Специфика православного храма

Содержание

Особенности православного христианства и церкви

Начиная с IV в. христианская церковь периодически собирает высшее духовенство на так называемые Вселенские соборы. На этих соборах разрабатывалась и утверждалась система вероучения, формировались канонические нормы и богослужебные правила, определялись способы борьбы с ересями. Основу православного вероучения составляет "Символ веры", принятый на Никейском (325 г.) и Константинопольском (381 г.) соборах. Перечисление 12-ти параграфов "Символа веры" является основной молитвой в православии: "Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единароднаго, Иже от Отца рожденного прежде всех век: Света, от Света, Бога истинна от Бога истинна, рождена, несотворена единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплатившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечщася. Распятого же за ны при Понтийскем Пилате, и страдавша и погребенна. И воскресшего в третий день, по Писанием. И восшедшаго на небеса и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судите живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца. И в Духе Святаго Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном с поклоняема и сславима, глаголавшаго пророки. Во Едину святую, соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых и жизни будащаго века. Аминь".

Иными словами, христиане веруют в Бога как творца мира (первая ипостась Святой Троицы), в Сына Божия единородного – Иисуса Христа (вторая ипостась Святой Троицы), который боговоплотился, т.е., оставаясь Богом, вместе с тем стал человеком, родившись от девы Марии. Христиане веруют, что своими страданиями, смертью Иисус Христос искупил грехи человеческие (прежде всего Первородный грех) и воскрес. После воскресения Христос вознесся на небо в единстве тела и духа, а в грядущем христиане ждут Его второго пришествия, при котором Он будет судить живых и мертвых и установится Его Царство. Так же христиане веруют в Духа Святого (третью ипостась Божественной Троицы), который происходит от Бога-Отца. Церковь же считается посредником между Богом и человеком, а потому имеет спасительную силу. Таинство крещения для христиан есть очищение от грехов и новое рождение в лоне христовой Церкви. В конце времен, после второго пришествия Христа, верующие ждут воскресения всех мертвых для жизни вечной.

Главной священной книгой православных является Библия, именуемая в русской традиции Священным Писанием, а также Священное Предание, которые составляют постановления первых семи Вселенских соборов и творения "Отцов церкви" Афанасия Александрийского, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Дамаскина, Иоанна Златоуста.

В отличие от католицизма, самостоятельное чтение Библии не только не запрещается, а даже поощряется. Традиционно предостерегают лишь от попыток собственного истолкования текстов Библии.

Человек, согласно христианскому учению, сотворен как носитель "образа и подобия" Бога. Однако грехопадение, совершенное первыми людьми, разрушило богоподобие человека, наложив на него пятно первородного греха. Христос, приняв крестные муки и смерть, "искупил" людей, пострадав за весь род людской. Поэтому христианство подчеркивает очистительную роль страдания, любого ограничения человеком своих желаний и страстей: "принимая свой крест", человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Тем самым человек не просто исполняет Божьи заповеди, но и сам преображается, совершает восхождение к Богу, становится к нему ближе. В этом и есть предназначение христианина, его оправдание жертвенной смертью Христа.

Православная Библия

Православная церковь состоит из ряда родственных, но независимых друг от друга церквей, большинство из которых составляют церкви греческие и славянские. Библия греческих церквей использует Септуагинту в качестве Ветхого Завета и оригинальные греческие тексты Нового Завета.

Православная Библия представляет собой перевод греческой Библии на один из диалектов древнеболгарского языка (язык этого перевода традиционно называется церковнославянским). Подобно Католической, Православная церковь основывает свою веру на Священном Предании и Священном Писании.

Крещение Киевской Руси

Как известно, принятие христианства Русью произошло в 988 г. при князе Владимире Святославовиче. Однако проникновение христианства на Русь случилось намного раньше.

Современная церковная архитектура: особенности, смыслы, задачи

Как гласит легенда, еще в первом веке апостол Андрей побывал на территории Руси и предрек образование здесь великого христианского государства. Известно также, что греческие города Крыма и Приазовья исповедовали христианство с начала первого тысячелетия.

В сформировавшемся восточнославянском государстве с центром в г. Киеве некоторые жители также исповедовали христианство. Так, киевские князья Аскольд и Дир в 862 г., после успешного военного похода на Константинополь, принимают христианство в его православной версии. Церковные историки называют это событие "первым крещением Руси". Хотя утвердившиеся в 882 г. на киевском престоле скандинавские князья были язычниками, распространение христианства продолжалось.

В 955 г. киевская княгиня Ольга принимает христианство. Надо сказать, что ее крестным отцом стал сам император Константин Багрянородный. Видимо, она играла не последнюю роль в жизни своего внука Владимира, поскольку именно он решил утвердить христианство в качестве официальной религии Древней Руси.

По преданию, принятию христианства предшествовало так называемое "испытание вер". Согласно летописи, князь Владимир обстоятельно выслушал изложение основ разных религий от их последователей и направил своих послов в те страны, где эти религии процветали. Возвратившись, послы сообщили князю следующее: "Ходили де к болгарам, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса: сделав поклон, сидят и глядят туда и сюда, как бешенные, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам, и видели в храмах их религиозную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали, на небе или на земле мы, ибо на земле такого зрелища и красоты такой не видели и не знаем, как рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и службы их лучше, чем в других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького, так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве".

