Советская психология


Доклад: Советская психология в 1920-1930 годах

План
Введение
1 Процессы
2 Дисциплины
3 Институты и общества
4 События
4.1 1920-е гг.
4.2 1930-е гг.

5 Журналы по психологии и психоневрологии
6 Важнейшие публикации этого периода
7 Историография
7.1 научные дисциплины, общие работы
7.2 предыстория
7.3 Челпанов и «идеалистическая» психология
7.4 физиология и психофизиология
7.5 реактология
7.6 психоанализ
7.7 педология
7.8 психотехника
7.9 психогигиена
7.10 психотерапия
7.11 психогенетика
7.12 дефектология
7.13 выготсковедение
7.14 советская психология и международная наука
7.15 кинематография и семиотика

Введение

1. Процессы

Период 1920-30х годов ознаменовался становлением советской психологии на основе философии марксизма. В этот период закладываются две основные взаимосвязанные темы в истории советской психологии, которые будут определять её развитие на протяжении последующих десятилетий. Это, во-первых, поиск конкретно-эмпирического наполнения марксистской психологии. Во-вторых, это тема поиска самостоятельного, отличного от физиолоческого, социологического, литературоведческого, антропологического, медицинского и проч. исследования самостоятельного объекта и оснований психологического исследования, отличного от физиологического, социологического, литературоведческого, антропологического, медицинского и проч. исследования. И в то же время, психология в этот период развивается в тесном взаимодействии и диалоге с разнообразными смежными областями «человековедения» и представлена разнообразными пограничными школами и исследовательскими традициями.

Годом признания советской психологии следует считать 1929, когда первая представительная группа советских ученых была заявлена для участия в IX международном психологическом конгрессе. И в то же время, параллельно с процессами интеграции советской науки в международную науку и становления оригинальных научных школ, проходят и противоположные процессы ограничения академической свободы и введения ценупры и государственного контроля над научными исследованиями. Так, 1930-е гг. ознаменованы рядом инспирированных органами государственного контроля дискуссий в психоневрологических науках, таких как «реактологическая» и «рефлексологическая» дискуссии, в ходе которых обсуждаемые научные направления были неизменно осуждены и преданы анафеме, а их представители и последователи должны были опубликовать публичные покаяния в признании ошибочности своих взглядов.

После постановления ЦК ВКП(б) «о педологических извращениях» 1936 года такие области прикладных исследований как педология и психотехника были практически закрыты и запрещены, и были поглощены психологией. Годы Большого террора (1937-38), во время которых развитие науки было несколько заторможено, а целый ряд выдающихся отечественных ученых и их патронов был сослан, заключен или физически уничтожен, внесли сумятицу в сложившиеся отношения в структуре власти и науки. Тем не менее, к 1939 году все наиболее существенные связи между психологической наукой и властью были восстановлены. Серия докторских диссертаций, публикаций психологических монографий и учебников, избрание Узнадзе академиком Академии наук Грузинской ССР, учреждение сектора психологии (1941), а впоследствии и Института психологии АН Грузии (с 21 августа 1943), награждение С. Л. Рубинштейна Сталинской премией (1942) и избрание членом-корреспондентом АН СССР, основание Академии педагогических наук РСФСР (АПН РСФСР) (Постановление СНК СССР от 6 октября 1943 г. «Об организации Академии педагогических наук РСФСР»; постановлением СНК РСФСР от 11 марта 1944 г. был утвержден первый состав действительных членов — 13 человек и членов-корреспондентов — 13 человек), а также введение психологии в школьную программу (1945) завершают этот период развития отечественной психологии как самостоятельной дисциплины.

2. Дисциплины

Таким образом, в Советском Союзе развитие психологии как самостоятельной марксистской науки в этот период проходит на стыке таких дисциплин как физиология высшей нервной деятельности (Павлов), рефлексология (Бехтерев), реактология (Корнилов), психоанализ (Ермаков, О. Шмидт и В. Шмидт, С. Шпильрейн, Лурия), педология (Залкинд, Моложавый, Блонский, Выготский), психотехника (И. Шпильрейн, Геллерштейн, Н. Бернштейн), психогигиена (Розенштейн, Рохлин, М. Лебединский), психотерапия (Платонов, Протопопов), дефектология (Выготский, Рау, Соколянский, Данюшевский, Занков, Соловьев), языкознание и литературоведение (Марр, ученые круга Бахтина, Московского лингвистического кружка, ОПОЯЗ’а), теория театра и кинематографии (Эйзенштейн, Мейерхольд, Курбас), зоопсихология (Вагнер, Северцов, Боровский, Войтонис, Ладыгина-Котс), и т. д.

