Содержание
- Образование монополистических объединений в российской промышленности
- Виды искусственной монополии
- Studepedia.org — это Лекции, Методички, и много других полезных для учебы материалов
- Монополистические объединения в российской промышленности.
- Монополистические объединения
- Studepedia.org — это Лекции, Методички, и много других полезных для учебы материалов
- Первые монополистические объединения в России (1870-90-е гг.)
- Монополистические объединения в Российской империи
Образование монополистических объединений в российской промышленности
(1899-1908)
Год | Наименование объединения |
Картель зеркальных заводов | |
Рельсовый картель, картель польских цементных заводов, объединение производителей соды. | |
Объединение «Продпаровоз», картель кабельных заводов, джутовый картель | |
Синдикат по листовому железу («Продамет»), трубный синдикат, картель фаянсовых фабрикантов, картель вагоностроительных заводов | |
Синдикат «Гвоздь», синдикат цементных заводов, | |
Картель меднопрокатных заводов, картели хлопчатобумажных предприятий | |
Картель «Нобмазут», синдикат производителей чугунных труб («Продамет») | |
Синдикат «Продуголь», синдикат «Кровля», спичечный картель | |
Синдикат «Россуд» | |
Синдикат «Продвагон», синдикат «Продаруд», синдикат «Жесть», синдикат «Проволока» |
Кризис в промышленности привёл к гибели мелких предприятий и поглощению их крупными. Возникли синдикаты. Члены синдиката сохраняют производственную самостоятельность, но утрачивают коммерческую. Они договариваются о распределении между собой заказов, о закупке сырья и реализации произведённой ими продукции через единую сбытовую контору. Синдикаты в первую очередь охватили важнейшие отрасли тяжёлой промышленности: машиностроение, металлургическую, добывающую. В 1902 г. в металлургической промышленности возник крупнейший синдикат "Продамет". Этот синдикат был объединением для сбыта продукции металлургических заводов юга России. В 1910 г. "Продамет" держал в своих руках 80% чёрного металла и изделий из него: стальных балок, листового железа, рельс. В 1904 г. возник синдикат "Продвагон". Он контролировал 97% производства вагонов в России. Синдикат "Продуголь" объединил 18 крупных предприятий Донбасса и сконцентрировал в своих руках 75% всего добываемого и продаваемого угля.
Были созданы монополии и в лёгкой промышленности. В пищевой промышленности существовал синдикат "Дрожжи", соляная монополия "Океан", сахарная монополия.
Третий этап процесса монополизации промышленности отличается созданием трестов — групп синдикатов "по вертикали". Члены треста утрачивают коммерческую и производственную самостоятельность и управляются из единого центра — треста. Тресты монополизируют производство и сбыт в определённой отрасли. В нефтяной промышленности монополистическими лидерами были две комбинированные фирмы: "Товарищество бр. Нобель" и группа Ротшильда. В конце ХIХ в. группа Ротшильда совместно с Петербургским международным банком создала торгово-транспортное предприятие "Мазут". В начале ХХ в. была создана фирма "Нобель — Мазут". Она объединила производство, переработку, транспортировку, продажу нефти.
В период промышленного подъёма (1909 — 1914 гг.) характер монополизации меняется. Создаются высшие монополистические объединения комбинированного характера, соединяющие все процессы производства под финансовым контролем одного или нескольких банков — концерны. Концерны характерны были для нефтяной промышленности.
В 1904 г. в стране существовало до 50 монопольных объединений, а в 1914 г. — до 200. Вслед за этим появились и органы государственно-монополистического регулирования.
Одновременно с концентрацией производства происходила концентрация банковского капитала. Российская банковская система сложилась в 60-е гг. ХIХ в. В 1860 г. был создан Государственный банк В связи с бурным развитием промышленности началось создание коммерческих банков. В 1864 г. возник первый акционерный Санкт — Петербургский Частный коммерческий банк. На 1 января 1889 г. в России уже оперировало более 3 десятков частных коммерческих банков. Монополизация промышленности проходила параллельно с монополизацией банковского дела. В течение первых 10-15 лет нового столетия в России шёл процесс слияния банковских и промышленных монополий и формирования финансового капитала. Возникли крупные банковские монополистические союзы: Московский коммерческий, Петербургский международный, Русский для внешней торговли, Волжско- Камский и др. Каждый из этих банков имел от 50 до 100 филиалов в России и за рубежом
Банки щедро финансировали крупнейшие синдикаты и получали громадные прибыли. Но банки не только финансировали развитие промышленности, но и стали крупнейшими держателями акций предприятий, руководили деятельностью предприятий. Капиталисты А.И. Вышнеградский, А.И. Коновалов, А.А. Бобринский, М.И. Терещенко, П.П. Рябушинский были и крупными промышленниками, и владельцами банков. Например, капиталист А.И. Путилов владел заводом в Петербурге, акциями Сормовского, Невского, Коломенского заводов, судостроительными верфями, возглавлял "Продамет", а также был председателем правления Русско- Азиатского банка. Банки из посредников превратились в хозяев промышленности.
В начале ХХ века пять крупнейших банков России контролировали основную массу финансовых средств в стране.
На основе концентрации и централизации банковского и промышленного капитала начался процесс формирования промышленно-финансовых групп. Во главе самых крупных из них стояли Русско-Азиатский и Международный коммерческие банки.