Так, по преданию, Русь выбрала христианство. На первый взгляд, поверхностно, лишь по внешней торжественности богослужений. Но за этим кроется основа славянского мировоззрения Руси – радостное отношение к жизни, любование природой и стремление жить в гармонии с природой и Богом.

Православный храм

Основным местом пра­вославного священнодействия (совершения общих и частных богослужений, таинств, обрядов) является храм (церковь). При всем разнообразии архитектурных стилей и внутренне­го устройства православных храмов им присущ ряд обще­обязательных элементов: ориентация на восток, купольное завершение, увенчанное крестом, колокольня, встроенная в здание храма или стоящая отдельно.

Внутри храм делится на три части: алтарь, среднюю часть (иногда называемую трапезной), притвор.

Алтарь отделен от средней части храма глухой перего­родкой, на которой размещен иконостас – несколько рядов («этажей») икон. Вход в алтарь разрешен только духовенству, церковнослужителям – мужчинам и женщинам – монахиням и осуществляется через северные и южные двери, встроенные в перегородке. Духовенство в определенные мо­менты богослужения входит в алтарь и выходит из него через «царские врата», находящиеся в центре. В алтаре нахо­дятся: престол – в центральной части, прямо перед царски­ми вратами, горнее место – между престолом и передней стеной алтаря, жертвенник – в левой (северо – восточной) части алтаря.

Престолпредставляет собой прямоугольный стол, обтянутый («облаченный») двумя слоями ткани. На нем находятся: элитой (четырехугольная льняная или шелковая ткань, слу­жащая для завертывания антиминса) – символизирует пла­щаницу (простынь), которой было обвито тело И. Христа после снятия его с креста; антиминс (греч. – «вместо стола») – ткань с изображением лежащего во гробе Христа и вшитой в нее частицей мощей какого-либо святого – на нем и совершаются богослужение; дарохранительница – сосуд, в котором хранятся запасные Святые Дары (хлеб и вино, пресуществленные в Тело и Кровь Христа); Крест и Евангелие.

Горнее место – возвышение с установленной на нем кафедрой (греч. – стул, скамья) епископа, которую он занимает в определенный момент богослужения.

Жертвенник прямо­угольный стол, закрытый, как и престол, тканью, на нем на­ходятся священные сосуды (чаша, дискос и др.), применяемые в богослужении. На жертвеннике совершается проскомидия – 1-я часть литургии, во время которой священнослужители приготовляют хлеб и вино для евхаристии.

Храм может иметь два, три и более алтарей, которые на­зываются приделами и располагаются слева и справа от главного алтаря или несколько выдвинуты в его (храма) среднюю часть.

Средняя часть храма имеет: непосредственно вдоль иконостаса – солею, т. е. возвышение на уровне алтаря, являю­щееся как бы его продолжением. На левом (северном) и правом (южном) концах солеи – клиросы, где обычно нахо­дятся певчие (хоры) и чтецы. Амвон – часть солеи напротив царских врат, выдвинутая полукругом в середину храма – с него во время богослужения священник произносит проповедь, а диакон – возглашает ектении (прошения) и читает Евангелие.

Притворпоследняя, самая западная часть храма, обычно отделенная от средней части стеною. В древности сюда допускались нехристиане, желающие слушать Слово Божие.

Храмы делятся на приходские, кафедральные, где постоянно служит правящий епархиальный архиерей (обычно они называются соборами), и ставропигиальные – находящиеся в непосредственном ведении Патриарха или Священного синода.

Православные обряды и праздники

Обряды и праздники занимают важное место в православии. С этим взглядом на человека связано характерное только для христианства понятие "таинства" – особого культового действия, призванного реально ввести божественное в жизнь человека. Во время таинств, по учению церкви, на верующих сходит особая благодать.

В православии основными считаются семь таинств (обрядов):

— крещение;
 — миропомазание;
 — покаяние;
 — причащение;
 — священство;
 — венчание;
 — елеосвящение (соборование).

Крещение – таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога-Отца и Сына, и Святого Духа обретает духовное рождение.

В таинстве миропомазания верующему подаются дары Святого Духа, возвращающие и укрепляющие в жизни духовной.

Таинство покаяния или исповеди – это признание грехов своих перед священником, который отпускает их от имени Иисуса Христа.

В таинстве причащения верующий под видом хлеба и вина вкушает самое Тело и Кровь Христову для Вечной Жизни.

Таинство священства совершается через епископское рукоположение при возведении того или иного лица в сан священнослужителя. Право совершения этого таинства принадлежит только епископу.

В таинстве венчания, которое совершается в храме, благословляется супружеский союз жениха и невесты.

В таинстве елеосвящения (соборования) при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.

Необходимо отметить, что все эти обряды были известны и в дохристианские времена, но христианство наполнило их более глубоким смыслом. Общий смысл всех христианских таинств состоит в том, чтобы под видом обряда, под осязаемым действием преподнести невидимые, мистические Дары Святого Духа. Таким образом, обряд имеет смысл не сам по себе, а только в единстве видимого и невидимого (духовного).

