. Принимали первый в России военно-морской парад "капитан" ботика генерал-адмирал Федор Апраксин, "рулевой"  император Петр I и "лотовый матрос" фельдмаршал Александр Меншиков.

Во время первого одиннадцатимесячного  пребывания  за  границей  в составе Великого посольства Петр сам работал на голландских кораблестроительных верфях сначала в Саардаме,  а затем в  Амстердаме;  посещал занятия по медицине и даже,  забравшись на крышу Вестминстерского  аббатства, "учился  демократии",  слушая прения в английском парламенте. Выдающийся российский историк Ключевский считал,  что Петр I в результате овладел 14 различными специальностями. Любопытное впечатление от встречи с  молодым  русским  царем  оставили  принцессы Ганноверская и Бранденбургская: "У него прекрасные черты лица и благородная осанка. Он обладает большой живостью ума,  ответы его быстры и верны. Но при всех достоинствах, которыми одарила его природа,  желательно видеть  в  нем меньше грубости. Это государь очень хороший и вместе с тем очень дурной; в нравственном отношении он — полный представитель своей  страны. Если бы он получил хорошее воспитание, то из него вышел бы человек совершенный, потому что у него много достоинств и необыкновенный ум".

Изложенные черты детства и юности Петра дают возможность восстановить ранние моменты его духовного роста. С десяти лет кровавые события, раздражающие впечатления вытолкнули Петра из Кремля, сбили его с привычной колеи древнерусской жизни, связали для него старый житейский порядок с самыми горькими воспоминаниями и дурными чувствами, рано оставили его одного с военными игрушками и зотовскими кунштами. Во что он играл в кремлевской своей детской, это теперь он разыгрывал на дворах и в рощах села Преображенского уже не с заморскими куклами, а с живыми людьми и с настоящими пушками, без плана и руководства, окруженный своими спальниками и конюхами.

И так продолжалось до 17-летнего возраста. Он оторвался от понятий, лучше сказать, от привычек и преданий кремлевского дворца, которые составляли политическое миросозерцание старорусского царя, его государственную науку, а новых на их место не являлось, взять их было негде и выработать было не из чего. Обучение, начатое с зотовской указкой и рано прерванное по обстоятельствам, потом возобновилось, но уже под другим руководством и в ином направлении. Старшие братья Петра переходили от подьячих, обучавших их церковной грамоте, к воспитателю, который кое-как все же знакомил воспитанников с политическими и нравственными понятиями, шедшими далее обычного московского кругозора, говорил о гражданстве, о правлении, о государе и его обязанностях к подданным. Петру не досталось такого учителя: место Симеона Полоцкого или Ртищева для него заступил голландский мастер со своими математическими и военными науками, с выучкой столь же мастеровой, технической, как зотовская, только с другим содержанием. Прежде, при Зотове, была занята преимущественно память; теперь вовлечены были в занятия еще глаз, сноровка, сообразительность; разум, сердце оставались праздными по-прежнему. Понятия и наклонности Петра получили крайне одностороннее направление. Вся политическая мысль его была поглощена борьбой с сестрой и Милославскими; все гражданское настроение его сложилось из ненавистей и антипатий к духовенству, боярству, стрельцам, раскольникам: солдаты, пушки, фортеции, корабли заняли в его уме место людей, политических учреждений, народных нужд, гражданских отношений. Необходимая для каждого мыслящего человека область понятий об обществе и общественных обязанностях, гражданская этика, долго, очень долго оставалась заброшенным углом в духовном хозяйстве Петра. Он перестал думать об обществе раньше, нежели успел сообразить, чем мог быть для него.



Как формировалась личность царя Петра

Личность царя Петра Великого начала формироваться с самого его детства. Он был младшим сыном царя Алексея от брака с Натальей Нарышкиной и родился 30 мая 1672 года. С самых ранних лет отличился крепким здоровьем и активным интересом к военным наукам. Это отложило свой отпечаток на то, как формировалась личность царя Петра.

