Создание партии кадетов

Конституционалисты-демократы (кадеты), или Партия Народной свободы, считали себя продолжателями либерально-демократических традиций русской интеллигенции, идущих от декабристов и Герцена. Партия кадетов выросла из земских и городских союзов, порожденных реформами Александра II. Активно работая в губернских земствах, особенно в области народного образования, здравоохранения, развития местных производительных сил, путей сообщения и т. д., кадеты накопили значительный практический и общественный опыт.

Находясь до революции 1917 на платформе расширения манифеста 17 октября 1905 года путем реформ, кадеты требовали установления полностью демократической, конституционной системы в России, парламентского, ответственного министерства, неограниченной свободы слова, собраний и т. д.

Кадетский плакат 1917

Кадеты предлагали конфискацию крупной земельной частной собственности, с государственным возмещением стоимости конфискованной земли ее владельцам, передачу конфискованной земли крестьянам и расширение прав и полномочий уже успешно работавших земств.

Кадеты вовсе не были, как утверждала большевистская печать, реакционерами в вопросах социального законодательства: наоборот, они настаивали на прогрессивных для того времени законах – о восьмичасовом рабочем дне; об обязательном государственном страховании рабочих, с полным обеспечением на случай болезни или инвалидности; о пенсиях для рабочих по достижении предельного возраста; о полной свободе в деле образования и работы профессиональных союзов. Кадеты выработали проект закона об обязательном всеобщем обучении, о бесплатной медицинской помощи и ряд других.

Однако кадеты не были партией, опирающейся на массовые организации производственного или территориального профиля. Среди кадетов были, главным образом, деятели земских и городских самоуправлений, и целая плеяда блестящих представителей российской интеллигенции – адвокатов, экономистов, публицистов, историков, в том числе, среди последних такие видные профессора Московского университета, как Кизеветтер, Виппер, Милюков.

Трудность предстоящего периода реформ, который П. А. Столыпин оценивал в 20-25 лет, заключалась прежде всего в том, что в силу долгого, 25-летнего перерыва (1881-1905) в реформах в России задержалось образование широкого слоя людей в городе и деревне, который бы сознательно готов был защищать как свободу и демократию, так и государственные интересы великой державы.

27 февраля 1917 года кадеты и примкнувшие к ним элементы думского «прогрессивного блока» оказались у власти. Но будучи накануне самой левой легальной партией, находившейся в оппозиции к правительству, кадеты сразу после Февральской революции, как бы по инерции, продолжали борьбу с уже свергнутыми царскими министрами, увлекаясь следственными комиссиями и другими, ушедшими уже в историческое прошлое вопросами, в поисках «контрреволюционной» химеры.

Член ЦК кадетской партии, управляющий делами Временного правительства В. Набоков (отец знаменитого писателя), ближе других наблюдавший председателя Временного правительствакнязя Львова, бывшего по совместительству и министром внутренних дел, счел необходимым сказать – «как бы сурово ни звучал такой приговор: кн. Львов не только не сделал, но даже не попытался сделать что-нибудь для противодействия все растущему разложению. Он сидел на козлах, но даже не пробовал собрать вожжи»[1].

По словам Чернова князь Львов был «в эпоху революции часто левее кадетов и в общем беспомощнее их… Событиям он часто противопоставлял какое-то фаталистическое безволие, которое почему-то потом смешивали с некоторыми другими слабостями Временного правительства и окрестили «керенщиной»[2].

В этой характеристике целиком отражается типичная для кадетов и их окружения идеализация так называемых партий революционной демократии, наивная вера, что в их среде нет врагов демократии и свободы. Поэтому они не разглядели вовремя, недооценили врагов слева. Будучи сами патриотами и демократами, кадеты не придали значения тому, что в среде боровшихся вместе с ними с самодержавием партий так называемых революционных демократов, существует сильное течение, враждебное не только государственным и национальным интересам России, но и, ради осуществления своей доктрины, готовое попрать только что полученную демократию и свободу народа.