3. Институты и общества

В этот период открывается и функционирует целый ряд научно-исследовательских, образовательных и медицинских организаций в которых проводились психологические исследования. Наиболее значимые научные организации этого времени:

  • Психоневрологический институт (основан В. М. Бехтеревым в Санкт-Петербурге в 1907 г.),
  • Психологический институт (основан Г. И. Челпановым в Москве в 1912, открыт в 1914),
  • Академия коммунистического воспитания (АКВ) (основана в 1919 г. в Москве, в 1934 г. реорганизована и переведена в Ленинград, где в 1944 г. вошла в состав местного педагогического института,
  • Второй Московский государственный университет (2-й МГУ)
  • Экспериментальный дефектологический институт (ЭДИ) (основан в Москве в 1929 г.; с 1934 по 1943 — Научно-практический институт специальных школ и детских домов Наркомпроса РСФСР),
  • Украинская психоневрологическая академия (УПНА) (основана в 1932 г. в Харькове на основе ряда исследовательских и медицинских учреждений, работавших там с 1921 г.; в 1936-7 реорганизована в Украинский психоневрологический институт),
  • Украинский институт экспериментальной медицины (основан в 1933, просуществовал предположительно до 1941)
  • Харьковский педагогический институт (ХГПИ/ХДПI) (кафедра психологии основана в 1933 г.).
  • Всесоюзный институт экспериментальной медицины (ВИЭМ) (отделы медицинской и генетической психологии учреждены в Москве в 1934 г.)
  • Московский НИИ психиатрии
  • Русское психоаналитическое общество
  • Государственная академия художественных наук (ГАХН)
  • Московский институт педологии и дефектологии
  • Ленинградский педагогический институт им. Герцена

См. тж.:

  • Мосархив. Путеводитель по фондам, Выпуск 3, Просвещение и народное образование & Здравоохранение, физическая культура и спорт
  • Центральные архивы Москвы: путеводитель по фондам

4. События

4.1. 1920-е гг.

  • 24 июня-2 июля — I Всероссийский съезд деятелей по борьбе с детской дефективностью, беспризорностью и преступностью
  • 10-15 января — I-й Всероссийский съезд по психоневрологии, впервые прозвучала программа построения марксистской психо­логии (Корнилов)
  • ноябрь — Г. И. Челпанов уволен с поста директора Психологического института; на его место назначен К. Н. Корнилов
  • 3-10 января — II-й Всероссийский съезд по психоневрологии, Петроград; доклад Выготского, переезд из Гомеля в Москву
  • 26 ноября-1 декабря — Второй съезд социально-правовой охраны несовершеннолетних (СПОН)
  • 11-19 января — I-й Всероссийский учительский съезд
  • защита диссертации Выготского Психология искусства
  • первая и единственная заграничная поездка Выготского: командирован в Лондон на дефектологическую конференцию; по дороге в Англию проехал Германию, Францию, где встречался с местными психологами
  • Выготский госпитализирован с туберкулёзом, в больнице пишет заметки, вполедствии опубликованные под названием Исторический смысл психологического кризиса, ставшие манифестом культурно-исторической психологии
  • апрель — Всесоюзная педологическая конференция
  • июнь — 1-ая Всесоюзная конференция по психофизиологии и профподбору, Москва
  • 27 декабря — скоропостижная смерть В. М. Бехтерева
  • 28 декабря 1927 г. — 4 января 1928 г. — Всесоюзный педологический съезд
  • 1-7 сентября — IX Международный психологический конгресс в Йельском университете; впервые в работе этого конгресса участвует представительная делегация от Советского Союза

4.2. 1930-е гг.

  • 25 января — 1 февраля — Первый Всесоюзный съезд по изучению поведения человека («поведенческий съезд»), Ленинград
  • 23-27 апреля — VI Международная конференция по психотехнике в Барселоне (от Советского Союза участвует И. Шпильрейн, также зачитан доклад Л. С. Выготского in absentia об изучении высших психологических функций в психотехнических исследованиях)
  • 5-10 мая — Первый международный конгресс по психогигиене, Вашингтон (Л.М. Розенштейн, А.Б.Залкинд [1])
  • 9 октября — доклад Выготского о психологических системах, прочитанный в клинике нервных болезней 1 МГУ: начало новой исследовательской программы
  • реактологическая дискуссия
  • 20-25 мая — Первый Всесоюзный съезд по психотехнике и психофизиологии труда, Ленинград
  • 8-13 сентября — VII Международная психотехническая конференция (VII International Congress of Applied Psychology (or Psychotechnics) ), Москва
  • сентябрь — Выготский и Лурия поступили на заочное отделение медицинского факультета в Украинской психоневрологической академии в Харькове
  • октябрь-декабрь — переезд Лурии, Лебединского, Леонтьева, Запорожца и Божович из Москвы в Харьков, основание Харьковской психологической школы
  • декабрь — доклад Выготского о сознании, компиляция конспектов А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца опубликована под именем Выготского как его доклад Проблема сознания; расхождение с группой Леонтьева в Харькове
  • февраль-май — Курт Левин останавливается в Москве проездом из США (через Японию), встречи с Зейгарник, Лурией, Выготским
  • 11 июня — Выготский умер (с 9 мая — на постельном режиме)
  • 18-24 июня — Первый Всеукраинский съезд невропатологов и психиатров, Харьков
  • август — XV международный физиологический конгресс, Ленинград-Москва
  • С. Л. Рубинштейн публикует Основы психологии
  • 13 февраля — умер Г. И. Челпанов
  • 27 февраля — умер И. П. Павлов
  • 4 июля — постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов »; фактический запрет педологии как научной дисциплины и начало гонений на психотехнику и психологию
  • июль — Арон Борисович Залкинд умер от инфаркта на улице, возвращаясь с собрания, где было оглашено Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов», Москва
  • 26 декабря — по обвинению в шпионаже и участии в контрреволюционной террористической организации приговорен к высшей мере наказания и в тот же день расстрелян Исаак Нафтулович Шпильрейн (реабилитирован в июне 1957 г.)
  • 7-9 декабря — первая научная конференция Харьковского педагогического института, первое публичное упоминание «Харьковской школы»