По существу эти процессы воспроизводили (с небольшим запозданием) динамику формирования экономической среды, характерную для развитых экономик Европы и США в конце ХIХ в.
В то же время необходимо отметить, что появление монополистических объединений и высших форм финансового капитала в определенной мере было обусловлено именно недостаточным экономическим развитием России.
В результате промышленного подъема она выходит в число стран со средним уровнем развития капитализма.
Вместе с тем экономика молодого российского капитализма дореволюционного образца унаследовала от прошлого традиционную для России устойчивость государственных интересов. Государство всегда являлось базовой социально-политической и экономической идеологемой российского общества и российского национального менталитета.
Корни этого явления следует искать в особенностях формирования российской нации начиная с допетровской эпохи, когда стало очевидным, что только сильное государство способно удерживать социальные и хозяйственные связи в многонациональной империи, простирающейся на двух континентах.
Российское государство традиционно являлось крупнейшим самостоятельным субъектом хозяйствования. В начале столетия государственная форма собственности, особенно в промышленности и экономической инфраструктуре, получила дальнейшее развитие. О масштабах государственного предпринимательства можно судить хотя бы потому, что государству принадлежало боле 700 промышленных предприятий (4-5% от их общего числа), самыми крупными и технически оснащенными были военные заводы, значительной была собственность и в горной промышленности. Государству также принадлежало 70% железнодорожных магистралей, имеющих общенациональное значение.
В целом после кризиса 1901 — 1902 гг. экономика России развивалась весьма бурно, несмотря на неразвитость политических и экономических институтов, революционные страсти и смуты, противоречивость и непоследовательность царской политики.
Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 25; Нарушение авторских прав
Виды искусственной монополии
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический университет»
(ФГБОУ ВПО «СПбГТЭУ»)
Кафедра торговой политики и прикладной экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «микроэкономика»
НАЗВАНИЕ
Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий
Работу выполнила
студентка Сиушова Ольга Александровна
курс 1,группа 2211
зачетная книжка №15382-з
Научный руководитель
Жилинкова Ирина Николаевна
Санкт-Петербург,2016
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1 Искусственная монополия и её основные компоненты
1.1 Понятие «искусственная монополия» и её характеристика…………………4
1.2 Виды искусственной монополии………………………………………………7
1.3 Сравнение искусственной монополии с другими видами монополий……..9
Глава 2 Методы регулирования искусственных монополий: теоретические положения и возможности применения на практике
2.1 Источники и цели антимонопольной политики…………………………….11
2.2 Основные направления регулирования искусственных монополий и способы их осуществления…………………………………………………………………..15
Глава 3 Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий в России
3.1 Искусственные монополии в России………………………………………….19
3.2 Развитие искусственных монополий в экономической деятельности России……………………………………………………………………………….20
3.3 Методы регулирования искусственных монополий в России………………28
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованных источников………………………………………….35
Введение
Ни один из видов рынка не совершенен. Рассмотрим монополистический рынок, при условиях которого полностью блокируется механизмы саморегулирования рынка. Поэтому создано множество органов и законов для надзора за монополией. Антимонопольные организации сейчас существуют во всех продвинутых странах для реализации исполнения антимонопольного законодательства.
Актуальность избранной темы состоит в том, что борьба с монополистическими тенденциями для экономики РФ является одной из важнейших потребностей. Это обосновано тем, что монопольной власти в силу непреодолимости барьеров на пути в отрасль ничто не угрожает даже в длительном плане. В таких критериях сделать лучше ситуацию может только правительство, проводящее сознательную антимонопольную политику.
Основной неувязкой в исследуемой области является набор резко отрицательных последствий для экономики страны, с которыми связано существование монополий.
Цель этой работы является изучение искусственных монополий, её принципов и направлений, а также основных антимонопольных тенденций в России и развитых странах.
В связи с этим представлены следующие задачи курсовой работы:
- Рассмотреть понятие «искусственная монополия»
- Сравнить искусственную монополию с другими видами монополий
- Разобрать антимонопольную политику и как она влияет на экономические факторы
- Определить цели антимонопольных законов России в ХХI веке
- Значимость борьбы с искусственными монополиями
Глава 1
Искусственная монополия и её основные компоненты
Понятие «искусственная монополия» и её характеристика
Чтобы преступить к понятию искусственная монополия для начала нужно разобрать понятие «монополия» и в кратко разобрать её принципы.
Монополия — тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя.
Т.е. при монополии полностью отсутствует вероятность какой-либо конкуренции.
«Цена монополии во всех случаях является самой высокой из тех, которые можно выжать из покупателей или которые, как предполагается, они согласятся заплатить» (Адам Смит).
По мнению автора в этом виде рынка самые высокие цены на товар, однако, с ними ничего не поделаешь, ведь монополии производят единственный нужный продукт, который вынуждены приобрести покупатели, не зависимо от стоимости продукции.
Говоря о цене нельзя не упомянуть о барьерах, которые устанавливает монополия. Их устанавливают для того чтобы ранок был не доступен для мелких предприятий. Ведь если рынок будет доступен для большого количества предпринимателей, то он уже не будет считаться монополией. Важнейшими признаками считаются:
- Отсутствие совершенных заменителей у товара. Предприятие-монополист может выпускать однородную или же дифференцированную продукцию, но в любом случае эта продукция не имеет совершенного, с точки зрения покупателя, заменителя.