Священным жестом, который является неотъемлемым атрибутом православного христианина, является крестное знамение. В массовом употреблении оно появилось в VII в. Крестное знамение представляет собой движение правой руки поочередно: лоб – середина груди – оба плеча (справа налево), у католиков – слева направо, и символизирует Крест Распятия Христа и Животворящий Крест. В православии крестное знамение совершается тремя сложенными пальцами, у старообрядцев – двумя, у католиков – всеми пальцами открытой ладони, протестанты крестное знамение не используют вовсе. В православии позволяется совершать крестное знамение левой рукой больным и увечным.

Во главе годового цикла православных праздников стоит Пасха – Праздник Светлого Христова Воскресения. Он установлен в честь воскресения Христа на третий день после распятия. Известно, что Иисус Христос был казнен накануне иудейского праздника Пасха, а на следующий день после Пасхи его гроб был пуст. Прежнее еврейское название – Пасха – было сохранено, поскольку этот праздник соблюдали первые христиане-евреи. Праздник Пасха не имеет строго фиксированной даты празднования, это решение было принято на первом Вселенском соборе 325 г. Христианская Пасха приходится на первое воскресение первого полнолуния после весеннего равноденствия. Пасхой открывается богослужебный год в православии, и Пасха является первым из 12-ти наиболее важных православных праздников. Их называют двунадесятыми праздниками (происхождение названия от числа 12), которые состоят из "преходящих" и "непреходящих".

1. Преходящие праздникине имеют фиксированной даты празднования и исчисляются от Пасхи. К преходящим, кроме Пасхи, относятся два праздника – Вознесение Господне и День Святой Троицы:

Вознесение Господне. Этот праздник установлен в честь вознесения Христа на небо на 40-й день после своего воскресения. До своего вознесения Иисус являлся своим ученикам. Празднуется в четверг шестой недели после Пасхи.

День Святой Троицы (иначе называется "пятидесятница"). Установлен в память сошествия Святого Духа на апостолов, что произошло на 50-й день после Пасхи. Этот день считается днем основания христианской церкви. Празднуется в воскресение через семь недель после Пасхи.

2. Непреходящие праздники,соответственно, выпадают на строго определенное число месяца. В их число входят: Рождество Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Введение во Храм Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Крещение Господне, Сретение Господне, Благовещение, Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы.

Рождество Богородицы(21 сентября). Дата рождения Девы Марии – матери Иисуса Христа – в семье благочестивых праведников Ионима и Анны.

Этот день почитается как "начало спасения".

Воздвижение Креста Господня – крестовоздвижение (27 сентября). Установление праздника связано с нахождением при раскопках в IV в. креста, на котором был распят Иисус Христос. Праздник символизирует искупление Иисусом грехов мира путем крестных страданий.

Введение во Храм Пресвятой Богородицы(4 декабря). По преданию, Марию, будущую Богородицу, в младенчестве принесли в иерусалимский храм для совершения обряда посвящения Богу. Такой обряд существовал лишь по отношению к мальчикам, поэтому посвящение девочки стало знаком высшего избранничества.

Рождество Христово(в православии празднуется 7 января). Хотя точная дата рождения Христа не установлена, современные исследователи называют 7-6 гг. до н.э., поскольку сегодня точно определена дата смерти царя Ирода Великого – 4-й год до н.э. А мы помним, что именно он приказал истребить всех младенцев в окрестностях города Вифлеема в надежде, что среди них окажется Христос.

Крещение Господне(19 января). Как указано в Священном Писании, Иисус Христос крестился в реке Иордан от пророка Иоанна, т. е. принял обряд очищающего омовения, символизирующий начало Его служения Богу. Греческое слово "баптисма" – "омовение" – переведено на славянский как "крещение", поскольку считается, что Иисус освятил обряд омовения своей смертью на кресте.

Сретение Господне(15 февраля – на 40-й день после Рождества Христова). Этот праздник введен в IV в. в память о примечательном событии. Младенца Иисуса принесли в Храм для традиционного посвящения его Богу, где он и встретился со старцем Симеоном, которому ранее было предсказано, что он еще при жизни увидит Спасителя. Как пишет евангелист Лука, Симеон благословил Иисуса.

Благовещение(7 апреля). Празднуется как день, в который Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил о том, что она родит Сына Божьего.

Преображение Господне(19 августа). Во время молитвы на горе Фавор Иисус преобразился божественным светом, и апостолы Петр, Иоанн и Иаков увидели Христа в окружении пророков Моисея и Илии.

Успение Пресвятой Богородицы (28 августа). Отмечается в память о кончине Богоматери. Считается, что ее смерть наступила около 48 г. в городе Эфесе, где Иоанн Богослов (один из апостолов) жил после смерти Иисуса.

Таковы двунадесятые праздники. Кроме них почитанием пользуются и так называемые Великие праздники:

Обрезание Господне (14 января);

Рождество Иоанна Предтечи (7 июля);

День Первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля) – в память их мученической смерти при гонениях во времена императора Нерона в 64 г.;

Усекновение главы Иоанна Предтечи (11 сентября);

Покров Пресвятой Богородицы (14 октября) установлен в память явления Матери Божией, которое произошло в середине Х в. в Константинополе, во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери.

