Содержание
УКАЗ О ПРАВЕ ПОМЕЩИКОВ ССЫЛАТЬ КРЕСТЬЯН В СИБИРЬ НА ПОСЕЛЕНИЕ 13 декабря 1760 г.
Превращение дворян в привилегированное сословие сопровождалось расширением их прав на личность и труд крестьянина. В результате выросли повинности крестьян в пользу помещиков, усилилось их бесправие: барщина всё чаще становилась 5-ти дневной, сбор государственных налогов (подушная подать) передан в руки помещиков, мера вины крестьянина самовольно определялась помещиками, которые получили право ссылать недовольных крестьян, в Сибирь с зачётом их вместо рекрутов.
Объявляется во всенародное известие. Понеже в Сибирской губернии и Иркутской провинции, в Нерчинском уезде, состоят к поселению и хлебопашеству весьма удобные места, которых к заселению государственный интерес требует, того ради Правительствующий сенат приказали: публиковать во всем государстве печатными указами: 1) Кто из помещиков пожелает своих людей и крестьян, также и женск пол, которые, вместо должных по своим знаниям услуг, воровством, пьянством и прочими непристойными предерзостными поступками, многие вред, разорения, убытки и беспокойства приключают, и другим, подобным себе, наивящие к таким вредным поступкам примеры подают, таковых за оные непотребства, однако ж годных к крестьянской и другой работе, летами не старее 45 лет, отдавать к объявленному поселению, коих для помянутого отравления в Сибирь, принимать по заручным доношениям, от самих помещиков, или от их поверенных.., а помещикам и их поверенным давать для зачета в будущие наборы в рекруты надлежащие квитанции <…>, а кои из тех женаты, то отдавать тех людей с женами; а буде у коих из тех малолетние дети будут, коих сами помещики при отцах и матерях на то поселение отдать пожелают, за таковых платить тем помещикам из казны <…> за мужеск пол до 5 лет по 10 руб.; а от 5 до 15 лет по 20 рублей, а в 15 лет, не платя денег, зачитать в рекруты ж, а задетой за женск пол платить деньги вполы вышеозначенных. <„.>
Печатается по: Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней – М., 2013
Указы Емельяна Пугачева
Десятки манифестов и указов Е. И. Пугачева (1773-1775гг.) представляют собою «удивительные образцы народного красноречия» (А.С. Пушкин). Они дают представление об основных лозунгах восставших. По форме они отличаются от «прелестных писем» И.И. Болотникова и С.Т. Разина. В условиях сложившейся административно-бюрократического аппарата Е.И. Пугачев использовал характерные для нового этапа развития страны формы государственных актов – манифесты и указы, которые носили ярко выраженный антикрепостнический характер.
<…> 5 октября 1773 года
Указ Пугачева солдатам
…Сим моим имянным указом регулярной команде повелеваю: Как вы, мои верные рабы, регулярные солдаты, редовые и чиновные, напередь сего служили мне и предкам моим, великим государям, императорам всероссийским, верно и неизменно, так и ныне послужите мне, законному своему великому государю Петру Феодоровичу до последней капли крови. И, оставя принужденное послушание к неверным командирам вашим, которые вас развращают и лишают вместе с собою великой милости моей, придите ко мне с послушанием и, положа оружие свое знаменами моими, явите свою верноподданическую мне, великому государю, верность…
17 октября 1773 года
Указ Пугачева рабочим людям
…И повеления мои исполнити, со усердием ко мне приезжайте, то совершенно меня за оное приобрести можите к себе мою монаршескую милость. А ежели моему указу противиться будете, то в скорости восчувствуити на себя праведны мой гнев и власти всевышнего создателя нашего избегнуть не можете. Никто вас истинным (от) нашей руки защитить не может…
17 декабря 1773 года
Указ Пугачева (Манифест)
…Всех моих верноподданых рабов желаю содержать в моей, яко от бога дарованной мне, милости всякого человека тех, которые ныне желают быть в моем подданстве и послушании по самопроизвольному желанию. А естли кто сверх сего моего до всего народа чинимого милосердия останется в своем недоразумении, тот уже напоследок восприимет от меня великое истязание и ничем себя не защитит…
А естли кто не будет на сие мое воздаваемое милосердие смотреть, яко то: помещики и вотчинники, тех, как сущих преступников закона и общего покоя, злодеев и противников против воли моей императорской, лишать их всех жизни, то есть казнить смертию, а домы и все имение брать себе в награждение…
…А ныне ж я вас всех один ис потерянных объявился и всю землю своими ногами исходил и для дарования вас милосердия от создателя создан…
…И естли кто ныне познает сие мое оказанное милосердие, действительно я уже все всех пожаловал сим награждением: землею, рыбными ловлями, лесом, бортями, бобровыми гонами и протчими угодьями, также вольностию…
…А хотя и восхощет обратиться к законному повиновению и будет стараться и споспешествовать и приносить неизменные услуги, но только ничего принято не будет; тогда уже и воздохнет из глубины сердца своего и воспамянет всемирное житие свое, да уже возвратить тогда будет никак нельзя…
31 июля 1774 года
Указ Пугачева крестьянам
…кои прежде были дворяне в своих поместиях и водчинах, оных противников нашей власти и возмутителей империи и раззорителей крестьян ловить, казнить и вешать, и поступать равным образом так, как они, не имея в себе христианства, чинили с вами, крестьянами…
…Жалуем сим имянным указом с монаршим и отеческим нашим милосердием всех находившихся прежде в крестьянстве и в подданстве помещиков, быть верноподдаными рабами собственной нашей короне и награждаем древним крестом и молитвою, головами и бородами, волностью и свободою и вечно казаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и протчих денежных податей, владением землями, лесными, сенокосными угодьями и рыбными ловлями, и соляными озерами без покупки и без аброку и освобождаем всех прежде чинимых от злодеев дворян градцких мздоимцев-судей крестьяном и всему народу налагаемых податей и отягощениев.
Печатается по: Хрестоматия по истории СССР XVIII века. стр. 392 – 394
НАКАЗ ЕКАТЕРИНЫ II КОМИССИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ
ПРОЕКТА НОВОГО УЛОЖЕНИЯ
«Наказ» Екатерины II — документ, где императрица изложила основы концепции «просвещенного абсолютизма» в качестве наставления для Уложенной комиссии(1766г.). В «Наказе», состоящем из 506 статей, были сформулированы основные принципы политики и правовой системы. «Наказ» является не только важным правовым документом столетия, но и философским трудом эпохи «просвещённой монархии». Этим «Наказом» императрица декларативно подчёркивала свою приверженность идеям Дидро, Монтескье, Д`Аламбера. Значительная часть текста (ок. 350 статей) заимствована из трактатов Шарля Монтескьё «О духе закона» и Чезаре Беккария «О преступлениях и наказаниях», остальные статьи есть компиляции из знаменитой «Энциклопедии» Дени Дидро.
Глава II
9. Государь есть самодержавный; ибо никакая другая, как только соединенная в его особе, власть не может действовати сходно с пространством толь великаго государства.
10. Пространное государство предполагает самодержавную власть в той особе, которая оным правит. Надлежит, чтобы скорость в решении дел, из дальних стран присылаемых, награждала медление, отдаленностию мест причиняемое.
13. Какий предлог самодержавного правление? Не тот, чтоб у людей отнять естественную их вольность; но чтобы действия их направите к получению самаго большего ото всех добра.
15. Самодержавных правлений намерение и конец есть слава граждан, государства и государя.
16. Но от сея славы происходит в народе единоначалием управляемом разумом вольности, который в державах сих может произвести столько же великих дел, и столько споспешествовати благополучию подданных, как и самая вольность. <…>
19. <…> Государь есть источник всякия государственныя и гражданския
власти.
Глава XI
260. Не должно вдруг и чрез узаконение общее делать великаго числа освобожденных. <…>
263. Причем однако весьма же нужно, чтобы предупреждены были те причины, кои столь часто привели в непослушание рабов против господ своих; не узнав же сих причин, законами упредить подобных случаев нельзя, хотя спокойствие одних и других от того зависит. <…>
Глава XIII
293. О рукоделии и торговле.
294. Не может быть там ни искусное рукоделие, ни твердо основанная торговля, где земледелие в уничтожении, или нерачительно производится.
295. Не может земледельство процветать тут, где никто не имеет ничего собственного.
296. Сие основано на правиле весьма простом: "Всякий человек имеет более попечения о своем собственном, нежели о том, что другому принадлежит; и никакого не прилагает старания о том, в чем опасаться может, что другий у него отымет".
297. Земледелие есть самый больший труд для человека; чем больше климат приводит человека к избежанию сего труда, тем больше законы к оному возбуждать должны. <…>
299. Не худо бы было давать награждение земледельцам, поля свои в лучшее пред прочими приведшим состояние.