Перекрестная эластичность спроса между продуктами монополиста и любым другим товаром либо равна нулю, либо стремится к нулю. То есть, фирма является чистым монополистом, если она является единственным производителем экономического блага, не имеющего близких заменителей (субститутов).
- Отсутствие свободы входа на рынок, то есть монополист может существовать, пока вход на рынок другим предприятиям закрыт: наличие у предприятия-монополиста патента на продукцию, технологию, существование правительственной лицензии, квот, контроль монополиста над каким-либо ресурсом производства, наличие существенной экономии от масштаба производства, допускающей присутствие на рынке лишь одного поставщика и т.д. То есть, фирма ограждена от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами.
- Одному продавцу противостоит большое число покупателей.
- В условиях монополии цена превышает предельный доход. Если в условиях совершенной конкуренции фирма выбирает только объем производства (цена задается экзогенно), то монополист может не только определять объем производства, но и назначать цену. Следовательно, цена превышает предельный доход.
По происхождению можно выделить 2 вида монополии: Естественная и Искусственная монополии.
Теперь перейдем к понятию «искусственная монополия». Под этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:
- создают непреодолимые барьеры для входа на отраслевой рынок фирм-новичков;
- ограничивают предприятиям, которые не вошли в монополистические объединения, доступ к источникам сырья и энергоносителям;
- создают непреодолимый новый уровень технологии;
- применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства);
- не дают прорваться новым фирмам, потому что хорошо поставлена реклама
Искусственные монополии состоит из ряда конкретных форм. Простейшие формы — картели и синдикаты.
У искусственной монополии также есть свои признаки. Монопольный рынок с точки зрения экономической теории характеризуется следующими особенностями:
- наличие в пределах одной отрасли единственного производителя какого-либо товара или услуги;
- продукция предприятия-монополиста обладает уникальными свойствами, не имея близких по сути аналогов и заменителей;
- присутствие барьеров (искусственного или естественного характера), не позволяющих новым производителям выйти на рынок;
- определение стоимости продукции и объемов ее выпуска только одним производителем.
В теории построить такую модель экономических отношений вполне реально, а вот встретить на практике почти невозможно. Именно поэтому формы естественной и искусственной монополии считаются условными рыночными структурами.
Виды искусственной монополии
Как уже говорилось, искусственная монополия состоит из ряда конкретных форм. Разберем несколько из них:
Картель— это объединение нескольких предприятий одной отраслевой промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами продают на рынке, договариваясь о квоте — доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределением рынков и др.
Примерами картеля могут служить:
- ОПЕК — всемирная Организация стран-экспортеров нефти (Organization of Petroleum Exporting Countries);
- Картель «Новые семь сестёр» куда входят ведущие нефтяные компании, в том числе и российские.
Синдикат — это объединение ряда предприятий, изготовляющих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняются за участниками объединения, а готовая продукция сбывается как общее достояние через созданную для этого контору.
Пример: "Проволока" – крупнейшее российское объединение; De Beers (Дэ Бирс) — международная корпорация, которая занимается добычей, обработкой и продажей природных алмазов, а также производством синтетических алмазов для промышленных целей.
Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест.
Трест— это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт.
Studepedia.org — это Лекции, Методички, и много других полезных для учебы материалов
То есть объединяется производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.
Пример: General Motors, Ford и другие крупные компании.
Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.
Пример:Газпром; Daimler AG (Даймлер), (бывший Daimler-Benz AG) — немецкий автомобилестроительный концерн. Крупнейшая по обороту компания Германии по результатам на 2006 год.
Консорциум — организационная форма временного объединения независимых предприятий и организаций с целью координации их предпринимательской деятельности.
Консорциум может создаваться для осуществления крупного капиталоемкого проекта или для совместного размещения займа. В международной торговле консорциумы создаются для совместной борьбы за получение заказов.
Внутри консорциума роли распределяются таким образом, чтобы каждый участник работал в той сфере деятельности, где он достиг наивысшего технического уровня при наименьших издержках производства.
Действия участников координируются лидером, который получает за это отчисления. Каждый участник готовит предложение на свою долю поставок, из которых формируется общее предложение консорциума. Консорциум несет солидарную ответственность перед заказчиком.
Так, примером может служить консорциум нефтедобывающих компаний: Бритиш Петролеум, Шелл, Амко, Шеврон, Туркиш Петролеум, осуществлявших совместно с Государственной нефтяной компанией Азербайджана и российским АО “Лукойл” разработку нефтяных месторождений Азери и Чираг на шельфе Каспийского моря.
Введение…………………………………………………………………………3
1 Монополии в России в конце 19 в начале 20 века……………………………5
1.1 Возникновение монополий в России…………………………………………5
1.2 Специфика русских монополий………………………………………………7
1.3 Иностранный капитал…………………………………………………………7
1.4 Внешняя политика России в период империализма………………………..7
1.5 Особенности экономического развития России…………………………….8
1.6 Монополии в Первой мировой войне………………………………………..9
1.7 Ликвидация монополий в России……………………………………………9
2 Монополизм в Советской экономике………………………………………10
Заключение………………………………………………………………………13
Список использованной литературы…………………………………………..15
Введение
Монополия – это исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – это сила, подрывающая конкуренцию и стихийный рынок. Абсолютная монополия, охватывающая всю экономику, полностью исключает механизм свободной рыночной конкуренции. В разных странах и в различные исторические периоды в экономике возникают различные виды монополий: естественные, легальные и искусственные.
Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений: картели и синдикаты. Более сложные формы монополистических объединений возникли тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений, как трест.
Монополии, обладая исключительным положением, всюду устраняют конкурентов, разрушая тем самым нормальный рынок, снижают качество продукции, игнорируя достижения НТП, вызывают снижение общей эффективности производства.
Монополия экономики – серьезное препятствие для развития рынка, для которого более характерной является монополистическая конкуренция. Она предполагает смешение монополии и конкуренции. Монополистическая конкуренция представляет такую рыночную ситуацию, когда значительное число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. Каждое предприятие обладает относительно небольшой долей рынка, поэтому имеет ограниченный контроль над рыночной ценой. Наличие большого числа предприятий гарантирует, что тайный сговор, согласованные действия предприятий с целью ограничения объема производства и повышения цен почти невозможен.
Всеобщая форма монополий развивается тогда, когда объединение предпринимателей всесторонне – с помощью государства подчиняют себе народное хозяйство и оказываются на большинстве рынков и основными продавцами, и основными покупателями. При этом само государство выступает крупнейшим монополистом, сосредотачивая в своих руках целые отрасли и производительные комплексы, как, например, военно-промышленный комплекс.
Отношение общественности и государства к различным формам монополий всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике.
Монополистические объединения в российской промышленности.
Монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обуславливает усиление неравенства доходов. Монополия снижает жизненный уровень населения. Не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере свои возможности для обеспечения НТП (научно-технического прогресса). Монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, так как нет конкуренции.
1 Монополии в России в конце 19 в начале 20 века
1.1 Возникновение монополий в России
Первые монополии в России образовались в 80-х годах 19 века (Союз рельсовых фабрикантов и др.). Своеобразие развития заключалось в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе ( металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к раннему возникновению государственно-монополистических тенденций. В 80-90 годах действовало не менее 50 различных союзов и соглашений в промышленности и на водном транспорте. Монополистическая концентрация происходила и в банковском деле.
Ускоряющее воздействие на процесс монополизации оказал иностранный капитал.
До начала 20 века роль монополий в экономике была не велика. Решающее воздействие на их развитие оказал экономический кризис 1900-1903 г.г.
Монополии постепенно охватывали важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов, в которых был монополизирован сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности. Возникали и объединения трестовского типа (Товарищество «Бр.Нобель», ниточный трест и др.). Отсутствие законодательных и административных норм, регулирующих порядок оформления и деятельности монополий, делало возможным использование против них государством законодательства формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело к распространению официально не регистрируемых монополий, часть которых, однако, действовала с согласия и при прямой поддержке правительства («Продпаравоз», военнопромышленные монополии). Нелегальное положение создавало неудобства ( ограничение коммерческой и юридической деятельности) и поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешенные формы промышленных объединений. Многие крупные синдикаты – «Продамет»,
«Продуголь», «Продвагон», «Кровля», «Медь», «Проволока», РОСТ и др. – по форме были акционерными предприятиями, действительные цели и деятельность которых определялись особыми негласными контрагентскими договорами. Нередко одни и те же предприятия участвовали одновременно в нескольких соглашениях.
В период промышленного подъема (1910-14г.г.) происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило 150-200. Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность, наряду с процессами концентрации и комбинирования производства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и т.п. (Русская нефтяная генеральная корпорация, «Треугольник», «Коломна-
Сормово», «Россуд-Новаль», военнопромышленная группа Русско-Азиатского банка и др.). Уровень концентрации сбыта и производства монополий был очень неравномерен. В одних отраслях народного хозяйства (металлургия, транспорт, машиностроение, нефте- и угледобыча, сахарное производство) монополии концентрировали основную часть производства и сбыта и почти безраздельно господствовали на рынке, в других (металлообработка, легкая и пищевая промышленность) — уровень монополизации был невысок.
1.2 Специфика русских монополий
Принципиально не отличаясь от капитализма более развитых стран, российский монополистический капитализм имел некоторую специфику. Государственное вмешательство в экономическую жизнь привело к раннему возникновению в России государственно-монополистических тенденций. Они выражались также в прямом сращивании банковских монополий с Кредитной канцелярией Министерства финансов и Госбанком и в государственном контроле через эти учреждения частных предприятий и банков.
1.3 Иностранный капитал
С 1900-1903 годов основным каналом проникновения иностранного капитала в русское народное хозяйство стали акционерные коммерческие банки России, которые начали оказывать решающее влияние на деятельность промышленных предприятий. Главным направлением иностранных капиталовложений в акционерной форме была тяжелая промышленность. Франко-бельгийские капиталы направлялись в основном в металлургию и угольную промышленность Юга России, английские – в нефтяную, медную и золотодобывающую промышленность, германские капиталы – в тяжелую промышленность Царства Польского и Прибалтики, а также в учрежденные в России дочерние предприятия химических и электротехнических концернов. В России иностранный капитал функционировал принципиально иначе, чем в странах колониального и полуколониального типа. Основанные с участием иностранных капиталовладельцев крупные промышленные предприятия являлись неразрывной частью российской экономики, а не противостояли ей.