[1] В. Набоков. «Временное правительство». «Архив русской революции». Т. I, стр. 39.

[2] В. Чернов. «Перед бурей». Нью-Йорк 1953. Стр.

Уважаемые гости! Если вам понравился наш проект, вы можете поддержать его небольшой суммой денег через расположенную ниже форму. Ваше пожертвование позволит нам перевести сайт на более качественный сервер и привлечь одного-двух сотрудников для более быстрого размещения имеющейся у нас массы исторических, философских и литературных материалов. Просьба делать переводы через карту, а не Яндекс-деньги.

Конституционно-демократическая партия (кадеты) — одна из базовых политических партий в России в начале XX века. В советской историографии характеризовалась как ʼʼполитическая партия контрреволюционной либеральной буржуазии.

Предшественниками партии кадетов стали две либеральные организации – "Союз освобождения" и "Союза земцев — конституционалистов". Партия образовалась в октябре 1905 ᴦ. на базе объединœения двух этих союзов.

Организационно партия оформилась в период высшего подъема революции 1905 – 1907 годов.

Учредительный съезд состоялся 12 – 18 октября 1905 г в ᴦ. Москве, где были приняты устав и программа партии. На II Съезде, состоявшимся в январе 1906 года было принято решение о добавлении к основному названию партии – конституционно-демократическая – слов: партия "народной свободы".

Центральный комитет партии (ЦК) состоял из двух отделов: Петербургского и Московского. Петербургский отдел занимался дальнейшей разработкой программы, законопроектов для внесения в Государственную Думу, осуществлял руководство думской фракцией. Функциями Московского отдела являлись издательская деятельность и организация агитационной работы.

В кадетской партии состояла элита русской интеллигенции: преподаватели высших и средних учебных заведений, врачи, инженеры, адвокаты, писатели, деятели искусства, а также представители либерально-настроенных помещиков и буржуазии. В партии также состояли небольшое количество ремесленников, рабочих и крестьян.

Лидером кадетов был блестящий оратор и публицист, известный историк П.Н. Милюков. В 1894 году за участие в освободительном движении он был уволен из Московского университета и выслан в Рязань. Вернувшись в 1897 году из ссылки, он вынужден был уехать за границу, где читал лекции по русской истории в Софийском, Бостонском и Чикагском университетах. Возвратившись в 1899 году в Россию, Милюков вновь занялся политикой и за свои резкие выступления неоднократно подвергался арестам и был вынужден снова эмигрировать. В апрелœе 1905 года Милюков вернулся в Россию и стал активным участником политической жизни страны.

Главной целью кадеты провозгласили введение в стране демократической конституции. Неограниченная монархия, согласно их программе, должна была быть заменена парламентарным демократическим строем (кадеты обходили вопрос о том, будет ли это монархия или республика, но идеалом их была конституционная монархия английского типа).

Οʜᴎ выступали за разделœение властей на законодательную, исполнительную и судебную, за создание ответственного перед Государственной думой правительства, за коренную реформу местного самоуправления и суда, за всœеобщее избирательное право, свободу слова, печати, собраний, союзов, за строгое соблюдение "гражданских и политических прав личности".

На упорядочение буржуазных отношений была направлена и кадетская рабочая программа. Одним из её центральных пунктов было требование свободы рабочих союзов, собраний и стачек. Кадеты считали, что создание легальных рабочих союзов будет способствовать мирному урегулированию взаимоотношений между трудом и капиталом, между рабочими и предпринимателями. Также кадетская программа предусматривала введение 8-часового рабочего дня на предприятиях, сокращения сверхурочных работ для взрослых рабочих, запрещение привлекать к ним женщин и подростков, социальное страхование и охрану труда.

В их программе были пункты о восстановлении государственной автономии Финляндии и Польши, но в составе России, и культурной автономии других народов.