Большое значение Православная церковь придает постам. Пост, как правило, предшествует большим церковным праздникам. Сущность поста – это "очищение и обновление человеческой души", приготовление к важному событию религиозной жизни. Больших многодневных постов в русском православии четыре: перед Пасхой, перед днем Петра и Павла, перед Успением Богородицы и перед Рождеством Христовым.

Русская Православная Церковь

Русская Православная Церковь (другое официальное наименование – Московский Патриархат) – наиболее крупная и влиятельная религиозная организация России, самая многочисленная из 15 православных церквей мира. Насчитывает свыше 17 тысяч приходов, объединенных в 124 епархии, в том числе около 150 приходов и 5 епархий в дальнем зарубежье.

Русь, как известно, приняла Православие в 988 г. В начале Русская Православная Церковь подчинялась Константинопольскому Патриархату, пока в 1448 г. не добилась самостоятельности, став самовозглавляющейся (автокефальной) и получив право самой избирать Главу Церкви. С 1589 г. во главе Церкви стояли Патриархи, в период с 1721 по 1917 гг. – Святейший Синод. В 1917 г. в Русской Православной Церкви патриаршество было восстановлено, она имела 78 тысяч храмов и часовен, более тысячи монастырей.

Юрисдикция Русской Православной Церкви (РПЦ) простирается на лиц православного вероисповедания, проживающих на территории бывшего СССР, за исключением Грузии. В РПЦ входит ряд Церквей, которым Московский Патриархат предоставил самостоятельность в делах внутреннего управления, а именно в делах церковно-административных, церковно-хозяйственных, церковно-просветительских и церковно-гражданских. Это Украинская Православная Церковь, Православная Церковь в Молдове, Латвийская Православная Церковь, Эстонская Апостольская Православная Церковь. В юрисдикции РПЦ находится также Японская Православная Церковь (в 3 епархиях – 100 приходов).

Предстоятелем Русской Православной Церкви является Патриарх, который носит титул "Святейший Патриарх Московский и всея Руси". В 1990 г. Поместный Собор впервые за долгие годы тайным голосованием и из нескольких кандидатур избрал Патриархом Алексия II.

Патриарх управляет Церковью совместно со Священным Синодом. Патриарху и Священному Синоду призваны помогать синодальные учреждения: Отдел внешних церковных связей, Отдел по религиозному образованию и катехизации, Отдел по церковной благотворительности и социальному служению, Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями и другие.

РПЦ осуществляет свою деятельность на основе:

 — Священного Писания (Библии состоящей из 57 канонических книг) и Священного Предания;

 — канонов и правил святых апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов;

 — постановлений своих Поместных соборов;

 — Устава об управлении РПЦ, принятого Поместным Собором 8 июня 1988 г.



Похожие главы из других работ:

Cоциальная профилактика семейного неблагополучия (на базе "Центр социальной помощи семье и детям" Кировского района СПб)

1.1 Особенности современной семьи

Семья является одной из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении…

Молодая семья в современном обществе

1.3 Особенности развития современной семьи

Принимая во внимание функции семьи, их многообразие и взаимосвязь, мы можем выделить некоторые наиболее характерные особенности и тенденции развития современной семьи…

Особенности современной цивилизации и глобальные проблемы современности

2. Основные особенности современной цивилизации

Проблемы глобализации мирового общественного пространства являются основными в развитии современной цивилизации. Ученые мира активно обсуждают эту проблему и до сих пор не пришли к определенному консенсусу…

Понятие социализации

2. Особенности современной социализации

Процессы социализации в современном обществе имеют свою специфику, связанную с особенностями социальной структуры и мобильности (разделение труда, проницаемость социальных границ)…

Признаки социального института в христианстве

2.3 Особенности Русской Православной Церкви

Признаки социального института в христианстве

2.3.1 Особенности исторического становления Русской Православной Церкви

Воздействие религии на общество реализуется через ее институты. Русская Православная Церковь являясь подсистемой общества, в свою очередь оказывает влияние на его жизнь и развитие…

Проблема модернизации российского социума

3. Особенности современной российской модернизации

Найти ответ на причины срыва модернизации в России исследователи пытаются с помощью теории цивилизаций. Наиболее распространенным подходом здесь можно считать стремление точно установить координаты страны в цивилизационном пространстве…

Развитие современной социологии

1. Особенности современной западной социологии

В начале XX века начинает проявляться специфика национальных школ в социологии, связанная с особенностями их формирования. Так, во Франции социология отпочковывается от историко-философской традиции, в Германии — от философско-экономической…

Роль религии в современном обществе: социологическое исследование

Глава 2. Роль Русской Православной Церкви в процессе социализации личности в современном российском обществе

Роль религии в современном обществе: социологическое исследование

2.1 Масштабы и эффекты социализации личности под влиянием Русской Православной Церкви в современном российском обществе

Религия в современном российском обществе занимает все более важное место. Деятельность религиозных объединений охватывает широкий спектр общественных отношений: духовных, культурных, правовых, экономических и политических…