1.4 Внешняя политика России в период империализма
На рубеже 19-20 веков Российская империя участвовала в борьбе за окончательный раздел мира между империалистическими государствами. Вступление в империалистическую стадию развития сказалось и в области внешней политики. К традиционным средствам достижения собственных целей добавились новые, типичные для империалистической эпохи — кабальные займы, концессии.
Придерживаясь политики сохранения статус-кво на Балканах, Россия активно проникала в Иран и, стремясь обеспечить здесь монопольное положение, дважды — в 1899 и 1903 годах отвергала предложения Великобритании о разделе Ирана на сферы влияния. В 1900 году русские войска участвовали в соединенной интервенции шести держав (Германия, Великобритания, Франция, Италия, Япония и Россия) в Китай для подавления Ихэтуаньского восстания. В ходе военных действий Россия оккупировала Маньчжурию, но закрепить ее за собой не смогла. Обострение противоречий с Японией привело к Русско-японской войне 1904-1905 годов, империалистической с обеих сторон.
1.5 Особенности экономического развития России
Можно охарактеризовать основные особенности экономического развития страны в начале 20-го века — самое отсталое землевладение, самая дикая деревня. Россия вступила в империалистическую стадию капитализма. И вместе с тем она оставалась страной с незавершенными буржуазно-демократическими преобразованиями, страной, в которой новейше-капиталистический империализм был оплетен особенно густой сетью докапиталистических отношений. Последние проявлялись в области экономики — в широком распространении феодально-крепостических пережитков (помещичьи латифундии, отработки); в социально-политической структуре — в сохранении самодержавия; в области внешней и колониальной политики — в наличии наряду с новейше-капиталистическим военно-феодального империализма, носителем которого являлся царизм. В начале 20-го века России были присущи все типичные социально-экономические противоречия тогдашнего мира: между трудом и капиталом, между развивающимся капитализмом и значительными феодально-крепостническими пережитками, между высокоразвитыми промышленными районами и отсталыми окраинами.
Введение
-
Монополизация производства в России
2. Положительные стороны монополизации производства
2.1. Эффективность производства
2.2. Влияние на конкуренцию
2.3. Снижение цен
2.4. Развитие малого и среднего бизнеса
3. Отрицательные факторы монополизации
4.
Монополистические объединения
Антимонопольное регулирование
Заключение
Список литературы
Введение
Монополия (греч. «монос» – один, «полео» – продаю) – исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – это сила, подрывающая конкуренцию и стихийный рынок. Абсолютная монополия, охватывающая всю экономику, полностью исключает механизм свободной рыночной конкуренции. В разных странах и в различные исторические периоды в экономике возникают различные виды монополий.
Современное развитие экономики России связано с формированием управляемых государством рыночных структур и созданием условий для промышленного роста в условиях развития конкуренции.
Монополизация производства непосредственно воздействует на процесс распределения общественного продукта, и поэтому особую значимость- приобретает механизм государственного регулирования монополизма. Актуальными становятся проблемы анализа управленческой деятельности, связанные с особенностями регулирования рынков на уровне областей РФ.
Принятие решений государственного регулирования развития монополии и конкуренции на рынке связано с анализом монополизации производства. В процессе структурной перестройки экономики перед органами государственной власти возникают проблемы координирования конкурентной деятельности на рынках с различным уровнем монопольного влияния. Требуются обоснованные концептуальные подходы к формированию рынков с низким уровнем монополизации в среднем и малом производстве и повышенным уровнем в отраслях, где укрупнение предприятий обусловлено экономией издержек и технологической уникальностью производства. В этой связи становится актуальным механизм анализа монополизации производства, позволяющий определить эффективность развития монополии и конкуренции с учетом масштаба производства.
1. Монополизация производства в России
В нашей стране, до последнего времени, преобладала тенденция к укрупнению и централизации производства, хотя преимущества крупного производства над мелким могут возрастать до определенных пределов, после чего они утрачиваются. Начиная с этапа индустриализации, развитие народного хозяйства шло путем создания предприятий – гигантов, которым государство предоставляло лучшие условия хозяйствования. Небольшим заводам и фабрикам была отведена второстепенная роль.
Государства, ведомства и министерства, управляющие отдельными отраслями народного хозяйства, гигантские промышленные предприятия в силу естественных условий хозяйствования или из-за необычайной концентрации производства превратились в монополистов, не знающих конкурентов на внутреннем рынке. Например: в конце 80-х г. самой крупной в мире авиатранспортной компанией был «Аэрофлот» СССР. В ней насчитывалось 0,5 млн.человек. Компания обслуживала 3600 городов и 1 млн. кв.км воздушных дорог.
Монополистическая структура экономики России, которая в научной литературе часто обозначается как "государственный монополизм", складывалась под воздействием следующих основных факторов:
1. Наличие административно-командной системы управления, что проявлялось в директивном управлении, в централизованном перераспределении большой доли дохода, в назначении "сверху" хозяйственных руководителей.
