Советским правительством являлся

Высшим органом представительной и законодательной власти Российской Федерации является парламент — Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: нижней палаты — Государственной Думы, верхней — Совета Федерации. Они осуществляют законодательные функции, рассматривают и решают важнейшие государственные вопросы, формируют другие высшие государственные °рганы (правительство, судебные органы и т.п.) и имеют право контроля за деятельностью всего государственного аппарата системе. По Конституции Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя правительства и решает вопрос о доверии правительству. Однако^ парламентские полномочия нижней палаты по вопросу формирования исполнительной власти и контроля за ее деятельностью фактически оказываются ограниченными. Это выражается в том, что при определенной политической ситуации в стране Президент может распустить Государственную Думу, если последняя три раза подряд отклонила кандидатуру на должность Председателя правительства. По вопросу о доверии правительству тоже существуют свои “пределы”. Так, при повторном выражении недоверия правительству в течение трех месяцев Президент может принять решение либо об отставке правительства, либо о роспуске нижней палаты.

Совет Федерации формируется путем делегирования по два представителя от каждого субъекта Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов власти (по количеству это составляет 178 делегатов). К ведению верхней палаты относятся вопросы, связанные с изменением границ между субъектами Федерации, назначением на должность судей Конституционного Суда (19 судей), Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального Прокурора, утверждением указов Президента о введении чрезвычайного положения, решением вопросов об использовании вооруженных сил за пределами страны и другие. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета обе палаты Федерального собрания образуют Счетную палату.

Главой государства является Президент. Он избирается всенародным прямым голосованием на 4 года и не более двух сроков подряд.

Полномочия Президента России подразделяются на полномочия в области государственного управления; в сфере законодательной деятельности; в судебной области; внешнеполитические полномочия; представительские; чрезвычайные.

Президент наделен правом участия в формировании правительства: он назначает Председателя правительства с согласия Государственной Думы, а также назначает и освобождает от должности заместителей Председателя правительства, федеральных министров, Руководителей комитетов и ведомств. Президент руководит деятельностью правительства, может председательствовать на его заседаниях, он принимает решения об отставке правительства с согласия нижней палаты.

Президент активно участвует в законодательном процессе. Законы, принятые Федеральным Собранием, передаются президенту, который подписывает их или возвращает в двухнедельный срок в парламент со своими возражениями для повторного обсуждения и голосования. В случае отклонения закона президентом и при повторном одобрении 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и Государственной Думы закон подлежит подписанию президентом (в течение 7 дней). Глава государства обладает правом законодательной инициативы. Более того, следует отметить, что помимо президента этим правом обладает значительное количество субъектов политической системы • это Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, правительство, представительные органы власти субъектов федерации, Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд. Но глава государства в особых случаях может использовать свое право обращения непосредственно к народу, а также объявить о референдуме по отдельным вопросам законодательной деятельности и таким образом решить вопросы, минуя парламент. Президент и сам издает большое количество нормативных актов (указов, реорганизационных актов, распоряжений и др.).

В практике деятельности высших государственных органов применяется ежегодное представление президентом докладов о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Президент может обратиться с посланием к гражданам страны.

Президент возглавляет Совет Безопасности России. Глава государства утверждает военную доктрину, обладает правом объявления чрезвычайного положения и использования вооруженных сил за пределами территории страны по решению Совета Федерации.

Внешнеполитические полномочия главы государства весьма обширны. Президент является высшим представителем страны в сфере внешних отношений и осуществляет руководство внешней политикой. Выезжая с официальными визитами за границу, он пользуется правом на особо торжественный прием, ему предоставляется целый ряд привилегий. Он считается представителем своей страны по праву и не нуждается для этого в специальных полномочиях. Президенту предоставляется право ведения международных переговоров и заключения международных договоров и соглашений (они вступают в силу после ратификации парламентом). Он также назначает и отзывает дипломатических представителей государств, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Высшими органами судебной власти в России выступают Конституционный Суд, Высший Арбитражный Суд и Верховный Суд.

Система федеральных органов исполнительной власти включает Правительство РФ, состоящее из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров, а также отраслевые и межотраслевые органы: министерства, государственные комитеты, федеральные службы, межведомственные комиссии, советы и др. Правительство РФ разрабатывает и обеспечивает исполнение федерального бюджета, осуществляет управление федеральной собственностью, обеспечивает реализацию социально-экономических программ, осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики и др.