5. Журналы по психологии и психоневрологии

  • Вопросы дефектологии (1928—1931), Ленинград
  • Вопросы изучения и воспитания личности (1919—1922; 1926—1932), Ленинград — Москва
  • Вопросы социальной психоневрологии (1929—1930), Ростов-на-Дону
  • Журнал невропатологии и психиатрии имени С.С. Корсакова (1901—1917; 1925—1931; позднее, с 1952), Москва — Ленинград
  • Журнал психологии, неврологии и психиатрии (1922—1924), Москва
  • Клинический архив гениальности и одаренности (1930), Свердловск
  • то же издание, с 1925 по 1929 — Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии), посвященный вопросам патологии гениально-одаренной личности, а также вопросам патологии творчества
  • Невропатология и психиатрия (1937—1951), Москва
  • то же издание, с 1932 по 1935 — Советская невропатология, психиатрия и психогигиена; с 1935 по 1936 — Невропатология, психиатрия, психогигиена
  • Обозрение психиатрии, неврологии и рефлексологии имени В.М. Бехтерева (1926—1930), Ленинград
  • ср., Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии. Ежемесячный журнал, посвященный неврологии, невропатологии, психиатрии, электротерапии, хирургии нервной системы, гипнотизму, психологии и уголовной антропологии (1896—1918), Петроград
  • Психогигиену в массы (1933—1934), Харьков
  • Психоневрологический вестник (1917), Москва
  • Психоневрологический журнал (1925), Омск
  • Психофизиология труда и психотехника (1928-32), Москва
  • то же издание, с 1932 по 1934 — Советская психотехника
  • Советская психоневрология (1931—1941), Киев — Харьков
  • то же издание, с 1925 по 1931 — Современная психоневрология

6. Важнейшие публикации этого периода

  • Басов, М.Я. Общие основы педологии, М., 1928 (1 изд.), 1931 (2 изд., испр.)
  • Выготский, Л. С. и Лурия, А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок (1930)
  • Рубинштейн, С. Л. Основы психологии. Москва: ГИЗ, 1935
  • Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. Москва: ГИЗ, 1940 (Сталинская премия за 1942 г.)

7. Историография

7.1. научные дисциплины, общие работы

  • Кременцов Н.Л. Принцип конкурентного исключения // На переломе: советская биология в 20-х — 30-х гг. Вып. 1 / Ред. Колчинский Э.И. СПб.: СПбФ ИИЕТ РАН, 1997. С. 107-164

7.2. предыстория

  • Будилова Е.А. & Кольцова В.А. 100-летие первой русской экспериментальной психологической лаборатории \\ Вопросы психологии, 1985’6 с.96
  • Акименко, М.А. & Деккер, Н. (2006). В.М.Бехтерев и медицинские школы Лейпцигского университета

7.3. Челпанов и «идеалистическая» психология

  • Богданчиков, С. А. Почему был уволен Челпанов? (Историография одного факта).
  • Эткинд А. М. Общественная атмосфера и индивидуальный путь ученого: опыт прикладной психологии 20-х годов

7.4. физиология и психофизиология

  • Ярошевский М. Г. Несколько штрихов к портрету С. В. Кравкова \\ Вопросы психологии, 1993’5 с.94
  • Ярошевский М. Г. Сталинизм и судьбы советской науки \\ Репрессированная наука. Л.: Наука, 1991 с.6-33

7.5. реактология

  • Кондаков И. М. Константин Николаевич Корнилов: талантливый организатор науки // Выдающиеся психологи Москвы. Под ред. В. В. Рубцова, М. Г. Ярошевского. М.: ПИ РАО, МОПК, 1997
  • Умрихин, В. В. «Начало конца» поведенческой психологии в СССР // Репрессированная наука, Л.: Наука, 1991, с.136-145.
  • Сироткина И.Е. От реакции к живому движению: Н.А. Бернштейн в Психологическом институте двадцатых годов // Вопросы психологии, 94’4, с.16