300. И рукоделам, употребившим в трудах своих рачение превосходнейшее.
302. Есть страны, где во всяком погосте есть книги, правительством изданныя, о земледелии, из которых каждый крестьянин может в своих недоумениях пользоваться наставлениями.
303. Есть народы ленивые: чтоб истребить леность в жителях, от климата раждающуюся; надлежит тамо сделать такие законы, которые отнимали бы все способы к пропитанию у тех, кои не будут трудиться. <…>
312. Ремесленник, который обучил детей своих своему искусству, и то дал им в наследие, оставил им такое поместье, которое размножается по количеству числа их.
317. Торговля оттуда удаляется, где ей делают притеснение, и водворяется там, где ея спокойствия не нарушают.
319. Во многих землях, где все на откупу, правление государственных сборов разоряет торговлю своим неправосудием, притеснениями и чрезмерными налогами; однако оно ее разоряет, еще не приступая к сему затруднениями, оным причиняемыми, и обрядами, от оного требуемыми.
320. В других местах, где таможни на вере, весьма отличная удобность торговать, одно слово письменное оканчивает превеликия дела. Не надобно купцу терять напрасно времени, и иметь на то особливых приставников, чтобы прекратить все затруднения, затеянныя откупщиками, или чтоб покориться оным.
321. Вольность торговли не то, когда торгующим дозволяется делать, что они захотят; сие было бы больше рабство оные. Что стесняет торгующего, то не стесняет торговли. В вольных областях купец находит безчисленныя противуречия, а там, где рабство заведено, он никогда столько законами не связан. Англия запрещает вывозить свою волну и шерсть; она узаконила возить уголье в столичный город морем; она запретила вывозить к заводам способных лошадей, корабли, из ее американских селений торгующие в Европу должны н якорях становиться в Англии: она сим и сему подобным стесняет купца, но все в пользу торговли.
328. Истинное правило есть не исключать никакого народа из своей торговли без важных причин.
329. Во многих государствах учреждены с хорошим успехом банки, которые, доброю своею славою изобретши новые знаки ценам, сих обращение умножили. Но чтоб в единоначальном правлении таковым учреждениям безопасно верили, должно сии банки присовокупить к установлениям, святости причастным, независящим от правительства и жаловальными грамотами снабденным, к которым никому не можно и не должно иметь дела, как то: больны, сиротские домы и прочее, чтобы все люди были уверены и надежны, что государь денег их не тронет никогда, и кредита сих мест не повредит.
330. Некоторый лучший о законах писатель говорит следующее: "Люди, побужденные действиями, в некоторых державах употребляемыми, думают, что надлежит установить законы, поощряющие дворянство к отправлению торговли; сие было бы способом к разорению дворянства без всякой пользы для торговли. Благоразумно в сем деле поступают в тех местах, где купцы не дворяне; но они могут сделаться дворянами: они имеют надежду получить дворянство, не имея в том действительнаго препятствия; нет у них другаго надежнейшаго способа выйти из своего звания мещанскаго, как отправлять оное с крайним рачением, или иметь в нем счастливые успехи, — вещь, которая обыкновенно присовокуплена к довольству и изобилию. Противно существу торговли, чтобы дворянство оную в самодержавном правлении делало; погибельно было бы сие для городов, так утверждают императоры Онорий и Феодосии, и отняло бы между купцами и чернью удобность покупать и продавать товары свои. Противно и существу самодержавного правления, чтобы в оном дворянство торговлю производило. Обыкновение дозволившее в некоторой державе торги вести дворянству, принадлежит к тем вещам, кои весьма много способствовали к приведению там в безсилие прежняго утвержденнаго правления".
Глава XV
357. О дворянстве.
358. Земледельцы живут в селах и деревнях и обработывают землю, из которой произрастающие плоды питают всякаго состояния людей: и сей есть их жребий.
359. В городах обитают мещане, которые упражняются в ремеслах, в торговле, в художествах и науках.
360. Дворянство есть нарицание в чести различающее от прочих тех, кои оным украшены.
361. Как между людьми одни были добродетельнее других, а при том и заслугами отличались, то принято издревле отличать добродетельнейших и более других служащих людей, дав им сие нарицание в чести; и установлено, чтоб они пользовались разными преимуществами, основанными на сих выше сказаных начальных правилах.
362. Еще и далее в сем поступлено: учреждены законом способы, каким сие Достоинство от государя получить можно, и означены те поступки, чрез которое теряется оное.
363. Добродетель с заслугою возводит людей в степень дворянства.
364. Добродетель и честь должны быть оному правилами предписывающих любовь к отечеству, ревность к службе, послушание и верность к государю, и безпрестанно внушающими, не делать никогда безчестного дела.
365. Мало таких случаев, которые бы более вели к получению чести, как военная служба, защищать отечество свое, победить неприятеля онаго, есть первое право и упражнение приличествующее дворянам.
368. А из того следует, что не только прилично дворянству, но и приобретать сие достоинство можно и гражданскими добродетелями так, как и военными.
369. Из чего паки следует, что лишити дворянства никого не можно, кроме того, который сам себя лишил онаго своими основанию его достоинства противными поступками, и сделался чрез то звания своего недостойным.
370. И уже честь и сохранение непорочности дворянского достоинства требуют, чтоб такий сам чрез поступки свои, основание своего звания нарушающий, был по обличении исключен из числа дворян и лишен дворянства.
371. Поступки же, противные дворянскому званию, суть измена, разбой, воровство всякаго рода, нарушение клятвы и данного слова, лжесвидетельство, кое сам делал или других уговаривал делать, составление лживых крепостей, или других тому подобных писем.
372. Одним словом, всякий обман, противный чести, а наипаче те действия, кои за собою влекут уничижение.
373. Совершенство же сохранения чести состоит в любви к отечеству и наблюдении всех законов и должностей, из чего последует:
374. Похвала и слава, особливо тому роду, который между предками своими считает более таких людей, кои украшены были добродетелями, честию, заслугою, верностию и любовию к своему отечеству, следовательно, и к государю.
Глава XVI
376. О среднем роде людей.
377. Сказано мною в XV главе: в городах обитают мещане, которые упражняются в ремеслах, в торговле, в художествах и науках. В котором государстве дворянам основание сделано сходственное с предписанными правилами XV главы; тут полезно также учредить основанное на добронравии и трудолюбии, и к оным ведущее положение, коим пользоваться будут те, о коих здесь дело идет.
379. Оный, пользуясь вольностью, не причисляется ни ко дворянству, ни к хлебопашцам.
380. К сему роду людей причесть должно всех тех, кои, не быв дворянином, ни хлебопашцем, упражняются в художествах, в науках, в мореплавании, в торговле и ремеслах.
383. Как все основание к сему среднему роду людей будет иметь в предмете добронравие и трудолюбие: то напротив того, нарушение сих правил, будет служить к исключению из онаго, как то на пример, вероломство, неисполнение своих обещаний, особливо, если тому причина лень или обман.
Полное собрание законов Российской империи. Т. XVIII.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
Страна изгнания: сибирская ссылка
Предыдущая18192021222324252627282930313233Следующая
Становление сибирской ссылки
Уже с самого начала присоединения к России Сибирь стала превращаться не только в «золотое дно» для людей предприимчивых, но и в «страну изгнания» для разного рода преступников. Почти сразу государство стало использовать этот удаленный от центральных районов страны край как место ссылки «лиц неугодных».
Не успели еще отгреметь бои с «сибирским царем» Кучумом, только-только начали возводить города и остроги, как в Сибирь последовали первые партии ссыльных. В 1592 г. был основан Пелымский острог, а в 1593 г. туда отправили жителей Углича, осужденных по делу об «убиении» царевича Дмитрия. В 1599 г. туда же были сосланы Борисом Годуновым братья Романовы – стольники Иван и Василий Никитовичи, племянник которых Михаил Федорович в 1613 г. взошел на российский престол. Василий Романов умер в пелымской тюрьме, а Ивана в 1601 г. перевели в Уфу. В 1604 г. был основан Томск, а в 1608 г. там уже появилось 35 человек, сосланных «за опалу». По самым приблизительным подсчетам историка П. Н. Буцинского, с 1593 по 1645 г. в Сибирь сослали 1500 человек.
Ссылка в Сибирь «набирала обороты» и во второй половине века превратилась в массовое явление. Сюда активно ссылали тех, кого по современной терминологии можно отнести к «государственным», или «политическим», преступникам – участников восстаний и антиправительственных заговоров, изменников и шпионов, самозванцев и критиков правительственного курса и самого монарха, а также военнопленных.
В начале XVII в. в Сибирь угодили многие участники Смуты, которые делали ставку на самозванцев, а позднее пытались выступать против воцарения Романовых. Среди них были как русские, так и иностранцы – «немцы» и «литва». Можно назвать имена казанского воеводы Н. Шульгина, бояр Салтыковых, князей Сицких, И. Катырева-Ростовского, И. Б. Черкасского, А. М. и В. Н. Пушкиных, вяземских воевод князей П. И. Пронского и М. Белосельского. В 1607 г. по сибирским городам разослали 52 «немца» из разбитого войска И. Болотникова.