Семейные отношения в России: особенности и перспективы развития

1.2 Особенности современной семьи в России

Для того чтобы дать социологическую характеристику современной российской семьи, необходимо привести существующие в социологии классификации семей, а также, на основании этих классификаций, описать историю развития семьи в России…

Семья в меняющемся мире

Особенности развития современной семьи

К таким особенностям относятся: специфика социального уклада в городской и сельской семье. Например, отношения в сельской местности складываются таким образом, что каждый ребенок чувствует себя под строгим контролем односельчан…

Социализационная функция семьи в контексте ее развития и реализации

3. Особенности современной социализации ребенка в семье

Семья — естественная социально-психологическая малая группа, соединяющая в себе и формальные, и неформальные черты. В ней осуществляются самые различные виды кооперативной, совместной деятельности, направленной на организацию домашней жизни…

Социальное служение Русской Православной Церкви

Социальное служение Русской Православной Церкви в XIV-XVIII веках

ХIII-XV вв. — это время монголо-татарского ига.

Какие храмы красивее: православные, католические или протестанские

Государству в это время было не до благотворительности. «Разорение и уничтожение тысяч сел и городов…

Экзистенциальные особенности молодежи 1945 года и наших дней. Отношение к религии

Глава 1. Влияние русской православной церкви на общество

На духовной почве Православия возникает стремление к всеобщему спасению. Спасение здесь понимается не только индивидуально, но и соборно, вместе со всем миром. В этом весь смысл Пасхи, — когда радость плещет через край, когда Жизнь преизбыточествует, когда все — и святые, и грешные, и постившиеся, и не постившиеся — радостно и щедро зовутся на пасхальный пир Агнца, на праздник воскресшей и вечной Жизни. Здесь все для всех, а не только для своих, как в праздник Рождества, под сенью которого у семейного очага собираются лишь родные.

Рождество Христово — это праздник домов, уюта и тепла колыбели, когда под завывание ночной вьюги, доносящееся сквозь искристые заснеженные окна, у трепетной теплоты рождественского огня собирается семья.
Пасха — это площадь под открытым небом, заполненная народом, где под гул колоколов все целуют и обнимают друг друга, где все — родные, все — семья, и уже нет здесь чужих, потому что Христос воскрес, и перед лицом этой великой победы над смертью — все братья!
Большая часть восточных учителей Церкви от Климента Александрийского до Максима Исповедника были сторонниками апокатастасиса — всеобщего спасения и воскресения. Здесь божественная справедливость уступает божественной любви. И Пасха — это высшее проявление Любви.

В центре православного церковного года стоит "праздников праздник и торжество торжеств" — Пасха Христова, которая приходится (согласно Александрийской традиции) на первый воскресный день после весеннего полнолуния, совпадающего с весенним равнодействием или следующего за ним.

Вся служба и все пение Пасхи резко отличается от богослужений других великих праздников, которые состоят из Всенощного бдения накануне вечером и Божественной Литургии в сам день праздника. Богослужения этих праздников строятся из тех же песнопений и чтений, которые по уставу составляют эти службы, хотя в каждом празднике есть и свои особые чтения и песнопения. В Пасхальной службе все по-другому. Это единственная подобная служба в году. Здесь все поется и ничего не читается. Здесь все особое; напевы, которые не звучат больше никогда в году, ослепительный блеск огней, делающий эту Великую Ночь ярче солнечного дня, обилие красного цвета, ликующий звон колоколов.

Православный храм, его устройство и внутреннее убранство

Пасхальная служба проходит вся словно на одном дыхании — она ритмична, полна огня, ликования, всепобеждающей силы Жизни.

Годовой цикл христианских праздников строится из двух праздничных кругов "подвижного" или "переходящего" круга праздников, в центре которого стоит Пасха, и "неподвижного" или "непереходящего" круга с центральным праздником Рождества Христова. Два этих круга сформировались на основе двух календарей — лунного и солнечного.
Лунный календарь дал основу пасхальному циклу праздников, а солнечный — рождественскому.

Пасха Христова — это самый первый праздник христиан, но он связан с Пасхой иудейской (ветхозаветной), так как Христос был распят накануне этого праздника. Еврейская Пасха рассчитывалась по лунному календарю и не имела твердой даты. Совет богословов Израиля ежегодно устанавливал праздник еврейской Пасхи по первому весеннему полнолунию.
Поскольку время смерти и воскресения Христа совпало с днями ветхозаветной Пасхи, христиане оставили за праздником Воскресения Христова это же древнееврейское название, придав ему другой смысл. И в определении срока Пасхи Нового Завета им приходилось ориентироваться на Пасху иудейскую. В результате потребовались сложные вычисления, которые и создали принципы церковной Пасхалии. В зависимости от праздника Пасхи вычислялись и праздники Входа Господня в Иерусалим, Вознесения, Пятидесятницы. Эти праздники составляют "подвижный" круг, так как каждый год они приходятся на разные числа.