2. Концентрация и специализация производства. В конце 80-х гг. в руках государства было сосредоточено около 85% основных средств производства. Более 90% продукции машиностроения выпускали предприятия, на каждом из которых было занято свыше 1000 рабочих. Чрезвычайно высокая степень концентрации производства и сейчас наблюдается практически во всех отраслях экономики России.
Концентрация производства дополняется узкой предметной специализацией производства, которая просто несовместима с конкурентной борьбой (т.к. мала вероятность существования нескольких заводов-гигантов, выпускающих товар, необходимый в незначительном количестве).
Типичный пример — практически неработоспособная в условиях рынка советская авиационная промышленность, состоящая из независимых друг от друга КБ и заводов, и способная работать только при некоей общей системе управления. К тому же после распада СССР на Украине осталось ОКБ им. Антонова без крупных авиастроительных заводов, а в Узбекистане — завод без КБ.
Осуществляемый в стране демонтаж тоталитарного огосударствления экономики предполагает разрушение всех видов абсолютного монополизма. Это достигается путем ликвидации командно – административной системы, разукрупнения больших предприятий, повышения роли малых и средних предприятий, создания конкурирующих производств, в том числе коллективных предприятий и индустриальных хозяйств, организации обществ потребителей, принятие различных актов антимонопольного законодательства, предусматривающих развитие нормальной конкуренции.
4
Монопольную, точнее олигопольную, структуру имеет по большей части промышленная система как азиатских, так и европейских стран. Более того, как правило, нигде не существует рыночной конкуренции в классическом смысле этого слова.
Рынки стран объединенных экспортеров сырьевых ресурсов (ОЭСР) сегментированы на микроотрасли по производству специализированных товаров. Производство каждого такого товара обычно олигопольно, реже – монопольно. Конкуренция осуществляется не в рамках данного сектора рынка, но между секторами, за счет механизма перекрёстной конкуренции, который порождает вырожденную кривую спроса в каждом из секторов. Эта ставит пределы монопольному диктату. Далее, это явление ослабляют иностранные конкуренты. Причём условия для них создаются на рынке конкретной страны отнюдь не равные. Классическим здесь является пример Японии.
Монополизация производства, как правило, оказывается в интересах потребителя, так как равновесная цена монополии, обеспечивающая ее прибыль, гораздо ниже цены, которая образовалась бы на свободном рынке, в силу повышенных издержек на вход и выход фирм в сектор в процессе конкуренции. Извечные сентенции неоконсерваторов, что монопольная цена выше рыночной “при прочих равных условиях” неадекватны реальности просто потому, что “прочие условия” на монопольном и конкурентном рынке не могут быть равными. На конкурентном издержки выше, а значит и цена “рыночного равновесия” выше.
Кроме выгодности для потребителя, монополизация диктуется сегодня масштабом производства: факторами минимизации трансакционных издержек и т.п.
Сложившийся многосекторный, “сотовый” рынок обеспечивает монопольную конкуренцию и защищает потребителя от произвола монополий. Однако это саморегулирование весьма часто оказывается недостаточным и требует государственного регулирования.
В силу этого западные государства уже с 30-х годов начали вводить элементы государственного регулирования в свои экономики. К настоящему времени во Франции, Скандинавии, частично в Германии эти элементы приняли форму государственного патернализма крупной промышленности, хотя и весьма ограниченного.
Азиатские государства (Япония, Корея, Тайвань и пр.) изначально строили свои промышленные системы в рамках государственного патернализма. Эффективность этого пути совершенно очевидна для непредвзятого аналитика.
Наиболее приемлемой для России кажется японская промышленная система. После адаптации она может принять следующие формы:
-
Базовые элементы системы – линейные монополии, финансово-промышленные группы, как правило, акционерной формы собственности.
-
Дополнительные элементы системы – мелкие и средние предприятия, различных форм собственности (муниципальные и частные).
Замыкающие элементы системы – мелкие частные фирмы, оказывающие услуги и осуществляющие рисковые, инновативные проекты, работающие по заказу крупных корпораций.
5
Эта система замыкается на соответствующие структуры государства, имеющих разные названия, но имеющих общие признаки.
Регулирующая структура – министерство антимонопольной политики (МАП), защиты потребителей, осуществляющая применение антимонопольного законодательства и регулирование монопольных цен, меры по демонополизации там, где это оказывается возможным. В США такая система имеет квазисудебный характер — надзорные органы в составе представителей потребителей и производителей устанавливает справедливый уровень цены.
Формирование в нашей стране финансово-промышленных групп (ФПГ), как предполагается, сможет влиять на стабилизацию производства, усиление конкурентного характера экономических отношений, ускорение научно-технического развития, финансовую стабилизацию.
Однако, несмотря на полезность и необходимость для нашей экономики как холдингов, так и ФПГ, они относятся к монопольным структурам. И при их создании необходимо устанавливать их соответствие антимонопольному законодательству, и в частности Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации. В соответствии с данной программой именно вся группа предприятий и организаций, входящих в ФПГ, рассматривается как единый хозяйствующий субъект.