7.6. психоанализ

  • Овчаренко В.И. Вехи жизни Сабины Шпильрейн
  • Овчаренко В.И. Первое столетие Российского психоанализа
  • Белкин А.И., Литвинов А.В. К истории психоанализа в Советской России / Российский психоаналитический вестник, 1992, 2, с.24-32
  • Петрюк, П.Т., Бондаренко, Л.И., Петрюк, А.П. Вклад профессора Ивана Дмитриевича Ермакова в развитие психиатрии и психоанализа (к 130-летию со дня рождения)
  • Государственный психоаналитический институт
  • хроники Русского психоаналитического общества (РПСАО), 1923-1930 (по материалам Internationale Zeitschrift für Psychoanalyse, X-XVI)
  • Vera Schmidt

7.7. педология

  • Шварцман П. Я., Кузнецова И. В. Педология // Репрессированная наука / Под ред. М.Г. Ярошевского. Вып. II. Л.: Наука, 1994. С. 121—139
  • Петровский, А. В. Запрет на комплексное исследование детства // Репрессированная наука, Л.: Наука, 1991, с.126-135

7.8. психотехника

  • Коган, В.М., Селецкая, Л.И. (1996). Воспоминания о первой лаборатории психологии труда (к 100-летию со дня рождения С.Г. Геллерштейна)
  • Курек, Н. (1999). Разрушение психотехники
  • Тольц & Эдельман (2006). 1936: конец советской психотехники
  • Мунипов В.М. Основатель психотехники Г. Мюнстерберг – предтеча Л.С. Выготского в методологии психологического познания. Культурно-историческая психология (№2/2005)
  • Мунипов В.М. И.Н. Шпильрейн, Л.С. Выготский и С.Г. Геллерштейн — создатели научной школы психотехники в СССР. Культурно-историческая психология (№4/2006)
  • Носкова, О.Г. (2006). Московская школа индустриальной психотехники (к 115-летию И.Н. Шпильрейна и 110-летию С.Г. Геллерштейна)

7.9. психогигиена

  • Сироткина, И.Е. Психопатология и политика: становление идей и практики психогигиены в России
  • Савенко, Ю.С. (2004). Лев Маркович Розенштейн (1884 — 1934)
  • Rosenstein, L. M. (1930/1932). The development of mental hygiene in the Soviet Union as a public-health measure. In F. E. Williams (Ed.), Proceedings of the First International Congress on mental hygiene (Vol. 1, pp. 145-148). New York: International Committee for Mental Hygiene.
  • Salkind, A. B. (1930/1932). The fundamentals and the practice of mental hygiene in adolescence and youth in Soviet Russia. In F. E. Williams (Ed.), Proceedings of the First International Congress on mental hygiene (Vol. 1, pp. 148-150). New York: International Committee for Mental Hygiene
  • Zacharoff, L. (1931, July). «Mental Hygiene in Soviet Industry». Mental Hygiene, 15, 522-26

7.10. психотерапия

  • Платонов, К.И. (1962). Слово как физиологический и лечебный фактор. 3-е изд. (idem )
  • Кафедра психотерапии ХМАПО. История кафедры

7.11. психогенетика

  • Бабков, В. В. Медицинская генетика в СССР. Памяти Соломона Григорьевича Левита
  • Левина Е. С. Наука под прессингом системы: история несостоявшегося в Москве Международного генетического конгресса (1935—1938 гг.) // ИИЕТ РАН. Годичная научная конференция 1998. М.: ИИЕТ РАН, 1999, с.196-201.

7.12. дефектология

  • Замский Х.С. История олигофренопедагогики. — 2 изд. — М.: Просвещение, 1980. — 398 с.
  • Вехи истории. Прошлое в лицах © 2004 Институт Коррекционной Педагогики РАО

7.13. выготсковедение

  • Леонтьев, А.Н. Проблема деятельности в истории советской психологии, Вопросы психологии, 1986, N 4
  • Эткинд А. М. (1993) Еще о Л. С. Выготском: Забытые тексты и ненайденные контексты. Вопросы психологии, № 4, с. 37-55
  • Ярошевский М. Г. Л. С. Выготский — жертва «оптического обмана» \\ Вопросы психологии, 1993’4 с.55
  • Завершнева, Е. «Путь к свободе» (К публикации материалов из семейного архива Л. С. Выготского)
  • Выготский, Л. С. Записная книжка. Октябрь 1932 года (idem ) (подгот. текста и коммент. Е. Завершневой, публ. Г. Л. Выгодской)

7.14. советская психология и международная наука

  • Ярошевский М. Г. В школе Курта Левина (Из бесед с Б. В. Зейгарник) \\ Вопросы психологии, 1988’3 с.172

7.15. кинематография и семиотика

  • Булгакова О. Теория как утопический проект

Психология СССР

I. Задачи и методы психологии

II. Основные проблемы психологии

III. Отрасли психологии и ее значение

Список литературы

I. Задачи и методы психологии

Задача психологии — познание объективных законов психической деятельности человека, развития его сознания, формирования психических качеств личности. Психологические закономерности являются выражением зависимости психических процессов и свойств личности от жизней условий, в которых осуществляется отражательная деятельность мозга. Познание этих закономерностей — путь конкретного раскрытия природы и сущности психики, её развития и значения в жизни и деятельности человека. Оно — необходимое условие успешного решения практических задач руководства психическим созреванием личности, образованием её разума, целенаправленного изменения её психических особенностей в соответствии с запросами социалистического общества.