По Конституции РФ система органов исполнительной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливаются субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного права.

Разделение властей по вертикали предполагает существование представительных и законодательных органов субъектов Федерации, обладающих правом законодательной инициативы, и представительных органов местного самоуправления. По своему характеру это органы парламентского типа. Это означает, что, помимо профессионального состава (работы депутатов на постоянной основе) и постоянного характера работы, собрание представителей (дума, муниципальный комитет, городское собрание и др.) должны быть свободны от воздействия на них вышестоящих органов власти.

Представительные органы в пределах своей компетенции обсуждают и принимают решения по вопросам развития данного территориального сообщества, осуществляют контроль за работой Устных органов исполнительной власти и судов соответствующей ступени.

Органы местной исполнительной власти определяются населением самостоятельно для решения вопросов местного значения владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Главы местной администрации (мэр, губернатор) должны избираться населением на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права.

Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливает местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают вопросы местного значения. Кроме собственной компетенции, органы местного самоуправления могут выполнять некоторые государственные функции, под исполнение которых должны передаваться необходимые материальные и финансовые ресурсы. Передача функций должна носить договорной характер между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Таким образом, в Российской Федерации существует довольно разветвленная многоуровневая система органов представительной, законодательной и исполнительной власти. Дальнейшее развитие демократии, усиление местного самоуправления, расширение прав и возможностей граждан включает последующую децентрализацию государственного управления и последующее смещение управленческих функций с федерального на региональный и местный уровни.

Основные понятия: государство, форма государственного устройства, форма правленая, конфедерация, федерация, унитарное государство, правовое государство, социальное государство.

Выводы

1. Отправной пункт политологического анализа государства • определение его в качестве основного элемента, сердцевины политической системы. Государство — • особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом, моно полней на применение узаконенного насилия и осуществляют^ управление обществом с помощью специального механизма (аппарата).

2. Форма государственного устройства — это национально-территориальная организация государства и взаимоотношения центральных, региональных органов. Под формой-правления понимается способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в ихформировании.

3. Правовое и социальное государство является величайшим достижением мировой цивилизации. Однако задача формированияправового социального государства в России представляется исключительно сложной вследствие необходимости одновременногосоздания и правовой, и социальной государственности в условияхпосттоталитарного общества.

Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 213 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

Высшим органом представительной и законодательной власти Российской Федерации является парламент — Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: нижней палаты — Государственной Думы, верхней — Совета Федерации. Они осуществляют законодательные функции, рассматривают и решают важнейшие государственные вопросы, формируют другие высшие государственные °рганы (правительство, судебные органы и т.п.) и имеют право контроля за деятельностью всего государственного аппарата системе.

Правительство СССР

По Конституции Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя правительства и решает вопрос о доверии правительству. Однако^ парламентские полномочия нижней палаты по вопросу формирования исполнительной власти и контроля за ее деятельностью фактически оказываются ограниченными. Это выражается в том, что при определенной политической ситуации в стране Президент может распустить Государственную Думу, если последняя три раза подряд отклонила кандидатуру на должность Председателя правительства. По вопросу о доверии правительству тоже существуют свои “пределы”. Так, при повторном выражении недоверия правительству в течение трех месяцев Президент может принять решение либо об отставке правительства, либо о роспуске нижней палаты.

Совет Федерации формируется путем делегирования по два представителя от каждого субъекта Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов власти (по количеству это составляет 178 делегатов). К ведению верхней палаты относятся вопросы, связанные с изменением границ между субъектами Федерации, назначением на должность судей Конституционного Суда (19 судей), Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального Прокурора, утверждением указов Президента о введении чрезвычайного положения, решением вопросов об использовании вооруженных сил за пределами страны и другие. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета обе палаты Федерального собрания образуют Счетную палату.

Главой государства является Президент. Он избирается всенародным прямым голосованием на 4 года и не более двух сроков подряд.

Полномочия Президента России подразделяются на полномочия в области государственного управления; в сфере законодательной деятельности; в судебной области; внешнеполитические полномочия; представительские; чрезвычайные.