Процесс демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации предусматривает учет следующих общих требований:
— ориентация на создание конкурентного рынка, защиту прав и интересов потребителей;
— комплексность решения задач демонополизации, приватизации и структурной перестройки экономики;
— дифференцированный подход к объектам демонополизации с учетом социальных интересов, отраслевых (продуктовых) и региональных особенностей;
— взаимосвязанность решения проблем демонополизации и развития конкуренции на федеральном, отраслевом и региональном уровнях;
— учет факторов интеграции российской экономики в мировую систему хозяйства, открытости товарных рынков для международной конкуренции в сочетании с мерами по защите отечественных товаропроизводителей;
— мониторинг изменения структуры рынка и соответствия программно- реализационного механизма демонополизации и развития конкуренции его структуре;
— обеспечение гласности проводимых мероприятий и их результатов.
Положительные стороны монополизации экономики
2.1. Эффективность производства.
Отношение общества и государства к различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике страны. С одной стороны, монополии могут ограничить выпуск продукции и установить более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения за счет более высоких цен. Далеко не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере возможности для обеспечения НТП. Дело в том, что монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, т.к. нет конкуренции.
С другой же стороны, существуют очень весомые аргументы в пользу монополий. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке (кроме, однако, "естественных монополий", не всегда по праву получающих доступ к той или иной деятельности на рынке). Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения научных исследований и разработок.
Страницы: следующая →
12Смотреть все
Похожие страницы:
-
Антимонопольное законадательство и антимонопольноерегулирование
Закон >> Маркетинг
…
продуктом развития товарного производства и конкуренции. Антимонопольноерегулирование осуществляется практически во … торговли и конкуренции. Антимонопольноерегулирование — это регулирование уровня концентрации и монополизации, стратегии и тактики …
-
Антимонопольное политика и антимонопольноерегулирование
Курсовая работа >> Экономика
… антимонопольногорегулирования в судебных разбирательствах важнейших антимонопольных дела; развитие общественных (регулируемых) предприятий в производстве … между органами антимонопольногорегулирования различных стран мира. Усиление монополизации является …
-
Антимонопольноерегулирование (3)
Курсовая работа >> Экономика
… функционированию рыночного механизма. Антимонопольноерегулирование включает в себя регулирование уровня концентрации и монополизациипроизводства, стратегии и тактики предприятий …
-
Антимонопольноерегулирование в условиях рыночной экономики
Реферат >> Экономика
… объект антимонопольногорегулирования – хозяйственная практика компаний, действующих в самых различных отраслях производства и сферах … создавать министерства, госкомитеты и т.п. для монополизациипроизводства или реализации товаров, а также наделять …
-
Антимонопольноерегулирование в рыночной экономике России и США
Курсовая работа >> Экономическая теория
… Развитие антимонопольногорегулирования очень актуально для развития российской экономики, где степень монополизации рынка … объект антимонопольногорегулирования – хозяйственная практика компаний, действующих в самых различных отраслях производства и сферах …
Хочу больше похожих работ…
Тест 7
. Вариант 1
1. Самым распространенным видом монополий России были:
а) тресты
+б) синдикаты
в) латифундии
2. Началом революции считаются события «Кровавого воскресенья»:
+а) 9 января 1905 г.
б) 9 февраля 1905 г.
в) 1 марта 1905 г.
3. Одной из основных политических целей либеральной оппозиции в России было:
+а) введение в стране конституции и гражданских прав
б) уничтожение династии Романовых
в) создание социалистического государства
4.
Studepedia.org — это Лекции, Методички, и много других полезных для учебы материалов
Лидерами социал-демократов большевиков и меньшевиков после II съезда РСДРП стали:
+а) В. И. Ленин и Л. Мартов
б) П. Б. Струве и П. Н. Милюков
в) В.Чернов и М.Спиридонова
5. К основным лозунгам Всероссийской политической стачки относятся:
а) «Долой непомерные штрафы», «Повысить заработную плату»
б) «Да здравствует отмена ночного труда», «Долой сверхурочные работы»
в) «Долой самодержавие», «Да здравствует «Учредительное собрание»
Тест 7
. Вариант 2
1. К началу XX в. промышленники и рабочие составляли:
а) абсолютное большинство населения империи
б) около половины населения
в) меньшую часть населения
2. Нелегальный журнал либеральных партий в России назывался:
а) «Искра»
+б) «Освобождение»
в) «Революционная Россия»
3. РСДРП образовалась:
+а) в 1898 г. б) в 1902 г. в) в 1903 г.
4. Крестьянские выступления в 1905 г.:
а) резко возросли, но носили мирный характер
б) оставались на уровне начала века, но приобрели более агрессивные формы
в) становились более массовыми, агрессивными и разнообразными по формам
5. Январская петиция демонстрантов царю содержала:
а) только экономические требования
б) исключительно политические требования
+в) экономические и политические требования
Тест 7
Вариант 3
1. К началу XX в. основные капиталы России были сосредоточены:
а) в одном государственном банке
б) в пяти коммерческих банках
в) в 20 коммерческих банках
2.Социальной базой РСДРП являлись: а) крестьяне +б) рабочие в) интеллигенция
3. 9 января 1905 г. мирное шествие народа к царю с петицией завершилось:
а) массовой давкой народа на Дворцовой площади
+б) расстрелом демонстрантов правительственными войсками
в) вручением петиции Николаю II представителями рабочих
4. Окончательной политической целью буржуазии было требование установления:
+а) парламентской буржуазной республики
б) диктатуры пролетариата
в) анархического коммунизма
5.Какие из перечисленных ниже органов государственной власти существовали в России в 1906-1914 годах?