В решении аграрного вопроса кадеты полагали частичное "отчуждение" (до 60%) помещичьей земли в пользу крестьян, которую они должны были выкупить по "по справедливой оценке" (ᴛ.ᴇ. по рыночным ценам), выступали за частную земельную собственность и были решительными противниками её обобществления.

Печатные органы партии: газета "Речь", журнал "Вестник партии народной свободы".

В 1-й и 2-й Государственных думах занимали главенствующее положение. Поддерживали политику правительства в 1-й мировой войне, были инициаторами создания Прогрессивного блока. Преобладали в первом составе Временного правительства.

Специальный раздел кадетской программы был посвящен вопросам просвещения. В ней кадеты выступали за уничтожение ограничений для поступления в школу, связанных с полом, национальностью и вероисповеданием, а также свободу частной и общественной инициативы в открытии и организации учебных заведений всœех типов. Кадеты настаивали на автономии университетов, свободе преподавания в высшей школе, свободной организации студенчества, увеличении числа средних учебных заведений и понижения в них оплаты, на введении всœеобщего, бесплатного и обязательного обучения в начальной школе.

В целом, программа кадетов была направлена на развитие России по западному буржуазному образцу. Οʜᴎ мечтали создать такое "идеальное" общество, в котором не будет непреодолимых классовых конфликтов, установятся гармоничные социальные отношения, будут созданы оптимальные условия для всœестороннего развития личности.

Осуществления своих целœей они добивались только мирными средствами – путем получения большинства в Государственной думе и проведения через неё записанных в их программе реформ. Кадетская партия не представляла единства. Впоследствии в её составе определились три направления: "левые", "правые" кадетов и центр.

После I съезда начался процесс организационного строительства партии кадетов по всей территории Российской империи. Уже в октябре-декабре 1905 г. конституировались 72 партийные организации. Они возникали прежде всего там, где ранее функционировали организации ʼʼСоюза Освобожденияʼʼ и ʼʼСоюза земцев-конституционалистовʼʼ. Основная же масса местных кадетских организаций образовалась в период избирательной кампании в I Государственную думу. Так, в январе-апреле 1906 г. конституировалось уже 274 кадетских комитета. В том же году начали функционировать кадетские организации в Могилеве и Пинске – первые организации партии народной свободы на территории Беларуси.

Согласно второму параграфу устава партии кадетов, её членами могли быть лица, ʼʼпринявшие партийную программу и согласные подчиняться партийной дисциплине, установленной уставом партии и партийными съездамиʼʼ. Необходима была и рекомендация от члена партии. Отмечалось, что кадеты являются ʼʼвнеклассовойʼʼ партией и по своему характеру полностью соответствуют ʼʼтрадиционному настроению русской интеллигенцииʼʼ.

Социальный состав партии кадетов претерпевал изменения исходя из конкретной политической ситуации. В партию кадетов входил цвет русской интеллигенции, а также часть либерально настроенных помещиков, средней городской буржуазии, служащие, врачи, приказчики. В период революции 1905–1907 гг. в местных партийных организациях было немало представителей ʼʼсоциальных низовʼʼ˸ рабочих, ремесленников, служащих, а в сельских – крестьян. Общая численность партии кадетов в 1905–1907 гг. колебалась в пределах 50–70 тыс. человек, а, по данным Департамента полиции, весной 1906 г. эта партия насчитывала около 100 тыс. человек. В организационном отношении партия представляла собой аморфную и неустойчивую политическую структуру, подверженную исходя из политической ситуации значительным колебаниям. Основной источник финансирования ЦК составляли пожертвования более состоятельных членов партии, выручка от благотворительных мероприятий.

После поражения революции партия народной свободы, как и партии левого толка, переживала организационный кризис, который протекал долго и безболезненно. За 1907–1914 г. прекратили свое существование 15 губернских, 50 городских, 132 уездных и 69 волостных кадетских организаций. В единственном числе сохранились кадетские организации в Беларуси, Прибалтике, Закавказье и Сибири, вообще распались в Польше и Средней Азии. Накануне первой мировой войны в партии кадетов было всего 10–12 тыс. человек.