Президент наделен правом участия в формировании правительства: он назначает Председателя правительства с согласия Государственной Думы, а также назначает и освобождает от должности заместителей Председателя правительства, федеральных министров, Руководителей комитетов и ведомств.

Президент руководит деятельностью правительства, может председательствовать на его заседаниях, он принимает решения об отставке правительства с согласия нижней палаты.

Президент активно участвует в законодательном процессе. Законы, принятые Федеральным Собранием, передаются президенту, который подписывает их или возвращает в двухнедельный срок в парламент со своими возражениями для повторного обсуждения и голосования. В случае отклонения закона президентом и при повторном одобрении 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и Государственной Думы закон подлежит подписанию президентом (в течение 7 дней). Глава государства обладает правом законодательной инициативы. Более того, следует отметить, что помимо президента этим правом обладает значительное количество субъектов политической системы • это Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, правительство, представительные органы власти субъектов федерации, Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд. Но глава государства в особых случаях может использовать свое право обращения непосредственно к народу, а также объявить о референдуме по отдельным вопросам законодательной деятельности и таким образом решить вопросы, минуя парламент. Президент и сам издает большое количество нормативных актов (указов, реорганизационных актов, распоряжений и др.).

В практике деятельности высших государственных органов применяется ежегодное представление президентом докладов о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Президент может обратиться с посланием к гражданам страны.

Президент возглавляет Совет Безопасности России. Глава государства утверждает военную доктрину, обладает правом объявления чрезвычайного положения и использования вооруженных сил за пределами территории страны по решению Совета Федерации.

Внешнеполитические полномочия главы государства весьма обширны. Президент является высшим представителем страны в сфере внешних отношений и осуществляет руководство внешней политикой. Выезжая с официальными визитами за границу, он пользуется правом на особо торжественный прием, ему предоставляется целый ряд привилегий. Он считается представителем своей страны по праву и не нуждается для этого в специальных полномочиях. Президенту предоставляется право ведения международных переговоров и заключения международных договоров и соглашений (они вступают в силу после ратификации парламентом). Он также назначает и отзывает дипломатических представителей государств, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Высшими органами судебной власти в России выступают Конституционный Суд, Высший Арбитражный Суд и Верховный Суд.

Система федеральных органов исполнительной власти включает Правительство РФ, состоящее из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров, а также отраслевые и межотраслевые органы: министерства, государственные комитеты, федеральные службы, межведомственные комиссии, советы и др. Правительство РФ разрабатывает и обеспечивает исполнение федерального бюджета, осуществляет управление федеральной собственностью, обеспечивает реализацию социально-экономических программ, осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики и др.

По Конституции РФ система органов исполнительной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливаются субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного права.

Разделение властей по вертикали предполагает существование представительных и законодательных органов субъектов Федерации, обладающих правом законодательной инициативы, и представительных органов местного самоуправления. По своему характеру это органы парламентского типа. Это означает, что, помимо профессионального состава (работы депутатов на постоянной основе) и постоянного характера работы, собрание представителей (дума, муниципальный комитет, городское собрание и др.) должны быть свободны от воздействия на них вышестоящих органов власти.

Представительные органы в пределах своей компетенции обсуждают и принимают решения по вопросам развития данного территориального сообщества, осуществляют контроль за работой Устных органов исполнительной власти и судов соответствующей ступени.

Органы местной исполнительной власти определяются населением самостоятельно для решения вопросов местного значения владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Главы местной администрации (мэр, губернатор) должны избираться населением на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права.

Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливает местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают вопросы местного значения. Кроме собственной компетенции, органы местного самоуправления могут выполнять некоторые государственные функции, под исполнение которых должны передаваться необходимые материальные и финансовые ресурсы. Передача функций должна носить договорной характер между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Таким образом, в Российской Федерации существует довольно разветвленная многоуровневая система органов представительной, законодательной и исполнительной власти. Дальнейшее развитие демократии, усиление местного самоуправления, расширение прав и возможностей граждан включает последующую децентрализацию государственного управления и последующее смещение управленческих функций с федерального на региональный и местный уровни.