а) Учредительное собрание
+б) Государственная Дума
в) Верховный Тайный совет
Тест 7
Вариант 4
1. К числу крупнейших банков Российской империи принадлежали:
а) Саратовский, Нижегородский
б) Южно-Русский, Петербургский
в) Русско-Азиатский, Азовско-Донской
2. Раскол социал-демократической партии на большевиков и меньшевиков произошел:
а) в 1898 г. на I съезде
б) в 1901 г. на партийной конференции
+в) в 1903 г. на II съезде
3. Подготовил и провел мирную демонстрацию рабочих к Николаю II 9 января 1905 г.:
+а) священник Георгий Гапон
б) лидер большевиков В. И. Ленин
в) брат императора Владимир Александрович
4. В итоге Всероссийской политической октябрьской стачки власти:
а) ввели в крупные города войска и разгромили стачечников
+б) пошли на компромисс с бастующими и выпустили «Манифест»
в) обещали прекратить войну с Японией
5. Революция 1905-1907 гг. завершилась:
а) принятием Всероссийской Конституции
б) официальным отказом царя от всех положений «Манифеста 17 октября».
+в) государственным переворотом 3 июня 1905 г.
Тест 7
Вариант 5
1. Экономические спады в развитии промышленности произошли:
а) в 1900—1903 гг.
б) в 1907—1908 гг.
в) в оба названных периода
2. К положениям «Манифеста 17 октября 1905 г.» не относится:
а) провозглашение гражданских свобод
+б) провозглашение политической амнистии
в) введение законосовещательной Государственной Думы
3. Восстание на броненосце «Потемкин» началось
а) организованно по призыву представителей большевиков
+б) стихийно из-за некачественной пищи
в) стихийно из-за внеплановых военных учений
4. Аграрная реформа П.А.Столыпина предусматривала:
а) свободный выход крестьян из общины с наделом
+б) финансовую поддержку правительством крестьянских общин
в) передачу всей общинной земли крестьянам в собственность
5. РСДРП(б) в период революции выдвинула по аграрному вопросу программу:
+а) национализации всей земли в стране
б) социализации земли
в) муниципализации земли
Первые монополистические объединения в России (1870-90-е гг.)
Предыдущая12131415161718192021222324252627Следующая
Но общемировые процессы в создании монополий, мирохозяйственные связи способствовали появлению первых монополий и в России. В этом были заинтересованы слои предпринимателей (капиталистов). На основе имеющихся источников трудно разделить хронологически два взаимосвязанных процесса: формирование рыночной экономики свободной конкуренции и монополистической конкуренции. Во многом это объясняется незрелостью рыночных отношений в стране в связи с запоздалым проведением Крестьянской реформы и промышленной революции. В результате два этапа рыночной экономики в России развивались почти одновременно.
Монополистические объединения в Российской империи
Пока в начале 1880-х гг. не завершилась промышленная революция, не могли и образоваться картели в европейском варианте, они приняли форму “союзов” и “обществ”.
В 1882 г. пять заводов объединились и образовали “Союз рельсовых фабрикантов”. Он контролировал большинство заказов на изготовление рельсов для железных дорог страны. Следующим шагом было объединение предприятий по изготовлению креплений к рельсам (1884 г.), по строительству железнодорожных мостов (1887 г.), по производству оборудования для железных дорог (1889 г.). Это подтверждает известную схему развития российской промышленности — индустриализация в стране началась в транспортном машиностроении, и предприятия этой отрасли более других были подготовлены к монополизации. “Союз рельсовых фабрикантов” образовался сроком на пять лет. Это было обычной практикой для первых объединений: договор между предприятиями заключался сроком на 3—5 лет, по прошествии этого периода объединения распадались. Их договоры предусматривали для предприятий, выпускавших одинаковую продукцию, распределение заказов по видам согласно принятым Советом объединений квотам.
Похожие объединения тогда создавались и в отраслях легкой промышленности: свеклосахарной и текстильной; в добывающей отрасли — нефтяной. “Союзы “ эти были российским вариантом картелей и в своих соглашениях регулировали: а) объемы производства; б) условия сбыта продукции; в) условия найма рабочих. В соответствии со сложившейся мировой практикой предприятия, которые объединялись в картели и синдикаты, сохраняли производственно-коммерческую самостоятельность. Эту группу монополий еще называют объединениями со снабженческо-сбытовыми функциями.
Иностранный капитал в 1880-е гг. принимал участие в создании ряда картелей и синдикатов. Германский капитал участвовал в становлении картеля железопрокатных, проволочных и гвоздильных заводов (1886 г.). В нефтяной промышленности возник синдикат с участием капиталов братьев Нобель и компании Ротшильда.
Предпринимательство стало проявляться и в среде крупных землевладельцев на юге страны. В 1887 г. было создано монополистическое объединение в сахарной промышленности. В 1897 г. образовалось “Общество сахарозаводчиков”, объединив 206 из 226 существовавших предприятий этой отрасли.
Следующий этап монополизации в стране проходил в условиях бурного экономического подъема 1893—1899 гг., особенно в отраслях тяжелой промышленности. Если с 1875 до конца 80-х гг. XIX в. создавались в основном союзы — картели как монополистические объединения, то в 90-е гг. организуются синдикаты.
Предыдущая12131415161718192021222324252627Следующая