Иностранцы в качестве военнопленных попадали в Сибирь и позже, в те периоды, когда Россия вела войны с Польшей и Швецией. Выше отмечалось, что они сыграли весомую роль в присоединении Сибири. Военнопленным тяжко приходилось лишь в первые годы, когда «заедала» тоска по родному дому. Некоторые пытались бежать, как например, в 1634 г. служившие в Томске литовцы и поляки. Но значительная часть достаточно быстро свыкалась с новым местом жизни, обзаводилась семьями и хозяйством, делала карьеру и даже отказывалась возвращаться на родину, когда предоставлялась такая возможность (при размене пленных).
Побывало за XVII в. в сибирском изгнании и немало царедворцев, которые в чем-то не поладили с «государем всея Руси» и за это подверглись опале: князья А. В. Лобанов-Ростовский (в 1620 г. сослан в Тару), С. И. Шаховской (1629 г., Тобольск), Д. В. Ромодановский (1660 г., Березов), воеводы И. Ододуров (1619 г., Верхотурье), С. Прозоровский и М. Вельский (1634 г.), стольники И. Н. Хованский (1645 г., Енисейск), М. Плещеев (1655 г.) и М. С. Пушкин (1697 г., Енисейск) и другие. В одном только 1679 г. были сосланы за Урал 20 стольников и московских дворян.
1638 г. Англия первой из европейских стран отменяет пытки.
1679 г. Принятие в Англии закона («Habeas Corpus»), защищавшего граждан от произвола властей: никто не мог быть арестован без обвинения и содержаться под стражей без суда.
После присоединения к России в середине XVII в. Левобережной Украины в Сибирь усилился наплыв «черкасов» – украинских казаков, которые были недостаточно верны русскому царю и «впадали в измены многия». Наряду с массой рядовых казаков в сибирских городах оказались и представители казачьей старшины (полковники Матвей Гвинтовка, Василий Многогрешный, Семен Третьяк, Семен Палей, племянник Мазепы Андрей Войнаровский и др.) и даже гетманы (Демьян Многогрешный и Иван Самойлович).
Разумеется, Сибирь превратилась и в место ссылки участников различных городских, крестьянских и казачьих восстаний. Здесь, в частности, оказались «гилевщики», ломившиеся в коломенскую резиденцию царя во время «Медного бунта» 1662 г., сподвижники Степана Разина и московские стрельцы, бунтовавшие в 1682 и 1698 гг.
Наконец, происшедший в середине XVII в. раскол русской православной церкви повлек за собой ссылку в Сибирь непримиримых противников новой веры – старообрядцев. Первым из них в Сибирь, в далекое Забайкалье (с 1653 по 1662 г.), попал один из лидеров раскольников, самый известный их идеолог – протопоп Аввакум. Вслед за ним были отправлены расколоучители Иосиф Истомин и Яков Лепехин. Ссылка раскольников набирала темпы. В конце 1670 – начале 1680-х гг. ссыльные старообрядцы составляли одну треть посадских Якутска.
Наряду с «государственными преступниками» заметное место в XVII в. начинают занимать среди ссыльных и обычные уголовники – «воры», «тати» и «разбойники», а также прочие «неблагонадежные элементы». Вообще в это время круг деяний, за которые следовала ссылка, был беспредельно широк и постоянно пополнялся: незаконное изготовление и торговля вином и табаком, фальшивомонетничество, непослушание властям, укрывательство преступников, татьба (разбой), мошенничество, воровство, бегство с военной службы, беспричинная стрельба из ружей, кулачные бои, прошение милостыни и т. д.
1679—1682 гг. Смягчение уголовного законодательства в России, запрет членовредительства.
1696 г. Зарождение в России каторги как меры наказания.
В XVII в. в общих чертах оформилось несколько видов ссылки. Самой массовой, пожалуй, была ссылка в службу. На сибирскую службу отправляли как неугодных царедворцев, так и в значительно большем количестве казаков (русских и украинских), стрельцов, военнопленных. Первых обычно определяли в воеводы, вторых – в служилые люди. Вообще «преступников» из числа профессиональных военных, какого бы рода преступления они ни совершили, в Сибири стремились определить к «ратному делу», чтобы кровью искупили вину свою.
Крестьян, посадских, холопов, гулящих людей ссылали, как правило, на поселение: в посад или в пашню. Здесь государство опять-таки преследовало чисто утилитарные цели: не только наказать, но и извлечь определенные выгоды – увеличить на «сибирской украйне» численность крестьянского и посадского населения. По этой же причине вместе с самим «преступником» ссылали и его семью. Само правительство в 1698 г. признавало, что «такими многими ссыльными людьми сибирские городы и слободы и деревни везде полнятся».
Еще одним видом ссылки была ссылка в заключение, когда преступников не только ссылали в Сибирь, но и заточали их здесь в тюрьму. Под тюрьмы использовали как специальные помещения в городах и острогах, так и кельи в монастырях. Ссылка в заключение применялась в основном к опальным вельможам и церковникам, а также противникам официальной церкви и религиозным вольнодумцам. Последних следовало держать в темницах скованными, за крепким караулом, «чтоб к ним никто не приходил и злого ученья у них не принимал».
Ссылка в XVIII веке
XVIII в. принес много нового в сибирскую ссылку. В первую очередь, к прежде существовавшим видам ссылки добавился еще один – ссылка на каторгу (т. е. на принудительные работы). Впервые она стала применяться при Петре I, первая группа каторжан отправилась в Сибирь уже в начале XVIII в. Основным местом каторги стал Нерчинскии край, где ссыльнокаторжные работали на горных заводах и рудниках.
Во-вторых, в XVIII в. ссылка в Сибирь стала более активно использоваться правительством как мера наказания политических оппонентов. В период «дворцовых переворотов» (1725 – 1762 гг.), когда резко обострилась борьба за власть в правительственных и придворных кругах, за Урал угодило немало вельмож, государственных и военных деятелей, чиновников и офицеров. Среди них можно назвать такие громкие имена как ближайший сподвижник Петра I князь А. Д. Меншиков (в 1728 г. сослан в Березов), князья Долгоруковы (1730 г., Березов), вице-президент Адмиралтейской коллегии Ф. И.
Соймонов (1740 г., Охотск), фаворит императрицы Анны Иоанновны курляндский герцог Э. И. Бирон (1741 г., Пелым), кабинет-министр Г. И. Остерман (1742 г., Березов), генерал-фельдмаршал Б. К. Миних (1742 г., Пелым), вице-канцлер М. Г. Головкин (1742 г., Среднеколымск) и др. Все они, как «важные преступники» и «общего покоя ненавидящие злодеи», содержались в Сибири в заключении под караулом.
В XVIII в. в Сибирь угодил и «первый русский революционер» А. Н. Радищев, отправленный Екатериной II за свою «бунтарскую» книгу «Путешествие из Петербурга в Москву» в далекий городок Илимск (1790-1797 гг.).
В-третьих, в XVIII в. резко возрастает поток ссыльных из простого народа. Особенно важную роль в этом сыграли указы начала 1760-х гг., разрешавшие помещикам ссылать в Сибирь своих крепостных крестьян, уличенных в «непристойных и продерзностных поступках». Равным образом крестьянским и посадским мирам было предоставлено право приговаривать к ссылке «непотребных и вредных обществу людей». Однако ссылать разрешалось только здоровых мужчин не старше 45 лет, пригодных к хлебопашеству, а семейных – с семьями. В обоих случаях это была ссылка без суда, и подвергшиеся ей не являлись настоящими «преступниками», а сама ссылка представляла собой меру административного принудительного переселения и как таковая являлась административной ссылкой.
После появления названных указов с 1760 по 1780 г. в Сибирь было отправлено, по разным подсчетам, от 40 до 60 тыс. крестьян. Часть посельщиков была направлена в Нерчинск, многих расселили в окрестностях Усть-Каменогорской и Бийской крепостей, основную же массу водворили вдоль Сибирского тракта. В это же время на Алтай и в Забайкалье переселили до 10 тыс. старообрядцев, выведенных русскими войсками с территории Польши. На Алтае они стали именоваться «поляками», а в Забайкалье – «семейскими».
Крупным мероприятием правительства по заселению Сибири ссыльными был сенатский указ 1799 г. «О населении Сибирского края», согласно которому за 1800-1812 гг. в Сибирь прибыло поселенцев около 25 тыс. душ мужского пола. Большая их часть осела в Западной Сибири и Прибайкалье.