Праздник Рождества Христова более поздний по сравнению с Пасхой. Он стал праздноваться с конца II века. День и месяц рождения Иисуса Христа в Евангелиях не указан. Церковь избрала датой этого праздника 25 декабря, когда народы Римской империи (особенно ее западной части) праздновали "рождение Солнца".
Дневное светило поднималось над точкой зимнего солнцестояния, и люди славили божественный Свет, грядущий в мир. Для Церкви же 25 декабря превратилось в прославление родившегося на земле Христа, которого отцы Церкви называли Солнцем Правды.

День Рождества Христова каждый год приходился на один и тот же день зимнего солнцеворота (25 декабря) и числа остальных праздников, высчитанные, исходя из этой даты, тоже не менялись. Так сложился "неподвижный" круг праздников.
Для фиксации праздничного круга Церковь избрала египетский солнечный календарь, реформированный Юлием Цезарем (46 г. до н.э.). В свое время календарь этот был наиболее совершенным, но позднее на Западе были замечены его недостатки, и в XVI веке, по инициативе папы Григория XIII, там ввели так называемый "новый" или григорианский стиль. Так возник календарный разрыв между Восточной и Римской Церквами.
Церковный год начинается с сентября. Празднование начала года осенью идет из ветхозаветного времени, когда этот праздник был приурочен к концу сельскохозяйственных работ.

На всех широтах и во все времена основные праздники были приурочены к циклам природы. В Ветхом Завете связь праздников с временами года тоже существовала. Праздники древнего Востока и греко-римского мира породили обычаи, освящавшие трудовую жизнь народа. Христианство сочло необходимым воцерковить эти традиции, обогатив их новым смыслом. Так сложился годовой круг церковных праздников, вечно повторяющихся, как и циклы природы. Это великие праздники, которые называются "двунадесятыми", т.к. их количество — 12 (Пасха не входит в их число).

Праздники эти следующие:

Специфика Православия в контексте христианских религий

История православной церкви начинается в 1054 году, когда произошел раскол христианской церкви на Восточную и Западную. Именно в это время произошел идеологический конфликт между Востоком и Западом. Надо отметить, что разногласия между частями распавшейся Римской Империи накапливались на протяжении многих веков и носили культурный, политический, богословский и обрядовый характер. Политические разногласия коренились в различном отношении к светской власти в Византии и в Риме. Если византийский патриарх находился в фактическом подчинении у басилевса, то в Риме вся полнота власти принадлежала Папе, что позволяло ему не подчиняться эдиктам византийских императоров.

Основное культурное противоречие заключалось в разнице языков: в Западной Римской империи говорили на латыни, а в Восточной – на греческом языке. В богословии же камнем преткновения изначально было учение о происхождении Святого духа. Священники Восточной церкви отказывались вносить изменения в Никео-Цареградский Символ веры. Эти изменения касались того, что Святой Дух исходит не только Бога-Отца, но и от Сына (лат. Filioque) [Алфеев, 2008, с. 174].

Разумеется, в православии существуют и другие особенности в учении и культовой практике, которые отличают его от прочих разновидностей христианства. Рассмотрим наиболее значимые из них.

Прежде всего, надо отметить то, что православные христиане признают Церковь высшей святыней на Земле. Для них именно она является источником истины, поэтому православие утверждает незыблемость и непреложность догматических основ церкви. К основным догматам православной церкви относятся: догмат боговоплощения, догмат искупления и догмат троичности Бога. Согласно тринитарному догмату, Бог имеет три ипостаси: Бог Отец , Бог Сын и Бог Дух Святой.

Все они составляют Святую Троицу, единую по своей сущности. Кроме того, в православное вероучение входят догматы о человеке и его греховной природе, о божьей благодати, о происхождении и конце мира. В отличие от католицизма, православие не создавало новых догматов со времен семи первых вселенских соборов и в то же время не отказывалось ни от одного из существующих, как это происходило в протестантизме [Яблоков, 2005, с.138-139].

Одним из основных отличительных моментов православия является разница в толковании учения об отношениях Бога и человека и, в частности, о спасении. Так, православные христиане под спасением понимают избавление от самого греха посредством изменения образа жизни. Католическая церковь, в свою очередь, спасение мыслит как избавление от наказания за грехи посредством искупления и совершения добрых дел [Оглицкий, 1995, с. 85].

Другая особенность православной церкви — учение о первородном грехе. Смысл его заключается в том, что вследствие совершения первородного греха человек лишается «божественной благодати», что приводит к искажению нравственной природы человека. Существует также православный догмат касательно причастности Девы Марии к первородному греху, то есть она не была изначально освобождена от первородного греха, как это утверждается в католическом учении [Оглицкий, 1995,c. 87].

Кроме того, православная церковь придает одинаковое догматическое значение все семи таинствам, среди которых крещение, миропомазание, покаяние, причащение, брак, священство и елеосвящение. [Яблоков, 2004, c. 67].

В православии существуют свои обрядовые особенности, которые сложились еще задолго до раскола христианской церкви [Алфеев, 2008, с. 175]. Во-первых, в Восточной церкви богослужение более длительное, чем, например, в Католической церкви. Во-вторых, таинство крещения происходит через погружение в святую воду. В-третьих, причастие совершается хлебом и вином, а евхаристия — квасным хлебом. В этом, незначительном на первый взгляд, отличии крылся глубокий смысл. Дело в том, что квасной хлеб символизировал единосущность плоти человеческой и плоти Христовой. Пресный же хлеб, которые использовали католики, был знаком особого отличия плоти Иисуса [Алфеев, 2008, с. 177]. Также особенностью православной церкви является деление на белое и черное духовенство. К черному духовенству относились монахи, принявшие целибат, к белому – священники, которые не давали монашеского обета.