Основные понятия: государство, форма государственного устройства, форма правленая, конфедерация, федерация, унитарное государство, правовое государство, социальное государство.

Выводы

1. Отправной пункт политологического анализа государства • определение его в качестве основного элемента, сердцевины политической системы. Государство — • особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом, моно полней на применение узаконенного насилия и осуществляют^ управление обществом с помощью специального механизма (аппарата).

2. Форма государственного устройства — это национально-территориальная организация государства и взаимоотношения центральных, региональных органов. Под формой-правления понимается способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в ихформировании.

3. Правовое и социальное государство является величайшим достижением мировой цивилизации. Однако задача формированияправового социального государства в России представляется исключительно сложной вследствие необходимости одновременногосоздания и правовой, и социальной государственности в условияхпосттоталитарного общества.

Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 212 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

федеральное агентство по образованию

Исторический факультет

Кафедра документоведения

РЕФЕРАТ

ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СССР

Белгород 2008

Введение

1917 – 1936

1936 – 1953

1953 – 1978

Заключение

Библиографический список

Введение

Октябрьский переворот 1917 г., нацеленный на коренной слом старого государственного аппарата, на приобщение к его деятельности широких трудящихся масс, по форме кардинально изменил государственный аппарат. Всероссийский съезд Советов стал высшим органом государственной власти. В период между его съездами избирался ВЦИК — исполнительная власть. Для непосредственного управления страной образовано первое советское правительство — Совет Народных Комиссаров (Совнарком). Для руководства отдельными отраслями государственного управления постановлением Съезда были созданы первые 13 народных комиссариатов (наркоматов).

По составу новый аппарат принципиально отличался от старого: фактическое отстранение от власти бывших помещиков, дворян, представителей купечества закреплено декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 11 ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов». Для работы в советских учреждениях были привлечены рабочие, солдаты и пр., не имеющие специального образования. Уровень документационного обеспечения управления понизился. В то же время на своих местах оставались многие царские чиновники, саботировавшие новую власть. Председатель СНК В.И. Ленин признал, что «…культурный уровень не поднят, и поэтому бюрократы занимают старые места». Необходимо было законодательно оформить деятельность властных структур, упорядочить процессы документирования.

1917 – 1936

С победой Октябрьской революции высшим органом государственной власти являлся Всероссийский съезд Советов и в период между съездами — Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). С образованием советских республик здесь также возникли аналогичные высшие органы государственной власти — съезды Советов и ЦИКи.

С объединением республик в единое союзное государство были созданы аналогичные общесоюзные органы власти — Всесоюзные съезды Советов и ЦИК СССР, в союзных и автономных республиках высшими органами власти по-прежнему оставалась соответствующие съезды Советов и ЦИКи. Такая структура просуществовала до принятия Конституции СССР 1936 г., когда вся система Советов была перестроена.

Положение всероссийских съездов Советов в системе органов государственной власти было определено не сразу. В первом же воззвании II Всероссийского съезда Советов к рабочим, солдатам и крестьянам съезд только конституировал себя верховным законодательным учреждением родившегося государства, закрепил появление республики Советов. Однако II Всероссийский съезд Советов не регламентировал положение и деятельность верховных государственных учреждений[1] . На основании практического опыта резолюция III Всероссийского съезда Советов «О федеральных учреждениях Российской республики» и затем Конституция РСФСР 1918 г. определили положение Всероссийских съездов Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.

Конституция РСФСР 1918 г. называет съезд Советов высшей властью. Ведению съездов подлежали вопросы общегосударственного значения и все вопросы, которые съезды признали бы подлежащими их разрешению, т. е. компетенция съездов ничем ограничена не была. Так, V Всероссийский съезд Советов (1918) утвердил первую советскую конституцию — Конституцию РСФСР; VII Всероссийский съезд Советов (1919) принял резолюцию «Об организации продовольственного дела в РСФСР» и «О Советском строительстве». VIII Всероссийский съезд Советов (1920) обсудил план электрификации России, утвердил положения о СНК и СТО и договор между РСФСР и УССР, принял решение о сокращении численности Красной Армии. IX Всероссийский съезд Советов ‘(1921) утвердил декрет СНК «Об электрификации», о сужении круга деятельности ВЧК, на X Всероссийском съезде Советов (1922) обсуждалось предложение о создании Союза Советских Социалистических Республик, были избраны делегаты на первый съезд Советов СССР, заслушаны доклады наркомов земледелия, просвещения, финансов. Устанавливалась при этом и исключительная компетенция съездов, к ней относились: выборы ВЦИК, ратификация мирных договоров, изменение Конституции.