Сибирь остается и основным местом содержания военнопленных: в начале XVIII в. в сибирских городах содержалось несколько тысяч шведов – солдат и офицеров разбитой армии Карла XII; во второй половине XVIII – первой половине XIX в. здесь оказались участники польского национально-освободительного движения, а в середине XIX в. борцы за свободу Венгрии (в Забайкалье был сослан известный венгерский поэт Шандор Петефи). Их пребывание в Сибири было порой весьма длительным. Многие свыкались с Сибирью и оставались здесь на постоянное жительство. Так, из 900 пленных поляков армии Наполеона, записанных в сибирские казаки, отказались в 1815 г. возвращаться домой 160 человек.
Предыдущая18192021222324252627282930313233Следующая
Роль ссылки в заселении Сибири в XIX — начале XX в
Ссылка уголовных и политических преступников в Сибирь в XIX веке рассматривалась правительством, прежде всего, как средство заселения края ("штрафная" колонизация) при ограничении свободного переселения.
В системе уголовного законодательства Российской империи существовали следующие разновидности ссылки: после отбытия срока каторжных работ, на поселение (жительство), административная и на водворение.
Как правило, приговоренные к ссылке, через специальные учреждения в Тобольске и Тюмени (Тюменское общее по колоднической части присутствие, Тобольский и Тюменский (1869-1904) приказы о ссыльных), в зависимости от тяжести проступков, распределялись по губерниям и областям Сибири (чем серьезнее правонарушение, тем дальше на восток водворялся осужденный). В губернских и областных центрах местные экспедиции о ссыльных определяли место водворения правонарушителя (уезд, волость). В волостном правлении ссыльному назначалось место жительства в одном из селений с правом заниматься сельскохозяйственным трудом или промыслом с причислением к местному обществу со всеми вытекающими последствиями.
В XIX в. поток ссыльных в Сибирь растет. С 1823 по 1865 гг. сюда их поступило 356 тыс. человек. Удельный вес ссыльных и ссыльнопоселенцев в составе русского населения региона увеличился с 4,1% в 1795 г. до 10,5% в 1833 г. По данным девятой ревизии (1850), за Уралом находилось 104,3 тыс. учтенных ссыльнопоселенцев. Согласно сведениям Главного тюремного управления Российской империи, на январь 1898 г. в регионе было сосредоточено 310 тыс. ссыльных всех категорий. Всего же с 1823 по 1888 г. в Сибирь было сослано, учитывая членов семей, 767849 человек. Экстраполируя эти данные на весь XIX век, можно с уверенностью утверждать, что общее число невольных обитателей региона превысило 1 млн. человек.
Подавляющую их часть составляли этапированные по приговорам сельских обществ "за порочное поведение". О том, как это выглядело на практике, можно судить по приговору сельского схода Михайловского общества Ижевско-Нагорной волости Сарапульского уезда Вятской губернии от 4 января 1899 г. "Мы, нижеподписавшиеся старшие домохозяева от состоящих в нем 78 человек, в числе 62 человек, бывших сего числа на сельском сходе в присутствии сельского старосты Ивана Бузанова, от которого выслушали предложение о том, что однообщественник наш сельский обыватель Александр Васильев Никифоров ничем не занимается другим, кроме краж и праздношатательства, вследствие чего и предлагает противу этого принять какие-либо меры… Не надеясь на его исправление, так как он нами неоднократно замечался в кражах, мы, бывшие на сходе единогласно постановили: сельского обывателя нашего общества Александра Васильева Никифорова, 28 лет, отдать в распоряжение правительства, приняв на себя по его удалению издержки, для чего надлежащую сумму внести в уездное казначейство". Никифорова выслали в Зырянскую волость Мариинского уезда Томской губернии, откуда он быстро скрылся.
Предполагалось, что ссыльные будут заниматься сельским хозяйством и тем самым увеличивать численность деревенских жителей. Но большая их часть предпочитала сельскохозяйственным трудом не заниматься. Так, по данным на начало 1882 г. в Каинском округе Томской губернии на 7013 душ мужского пола в 28 притрактовых селениях числилось причисленными 765 ссыльнопоселенцев. На лицо имелось 430 человек, в отлучке по письменным разрешениям — 95, в бегах — 240. Из постоянно живущих, самостоятельно вели хозяйство 61 чел. в услужении (по найму) — 281, без определенного занятия — 88 человек. Всего же в конце XIX в. из 300 тыс. ссыльных "безвестно отсутствующие" составляли не менее 100 тыс. человек.
Основная их часть составляла контингент бродяг, наносивших существенный ущерб местным жителям и дававших основную часть рецидивной преступности. Сферой приложения их сил становились грабежи, конокрадство, изготовление фальшивых денег. У значительной части ссыльных отсутствовала мотивация к занятию не только земледельческим, но и честным трудом вообще. Бродяжничество становится мощным криминогенным фактором в течение всего XIX в. Согласно отчетам томского губернатора за 1870-1879 гг. в подведомственной ему губернии бродяг было поймано соответственно: 1600, 904, 662, 703, 815, 516, 1667, 781, 857, 412. Но это была только видимая часть айсберга. В своей записке за 1880 год исправник Томского округа констатировал: "Бродяжество развито в округе до такой степени, что земская полиция не в силах преследовать виновных так как закон велит, да и само население не сочувственно относится к искоренению этого зла, видя, с одной стороны, дешевых работников, а с другой — отчаянных мстителей за поимку их и выдачу властям. В 1880 г. — поймано бродяг по округу 528 — все это меньше 1/4 всего бродячего люда".
Яркую картинку реального положения дел в сфере бродяжничества рисует журнал разбора административных дел Колыванского городского полицейского управления (Томская губерния) за 1888 год, где в основном рассматривались дела "безвестно отсутствующих". Так, 30 апреля бродягу непомнящего своего родства Василия Мельникова "как упорно скрывающего свое звание и место жительства" решено "обратить на сибирские заводские фабрики на пять лет в разряд временно-заводских рабочих и потом сослать в отдаленные места Восточной Сибири на поселение". Предварительно же выпороть плетьми, "в той мере, в какой он, по предварительному освидетельствованию, окажется способным перенести наказание".12 мая слушали дело о неизвестном человеке, назвавшем себя поселенцем Енисейской губернии Канского уезда села Тасеевского Т. Я. Колосовым, 22 лет. В 1885 г. был судим за грабеж Ярославским окружным судом и приговорен к ссылке на поселение. Туда прибыл в декабре 1886 г. а в конце сентября 1887 г. бежал на родину. "Доследовав до гор. Колывани по случаю масленицы выпил и попал в полицию". Решено отправить обратно в распоряжение Канского уездного полицейского управления. Всего до ноября 1888 г. комиссия рассмотрела 12 подобных дел.
Труд ссыльных широко применялся в Сибири в промышленном производстве. Колодники трудились на казенных винокуренных и металлургических заводах, соляных промыслах, суконных мануфактурах. Им разрешалось работать по найму, переходить от одного хозяина к другому, менять место жительства. Со второй четверти XIX в. большое число ссыльнопоселенцев по вольному найму трудилось на золотых приисках. По данным губернаторских отчетов, в 1851 г. на частных золотодобывающих предприятиях Томской и Енисейской губерний было занято 33 тыс. рабочих, в том числе 28 тыс. ссыльнопоселенцев. Каторжане и ссыльнопоселенцы привлекались к строительству и ремонту почтовых трактов. В 1820-е гг. власти попытались сформировать постоянные военно-рабочие команды из ссыльных для устройства путей сообщения. В 1825 г. числилось по штату 1150 таких строителей.
Распространение сферы феодального предпринимательства на новые отрасли промышленного производства не означало его перспективности и прибыльности. Экономическая целесообразность применения принудительного труда исчезала с расширением рынка наемной рабочей силы и ее удешевления из-за роста численности ссыльных и переселенцев. Принудительный труд, несмотря на кажущуюся дешевизну, был дорог, так как был малоэффективен (ниже по производительности вольнонаемного в 2-3 раза). Кроме того, он требовал значительных расходов на содержание тюремной инфраструктуры. Сначала от услуг каторжников отказалось судостроение, затем были распущены военно-рабочие команды, сократилось использование каторжного труда в солеварении. В конце 1820-х — начале 1830-х гг. буквально рухнуло основанное на каторжных порядках казенное винокурение. В целом, к середине XIX в. экономика региона переходит к преимущественно капиталистическим методам развития, сведя к минимуму использование принудительного труда.
Тем не менее, вопрос об использовании ссыльнокаторжан и ссыльнопоселенцев вновь возник в самом конце XIX века с началом строительства Транссибирской железной дороги из-за дефицита рабочей силы, особенно в Восточной Сибири и в Забайкалье. Комитетом Сибирской железной дороги принимается решение использовать эти категории наравне с вольнонаемными рабочими и предоставить им льготы за "ударный" и качественный труд путем сокращения сроков отбывания наказания (на треть для каторжан и на половину для ссыльнопоселенцев). За 1894-1897 гг. на сооружении Средне-Сибирского участка дороги (Красноярск-Иркутск) было задействовано 1472 заключенных Александровской каторжной тюрьмы и ссыльнопоселенцев. На Забайкальской железной дороге в 1896-1900 гг. этот показатель по ссыльнокаторжанам составил 1700, а по ссыльнопоселенцам — 2500 человек.