Для периода 1907–1917 гг. характерна тенденция к преобладанию в партии кадетов средних городских слоев, к укреплению её связей с представителями собственно буржуазных элементов˸ либерально настроенных купцов, промышленников, банкиров.

Лидером партии кадетов, её главным теоретиком и стратегом являлся Павел Николаевич Милюков (1859–1943). После окончания классической гимназии поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Его учителями были историки с мировым именем В. О. Ключевский и П. Г. Виноградов. В 1892 г. защитил диссертацию на степень магистра истории. Ореол крупного историка и репутация ʼʼкрайне левого революционераʼʼ способствовали росту популярности Милюкова в широких кругах российской и западноевропейской общественности. Будучи за границей, он встречался с лидерами различных политических партий (П. А. Кропоткиным, Е. К. Брешко-Брешковской, В. И. Лениным, В. М.

Черновым и др.), а также со многими общественными и политическими деятелями Англии, Франции, США и др.

стран. Милюков был профессором русской истории в Софийском университете, читал лекции по истории общественного движения в Бостонском и Чикагском университетах. Весной 1905 г. после возвращения из-за границы в революционную Россию включился в политическую борьбу, приступил к созданию партии кадетов, с которой связал свою судьбу.

Российские либералы: кадеты
(документы, воспоминания, публицистика).

Программа конституционно-демократической партии
(партии народной свободы)

I. Основные права граждан.

1. Все российские граждане, без различия пола, вероисповедания и национальности, равны перед законом. Всякие сословные различия и всякие ограничения личных и имущественных прав поляков, евреев и всех без исключения других отдельных групп населения должны быть отменены.

2. Каждому гражданину обеспечивается свобода совести и вероисповедания. Никакие преследования за исповедуемые верования и убеждения, за перемену или отказ от вероучения не допускается. Отправление религиозных и богослужебных обрядов и распространение вероучений свободно, если только совершаемые при этом действия не заключают в себе каких-либо общих простутков, предусмотренных уголовными законами. Православная церковь и другие исповедания должны быть освобождены от государственной опеки.

3. Каждый волен высказывать изустно и письменно свои мысли, а равно обнародовать их и распространять путем печати или иным способом. Цензура, как общая, так и специальная, как бы она ни называлась, упраздняется и не может быть восстановлена. За преступления и проступки, совершенные путем устного и печатного слова, виновные отвечают только перед судом.

4. Всем российским гражданам предоставляется право устраивать публичные собрания как в закрытых помещениях, так и под открытым небом для обсуждения всякого рода вопросов.

5. Все российские граждане имеют право составлять союзы и общества, не испрашивая на то разрешения.

6. Право петиций предоставляется как отдельным гражданам, так и всякого рода группам, союзам, собраниям и т.п.

7. Личность и жилище каждого должны быть неприкосновенны. Вход в частное жилище, обыск, выемка в нем и вскрытие частной переписки допускается только в случаях, установлена законом, и не иначе, как по постановлению суда. Всякое задержанное лицо в городах и других местах пребывания судебной власти в течение 24 часов, а в прочих местностях империи не позднее, как в течение 3 суток со времени задержания, должно быть или освобождено, или представлено судебной власти. Всякое задержание, произведенное без достаточного основания или продолженное сверх законного срока, дает право пострадавшему на возмещение государством понесенных им убытков.

8. Никто не может быть подвергнут преследованию и наказанию иначе, как на основании закона — судебной властью и новленным законом судом. Никакие чрезвычайные суды не допускаются.

9. Каждый гражданин пользуется свободой передвижения и выезда за границу. Паспортная система упраздняется.

10. Все вышеозначенные права граждан должны быть введены в основной закон Российской империи и обеспечены судебной защитой.