Для разрешения этих задач психология применяет объективные методы исследования. Вопреки субъективистам, утверждающим, будто психическое может быть познано только путём самонаблюдения, научная исходит из положения, что психическая деятельность, как и все жизненные явления, познаётся объективным путём. Являясь единством объективного и субъективного, психика выражается в движениях, действиях, поступках, речевых актах человека,измене ниях деятельности его организма и т. п. И эти объективные проявления психической деятельности в неразрывной связи с тем, что воздействует на века, мы получаем возможность раскрывать те и отношения, которые лежат в основе психического отражения действительности. В научном изучении психики применяются метод наблюдения за деятельностью, поведением, поступками детей и взрослых, метод бесед с ними, различные эксперимента, проводимого в лаборатории и в обычной естественной обстановке. В лабораториях широко используются специальные приборы для подачи различных раздражителей или заданий испытуемым, для фиксации их двигательных, речевых и других реакций, для учёта скорости и т. п. При этом учитываются также данные субъективных показаний испытуемых (самонаблюдения). Большие возможности изучения различных психических реакций представляет павловский метод образования секреторных, двигательных и других условных рефлексов. Важное место в психологических исследованиях занимают различные виды обучающего и воспитывающего эксперимента, дающего возможность проследить самый процесс формирования умственных действий, знаний, умений и навыков, волевых и других качеств человека. Особенно велико значение этих видов эксперимента при разработке вопросов детской и педагогической психологии. Важную роль в психологических исследованиях играет изучение продуктов деятельности человека, биографических и автобиографических материалов, а также данных клинических наблюдений за изменениями психической деятельности и материального субстрата.

Великая Октябрьская социалистическая революция внесла коренные изменения в развитии русской психологической науки. Среди психологов острая идейная борьба вокруг проблемы о философских началах психологии.

В первые годы советской власти старой психологии противостояла близкая к бихевиоризму «рефлексология» Бехтерева, однако вследствие грубого механизма соединённого с энергетизмом в духе Оствальда, она не давала перспектив для развития марксистской психологии. Большую роль в борьбе с идеализмом в начале 20-х гг. сыграли выступления П. П. Блонского (1884—1941) и особенно, К. Н. Корнилова (1879—1957), изобличавших реакционную сущность идеалистической психологии и призывавших к перестройке психологической науки на материалистической основе. Однако позитивная программа психологов во многом была также механистична («реактология» Корнилова, «поведенческая психология Блонского). Полемика с защитниками старой психологии, возглавлявшимися Челпановым, проводилась как в печати, так и в устных дискуссиях, в частности на всероссийских психоневрологических съездах 1923 и 1924. Значительным этапом в развитии советской психологии явились исследования Л.С.Выготского (1896—1934) и возглавлявшейся им группы психологов. В своих ранних работах Выготский указывал на значение учения И.

Советская психология

П. Павлова для психологии и пытался развить мысль о рефлекторной природе психики. Одним из первых советских авторов он подчеркнул всю важность проблемы сознания для материалистической психологии. Ему удалось не только подняться над ограниченностью «поведенческого» взгляда на человека, но и преодолеть идеалистическое представление о сознании как о замкнутом в себе мире чисто субъективных явлений. Он стремился объяснить психику человека как продукт человеческого развития, однако при этом дуалистически противопоставлял «культурное» развитие «натуральному», а самый ход исторического развития психики трактовал абстрактно, вне борьбы классов. Выготским показана ведущая роль обучения в психическом развитии ребёнка и предприняты первые исследования в области усвоения детьми научных понятий.

К 1935 году относится первая обобщающая работа С. Л. Рубинштейна, в которой рассмотрен ряд основных теоретических вопросов психологии и использован обширный экспериментальный материал. В это же время опубликован ряд ценных работ по отдельным вопросам психологии (П. П. Блонский, С. В. Кравков и др.).

Подъем советской психологии тормозился появлением лженауки педологии, подменявшей научное психическое развития ребёнка поверхностными обследованиями при помощи бессмысленных тестов и анкет. После ликвидации педологии широко развернулись (начиная с 1936) исследования по детской и педагогической психологии, началась более углублённая работа над общей теорией психологии. Были опубликованы новые учебники психологии, в которых по-новому освещались важнейшие теоретические проблемы психологической науки. Большое и значение для определения путей дальнейшего развития светской психологии имела состоявшаяся объединённая сессия Академии наук СССР и Академия медицинских наук СССР, посвящённая проблемам физиологического учения И. П. Павлова. Сессия послужила толчком для работы по перестройке психологической науки на основе учения Павлова, по устранению из неё остатков субъективизма и интроспекционизма.