Конституция РСФСР установила, что съезды Советов созываются по решению ВЦИК не реже двух раз в год, в дальнейшем, с 1921 г., было установлено, что они созываются один раз в год[2] . Кроме очередных съездов в случае необходимости мог быть созван чрезвычайный (внеочередной) съезд по решению ВЦИК или по требованию Советов местностей, насчитывающих не менее одной трети населения республики.

Выборы в Советы и на съезды Советов проводились на основе единого избирательного права; лишались избирательных прав эксплуататоры и лица, жившие на нетрудовые доходы, служители культа; были сняты все избирательные ограничения, присущие буржуазной избирательной системе.

Конституция установила прямые выборы в сельские и городские Советы и многоступенчатые в высшие органы власти, т. е., когда делегаты на съезд избирались не прямо, а через своих делегатов (сначала избирались делегаты на волостной съезд Советов, делегаты волостного съезда Советов избирали делегатов на уездный съезд, последние — на губернский и т. д.). Выборы происходили путем открытого голосования, были максимально приближены к производству, в связи с чем избирательные участки большей частью были производственными, но создавались и территориальные (по территориальному признаку голосовало население, не охваченное производством). Этот порядок создавал препятствия к проникновению в органы власти враждебных элементов.

Еще одну важную особенность имели выборы — не вполне равное избирательное право у рабочих и у крестьян. У рабочих были некоторые избирательные преимущества перед крестьянством. Это объяснялось еще не изжитым влиянием контрреволюции на крестьянство.

Органы власти в СССР с 1924 по 1991 годы

Для усиления руководящей роли рабочего класса Конституция 1918 г. закрепила некоторые избирательные преимущества рабочего класса: Всероссийский съезд Советов составлялся из представителей городских съездов Советов из расчета 1 депутат на 25000 избирателей, губернских съездов Советов — из расчета 1 депутат на 125 000 жителей.

Объясняя это неравенство, В. И. Ленин на VIII съезде партии говорил: «…меры такого рода, как неравенство рабочих с крестьянами, Конституцией вовсе не предписываются. Конституция их записала после того, как они были введены в жизнь… Организация пролетариата шла гораздо быстрее, чем организация крестьянства, что делало рабочих опорой революции и давало им фактически преимущество. Дальше стоит задача: от этих преимуществ переходить постепенно к их уравнению».

Основные положения Конституции 1918 г. были закреплены и в Конституции союзного государства 1924 г.

Верховным органом власти СССР являлся Съезд Советов СССР, в период между съездами — ЦИК СССР. В Конституции СССР 1924 г. компетенция съездов специально не оговаривалась. Верховный орган власти Союза ССР мог принять к рассмотрению любой вопрос, отнесенный к ведению общефедерального управления; к исключительному ведению относилось изменение Конституции СССР, выборы ЦИК СССР. Съезды Советов обсуждали работу Правительства СССР, отчеты руководителей ведущих хозяйственных наркоматов. На съездах обсуждались решения по таким принципиальным вопросам социалистического строительства, как проведение коллективизации, индустриализации, задания первой пятилетки, вскрывались недостатки в деятельности наркоматов, отмечались недочеты отдельных законов, что помогало совершенствованию государственного аппарата и советского законодательства.

Съезды Советов СССР созывались раз в год, а с 1927 г. — один раз за два года. Помимо очередных съездов мог быть созван Чрезвычайный съезд Советов СССР по инициативе ЦИК СССР или по требованию не менее двух союзных республик. Чрезвычайный съезд созывался всего 1 раз для утверждения Конституции СССР 1936 г. Всего с момента образования СССР (1922) было созвано 7. очередных и 1 чрезвычайный съезд Советов СССР.