В качестве особенности Восточной церкви также можно назвать ее непрерывные взаимоотношения со светской властью. С момента возникновения Византии церковь находилась под влиянием константинопольских императоров, которые были помазанниками церкви и занимали особое место в ее иерархии. Эта система пришла на Русь вместе с христианизацией. В течение многих веков православие сохраняло связь с монархией. Русский народ изначально воспринимал царя как святого правителя, который был призван осуществить Царствие Божие на земле [Голубинский, 1901, с. 142]. Христианская государственность обеспечивала православной церкви господствующее положение, но в то же время сковывало ее свободное развитие [Булгаков,1883, с. 339-340]. Русская церковь с уже начала XVII подвергалась влиянию европейской системы, в частности угнеталась протестантской системой Синодального управления [Карташев, 1956, с. 78].

После падения института монархии происходит отчуждение церкви от светской власти. Под эгидой новой государственной власти объединяются народы разных вер и конфессий. На самом деле, хотя юридически и произошло отделение церкви от государства, фактически на сегодняшний день эта связь сохраняется. Церковь осуществляет свое влияние на государство через народ [Булгаков, 2011, с. 343]. Православие играет роль морального авторитета, а также поддерживает единство нации и ее традиции. В связи с этим церковь сохраняет связь с государством и политическими организациями. Зачастую это проявляется в сотрудничестве священнослужителей с властью и силовыми структурами, что отклоняет православие от его истинного пути. Такое положение дел диктуется не просто сиюминутными интересами обеих сторон, но исторически сложившейся концепцией их взаимодействия, которая базируется на следовании церкви интересам государства в обмен на идеологическое и финансовое покровительство с его стороны [Митрохин, 2006, с. 236].

Сегодня в мире православие исповедуется во многих странах, в числе которых Россия, Украина, Белоруссия, Польша, Молдавия, Грузия, а также некоторые страны Балкан и Прибалтики. Надо отметить, что большая часть государств, исповедующих православное христианство, принадлежит к славянской языковой группе. Дело в том, что во второй половине IX века братья Кирилл и Мефодий перевели греческие богослужебные тексты на славянский язык [Шмеман, 2003, с.

Особенности христианского храма.

325]. К слову, славянский язык в момент перевода на него священных книг был языком дикарей и варваров, для которых понимание греческого было очень затруднительно [Федотов, 1938, с. 6]. Так, деятельность христианских проповедников значительно способствовала распространению православия у славян. За века христианизации православие ассимилировало в разных культурах, вытесняя старые языческие верования.

Исходя из всего вышесказанного, неоспорим факт, что православие со времен его становления как особого направления в христианстве претерпело ряд изменений. Эти изменения также во многом связны с влиянием автохтонной мифологии, которая зарождается под воздействием местных верований и бытовых представлений о религии. Зачастую различные мифологемы существуют в среде самих верующих, которые самостоятельно пытаются рассуждать на религиозные темы, дополняя эти рассуждения собственным миропониманием. Таким образом, на бытовом уровне отечественное православие превращается в набор определенных поведенческих норм и установок, которые крайне отдаленно связаны с истинным православным вероучением. Церковная обрядность приобретает ложные и искаженные трактовки, что особенно проявляется в использовании различных материальных элементов (свечей, святой воды, икон и др.). Молитвы наделяются фантастической магической силой. Все это вносит в православие элементы магико-мифологической практики [Рязанова, 2012, с. 34-37].

Таким образом, можно сказать, что религиозная мифология стала основным источником формирования православного морфогенеза. В связи с этим, православие в значительной степени подвергнуто влиянию автохтонной традиции, в то время как канонические правила и нормы отходят на второй план.

В итоге мы выявили особенности православия, которые сформировались в процессе его становления как особого направления в христианстве и трансформировались под воздействием социокультурного и политического факторов. В следующей главе мы перейдем к рассмотрению процесса становления православия в русском государстве.

Читайте также:

  1. I. Специфика отношений “принципал – агент” применительно к государству.
  2. Активно-пассивные операции: специфика комиссионных и доверительных (трастовых) операций банков
  3. Анализ механизмов и закономерностей взаимодействия культурных традиций в совр Фии. Специфика методологии совр кросс-культ иссл-ний.
  4. Антикризисная политика России в контексте кейнсианских концепций макроэкономического регулирования
  5. В чем заключается специфика вероятностно-статистических подходов?
  6. В чем заключается специфика средств и методов социально-гуманитарных наук?
  7. В чем состоит специфика теоретического познания?
  8. Виды природоведческих экскурсий, их специфика?
  9. Влияние мутационного процесса, миграции, изоляции на генетическую конституцию людей . Дрейф генов и особенности генофондов изолятов .Специфика действия естественного отбора в человеческих популяциях.
  10. Возникновение философии. Специфика и переодизация древнегреческой философии.
  11. Вопрос 35. Специфика и функции современной профессиональной этики в медицине.
  12. Всякий раз, когда Я говорю “всегда” или “никогда”, эти слова следует понимать в контексте того, чего, Я знаю, ты стремишься достичь; того, что ты пытаешься сделать.

Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Очень часто храм Божий имеет в основании форму креста, ибо Крестом Спаситель избавил нас от власти диавола. Нередко он устраивается в виде корабля, символизируя, что Церковь, подобно кораблю, как Ноев ковчег, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном. Иногда в основании лежит круг — знак вечности или восьмиугольная звезда, символизируя, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Здание храма обычно завершается сверху куполом, изображающим небо. Купол же венчает глава, на которой ставится крест — во славу Главы Церкви Иисуса Христа. Часто на храме ставят не одну, а несколько глав: две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе, три главы — три Лица Святой Троицы, пять глав — Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав — семь таинств и семь Вселенских Соборов, девять глав — девять чинов ангельских, тринадцать глав — Иисуса Христа и двенадцать апостолов, иногда строят и большее количество глав.

Над входам в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница, то есть башня, на которой висят колокола, употребляемые, чтобы созывать верующих на молитву и для возвещения о важнейших частях совершаемой в храме службы.

Православный храм по внутреннему устройству делится на три части: алтарь, средний храм и притвор. Алтарь символизирует Царство Небесное.

Внутреннее убранство и внешнее устройство православного храма

В средней части стоят все верующие. В притворе в первые века христианства стояли оглашенные, которые только готовились к таинству Крещения. Ныне в притвор иногда посылают стоять тяжко согрешивших для исправления. Также в притворе можно купить свечи, подать записки для поминовения, заказать молебен и панихиду и т. д. Перед входом в притвор устраивается возвышенная площадка, называемая папертью.

Христианские храмы строятся алтарем на восток — в сторону, где восходит солнце: Господа Иисуса Христа, от Которого воссиял нам незримый Божественный свет, мы называем «Солнцем Правды», пришедшим «с высоты Востока».

       

Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или иного священного события или угодника Божия. Если в нем несколько алтарей, то каждый из них освящается в память особого праздника или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются приделами.

Самая важная часть храма — алтарь. Само слово «алтарь» означает «возвышенный жертвенник». Он и устраивается обычно на возвышении. Здесь совершаются священнослужителями богослужения и находится главная святыня — престол, на котором таинственно присутствует Сам Господь и совершается таинство Причащения Тела и Крови Господней. Престол представляет собой особо освященный стол, облаченный в две одежды: нижнюю — из белого полотна и верхнюю — из дорогой цветной ткани. На престоле находятся священные предметы, прикасаться к нему могут только священнослужители.

Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (возвышенным) местом, оно обычно делается возвышенным.

Налево от престола, в северной части алтаря, стоит другой небольшой стол, также украшенный со всех сторон одеждою. Это жертвенник, на котором приготовляются дары для таинства Причащения.

Алтарь отделяется от среднего храма особой перегородкой, которая уставлена иконами и называется иконостасом. В нем имеется трое врат. Средние, самые большие, называются царскими вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в чаше со Святыми Дарами. В эти двери никому не позволено проходить, кроме священнослужителей. Боковые двери — северную и южную — называют еще диаконскими: чаще всего через них проходят диаконы.

Направо от царских врат помещается икона Спасителя, налево — Божией Матери, далее — образа особо чтимых святых, причем справа от Спасителя обычно располагается храмовая икона: на ней изображен праздник или святой, в честь которого освящен храм.

Иконы также размещаются по стенам храма в рамах — киотах, лежат на аналоях — особых столиках с наклонной крышкой.

Возвышение перед иконостасом имеет название солея, середина которой — полукруглый выступ перед царскими вратами — именуется амвоном. Здесь диакон произносит ектении и читает Евангелие, отсюда проповедует священник. На амвоне же преподается верующим и Святое Причастие.

По краям солеи, возле стен, устраиваются клиросы для чтецов и хоров. Подле клиросов ставятся хоругви, или иконы на шелковой материи, повешенные на позолоченных древках и имеющие вид знамен. Как церковные знамена они выносятся верующими при крестных ходах. В кафедральных соборах, а также на архиерейское служение посреди церкви ставится еще амвон архиерейский, на котором архиереи облачаются и стоят при начале литургии, во время молебнов и при некоторых других церковных службах.

В храме имеется еще и канунник, или канун, с изображением распятия и рядами подсвечников. Перед ним служатся заупокойные богослужения — панихиды.

Перед праздничными аналоями и чтимыми иконами стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи. С потолка свисают паникадила со множеством свечей, ныне электрических, зажигаемых в торжественные моменты службы.

О необходимости посещать храм Божий
О устройстве храма
О поведении в храме
О богослужениях, совершаемых в храме
О смысле всенощного бдения и Божественной литургии
О поклонах и крестном знамении
О священническом благословении
О поминовении
О просфоре, антидоре и артосе
О святой воде
О церковной свече
О целовании Святого Евангелия, Креста, честных мощей и икон
Твои первые молитвы

Оставьте комментарий