11. Основной закон Российской империи должен гарантировать всем населяющим империю народностям помимо полной гражданской и политической равноправности всех граждан права свободного культурного самоопределения, как-то: полную свободу употребления различных языков и наречий в публичной жизни, свободу основания и содержания учебных заведений и всякого рода собраний, союзов и учреждений, имеющих целью сохранение и развитие языка, литературы и культуры каждой народности и т.п.

12. Русский язык должен быть языком центральных учреждений, армии и флота. Употребление наряду с общегосударственным местных языков в государственных и общественных установлениях и учебных заведениях, содержимых на средства государства или органов самоуправления, регулируется общими и местными законами, а в пределах их — самими установлениями. Населению каждой местности должно быть обеспечено получение начального, а по возможности, и дальнейшего образования на родном языке.

II. Государственный строй

13. Россия должна быть конституционной и парламентарной монархией. Государственное устройство России определяется основным законом.

14. Народные представители избираются всеобщею, равною, прямою и тайною подачей голосов, без различия вероисповедания, национальности и пола.

Партия допускает в своей среде различие мнений по вопросу организации народного представительства, в виде одной или двух палат, из которых вторая палата должна состоять из представителей от органов местного самоуправления, реорганизованных на началах всеобщего голосования и распространенных на всю Россию.

15. Народное представительство участвует в осуществлении законодательной власти, в установлении государственной росписи доходов и расходов и в контроле за законностью и целесообразностью действий высшей и низшей администрации.

16. Ни одно постановление, распоряжение, указ, приказ и т.п. акт, не основанные на постановлении народного представительства, как бы он ни назывался и от кого бы ни исходил, не может иметь силы закона.

17. Государственная роспись, в которую должны быть вносимы все доходы и расходы государства, устанавливается не более как на один год законодательным порядком. Никакие налоги, пошлины и сборы в пользу государства, а равно и государственные займы не могут быть устанавливаемы иначе, как в законодательном порядке.

18. Членам собрания народных представителей принадлежит право законодательной инициативы.

19. Министры ответственны перед собранием народных представителей, членам которого принадлежит право запроса и интерпелляции.

III. Местное самоуправление и автономия

Местное самоуправление должно быть распространено на Российское государство.

21. Представительство в органах местного самоуправления, приближение к населению путем учреждения мелких самоуправлящихся единиц, должно быть основано на всеобщем, равном, прямом и закрытом голосовании без различия пола, вероисповедания и национальностей, причем собрания высших самоуправляющихся союзов могут быть образованы путем избрания собраниями низших таких же союзов. Губернским земствам должно быть предоставлено право вступать во временные и постоянные союзы между собою.

22. Круг ведомства органов местного самоуправления должен простираться на всю область местного управления, включая позицию безопасности и благочиния и за исключением лишь тех отраслей управления, которые в условиях современной государственной жизни необходимо должны быть сосредоточены в руках центральной власти с предоставлением в пользу органов местного самоуправления части средств, поступающих в настоящее время в государственный бюджет.

23. Деятельность местных представителей центральной должна сводиться к надзору за законностью деятельности органов местного самоуправления, причем окончательное решение по возникающим в этом отношении спорам и сомнениям должно принадлежать судебным учреждениям.

24. После установления прав гражданской свободы и правильного представительства с конституционными правами для всего Российского государства должен быть открыт правомерный в порядке общегосударственного законодательства для установления местной автономии и областных представительных собраний, обладающих правом участия в осуществлении законодательной власти по известным предметам, соответственно потребности населения.

25. Немедленно по установлении общеимперского демократического представительства с конституционными правами, в Царстве Польском вводится автономное устройство с сеймом, избираемым на тех основаниях, как и общегосударственное представительство, при условии сохранения государственного единства и участия в центральном представительстве на одинаковых с прочими частями империи основаниях. Границы между Царством Польским и соседними губерниями могут быть исправлены в соответствии с племенным составом и желанием местного населения, причем в государстве Польском должны действовать общегосударственные гарантии гражданской свободы и права национальности на культурное самоопределение и должны быть обеспечены права меньшинств.