Число делегатов, избираемых на съезды, постепенно возрастало: число делегатов с решающим голосом на Всесоюзных съездах Советов (с I по VIII) выросло с 1673 до 2106, при этом 70—80 % делегатов, как правило, являлись рабочими и крестьянами. В Президиум съезда избиралось до 100 чел., заседания вели поочередно председатели ЦИК союзных республик. Съезд образовывал вспомогательные органы — Совет старейшин, мандатную комиссию, редакционные комиссии.

Так как съезды Советов собирались периодически, необходим был постоянно действующий высший орган власти.

Такими органами являлись Центральный Исполнительный комитет (ЦИК) СССР и ЦИКи республик[3] .

В Российской Федерации таким органом был Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), избранный на II Всероссийском съезде Советов. В его состав вошли видные партийные и государственные деятели: В. И. Ленин, Я. М. Свердлов, Ф. Э. Дзержинский, М. С. Урицкий, В. Володарский, Н. И. Подвойский, Г. И. Петровский, А. С. Бубнов, В. Д. Лвапесов, П. И. Стучка и другие. В дальнейшем количественный состав членов ВЦИК увеличивался главным образом за счет представителен братских советских республик, вступавших в договорные отношения с РСФСР, Председателем ВЦИК бессменно до марта 1919 г, был Я. М. Свердлов. Отмечая его заслуги перед революцией, и в частности на посту председателя ВЦИК, В. И. Ленин писал: «Если нам удалось в течение более чем года вынести непомерные тяжести, которые падали на узкий круг беззаветных революционеров, если руководящие группы могли так твердо, так быстро, так единодушно решать труднейшие вопросы, то это только потому, что выдающееся место среди них занимал такой исключительный, талантливый организатор, как Яков Михайлович». Затем на этот пост был выдвинут М. И. Калинин.

Высшие органы государственной власти в СССР (стр. 1 из 3)

Главы правительства СССР

Председатель Совета Народных Комиссаров СССРПредседатель Совета Министров СССРПремьер-Министр СССРРуководитель Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР[2]Председатель Межреспубликанского экономического комитета СССРПредседатель Межгосударственного экономического комитета – Премьер-Министр Экономического сообщества
6 июля 1923 — 21 января 1924 Ульянов (Ленин) Владимир Ильич*
21 января 1924 — 2 февраля 1924 вакансия [1]
2 февраля 1924 — 19 декабря 1930 Рыков Алексей Иванович
19 декабря 1930 — 6 мая 1941 Молотов Вячеслав Михайлович
6 мая 1941 — 15 марта 1946 Сталин Иосиф Виссарионович
19 марта 1946 — 5 марта 1953 Сталин Иосиф Виссарионович(x)
5 марта 1953 — 8 февраля 1955 Маленков Георгий Максимилианович
8 февраля 1955 — 27 марта 1958 Булганин Николай Александрович
27 марта 1958 — 15 октября 1964 Хрущев Никита Сергеевич
15 октября 1964 — 23 октября 1980 Косыгин Алексей Николаевич
23 октября 1980 — 27 сентября 1985 Тихонов Николай Александрович
27 сентября 1985 — 14 января 1991 Рыжков Николай Иванович
14 января 1991 — 22 августа 1991 Павлов Валентин Сергеевич
22 августа 1991 — 5 сентября 1991 вакансия
6 сентября 1991 — 20 сентября 1991 Силаев Иван Степанович
20 сентября 1991 — 14 ноября 1991 Силаев Иван Степанович (x)
14 ноября 1991 — 26 декабря 1991 Силаев Иван Степанович (x)
Примечания:Заместитель Председателя Совета Народных Комиссаров СССР
[1] В период вакансии в должности Председателя Народных Комиссаров СССР (21 января 1924 — 2 февраля 1924) фактическое исполнение обязанностей осуществляли:
6 июля 1923 — 2 февраля 1924 Рыков Алексей Иванович (x)
6 июля 1923 — 16 января 1926 Каменев Лев Борисович
6 июля 1923 — 8 мая 1928 Цюрупа Александр Дмитриевич
6 июля 1923 — 21 мая 1925 Чубарь Влас Яковлевич
6 июля 1923 — 21 мая 1925 Орахелашвили Мамия (Иван) Дмитриевич
[2] Продолжал оставаться в должности Руководителя Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР до 19 декабря 1991 г., когда комитет был упразднен Указом Президента РСФСР № 299. * Полужирным выделены главы советского правительства, являвшиеся фактическими главами СССР

См. также:

НоминальныеПравители

Понравилась статья? Поделись ссылкой!