Многочисленные исследования ведутся в различных областях психологической науки в СССР. Большое число работ посвящено проблеме ощущений и восприятий: изучению путей повышения чувствительности (С. В. Кравков, К. X. Кекчеев, Л. Богословский, Л. А. Шварц), изучению роли ориентировочного рефлекса в «настройке» анализаторов на более успешное их функционирование (Е. Н. Соколов), исследованию различий в чувствительности парных органов чувств (Б. Г. Ананьев) исследованию константности восприятия цвета, величины и формы предметов (П. А. Шеварев и др.), изучению восприятия времени (Д. Г.Элькин).

Большое место занимают исследования процессов памяти непроизвольного и произвольного запоминания участия процессов мышления в произвольном запоминании (А. А. Смирнов, ), в зависимости произвольного запоминания от характера задачи (Л. В. Занков), опосредованного запоминания, опирающегося на вспомогательные наглядные и словесные средства (А. Н. Леонтьев), рациональной организации повторений при заучивании (М. Н. Шардаков и др.), явлений «реконструкции» и реминисценции при воспроизведении (С.Л. Рубинштейн и др.), различных видов торможения при заучивании и воспроизведении.

Важный раздел работы советских психологов — вопросы психологии личности: проводятся исследования типологических особенностей высшей нервной деятельности человека (Б. М. Теплов, изучаются способности человека с точки зрения общей структуры способностей (А. Н. Леонтьев) и конкретных способностей в области искусства (Б. М. Теплов), исследуется проблема характера и егоформирования (Н. Д. Левитов, И. В. Страхов, А. Г. Ковалёв) и проблема отношений человека к действительности (В. Н. Мясищев).

Большое внимание уделяется разработке теории психического развития детей в его взаимоотношений с воспитанием и обучением (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Г. С. Костюк) и изучению возрастных психологических особенностей ребёнка А. В. Запорожезец, А. А. Люблинская, М. Н. Волокитина). Видное место отводится исследованию процессов усвоения знаний и навыков по отдельным школьным предметам: чтению (Т. Г. Егоров), письму (Е. В. Гурьянов), грамматике и орфографии (Д. Н. Богоявленский), арифметике (Н. А. Менчияская) и др. В связи с политехнизацией советской школы изучается усвоение технических знаний и овладение трудовыми умениями. На основе исследований по частным вопросам усвоения знаний и навыков решаются и общие проблемы психологии обучения (Н. А. Менчинская, Г. С. Костюк, Б. Г, Ананьев, П. А. Шеварёв, Ю. А. Самарин)

Исследования в области психологии искусства имеют целью выявить психологической производительности труда путём психологического анализа передовых методов работы на производстве. Предметом изучения являются и вопросы обучения производственному труду.

При изучении вопросов психологии спорта (А. Ц. Пуни, П. А. Рудик) основное внимание уделяется овладению двигательными навыками и исследованию психических состояний спортсменов во время подготовки и проведения спортивных состязаний.

Исследования в области патапсихологии из своих основных разделов имеют изучения различных видов нарушения психических функций при мозговых поражениях и исследования путей восстановления нарушенных функций (А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев). Другую группу составляют психологические исследования, проводимые в психиатрических клиниках (А, М. Шуберт, Б. В. Зейгарник). Большая работа ведется по изучению психологических особенностей умственно-отсталых, глухонемых и слепых детей (Л. В. Занков, И. М. Соловьёв, Ж. И. Шиф, М. И. Земцова). Большой научный интерес представляют работы слепоглухо-немой О. И. Скороходовой.

Советская психологическая наука и школа

В новых социалы «экономических условиях и в ответ на трудности, с которыми сталкивалась отечественная психология, складывается советская психология. Ее отличительной чертой является методологическая ориентация на марксизм Провозглашается задача создания «системы марксистской психологии», т.е. науки, построенной на основе марксистской философии, применяющий диалектический метод к разрешению психологических проблем. Директором московского психологического института в конце 1923 года был назначен К.Корнилов, его учреждение и возглавило борьбу за становление новой психологии. В условиях растущей идеологизации, с приходом к власти Сталина марксизм превратился в единственную официальную обязательную методологическую предпосылку психологии. При этом следует отличать искреннее устремление ученых, увлеченных учением Маркса и пытающихся его использовать творчески, от насаждаемого административными методами борьбы с инакомыслием внедрения догматизированного учения Маркса. Часто ссылки на произведения Маркса и Ленина были внешними и вуалировали результаты исследований.