Привлечение перечисленных выше категорий невольных обитателей региона в качестве наемных рабочих имело своеобразные последствия в сфере классовой борьбы, особенно в золотопромышленности, где, как уже отмечалось выше, ссыльнопоселенцы в рассматриваемое время абсолютно преобладали. Хроника рабочего движения в Сибири до начала ХХ в. беспристрастно фиксирует: 1870 г. — на прииске в Мариинском округе рабочий Попов убил служащего.1873 г.
— на прииске в Енисейской губ. рабочие разогнали администрацию и разграбили склад со спиртом.1876 г. — на приисках Мариинского округа рабочий Жердев убил смотрителя, а рабочий Климов ранил управляющего; на прииске в Енисейской губ. рабочий убил служащего.1879 г. — на прииске в Енисейской губ. двое рабочих убили владельца из-за обсчета.1880 г. — на прииске в Мариинском округе рабочий ножом ранил фельдшера.1881 г. — на прииске в Якутской обл. рабочий пытался убить служащего.1884 г. — на прииске в Мариинском округе 50 рабочих избили семью управляющего, разбили кладовую со спиртом и не работали два дня.1885 г. — на приисках в Енисейской губ. из-за плохого обращения рабочие разогнали служащих, одного убили и избили управляющего.1887 г. — на прииске в Томской губ. рабочий ранил служащего топором.1889 г. — на прииске в Енисейской губ. рабочий кайлой убил служащего.1890 г. — на прииске в Енисейской губ. рабочий убил кайлой урядника за участие в расправе над бастующими рабочими.1895 г. — на прииске в Енисейской губ. двое рабочих убили управляющего. Ничего подобного применительно к городским рабочим хроника не фиксирует.
Прекращение уголовной ссылки в Сибирь на основании закона от 12 июня 1900 г. избавило регион от массового наплыва уголовного элемента. Самодержавие сделало ставку на крестьянскую колонизацию региона. Тем не менее, ссылка политических противников режима продолжалась вплоть до февраля 1917 г.
Исчерпывающих данных о количестве водворенных в Сибирь политических и государственных преступников в течение XIX — начале ХХ вв. нет. По сохранившимся данным Тюменского приказа о ссыльных, за 1864-1869 и 1876-1894 гг. т.е. примерно за 30 лет, в регион проследовало 25473 политических ссыльных. За 1905 — февраль 1917 гг. сюда сослали еще 17139 человек, и в канун Февральской революции 1917 г. в Сибири находилось не менее 9346 политических ссыльных и 485 политкаторжан, всего 9831 человек.
Таким образом, за весь изучаемый период в регионе побывало не менее 50 тыс. политических противников самодержавия. Наиболее массовыми группами этой категории невольных обитателей края были участники восстания 1863-1864 гг. в Польше и Первой русской революции 1905-1907 гг.
Как правило, политических ссыльных размещали в Восточной Сибири, в районах, удаленных от железной дороги, административных и промышленных центров. Но массовый "наплыв" невольных обитателей заставил администрацию сосланных ранее (1905-1910 гг.) переводить южнее, поэтому к 1917 г. примерно 1849 человек оказались дисперсно рассеянными почти по всем сибирским городам. Тем не менее, среди мест водворения политических ссыльных возрастает роль Якутской области, как своеобразного штрафного изолятора для лиц, отбывших срок каторжных работ в Забайкалье. В 1826-1881 гг. сюда депортировали 354 ссыльных (чуть более шести человек в год), в 1882-1905 гг. — 777 (32 чел. в год) и в 1906-1917 гг. — 1100 чел. (около 100 ссыльных ежегодно).
Безусловно, 50 тыс. "политических", из которых большая часть вернулась в Европейскую Россию, несопоставимы по степени воздействия на процесс заселения и колонизации региона по сравнению с 1 млн. уголовников, в основном оставшихся на постоянное жительство здесь.Но, нужно иметь в виду, что среди этой категории временных жителей Сибири преобладали лица интеллектуально одаренные, образованные, обладавшие дефицитными для региона профессиями (врачи, учителя, музыканты, журналисты, экономисты и т.д.). Достаточно вспомнить в этом отношении первый принудительный интеллектуальный "десант" в Сибирь в лице 121 декабриста, распространявших агрономические знания, учивших грамоте, изучавших природные богатства и аборигенные этносы. В 1914-1916 гг. среди политических ссыльных 76,7% были грамотными, в том числе высшее образование имели 5,7%, среднее — 14,9%. Особенно важным было присутствие образованных и профессионально подготовленных специалистов в отдаленных районах. Например, из сосланных в 1870-1880 гг. в Якутскую область 313 народников 24% имели высшее и почти 32% среднее образование, в то время как по данным переписи 1897 г. грамотных во всей Сибири насчитывалось 9,6%, а имеющих образование выше начального — 0,8%.
Будучи выходцами из регионов с более развитым уровнем рыночных отношений, ссыльные этой категории становились пионерами развития новых видов предпринимательской деятельности. Так, поляки, участники восстания 1863-1864 гг. оставшиеся в Сибири после амнистии и создавшие здесь семьи, стали инициаторами создания в регионе новых для него видов бизнеса (продажа лекарств, производство колбас, кондитерских изделий, фотодело, содержание гостиниц, слесарно-механическое производство и др.).
Остановимся только на одной сфере деятельности политических ссыльных рассматриваемого время — оказании медицинской помощи местному населению. Даже в начале ХХ века в Западной Сибири на 1 больницу приходилось от 7 до 81 тысячи жителей. По данным Первой всеобщей переписи населения Российской империи, в 1897 г. в Сибири на 5,5 млн. жителей насчитывалось 369 врачей, 32 дантиста, 156 военных врачей, 1553 фельдшера и аптекарских ученика, 191 аптекарь, провизор и фармацевт; всего — 2301 медицинский работник. Но уже в 1880-е гг. только в Западной Сибири более 50 ссыльных подали прошения с просьбой разрешить работать в больницах. Только в 1910 г. в административной ссылке находилось 778 врачей и фельдшеров. Из 450 политических ссыльных, выходцев из Украины 23 оказывали медицинскую помощь. Кроме медицины, пожалуй, только журналистская деятельность преобладала в рабочей специализации политических преступников, отбывавших ссылку в Сибири.
Рекомендуем ознакомится: http://biofile.ru
Соборным уложением 1649 ᴦ. Сибирь была официально признанна местом ссылки. Сюда были сосланы участники Смуты. Самой распространенной была ссылка в службу. Знатных людей посылали в Сибирь воеводами. Неугодных казаков и стрельцов посылали в Сибирь как служилых. В Сибирь высылали преступников, которых содержали в тюрьмах. В Сибири отбывал ссылку известный деятель Раскола протопоп Аввакум (с 1653 по 1662)[73].
В 18 веке в Сибирь были сосланы участники дворцовых переворотов, принадлежавшие к высшим слоям российского общества. Более массовый характер приобрела ссылка в Сибирь после указов 1753-1754 гᴦ., отменявших смертную казнь и вводивших вечную каторгу. Каторжан заковывали в кандалы. Οʜᴎ строили дороги, крепости. После отмены смертной казни, ссылка на каторгу в Сибирь стала высшей мерой наказания. Помещикам разрешили ссылать в Сибирь только здоровых мужчин, не старше 45 лет, а семейных – с семьями. Сибирь оставалась местом ссылки пленных шведов, участников польского восстания.
Сибирскую ссылку отбывали и активные участники Крестьянской войны 1773-1775 гᴦ. Бывших есаулов, полковников повстанческой армии Е. Пугачева закованными в кандалы содержали в тюрьме при Змеиногорском руднике.
В декабре 1790 ᴦ. Радищев, направляясь в Илимскую ссылку, прибыл в Тобольск. Радищев задержался в Тобольске на 7 месяцев. Он пользовался полной свободой, бывал на званных обедах, в театре. Радищев пробыл в ссылке до 1797 ᴦ. В Илимске он много работал, читал и писал. Сибирские произведения Радищева: ʼʼСокращенное повествование о приобретении Сибириʼʼ, ʼʼАнгел тьмыʼʼ (отрывок из поэмы ʼʼЕрмакʼʼ), ʼʼОписание Тобольского наместничестваʼʼ, ʼʼПисьмо о китайском торгеʼʼ, ʼʼЗаписки путешествия в Сибирьʼʼ, ʼʼДневник путешествия из Сибириʼʼ.