Органы государственного управления в СССР

Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти, непосредственно осуществляющим полномочия по управлению страной, является правительство. В зависимости от формы государства, существующих традиций и иных факторов в различных странах оно именуется по-разному (кабинет министров, совет министров). Руководство его деятельностью осуществляет глава правительства, именуемый в различных государствах также по-разному (премьер-министр, канцлер, председатель совета или кабинета министров, председатель правительства — в России). Членами правительства могут быть заместители главы правительства, руководители центральных (федеральных) органов исполнительной власти, помощники министров.

В СССР высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти был Совет Министров СССР (или Правительство СССР).

Первое Советское правительство

В союзных и автономных республиках в составе СССР высшими исполнительными и распорядительными органами государственной власти были соответствующие советы министров. Министерства СССР, союзных и автономных республик в пределах имеющихся полномочий осуществляли руководство отдельными отраслями государственного управления. Исполнительные комитеты краев, областей, автономных областей, районов, городов и сел в рамках своей компетенции осуществляли руководство культурно-политическим и хозяйственным строительством на основе решений вышестоящих органов.

В своей деятельности органы государственного управления были подотчетны и подконтрольны органам власти — Советам депутатов трудящихся. Кроме того, исходя из принципов демократического централизма, органы государственного управления непосредственно подчинялись вышестоящим органам государственного управления. Широко применялась практика делегирования части государственных функций общественным организациям (профсоюзам).

Практика государственного строительства и господствующая в советской науке теоретическая концепция отрицали принцип разделения власти на три его классические ветви — законодательную, исполнительную и судебную. Считалось, что вся полнота власти принадлежит населению, организованному в виде советов депутатов трудящихся всех управленческих уровней. Основными чертами органов государственного управления в СССР были следующие:

  • действовали только на основании и во исполнение законов;
  • были подотчетны и подконтрольны органам партийной власти — коллегиальным (съезды, пленумы) или единоличным (первые секретари райкомов, горкомов, обкомов, крайкомов, союзных республик);
  • находились в непосредственном подчинении вышестоящих органов управления (демократический централизм);
  • действовали только в пределах имеющейся компетенции;
  • при решении поставленных задач поощрялась самостоятельность, но только в рамках официальных партийных установок (партийной идеологии).

По порядку образования органы государственного управления в СССР подразделялись следующим образом.

1. Органы, указанные в тексте Конституции СССР 1936 г. (Совет Министров СССР и советы министров республик в составе СССР, министерства, Госпланы, комитеты и управления по делам искусств, дорожные управления и комитеты по делам культурно-просветительных учреждений и др.) и создаваемые в установленном ею порядке.

2. Органы, не указанные в тексте Конституции СССР и создаваемые по специальному постановлению уполномоченных органов власти. Например, при Совете Министров СССР создавались Государственный арбитраж, Телеграфное агентство Советского Союза (ТАСС), Совинформбюро, Академия наук СССР.

По порядку принятия управленческих решений органы государственного управления СССР делились на коллегиальные (советы министров всех уровней, исполнительные комитеты) и единоличные (министерства и ведомства).

По территориальной сфере деятельности органы государственного управления подразделялись на центральные (действовали в масштабах страны, союзной или автономной республики, союзного министерства или ведомства) и местные (все остальные нижестоящие органы государственного управления).

По объему компетенции органы государственного управления делились на органы общей компетенции (органы, которые на определенной рамками компетенции территории осуществляют управление практически всеми отраслями) и органы специальной (отраслевой) компетенции, которые предназначены осуществлять отраслевое управление или выполняют определенные функции (контроль, надзор, планирование).

По источнику финансирования и способу распоряжения материальными средствами они делились на бюджетные (их доходы и расходы определялись вышестоящими и соответствующими финансовыми органами в порядке утверждения сметы) и хозрасчетные (они обладали имущественной и оперативной самостоятельностью, а также материальной заинтересованностью).

Первое советское правительство

Оставьте комментарий