История развития психологии в советский период не была однородной. Осуществлялись исследования, ориентированные на материализм естественно — научного характера, например, в области психофизиологии Сосредоточенность ученых на специальных вопросах позволила добиваться крупных успехов в области теории и практики прикладных исследований. Именно в дореволюционный период были разработаны концепции, обогатившие психологию, как мировую, так и отечественную культурно — историческая теория Л.С.Выготского, субъектиено — деятельностная психология Л Рубинштейна, психология деятельности АН Леонтьева, установки Д.Н.Узнадзе советские психологи активно участвовали в общественной жизни — в области рационализации производства Ответом на требование В.И Ленина внедрять психологию для повышения производительности труда стало интенсивное развитие в нашей стране психотехники. Ее крупными теоретиками и организаторами были Исаак Нафтулович Шпильрейн (1896 -1937) и его ученик Соломон Григорьевич Геллерштеин (1896 — 1967), а также С.М.Василейский. А.М.Мандыка и др. в 1921 году создается Центральный институт труда. Различные лаборатории открывались при предприятиях, ведомствах и пр. к 1923 году насчитывалось более 13 научных институтов, занятых изучением проблем труда и производства. Исследовались проблемы, профотбор, профподбор, профконсультация, лечение и повышение работоспособности человека, борьба с промышленным травматизмом и аварийностью с точки зрения «личного фактора», психологическая рационализация профессионального образования Объектом исследований были рационализация рабочего места, трудовой деятельности и условий труда. Изучались и ставились следующие задачи, закономерности процесса формирования навыка, создание тренажеров, процесс обучения профессиям, учет психологических критериев при создании машин; обеспечение полноты проявления способностей, обогащении профессии творчески гранями и др. Н. А. Бернштейн выдвинул биомеханическую программу исследования движении в процессе труда. Полученные факты о работе двигательного аппарата на периферии, в исполнительном движении поставили задачу объяснить проблему управления движением со стороны мозга. Сформулировано положение о кольцевой форме связи движения с командами из управляющего центра изменения напряжения мышцы в процессе движения передают сигналы в центр, нервная система посылает импульсы на периферию и снова получает информацию о ситуации. (Сенсорная информация является основанием для корректировки двигательного эффекта. Так биомеханические исследования стали фундаментом концепции построения движений и физиологии активности, оказавших значительное влияние на развитие психологической науки.

Советская психотехника развивалась в русле мировой прикладной психологии. И.Н Шпильрейн был представителем СССР в президиуме Международной психотехнической ассоциации, а с 1930-31 г.г.- ее президентом Советская наука была представлена на 4 Международном съезде по психотехнике(1927).

Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 167 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Глава 14. Развитие советской психологии

()

В начале XX столетия в России наблюдается интенсивное развитие психологической науки. Развертывается деятельность экспериментальных психологических лабораторий в Петербурге, Москве, Казани, Юрьеве, Харькове и других городах, организуются крупные психологические съезды (в 1905, 1909, 1910, 1913 и 1916 гг.), начинают издаваться специальные журналы ("Вопросы философии и психологии", "Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма", "Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии" и др.). В образованной части общества возрастает интерес к вопросам психологии, ведется острая полемика вокруг ее важнейших методологических проблем. Возникают прикладные отрасли психологии.

Психологические проблемы разрабатывались в атмосфере острой идейной борьбы. Крайне правую группировку в психологии того времени составляли философы-психологи (А. И. Введенский, Л. М.

Советская психология в условиях Великой Отечественной войны

Лопатин, Н. О. Лосский), проповедовавшие идеализм. Психология — в их интерпретации — спиритуалистская, интроспективная наука.

В разработке психологических проблем умозрительной психологии объективно противостояло направление, связанное с материалистической традицией русского естествознания. Его основателем был И. М. Сеченов. Это естественнонаучное направление прежде всего раскрывало биологические механизмы, лежащие в основе психической деятельности (И. П. Павлов, В. М. Бехтерев, В. А. Вагнер, Н. Н. Ланге, А. Ф. Лазурский, П. Ф. Лесгафт и др.). Свойственный этому направлению естественнонаучный материализм, будучи применен к проблемам психологии, создавал благоприятные условия для борьбы с реакционными идеалистическими концепциями, способствовал накоплению достоверных знаний о природе душевной жизни. С естественнонаучным материализмом была связана и известная односторонность указанного направления. Социальная обусловленность личности игнорировалась его сторонниками или трактовалась неверно, в связи с чем не могли получить адекватного решения проблемы характерологии, эмоций, мотивов деятельности.

Промежуточное положение между умозрительным и естественнонаучным направлениями в развитии психологии занимала группа ученых, отличавшаяся стремлением отгородить психологию как область эмпирического знания от философской борьбы и представить задачу психологического исследования ограниченной рамками изучения душевных явлений, игнорируя их сущность. Тяготея в понимании предмета психологии к идеалистическим построениям умозрительной психологии, в особенности к неокантианству, позитивизму и махизму, они использовали экспериментальные методы исследования, заимствованные из естественных наук, обнаруживая двойственность своей методологической позиции. Этим объясняется тот факт, что деятельность этих ученых постоянно была предметом жестокой критики как слева (И. П. Павлов, Н. Н. Ланге, В. А. Вагнер и др.). так и справа (С. Л. Франк, А. И. Введенский и др.).