В первой половине 19 в. приток ссыльных в Сибирь увеличился. С 1823 по 1862 гᴦ. в Сибирь поступило более 350 тыс. ссыльных. Удельный вес их в населении края возрос в конце 19 в. до 10%[74]
На 61 этап был разбит путь арестантских партий в Сибири. На каждом этапе ставились тюрьмы, которые служили для ночевок и дневок ссыльных и каторжан. Батеньков по доносу был отстранен от работы в Сибирском комитете. За месяц до восстания он стал готовиться к эмиграции, но его арестовали.
23 июля 1826 ᴦ. две партии декабристов были увезены из Петропавловской крепости. Почти весь 37-дневный путь до Иркутска они проделали закованными. В повозках с каждым арестантом сидел жандарм. Их направили на солеваренный завод под Иркутском. Позднее декабристов перевели в Нерчинский край. В Нерченском крае декабристы-каторжане пробыли на Благодатском руднике почти год. Семейные ссыльные жили в домах, купленных женами.
Рядовые декабристы вышли на поселение после двух – трех лет каторги. Выходившим на поселение, выделялось по 15 десятин пахотной земли.
Ссыльных поляков направляли в казачьи войска Омского округа. В Омске и окрестностях собралось до 2 тыс. поляков. На лето 1833 ᴦ. намечалось восстание, однако аресты последовали раньше. Было арестовано до тысячи человек. В 1863-1864 гᴦ.из Царства Польского выслали в Сибирь более 36 тыс. человек. Ссыльным полякам запрещали: преподавание, медицинскую практику, содержание аптек, типографий и фотографий. Г.С. Батеньков 20 лет томился в одиночной камере Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. Лишь в 1846 ᴦ. его выслали в Томск. В 1857 ᴦ. в Томск был сослан Михаил Бакунин, один из родоначальников русского анархизма.
Ф. Достоевский четыре года каторги провел в Омском остроге, а затем служил рядовым солдатом в гарнизоне Семипалатинска. Из Сибири Ф. Достоевский вернулся только в 1859 ᴦ. Его ʼʼЗаписки из мертвого домаʼʼ подробно отражают тюремный быт того времени. В 1864 ᴦ. началась сибирская ссылка Н. Чернышевского, продолжавшаяся до 1883 ᴦ.
В 1897-1899 гᴦ. Ленин отбывал ссылку в селе Шушенском, на юге Сибири. В конце 18 в. удельный вес ссыльных не превышал 10% от населения края. В 1891 ᴦ. в Сибири насчитывалось 260 тыс. ссыльных[75]. Каторжане содержались в особых тюрьмах – централах. Сахалин. Каторжники работали на постройке Сибирской ж. д. В административную ссылку отправляли без решения суда.
Весной 1904 ᴦ. в Томск прибыло 152 японца, высланных с Дальнего Востока. Их направили в село Колпашево Нарымского края. Нарымская ссылка была более холодной и дорогой для проживания в сравнении с Минусинской. Тем не менее на ежемесячное казенное пособие 6 руб. 30 коп. ссыльный мог приобрести 9,4 кᴦ. мяса, 11,7 кᴦ. рыбы, 20 кᴦ. белого хлеба. Вольноследующие жены получали ежемесячное пособие 5 руб. 30 коп., а дети – по 2 руб.[76].
В 1908 ᴦ. был принят закон ʼʼОб отмене и ограничении ссылки в Сибирьʼʼ. Упразднялись некоторые виды административной ссылки. При этом ссылка после отбытия каторжных работ продолжала существовать. Ссылка на каторгу получила дальнейшее развитие. В 1914 ᴦ. в соответствии с положением ʼʼО назначении местностей для водворения бродягʼʼ в Восточную Сибирь стали высылаться лица без определенного места жительства и занятий[77].
На 1 февраля 1916 ᴦ. число ссыльных в Нарымском крае достигло 2779 человек[78]. Нарымскую ссылку отбывал Яков Модестович Свердлов, Николай Иванович Рыков и другие известные большевики. Иосиф Джугашвили трижды побывал в сибирской ссылке. В 1904 ᴦ. он бежал из Восточной Сибири, а в 1912 ᴦ. из Нарыма. В следующий раз его сослали подальше, на Енисей. Позднее он перебрался в Ачинск где и встретил революцию 1917 ᴦ.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Департамент научно-технологической политики и образования
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Красноярский государственный аграрный университет»
Институт экономики и финансов АПК
Кафедра:
Дисциплина: История края
Курсовая работа
Тема: Политические ссыльные в Сибири в 1907 — 1917 гг.
Выполнил студент
группы
Принял
Красноярск 2011 г.
Введение |
||
Сибирская ссылка |
||
Правовое и материальное положение ссыльных и политкаторжан |
||
Быт политических ссыльных |
||
Нерчинская каторга в 1907 — 1917гг. |
||
Заключение |
||
ВВЕДЕНИЕ
История ссылки в Сибирь изобилует множеством самостоятельных сюжетов, каждый из которых достоин отдельного рассмотрения. В целом, изложение идейно-политической борьбы в сибирской ссылке традиционно носит обзорный характер. По мнению историографов, для многих конкретно-исторических работ характерен некоторый схематизм, а также подчас упрощенная критика оппортунистов по вопросам программы и тактики революционного движения.
В своих воспоминаниях каторжане преимущественно писали об организации быта и внутреннего распорядка каторги и ссылки, отношениях с уголовными заключенными и администрациями тюрем, каких-то внутренних брожениях внутри ссыльного общества и так далее. Связям с волей, с действующими революционными организациями, практически не уделяется внимания. В первую очередь каторжане интересуются не ситуацией в центре России, а положением в ближайшей тюрьме. Так, например, каторжанки Нерчинской женской каторги вели активную нелегальную переписку с заключенными из тюрьмы в Горном Зерентуе, тогда как письма в Европейскую часть России или региональные партийные организации обычно проходили через цензурный контроль тюремных администраций.
12 июня 1900 года правительством было принято решение о реформировании сибирской ссылки. Этому предшествовала серьезная работа, проводимая по инициативе Главного Тюремного Управления.
Эффективной штрафная колонизация Сибири никогда не была.
Закон 12 июня 1900 года определял жизнь сибирской каторги и ссылки вплоть до амнистии 1917 года. Именно этим объясняются выбранные нами хронологические рамки настоящей работы — 1900 — 1917гг.
В рассматриваемый нами период сибирская ссылка прошла через ряд определенных этапов, которые просматриваются достаточно четко
1. 1900 – 1905 гг. – коренное изменение структуры сибирской ссылки, вызванное принятием закона от 12 июня 1900 г. В общественно-политическом плане этот период можно обозначить как “стагнация”.
2. 1905 – 1906гг. – пик общественно-политической активности, вызванный революцией 1905 года.
3. 1906 – 1907гг. – спад первой русской революции. Именно в этот период в Сибирь был направлен наиболее мощный поток политических ссыльных и каторжан
4. 1907-1910 гг. – реакция. Конец этого периода знаменует собой усиление репрессий в отношении каторжан и политических ссыльных
5. 1910 – 1914 гг. – новый революционный подъем.
6. 1914-1917 гг. – первая мировая война.
Каждый период приносил с собой новые вливания в ссыльное общество из Европейской части России. Например, в период реакции, в 1907 – 1910 гг. в ссылку было отправлено большое число профессиональных революционеров, осужденных после революции 1905 года. Срок каторги и ссылки обычно был слишком велик. Попав на каторгу в 1907 году, многие политические каторжане находились в тюрьме вплоть до амнистии 1917 года, к тому же на настроения ссыльных и каторжан гораздо в большей мере влияло близкое окружение, неизменное год от года, а события в Европейской части России доносились лишь в виде слабых отголосков.
2. Правовое и материальное положение ссыльных и политкаторжан
Административно-ссыльные всех прав не лишались, но отдавались под гласный надзор полиции на все время ссылки. Всеобъемлющая система полицейского надзора сильно усложняла жизнь всех сосланных в Сибирь. За ссыльными официально закреплялись полицейские надзиратели, которые были обязаны не допускать побегов, а также следить за образом жизни подопечных. Полицейский надзор объявлялся мерой предупреждения преступлений против существующего государственного порядка и устанавливался над лицами, вредными для общественного спокойствия, водворенными на жительство в определенной местности на срок до 5 лет.
На местах за организацию надзора за политическими ссыльными отвечали губернские и областные управления, уездные исправники и становые приставы. Деятельность ссыльных контролировали жандармские управления, охранные отделения и розыскные пункты.
Сами ссыльные зачастую не подозревали, что надзор полиции включает в себя не только контроль за тем, чтобы их подопечные не решились на побег и не вели запрещенной деятельности, но и фактически тотальную проверку писем.
Исследователем были проанализированы более тысячи писем, перехваченных Иркутским губернским жандармским управлением в 1911 – 1912 годах.