Когда мальчику исполнилось всего 4 года, умер его отец царь Алексей. Русский престол занял Федор Алексеевич, крестный отец Петра. Царь Федор сделал все для того, чтобы ребенок получил отличное образование. Начиная с пяти лет, Петра начали учить грамоте. Доподлинно известно, что первым его учителем был Никита Зотов. По распоряжению царя Федора Алексеевича с 10 лет Петра должны были начать обучать сложным наукам, но ровно за месяц до исполнения 10 лет, царь Федор умер. Власть с того момента фактически была сосредоточена в руках Софьи, которая отдалила брата и его мать от двора. Наталья Нарышкина с сыном выехала в село Преображенское. Именно там Петр стал активно интересоваться военными науками, которые отложили сильный отпечаток на то, как формировалась личность царя Петра.

Неподалеку от Преображенского, Петр, пользуясь помощью и знаниями иностранных людей, строит свою «потешную» крепость, получившую название Пресбург. Здесь в полной мере формировалась личность царя.

1. Становление личности Петра I

Образованием Петра занимались иностранные ученые. Учителем по математике и фортификации был голландец Тиммерман. Морскому делу обучал еще один голландец Брант. Военному же ремеслу обучали Гордон из Шотландии и Лефорт из Франции. Именно отдаление от двора и постоянное общение с иностранными учителями позволили сформировать личность Петра, который, едва ли не первым из русских царей, отлично разбирался в военной науке и сам был очень образованным человеком. Благодаря этим качествам царь в будущем умело управлял страной.

Здесь же в крепости Пресбург Петр начинает формирование своего «потешного» полка. Таких полков было образовано два – Преображенский и Семеновский. Именно эти полки стали прообразом русской гвардии.

Личность Петра Великого уникальна для России того времени. Он видел отсталость России от Европейских стран, видел, в чем заключались основные беды русского государства и посвятил всю свою жизнь для того, чтобы Россия совершила качественный скачек в развитии. Отличительной чертой характера этого правителя является его тяга к знаниям. Русский царь не останавливался на достигнутом и постоянно расширял свой кругозор и область знаний. Заслуги Петра в развитии образования в России переоценить невозможно.

Личность Петра 1

Всероссийский император и московский царь Петр I (известный также как Великий) родился в мае 1672 года. Сегодня историки считают его одним из самых выдающийся государственных деятелей того времени. После смерти своего отца Алексея Михайловича, четырехлетний Петр был отдан на воспитание его старшему брату — царю Федору Алексеевичу.

— В в е д е н и е —

Уже в юные годы мальчик интересовался военной деятельностью, и именно в связи с этим впоследствии создал свои «потешные» полки. Увлекался в молодости будущий император также судостроением и огнестрельным делом – все это заставляло его проводить многие месяцы в немецкой слободе.

На престол Петр Великий взошел в 1682 году, после смерти царя Федора. С того самого момента, как он получил власть над страной, он стал служить ее интересам. Война с Крымом была продолжена, Азовская крепость взята русскими восками. Дальнейшими действиями императора стало создание могучего флота. Если говорить о внешней политике того периода, то вся она, в основном, была направлена на поиски новых союзников в войне против Османской империи. Именно ради этого царь совершает свою знаменательную поездку в Европу. Про личность Петра 1 много говорит тот факт, что даже в это непростое для страны время он занимается изучением кораблестроения, устройством и культурой других стран. После того, как стало известно о стрелецком мятеже, император незамедлительно возвратился в Россию из Европы. Результатом поездки стало то, что он пожелал изменить свою родину и с этой целью принял множество нововведений. В качестве примера можно привести принятие летоисчисления по юлианскому календарю.

Для того, чтобы развитие торгового дела в России могло проходить полным ходом, нашей стране был необходим выход к Балтийскому морю. Осознавая это, Петр 1 стал вести военные действия со Швецией – это стало новым этапом его царствования. Далее он заключает мир с Турцией, и после захвата крепости Нотебург, начинает возведение города Санкт-Петербург. Полтавская битва в июне 1709 года ставит победную точку в войне со Швецией. После смерти короля этой страны, был заключен мирный договор между Россией и Швецией. Россияне получали желанный выход в Балтийское море, а также новые земли.

Титул императора был присвоен Петру 1 в 1721 году. Его личность, без сомнения, была одной из самых сильных и значимых в мировой истории. Он хотел поменять и людей, и само государство, и ему удалось это в полной мере. Памятники великому императору можно найти не только в российских городах, но и в большинстве стран Европы.

Оставьте комментарий