Такова была расстановка сил в русской психологии накануне Октября. Очевидно, что ни одно из указанных направлений и научных школ не могло вывести психологию из методологического кризиса, который был характерен для данной эпохи. В эти же годы в философских трудах В. И. Ленина (в особенности в "Материализме и эмпириокритицизме", 1909) формулируются основные положения, исходя из которых можно было дать марксистское обоснование психологической науки. Однако лишь в советской психологии была широко использована сокровищница научных идей, содержащихся в трудах В. И. Ленина.

Итоги развития наиболее прогрессивных тенденций в русской психологии начала XX в. получили отражение — в книге Н. Н. Ланге "Психология", написанной в годы, непосредственно предшествовавшие революции. Ланге развивает генетический взгляд на психику, в которой он видел продукт развития жизни, жизненное приспособление, служащее важным фактором в борьбе за существование организма. Причину эволюции и совершенствования психики Ланге находит в ее биологической полезности. Не признавая душевную жизнь человека чем-то исключительным, Ланге, однако, не становится на вульгарно-биологическую точку зрения и подчеркивает общественную сущность человека. Психический мир человека — лишь некоторая стадия в эволюции живых существ. Человек — "существо общественное и историческое" — занимает высшую ступень психического развития, на которую его поднимают "общественный быт и исторический прогресс". Преемственность в психической жизни животных обусловлена лишь физиологической наследственностью их органического типа, а у "исторического", "общественного" человека выступает совсем иной фактор преемственности — традиция в широком смысле слова, передача от одного поколения к Другому всей совокупности достигнутой культуры при помощи языка, через подражание, обучение и т. д. "Душа человеческой личности на 99% есть продукт истории и общественности" (13, 27).

Если в конце XIX в. экспериментальная психология в России, несмотря на создание ряда лабораторий (В. М. Бехтеревым, В. Ф. Чижом, П. И. Ковалевским и др.), с большим трудом отстаивала право на самостоятельное существование, встречая ожесточенное сопротивление со стороны идеалистической университетской психологии, то в XX в. необходимость экспериментальной разработки вопросов психологии становится общепризнанной. Причиной этого являлись не только успехи опытного изучения психической жизни и материалистического их понимания, но и попытки противников материализма "приручить" экспериментальную психологию. В этом отношении характерна деятельность Г. И. Челпанова, пытавшегося создать в экспериментальной психологии своего рода форпост идеализма. Излагая историю Московского психологического института, он писал: "В 1888 году, в марте, я прочел в Московском психологическом обществе доклад, в котором я доказывал философам, что экспериментальная психология не ведет к материализму" (16, 138).

Г. И. Челианов был основателем и директором первого в России Московского психологического института, лабораторное оборудование которого было лучше, чем во всех аналогичных научных учреждениях не только в Европе, но и во всем мире. На основе опыта исследовательской работы в этом институте им была написана книга "Введение в экспериментальную психологию" (1915), в которой обобщались современные ему методы психологического изучения. Собрав вокруг себя способную молодежь (К. Н. Корнилов, Н. А. Рыбников, Б. Н. Северный, В. М. Экземплярский и др.), Челианов сумел создать им условия для научного творчества. Однако несомненные заслуги Челпанова перед русской психологической наукой не позволяют игнорировать тот факт, что он стремился оторвать экспериментальную психологию от материализма и подвести под нее идеалистическую базу. В результате его усилий экспериментальной психологии грозило превращение в "экспериментальную метафизику" (как замечал в связи с этим К. А. Тимирязев).

Краеугольным камнем психологической концепции Г. И. Челпанова была теория "эмпирического параллелизма" души и тела, восходящая к психофизическому параллелизму Вундта (см. 17). В этом позиции Г. И. Челпанова сближались с позициями А. И. Введенского, петербургского психолога и философа-неокантианца, автора книги "Психология без всякой метафизики".

Точка зрения "эмпирического параллелизма" находит отражение и в отношении к экспериментальному методу, вокруг которого в те годы не затихала научная полемика. Г. И. Челпанов, считая самонаблюдение "единственным источником познания психических явлений", отводил эксперименту лишь вспомогательную роль, усматривая вслед за Вундтом его основное значение в том, "чтобы сделать самонаблюдение более точным" (18, 38). Если простейшие, "элементарные" психические процессы изучались Челпановым в соответствии с принципами вундтовской физиологической психологии, то высшие умственные процессы предлагалось исследовать путем "экспериментального самонаблюдения", предложенного вюрцбургской школой. Указанные теоретические положения Г. И. Челпанов стремился реализовать в практике экспериментальной работы возглавляемого им института. Взгляды его, еще в дореволюционный период вызывавшие к себе критическое отношение со стороны представителей естественнонаучного направления (Н. Н. Ланге, В. М. Бехтерева и др.), становятся объектом острой критики в первые послереволюционные годы.

Оставьте комментарий