26. Финляндия. Конституция Финляндии, обеспечивающая ее особенное государственное положение, должна быть всецело восстановлена. Всякие дальнейшие мероприятия, общие империи и великому княжеству Финляндскому, должны быть впредь делом соглашения между законодательными органами империи и великого княжества.

IV. Суд

27. Все отступления от начал судебных уставов 20 ноября 1864 г. устанавливающих отделение судебной власти от административной (несменяемость, независимость и гласность суда и равенство всех перед судом), как внесенные позднейшими новеллами,так и допущенные при самом составлении уставов, упраздняются. В этих видах прежде всего: а) не подлежит никаким ограничениям правило о том, что никто не может быть подвергнут наказанию без вошедшего в силу приговора компетентного суда; b) всякое вмешательство министра юстиции в назначение на судейские должности или перемещение судей, а тем более в производство судебных дел устраняется. Судьи наград не получают; с) ответственность должностных лиц определяется на общем основании; d) компетенция суда присяжных определяется исключительно тяжестью наказания, назначенного в законе, безотносительно к роду дел, причем, однако, этой компетенции во всяком случае подлежаг все преступления государственные и против законов о печати. Суд с сословными представителями упраздняется. Компетенции выборного мирового суда подчиняются и дела волостной юстиции. Волостной суд и институт земских начальников упраздняются. Требование имущественного ценза как для замещения должности мирового судьи, так и для отправления обязанностей присяжного заседателя отменяется; е) восстановляется принцип единства кассационного суда; f) адвоката организуется на началах истинного моуправления.

28. Независимо от этого, в осуществление наиболее назревших бесспорных требований уголовной политики и процесса: а) смертная казнь отменяется, безусловно, навсегда; b) вводится условное осуждение; с) устанавливается защита на предварительном следствии; d) в обряд предания суду вводится состязательное начало.

29. Ближайшей задачей является полный пересмотр уголовноного уложения, отмена постановлений, противоречащих началам политической свободы, и переработка проекта гражданского уложения.

V. Финансовая и экономическая политика

30. Пересмотр государственного расходного бюджета в целях уничтожения непроизводительных по своему назначению или своим размерам расходов и соответственное увеличение затрат государства на действительные нужды народа.

31.Отмена выкупных платежей.

32. Развитие прямого обложения на счет косвенного; общее положение косвенного обложения и постепенная отмена косвенных налогов на предметы потребления народных масс.

33. Реформа прямых налогов на основе прогрессивное подоходного и поимущественного обложения; введение прогрессивного налога на наследство.

34. Соответствующее положению отдельных производств понижение таможенных пошлин в видах удешевления предмете народного потребления и технического подъема промышленности и земледелия.

35. Обращение средств сберегательных касс на развитие мелкого кредита.

VI. Аграрное законодательство

36. Увеличение площади землепользования населения, обрабатывающего землю личным трудом, как то: безземельных и земельных крестьян, а также и других разрядов мелких хозяев-земледельцев — государственными, удельными, кабинетскими и монастырскими землями, а также путем отчуждения для той же цели за счет государства и потребных размерах частновладельческих земель с вознаграждением нынешних владельцев по справедливой (не рыночной) оценке.

Примечание. Цена земли определяется по нормальной для данной местности доходности при условии самостоятельного ведения хозяйства, не принимая во внимание арендных цен, созданных земельной нуждой.

37. Отчуждаемые земли поступают в государственный земельный фонд. Начала, на которых земли этого фонда подлежат передаче нуждающемуся в них населению (владение или пользование личное или общинное и т.д.), должны быть установлены сообразно с особенностями землевладения и землепользования в различных областях России.

38. Широкая организация государственной помощи для переселения, расселения и устройства хозяйственного быта крестьян. Реорганизация межевого дела, окончание размежевания и другие меры для подъема благосостояния сельского населения и улучшения сельского хозяйства.