По сношениям жандармских органов между собой выясняется, что тактика в отношении изъятия писем применялась разная: иногда с писем только снималась копия или фотографический снимок, письмо же направлялось по назначению, иногда отбиралось само письмо в почтовом отделении, и тогда и у адресата и у отправителя обычно происходил обыск; иногда же выжидалось , когда письмо будет получено, и вслед за тем следовал обыск.
Часто и автор письма, и адресат были до поры до времени уверены, что все идет хорошо, переписка налажена, но это продолжалось до тех пор, пока жандармерия не признавала необходимость положить предел переписке, так как все интересное из нее уже взято.
И все же, по преимуществу, в перехваченных письмах ссыльные высказывались относительно бытового устройства ссылки, проблемы заработков и внутренних трений в среде политических ссыльных.
Несмотря на цензуру, письма по праву считались единственно возможным средством сношения с внешним миром для политкаторжан. Например, бывшие каторжанки Мальцевской женской тюрьмы в своих воспоминаниях неоднократно говорят о том, что переписка для них играла весьма значительную роль. Весьма любопытно, что переписка велась как с «волей», так и с заключенными из мужской Зерентуйской каторжной тюрьмы, находившейся по соседству. Письма туда обычно передавались через уголовных женщин, выходивших за ограду и имевших свидания с мужчинами из Зерентуя. Кроме того, большую помощь оказывал заключенным доктор Зерентуйской каторжной тюрьмы, навещавший с визитами мальцевитянок, который сочувствовал политическим и помогал доставлять нелегальные письма.
Допуская вольности, начальство все же было начеку, и регулярно проводило обыски. Однако, лишь в 1910 году, после визита инспектора Тюремного управления Сементовского, начальник Мальцевской тюрьмы Павловский, за либеральность, был переведен в Кадаю, сменились и начальники других каторжных тюрем. С этого времени началось реальное завинчивание Нерчинской каторги. Во многом жизнь политической ссылки зависела от личных качеств администраторов, со сменой которых зачастую менялась и степень полицейского надзора за политическими. Режим на каторге также определялся в большей мере тем, кем был начальник тюрьмы. Он же определял собой настроения младшей администрации. На одной Нерчинской каторге раскинутые в районе 500-600 верст тюрьмы имели начальниками ”зверье и палачей” и рядом – “добродушных либералов старого сибирского закала, хранящих в своем отношении к политике традиции и навыки, данные им воспитанием прежних поколений ссыльных и каторжан-революционеров». На Кадаинской каторге около караульного помещения стояла кадушка с рассолом, где мочились гибкие прутья для порки; на Казаковских золотых приисках уголовный, иссеченный розгами, приходя к фельдшеру с просьбой полечить страшно загноившуюся от врезавшихся колючек спину получал в ответ: "не для того пороли".
В Алгачинской тюрьме политические принимали яд или разбивали себе голову об стену. В это же время в Горно-Зерентуйской и Мальцевской тюрьмах до 1909 – 1910гг. при приличных начальниках заключенные всех категорий имели в режиме необходимый минимум, дававший им возможность жить с сохранением своего человеческого достоинства, заниматься в свободное время наукой и развитием своей внутриобщественной жизни. Нравы на каторге вообще в первые годы (1906 – 1909гг.) были патриархальными, а иногда свирепый на вид начальник, свирепость которого была инспирируема Читинским округом, обминался и обживался с политическим коллективом на славу, оставляя при себе неотъемлемым качеством только способность воровать. Репрессии там и сям в каторге сначала носили спорадический характер.
Как мы видим, полицейский надзор за политкаторжанами и ссыльными играл весьма важную роль, оказывая влияние на все стороны жизни сибирской ссылки, начиная с правовой, и заканчивая моральной составляющей.
3. Быт политических ссыльных
Административно-ссыльные не могли вести педагогическую и общественную деятельность, служить в типографиях, библиотеках и тому подобных учреждениях. Имело место существенное ограничение на медицинскую и юридическую практику, им было запрещено отлучаться с мест водворения.
На деле же местная администрация зачастую закрывала глаза на незначительные нарушения. Например, в пику предписаниям, ссыльные зачастую практиковали частные уроки, которые помогали им обеспечить себе довольно сносное существование в ссылке. В вольной команде мальцевитянки впервые могли получить возможность самостоятельного заработка путем обучения детей тюремной администрации, и за счет этого пережить зиму. При помощи либерала А.А. Семенова и ряда других гласных якутской городской думы, заведовать библиотекой стала М.В. Николаева, жена ссыльного эсера, а ее заместителем была назначена жена социал-демократа Виленского. Таким образом, якутские ссыльные одновременно получили и заработок, и легальную возможность активной работы с населением.
Сам Виленский полностью посвятил себя исследовательской работе по изучению Якутского края. Исследовал экономику, выпускал журнал "Якутское хозяйство" и так далее. Активно работал с местной администрацией. Параллельно с этим, свою газету “Ленский край” выпускал и В.И. Николаев, при финансовой поддержке якутского либерала А. А. Семенова. Газета эта имела вокруг себя целую гору внутригрупповой склоки, резолюций и всяческих конфликтов, и борьба вокруг нее, пожалуй, составляет отдельную страничку в истории якутской ссылки.
Администрация знала, что перед нею лишенцы, т.е. ссыльно-поселенцы, лишенные прав на подобную деятельность, но смотрела на все сквозь пальцы.
Необходимо отметить, что вопрос заработков, в особенности за счет хорошо оплачиваемого интеллектуального труда, всегда был предметом споров в среде ссыльных.
Следует отметить, что в 1900 – 1917гг. наблюдалась своеобразная диффузия: с одной стороны, некоторые ссыльные, вынужденные борьбой за существование, настолько втягивались в свое занятие, становясь торговцами и погружаясь в гущу обывательских интересов, что теряли идейную связь с товарищами. С другой стороны, некоторые обыватели становились совершенно своими в среде ссыльных. Так, якутские учителя В. В. Жаров, Н. Е. Афанасьев, Н. И. Эверестов, были тесно связаны с кругом ссыльных.
Э.Ш. Хазиахметов указывает, что материальное положение ссыльных зачастую находилось в зависимости от их прежнего социального положения, правового статуса, места поселения, возможности заработка, сохранения связей с волей и других факторов.
Административно-ссыльным назначалось кормовое и квартирное пособие, на которое они могли существовать, независимо от того, имели они дополнительные источники дохода, или нет. Размеры пособия колебались от 3 руб. 30коп. в Западной Сибири до 15 – 18рублей в Туруханском крае и в Якутии. Кроме того, ссыльным полагались ежегодные выплаты на летнюю и зимнюю одежду.
Кроме того, существенную помощь политическим оказывали деньги, направляемые из партийных организаций и обществ помощи политзаключенным, однако две трети политссыльных ничего со стороны не получали. Прожиточный минимум ссыльного колебался от 8 до 39рублей в месяц.
Тяжелые жилищные условия и высокие цены на продукты питания зачастую вынуждали политических ссыльных селиться коммунами, по нескольку человек. Очевидно, что эта практика в большинстве случаев была пережитком каторжной жизни, к тому же жилищный вопрос в течение всего рассматриваемого нами периода стоял весьма остро.
Например, в 1909г. бывшие каторжанки Мальцевской тюрьмы, выпущенные в вольную команду, долгое время жили коммуной в местной аптечке, поскольку домов для них не было и лишь постепенно стали расходиться. Впервые после долгой жизни коммуной политкаторжанкам пришлось переходить к индивидуальному хозяйству. Следует отметить, что в большинстве случаев у ссыльных и политкаторжан не было достаточных навыков к ведению самостоятельно хозяйства.
Они были непрактичны в расходовании собственных денег, которых было не так уж и много, их постоянно обманывало местное население, завышая цены на продукты и необходимые товары в несколько раз, к тому же, над ссыльными постоянно нависала опасность грабежа, так как небольшие суммы, получаемые ссыльными от государства, родных и друзей, обществ помощи политкаторжанам и политических соратников, в устах народа вырастали во много раз.
Страницы:12следующая →
Реферат:
Каторга и ссылка в России в XIX- начале XX в.
Введение
1. Ссылка в России
1.1 Ссылка в русском праве
1.2 Ссылка политическая
1.2.1 Енисейская ссылка
2. Роль каторги и ссылки в заселении и освоении Сибири в XIX — начале XX в.
2.1 Уголовная ссылка
2.2 Политические ссыльные
Заключение
Литература
Введение
Ссылка — вид уголовного наказания, состоит в удалении осужденного из места его жительства с обязательным поселением в определенной местности.
В зарубежных европейских государствах ссылка в качестве меры уголовного наказания была введена еще в XV-XVI вв. Из Великобритании преступники ссылались в Америку (до 1776 г.) и в Австралию (до 1852 г.), что служило также целям заселения новых территорий. Широкое распространение получила ссылка (релегация) рецидивистов из Франции, откуда их (до 1946 г) ссылали во Французскую Гвиану и Новую Каледонию. Особым видом ссылки во Франции была депортация. В некоторых странах Западной Европы ссылка сохранялась до 1970-х гг.
В России применялись по суду или в административном порядке (административная ссылка), главным образом в отношении лиц, обвинявшихся в политических преступлениях. Сложилась в XVI — XVII вв., наибольшее распространение получила в XIX — начале XX вв.
1. Ссылка в России
Ссылка, по законам Российской Империи, удаление преступника из государства в отдаленную местность. Первоначальная ее форма — "выбытие вон из земли", т.е. переселение с места постоянного жительства в другое по указанию царя. Обычно эта мера применялась в отношении населения присоединенных городов (напр. Новгорода, Пскова); со времени царствования Ивана IV она получила широкое распространение, являясь выражением опалы, которой царь подвергал своих ослушников.
Параллельно развивалось и значение ссылки как меры, заменявшей иные наказания, преимущественно смертную казнь.
1.1 Ссылка в русском праве
В XVII в.
ссылка уже входит в карательную систему, и Уложение 1648 использует ее весьма широко, присуждая к ней за самые разнообразные деяния.
Ссылка в русском праве понималась в высшей степени своеобразно. Если на Западе государство стремилось к очищению путем ссылки метрополии или к колонизации отдельных провинций, то русское правительство к этим целям присоединяло еще третью: извлечение из личности преступника и его труда наибольшей выгоды для государства. Преступник ссылался и этим очищал город, в котором совершил преступление; уже в самом факте переселения русское право видело достаточное наказание. Но по прибытии на место ссылки преступник оставался на свободе и занимался тем делом, на которое был привлечен. Этим объясняется и большое разнообразие местностей, куда ссылались преступники (малороссийские города, Севск, Сибирь), и чрезвычайная индивидуализация наказания по виду работ. Так, различались: ссылка на пашню, в посад, в службу.
При Петре I получили осуществление идеи Виниуса о создании своего галерного флота и о его снабжении гребцами из числа преступников. Но Петру I рабочие руки нужны были не только на галеры. В С. — Петербург, Гогервин (Балтийский порт), Даурские и Нерчинские рудники, в Оренбургский край — словом, во все места, где нужен был тяжелый труд, направлялись ссыльные. Принудительные работы получили техническое название каторжных (от каторга — гребное судно, галера). Они разделились на корабельные, адмиралтейские, портовые, рудниковые и заводские; при Павле I была осуществлена попытка классифицировать ссыльных по свойству работ.
Наряду с ссылкой на каторжные работы практиковалась и ссылка на поселение. Поселенцам предписывалось выделять землю, давать семена и инструменты, освобождать первое время от податей.
В 1822 при участии М.М. Сперанского[1] , были выработаны и приняты "Устав о ссыльных" и "Устав об этапах в сибирских губерниях".
По Уставу о ссыльных поселенцев разделяли на 6 разрядов:
1) временных заводских рабочих,трудившихся наряду с каторжниками;
2) дорожных рабочих;
3) ремесленников;
4) слуг;
5) поселенцев, причислявшихся к деревням старожилов или образовавших новые поселения;
6) не способных к работам.
Т.о., все поселенцы были приурочены к определенным занятиям. Сибирские заводы, рудники, фабрики не в состоянии были вместить то количество ссыльных, какое им доставлялось ежегодно; спрос на них падал вследствие нежелания частных лиц пользоваться услугами уголовных преступников. К тому же уголовные законы долгое время не содержали четких разграничительных понятий о поселении и каторге и их взаимном соотношении. Да и организация управления ссылкой была в высшей степени несовершенна. Некоторое упорядочение внесло лишь Уложение 1845 и позднейшие узаконения.
По законам начала XX в. различались:
1) ссылка на каторжные работы;
2) ссылка на поселение. Оба вида являлись наказанием уголовным, сопровождавшимся лишением прав состояния. До закона от 10 июня 1900 существовала еще ссылка на житье, имевшая несколько степеней в зависимости от места ссылки, сроков заключения и запрещения выезда. Так, имелось пять степеней ссылки на житье в Сибирь:
1) с заключением от 3 до 4 лет и запрещением выезда от 10 до 12 лет;
2) с заключением от 2 до 3 лет и запрещением выезда от 8 до 10 лет;
3) с заключением от 2 до 3 лет;
4) с заключением от года до 2 лет;
5) без заключения.
Место ссылки в первых двух степенях — Иркутская и Енисейская губ., в последних трех — Томская и Тобольская губ.
Ссылка в отдаленные губернии, кроме Сибирских, имела четыре степени:
1) с заключением от года до 2 лет;
2) с заключением от 6 мес. до года;
3) с заключением от 3 до 6 мес.;
4) без заключения.
Во всех степенях ссылка на житье сопровождалась лишением всех особых лично и по состоянию присвоенных прав и преимуществ, следовательно, относилась к группе наказаний исправительных; при этом она применялась лишь к привилегированным, а для непривилегированных заменялась заключением в исправительных отделениях или в тюрьме с лишением тех же прав. Уложение от 22 марта 1903, согласно закону 1900, не содержало ссылки на житье, сохранив каторгу и поселение.
Ссылка на поселение разделялась на 2 степени:
1) в отдаленнейшие места Сибири;
2) в места Сибири, не столь отдаленные. Кроме того, особым родом ссылки осталась ссылка на поселение в Закавказье для раскольников, причем срок их наказания истекал с момента изъявления ими желания присоединиться к Православию; в этом случае они возвращались во внутренние губернии, а при повторном впадении в ересь ссылались в Закавказье уже бесповоротно.
Сибирская ссылка на поселение следовала за: богохуление и кощунство, отвлечение от веры, оскорбление святыни, оказание неуважения к верховной власти, бунт, измену, сопротивление властям, подлог бумаг от имени императора, противозаконные сообщества, оставление отечества, подстрекательство к нападению.
Кроме того, на поселение ссылались все осужденные на каторжные работы по отбытии ими последних; если закон специально не предусматривал изъятий из этого правила, ссылка на поселение была всегда пожизненной.
Относительно способа исполнения наказания Устав о ссыльных содержал следующие правила.
Возглавляло дела по ссылке состоявшее в ведении Министерства юстиции Главное тюремное управление; наблюдение за пересылкой арестантов осуществлялось местными инспекторами по пересылке; Тюменский приказ и находившиеся в крупнейших центрах Сибири экспедиции о ссыльных ведали распределением, пересылкой и устройством арестантов на местах[2]. К месту назначения ссыльные направлялись пешеэтапным порядком, а также по железной дороге, на пароходах и буксируемых ими баржах, на переменных и почтовых лошадях. В Тюменском приказе из общего числа ссыльных выделяли дряхлых, старых и слабосильных, которых определяли в местные богоугодные учреждения или на попечение волостей, все же прочие присоединялись к селениям старожилов . Попытка организовать собственные поселения ссыльных, за исключением колоний скопцов в Якутской обл., не удалась, хотя в 1889 казной было приобретено для этой цели до 60 тыс. десятин удобной земли в Тобольской губ. Средства к жизни поселенцы добывали или собственным трудом, или иждивением сельских обществ, к которым были приписаны, за что последние получали часть арестантского содержания.
В течение первых трех лет поселенцы вовсе освобождались от податей, а в следующие семь лет платили половину. Ссыльные имели право приобретать собственность, недвижимую и движимую, и вступать в брак; женатые и замужние, за которыми их супруги не последовали в ссылку, могли подавать прошения о расторжении брака. Ссыльные могли увольняться на частные золотые прииски. По истечении 10 лет пребывания в Сибири все ссыльнопоселенцы могли причисляться к крестьянству и поселяться во всех сибирских губерниях, если же они вели себя благопристойно и занимались полезным трудом, то 10-летний срок мог быть сокращен до 6 лет. Во время пребывания на поселении к ссыльным применяли особый порядок судопроизводства и особые карательные меры, среди которых центральное место занимали телесные наказания.
На таком же режиме содержались и водворяемые в Сибири бродяги. Русское право, специально предусматривая ссылку на водворение, содержало правило об определении бродяг на особые работы в Сибири.
Описанные виды ссылки имели ту общую черту, что основывались на судебном приговоре. Русское право предусматривало и административную ссылку. Так, высшие органы администрации имели право высылки на основании положения о мерах по охране государственного спокойствия , а также особых положений по управлению Кавказом, Туркестанским краем, Степным генерал-губернаторством, Астраханской и Ставропольской губ. и областями Донской, Терской и Кубанской. Кроме того, крестьянство и мещанство имели право передавать администрации для ссылки лиц порочного поведения или таких, которые были по суду лишены прав и по отбытии наказания не приняты в общество.