39. Упорядочение законом арендных отношений путем обеспечения права возобновления аренды, права арендатора, в случае передачи аренды, на вознаграждение за произведенные, но использованные к сроку затраты на улучшение, и учреждение примирительных камер для регулирования арендной платы и для разбора споров и несогласий между арендаторами и землевладельцами. Открытие законного пути в судебном порядке для понижения непомерно высоких арендных цен и уничтожения носящих кабальный характер сделок в области земельных отношений.

40. Отмена действующих правил о найме сельских pa6oчих и распространение рабочего законодательства на земледельческих рабочих, применительно к техническим особенностям земледелия. Учреждение сельскохозяйственной инспекции для наблюдения за правильным применением законодательства по охране труда в этой части и введение уголовной ответственности сельских хозяев за нарушение ими законодательных норм по охране труда.

VII. Рабочее законодательство

41. Свобода рабочих союзов и собраний.

42. Право стачек. Наказуемость правонарушений, совершаемых во время или по поводу стачек, определяется на общем основании и ни в коем случае не может быть увеличиваема.

43. Распространение рабочего законодательства и независимой инспекции труда на все виды наемного труда; участие выборных от рабочих в надзоре инспекции за исполнением законов, охраняющих интересы трудящихся.

44. Введение законодательным путем восьмичасового рабочего дня. Немедленное осуществление этой нормы всюду, где она в данное время возможна, и постепенное ее введение в остальных производствах. Запрещение ночных и сверхурочных работ, кроме технически и общественно необходимых.

45. Развитие охраны труда женщин и детей и установление особых мер охраны труда мужчин во вредных производствах.

46. Учреждение примирительных камер из равного числа представителей труда и капитала для нормировки всех отношений найма, не урегулированных рабочим законодательством, и разбора споров и несогласий, возникающих между рабочим и предпринимателями.

47. Обязательное при посредстве государства страхование от болезни (в течение определенного срока), несчастных случаев и профессиональных заболеваний, с отнесением издержек на счет предпринимателей.

48. Государственное страхование на случаи старости и неспособности к труду для всех лиц, живущих личным трудом.

49. Установление уголовной ответственности за нарушение законов об охране труда.

VIII. По вопросам просвещения

Народное просвещение должно быть организовано на началах свободы, демократизации и децентрализации его, понимая под этим осуществление следующих начал:

50. Уничтожение всех стеснений к поступлению в школу, связанных с полом, происхождением и религией.

51. Свобода частной и общественной инициативы в открытии и организации учебных заведений всех типов и в области внешкольного просвещения; свобода преподавания.

52. Между различными ступенями школ всех разрядов должна быть установлена прямая связь для облегчения перехода от низшей ступени к высшей.

53. Полная автономия и свобода преподавания в университетах и других высших школах. Увеличение их числа. Уменьшение платы за слушание лекций. Организация просветительной pa6oты высшей школы для широких кругов населения. Свободная opганизация студенчества.

54. Количество средних учебных заведений должно бы увеличено соответственно общественной потребности; плата должна быть понижена. Местным общественным учреждениям должно быть предоставлено широкое участие в постановке учебно-воспитательного дела.

55. Введение всеобщего, бесплатного и обязательного обучения в начальной школе. Передача начального образования и заведование органов местного самоуправления. Организация органами самоуправления материальной помощи нуждающимся учащимся.

56. Устройство органами местного самоуправления образовательных учреждений для взрослого населения, элементарных школ для взрослых, народных библиотек, народных университетов.

57. Развитие профессионального образования.

Законодательные проекты и предположения партии народной свободы. 1905-1907 гг. / Под ред. Н.И. Астрова, Ф.Ф.Кокошкина, С.А. Муромцева, П.И. Новгородцева, кн. Д.И. Шаховского. СПб., 1907. С. XI — XIX.

Оставьте комментарий